Мои путешествия. Интересные факты о истории
Пора заканчивать рассказы о других путешествиях, начатые еще в прошлом году... О Греции осталось рассказать не так уж и много - о древних укреплениях в Микенах и итоговый пост. О Микенах можно рассказывать много и долго, это любимейшее для меня место в Греции, именно здесь, а не на Акрополе, не в Эпидавре, чувствовалась чудовищная пропасть времен. Более трех с половиной тысяч лет назад это место уже существовало. Мир еще не знал о многом, но это место уже БЫЛО. Вот так оно выглядело одиннадцать лет назад, это любимая фотография, снятая мной в Греции - склон горы и акрополь на ней (вид от ):
Развалины одного из древнейших городов мира находятся в 32 км к северу от залива Арголикос, вблизи крохотной деревни, сохраняющей название древнего города. Располагались на скалистом хребте, нависая с востока над проходом, по которому можно попасть из Пелопоннеса на север.
Вид сверху:
Микены (Mykenai), древний город в Арголиде, в северо-восточном Пелопоннесе (юж. Греция). Первые поселения на этом холме датируются эпохой неолита (4 тысячелетие до н.э.). В 3-м тысячелетии до н.э. Микены были еще небольшим поселением. Стали крупным центром в поздний период бронзового века (1350-1200 г. до н.э.). С 17 в. до н.э. - столица одного из раннеклассовых государств ахейцев. Около 1200 г. до н.э. Микены погибли от пожара. В последующие столетия город был восстановлен, но значительной роли уже не играл. Придя в упадок, город продолжал существование вплоть до 468 года до н.э., когда он был завоеван новой великой державой в Арголидской долине, городом Аргос. Последние сведения о населении, проживающем в этом городе, нам дает римский путешественник Павсаний во 2 веке нашей эры. В эпоху поздней античности Микены фактически прекращают свое существование. Археологические раскопки Микен ведутся с перерывами с 1876 г. (немецким археологом Г. Шлиманом, в 1920-1923 гг. под руководством А. Уэйса для Британской школы в Афинах, греческими учеными Хрестносом Цунтасом, Г. Милонасом и др.)
Микены - пожалуй, самый известный город Греции, царство Агамемнона, предводителя похода ахейцев на Трою, город, 400 лет доминировавший в греческой истории, акрополь, давший Шлиману золотую маску, учебникам истории и архитектуры - мегарон, Львиные ворота, литературы - гомеровских персонажей. Расположенные меж двух приземистых гор руины Микен выглядят едва ли менее величественно, чем в пору своего расцвета.
В III-II тысячелетиях до н.э., в эпоху древнейших культур Египта, Месопотамии, Ирана, Индии, Китая, на островах и побережьях Эгейского моря существовала своеобразная эгейская культура, предшественница древнегреческой. Здесь в ту эпоху получили высокое развитие ремесла и торговля, а общественное устройство не характеризовалось крайними формами деспотии, вследствие чего образы искусства были более гуманистичны, в нем впервые в древнем мире проявилось внимание к человеку, его чувствам, повседневной жизни
.
Ареал распространения крито-микенской культуры:
Жители Микен и Трои были потомками племен, некогда пришедших, как и потом доряне, с севера. Однозначного вывода о том, откуда взялись истоки их культуры, нет. Есть разные версии – степи Северного Причерноморья, Анатолия, Центральная Европа, поскольку имеющийся археологический материал все-таки признается слишком разнородным. До 1953 г. высказывались сомнения, насколько микенская цивилизация является греческой, до тех пор, пока не был расшифрован первый греческий алфавит, который показал, что язык микенян был первичной формой греческого языка.
От древних Микен сохранились развалины крепостных сооружений города, в том числе его кремля - акрополя.
Начало собственно микенской цивилизации обычно связывают с XVI веком до н.э. Эта цивилизация появилась на исторической сцене после довольно продолжительной паузы – культурного упадка периода XXII-XVII вв. до н.э. или раннеэладского III и среднеэлладского периодов. Сама великая микенская цивилизация представляет собой результат сложного культурного синтеза, объединившего разнородные этнические элементы и индоевропейского (ахейского или эллинского) и неиндоевропейского (эгейского, пеласгического и минойского) происхождения. И об этом хорошо бы помнить тем, кто в угоду своим националистическим взглядам отрицает положительное влияние разных культур на культуру его народа, считая их "чуждыми". Только в синтезе может родиться хорошее, в самоизоляции же только вырождение. Но я отвлеклась...
Микены – типичный пример характерного для этого времени типа укрепленного поселения на вершине холма – дворец-цитадель или городок-акрополь. Этот тип восходит к традиции первых индо-европейских пришельцев, обосновавшихся на территории Балканского полуострова в конце эпохи ранней бронзы. Хотя пришельцы обосновались в стране, идеально приспособленной для занятий мореплаванием и торговлей, они вначале создавали свои укрепленные цитадели вдали от побережья, на местах, выгодных с точки зрения обороны от противника. Таким идеальным местом явился и холм, на котором расположились Микены. Город был сооружен на скалистом холме (280 м над уровнем моря), в северной части плодородной аргосской равнины, в 15 км от берега моря. С севера Микены защищены от холодных ветров горой св. Ильи. Территория микенского акрополя составляет 30 000 кв. м, периметр стены – 900 м.
В связи с важной ролью, которую город играл в доисторическую эпоху, «микенским» нередко называют последний период доисторической цивилизации в Греции, именуемый еще III позднеэлладским (ок. 1400-1100 до н.э.). Иногда термин «микенский» применяют ко всей позднеэлладской цивилизации (1600-1100 до н.э.). Из этой диаграммы видно, что по отношению к "золотому веку" греческой античной цивилизации Микенская отстоит примерно настолько же, насколько времена короля Артура от нашей (наводит на определенные размышления, не так ли?):
Основные относящиеся к Микенам мифы повествуют о том, что город построил умертвитель медузы Горгоны Персей, сын Зевса и орошенной золотым дождем Данаи ("бойтесь данайцев, дары приносящих"). Династию потомков Персеевых сменил род Пелопса, проклятый малоизвестным возницей за всякие подлости и жадность. Древние греки как раз циклопам или киклопам, роду великанов приписывали возведение микенских стен высотой 13 и шириной 7 метров. Поэтому любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической. Древним грекам было трудно поверить, что такие гигантские глыбы (тяжесть некоторых доходит до 100 тонн), могли быть построены людьми. Впрочем, даже стены не уберегли Микены от расплаты за грехи Пелопса, героя, давшего имя Пелопоннесу.
Значение Микен подчеркивается в греческой мифологии, т.к. по мифам поход греков на древнюю Трою возглавлял мифический царь Микен Агамемнон. Участники троянских событий в интерпретации художника нашего времени:
Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры. Изображения Ореста в античном искусстве:
Именно в Микенах находился "Дворец Агамемнона" где, по мифам, жена великого Агамемнона Клитемнестра убила вождя всех греков, вернувшегося из Трои.
Сохранилась ванная комната, в которой Клитемнестра со любовником прирезали ее мужа Агамемнона, привезшего из Трои не только доставшееся Шлиману золото, но и возлюбленную Аполлона, прорицательницу Кассандру. Деяние ревнивой царицы, не смущавшейся, кстати, любовником, было отмщено сыном ее, Орестом. Орест и Электра у могилы Агамемнона:
Ворота, через которые он убежал из Микен, убив мать, и поныне там.
Electra and Orestes killing Aegisthus in the presence of their mother, Clytemnestra; detail of a Greek vase, 5th century BC
Эриннии, богини мщения, преследуют Ореста:
Родословная микенских Атридов:
О судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора. Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.).
На фото - постановка истории Агамемнона в 1886 г. в Сиднее (Австралия):
Хотя реальные Львиные ворота выглядят вот так:
В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»).
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).
Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.
С Атреем связано выражение, существующее в современном лексиконе "Атреев пир". Согласно легенде, за трон в Микенах боролись братья Атрей и Фиест. Первому удалось захватить трон, но Фиест постоянно пытался его отвоевать. По другому варианту причиной разногласий была жена Атрея. Атрей решил раз и навсегда решить эту проблему и задумал одно их самых ужасных преступлений в греческой мифологии. Он притворился, что хочет примириться со своим братом, и пригласил его в Микены на трапезу, которая символизировала бы их примирение.
Фиест, ничего не подозревая, в сопровождении только лишь своей семьи, приехал в Микены. Там слуги Атрея выкрали детей, играющих в городе, убили их и приготовили из них блюдо. Фиест спохватился своих детей только во время трапезы и спросил у своего брата: "A где мои дети?" и Атрей ответил: "Они похоронены в тебе самом", одновременно показав ему их головы. Бедный Фиест, потрясенный, сошел с ума. Боги же вознегодовали на Атрея за невиданное злодейство и прокляли его и весь его род. Тема проклятия Атридов неоднократно обыгрывалась в мировом искусстве и даже стала лейтмотивом фантастического цикла Френка Херберта "Дюна".
Существовали ли Атрей и Агамемнон, но доказано, что в древности Микены были царской резиденцией, их власть распространялась на территорию, которая, вероятно, намного превосходила все подобные государственные образования той эпохи в данном регионе и охватывала, быть может, всю северную часть Пелопоннеса.
Впоследствии Микены постепенно утратили свое значение, хотя во время греко-персидских войн они посылали воинов к Фермопилам и Платеям. Микены были почти полностью уничтожены Аргосом в 468 до н.э., однако немногочисленные обитатели сохранялись здесь на всем протяжении эллинистического периода. Ко 2 в. н.э. город был покинут. И теперь лишь многочисленные туристы тревожат покой тысячелетних развалин...
А некогда, многие и многие столетия назад город с его мощными укреплениями выглядел примерно так:
В следующий раз мы подробнее пройдемся по всем помещениям микенского акрополя, увидим знаменитое золото Шлимана, старинные фото и гравюры этих мест и т.д.
Известность Троя приобрела, благодаря многочисленным легендам и мифам, и в особенности поэмам Гомера «Илиада» и «Одисея». Множество столетий реальное существование города ставилось под сомнение. Но в 1870 году Г.Шлиман археолог-любитель обнаружил город Трою. Здесь было произведено много исследований и открыто девять культурных пластов.
Трою в трудах Гомера ещё называется Илион
Это древний город лувийской цивилизации, он располагался на территории Малой Азии, вблизи Эгейского моря. Город был найден благодаря творчеству древнегреческого поэта Гомера. Свою славу Троя обрела, благодаря легендам о Троянской войне, а также событиям которые её сопровождали. В поэме «Илиада» описывается, что это была длительная война, уничтожившая город.
Население города
Согласно исследованиям археолога Корфмана Троя считается наследницей цивилизации Анатолии. В подтверждение этому, археологи нашли множество находок на территории Трои. Древние троянцы считаются потомками древних индоевропейских народов, и являлись лувийцами.
Примерно во 2 тысячелетии до н.э. было переселение этого народа в Анатолию, большинство находок относятся именно к этой цивилизации. При раскопках в 1995 году найдена печать, с изображением иероглифов написанных на лувийском. Он был очень распространен на территории Малой Азии. Только находок, которые подтвердили бы, что лувийский язык использовался в Трое, больше не находили.
Религия
Археологи при раскопках Трои, нашли предметы, относящиеся к хетто-лувийской культуре. Возле южных ворот нашли 4 стелы, они обозначали в культуре хеттов божество. Неподалеку от стен города, было обнаружено кладбище, с признаками кремации. Для западных народов так погребать усопших нетипично, а для хеттской культуры было принято кремировать.
Первый и второй ров
Есть гипотеза, что Троя была гораздо больших размеров, чем археологи считали раньше. В 1992 году, был обнаружен ров, он опоясывал город. Данный ров располагался так, что охватывал территорию почти в 200 тыс. м2, хотя площадь города только 20 тыс. м2. Считается, что это был Нижний город, многочисленное население проживало в городе вплоть до 1700 годов до н.э.
В 1994 году, был найден ещё один, искусственно созданный ров, он пролегал в 500 метрах от городской крепости. Эти оба рва были системой укреплений, для охраны крепости и их описание есть в «Илиаде».
Троя располагалась между греками и хеттами, и поэтому она постоянно была участницей сражений. Если рассматривать найденные при раскопках артефакты, сложно сказать точно про политическую жизнь города. Недостаток информации породило множество теорий на основе легенд и мифов. Эпос Гомера «Илиада», некоторые ученые считают буквально свидетельством от имени очевидца, но эта война происходила задолго до того как родился автор, и он мог узнать только от других.
По легенде, которая описана в поэме «Илиада», причиной войны называется Елена Прекрасная жена греческого царя Менелая. Парис - сын царя Трои Приама, украл Елену, и конечно греки захотели её вернуть, из-за этого началась война. Такое событие могло быть в действительности, но одно оно не могло стать единственной причиной для войны.
Скорее всего, похищению Елены предшествовали и другие события, они то и привели к началу войны. Ещё всемирно известна легенда о Троянском коне.
Легенда говорит о том, что греки победили в войне. Они одержали победу при помощи хитрости, придумав Троянского коня. В этой версии есть противоречия и не стыковки. В «Илиаде», вообще нет упоминаний о Троянском коне, хотя поэма полностью написана о Трое. В «Одиссее» наоборот описывается очень подробно. Троянский конь скорее всего был художественным вымыслом поэта, так как до сих пор археологи не нашли никаких подтверждений.
Причины разрушения города
Гомер в своих трудах описывает, что причиной гибели города был Троянский конь. Гомер описывает, как греки после десятилетней войны сделали подарок троянцам. Жрец города Лаокоон метнул в подарок копье и, стало очевидным, что он внутри полый, но на это никто не обратили на это внимание.
Жители города согласились принять подарок. Наверное, логика у троянцев была не очень хорошая, и они завезли подарок греков в город. Когда пришла ночь, греческие солдаты выбрались из коня, открыли ворота города греческому войску и перерезали всех троянцев. В действительности такое кажется маловероятным. Историки считают, что город, скорее всего, был сожжён греками. На это указывают следы, от пожара найденные на раскопках.
Сейчас Троя - это огромная территория, на которой видеться множество раскопок
Многочисленные мифов и легенды о Трое, вызывают интерес ученых и авантюристов, и толкают вести исследования в попытках открыть истинную историю этого древнего величественного города. Раскопки продолжаются до настоящего времени, но загадок меньше не становится. Возможно, когда-то истинная история Трои, будет открыта миру.
Начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен.
Предыстория
На рубеже II и III тыс. до н.э. ахейские племена начали заселение Балканского полуострова, вытесняя оттуда местные племена. К XV в. до н.э. ахейская цивилизация достигла своего расцвета, распространив свое влияние на весь полуостров.
События
За всю свою историю греки-ахейцы так не смогли построить единое централизованное государство, как это было в державах Древнего Востока. Сравнительно небольшие царства постоянно находились в состоянии конфликта друг с другом, хотя бывали и случаи политических союзов между ними. Обычно такие союзы создавались для завоевательных походов против внешних врагов: так, например, около 1200 года до нашей эры ахейцами был завоеван Крит.
Из-за постоянных внутренних войн культурная, экономическая и политическая жизнь ахейских государственных образований концентрировалась вокруг дворца-цитадели, что делает данную цивилизацию схожей с крито-минойской культурой, хотя последняя носила куда менее воинственный характер. Одна из наиболее крупных цитаделей находилась в районе Микен, благодаря богатым археологическим находкам в этой области, связанных с ахейцами, их цивилизация получила название микенской.
Примерно в XIV в. до н.э. началось массовое переселение ахейцев на полуостров Малая Азия (территория современной Турции). Данный исторический период нашел свое отражение в произведении древнего поэта Гомера «Илиаде», которое повествует об объединенном походе ахейцев под предводительством царя Агамемнона против Трои, эпос повествует нам о десятилетней осаде этого поселения, закончившейся его разграблением. Можно утверждать, что «Илиада» рассказывает нам о военном противостоянии между ахейцами и жителями Малой Азии, которое завершилось победой первых, о чем свидетельствуем множество ахейских поселений в данном регионе, время создания которых соответствует примерно XIII в. до н.э.
На рубеже XIII и XII столетий Балканский полуостров захлестнула новая волна переселений: менее развитые в культурном и экономическом отношении, нежели ахейцы, но преуспевшие в военном отношении (это связано с освоением производства железного оружия) дорийцы быстро захватили микенские цитадели и подчинили себе их хозяев. Дорийское завоевании Греции принято считать концом микенской цивилизации.
Участники
Агамемнон – легендарный микенский царь, предводитель похода против троянцев.
Приам – легендарный последний царь Трои, противостоявший ахейскому вторжению.
Генрих Шлиман – немецкий археолог, обнаружил Микены и Трою.
Заключение
Микенская цивилизация оставила после себя богатое культурное наследие, она также внесла свой вклад в формирование цивилизации классической Греции, а знаменитые «Илиада» и «Одиссея», повествующие о микенской эпохе, стали для античного мира самыми значимыми произведениями.
Микены и Троя
После гибели критской цивилизации начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен. На сегодняшнем занятии мы вслед за Шлиманом посетим развалины древних Микен и Трои, узнаем о мифологических и исторических причинах начала войны греков и троянцев.
Микены были расположены в Южной Греции, на скалистом холме. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 метров и шириной 6 метров. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проём. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. В гробницах были найдены многочисленные драгоценные украшения. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребённых, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.
При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идёт о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далёкие походы за добычей.
Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои – богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои.
Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.
Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.
Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами. Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера – старшая из богинь (греки изображали её красивой и величавой женщиной). Другая – воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была так же привлекательна. Третья – Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита – дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке.
Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. «Присуди яблоко мне, – сказала Гера, – и я сделаю тебя властителем всей Азии». «Если ты присудишь яблоко мне, – вмешалась Афина, – я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться». Афродита сказала: «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире». Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Прекраснейшей из женщин считалась Елена. Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя Менелая. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли ласково и радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла она мужа, согласилась бежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришёл в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Они дали согласие участвовать в походе.
На сотнях кораблей переправились греки через море и высадились недалеко от Трои. Вытащив корабли на берег, они разбили лагерь, защитив его стеной. На равнине между лагерем и Троей начались бои. Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою. Троянская война стала последним предприятием Микен. Согласно мифам, Троя была побеждена и захвачена греками. В действительности, город был разрушен в результате землетрясения около 1300 г. до н. э. Длительная война истощила силы греческих городов, в том числе и Микен, после чего начался их упадок.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
Древние греки были убеждены: Микены построил Персей, а толстые, высокие стены из огромных каменных плит по его приказу возвели циклопы – одноглазые чудовища-великаны. Иначе объяснить, как во втором тысячелетии до нашей эры удалось возвести столь грандиозное сооружение, они попросту не могли.
Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.
Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.
Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.
Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.
Власть правителей Микен распространялась на всю близлежащую территорию и, по предположениям учёных, даже охватывала весь север Пелопоннеса (исследователи выдвигают предположение, что цари города вполне могли возглавлять конфедерацию Пелопоннесских царств).
Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).
Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).
Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.
Как выглядел город
Большая часть населения Микен жила вне крепости, у подножия холма. Раскопки, проведённые археологами, показали, что прежде, чем попасть в цитадель, нужно было миновать кладбище, находящееся вне стен города и жилые дома. Обнаруженные постройки в черте города показали, что в его пределах находился дворец, жилые помещения, храмовые сооружения, склады и шахтные гробницы, в которых хоронили представителей правящих династий.
Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров.
Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной – не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн.
Парадные ворота
Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота, ширина и глубина которых составляла около трёх метров.
Построили Львиные ворота в Микенах в тринадцатом веке до нашей эры во время расширения крепостной стены. Возвели их из трёх громадных, слегка обработанных известняковых глыб, а закрывали двумя деревянными створками (об этом свидетельствуют углубления, находящиеся внутри боковых стен).
Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые её положили – это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон, с двумя изображёнными львами. По одной из гипотез, барельеф, венчающий Львиные ворота, является гербом династии Атридов, которая правила городом в то время. По другой – посвящён богини Потнии, являющейся покровительницей всех зверей.
Львы эти развёрнуты друг к другу и, стоя на задних лапах, передними опираются на два находящихся алтаря, между которыми изображена колонна. К сожалению, головы зверей до наших дней не сохранились, но тщательно изучив барельеф, учёные пришли к выводу, что изготовлены они были из другого материала (возможно, из слоновой кости) и скорей всего, смотрели на людей, которые входили в цитадель через Львиные ворота.
Одним из предназначений этого барельефа было замаскировать образовавшуюся дыру: Львиные ворота были выстроены по всем правилам своего времени, поэтому все глыбы, которые нужно было положить над перемычкой, устанавливали со скосом, что давало возможность переместить большую часть нагрузки на боковые стены, между которыми были установлены Львиные ворота.
В результате этого над перемычкой образовалось пустое пространство, куда установили плиту с барельефом, который считается самой ранней монументальной скульптурой микенского периода (перед тем как были обнаружены Микены, были найдены разве что статуэтки высотой в 50 см).
Дворец
Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем с левой стороны упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы (по оценкам специалистов, замок был построен в XIV ст. до н.э., а некоторые найденные в нём фрагменты относятся к более раннему периоду).
Лестница заканчивается в прямоугольном дворе, в который можно было попасть из тронного зала, минуя приёмную и портик с двумя колоннами. Тронный зал имел прямоугольную форму, его крышу поддерживали четыре колонны, а стены были украшены фресками с изображёнными на них боевыми колесницами, лошадьми и женщинами.
Жилые помещения находились с северной стороны замка, многие из них были двухэтажными. Скорее всего, к ним можно было попасть из вестибюля дворца. Также здесь находился храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптурная композиция из двух богинь и ребёнка.
Интересно, что при раскопках, во дворце были найдены глиняные таблички с надписями, которые оказались финансовыми отчётами военных затрат, а также списками работающих на микенских правителей людей: это был перечень рабынь, гребцов, ремесленников. Это даёт повод учёным предположить, что Микены были довольно бюрократическим государством.
Шахтные гробницы
С правой стороны от Львиных ворот были расположены обнесённые каменной оградой шахтные гробницы, в которых хоронили царей. Это были вырубленные скале прямоугольной формы погребальные комнаты, уходящие на глубину от полутора до пяти метров. Сейчас на месте древних захоронений установлены поставленные на ребро каменные плиты, отмечающие их месторасположение. В этих гробницах археологи нашли самые настоящие сокровища – монеты, ювелирные изделия, кольца, чаши, кинжалы, мечи, изготовленные из золота, серебра и бронзы.
Купольные и камерные гробницы
До того как построить крепость, микенцы хоронили своих правителей в так называемых купольных гробницах, которые по форме напоминали огромные купола. Всего археологами было обнаружено девять таких усыпальниц, относящихся к XV-XIV ст. до н.э. Усыпальницы представляли собой подземные сооружения с высоким, сужающимся кверху куполом, который возвышался над землёй. После похорон гробницу закрывали, а коридор, ведущий в погребальную яму, засыпали землёй.
Одной из наиболее известных гробниц этого типа является усыпальница Атрея (XIV ст.), в которую можно было попасть по длинному коридору, дромосу. Погребальная яма находилась под землёй и имела 13 метров высоты и 14 ширины (к сожалению, узнать, что именно забрал с собой царь в загробный мир, установить не удалось, поскольку могила была разграблена ещё в прадавние времена). Над входом в погребальную комнату была установлена девятиметровая квадратная плита. Как именно древние мастера сумели её установить, учёные до сих пор не выяснили.
В находящихся неподалёку камерных гробницах хоронили аристократов и представителей их семейств. Это были в основном вырубленные в склоне горы фамильные склепы, в которые можно пройти по дромосу.
Как добраться до Микен
Желающие увидеть один из самых знаменитых памятников бронзового века, должны учитывать, что он находится на территории археологического парка «Микены», а потому вход на его территорию платный (билет стоит около 8 евро).
До города Микен лучше всего добираться из столицы Греции рейсовым автобусом, дорога в этом случае займёт около двух часов, а билет обойдется в 12 евро. Также можно воспользоваться автомобилем и картой – сначала доехать до города Арго, миновав Коринфский канал, а уже оттуда отправиться в Микенес.
Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.
Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.
Троя и Атлантида - одно и то же. В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.
Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.
Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.
Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.
Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.
Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.
Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.
Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.
Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.
Троянские сокровища были утеряны. В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".
При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.