Не хочу быть крестной матерью как отказать. Крестные родители ручаются перед богом
Крещение – это одно из семи таинств, совершаемых Православной Церковью. Считается, что погружаясь в крестильную воду, человек умирает для жизни греховной и возрождается для жизни новой — духовной. Перед православным христианином обычно вопрос — крестить ребёнка или же нет, не возникает. Но в современном обществе всё чаще возникает вопрос, а можно ли отказаться от крещения ребёнка? Ответ на данный вопрос может дать лишь родитель, по совести своей, отвечающий за жизнь ребёнка не только физическую, но и духовную. Прежде чем сделать выбор необходимо взвесить все «за и против»!
Что даёт крещение ребёнку?
- омовение первородного греха, что позволяет приобрести вход во врата Небесных Обителей, ведь неизвестно какой жизненный срок отмерен каждому
- приобщение к таинству причастия, что поможет во время болезни облегчить боль ребёнка
Часто возникает вопрос, а стоит ли крестить ребёнка в младенчестве, ведь он не несёт ответственности и не способен выбрать вероисповедание?
Ответ однозначный – стоит. Ведь за ребёнка на себя возлагают ответственность, как родители, так и их восприемники (крёстные родители). Именно они обязаны приобщить младенца к праведной и безгреховной жизни. По церковным канонам, у ребёнка должен быть один крёстный родитель того же пола, что и крестящийся. Но по традиции сложилось иметь двух крёстных – и отца, и мать. Это церковью не возбраняется.
Родители должны знать и помнить, что крёстные выбираются по их духовной и праведной жизни в православии. Именно они смогут наставить ребёнка на путь праведный. Крестить младенца из корыстных целей, дабы получать от восприемников ценные дары считается большим грехом.
Сами же крёстные родители должны со всей ответственностью и пониманием идти на столь серьёзный шаг, так как они дают перед Богом и церковью обещание не просто заботиться о крещённом ими ребёнке, а нести ответственность в духовном воспитании и наставлениях, направляющих на путь веры православной.
Часто приглашённые в крёстные, сомневаются, можно ли отказаться от крестин ребёнка, так как бытует мнение, что это великий грех?
Отказаться можно, если Вы понимаете, что не готовы нести ответственность, именно в духовном воспитании ребёнка. Грехом будет, если Вы станете крёстным родителем, а обязанности и обещания, данные Богу и церкви, выполнить не сможете.
Что необходимо помнить, собираясь совершить таинство крещения:
- всю ответственность за крестящегося несут его родители и восприемники
- определённого возраста, в котором стоит проводить крещение, не существует, но по традиции считается, что крестить ребёнка необходимо на 40 – й день после рождения
- у крестящегося, не смотря на возраст, обязательно должен быть один крёстный родитель, по желанию оба
- в дни месячного очищения женщина должно воздержаться от таинства крещения
- нет определённых канонов, заставляющих крёстных дарить подарки, дар может быть преподнесён от души, быть полезным и символическим, например – Евангелие, икона и т.п.
- христиане, имеющие иное вероисповедание, не могут стать крёстными родителями православного христианина
- супруги или пара, собирающаяся заключить брак, не могут стать крёстными родителями одного ребёнка
- супруги, живущие в гражданском браке, считаются блудниками и поэтому не могут стать восприемниками
- супруги не могут стать крёстными родителями друг другу, в этом случае им придётся расторгнуть брак
- родственники (тёти, дяди, бабушки, дедушки) могут стать крёстными родителями, но только они не должны состоять между собой в браке
- приёмные родители не могут быть восприемниками детей взятых под опеку
- родители ребенка могут стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных родителей своих детей)
- священник, даже тот, что совершает таинство, может стать крёстным отцом крестящегося, но он может и отказать в данной просьбе, если не имеет возможности нести в дальнейшем ответственности за ребёнка
- брать крёстных «заочно» крайне нежелательно, восприемник должен подтвердить своё согласие принятием своего крестника от самой купели
- человек сколько угодно раз может становиться крёстным, но необходимо помнить о духовной ответственности
- один восприемник может быть у нескольких детей из одной семьи
- определённого возраста, с которого можно стать крёстным не существует, но желательно крёстные родители должны быть совершеннолетними и осознающими ответственность
- беременная женщина может стать крёстной матерью – это пойдёт ей лишь на пользу, отрицание по этому поводу — суеверие и к канонам церкви не имеет никакого отношения
- ни в коем случае нельзя перекрещивать ребёнка, менять имя, которым был наречён крещённый, полагаясь на магические обряды, которые иногда советуют совершить лекарки
Бытует мнение, что нельзя отказываться от предложения быть крестным родителем – якобы это грех. Однако крестные родители отвечают, прежде всего, за нравственность крестника, поэтому должны взять на себя ответственность за духовное воспитание ребенка.
Крестные родители должны быть православными людьми, обладающими высокими моральными качествами. Одаривать ребенка подарками – не единственная и не главная функция крестных. Проводя время с крестником, крестные должны с ним беседовать на темы добра, любви, моральных ценностей. Они должны приобщать ребенка к церкви: посещать с ним храм, водить на причастие, учить молитвы, рассказывать о Боге. По мнению церковных служителей, крестные родители должны иметь веру и покаяние и призваны для того, чтобы передать их, научить им своего крестника.
Раздумывая над предложением стать крестным, задайте себе вопрос – будете ли вы молиться за этого ребенка, как за своего родного?
Если вы понимаете, что не соответствуете этим требованиям, или не чувствуете в себе сил, чтобы помогать родителям в религиозном воспитании ребенка, не возлагайте на свои плечи непосильную ношу. Быть плохим крестным – хуже, чем отказаться им быть.
Как отказаться от предложения быть крестным
Если вы в полной мере осознали, что не готовы к ответственности, которая возлагается на крестных, и не чувствуете желания заботиться о крестнике, но боитесь своим отказом испортить дружеские отношения с родителями малыша, подготовьтесь к разговору с ними.
Можно предположить, что когда у друзей появится малыш, то вам предложат стать крестным, потому что хороший друг – это, как правило, потенциальный крестный. Зная об этом заранее, не отвечайте сразу на их предложение. Дайте родителям малыша понять, что вам очень приятно то, что они хотят доверить духовное воспитание своего ребенка именно вам. Объясните, что со всей серьезностью относитесь к таинству крещения и знаете, каким должен быть хороший крестный. Попросите у них время подумать. Тем самым вы подготовите своих друзей к тому, что ваш ответ может быть не только положительным. Попутно разъясните им, какие функции должны выполнять крестные родители. Молодые родители могут и не знать о них. Намекните, что вы не в полной мере обладаете какими-то качествами, необходимыми для религиозного воспитания ребенка.
Отказывая становиться крестным, честно скажите родителям, что вы не сможете оказывать достаточное внимание их ребенку, не готовы учить его нравственности, но при этом вы любите их малыша и будете с ним общаться, даже не становясь крестным.
Родители хотят для своего ребенка всего самого лучшего и, без сомнения, поймут ваш отказ, и это никак не отразится на вашей дружбе.
Можно ли отказаться быть крестной?
Можно ли отказаться быть крестным отцом или матерью?
Стать крестной или крестным это очень серьезная ответственность. Прежде чем соглашаться, нужно хорошо подумать, готовы ли ее на себя взять. Ведь смысл крестного не заключается только в участии в обряде крещения, вы всю жизнь должны будете нести ответственность за ребенка перед Богом. Если не чувствуете желания, то лучше отказаться от того, чтобы стать крестной. Церковь это не запрещает и не осуждает.
Отказывать в крещении ребенка конечно нельзя.Но я считаю если нету возможности или есть какие-то весомые причины лудше сразу об этом сказать.Ведь кресный и кресная это вторые мама и папа.А когда ребенок не видит их подрастая ему становиться очень обидно и мягко он будет их не любить (это мягко сказано)
Добрый вечер!Вот мне девочка предложила стать крстной,я как бы сказала сразу что хорошо.Только когда она будет крестить ребночка она не знала!Вот и я решила что не могу стать крстной так как денег нет...Да и ещ сколько она мне подлости сделала вместе со своею мамой.Но я всегда прощала,но тоже подумать,может я на крещение где то бы и одолжила,но в тоже время в дальнейшем я не смогу что то купить т.к самой жить за что то надо да и тем более снимаем квартиру с мужем,и нам нет помощи со стороны его родителей,никогда ничего ему не дали!А у меня тоже 1 бабушка е тоже трудно...мы сами как белки в колесе!Да я слышела что нельзя отказываться от крстной,но я тем более не хочу душа не горит быть ею.
Есть приметы или поверья о том, что нельзя отказываться, если тебе предложили стать крестной мамой или крестным папой, но по мне так лучше отказаться, чем потом быть плохим крестным родителем, потому что для детей очень важно внимание крестных.
Отказаться быть крестной можно! И понимающий человек обязательно оценит этот отказ и не обидится. Напротив, отказываться крестной нужно, чтобы не быть плохой крестной, например. Не каждый человек согласится на такую нагрузку, поэтому лучше отказаться.
У примет нет никакого основания, поэтому и доверять им не стоит.
Согласно приметам отказываться нельзя, хотя мне не понятно откуда в православной церкви приметы и поверья, пусть еще к гадалкам сходят посоветуются...
Я в свое время не отказля, теперь жалею об этом...
Можно отказаться и нужно, если Вы беременны, это вам даже батюшка скажет. Люди считают, что можно отказаться даже тогда, когда у Вас уже есть трое крестников. ещ считается, что первым девушка должна крестить мальчика,а парень должен крестить первую девочку.
Можно отказаться быть крестной. Вы имеете на это полное право. Кстати, я как-то беседовала со священником, когда мне предложили быть крестной и он тоже сказал, что да, я могу отказаться и никаким грехом это не является. Грехом будет, если согласиться быть крестной, а потом не выполнять обязанности крестной, в которые входит и ежедневная молитва о крестнике. Вы будете отвечать за крестника перед Богом, поэтому, решать только Вам. И не бойтесь испортить отношения с родителями крестника, если откажитесь. На самом деле - быть крестным родителем - это огромная ответственность, жаль, что многие этого не понимают. Ведь случается, что человек сам ещ духовно слаб, и его самого ещ вере учить надо. Тогда он тоже может отказаться, чтобы потом в духовном воспитании крестника не наломать дров.
У меня крестной была какая-то бабка и с того дня я ее больше не видел. Я слышал, что женщине нельзя первой крестить девочку, а мужчине мальчика. Но это скорее всего бред. Если уж предложили, то отказаться стыдно будет.
Отказаться быть крестной нельзя .
Хотя можно культурно дать понять, что вы будете крстной в седьмой раз. Человек осмыслит такую ситуацию и решит, что как крестная вы не подходите для е ребенка.
Но так говорить можно тогда, когда вы действительно много раз избраны крстной. Думаю, грехом такое не назовешь.
Много раз быть крстной тоже есть нехорошо.
Фактически это зависит от человека, в принципе конечно можно, если это противоречит вашим интересам, и дальнейшим планам на жизнь - возможно вы не хотите стать настолько близким с этими людьми и ваше решение должно быть ясным и объяснять ни кому ничего не надо!
Письмо читателя:
Близкий друг предложил мне стать крестным у его ребенка. Я не знаю, потяну ли. Что мне нужно для того, чтобы стать крестным? Слышал, что просто так, «с улицы», прийти и крестить ребенка нельзя…
Андрей
Почему не стоит отказываться быть крестным
Что делать, если вас попросили стать крестным ребенка, а вы не чувствуете себя к этому готовым? Какие причины вашего отказа можно считать объективными, а какие — порождение ваших страхов и комплексов, с которыми еще надо разобраться? И должен ли крестный потом всю жизнь опекать своего крестника? На эти вопросы «Фоме» отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).
— Отец Федор, что бы Вы ответили на это письмо?
— Знаете, я хотел бы ответить не только на это письмо. Подобные «я боюсь!», «я не потяну!» я слышу от многих людей, которые вдруг столкнулись с необходимостью… сделать выбор! Вот так — в наше время парадоксальным образом уже сам факт того, что какой-то человек сам сделал выбор, сам взял на себя ответственность, достоин назваться уникальным. Мне в ответ на подобные письма хочется спросить: что же стало с нами? Да ведь мы же (многие из нас по крайней мере) каждый вечер в молитве Иоанна Златоуста просим Бога избавить нас от малодушия, просим даровать нам великодушие.
И вот, ты каждый день об этом просишь, и, наконец, Господь призывает тебя: родился мальчик или девочка, и на тебя пал выбор помочь ребенку приблизиться к Господу. И что? Ты скажешь: «Нет, Господи»? В той же молитве сказано: «Господи, в покаянии приими мя». Почему Иоанн Златоуст так говорит? Потому что Бог может и не принять. А вдруг Он скажет: «Нет, Я не готов. Я не хочу. Сколько можно тебя прощать»? Мы же не хотим, чтобы Господь сказал нам «нет»!
Если мы в таких ситуациях будем отказываться, получается, мы приходим в храм как потребители: нам нужно прощение грехов, успокоение своей совести. Но в какой-то момент Господь нас вызывает: «Теперь и ты потрудись, послужи немножко делу Моей Церкви». А мы этот вызов пропускаем: «Ой, я боюсь, я не могу! Ой, кто я такой? Ой, у меня не получится!»
Надо понимать, что никто из нас никогда полностью не готов ни к одному служению в Церкви. Но любое такое служение, в том числе и служение крестного, осуществляется с помощью Божьей. А мы что? А мы сетуем: нет уж, я не готов — вместо того, чтобы сказать: я сделаю все, чтобы не пропустить этот вызов, я возьму на себя ответственность и быстро «дорасту» до того служения, которое Бог мне предлагает.
— И все же, к чему надо быть готовым человеку, который собирается стать крестным?
— Например, к тому, что в подростковом возрасте его крестник снимет с себя крестик и откажется ходить в храм. Надо быть к этому готовым, потому что и Господь к этому готов. Человеческая свобода — это то, что философ Николай Лосский назвал божественным риском. Бог, оставляя пространство человеческой свободы, в котором даже Он не властен, осознанно идет на риск, ведь человек волен от Него отказаться.
Крестному, как и всякому родителю, надо понимать, что христианство — это личная встреча человека с Богом. Бог обращается не к народу, не к семье или социуму. Он обращается лично к каждому человеку. Но тот в своей свободе может сказать: нет, я не хочу, мне некогда, имей мя отреченна (Лк 14:19). И Бог к этому готов. Он ждет. Пока человек жив, надежда не потеряна.
Недавно у нас принял Крещение отец нашей прихожанки. Совсем пожилой человек, он всю жизнь был воинствующим атеистом. Всегда был против хождения дочери в церковь, спорил, ругался. Но когда тяжело заболел и понял, что жизнь заканчивается, сам попросил: «Позови священника, хочу креститься». Она своим ушам не поверила. Так что и для наших крестников, которые когда-то ходили в воскресную школу, а потом ушли из храма, еще не все потеряно. Семя вечной жизни в них посеяно.
Кстати, в таинстве Крещения есть чудные слова, когда священник, указывая на новокрещеного, говорит: «Господи, Ты дал ему власть вечной жизни». В данном случае власть — это свободная воля. То есть Бог уготовал ему вечную жизнь, а взять у Него или нет этот дар -— решать самому человеку. Не маме, не папе, не крестному, не духовнику. И пока человек жив, он всегда может вернуться к Богу, как бы ни отпадал от Него.
А мы должны делать то, что зависит от нас — проповедовать. И крестник —первый объект нашей проповеди.
— Но если крестник не хочет нас слушать, если он отказывается ходить в храм, как в такой ситуации должен вести себя крестный?
— Если крестник не богохульствует, нужно продолжать звать его в храм, к себе в гости, на какие-то мероприятия, разговаривать с ним, может быть, даже полемизировать, потому что обычно молодой человек увлечен какими-то очень простыми идеями.
У нас был юноша, крещеный и выросший в нашем храме, который совершил подряд много дурных поступков и после этого объявил матери, что больше не верует. Он с ней спорит, с жаром выкладывает свои аргументы, а она отвечает: «Сыночек, лет 35 назад, когда я училась в советской школе, я днями и ночами думала над этими аргументами. И для меня все эти вопросы были еще тогда решены». Можно сказать: «Ну, вспомни, ты же ходил в храм, ездил в православный лагерь, ходил в воскресную школу. Что лучше: как было там или сейчас, когда ты гуляешь по вечерам в непонятной компании?» Ладно, пока, может быть, второе нравится больше, но кто знает, что будет через 40 лет.
Помню разговор с одной женщиной. Однажды захожу в храм, а она сидит на скамейке, глаза мокрые. Спрашивает: «Можно с Вами поговорить?» И рассказывает, что в детстве ходила в храм, в воскресную школу, у ее семьи был даже духовный отец, и она с ним общалась, советовалась. А потом выросла, закрутил водоворот светской жизни, и она пустилась во все тяжкие. А тут зашла в храм, и настигла память детства. И стало очевидно, что правда — здесь, в Церкви. И она вернулась к церковной жизни. А перерыв был лет в пятнадцать, и, думаю, всем ее воцерковленным знакомым казалось, что надеяться уже не на что.
— Если человек стал крестным, не осознав, какую ответственность на себя берет, а потом сам пришел в Церковь и понял: надо что-то делать?
— Нужно появиться в семье своего крестника, напомнить о своем существовании и начать хоть что-то делать. Прежде всего, начать за него молиться. А самому крестнику подарить Евангелие и попробовать прочитать с ним какой-то отрывок. Попытаться зацепиться за то произведение русской литературы, которое он сейчас проходит в школе. Скажем, если это «Преступление и наказание», его вообще нельзя понять, не прочитав Евангелие. Поговорите об этом и оставьте ему почитать эту Книгу. Пригласите его в какую-нибудь поездку, сходите с ним в музей, на спектакль. Надо с чего-то начинать, а дальше все может быть очень по-разному.
Конечно, бывают ситуации, когда сами родители не отпускают ребенка в храм… У меня был друг, который рос в семье не просто нецерковной, а именно атеистической. Мать была переводчицей у кого-то из членов ЦК, а отец жутким циником. Но отец очень любил оперное и хоровое пение, прекрасно разбирался в нем и имел уникальную коллекцию пластинок. И вот однажды, чтобы показать своему сыну-подростку, как может звучать хороший хор в аутентичном пространстве, он повел его в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, где пел знаменитый хор Свешникова. Он-то привел сына послушать хор, а мальчик уверовал. И в доме началась лютая война. Матери это было поперек карьеры, а отцу просто поперек души. Ребенка и били, и не пускали в храм, а он связывал простыни, спускался по ним с третьего этажа и сбегал на службу. И отстоял свое право быть верующим: окончил семинарию, стал священником. Встреча с Богом произошла вопреки всему.
Я до сих пор помню свое ощущение храма, куда привела меня в детстве крестная. Да, было тяжело, душно, непонятно, но я чувствовал, что происходит что-то чрезвычайно важное, что-то святое. А ведь крестная могла бы сказать: «Родители у него неверующие, отец вообще некрещеный, ну что я сделаю? Подарю-ка я ему иконку — и все». Но она пошла по другому пути, стала надо мной трудиться.
— А если родители ребенка сами верующие, воцерковленные люди — насколько в таком случае велика роль крестного?
— Воспитать ребенка верующим христианином даже двум верующим родителям бывает трудно, потому что уровень соблазна, который сейчас предлагает жизнь, значительно выше, чем в предыдущие эпохи. Мы знаем много детей прекрасных родителей-христиан, которые отторгают христианскую жизнь. Какими бы ни были родители, вера — это личная встреча человека с Богом. Даже у величайшего пророка древности Самуила дети выросли никуда не годные.
Но дать человеку попробовать «на вкус», что такое жизнь в Церкви, должны и родители, и крестные. Пока он еще молодой, чистый, цельный, пока он тот самый ребенок, о которых Господь говорит: таковых есть Царствие Божие (Лк 18:16), пока для его души естественно познавать Бога.
Потом он вырастет и, может быть, на какое-то время — или даже навсегда — уйдет из Церкви. Но все-таки у него останется память о том, какова она, благодать Божия. И, возможно, когда и нас уже не будет в живых, в очередной кризисный момент своей жизни он все переоценит и вернется. А если не дать ребенку опыта церковной жизни, его памяти не за что будет зацепиться, у него не будет ориентира, чтобы в момент отчаяния, боли найти дорогу к Дому.
Достаточно ли только молиться за крестника?
— Отец Федор, а у Вас есть образец настоящего крестного родителя? Что это за человек?
— У меня перед глазами пример моей собственной крестной. Когда мне было 9 лет, папа по просьбе знакомых помог ей перевезти мебель. В квартире у нее он увидел иконы и сказал: «Мы подумываем крестить дочку и сына, не хотите ли стать крестной?» При этом сам папа был некрещеным, а мама, хотя ее и крестили в детстве, была чрезвычайно далека от церковной жизни. Вера Алексеевна согласилась, но взяла с отца обещание не мешать ей выполнять ее обязанности. Не понимая, во что он ввязывается, папа кивнул. И началось.
Раза три в год Вера Алексеевна звонила и говорила: «В воскресенье я беру Аню и Федю, мы едем с ними в храм, не кормите их с утра». И возила нас в храм, а после службы доставала из сумки термос и бутерброды и кормила нас. Понимали мы тогда что-то? Вряд ли. Скорее ныли, что от стояния на службе спину ломит.
Крестная подарила мне молитвослов в бумажном переплете и подчеркнула в нем молитвы «Царю Небесный», «Отче наш» и «Богородице Дево». Через некоторое время она спросила: «Молитвы читаешь?». Я соврал, что читаю, хотя дома у нас никто не молился, и сам я тоже этого не делал. Но крестная взяла молитвослов и сказала: «Врешь. Если бы ты читал, обложка была бы замятая». Мне стало стыдно, и с тех самых пор я по сей день читаю утренние молитвы.
Именно ее твердость сотворила то, что я лично воспринимаю как чудо: мы с сестрой, дети из далекой от Церкви семьи, обрели Бога, нашли смысл, вокруг которого выстроилась и продолжает строиться наша жизнь.
Как я потом узнал, у Веры Алексеевны, не имевшей своих детей, было около тридцати крестников. Трое стали священниками, и практически все пришли в Церковь. Крестная устраивала рождественские и пасхальные праздники, где говорили о Церкви и вере, читали стихи русских поэтов о Боге. Это было, конечно, удивительным апостольским служением в советское время.
— Сегодня у многих церковных людей тоже по 10, 20, 30 крестников. Но столько внимания уделять им крестным в силу занятости просто не удается.
— К сожалению, это и моя беда. Многие мои одноклассники, зная, что я священник, просили меня быть крестным их детей. И часть из них, несмотря на все мои уговоры, не водили детей в храм, пока те были маленькими. А я и живу далеко, и у меня самого восемь детей — я был так занят, что просто не мог заниматься крестниками. Конечно, я себя сейчас просто оправдываю. А на самом деле я чувствую свою вину и каюсь.
— Но Вы ведь наверняка ежедневно поминаете всех своих крестников в молитве. Или этого недостаточно?
— Да, поминаю. И конечно, не надо недооценивать силу молитвы. Мой крестный отец, священник, служил в Торжке, поэтому никак не мог мной заниматься. И хотя я считаю, что своим приходом в Церковь обязан главным образом своей крестной, думаю, немалую роль в этом сыграли и его молитвы. Но молитвенный труд, подкрепленный каким-то действием, безусловно, лучше.
Конечно, если семья вашего крестника — церковная, родители сами ходят с ним в храм, молятся, читают Евангелие и стараются жить по нему. Очень много моих крестников и крестниц живут именно в таких семьях, а я молюсь за них, и душа за них не болит, как за детей из нецерковных семей. И тем не менее я все равно хотел бы больше участвовать в жизни своих крестных детей.
«Каждый крестный может восполнить свои пробелы в духовной жизни — и начать действовать»
— Как происходит общение с будущими крестными в Вашем храме?
— У нас есть несколько вариантов просветительских бесед. Первый — это минимум, без которого мы не допускаем до участия в таинстве Крещения. Он состоит из трех бесед, которые проводит катехизатор.
Второй — это 14-15 бесед, которые мы проводим каждый понедельник вечером. Такие курсы — они называются «Открытие веры» — проходят у нас два раза в год: с октября по Рождество и с конца января по пасхальный период. На них священники рассказывают об основах веры, о православных обрядах, о христианской культуре. И надо сказать, очень многие из тех, кто уже давно крещен и даже участвует в церковной жизни, с интересом ходят на эти курсы, потому что чувствуют большое количество пробелов в своем знании. Мы предлагаем эти курсы всем, в том числе и крестным, и те, кто серьезно относится к своей новой роли и считает, что трех бесед им недостаточно, ходят их послушать.
А еще у нас есть воскресные беседы для взрослых. Чаще всего их посещают родители, которые приводят своих детей в воскресную школу, а сами в это время слушают лекцию. Но могут, конечно, и будущие крестные.
— Вы уже много лет проводите беседы для крестных. На Ваш взгляд, меняются ли приходящие к Вам люди с течением времени?
— Перемены, наверное, соответствуют тем общим переменам, которые происходят в народе. С одной стороны, по-прежнему есть люди, которые участвуют в крещении только потому, что их попросили, а в остальном: «Отстаньте от меня, что за глупость вы придумали, 15 лет назад я был крестным, и от меня ничего не требовали». И ищут храм, где бы не совершались эти обязательные три беседы — такой вот цинизм.
Но, с другой стороны, сегодня много людей, которые относятся к вопросу крещения серьезно, которые понимают, что это — служение, накладывающее на них определенные обязательства, и которые, я надеюсь, будут хорошими крестными.
И надо сказать, изменились вопросы, которые мне задают. Все больше людей, которых интересуют не обрядовая сторона Православия, не купола и колокола, посты и праздники — вещи хорошие, но все же второстепенные, внешние — а суть христианской веры. Что такое первородный грех? Какое отношение падение Адама и Евы имеет лично ко мне? Что такое богочеловечество Иисуса Христа? Что такое спасение? Что такое Церковь? Как соотносится святость Церкви с тем, что они порой видят благодаря нашим грехам. Что такое таинства, Евхаристия, Тело и Кровь Христовы? Все это очень серьезные вопросы, и людей, задающих их, стало значительно больше. Они испытывают духовный голод, и мы должны пытаться его утолить.
Количество записей: 224
Добрый день! Будем очень вам благодарны за разрешение нашего вопроса! 7 декабря наша семья собирается крестить нашего первенца – сыночка! Крестным отцом должен был быть мой брат, но он уехал, работать в Китай. Я пригласила быть крестным отцом своего отчима, человека глубоко верующего, живущего в венчанном браке, он с радостью согласился! Но моя свекровь говорит, что он быть крестным отцом не может, что он ранее был разведенный, и вообще ему 40 лет. Что крестный отец, якобы, передает свою судьбу крестнику! Вы знаете, я прочитала, много литературы, но нигде про это не написано! Надо сказать, что моя свекровь человек очень далекий от церкви и вообще детей своих не крестила. А мне бы хотелось, чтобы у моего сыночка был Ангел-Хранитель! Конечно, выбор крестных дело ответственное. Помогите пожалуйста! Спасибо заранее за ваш ответ, будем с нетерпением ждать, хотя до 7 декабря времени у нас совсем мало.
Екатерина
Здравствуйте, Екатерина.
Благочестивый человек, живущий в венчанном браке, близкий к Вашей семье, - Вы выбрали хорошего крестного.
То, что говорит свекровь о передаче судьбы, - суеверие.
Храни Господь.
иерей Сергий Осипов
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, могу ли я отказаться от предложения стать крестным отцом, как-то у меня не лежит душа в данном случае становиться крестным не очень близким мне людям, да и в дальнейшем предвижу проблемы в участии в воспитании духовном, или же мне надо смириться со всем и стать крестным отцом? Можно мне отказаться, и если можно, то чем аргументировать людям, чтобы их не обидеть? Скажите, как благословите, так и поступлю, я уже один раз стал крестным отцом. Жду Вашего ответа.
Богдан
Здравствуйте, Богдан! На крестном лежит ответственность за духовное воспитание своего крестника. Это должны понимать и крестные, и родители ребенка. Если Вы понимаете, что не сможете в полной мере быть крестным отцом, лучше отказаться, чтобы не согрешить. Можете объяснить, что Вы считаете себя недостойным и боитесь, что не оправдаете высокое звание крестного. В любом случае, выбор за Вами.
иерей Владимир Шлыков
Благословите. Родственники хотят покрестить ребенка и хотят взять крестным своего друга мужчину, который живёт в браке с мужчиной (за рубежом). Они мне об этом рассказали. Я в замешательстве. Не знаю, как мне теперь правильно поступать, что я могу для них сделать? Хочу убедить их не брать в крестные человека, который живёт в таком грехе, чему он научит девочку? Спасибо.
Нина
Да уж, Нина, сказать, что эта их идея приводит в замешательство, значит не сказать ничего! Категорически отговаривайте, не соглашайтесь, демонстративно не участвуйте в таких крестинах – это безумное дело! Не будет никакого греха даже объявить родственникам за это полный бойкот!
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Батюшки, у меня такая ситуация. Я много раз была крестной у совершенно незнакомых мне людей. Дело в том, что мой муж на тот момент был человеком известным, при высокой должности (в наших краях), у него была масса знакомых, друзей, и часто они приглашали нас быть крестными их детям. Я всегда сомневалась, так как не хотела быть крестной, совершенно не зная людей. Но мой муж- человек властный, которому лучше не перечить. Я тогда еще не была верующей, не отдавала себе отчет, какая это ответственность на всю жизнь. Но раз муж сказал - соглашалась, в противном случае, если бы отказывалась - мог неделю дуться, не разговаривать. Только теперь, воцерковившись, я понимаю, какой грех сотворила. Честно скажу - крестников своих даже не помню, какова судьба их - неизвестно. Даже не могу вспомнить, как, когда их крестила, что говорил священник. Короче говоря, вот так безответственно я была неоднократно крестной, чистой воды формализм. А сколько таких же как я, далеких от Бога, от веры "крестных" еще было тогда вместе со мной!..
Мне стыдно за себя, что тогда, много лет назад, не смогла честно признаться приглашающим меня в "крестные", что не готова, не за служила такой чести. Наверное, это тот самый случай, когда я должна была возразить моему мужу. Я на исповеди давно раскаялась в этом грехе, но горечь осталась. Хочу высказать свое (личное!) мнение по этому вопросу уже как верующая православная, пусть с небольшим "стажем" церковной жизни. Мне думается, нельзя брать на себя миссию быть крестным человеку невоцерковленному, а тем более неверующему! Считаю, недопустимо даже становиться крестным только на том основании, что "очень просят" друзья, родственники, знакомые! Опять же, это мое личное мнение - крестным может быть только человек глубоко верующий, живущий постоянно жизнью Церкви, регулярно исповедающийся, причащающийся. Если бы так было всегда и везде - думаю, что в нашей вере православной не было бы "формальных" христиан. То же самое касается и венчания. Простите, если я не права. Очень неразумно я поступила. Поэтому, если кто-то прочтет мое письмо - может, задумается, готов ли всю жизнь быть светом, примером своему крестнику, вести его к Богу, помогая на пути СПАСЕНИЯ! А иначе - это грех! Благослови всех Господь!
Валентина
Да, Валентина, я полностью согласен с Вашим мнением - недопустимо становиться крестным только на том основании, что очень просят друзья, родственники, знакомые. Тем более недопустимо, чтобы крестным был человек нецерковный и неверующий.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Мой будущий муж недавно крестил ребенка наших знакомых. Он не очень хотел этого, и предлагал им другие кандидатуры, но они настаивали и отказывать ему было неудобно. А я изначально была против этого, не могу объяснить почему,но чувствую,что к хорошему это не приведет. Я высказывала ему свои возражения и до крестин, но он сказал "значит буду плохим крестным". Но так же нельзя,он взял ответственность на себя.. Получается, он согрешил без ярового желания став крестным. И я отговаривая от этого. Как нам быть в такой ситуации?
Даша
Здравствуйте, Даша.
Ваш жених еще ничем не согрешил. Не упрекайте его напрасно. Каким он будет крестным, - дело его совести. Вам в такой ситуации надо проявлять деликатность и сдержанность.
Храни Господь.
иерей Сергий Осипов
Добрый вечер, хотелось бы узнать, как мне поступить. Хочу покрестить дочку, дело в том, что у меня нет крестных. Как мне быть?
Вера
Вера, в исключительных случаях допускается крещение и без крестных, обговорите это предварительно со священником того храма, где собираетесь крестить ребенка.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, скажите пожалуйста, мой муж - крестный отец сына его друга, а вот крестная мать живет далеко и давит на меня тем, что они с моим мужем родители и у них общий крестный сын и они должны общаться, хотя она является родной сестрой отца ребенка, и о том, как он, может узнать и у него. Как быть? Как правильно себя вести в данной ситуации?
Ольга
Ольга, насколько я Вас понял, Вас смущает, что какая-то женщина будет излишне общаться с Вашим мужем? Это – справедливые опасения, и если это общение не принесет никакой пользы крестным, то можно и запретить.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, уважаемые священнослужители Русской Православной Церкви! Меня перекрестили крёстные родители, а потом заключили брак в ЗАГСе. В настоящее время они от меня отреклись, так как считают, что я раскрестился. Можно ли считать духовный союз, заключенный в Таинстве Крещения, расторгнутым? Буду ждать Вашего ответа на адрес электронной почты.
Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий.
В Таинстве крещения заключается духовный союз крещаемого с Господом нашим Иисусом Христом. Такой союз не может быть расторгнут по воле других людей.
Что же касается Ваших крестных, то надеюсь, Вы уже достаточно повзрослели, чтобы не зависеть от их руководства.
Укрепи Господь.
иерей Сергий Осипов
Здравствуйте! Я бы хотела узнать: можно ли некрещёной матери читать молитвы за крещеного ребёнка, можно ли ей ходить в церковь на причастие с малышом? Просто наш крестный живёт далеко.
Светлана
Да, Светлана, можно, и сопровождать ребенка на Причастие тоже можно.
игумен Никон (Головко)
Добрый день! Сложилось так, что меня крестили 2 раза, в детстве и потом в 14 лет. Родители решили крестить второй раз, т. к. первая крестная мать оказалась, по их словам, нехорошим человеком и проявила потом себя не хорошо, а крестными второй раз стали муж и жена. Не знаю, как такое могли разрешить в самой церкви, а я стала интересоваться духовной жизнью только полгода назад, и тогда тоже многого не знала и не понимала. Только сейчас узнала, что муж и жена не могут быть крестными матерью и отцом. Несколько лет назад крестный умер, а крестная сильно начала пить. Подскажите, как мне повести себя? Как относиться к двукратному крещению и к тому, что жизнь моих крестных сложилась так печально?
Света
Света, за крестных вам не отвечать, это – их жизнь и их выбор, но помолиться о них можно и нужно, это доброе дело. А к двукратному крещению надо относиться следующим образом: крещение совершается только один раз, все остальное надо признать недоразумением и ошибкой. Если в первый раз Вас крестил священник, в церкви, по всем правилом, то это – и есть Ваше настоящее крещение.
игумен Никон (Головко)
Добрый день! Подскажите, хочу стать крестной племяннику, можно ли ему при крещении подарить свой крестик серебряный, который мне дарил мой крестный. Сама я ношу золотой, освященный.
Ирина
Здравствуйте, Ирина! Дарить крестик по церковным обычаям не запрещается. Вы можете подарить этот крестик, только не забудьте освятить его, если не освящен.
иерей Владимир Шлыков
Меня попросили стать крестной. В ближайшем будущем я не смогу общаться с крестником, да и, скорее всего, вообще не смогу с ним часто общаться (переезжаю в другой город). Попыталась отказаться, сказав, что это очень большая ответственность. Родители ребенка говорят, что им ничего, кроме заочных молитв не нужно. Не будет ли грехом такое восприемничество, если я заранее знаю, что никак не смогу повлиять на духовное воспитание ребенка?
Серафима
Серафима, со стороны родителей такое отношение к восприемничеству – большая странность или даже небрежение. Я думаю, с ними надо поговорить и убедить их, что как раз вся сила восприемничества в том, чтобы крестные родители не только молитвой – мы и так друг за друга все молимся, - а именно делом и, самое главное, своим примером участвовали в воспитании ребенка. В данном случае лично я одобряю Ваш отказ и считаю, что Вы поступаете разумно.
игумен Никон (Головко)
Помогите, пожалуйста. Я нахожусь в разводе с мужем около года. У нас есть ребенок, к которому муж интереса не проявляет, алименты не платит и не видел его уже около 8 месяцев. Ребенку годик. С бывшим мужем отношения также не поддерживаю. 2 месяца назад покрестила малыша, выбрав ему в крестные своего знакомого, к которому испытывала симпатию, но никаких отношений у нас с ним не было. Выяснилось, что я небезразлична этому парню, и он мне тоже. Он не догадывался о моих чувствах, поэтому согласился быть крестным. А я не догадывалась о его чувствах. А потом всё выяснилось. В итоге мне очень плохо от этой всей ситуации, оттого, что вот так поздно всё прояснилось, ему, видимо, тоже. Отношений и каких–либо физических связей между нами не было и нет. Мы вообще перестали общаться. Я не воспринимаю его как родственника, хотела бы создать с ним семью, но знаю, что это запрещено. Помогите советом, пожалуйста.
София
Дорогая София, брак с крестным Вашего сына канонически недопустим. Чтобы окончательно решить данный вопрос, обратитесь к епископу вашей епархии. Храни Вас Господь!
протоиерей Андрей Ефанов
Моя подруга предложила мне стать крестной ее дочки. Я сомневаюсь. И тут вдруг, изучая всю эту процедуру, наткнулась на то что пишут: "первым девушка должна обязательно крестить мальчика", мол, девочки забирают счастье, замуж не выйдешь и т. д. Хочу услышать Ваше мнение, правда ли это? Крестины у меня впервые, и теперь это у меня из головы не выходи! Ведь не просто так люди говорят об этом.
Дарья
Дорогая Дарья! Вы сами еще не готовы стать крестной матерью, и информацию берете не из нужных источников. Быть крестной – огромная ответственность, Вы должны воспитывать ребенка в вере, следить за его характером и нравами. То, чего Вы испугались – ерунда и суеверие. Советую Вам лучше подумать о том, как самой воцерковиться, как чаще ходить в храм, исповедаться и Причащаться, постигать неиссякаемый кладезь творений святых отцов Церкви. И тогда из Вас получится действительно хорошая крестная! Храни Господь!
протоиерей Андрей Ефанов
Батюшка, скажите, пожалуйста, я неженатый молодой человек и мне предложил лучший друг стать крестным его сына. Мама и бабушка мне говорят, что нельзя крестить, так как я передам ему своё счастье. Даже не знаю, что мне делать...
Виталий
Здравствуйте, Виталий! Если Вы крещены в Православии, то Вы можете стать крестным. Но не забывайте об обязанностях крестного отца перед крестником: Вы должны будете принимать участие в православном воспитании малыша, учить его основам нашей веры, водить его в храм к Причастию. Быть крестным – большая честь и большая ответственность. А то, что сказали Вам Ваши близкие – настоящее суеверие! Нельзя гневить Бога такими словами.
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте! Простите, пожалуйста, что замучила Вас вопросами. 1. Я хочу причаститься первый раз, но для начала хочу просто походить на службы. Можно ли по воскресеньям ходить на службы и не причащаться, ведь там будут люди, которые пришли на причастие, и до каких пор там находиться, до тех пор, когда люди начнут причащаться, или мне надо будет подождать и остаться на дальнейшую службу? Простите за глупый вопрос, просто я в церковных правилах пока не разбираюсь. 2. Меня крестили в возрасте 9 лет в Белоруссии вместе с мамой и дядей. Я помню, что нас никуда не окунали, а просто помазали в области запястий и лба, кажется... И еще в этот момент в комнатку, где нас крестили, заглядывали мой папа и дедушка и улыбались, а батюшка, который нас крестил, опаздывал на службу и торопился, вроде, как мне сказали, но не точно. И у меня нет крестных и их не спрашивали. Считается ли такое крещение правильным? 3. Я сама крестная мама, но плохая. В 18 лет мне предложили, и я согласилась, не понимая ответственности. Сама на тот момент никогда в храм не ходила. Да и предложили мне, как я думаю, потому что больше было некому. С крестницей своей я не общаюсь и не вижусь, когда бываю в храме, подаю за нее записочки. Как мне на исповеди назвать этот грех? Спасибо!
Марина
Марина, ходить на службы можно, и желательно оставаться до самого конца Литургии, когда, приложившись к кресту в руках священника, можно идти домой.
В отношении Вашего крещения надо подробнее выяснять. Я не думаю, что Вас только помазывали, скорее всего, и обливали водой, по крайней мере, голову, тоже, но Вы не запомнили. Если же этого не было – хотя это очень и очень странно – то придется креститься как положено.
А в отношении своих обязанностей крестной так и скажите на исповеди, как написали в письме. Батюшка Вас поймет.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Подскажите, возможен ли брак между мной и сыном моего крестного? Мы уже 3 года живем вместе и вот, решили повенчаться. Крестная моя совсем из другой семьи
Елена 29 лет
Здравствуйте, Елена! Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви ограничил браки духовного родства только в двух степенях, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями. По степени родства брак между Вами и сыном Вашего крестного не запрещается.
Из Вашего вопроса не ясно, живете ли вы в зарегистрированном браке или в так называемом "гражданском". С точки зрения Церкви "гражданский брак", не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Подобные отношения не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в "гражданском браке" не может быть совершено Таинство венчания, для этого им необходимо сначала зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе.
Вам нужно прийти в храм и побеседовать со священником, который будет решать все вопросы исходя из сложившейся ситуации.
иерей Владимир Шлыков