Курсовая работа правовой режим земель водного фонда. Проблемы аренды земель водного фонда Список использованной литературы
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации почти 100% водных объектов находятся в государственной, в том числе около 95% - в федеральной собственности. На федеральном уровне государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган, функции которого возложены на Министерство природных ресурсов российской Федерации. В свою очередь на водных объектах имеется большое количество различных водохозяйственных сооружений, которые находятся на балансе предприятий различных форм собственности, но в основном входят в систему Минсельхоза России, Минтранса России и т. д..
Водообеспечение населения и объектов экономики, предотвращение деградации водных объектов и поддержание надлежащего количества воды в них, защита от вредного воздействия вод возможны лишь с помощью гидротехнических систем и сооружений, требующих трудоемких и дорогостоящих мероприятий по строительству, содержанию и эксплуатации. Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса к началу 1999 г. оценивалась почти в 60 млрд. рублей. Основную их часть составляют системы территориального перераспределения стока, гидроузлы и гидросооружения для регулирования стока рек. Созданными водохозяйственными основными фондами обеспечиваются необходимые условия деятельности других отраслей, не связанных с изъятием водных ресурсов: гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, рекреации. Важная роль в водохозяйственном комплексе принадлежит водохранилищам, которые обеспечивают регулирование стока рек, гарантированное водоснабжение, защиту от паводков, однако в последнее время существенно ухудшилось техническое состояние гидроузлов и береговой зоны водохранилищ. Подавляющее большинство гидротехнических сооружений нуждается в ремонте, а свыше 400 гидротехнических сооружений находятся в аварийном состоянии.
За последние годы произошли также прорывы плотин ряда крупных водохранилищ, многочисленных прудов. Материальный ущерб от разрушений был весьма значителен, имелись человеческие жертвы.
Серьезной проблемой является ухудшение качества воды поверхностных водных объектов, в т. ч. малых рек, которое в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается как неудовлетворительное практически для всех видов водопользования.
Наблюдается деградация малых рек. Происходит их заиление, загрязнение, засорение, обрушение берегов. Сток малых рек, особенно в европейской части России снизился более чем наполовину. В результате происходит разрушение водных экосистем, что делает эти реки непригодными для использования. Нарастает технологическое и техническое отставание водного хозяйства, в частности, в изучении и контроле качества вод, подготовке питьевой воды, обработке и утилизации осадков, образующихся при очистке природных и сточных вод. Прекращена разработка необходимых для устойчивого водообеспечения перспективных схем использования и охраны вод.
§ 2. Государственное управление землями водного фонда
В настоящее время государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется в соответствии с общей системой государственного управления природными ресурсами. Оно подразделяется на общее и ведомственное. Общее государственное управление осуществляется: а) органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления); б) органами специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и экологии РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, их территориальные органы межрегионального уровня в каждом федеральном округе и регионального и межрегионального уровней в каждом субъекте РФ).
Ведомственное управление землями водного фонда осуществляется соответствующими министерствами по различным отраслям экономики (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору и т.д.).
К полномочиям органов специальной компетенции (Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), в частности, относятся:
Осуществление контрольных и надзорных функций за использованием и охраной водных объектов на соответствующей территории;
Деятельность по осуществлению государственного водного реестра;
Разработка и организация деятельности по рациональному использованию водных объектов;
Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия на водные объекты и ликвидация его последствий;
Осуществление иных функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
§ 3. Правовая охрана водных объектов
Глава 6Водного кодекса рф, осуществляя специальное природоохранное правовое регулирование, непосредственно посвящена охране отдельных видов водных объектов.
Как установлено в ст. 55ВК РФ, мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений должны осуществлять собственники водных объектов, находящихся в частной собственности, исполнительные органы государственной федеральной власти в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и органы местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Как указывалось выше, полномочия органов государственной федеральной власти в данной сфере переданы органам государственной власти субъектов РФ, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Переченьтаких водоемов (обычно это водохранилища) утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р.
В порядке осуществления охраны водных объектов от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека Водный кодексРФ устанавливает специальные охранные зоны:
Береговая полоса водных объектов общего пользования;
Водоохранные зоны;
Прибрежная полоса.
В соответствии со ст. 6Водного кодекса береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования и предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, ширина береговой полосы которых составляет 5 м.
Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с п. 8 ст. 27Земельного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВоднымкодексомРФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Статья 65Водного кодекса РФ устанавливает понятие водоохранных зон. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда, и сегодня могут относиться к другим категориям земель. При этом правовой режим водоохранных зон, установленный ВКРФ, ограничивает использование земель других категорий (например, сельскохозяйственных), прилегающих к водным объектам.
Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Ширина водоохранной зоны на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны измеряется от береговой линии.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до 10 км - в размере 50 м;
2) от 10 до 50 км - в размере 100 м;
3) от 50 км и более - в размере 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров.
Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
В границах водоохранных зон запрещается:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Глава 7Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в РФ.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.
Ширина прибрежной защитной полосы морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных.
На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При отсутствии набережной ширина прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, предусмотренными для водоохранных зон, запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Лесной кодексРФ леса, расположенные в водоохранных зонах, относит к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, определены ЛеснымкодексомРФ как особо защитные участки лесов. В соответствии сост. 102Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На особо защитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, выполняющих берегозащитные функции, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В соответствии со ст. 64Водного кодекса РФ в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с Федеральнымзакономот 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Округ санитарной (горно-санитарной) охраны определяется как особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определяютсяПостановлениемПравительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения". В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Федеральным закономот 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Водным законодательством особым образом урегулирована охрана водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для них устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с Федеральным закономот 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 введены в действие санитарные правилаи нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02". Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью их создания и обеспечения режима является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
" |
Базовый акт водного законодательства – ВК РФ, согласно которому воды считаются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Подобно лесному законодательству, водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным, финансовым законодательством. В частности, отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются не водным, а гражданским и иными отраслями законодательства.
Объектом водных отношений согласно ст. 7 ВК РФ считается водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими, и сопряженные с ними дно и берега водного объекта рассматриваются как единый водный объект (поэтому проблемы регулирования водных отношений тесно связаны с проблемами земельного права).
Совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд. Как и земельный кадастр, государственный водный кадастр - это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Кадастр ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.
Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ), важно понять взаимодействие этих отраслей российского законодательства и сопоставить нормы ЗК и ВК.
Объектами водных отношений являются наряду с другими обособленные водные объекты - замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством.
Понятие обособленного водного объекта является важным для определения его режима: обособленный водный объект относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка. Если продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются, то обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ст. 12 - 22 ВК РФ).
Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в области земельных и водных отношений (а они, как следует из законодательства, немаловажны для надлежащей организации земельных отношений - ст. 9 - 10 ЗК) определяется земельным и водным законодательством, а при необходимости - заключенными в соответствии с ними договорами. В РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта РФ .
Муниципальная и частная собственность допускается на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности - городских и сельских поселений, других муниципальных образований - находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 39, 40 ВК РФ).
В ст. 12 ВК РФ предусматривается следующее.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им возраста 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены также на основании судебного решения, в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
См.: Комментарий к Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003.
Предыдущая |
Одной из важных категорий в составе земельного фонда страны являются земли лесного фонда. Эта категория земель в составе земельного фонда страны составляет самостоятельный фонд.
Согласно ст. 76 Земельного Кодекса, землями лесного фонда признаются земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства. В соответствии с 6 пунктом ст. 8 Земельного Кодекса земли лесного фонда делятся на две части:
1) земли, покрытые лесом.
2) земли, не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.
Земельный Кодекс Республики Узбекистан (ст. 76) и Закон Республики Узбекистан «О лесе», принятый 15 апреля 1999 года, являются основными нормативными актами, регулирующими отношения, касающиеся лесного фонда и режима пользования его земель. В этих законодательных актах определен правовой статус земель лесного фонда.
В соответствии с указанными нормативными актами понятие лесного фонда и понятие земель лесного фонда не противоречат друг другу. То есть, на землях лесного фонда находятся лесонасаждения, находящиеся в пользовании лесных хозяйств, других органов и юридических лиц, леса государственного значения или находящиеся во владении лесных хозяйств (ст. 5 Закона «О лесе»).
К землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесонасаждениями, и земли, не покрытые лесонасаждениями, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.
Участок государственного лесного фонда является частью государственного лесного фонда, имеющий границы, площадь, местоположение, правовой режим, а также указанный в картографических материалах и зарегистрированный.
При включении всех площадей, покрытых лесом в лесной фонд, законодательством предусмотрены некоторые исключения. Например, следующие площади, покрытые лесонасаждениями, не включаются в лесной фонд в связи с несоответствием понятию лесов и их назначению:
1) Защитные лесонасаждения и группы деревьев на землях сельскохозяйственного назначения; 2) защитные лесонасаждения в выделенных поясах железнодорожных, автомобильных дорог, каналов и иных объектов; 3) лесонасаждения, в том числе растения, засеянные для озеленения городов и других населенных пунктов; 4) лесонасаждения и группы деревьев в приусадебных и садовых участках. Основная задача пользования земель лесного фонда состоит из регулирования, подготовки лесоматериалов. Здесь земля выступает в роли главного производственного средства. Поэтому большую часть земель лесного фонда составляют земли, покрытые лесонасаждениями. Вместе с тем, к землям лесного фонда входят и земли, не покрытые лесом, но предназначенные для лесного хозяйства. К ним относятся свободные места, пустыри, места, опустошенные пожарами, и др.
Кроме того, к землям лесного фонда относятся нужные для лесного хозяйства земли, не покрытые лесом и не предназначенные для лесопосадки. К ним относятся лесные дороги, каналы, болота, пески. В соответствии с действующим законодательством все леса нашей страны составляют единый государственный лесной фонд. Именно этот фонд считается объектом лесопользования.
Необходимо отметить, что все лесонасаждения не являются объектом права лесопользования. Объектом права лесопользования считаются земли, предоставленные в лесной фонд и включенные в состав лесного фонда, покрытые или не покрытые лесонасаждениями.
В лесном законодательстве рассмотрены лесонасаждения, не входящие в состав лесного фонда, т.е. не считающиеся объектом права лесопользования. В государственный лесной фонд не входят: лесонасаждения и группы деревьев в землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесонасаждения около железных дорог, автомобильных дорог и каналов; лесонасаждения и группы деревьев, растущие на землях, не занятых городскими лесами в городских и иных населенных пунктах, а также озеленительные растения, деревья и группы деревьев в приусадебных участках, дачах и садовых участках.
Участки государственного лесного фонда предоставляются юридическим и физическим лицам. Земли лесного фонда предоставляются в постоянное владение и в аренду. Право пользования лесами имеет постоянный или временный характер.
Предприятия лесного хозяйства, учреждения и организации, получившие право на постоянное владение земель лесного фонда, считаются постоянными пользователями. Пользование лесом бывает краткосрочным, т.е. до 3 лет, и долгосрочным - до 10 лет.
Право пользования лесом предоставляется юридическим и физическим лицам органами государственного лесного хозяйства или компетентными предприятиями, учреждениями и организациями.
Пользование лесом в Узбекистане платное. Деньги за пользование лесом поступают в установленном порядке в государственный бюджет в качестве дохода лесов и используются в целях охраны лесов, переработки, улучшения качества, поощрения лесных хозяйств, лесостроения. Плата за пользования лесом или арендная плата может быть ежегодной или разовой, или в виде арендной платы. Их размеры устанавливаются в зависимости от видов пользования, состояния и качества лесов, покрытых или не покрытых лесонасаждениями.
В связи с особенностями географического положения, дефицита воды, сухости воздуха, наличия сильных ветров лишь 18% территории Узбекистана покрыты лесом. В горах республики арчовые леса составляют значительную площадь. В связи с дефицитом лесов они зачастую использовались вместо лесоматериалов, угля и для выпаса скота. Ежегодные вырубки, выпас скота, строительство детских лагерей, размещение туристических баз привели к исчезновению многих площадей, в результате чего они потеряли свою экологическую значимость, что предполагает необходимость бережного отношения к лесу.
В ст. 76 Земельного Кодекса установлено расширение земель лесного фонда за счет других земельных фондов. Здесь указано, в каких целях земли иного назначения могут быть переданы в состав земельного фонда. Эти меры направлены на лесоразведение, приостановление роста оврагов, создание защитных лесных насаждений и зеленых зон вокруг городов и промышленных центров, а также создание лесов в малолесных и безлесных районах, создание лесопосадок в набережных рек и озер, предотвращение эрозии почв, сохранение плодородности почв.
По правилам, в состав земель лесного фонда передаются, прежде всего, бесплодные, брошенные места, неиспользуемые земли, земли запаса и мелколесье.
Предоставление земель в состав лесного фонда осуществляется только в установленном Законом порядке. Таким образом, здесь меняется только цель пользования земель, то есть одна категория земель превращается во вторую.
Землями лесного фонда можно пользоваться и в целях сельскохозяйственного назначения. В состав земель лесного фонда входят неиспользуемые для лесного хозяйства земли, но имеющие особую важность для сельского хозяйства. Это луга и пастбища. Хокимияты районов по согласованию с государственными органами лесного хозяйства имеют право предоставлять эти земли сельскохозяйственным предприятием во временное пользование или в аренду. При этом земли лесного фонда, используемые в сельскохозяйственных целях, не должны наносить ущерб лесному хозяйству. Деятельность сельскохозяйственных предприятий должна осуществляться с соблюдением пожарной безопасности и санитарного состояния лесов.
Виды и порядок пользования землями лесного фонда
В Узбекистане управление пользованием лесов осуществляется Главным управлением лесов при Министерстве сельского и водного хозяйства. Согласно действующему законодательству о лесе, порядок предоставления земель пользованию установлен таким образом: пользование леса (ст. 19), виды использования лесов (ст. 25), пользование в охотничьих целях (ст. 28), дополнительное пользование лесов (ст. 27) и другие.
Распределение и перераспределение лесного фонда осуществляется путем предоставления его участков определенным лицам, пользующимся лесом, и изъятия их у некоторых лиц.
Юридические и физические лица могут быть пользователями лесов. Лесные территории могут быть предоставлены в долгосрочное (до 10 лет) и краткосрочное (до 3 лет) пользование. Предоставление лесов в долгосрочное пользование осуществляется на основе аренды (договоров между государством и юридическими или физическими лицами с целью получения земель в пользование) или бесплатно, т.е. пользования без оплаты. Решение органов государственного лесного хозяйства является основанием для предоставления лесов в пользование. Договор об аренде является документом, подтверждающим право лесопользования. При предоставлении лесов в краткосрочное пользование выдается чек или ордер.
В процессе регулирования лесов осуществляются следующие виды работы:
1) определение границ и создание территории лесного фонда, относящейся лесному хозяйству или лесному участку (административно – территориальному отделению лесного хозяйства);
2) внесение в карты лесов и осуществление необходимых работ по вопросам топографии и геодезии;
3) определение видов и возраста деревьев, проведение инвентаризации лесного фонда с целью выяснения состояния и использования.
4) определение таких участков лесного фонда, в которых необходимо проведение хозяйственных и иных мероприятий;
5) разделение леса на группы, а также подготовка и обоснование предложений по переводу некоторых лесов из одной категории в другую;
6) учет деревьев, готовых к рубке и использованию в основных производственных целях.
7) определение качества и видов мероприятий, проводимых с целью разведения лесов, воспроизводства их, охраны от пожаров, защиты лесов от разных насекомых и заболеваний и др.
8) определение размеров дополнительного пользования, приготовление вторичных лесных материалов, определение размеров охоты в лесах, размеров туристического, культурно – оздоровительного, спортивного и иного характера мероприятий.
Право пользования лесом - один из видов права пользования природой, но правовое регулирование отношений по пользованию лесов имеет свои особенности. В зависимости от характера законодательством установлены следующие основные виды лесопользования (ст. 25 Закона «О лесе»):
1) рубка деревьев и мелколесья – основной вид лесопользования. Он осуществляется в форме рубки деревьев. Запрещается рубка деревьев больше, чем объемы подготовки лесопильных материалов. Рубка деревьев производится только в исключительных случаях с целью улучшения состояния деревьев, лесонасаждений и повышения природоохранительной способности лесов. Запрет на рубку леса устанавливается органами Государственного лесного хозяйства;
2) дополнительное использование леса в (сенокос, выпас скота, размещение коробок и улей пчел, сбор диких целебных трав, сбор диких растений) в для пищевого назначения считается вторым видом лесопользования. Дополнительное использование леса осуществляется и юридическими и физическими лицами. Они могут быть массовыми (свободный сбор грибов, трав, цветов гражданами) и профессиональными. Правила дополнительного использования леса утверждаются органами государственной власти по предоставлению органов управления лесного хозяйства.
3) Право пользования для нужд охотничьих хозяйств в участках государственного лесного хозяйства должно осуществляться с учетом норм охраны среды обитания животных и животного мира. Это один из видов пользования леса и он требует особо внимательного и бережного отношения, так как связан с живой природой. Здесь нарушение экологического равновесия приведет к серьезным отрицательным последствиям. Юридические и физические лица или объединения могут пользоваться лесами в охотничьих целях. Порядок и условия пользования лесного фонда для нужд охотничьих хозяйств установлены специальными нормами, утвержденными государственными органами.
4) Пользование участками государственного лесного фонда с научно – исследовательской целью осуществляется путем предоставления участков лесного фонда научно – исследовательским учреждениям для проведения научно – исследовательских и опытных работ согласно Уставу и Положению.
5) пользование в целях культурно – просветительного, воспитательного, оздоровительного, рекреационного и эстетического характера и с целью организации отдыха населения осуществляется в основном в пригородных лесных садах и земельных массивах и регулируются отдельными нормами.
Нижеперечисленные документы закрепляют право пользования лесом: арендный договор, чек или ордер на разрубку леса, лесной чек.
В арендном договоре для пользования лесом должны быть отражены следующие нормы и условия пользования участками лесного фонда:
1) характеристика границ участка лесного фонда;
2) виды, объем и порядок пользования лесом;
3) срок аренды участка лесного фонда;
4) обязанности лесопользователей по охране лесных богатств, защите и воспроизводству лесов условия и порядок финансирования мероприятий лесного хозяйства;
5) размеры и сроки ----- платежей за пользование лесов;
6) характеристика участка пользования и требования по окончании срока пользования.
Этот перечень может быть дополнен и другими условиями, не противоречащими лесному законодательству.
Права и обязанности лесопользователей
Самостоятельное ведение лесного хозяйства в предоставленных участках лесного фонда;
Пользование лесом;
Пользование земель лесного фонда, водных ресурсов, распространенных полезных ископаемых для нужд лесного хозяйства;
Оборудовать площадки для размещения лесопродуктов;
Строительство производственных и жилищных сооружений;
Быть собственником приготовленного продукции и дохода;
Обязанности постоянных лесопользователей состоят из следующих:
Защита, охрана, рациональное пользование и воспроизводство лесов;
Ведение государственного учета лесов;
Ведение работ с применением методов, не допускающих отрицательное воздействия на состояние леса, почвы и животного мира, а также водных объектов и природных объектов;
Своевременная плата за пользование;
Обеспечение режима особо охраняемых природных территорий;
Не нарушать права других лесопользователей.
Права и обязанности временных лесопользователей установлены в ст. 22 Закона «О лесе». Согласно данному закону, временно пользующиеся лесом имеют следующие права:
Осуществление деятельности по пользования лесом в пределах в сроках, и видах пользования участков государственного лесного фонда;
Открытие дорог в установленном порядке;
Оборудование площадок для размещения лесной продукции;
Строительство производственных зданий и сооружений.
Обязанности временно пользующихся лесом заключаются следующем:
Рациональное пользование предоставленных пастбищ и лугов;
Ведение работ с применениями методов, не допускающих отрицательного влияния на состояние леса, почвы, животного мира, водных и объектов;
Своевременно платить за пользование лесом;
Не нарушать права других пользователей леса.
Права лесопользователей гарантированы законодательством. В ст. 23 статье Закона «О лесе» указано: не допускается вмешательств в деятельность пользователей лесом со стороны государственных, хозяйственных и других органов, организаций, должны быть восстановлены нарушенные права лесопользователей, быть полностью возмещены, нанесенные им убытки (включая упущенную выгоду).
Граждане имеют права на отдых в лесах, на сбор диких лекарственных трав в личных целях, сбор ягод, орешек, грибов, целебно – технического сырья, культурного оздоровления, путешествовать, участвовать в спортивных соревнованиях. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено или запрещено в установленном порядке. Граждане должны соблюдать в лесах правилах пожарной безопасности, не допускать разрубку деревьев и мелколесья, не наносить вред растениям леса, не загрязнять леса, не разрушать гнездовье птиц и не допускать другие правонарушения.
Правовой режим земель водного фонда и запаса.
Понятие и общая характеристика правового статуса земель
К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов и других водных объектов, предоставленных компетентными государственными органами предприятиям, учреждениям и организациям для нужд водного хозяйства. 6
Правовой статус земель водного фонда определен в ряде законодательных актов Республики Узбекистан: Земельном кодексе, законах «Об охране природы», «О воде и водопользовании» и других.. В данных законодательных актах определено понятие земель водного фонда, порядок и условия пользования и их охраны.
Основываясь на данном понятии земель водного фонда условно можно выделить три вида их размещения.
Первый – земли, покрытые водой, то есть подводные земли. К ним относятся земли (дно) водоемов рек, озер, водохранилищ и др. Необходимо отметить, что основную часть земель водного фонда составляют именно земли покрытые водами. Кроме того, к землям, занятым водой относятся земли, находящиеся под водой круглый год или в большей части года. Кратковременное занятие земель водой во время полива, дождя, переполнения рек к этой категории не относят. К землям, покрытым водой, не относятся также временные оросительные каналы, пашни, заливаемые водой для промыва солей и другие временно покрытые водой земельные участки.
Второй - земли гидротехнических сооружений и других водохозяйственных объектов. К гидротехническим (водохозяйственным) сооружениям относятся плотины, административные здания водного хозяйства, водоперекачивающие насосные станции и другие. Земли, занятые этими сооружениями, также входят в категорию земель водного фонда. Для их размещения необходимо предоставление земельных участков.
Третий - водоохранные зоны и прибрежные полосы. По берегам рек, магистральных каналов и коллекторов, водохранилищ и других водоемов, а также источников питьевого и бытового водоснабжения, лечебных и культурно-оздоровительных нужд населения устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные полосы.
Основной хозяйственной задачей на землях водного фонда является водопользование и охрана земель данной категории. Поэтому правовой статус этих земель отражает особенности правового статуса водных объектов.
На всех водопользователей возложена обязанность сохранения в хорошем состоянии берегов, водоемов и земельных площадей водных объектов.
Особой охране подлежат некоторые реки, магистральные каналы и коллекторы, водохранилища, другие водоемы, а также источники питьевого и бытового водоснабжения, водные объекты, служащие для леченых, курортных и оздоровительных целей населения. Для этих целей законодательство предусматривает создание охранных зон вокруг этих водоемов. В частности, в таких зонах устанавливаются санитарные зоны.
Санитарные зоны делятся на три пояса, для каждого пояса устанавливается особый режим. Например, в первом поясе, запрещается проживание и строительство сооружений, во втором и третьем устанавливается более щадящий режим.
Установление зон охраны источников водоснабжения и разделение их по поясам осуществляется в соответствие с решением органов местной власти.
Запрещается на территориях побережья водохранилищ пахать землю, пасти скот, применять ядохимикаты, строительство производственных объектов, а также создавать базы зон отдыха. Одной из особенностей правового положения земель водного фонда является то, что на этих землях запрещается ведение хозяйственной деятельности, которая негативно действует на водные объекты, а также всякие строительные работы. 7 Ведение строительных работ может привести к загрязнению и засорению вод, поэтому эти земли подлежат особой охране. Прибрежные полосы рек, магистральных каналов, коллекторов, водохранилищ и других водоемов могут изыматься у землевладельцев и землепользователей для природоохранных нужд.
Строительство зданий и сооружений на территориях побережья внутренних вод осуществляется только с согласия соответствующих органов власти. Эти постройки и сооружения должны служить только целям водного хозяйства.
§2.Порядок пользования землями водного фонда.
По действующему земельному и водному законодательству пользователями земель водного фонда считаются, независимо от формы собственности, предприятия, организации, учреждения, фермеры, дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан.
Земли водного фонда предоставляются в постоянное и временное (на определенный срок) пользование. Право постоянного и временного пользования землями водного фонда подтверждается государственным актом на право постоянного или временного пользования земельными участками.
В юридической литературе и в законодательстве Российской Федерации земли, занятые водоемами и ледниками, т.е. дно водоемов вместе с водой, рассматривается как единый объект водного права. По законодательству Республики Узбекистан они являются отдельными самостоятельными объектами.
Как и в отношении других объектов природы, в отношении земель водного фонда существует понятие права общего и специального пользования.
Перечень видов общего и специального пользования землями водного фонда определяется органами водного хозяйства, земельных ресурсов, охраны природы, санитарного контроля, геологии и минеральных ресурсов.
Не смотря на то, что в законодательстве Узбекистана не установлено право на земли водного фонда как единого земельно – водного объекта, фактически, на практике использование и охрана земель водного фонда находятся в тесной взаимосвязи с использованием и охраной вод этих водоемов.
Согласно статье 23 Закона «О воде и водопользовании» водные объекты могут состоять в совместном или обособленном пользовании.
В совместном пользовании могут состоять водные объекты, не предоставленные в обособленное пользование.
В обособленном пользовании состоят водные объекты, полностью или частично предоставленные на основании решения местных органов власти в пользование одному предприятию, организации, учреждению.
В статье 27 Земельного кодекса сказано, что специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы по предложениям Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан - из поверхностных источников и Агентства по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору и Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам - из подземных источников.
Порядок согласования и выдачи разрешения на специальное водопользование устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Предприятия, организации и учреждения, которым предоставлены водные объекты и прилегающие к ним земли в обособленное пользование считаются первичными пользователями, и они могут передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям право на вторичное пользование водными объектами при согласованности с органами водного хозяйства, хокимиятами и органами охрана природы.
В разрешительном свидетельстве о вторичном использовании земель водного фонда указывается цель выдачи водных объектов и земель, а также основные условия использования данной категории. Первичные пользователи землями водного фонда являются ответственными за использование всеми землями водного фонда вторичными пользователями. Вторичные пользователи землями водного фонда в праве требовать возмещения причиненного ущерба первичным пользователем, если последний неправильно использует или осваивает земли водного фонда.
Голицынский пограничный институт ФСБ России
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
по предмету "Земельное право"
на тему: "Правовой режим земель водного фонда"
Слушатель группы №718
Рыбакова Анна Леонидовна
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
майор Стецюра Олег Леонидович
Введение
Земли водного фонда
Заключение
Введение
Известно, что природа и ее богатства являются национальным достоянием народов РФ, и здесь не стоит вопрос о праве собственности на природные богатства. Национальное достояние и есть то, что принадлежит всему народу (народам) РФ и служит основой для развития производительных сил страны, увеличения производства материальных благ, решения социальных проблем, повышению благосостояния и культурного уровня жизни людей.
Водная среда (воды) всегда выдвигается на передний план вслед за землей. Это тоже важная жизненная природная среда. К водам относятся моря, океаны, реки (в т. ч. малые), озера, каналы, водохранилища, пруды, другие водоемы, ледники, подземные воды. Воды играют также климаторегулирующую роль. Состав водных объектов дается в Водном кодексе. Воды в то же время - экономический природный ресурс.
В нашей работе речь пойдет о землях водного фонда. Тема постоянно актуальна и носит неисчерпаемый характер в области правового режима защиты, охраны, использования, обладания правом собственности, контроля и ответственности за территориями водных объектов.
Цель написания работы:
изучить общие положения о землях водного фонда, об их составных частях и объектах, содержании прав и способов их защиты;
получить представление о системе, месте земель водного фонда среди общественных отношений.
рассмотреть особенности регулирования правового режима и его значение.
изучить какие объекты водного фонда, находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.
Изучение вопроса о землях водного фонда актуально и по причине количества нарушений в этой области. Несмотря на четкие разграничения в земельном законодательстве Российской Федерации всегда имеет место проблема владения, пользования и распоряжения участками данных земель юридическими и физическими лицами.
Тема реферата, ее теоретическая часть, широко изучена специалистами в области юриспруденции, такими авторами как Чубуков Г.В., Нецветаев А.Г., Крассов О.И.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы, выполнена в соответствии с рекомендациями по написанию письменных работ Голицынского пограничного института ФСБ России, основана на трудах вышеперечисленных ученых юристов, а также с учетом личного мнения автора реферата.
правовой водный фонд земля
Земли водного фонда
К землям водного фонда относятся земли:
покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;
На землях покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством (ст.102 ЗК РФ).
Земли водного фонда занимают значительную часть территории России - приблизительно 19,4 млн. га. Из них под водой 18,5 млн. га. Это, прежде всего водо-покрытые земли, которыми считаются участки земли, постоянно или хотя бы большую часть года находящиеся под водой.
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 г. № 1404 было утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, согласно которому водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.
Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) содержит Водный кодекс РФ. В его содержание входят основные положения, принципы водного законодательства и др.
Подводя итог по первой главе можно сделать вывод, что законодательство РФ четко разграничивает понятия и действия по отношению к землям и водным объектам. Мы уяснили, что земля - это первооснова всей природы и ее объектов. Все другие объекты - на земле, под ней и над ней, неразрывно с ней взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому тот ряд общественных отношений, возникающих по поводу водных объектов и водоохранных зон, есть причина, при которой необходимо правовое регулирование и установление правового режима земель водного фонда.
Особенности правового режима земель водного фонда
Уяснение понятия "правовой режим земель" является необходимым для выявления сути земельного права как регулятора земельных отношений, поскольку именно через данное понятие отражается особый характер регулирования общественных отношений, возникающих по поводу земли.
В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использования земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.
В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.
Понятие "правового режима земель" применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый правовой режим) и для конкретных, индивидуально определенных земельных участков.
Особенностью регулирования правового режима земель водного фонда является бассейновый принцип, в основу которого положено не административно-территориальное деление РФ, а применительно к бассейнам основных рек. Этот принцип исключает участие местных администраций в решении вопросов использования водных объектов и их охраны.
Определяющее значение для правового режима земель водного фонда имеет режим водных объектов. Поэтому все, что является характерным и специфичным для использования вод (комплексность и множественность субъектов их использования, отсутствие постоянного закрепления земель вдоль береговых полос за какими-либо субъектами пользования и т.д.) присуще и этим землям.
Несмотря на то что, земли водного фонда состоят из двух частей, они обладают определенным единством, поскольку служат целям рационального использования и охраны вод как одного из видов природных ресурсов, которые в соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации, как и земли, используются и охраняются в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Здесь находит свое объяснение и специфика правового режима, установленного для этих земель и находящегося в непосредственной зависимости от правового режима вод.
Неразрывная связь водопользования и землепользования определяется прежде всего, природной органической связью воды и земли, поскольку водные объекты (кроме подземных вод) занимают определенные земельные площади. На состояние водных объектов может оказывать влияние и деятельность, осуществляемая не только на водо-покрытых землях, но и на других землях водного фонда, а также за их пределами. Неразрывная природная и юридическая связь водо-покрытых земель водного фонда влияет также на право собственности и иные права на соответствующие земли, которые зависят от соответствующих прав на весь водный объект, и об этом речь пойдет в следующей главе работы.
Право собственности на водные объекты
Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Под ним понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима.
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты. Под ними понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностны ми водными объектами (замкнутые водоемы).
Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из закона.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст.35 ВК РФ).
В федеральной собственности находятся:
поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации;
водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по ее управлению может быть передана органам исполнительной власти субъектов Федерации. В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.
Полиса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств, ширина бечевника не может превышать 20 метров.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории ее субъектов и не отнесены к федеральной собственности.
В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, расположенные на территории соответствующих муниципальных образований.
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Практически это означает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться указанные водные объекты, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.
Право пользования водными объектами возникает на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Лицензия на водопользование выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а договор заключается с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или с органами нескольких субъектов, если речь идет о пользовании водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. Этот документ признается одним из оснований возникновения прав пользования водным объектом. Он может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. Лицензия вступает в силу после регистрации.
Распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому.
Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. Названный договор может быть заключен в следующих видах:
договор долгосрочного пользования водным объектом;
договор краткосрочного пользования водным объектом;
договор установления частного водного сервитута.
Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. К таким договорам применяются положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено ВК РФ.
После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст.58 ВК РФ).
Водный сервитут (частный) - это право ограниченного пользования третьими лицами водным объектом, предоставленным в долгосрочное или краткосрочное пользование. Оно возникает в силу договора либо (в случае спора) на основании судебного решения (ст.43 ВК).
Ответственность за нарушение правового режима
Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах установлены виды запрещенной деятельности в пределах водоохранной зоны. Они включают:
проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садовоогородных участков; проведение рубок главного пользования; проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.
На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила и использования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным выше ограничениям запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.
Установление запретов всегда влечет за собой установление определенной ответственности за нарушение или невыполнение требований, предъявляемых в области охраны и пользования землями водного фонда. Все запрещающие действия несут особенный смысл и имеют тесную связь в сфере государственного управления земельными ресурсами страны. Прежде всего, это связано с применением различных правовых норм в единой среде.
Ответственность за правонарушение в области охраны и использования земель предусмотрена Земельным кодексом РФ, ей посвящена Глава ХIII.
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Что касается дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения:
Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, дается в ст.76 ЗК РФ.
Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Заключение
Таким образом, в нашей работе были рассмотрены и изучены общие положения о землях водного фонда, об их составных частях и объектах, содержании прав и способов их защиты.
Мы уяснили, что водопокрытие земли - это земли, находящиеся под внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации, реками, озерами, водохранилищами, прудами и т.д. и составляющие честь земель водного фонда.
Другой составной частью земель водного фонда являются прилегающие к водоемам земельные участки, имеющие своим назначением обслуживание водохозяйственных сооружений и обеспечивающие нормальную эксплуатацию и охрану водных объектов.
Также мы имеем представление о системе, месте земель водного фонда среди общественных отношений, которые играют важную роль в рациональном использовании природных ресурсов земель водных объектов. Ведь известно, что любые правоотношения не остаются бесконтрольными. Таким образом, государственный контроль за использованием земель водоохранных зон является усиленным, это обусловлено их большой важностью в организации надлежащего землепользования и охраны окружающей среды.
Нами рассмотрены особенности регулирования правового режима земель водного фонда и его значение. Изучены, какие объекты водного фонда, находятся в государственной, муниципальной и частной собственности.
Подводя итог, по всем пройденным вопросам нельзя говорить о краткости рассматриваемой темы. Ведь пока существует наша планета Земля, пока живет всё живое, пока человек использует для своих нужд природные ресурсы, будут существовать и изменяться методы управления и регулирования в этой области. Всегда будут возникать общественные отношения по поводу владения, распоряжения и пользования исследуемыми объектами и территориями. Новаторства в законодательстве также будет сопровождать все действия, совершаемые по поводу земель водного фонда, так как любое действие должно быть закреплено законом и иметь определенные последствия.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
.Конституция Российской Федерации, принята в 1993 г.;
2.Водный кодекс Российской Федерации (от 03 июня 2006 г. № 74 ФЗ);
.Земельный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 11 марта 2011 г.) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и прибрежных защитных полосах".
Научная литература: 1.Крассов О.И. Земельное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 56 с.;
2.Нецветаев А.Г. Земельное право: Учебно-методический комплекс. - М.: изд. центр ЕАОИ, 2008. - 386 с.;
.Чубуков Г.В. Земельное право России, Учебник для студентов ВУЗ, обучающихся по специальности "Юриспруденция", - М.: 2002 г. - 328 с.
Материал сети "Интернет": . #"justify">* Дополнительно использовался фрагмент из курса лекций "Земельное право" ГПИ ФСБ России по теме №8 Гл.2 "Земли водного фонда".