Молитва святому николаю чудотворцу. Святителю отче Николае, моли Бога о нас
December 19th, 2014 , 12:09 pm
Сегодня Православная Церковь чтит память:
Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (ок. 335).
Святый отче наш Николае, моли Бога о нас!
Николай Чудотворец (+ 342), архиепископ Мирликийский, чудотворец. Великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, называемый Церковью "правилом веры и образом кротости ", чтимый повсеместно православными и инославными, и даже часто между мусульманами (на востоке) и язычниками (в России).
Память 9 мая (перенесение мощей в Бари), 29 июля (рождество), 6 декабря (преставление).
Родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески – «побеждающий народ ».
Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, будущий святитель, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов.
Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.
Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.
Пресвитер
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет.
Дядя епископ посвятил его в пресвитера.
Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Святой Николай всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое он полностью употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении.
В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли – пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого. Но святой Николая, получив от Господа откровение о преступном намерении отца, решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. В одну из следующих ночей святой также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом. Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его.
Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода. Скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святого Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.
Паломничество в Палестину
По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святой Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.
По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Джала под Вифлеемом. Все жители этого села – православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.
Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николай пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери действием чудесной силы сами открылись, чтобы святитель мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.
Святитель Николай желал навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.
Отшельничество на Кипре
По некоторым сведениям, в первой половине IV века святой Николай в течение недолгого периода жил отшельником на Кипре, близ города Паф. С ним был преподобный Евтихий, с которым святитель на месте языческого храма Геры основал Священный монастырь (Μονή των Ιερέων, Αγία Μονή, ныне подворье Киккского монастыря)
. Сведения о строительстве монастыря преподобным Евтихием и святителем Николаем Чудотворцем были обнаружены Ефремом Афинским в древней пергаментной рукописи, которая в то время находилась в ризнице этой обители.
Возвращение в Ликию и принятие епископского сана
Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель (Μονή τῆς Νέας Σιών τῶν Μύρων)
, основанную его дядей епископом примерно в десяти километрах к северу от города Миры, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь.
Но однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня! ». Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.
Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его – Николай. Старец епископ сообщил об откровении другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, Владыко! »
По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда! »
При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других! »
Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки – вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. Паства его процветала.
Гонения Диоклетиана
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (284-305 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.
Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.
Борьба с арианством
Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария, который отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.
Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин Великий созвал I Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.
Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке.
Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана – омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему прежний сан и прославили как великого угодника Божиего.
Впрочем, подтверждения этой истории или самого факта участия святителя Николая в I Вселенском Соборе нет (нет упоминания в сохранившихся документах). По мнению некоторых исследователей, это может свидетельствовать о том, что описанный в житии случай произошел не на I Вселенском, а на каком-то местном Соборе.
Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.
Деятельность святителя после Собора
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, – стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним – трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.
В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.
Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть.
Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
- Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?
- Я – Николай, Мир Ликийских архиепископ!
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных.
Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.
«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?
» – спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.
«Мы не делаем никакого колдовства,
– отвечали воеводы, – но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!
»
Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда – просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, – и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.
Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!
»
Святитель Николай мирно скончался 6 декабря 342 года, в глубокой старости, и был погребен в соборной церкви города Миры.
Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его продолжают по сей день источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Перенесение мощей в Бари
Прошло семьсот с лишним лет после кончины святителя. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены турками. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. В разных рукописях указываются различные причины этому. Среди них: угроза осквернения святыни со стороны иноверных захватчиков; "гнусное бесчинство
", которое совершил храмовый прислужник у гроба святителя; опустошение Мир турками-сельджуками и переселение жителей на близлежащую гору; и даже миссионерство - "пастырь Христова стада, отче, инем овчам посылаешися к латинскому языку, да вся удивиши чюдесы твоими и к Христове приведеши...
".
Пресвитеры и знатные горожане Бари снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.
Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном II 1 октября 1089 года. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже – 22 июня 1197 года.
День прибытия мощей в "Бар-град " (9 мая) празднуется там весьма торжественно. К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но и из России, где также чествуется день 9 мая. Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 9 мая – была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.
(Базилика св. Николая в Бари, Италия)
Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей свт. Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая. В печатный календарь данное событие было внесено благодаря прп. Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая. Согласно прп. Никодиму, именно 20 мая мощи были привезены в Бари. Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая как дату перенесения мощей свт. Николая, является Типикон Криптоферратского монас¬тыря 1300 г. Дата 20 мая зафиксирована в ряде византийских рукописей, самая ранняя из известных нам - майская служебная Минея 1431 г. библиотеки Ватопедского монастыря №1145.
(Литургия на мощах святителя Николая)
На Руси с XVI века праздновалось также Рождество Святителя - 29 июля. Праздник был упразднен в царствование Екатерины Великой и возрожден в 2004 году по благословению патриарха Алексия II.
Память святителя Николая также отмечается на церковных богослужениях еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
Тропарь святителю Николаю Чудотворцу
глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.
Ин тропарь святителю Николаю Чудотворцу
глас 4
Отечество свое, Миры Ликийския, не оставль духом,/ во премирный град Барский преславно телом пренесеся, архиерею Николае./ И оттуду множество человеческое своим пришествием возвеселил еси/ и болящия исцелил еси./ Темже тя молим, святителю Николае,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак святителю Николаю Чудотворцу
глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Величание
Величаем тя, святителю о́тче Николае, и чтим святую память твою, ты бо мо́лиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святителю Николаю Чудотворцу
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
СВЯТЫЙ ОТЧЕ НИКОЛАЕ, МОЛИ БОГА О НАС!Сегодня, 22 мая, христиане всего мира празднуют память святого Николая Чудотворца – День перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.
В народе этот день с любовью называется «Никола Летний». На Руси говорили: Никола – второй после Бога заступник. Во всем мире в честь Святителя Николая освящено порядка семи тысяч храмов и монастырей. Причина, такого почитания, проста – незамедлительная помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего Святого.
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
По преданию, его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро. В XI столетии турки начали свои нападения на Греческую империю, при котором святыни христиан - храмы, мощи и иконы, - подвергались поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили этого сделать.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Для переноса мощей были снаряжены три корабля. Пресвитеры и знатные горожане под видом торговцев отправились в Миры. Одновременно с жителями Бари в Миры отправились и венецианцы, которые также хотели перевести мощи Николая к себе.
Баряне прибыли в Ликийскую землю окружными путями, через Египет и Палестину. Вначале баряне пытались подкупить монахов и забрать мощи. Но монахи стали сопротивляться, и тогда баряне применили силу. Гробница была вскрыта, и мощи перевезли в Бари. Путешествие длилось 20 дней и завершилось 9 мая (22 мая по новому стилю).
По сегодняшний день мощи святителя Николая находятся в городе Бари, к ним стекаются толпы многих верующих христиан, прося молитвы и заступничества перед Богом.
Икона из крипты (нижнего храма) Базилики св. Николая в г. Бари. Икона находится за мраморным надгробием, под которым покоятся мощи св. Николая.
Эта икона - дар Базилике св. Николая сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения. Считается, что икона написана на основе прижизненного изображения Николая Чудотворца.
Молитва Святителю Николаю Мирликийскому
О, Святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим, но по Своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей на ших. Моли, Святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно, и во веки веков.
Документальный фильм А.Мамонтова «Чудотворец»
Св.Николай Чудотворец. Белоруссия, 1751 г. Фрагмент
6 (19) декабря — День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
Николай Чудотворец, или Николай Угодник, — один из самых любимых православных святых. Именно к нему, как ни к кому другому, обращаются за помощью, больше всего свечей обычно бывает именно перед его иконой. В России его чтили даже магометане и язычники, да и католический Санта Клаус, приносящий детям подарки и исполняющий их самые заветные желания, — не кто иной как Николай Угодник.
Издавна он считается не только покровителем мореплавателей и путешествующих, но и самым скорым помощником в бедах и скорбях. Именно поэтому в России многие храмы были освящены в его честь: нет, пожалуй, ни одного крупного города, где не было бы Никольского храма. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю: в Кленниках, в Никольском, в Пыжах, на Рогожском кладбище и другие. Одна из главных башен Московского Кремля и ведущая к ней улица Китай-города называются Никольскими. Самый первый на Руси храм святителя Николая был воздвигнут еще княгиней Ольгой в Киеве
— над могилой первого русского князя-христианина Аскольда, в крещении Николая.
Помощь ближним
Святой Николай родился около 270 года в городе Патары, бывшим в то время самым цветущим и богатым малоазийским городом Ликии (сейчас это территория Турции).
Его родители, Феофан и Нонна, были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. В непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».
Рождество Св.Николая. Икона. 18 век
Николай был крещен в младенчестве, хотя в III-IV веках крещение младенцев, даже и рожденных в христианских семьях, не было еще общим правилом, как сейчас. С младенчества Николай стал причащаться и Святых Христовых Таин. С ранних детских лет святой Николай полюбил церковь, где проводил практически все время. С шести лет мальчик стал читать книги, прежде всего, книги Священного Писания. В совсем молодом возрасте его дядя, епископ города Патары, рукоположил Николая в священника. Приняв сан, святой Николай стал вести еще более строгую подвижническую жизнь.
Вскоре его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство. Для молодого священника не было никакого сомнения в том, что доставшееся ему богатство должно быть употреблено во славу Божью и на помощь людям. И Господь вскоре предоставил ему возможность совершить богоугодное дело.
Неподалеку от святого Николая проживал человек, некогда знатный и богатый, но к тому времени впавший в крайнюю нищету. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решил поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил спасти и отца, и дочерей. Три раза по ночам он подкрадывался к убогому жилищу, в котором ютился теперь бывший богач, и каждый раз бросал в окно по мешочку с золотом. В третий раз Николай был обнаружен несчастным отцом. Благодетель взял с главы семейства слово, что тот никому не скажет, кто ему помогает. Вскоре все три девицы удачно и счастливо вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он тоже стал помогать людям.
Святитель Николай спасает трех девиц от нищеты и поругания. 13 век
По совету своего дяди святой Николай совершил паломничество в Святую Землю. В пути на корабле он проявил дар прозрения и чудотворения: предвозвестил надвигающуюся бурю и силой свой молитвы усмирил ее; воскресил матроса, упавшего с корабельной мачты.
Божий избранник
Поклонившись святым местам, святой Николай хотел удалиться в пустыню и провести свою жизнь вдали от людей, но Всевышним ему был предначертан иной путь — как-то Николай услышал голос, повелевавший ему вернуться на родину и служить людям. Повинуясь воле Божьей, Николай вернулся в столицу Ликии — город Миры, где его никто не знал. Жил он здесь как нищий, не имея своего угла, и все время проводил в храме Божьем. Святой Николай настолько смирил себя, что Господь, «унижающий гордых и возвышающий смиренных», не преминул возвысить его.
Как раз в то время скончался епископ — главное духовное лицо города Миры. По этому случаю из соседних епархий сюда прибыли епископы, чтобы выбрать преемника почившему. Долго молились они, прося Господа указать на самого достойного. И Господь услышал молитву своих служителей: старейшему из архиереев во сне Он повелел поставить в епископы Мир Ликийских того, кто первым придет в храм, и даже назвал имя этого человека — Николай.
Первым по обыкновению в храм пришел святой Николай. Когда узнали его имя, сомнения отпали сами собой. Он же отказывался от столь высокого звания, считая себя недостойным. Но воля Божья была очевидна — и вскоре Николай стал святителем Мир Ликийских. Значительны и широки были обязанности епископа в то время: он не только должен был учить своих духовных чад истинной вере, но кормить и одевать их, устраивать их дела, разбирать споры, тяжбы и жалобы, мирить... Теперь жизнь Николая стала принадлежать не ему, а его пастве: двери его дома не закрывались; он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых...
Св.Николай Чудотворец. Житийная икона.Россия,XIX в.
Мужество и верность
Приближалось время испытаний… В 300-е годы Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана: храмы разрушались, Божественные и богослужебные книги сжигались, священнослужители заключались в темницы и предавались пыткам, христиане подвергались преследованиям и мучениям. Так, только в одной Никомидии (столице Восточной Римской империи) в день Пасхи было сожжено в храме двадцать тысяч христиан! Не избежал притеснений и епископ Мир Ликийских: святой Николай был брошен в темницу, где, несмотря на голод, жажду и страдания, укреплял заключенных в вере, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
С воцарением в 323 году императора Константина Великого гонения на христиан прекратились, и святой Николай снова стал во главе своей паствы, ревностно утверждая православную веру, искореняя ереси и язычество: он разрушал капища и жертвенники, низвергал идолов. По его указанию в Мирах был разрушен храм Артемиды — главный городской центр язычества.
В то время вспыхнули сильные волнения в связи с арианской ересью, отрицавшей Божество Господа Иисуса Христа. Для умиротворения Церкви император Константин созвал в 325 году Первый Вселенский (Никейский) Собор. В числе 318-ти епископов присутствовал на Соборе и святой Николай Мирликийский. Собор осудил ересь Ария и составил «Символ Веры», который мы каждую службу слышим в храмах и произносим во время утренней молитвы.
И.Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888
Чудеса
Заботясь о духовном окормлении своей паствы, святой Николай не забывал и об ее телесных потребностях: так, когда в Ликии наступил страшный голод, добрый пастырь для спасения голодающих сотворил такое чудо. Святитель явился во сне одному купцу в Италии, грузившему хлебом свой корабль, дал ему в задаток три золотые монеты и повелел плыть в город Миры. Проснувшись, купец обнаружил зажатые в руке три золотые монеты. Поняв, что это — повеление свыше, он привел свой корабль в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь купец рассказал о видении, и горожане по его описанию узнали своего архипастыря.
Святитель Николай не оставлял и не оставляет без ответа никакой просьбы, никакой молитвы. Вот еще два из бесчисленных примеров его заступничества.
К югу от Ликии находилась группа небольших скалистых островов, часто бывших причиной гибели кораблей. Однажды здесь, у Хелидонских скал, свирепая буря настигла судно, шедшее из Египта. Обреченное судно бросало как щепку, ветром рвало паруса, оно скрипело от ударов волн... Команда прощалась с жизнью... Никто из них никогда не видел святого Николая, но кто-то слышал о том, как скор святой на помощь. И воззвали люди к нему как к последней надежде на спасение — и откликнулся святитель. Он взошел на корабль и сказал: «Вы взывали ко мне. Вот я и пришел Вам помочь. Не бойтесь!» Святитель Николай повелел буре утихнуть — и легла на море тишина; он довел корабль до гавани и исчез.
Спасение моряков (Джентиле да Фабриано, ок. 1425)
Когда спасенные мореплаватели сошли на берег, они поспешили в храм отблагодарить святого Николая за чудесное спасение. Каково же было их удивление и изумление, когда в священнике этого храма они узнали своего спасителя!
А вот какая чудесная история произошла на Севере с нашим военным летчиком в Великую Отечественную войну. Однажды в бою его самолет подбили, он выбросился с парашютом, но все равно был обречен: хотя на нем и был спасательный пояс, он наверняка бы погиб от переохлаждения в ледяной воде. Вдруг летчик услышал плеск воды и скрип весел. Приглядевшись, он увидел лодку со старичком. Втащив замерзающего летчика в лодку, старичок, не говоря ни слова, довез его до какого-то поселка, устроил на пригорке и… исчез.
Вскоре летчика нашли местные жители — его обогрели и накормили, а в мокрой одежде обнаружили медальон, зашитый его матушкой. Когда летчик взглянул на изображение на медальоне, то узнал спасшего его старичка. Это была иконка святителя Николая, которому мать летчика всю войну молилась о помощи сыну — и тот вернулся с фронта живым.
И, наконец, рассказ нашей современницы, бывшего геолога. «Дело было поздней осенью, и море у Соловецких островов начало уже покрываться мелкими льдинками. Надеясь на то, что я смогу дотемна вернуться на базу, я поплыла одна на лодке на один из островов, чтобы завершить начатую работу. Уже вечерело, когда я оттолкнулась веслом от берега. Но из-за множества льдин грести было так трудно, что скоро я поняла, что на базу я не вернусь… Ночью ветер и льдины унесли лодку в открытое море и днем следующего дня прибили к какому-то незнакомому берегу.
Святитель Николай Чудотворец и преподобная Ксения с Христом Вседержителем.
Василевский Василий Иванович (первая половина — середина XVIII в.) 1755 г. Рыбинский государственный музей-заповедник
Я была верующей с детства и теперь все время молилась святителю Николаю о спасении. Пристав к берегу, я решила идти вдоль него, надеясь найти какое-нибудь жилище. Вскоре мне встретился старичок.
— Куда ты идешь, девушка? — спросил он меня.
— Ищу чье-нибудь жилье.
— Не ходи туда, родная, — ты никого там не найдешь. А вот видишь вдалеке горку? Взберись на нее и увидишь, куда тебе дальше идти.
Повернулась я, чтобы посмотреть на горку, а старичок-то и пропал! И поняла я тогда, что это был святитель Николай. Взобралась я на горку, увидела вдали дымок и пошла прямиком на него. Так и добралась до хижины рыбака. Все его семейство удивилось моему появлению в этом совершенно безлюдном месте. Рыбак подтвердил, что действительно, я не нашла бы никакого жилища и наверняка погибла бы от холода и голода!»
Гробница Николая Чудотворца в Бари
Посмертное чудо из чудес
Древнее предание гласит, что святой Николай скончался 19 декабря 342 года на 72-м году жизни. Кончина Божиего угодника не прекратила его благодеяний: многочисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают прославлять его. Одно из непрекращающихся чудес святого Николая — источание из его мощей целебной жидкости (мира). Мироточивые мощи нередко встречаются и сейчас, но ни у одних мощей это чудо не было столь постоянным и непрерывным, и нигде оно не приносило такого обилия чудесных исцелений, как у мощей святителя Николая, находящихся в итальянском городе Бари.
Ольга Глаголева
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
19 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, на Иверском приходе прошло празднование в честь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (ок.335). По окончании Божественной Литургии был отслужен Водосвятный молебен. Также накануне дня памяти Святителя Николая в понедельник, 18 декабря, в храме Св.блг.вл.кн. Александра Невского служили Всенощную.
Поздравляем наших прихожан и всех православных христиан с этим светлым и всеми нами любимым праздником, днем Святителя Николая! Святителю отче Николае моли Бога о нас!
Предлагаем послушать проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесенного им в день памяти святителя Николая Мирликийского от 19 декабря 1953 года.
СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО
Прослушайте слова, которыми начинается святая Библия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью». Люди, мнящие себя образованными, издеваются над библейской историей творения мира и в особенности издеваются над тем, что свет был сотворен в первый день, а солнце, луна и звезды только в пятый день. Они издеваются над верой нашей в то, что свет мог существовать тогда, когда не было светил небесных. Ну что же, таким издевательством они обнаруживают только свое научное невежество: они не знают того, что вселенная полна светящейся материи. Мельчайшие частицы материи обладают способностью светиться, им присущ свет.
А свет небесных светил: солнца, луны, звезд – это только результат скопления, сгущения этой светящейся материи, это конденсация материи. Солнце, луна и звезды образовались путем такой конденсации, путем сгущения материи, которой присуще свечение. Значит, если Бог в первый день сотворил небо и землю, если сотворил всю ту бесчисленную материю, которой наполнена вселенная, то ничего нет странного в том, что в этот первый день Он наделил материю свойством быть светящейся, быть носительницей света. И знаем, что в необъятной вселенной есть бесчисленно много светящейся материи, которая еще не сгустилась в звезды и солнца. Это первое. А второе, чего не знают издевающиеся над днями творения, состоит в том, что есть различные виды света, не один только солнечный свет.
Есть еще форма света, которая называется светом фосфорическим. Эта способность материи светиться особым фосфорическим светом, присущим ей, проявляется, между прочим, в том, что огромные глубины и дно океанов и морей, в которые не достигает свет солнечный, вовсе не темны: там светло, там все освещено этим фосфорическим светом. Эта форма света также присуща самому веществу, самой материи. Но оставим науку, будем говорить о другом. Разве не знаете вы, что когда великий пророк Божий Моисей сходил с Синайской горы, неся две каменные скрижали, на которых перстом Божиим написаны были десять заповедей, то лицо его светилось невыносимым для глаз человеческих светом, и просили израильтяне, чтобы покрывал он свое лицо, ибо не могут взирать на него.
Знаете вы, что в великий день Преображения лицо, вся фигура, все одеяние Господа Иисуса Христа блистали подобным же светом. Читали, вероятно, многие из вас в книге Деяний апостольских, что когда первосвященники и книжники и фарисеи, негодовавшие на проповедь апостолов, велели их заключить в тюрьму, то ночью явился в темнице ангел Божий, и своим неземным светом осветил всю темницу. Это какой свет, каким светом сияло лицо пророка Моисея, каким светом светился Господь Иисус Христос на горе Фаворской, какой свет осиял темницу, когда вошел в нее ангел? Конечно, это не свет материальный, не свет солнца, луны и звезд – это свет Божественный, свет, неведомый миру сему, свет, исходящий от Бога. Но есть еще одна форма света, пожалуй, самая важная для нас – свет незримый, свет, которого не видит око человеческое, свет, имеющий свое происхождение тоже от Бога. Этим незримым светом светились и светятся доселе тела и лица и глаза людей, всецело возлюбивших Бога, всю жизнь свою посвятивших Богу, людей, целью жизни своей поставивших исполнение заповедей Христовых. Их глаза, их тела, все их движения – все это проникнуто светом незримым: откуда знаем мы об этом незримом свете, как воспринимаем его? Мы знаем о нем и можем воспринимать его, потому что сами мы существа духовные, не только телесные. Мы состоим, кроме тела, из души и духа – из духа, близкого к Духу Божию, духа, имеющего начало от Него. А все духовное мы можем воспринимать своим человеческим духом, ибо все формы духа – дух человеческий, дух ангельский, Дух Божий – родственны между собою и имеют способность взаимного проникновения одного в другой.
Дух святых людей незримо может открывать нам то, что таят их души, ибо имеет способность проникать в наши души, в наш дух. Незримый свет ангелов, незримый свет Духа святого тоже может вступать в общение с нашим человеческим духом. И чем более глубока жизнь в Боге у праведных людей, тем более все существо их проникнется светом незримым, тем светом, который воспринимается духом человеческим, трепетно воспринимается. Люди, подобные таким величайшим преподобным, как Антоний Великий, Макарий Великий и наши великие преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, были носителями этого незримого света духовного. Вся жизнь их была жизнью духа. Они презрели плоть, о ней не заботились, заботились только о духе. Вся жизнь их протекала в непрерывной молитве, созерцании всего возвышенного, всего Божественного, в постоянном чтении Св. Писания. Света незримого был полон великий Святитель Николай, память которого мы празднуем. Он был полон этого света незримого, от него исходившего и воспринимаемого сердцами и душами человеческими.
В чем же источник этого света? Он появляется в сердце человеческом по мере того, как человек все глубже и глубже исполняет закон Христов, по мере того, как более и более творит добрых дел, по мере того, как все более и более милосердным становится он, приближаясь к ныне нами поминаемому Святителю Николаю, избавившему от позорной продажи на блуд тел своих трех дочерей несчастного голодающего человека. Разве не знаете и о многих других добрых делах его? Разве не знаете, что был он правилом веры и образом кротости, и незримый свет, как лучи солнечные, исходил от сердца, от всего существа его. Он был кроток, ибо исполнил заповеди Христовы. Он в смирении и кротости приблизился близко к Самому Господу Иисусу Христу, которому он неленостно служил всю жизнь свою. И именно потому, что свет незримый вот уже полторы тысячи лет исходит от души умершего Святителя, ибо свет этот не погиб со смертью его – именно потому так любим его, что сами стремимся к этому свету духовному, свету незримому.
Стремитесь, стремитесь все к свету незримому, к свету великому, которого был полон Святитель Николай.
Спаси Господи!
М.К. Дитерихс, основываясь на воспоминаниях людей, близко знавших Императора, писал: «Государь был человек умный, образованный и весьма начитанный. Он обладал громадной памятью, особенно на имена, и являлся чрезвычайно интересным собеседником. Он хорошо знал историю и любил серьезные исторические книги. Любил Он физический труд, и жить без него не мог, в этом Он был воспитан с детства В своих потребностях Государь был очень скромен: берег одежду, не позволял себе в этом лишней траты и сплошь да рядом можно было видеть на нем потертые, но исправно починенные и вычищенные штаны и износившиеся сапоги».
Из душевных качеств Николая II М.К. Дитерихс особенно отмечал следующее: «Доброта и простота чувствовались в Нем при Его обращении с людьми; ни малейшей надменности или заносчивости в Нем не было. Он был замечательно предупредителен и внимателен к другим. Госпожа Битнер, случайная учительница в Тобольске, преподававшая русский язык Наследнику, говорит: “Если я иногда по нездоровью пропускала урок, не было случая, чтобы Он, проходя утром через нашу комнату, не расспросил меня о моем здоровье. С Ним я всегда чувствовала себя совсем просто, как будто век Его знала”». В книге «Страницы моей жизни» А.А. Вырубова приводит такой случай, свидетельницей которого она была в Германии: «…Идя переулком по направлению к парку, мы столкнулись с почтовым экипажем, с которого неожиданно свалился на мостовую ящик. Государь сейчас же сошел с панели, поднял с дороги тяжелый ящик и подал почтовому служащему; тот едва его поблагодарил. На мое замечание, зачем он беспокоится, Государь ответил: “Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!”»
А.А. Вырубова также писала о царственной натуре Николая: «…Люди, предубежденные против него, и те при первом взгляде Государя чувствовали присутствие Царя и бывали сразу им очарованы. Я помню прием в Ливадии земских деятелей Таврической губернии, когда два типа до прихода Государя подчеркивали свое неуважение к моменту, хихикали, перешептывались - и как они вытянулись, когда подошел к ним Государь, а уходя - расплакались. Говорили, что и рука злодеев не подымалась против него, когда они становились лицом к лицу перед Государем. Ее Величество часто мучилась: она знала также доброе сердце Государя, его любовь к Родине, но она знала о его доверии к людям и что часто он действует под впечатлением последнего разговора и совета. Те, кто с ним работали, не могли сказать, что у него слабая воля».
О взаимной любви Царя и Царицы А.А. Вырубова пишет так: «Жизнь Их Величеств была безоблачным счастьем взаимной безграничной любви. За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга». Когда императрица однажды заболела, Государь сказал: «Я готов сесть в тюрьму, лишь бы Ее Величество была здорова!»
Как пишет М.К. Дитерихс, «Государь и Государыня, больше всего боялись, что Их увезут куда-нибудь за границу. Этого Они боялись и не хотели». Он рассуждает: «Сколько должно было быть у бывшего Царя любви к своему русскому народу, сколько великой русской жалости к темноте его, чтобы даже в Екатеринбурге не разувериться в действительных свойствах его натуры и не отвернуться от него, а всегда и при всех тяжелых обстоятельствах стремиться стать ближе к нему, приласкать его, от чистого сердца протянуть ему руку. И в большинстве случаев Он не ошибался; простой русский человек Его понимал и, кто бы он ни был по испорченности натуры, так или иначе откликался. Он говорил: «Русский человек – это мягкий, хороший, душевный человек; он многого не понимает и этим пользуются злые люди. Но на него можно воздействовать добром».
У шахты в районе «Ганиной ямы» среди прочих личных вещей был найден разбитый нательный образок Николая Чудотворца.