Кто такой д трезини. Биография
Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.
Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».
сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.
Петропавловский собор
На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.
Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.
Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.
Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.
После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.
Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com
Здание Двенадцати коллегий
В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.
Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin
Летний дворец Петра I
Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.
В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.
Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.
Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.
Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com
Дом Трезини
По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.
Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».
Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.
В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.
Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова
Доменико Андреа Трезини (итал. Domenico Trezzini, Андрей Якимович Трезин, Андрей Петрович Трезин; около 1670, Думенца, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией - 19 февраля (2 марта) 1734, Санкт-Петербург) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.
Биография
По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704) и Александро-Невская лавра (1717), в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1711), Петровские ворота (деревянные - 1708, каменные - 1714-1717) и Петропавловский собор (1712-1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722-1734) - теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726-1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них Гостиный двор на Васильевском острове.
Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты городских жилых домов и пригородных дач (1717-1721). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.
Приехал в Россию один, оставив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708 году, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на современной Университетской набережной (д. № 21, сохранился в перестроенном виде). Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.
Память
- В честь Д. Трезини назван астероид (19994) Трезини, открытый астрономами Людмилой Карачкиной и Галиной Кастель в Крымской астрофизической обсерватории 13 октября 1990 года.
- В Санкт-Петербурге Доменико Трезини установлен памятник и в его честь названа площадь.
Работы
- 1704 год Форт Кроншлот у южного побережья острова Котлин.
- 1705 год Ремонт крепости в Нарве.
- 1706-1740 годы. Перестройка в кирпиче Петропавловской крепости.
- 1722-1734 годы. Здание Двенадцати коллегий (общий проект).
- 1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.
- 1721 год. Аничков мост:Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект - деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.
- 1712-1733 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года - кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
- 1721-1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
- 1726-1727 годы. Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I.
А рхитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.
«Договор с господином Трецином»: переезд в Россию
Доменико Андреа (по другим сведениям - Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции - в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.
Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей» , но желаемого дохода ему это не приносило.
Форт Кроншлот. Архитектор Доменико Трезини. 1704. Изображение: artcyclopedia.ru
Нарвский замок. Основан датчанами. 1256. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:
«За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.
Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.»
Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге .
Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.
Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.
«Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация»
В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства - леса, кирпича, извести - найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.
Петропавловская крепость. Архитектор Доменико Трезини. 1706-1740. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
Петропавловский собор. Архитектор Доменико Трезини. 1712-1733. Фотография: Дмитрий Яковлев / Фотобанк Лори
Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя - «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» - и ворота заменили на каменные.
К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.
Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация» .
Первый архитектор Петербурга
Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.
С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I . Резиденция вышла довольно скромной по тем временам - в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.
Летний дворец Петра I. Архитектор Доменико Трезини. 1710-1714. Фотография: Igor Lijashkov / Фотобанк Лори
Александро-Невская Лавра. Архитектор Доменико Трезини. 1713. Фотография: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори
В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры - симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.
В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» - городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города. Архитектор собирался поселиться в в новом доме - красивом и удобном - и подать пример остальным. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, однако по неизвестным причинам сам в особняке жить не стал, и Петр передал здание во владение барону Остерману.
Домом Трезини в современном Петербурге называют другое здание, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом архитектор также спроектировал самостоятельно, а затем и поселился в нем вместе с семьей, учениками, личным писарем и прислугой.
Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини - Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий здание передали во владение Главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.
Дом Трезини на Университетской набережной. Архитектор Доменико Трезини. 1721-1723 . Фотография: Сергей Васильев / Фотобанк Лори
Дом двенадцати коллегий. Архитектор Доменико Трезини. 1722-1742. Фотография: A.Savin / wikipedia
Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.
Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.
Строительство молодой столицы было строго регламентировано. Им руководила Канцелярия от строений во главе с Доменико Трезини – ведущим архитектором строящейся столицы, специально приглашенным для этого императором. Трезини составил образцы фасадов жилищ для «именитых граждан», «зажиточных» и «подлых людей». По этим образцам жителям города рекомендовалось строить свои дома. Другие проекты тоже утверждались в Канцелярии от строений. Строго оговаривались ширина улиц, высота зданий и даже материал, из которого должны были возводится постройки.
Все это решительно отличало новую молодую столицу от строившихся ранее русских городов. Постепенно и на другие города России стали распространятся эти новые принципы городской застройки.
Потребность в строительстве неизвестных ранее типов зданий, зданий нового назначения, необходимость использования новых материалов, техник строительства обусловили широкое привлечение иностранных архитекторов и строителей. Вместе с тем принимались меры по подготовке собственных зодчих.
Одаренные иностранные архитекторы создавали действительно значительные сооружения, их знание принципов европейского зодчества, опыт и деятельность на благо России оказали значительное влияние на дальнейшее развитие русской архитектуры.
Недолгим, но очень плодотворным было пребывание в России зодчего европейского масштаба и исключительного дарования знаменитого француза Жана-Батиста Леблона , который разработал проект застройки Петербурга, принял участие в строительстве и планировке Летнего сада и Петергофа, ставшего истинным "парадизом" Петра на море.
Незадолго до смерти Леблона в Россию был приглашен итальянец Николло Микетти , деятельность которого разворачивалась в парках Петергофа, им же был создан проект дворца в Стрельне.
Губернатор молодой столицы князь А.Д.Меншиков пригласил в Петербург итальянца Джованни Марио Фонтана, который построил светлейшему его знаменитый дворец.
Среди всех иностранных архитекторов этого периода наиболее крупная роль принадлежит Доменико Трезини (1670-1734) . Итальянец, долгое время учившийся и работавший в Дании, фортификатор, впоследствии талантливый градостроитель и архитектор, Трезини нашел в России свою новую родину. Здесь он стал «Андреем Трезиным». С его именем связано создание Петропавловской крепости, ее Петровских ворот, собора и его колокольни со шпилем, Летнего сада и Александро-Невской лавры, Гостиного двора и здания Двенадцати коллегий. Наконец, именно Трезини разработал первый генеральный план Петербурга. С 1703 по 1716 год Трезини был единственным зодчим в Петербурге. Трудно переоценить вклад его в строительство новой русской столицы.
Самой большой удачей архитектора является Петропавловский собор, заложенный на месте разобранной деревянной церкви. Собор представляет собой прямоугольную в плане трехнефную базилику. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем, по форме напоминающая «столпообразный» храм, который состоит из постепенно уменьшающихся ярусов. Колокольня является главной частью собора; именно о ней так заботился Петр, торопя своего зодчего и, прося все остальные части здания «весть по малу». Колокольня – блестящее творение мастера. Трезини нашел необходимый для мощного простора Невы вертикальный акцент, создающий неудержимый и вместе с тем легкий взлет ввысь, который так хорошо сочетается с равнинными невскими берегами. Шпиль Петропавловки оказался прототипом всей последующей петербургской архитектуры. Трезини создал образ, который первым встает в воображении при воспоминании о Петербурге.
В ходе строительства крепости Трезини оформил проезд в линии оборонительных укреплений в виде триумфальной арки, ставшей главными воротами, названными Петровскими. Такими арками отмечались все крупные победы русских в Северной войне. Петровские ворота оказались единственными уцелевшими. Охристо-белые ворота с коричневыми резными рельефами и белыми скульптурами, помещенными в нишах, с позолоченным гербом над аркой ворот, эффектно выделялись на фоне краснокирпичных стен и свидетельствовали о военных успехах и государственной мудрости правителя.
Твочество русских архитекторов.
В создании новой столицы принимали участие и многие русские зодчие, современники, ученики и преемники Трезини.
Замечательный русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743) был одним из «птенцов гнезда Петрова», современником Трезини. Земцов был послан Петром для обучения архитектуре и строительному делу за границу, вскоре стал одним из лучших архитекторов. Петр поручал Земцову ответственные стройки, стараясь тем самым заменить иностранных архитекторов русскими. Талантливый архитектор завершал строительство Кунсткамеры на Васильевском острове и строил Подзорный дворец в устье Фонтанки, создавал Монплезир, каскады и фонтаны Петергофа, спроектировал Аничков дворец, участвовал в составлении чертежа дворца в Стрельне и в выработке планов застройки Петербурга. Петербург украшает, построенная Земцовым, прелестная церковь Симеона и Анны.
Кроме Земцова в строительстве столицы и ее пригородов принимали участие и другие русские архитекторы – И. П. Зарудный . Крупнейший русский архитектор 18 века. Его самыми известными работами являются: церковь архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве, церковь Знамения в селе Дубровицы, иконостас Петропавловского собора. Зарудный писал иконы, был скульптором, в честь Полтавской победы и Ништадского мира соорудил триумфальные ворота в Москве.
П. М.Еропкин – в 1737 году был главным архитектором Комиссии от строений, руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки центральных районов столицы.
И. К. Коробов – создал первое здание Адмиралтейства, работал и проектировал преимущественно промышленные и гражданские здания.
Кроме перечисленных архитекторов было множество других русских зодчих, благодаря которым столица приобрела свой «строгий, стройный вид», каждый из них внес свой ценный вклад в создание Петербурга, в архитектурный облик невской столицы.
Постепенно вкусы Петра меняются. После победы под Полтавой Петр задумывает построить загородную резиденцию не хуже Версаля и даже превзойти его в великолепии, такой резиденцией стал Петергоф, который должен, по замыслу Петра, символизировать славу и мощь Российской империи. Петергоф был задуман как «соединение вод, источников и моря».
Скульптура.
При строительстве Петергофа Петр уже не думал об утилитарном назначении искусств, напротив, все достижения техники использовались для создания того великолепия, которое «зело первейшим монархам приличествует». Великолепны дворцы и парки Петергофа, но его главным украшением является центральная панорама с каскадами фонтанов, Большим гротом и статуей Самсона, разрывающего пасть льву.
Парки и сады, украшенные круглой скульптурой и портретными бюстами, барельефы и скульптуры, украшающие здания представляли богатое поле деятельности для скульпторов. Именно в петровскую эпоху открылись возможности для бурного развития русской скульптуры. Скульптура в эпоху Петра играла не только художественную, но и обучающую роль, поэтому, не дожидаясь, пока за границей научатся русские скульпторы, Петр повелел покупать античные статуи и произведения современной скульптуры. Примером может служить оформление Летнего сада.
Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где он родился, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.
Архитектурному делу Доменико учился в Венеции. Возвратившись домой 30 января 1698 года он венчался с Джованной ди Вентис, которая родила ему дочерей . Но семью надо было кормить, Доменико был вынужден отправиться на заработки в другую страну. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген власть в королевстве сменилась, троном завладел Фредерик IV, который от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.
Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России. В 1703 году он пригласил Доменико Трезини. 1 апреля был заключён договор с жалованием 1 000 рублей в год (для того времени очень большие деньги). В июне 1703 года Трезини вместе с другими молодыми специалистами отправился на службу Петру I. Архитектор предполагал работать в России один год. Затем, ежели воздух окажется "зело жесток и здравию его вредный", то он волен будет ехать "куда он похощет" [Цит. по 1, с. 25].
27 июля 1703 года Трезини оказался в Архангельске и сразу же отправился в Москву для получения конкретной работы, куда прибыл в августе. В середине февраля следующего года он отправился на берега Невы.
Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.
После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил не сохранившиеся до наших дней триумфальные ворота.
В конце лета 1705 года Трезини было велено вернуться в Петербург. Его первым адресом стал дом на левом берегу Мойки (ныне участок дома №), напротив Греческой слободы. Первая жена Трезини осталась в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился второй, а затем и третий раз.
Главной и самой известной работой Трезини в Петербурге стала . С момента закладки её возведением руководил инженер Иоганн Кирхенштейн. Но проработав на берегах Невы чуть более двух лет, он умер, не выдержал местного тяжёлого климата. 30 мая 1706 года Доменико Трезини начал перестройку земляной Петропавловской крепости в каменную . Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора , Петровских ворот , строил казармы, погреба и другие постройки.
Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.
В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.
В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Почти одновременно с этим зодчий вёл строительство Летнего дворца Петра I .
Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов . Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.
Доменико Трезини стал автором проектов мазанковых (фахверковых) зданий, которые строились в Петербурге 1710-х годах. В то время весь кирпич шёл на строительство укреплений Адмиралтейства , Петропавловской крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские здания Пётр I решил строить по североевропейски, фахверковым способом. Проектирование таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор построил мазанковые здания на Троицкой площади , таким же был Почтовый двор на месте нынешнего Мраморного дворца .
В 1712 году по проекту Доменико Трезини начался строиться каменный . Тогда же он выполнил модель, по которой начал возводиться монастырь в честь князя Александра Невского . Полностью замысел зодчего воплощён не был. По его чертежам возвели правое крыло монастыря (если смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская церковь. Одновременно с этим Трезини составил проект каменного дома адмирала Ф. М. Апраксина, строил мазанковые дома А. М. Апраксина, царицы Марфы Матвеевны.
Доменико Трезини создал проект застройки Васильевского острова. Здесь архитектор спланировал главную городскую площадь, ограниченную с запада протяжённым зданием Двенадцати коллегий . Впоследствии Трезини строил здесь как это здание, так и Мытный (позже ставший Гостиным) двор. В западной части Васильевского острова по чертежам архитектора была создана Галерная гавань.
По чертежам архитектора была построена партикулярная верфь на берегу Фонтанки. Она располагалась в районе, планировку которого в виде сетки паралельных и перпендикулярных Неве улиц создал Трезини. Архитектор определил направления современных Кирочной , Фурштатской , Чайковского , Захарьевской, Шпалерной улиц.
В 1715 году Пётр I повелел Трезини строить каменный госпиталь на Выборгской стороне.
Из доклада Трезини в Канцелярию от строений в сентябре 1716 года известно, что тогда под его руководством были выполнены следующие работы:
"В Петропавловской крепости стены Государева бастиона подняты от воды на полтора метра, а стены Петропавловского собора - на сорок два метра, на Петровские ворота поставлены фигуры, завершены внутренние работы на Почтовом дворе и плотничьи в обоих корпусах мазанкового госпиталя на Выборгской стороне, между которыми строится церковь" [Цит. по: 3, с. 35].
Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и "подлых" (слово "подлый" тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).
В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить "образцовый" дом для зажиточных, и поселиться в нём, "для примеру". Место для дома царь указал на 12-й линии Васильевского острова, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718 году Доменико Трезини жил в своём доме на 2-й линии Васильевского острова (вероятно, участок дома №45). Также ему принадлежал и один из домов на 5-й линии.
Когда границей Петербурга была река Фонтанка, Пётр I придумал обустроить её берега за частный счёт. В 1721 году он начал раздавать береговые участки своим соратникам, которые должны были устроить здесь свои усадьбы. Проекты таких усадеб разарабатывал Трезини. В Центральном государственном военно-историческом архиве сохранились 10 чертежей загородных домов с автографом архитектора. Среди таких усадеб - Летний сад с Летним дворцом Петра I , где работал швейцарец в конце 1710-х - начале 1720-х годов.
Трезини - самый востебованный архитектор петровской эпохи. Сохранились записи, из которых видно чем ему было поручено заниматься, к примеру, в 1720 году [Цит. по 1, с. 143]:
- Больверк Царского Беличества и другие места в крепости.
- Строение церкви Петра и Павла там же.
- Шпиц для колокольни церкви Петра и Павла.
- Подъёмный мост при фортеции.
- Установка на крепостных воротах большого двуглавого орла.
- Строение каменного госпиталя.
- Большой пороховой погреб на Васильевском острове.
- Над старыми государевыми хоромами, что на городовом острове, сделать сарай с крышей (имеется в виду домик Петра I).
- На острове против Екатерингофа строить государевы хоромы и бить под них сваи (Подзорный дворец).
- В казармах форта Кроншлот поставить новые печи и оконные рамы.
- На острове Котлин ставить магазины (имеются в виду амбары).
Среди работ Трезини на Петербургском острове в 1721 году было достройка бывшего дома князя М. П. Гагарина для Синода, возведение церкви Матвея апостола за Сытным рынком. В следующем году зодчему поручили ремонт домика Петра I . С целью его сохранения Трезини окружил домик галереей с арками.
В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.
В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что "Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне..."
С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови . Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.
В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.
Трезини вёл "Журнальный реестр разным работам, которые указом е.и.в. приказаны мне", в котором сам записывал все порученные ему объекты. В декабре 1724 года таковыми были: Петропавловская крепость и все сооружения на её территории, включая собор; места под строения для гарнизонных полков, пороховые погреба, укрепление берегов на Петербургском острове; госпиталь на Выборгской стороне и дальнейшая планировка её территории; освидетельствование всех государственных построек; "отвод местам и размерение под каменное и деревянное строение и надзирание, чтоб строено было регулярно по чертежам"; возведение Мытного и Гостиного дворов на Васильевском острове, здания Двенадцати коллегий, дома для академических профессоров позади Кунсткамеры, прокладка канала от взморья к Чёрной речке и сооружение Галерной гавани; укрепление Васильевского острова; завершение Исаакиевской церкви ; строительство Главной аптеки, конторы Партикулярной верфи, пороховых погребов при Кронштадте, а также каменных и деревянных зданий в Шлиссельбурге .
Справляться с таким огромным объёмом работ архитектору помогали гезели В. Зайцев и Г. Несмеянов, ученики И. Клеров, И. Людоговский, О Чепкирин, П. Кормалин, писарь И. Гаврилов, кондукторы И. Мауринов, Н. Назимов, Т. Култашев. В качестве "офиса" Трезини было выделено четыре покоя в Петропавловской крепости и пять на Васильевском острове.
Только после смерти Петра I Доменико Трезини получил прибавку к жалованию. Екатерина I задабривала верных слуг своего супруга. Канцелярия от строений решила назначить архитектору жалование размером в 1 700 рублей в год. Меншиковым эта сумма была скорректирована - 1 500 рублей в год. 1 января 1726 года Доменико Трезини "за его труд и прилежность" было дано звание инженера-полковника. Согласно табелю о рангах это давало право на титул "ваше высокоблагородие" и российское потомственное дворянство. Ещё через год жалование архитектора всё таки было доведено Екатериной I до 1 700 рублей в год.
9 мая 1726 года Екатерина I повелела Трезини строить при Зимнем дворце двухэтажные каменные "надворные палаты", окружив ими полностью внутренний двор. 20 мая был заложен фундамент, а уже к концу сентября "новое палатное строение каменною работою... построено вчерне ".
Уже в следующем году супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здась никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец. Работал архитектор и в Меншиковском дворце . В 1726-1727 годах по его проектам были сделаны два новых крыльца и галерея "по левую сторону наверху ". В погребах пол выстлан кирпичом, "на верхней галерее конторка деревянная с живописным плафоном ", под ней "мыльня деревянная на каменной стенке ", "печей обращатых сделано четырнадцать, очаг один, каминов восемь ", заложен фундамент под восточное крыло дворца .
Почему же именно Доменико Трезини стал самым активным строителем петровского Санкт-Петербурга? Ведь при Петре I на берегах Невы трудились не менее талантливые зодчие: Ж. Б. Леблон , А. Шлютер , Г. Киавери, Н. Микетти, Г. И. Маттарнови , Б. К. Растрелли . Дело в том, что именно швейцарский архитектор был наиболее добросовестен, трудолюбив и энергичен. А эти качества очень ценились русским царём. Только такой архитектор смог воплотить большинство желаний Петра I, создать тот самый петровский "парадиз" на, казалось бы, совсем непригодном для этого месте.
При взошествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.
Не всё начатое Трезини было завершено при его жизни. Так строительство каменного госпиталя на Выборгской стороне затянулось на 40 лет. Из двенадцати корпусов коллегий на Васильевском острове при Трезини было построено только шесть, тогда как остальные были завершены только к 1740-м годам его зятем Карло Джузеппе Трезини . Не были достроены до конца "надворные палаты" при Зимнем дворце.
4 апреля 1728 года Верховный тайный совет потребовал от Канцелярии от строений ведомость всех домов, которые строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши на Большой Морской улице , конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий... и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.
При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли . Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.
21 июля 1730 года стареющий архитектор написал императрице прошение о передаче ему "в Ингерманландии, в Копорском уезде мызою Зарецкую с принадлежащими к ней деревнями с людьми и со крестьяне, с пашней и с сенным покосом и со всеми к тому угодьи - в вечное и потомственное владение". И это было сделано - уникальный случай в русской истории, когда иностранный зодчий за свою работу получил в награду поместье.
В августе 1731 года Доменико Трезини было поручено перенести Почтовый двор на новое место - участок близ Исаакиевской церкви. Освобожившийся участок Миних приказал застроить кордегардией и конюшнями лейб-гвардии Конного полка. После передачи Меншиковского дворца Кадетскому корпусу Трезини составлял смету на переустройство дворцовых помещений для новых нужд. Исполнял он и заказы дочери Петра I Елизаветы, переделывая для неё галерею и печи в доме Нарышкина на Большом луге (ныне Марсово поле).
Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют "петровским барокко". Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестанской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.
Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора , могила не сохранилась. Трёхэтажный каменный дом семьи Трезини в Астано сохранился до наших дней.