Кто такие книжники и фарисеи? Фарисейство: значение и определение этого слова.
Отвечает Алла Бурлай, 22.07.2008
Уважаемый Андрей!
Вот что я прочла в словаре Брокгауза:
Фарисеи , иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово "Ф.", вероятно, означает "обособленные" и подразумевает группу людей, на к-рых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона ()...
Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и синедриона принадлежали к проэл-линистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю ( и след.). Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение (). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного ( и след.), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им ( и след.), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа ( и след.; и след.; ср. ). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли ( и след.;. Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (ст. 7-9; 23:13-29) и самолюбование ( ; 23:5-7; ).
Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние. Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания () или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в : "А кто мой ближний?").
Ф. были убеждены в том, что они - единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (), истинные ученики Моисея (), люди, духовно зрячие (ст. 40 и след.). Это ложное убеждение делало их надменными ( и след.), властолюбивыми и даже доводило до богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (). Они ревностно поддерживали свой престиж ( и след.; ). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога ( ; ), и вели обращенного ими язычника к верной духовной смерти ().
Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки () полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как Никодим (см. ) или Гамалиил ().
Саддукеи. Иуд. религ. партия, возникновение к-рой, вероятно, относится к перс. или эллинистич. временам. Свое название она получила по имени некоего Цадока (Садока). Он, очевидно, был первосвященником во времена Давида и Соломона, и с того времени должность первосвященника передавалась в его роду по наследству ( ; ; 2:35; ср. ; 43:19; 44:15; 48:11). С. были весьма политизированы и находились под значительно сильным эллинистич. влиянием. С. являлись противниками фарисеев ( и след.)…
Во времена НЗ их влияние на народ было незначит., но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в синедрионе () и т.о. участвовали в политич. руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени обществ. выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружеств. В борьбе против Иисуса С. и фарисеи выступали единым фронтом ( ,11 и след.), но руководствовались различн. мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а С., вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политич. соображениям.
С. и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако С. отвергали устное "Предание отцов" (Галаху), т.е. выработ. фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи. Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых ( ; ; ; и след.; 23:8) и жизнь после смерти (см. и след.). Иосиф Флавий, бывший противником С., называл их фаталистами.
15 окт |
(продолжение)
Саддукеи
Когда восстановлено было служение Иегове и прекратились преследования от язычников, прежнее деление народа на партии эллинистов, принимавших греческие обычаи, и верных старине хасидеев заменилось делением на саддукеев и фарисеев имевших некоторое, но не очень близкое родство с прежними партиями; борьбою этих новых партий характеризуется время, предшествовавшее возникновению христианства. До появления Помпея в Иудее правление находилось почти постоянно в руках саддукеев; это были люди знатного и богатого сословия, чуждые слишком узкой национальной исключительности, желавшие привести иудейские понятия и обычаи в некоторое согласие с греческими. Находясь в постоянных соприкосновениях с греческою культурою и римским могуществом, они выработали себе правила политического благоразумия и желали оградить государство от бед построением крепостей, организациею хорошего войска и союзами; фарисеи, надеявшиеся на чудесное покровительство Божие, видели в всем этом измену и безбожие. Еще более важным проявлением безбожия считали фарисеи то, что саддукеи, довольные настоящим, игнорировали надежды на пришествие Мессии, не признавали и учения о воскресении мертвых, составлявшего необходимую часть верования в царство Мессии, отвечали на вопросы о будущем холодною ссылкою на Пятикнижие Моисеево, чуждое фантастических учений фарисейской теологии. Потому легко было считать их отрицающими воскресение мертвых, существование ангелов, все надежды иудейского народа на великое будущее. А на самом деле, они вовсе не были ни богословскою, ни философскою школою; они были просто члены или приверженцы жреческой аристократии, и старинной, главою которой был род Садока, и новой, которая группировалась около Хасмонеев, заместивших род Садока. Потому‑то они и назывались саддукеями, т. е. «садокитами»; это была партия духовных аристократов, иерархическая правительственная партия, владычествовавшая в Синедрионе, собрании духовных сановников. Противники саддукеев, фарисеи, более их близкие к массе народа, стремились подчинить всю народную жизнь формам левитской чистоты. Они господствовали в синагогах и школах больших и мелких городов, между тем как центром саддукейства был иерусалимский: храм. Духовная аристократия находила стеснительными для себя утрированные религиозные правила, исполнение которых фарисеи ставили необходимым условием спасения, отрицала обязательность этой многосложной формалистики, держась только обрядов, установленных Пятикнижием, хранение которых называла своим призванием.
Фарисеи
Различие между притязаниями духовных сановников и преобладавшим в народе духом фарисейства имело и религиозный, и политический характер. Но, с исторической точки зрения, сущность дела состоит в том, что садокиты (саддукеи) были приверженцы Иоанна Гиркана и его династии, а фарисеи («перушим», т. е. «отделившиеся») устранялись («отделялись») от всякого соприкосновения с язычеством, стремились точным соблюдением религиозных обычаев охранить израильский быт от иноземных влияний. Таким образом, фарисейство было не какой‑нибудь особою школой или партией возникшею после победы над угнетавшими иудейскую религию сирийцами, а продуктом того настроения, которое все сильнее и сильнее овладевало чувствами иудейского народа при Хасмонеях и при династии Ирода. В среднем сословии, в женщинах, в молодежи, во всей массе народа постоянно росла преданность фарисейству. Оно, в противоположность саддукейству, строго держалось старины; наследованные от неё религиозные обыкновения были все возведены фарисейством в необходимые заповеди «праведности», оно создало из них крепкую формалистику, регламентировавшую весь быт народа, каждое движение человека с утра до ночи, от колыбели до могилы; из обычаев старины не отбрасывалось ничего, в них все только вносились пополнения. Вышедши из рядов хасидеев («благочестивых»), фарисеи строго держались закона Моисеева; но в своей мелочной заботливости о соблюдении буквы его составили произвольным и натянутым истолкованием его определений массу мелочных правил, исполнению которых придавали большую важность. Руководясь принципом «ограждайте закон», они видели в ограничении, стеснении свободы действий залог благочестия. Вознаграждением за неудобства тяжелой формалистики, которой обременяли себя и других учители фарисейства, представители стремлений иудейского народа, служили для них блестящие мысли о будущей жизни, о воскресении мертвых и владычестве на земле: яркими картинами этого блаженства они разгорячали фантазию народа. Опутывая всю жизнь церемониалом омовений, очищений, постов, подаяний милостыни, молитв, жертвоприношений, фарисеи полагали, что остаются верны духу мучеников, пострадавших за веру во времена маккавейских войн , и что Бог, с которым они вели формальный расчет своих дел служения ему, исполнит ради их заслуг свои обещания послать иудейскому народу Мессию, который даст ему владычество на земле. Всем известно из Евангелий, до каких крайностей доходило фарисейство. По расчетам властолюбия, по сознательным или бессознательным влечениям эгоизма, фарисеи сделали благочестие техническим искусством, ремеслом, и, как специалисты этого ремесла, владычествовали над мыслями народа. Они носили на себе знаки отличия от простых людей, например на руках и на шеи, свернутые маленькими свитками лоскутки, на которых были написаны заповеди закона, и старались привлекать к себе народ благочестивою внешностью.
Эссеи
Кроме саддукеев и фарисеев была, как мы знаем от Иосифа, третья партия, ессеи, составлявшие аскетический орден, существование которого известно достоверным образом со времен Ионафана Маккавея . Они стремились достичь высшей святости строгим воздержанием от удовольствий, имели тайное учение об ангелах, соблюдали особые заповеди, важнейшими из которых были: воспрещение клятв и кровавых жертв, предпочтение безбрачия браку, чрезвычайная умеренность в пище и строгая забота о чистоте тела. Эти правила, быть может, заимствованы были из восточных вероучений, – именно, быть может, из парсизма, или непосредственно, или через посредство неопифагоризма; но, быть может, они сформировались и самостоятельным образом: когда во время сирийского гонения на иудейскую веру первосвященники уклонились от закона Моисеева и национальное богослужение в храме прекратилось, то людям строгого благочестия могло показаться, что официальная церковь безвозвратно погибла, и что надобно искать другого пути к воссоединению с Богом. Так могло казаться хасидеям, с названием которых имеет этимологическую связь имя ессеев. Но каково бы ни было происхождение их секты, наилучшими средствами служить Богу и приобретать душевное спасение они считали удаление от мира и его наслаждений, обуздание всех страстей и похотей, воздержание, подвиги покаяния, молитву и поучения. Они жили группами в уединенных местах на западной стороне Мертвого моря, занимаясь земледелием, скотоводством и непредосудительными для строгой нравственности ремеслами. Некоторые из них совершенно отрекались от личной собственности, отдавали все свое имущество и все приобретаемое работою в общую кассу на общее пользование. Они разделялись на разные степени, но все носили одинаковую одежду. Лишь немногие из них дозволяли себе брачное сожительство. Они приносили пользу другим людям, ухаживая за больными, давая содержание бедным. – Родственны ессеям были терапевты, египетские иудеи, составлявшие общество, очень похожее на христианские монашеские ордена; они вели созерцательную жизнь вдали от мира; мы знаем о них только по трактату «О созерцательной жизни», который был приписываем Филону, но теперь признан произведением гораздо более позднего времени, изображающим не факты, а только идеалы.
И пророками. Священники, из убеждения или из личных выгод, стояли исключительно за обрядовую религию, включая культ жертвоприношений, в то время как пророки проповедовали, что угодить Богу можно только безусловной правдой и любовью к ближнему.
Из самой сущности этического монотеизма вытекает также, что благодать нравственного усовершенствования не может быть уделом одного только израильского народа; богоизбранность его только в том и заключается, что он первый постиг истину и потому призван сделать её достоянием всего человеческого рода.
Когда, по возвращении из вавилонского пленения, голос пророков замолк и живой источник этической религии иссяк, еврейский народ оказался недостаточно ещё подготовленным для высокой роли, которую предназначали ему пророки. Ввиду его малочисленности и рассеянности между другими народами, ему угрожала опасность раствориться в них и исчезнуть вместе со своими идеалами. Тогда-то в еврействе возникло новое направление, представителем которого был Ездра, видевший спасение народа в строгом исполнении , представляющего гармоническое сочетание обрядовой религии священников и этической религии пророков.
Созданное Ездрой всенародное собрание письменным договором подтвердило обязательность Моисеева закона во всех его подробностях на вечные времена. Народ действительно стал подчиняться закону с щепетильной добросовестностью, считая одинаково важными как высокие нравственные принципы, в нём изложенные, так и те многочисленные, чисто внешние обряды, которые рассчитаны были лишь на изолирование еврейского народа от всех окружающих. Универсальные идеи пророков сохранились лишь в виде народных идеалов, осуществление которых отодвинуто было на неопределённый срок, до так называемого Мессианского времени.
Но закон Моисея, рассчитанный на изолирование еврейского народа от древних языческих народов, вскоре оказался недостаточным для изолирования его от новых народов, - сначала персов, потом эллинов, - с которыми ему приходилось сталкиваться. По отношению к персам это казалось необходимым ввиду того, что дуализм Зороастра по духовной сущности своей гораздо ближе подходит к монотеизму евреев, чем семитические культы и Астарты, и следовательно опасность слияния была больше. Ещё большая опасность стала угрожать еврейской религии со времени появления греков на Востоке, не вследствие сходства мировоззрений, а ввиду необычайной привлекательности жизнерадостного эллинизма. В защиту еврейского религиозного строя духовным руководителям народа приходилось устанавливать дополнения к закону, в виде целой системы охранительных запретов, соответственно новым обстоятельствам жизни. Однако, с воцарением Маккавеев и вступлением еврейского народа на путь политической жизни обнаружилось несогласие между жизнью и древним законом.
Еврей не мог не только обедать вместе с язычником или с , но даже выпить у них немного воды. С указанными законами связано было ещё одно зло, прямо угрожавшее целости и единству еврейского народа: они могли быть соблюдаемы лишь высшим, более обеспеченным классом народа. У низших, трудовых классов не хватало ни досуга, ни специальных знаний для их соблюдения; высшие классы стали чуждаться народной массы, в особенности мытарей, не ели с ними вместе, не входили в дом их, как это видно из многих мест Талмуда и Нового Завета (например Мф.9:9-21 и параллельные места).
Таким образом, законы, имевшие целью изолирование евреев от язычников, стали изолировать одних евреев от других. Подобные же противоречия между законами и жизнью обнаружились по поводу строгого соблюдения покоя и ещё резче - в сфере уголовного права. Моисеев закон наказывает чисто религиозные преступления смертной казнью или так называемым «истреблением из среды народа», которое, по-видимому, означало изгнание (aquae et ignis interdictio). Это не соответствовало более высокому представлению о религии, по которому задача последней - увещевать и наставлять, а не карать. Такое представление о религии вошло в понятие народа ещё со времени , который говорит от имени Бога:
«Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»
Разделение на ессеев, саддукеев и фарисеев
Все эти и многие другие ещё противоречия между буквой древнего закона и жизнью служили главной исходной точкой для образования трёх древнееврейских сект.
К которым принадлежала почти вся родовая и денежная аристократия, считали Божественный закон неизменяемым и настаивали на исполнении его во всей его строгости; для облегчения его тягости они требовали лишь отмены всех тех дополнений и наслоений, которые он получил в народной практике.
Также считали закон неизменяемым, но так как условия жизни в стране перестали отвечать древнему закону, то они предпочитали удаляться от этой жизни и уходили в пустыню и в деревню, где ничто не мешало им доводить соблюдение Моисеева закона до крайней щепетильности.
Третью секту образовали фарисеи. Это были люди, вышедшие из глубины народной массы и поднявшиеся на её поверхность благодаря своему умственному развитию. Фарисейское движение сформировалось в борьбе против контролировавших храмовый ритуал саддукеев. Возникновение в этот период синагогальной литургии было, по-видимому, выражением стремления фарисеев подорвать религиозную монополию саддукеев: религиозный ритуал и молитва, которые исконно были частью храмового культа, стали отправлять в домах, а ученые, не принадлежавшие к священническому сословию, начали играть важную роль в религиозной жизни народа. В вопросах внутренней политики они всегда стояли на стороне народа против посягательств господствующего класса; поэтому народ доверял им и следовал во всем их учению. Из любви к народу и из уважения к древним традициям они признали обязательность всех постановлений законоучителей и всех народных обычаев, совокупность которых получило название «устного закона», в противоположность писаному - Моисееву. Признавая, подобно саддукеям, неизменяемость Божественного закона, они, в противоположность им, считали, что закон существует для того, чтобы его добросовестно исполняли, однако, основная цель законодательства - служить благу людей. Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона». Эта цель ясно указана самим Моисеем:
«Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив»
При этом фарисеи прибавляли: «… будет жив ими, а не умрёт из-за них».
Общественно-политическая деятельность фарисеев
Заслугой фарисеев в истории еврейского религиозного сознания было охранение иудаизма от поглощения персизмом или эллинизмом. В лице лучших представителей своих (Гиллель и др.) фарисеи вновь подняли еврейское религиозно-этическое учение на ту высоту, на которую оно было поставлено великими пророками. Достойно, однако, внимания, что суровые порицания Иисуса были чаще направлены против фарисеев, чем против саддукеев: богатые и надменные саддукеи были так далеки от царства Божия, что напрасно было их призывать к нему. В особенности порицал Иисус лицемеров, которые, впрочем, обличаются и в самими фарисеями.
Как партия с определившимся направлением, фарисеи впервые выступают на историческую арену при царе и первосвященнике Иоанне Гиркане. В начале секта имела резкую политическую окраску. О первом столкновении фарисеев с домом Маккавеев и Талмуд единогласно рассказывают следующее:
Вернувшись после победоносных войн в Иерусалим, Иоанн пригласил к себе на пир выдающихся фарисеев, о которых один из саддукеев говорил ему, что они настроены против него, и, оказав им большие почести, старался вызвать их на откровенность. Все рассыпались в восторженных похвалах ему, но один из них сказал Гиркану: если ты действительно хочешь быть праведным, откажись от диадемы первосвященника и удовольствуйся царской короной. Причиной к этому послужили слухи, которые набрасывали тень на легальность рождения Гиркана. Возмущённый первосвященник тут же предал оскорбителя суду его товарищей. Те присудили его к ударам плетью и к заточению.
«За простое оскорбление, говорит Флавий, они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более, что фарисеи были вообще мягкосердечны при назначении наказания».
Саддукеи воспользовались снисходительным приговором, как доказательством, что оскорбление нанесено было с ведома и согласия всех фарисеев и довели дело до полного разрыва между Гирканом и его прежними советниками.
По воззрению фарисеев сан первосвященника и царская власть действительно не могли и не должны были соединяться в одном лице. Соединение духовной и светской власти в одном лице противоречило и Моисееву закону, и историческим традициям. В древности царская корона была неразрывно связана с обязанностями полководца - а человек, руки которого были обагрены человеческой кровью, не мог молитвенно возносить эти руки к Богу.
Оппозиция фарисеев Маккавеям перешла в открытое народное восстание при . Междоусобная война, длившаяся 6 лет, стоила жизни 50000 приверженцам фарисеев; оставшиеся в живых должны были рассеяться по соседним странам.
Самое счастливое время для фарисеев было девятилетнее царствование вдовы Янная, когда действительным правителем государства был брат царицы, мудрый и энергичный фарисей Симеон бен Шетах. Полный внешний мир и разделение властей (первосвященником был тогда старший сын царицы, Гиркан II) примирили фарисеев с домом Маккавеев. После смерти Соломеи началась борьба за престолонаследие между её сыновьями, которые кончили тем, что пригласили римского полководца Помпея в качестве третейского судьи, а последний, пользуясь этим, подчинил Иудею верховной власти Рима. Фарисеи также послали депутацию к Помпею с просьбой избавить народ от обоих воюющих между собою братьев и утвердить в Иудее республику, под покровительством Рима. Это объясняется тем, что фарисеи мирную и спокойную жизнь по закону Моисея всегда ставили выше политической самостоятельности.
При политическая роль фарисеев совершенно прекратилась и они сосредоточили всю свою деятельность на исследовании Торы. Незадолго до нашей эры фарисеи разделились на два лагеря, хотя не враждебных, но значительно отличавшихся друг от друга по своим воззрениям: школу Гиллеля и школу Шамая. Строгие шамаиты крепче держались буквы закона и не допускали такой свободы толкования, какую допускали гиллелиты. Последние - может быть, благодаря высоким нравственным качествам своего учителя, - восторжествовали и их мнения были приняты народом как религиозные нормы.
В лице Гиллеля (род. в 75 г до н. э., ум. 5 г.) учение фарисеев достигло своего высшего развития. Его воззрения на религию характеризуются следующим фактом. К основателю другой фарисейской школы, Шамаю, обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». Шамай, отличавшийся особенным ригоризмом по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему:
«Что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему - в этом вся Тора; все остальное же - комментарии к ней. Иди и учи».
За несколько лет до окончательного падения Иерусалима из среды фарисеев выделились две политических партии: миролюбивые последователи Гиллеля проповедовали мир с Римом во что бы то ни стало, в то время как последователи Шамая образовали партию (ревнителей), которые были душою восстания народа против римлян и довели Иудею до полного разгрома (70 г. н. э.). В то самое время, когда еврейский народ лишался своего политического центра, раби Иоханану бен Заккаю удалось создать для него духовный центр в виде академии в , где было положено основание талмудическому еврейству.
Полезная информация
Фарисе́и
ивр. פְּרוּשִׁים
транслит. «перушим», «прушим»
Происхождение названия
Название «фарисеи» возникло в начале II века до н. э. Слово «Фарисеи» является производным от корня ивр. פרש, имеющего значение «отделяться», «обособляться», и означает «отделившиеся».
Изначально «фарисеи» было прозвищем (в смысле «отступники», «еретики»), которое они получили от своих противников саддукеев, но затем оно приобрело уважительный оттенок.
Учение фарисеев
Суть учения
Бо́льшая часть сведений о фарисеях, также как и об их идейно-политических противниках саддукеях, содержится в сочинениях Иосифа Флавия, который происходил из дома священников. Почти все его родственники были саддукеями, но, после тщательного изучения всех трёх сект, он примкнул к фарисейской, которую описывает как философскую школу, сравнивая её с греческой школой стоиков.
В догматическом отношении фарисеи, по его словам, «всё совершающееся ставят в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы». В этом отношении они занимали середину между ессеями, которые всё приписывали предопределению, и саддукеями, которые признавали абсолютную свободу воли и утверждали, что судьба человека находится всецело в его собственных руках.
В своём изложении Иосиф Флавий уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между тремя «философскими школами». Он говорит об участии этих «сект» в общественной жизни начиная только со времени Гиркана I Иоханана. Вместе с тем, исследователи склонны рассматривать фарисеев в качестве идейных наследников более раннего движения хасидеев, упоминаемых в книгах Маккавеев.
Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико («даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят»). Флавий отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами». Фарисеев называли «мудрыми и знающими в разъяснении законов», и на основании этого некоторые исследователи склонны считать фарисеев наследниками софрим (писцов).
В центре спора между фарисеями и саддукеями стоял Устный Закон. Как пишет Иосиф Флавий, «Фарисеи обнародовали несколько предписаний, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти предписания, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе». Теологические разногласия между «школами» были связаны с проблемой свободы выбора. В отличие от ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, и саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, фарисеи считали, что все предначертано Богом, однако добродетель и порок - во власти человека, ибо «и предначертание помогает ему во всяком деле». Бог любит свои создания и требует от человека исполнять данный ему закон. Бог вложил в человека два противоположных импульса - благой и дурной - и, заповедав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем». Относительно образа жизни фарисеев Флавий отмечает, что «они ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признает за благо. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям».
Согласно фарисейской доктрине, Тора, которую Бог дал Моисею, включала как Письменный, так и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъяснённые пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы. В противоположность саддукеям, фарисеи верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия. В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера - центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.
Особую ценность фарисеи придавали духовно-религиозному сплочению народа, они старались приводить религиозное законодательство в соответствие с условиями существования еврейского народа, основываясь на толковании Священного Писания. Так, поскольку предписываемые Торой наказания за преступления не соответствовали моральному и общественному сознанию фарисеев, они путем истолкования Торы обусловили эти законы такими оговорками, которые практически делали их применение невозможным. Конечной целью фарисеев в сфере уголовного законодательства была отмена смертной казни, поскольку преступника, по их мнению, следовало предоставить воле Бога.
Из талмудической литературы мы узнаем, что фарисеям удалось почти совершенно отменить смертную казнь. Может быть именно потому фарисеи в качестве судей были, в отличие от саддукеев, «вообще весьма снисходительными при назначении наказаний». «Фарисеи верят в бессмертие души; за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни; грешники подвергаются вечному заточению, а добродетельные имеют возможность вновь воскреснуть». Флавий характеризует фарисеев как «искуснейших толкователей закона», прибавляя, что «фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество положений, которые не входят в состав Моисеева законодательства, между тем как секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, признавая обязательность одного Писанного Закона».
Саддукеи как секта, политическая по преимуществу, прекратили своё существование вместе с прекращением государственной жизни Иудеи; ессеи как секта, чисто религиозная и всегда державшаяся вдали от всяких политических треволнений, в значительной части своей примкнули к учению Иисуса и образовали первые иудеохристианские общины в Иудее; фарисеи же, слившись с народом, положили основание Талмудическому еврейству. Идейно-политическая борьба между саддукеями и фарисеями завершилась победой последних, и фарисейская концепция определила дальнейшее развитие иудаизма.
Методы толкования
Методы толкования, бывшие в употреблении у фарисеев, весьма разнообразны, но они все могут быть сведены к двум категориям:
- диалектический метод и
- метод введения символических фикций.
Диалектический метод
Вот пример первой категории. В Пятикнижии есть закон о «строптивом сыне». В силу этого закона, отец может в судебном порядке подвергнуть своего сына смертной казни за непослушание даже в том случае, когда отсутствует другое преступление, наказуемое смертью. Именно этим законом, вероятно, и воспользовался свирепый царь Ирод, заставив саддукейский синедрион приговорить к смерти двух его сыновей от Мариамны, раньше присуждённой им к смерти за мнимую неверность. И вот, начинается толкование закона. В нём говорится о сыне - значит он неприменим ни к дочери, ни к малолетним, ни к двум сыновьям; речь идёт об отце и матери - значит они оба должны быть в живых и оба должны быть согласны на наказание сына. В этом духе текст толкуется дальше и из него выводится, что для применения данного закона необходимо, чтобы отец и мать оба были здоровы, не страдали каким-нибудь уродством, оба достойны были друг друга и, наконец, чтобы оба обладали одним и тем же тембром голоса. Это, конечно, абсурд - но речь идёт о спасении молодых людей от произвола родителей, которые в минуту запальчивости могут совершить поступок, о котором сами потом будут сожалеть, как это действительно случилось с Иродом. Закон не отменён, но превращён в мёртвую букву.
Подобным образом разбирают фарисеи и известный закон: «око за око, зуб за зуб». Око за око, говорили фарисеи, но не жизнь за око. Потерпевший лишился глаза, но он остался жив; если же вырезать глаз у обидчика, то может случиться, что рана осложнится опасным воспалением, которое повлечет за собою смерть обидчика - и выйдет «жизнь за око». Следовательно, «око за око» невозможно понимать буквально, а лишь в смысле «стоимости ока за око».
Метод введения символических фикций
А вот пример толкования посредством введении фикции. По Моисееву закону каждый 7-й год называется субботним годом: поля и виноградники не обрабатываются, а то, что земля приносит самопроизвольно, считается общим достоянием, которым бедные и пришельцы могут пользоваться наравне с хозяином (Лев.25:1-7).
Кроме того, с наступлением субботнего года уничтожаются все долговые обязательства, что установлено было с целью предупредить порабощение неимущих за долги (Втор.15:1-3; 7-11).
Этот последний закон, благодетельный в своё время, стал впоследствии вреден, парализуя кредит, необходимый для развития торговли и промышленности. Известный фарисей Гиллель установил институт «просбул», заключающийся в том, что кредитор в конце 6-го года подаёт в суд письменное заявление, в котором он фиктивно передаёт полагающуюся ему сумму суду; а так как по закону субботним годом уничтожаются только долги частным лицам, но не долги общественным учреждениям, то кредитор получает возможность взыскать свои деньги после субботнего года.
Такие же фикции были введены фарисеями в сфере религиозных обрядов для смягчения чрезмерной строгости в соблюдении законов субботнего покоя и в особенности законов ритуальной чистоты.
Фарисеизм был, таким образом, настоящей реформой Моисеева закона, но реформой постепенной, замаскированной, постоянно считавшейся с старыми традициями и консервативными элементами общества.
Во II веке до новой эры в Иудее и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями. Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох. Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального .
Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и аристократии. Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие. Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.
Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.
Особенности учения и политики фарисеев
В своей деятельности фарисеи стремились избавить общество от монополии саддукеев на религиозную власть. Они ввели в практику религиозных ритуалов не в храмах, а в домах. В политических вопросах фарисеи стояли на стороне обездоленного народа и выступали против посягательств на со стороны господствующих классов. Именно поэтому простой народ проникся доверием к фарисеям и часто без критики следовал их учению.
Фарисеи признавали, что установления бога неизменны. Они считали, что законы действуют для того, чтобы их добросовестно и в точности исполняли. Однако главную цель и религиозных положений фарисеи видели в служении народному благу. Лозунг фарисеев гласил: закон для людей, а не люди для закона. Интересно, что Иисус Христос, критикуя фарисеев, обличал не столько само это течение, сколько его отдельных лицемерных лидеров.
Особое фарисеи придавали духовному сплочению людей вокруг . Для этого они всячески стремились привести религиозные установления в соответствие с условиями жизни евреев. При этом фарисеи отталкивались от истин, данных в Священном Писании. Одно из характерных требований этого течения – отмена смертной казни. Фарисеи считали, что жизнь любого человека, каким бы он ни был закоренелым преступником, должна быть предоставлена божественной воле.
КТО ТАКИЕ ФАРИСЕИ И САДДУКЕИ? И ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС
ПРЕДУПРЕЖДАЛ СВОИХ УЧЕНИКОВ БЕРЕЧЬСЯ ИХ УЧЕНИЯ?
Для того, чтобы понять, почему Иоанн Креститель так разговаривает с фарисеями и саддукеями, нужно знать, кем были и что собой представляли фарисеи и саддукеи. Слово “фарисеи” по-древнегречески произносится “перушим”. Согласно пояснению фарисеев, это слово обозначает “толкователи” и указывает на их почетную и трудную профессию, связанную с толкованием Закона Божьего. Согласно другому пояснению название секты фарисеев произошло от древнееврейского слова, обозначающего “отлучать, отделять”. По толкованиям фарисеев якобы они могли умело отделять истину от лжи, отличать порок от добродетели и ложное толкование Библии от истинного. На самом деле они отделяли себя от всего народа, к которому с презрением относились, и выделяли себя в отдельную, избранную касту, которая, по их мнению, должна пользоваться всеми земными благами и властью, почестями и богатством.
Секта фарисеев возникла и стала очень известной и почитаемой благодаря красивым лозунгам и целям их учения. Иосиф Флавий, описывавший традиции древнееврейского народа, впервые говорит о фарисеях, появившихся при первосвященнике Ионафане. То есть относит их появление к 145 году до Рождества Христова. Иосиф Флавий, изучавший еврейский народ, в том числе и учение фарисеев, пишет о них следующее: “Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и чтобы те не утверждали, фарисеи не противоречили им. Думая, что всё (в мире) совершается по ранее намеченному плану Божьему, они всё же не отрицали свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнить то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верили, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни, добродетельно или порочно. Последние же будут содержаться в вечной темнице. Первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекало к ним широкие массы. И во всём, что относилось к Богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям. И города давали хороший отзыв об их добродетельных поступках и словах” (Иосиф Флавий “Иудейские древности”).
Приписав себе права толкователей Библии и ревностных хранителей религиозных и общественных традиций, имея очень красивое и стройное учение и внешне неукоснительно соблюдая все обряды, фарисеи добились большой популярности и признания в народе и стали религиозно-политической партией, делившей власть в стране с другой партией саддукеев. Даже Апостол Павел воспитывался в фарисейской среде и был выходцем из неё. Фарисеев настолько почитали в народе, что во времена Христовы была очень популярна пословица, которая гласила: “Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей”. Фарисеи отличались исключительным знанием Библии, умели хорошо её пояснять, знали и соблюдали народные обычаи, религиозные и общественные, и отличались неукоснительным их исполнением. Они занимались активным обращением прозелитов (язычников) в свою веру. Для этого они неустанно ходили по всей стране и за её пределами, пропагандируя и распространяя учение иудаизма. Они были искренними патриотами, в отличие от саддукеев, которые в этих вопросах проявляли либерализм и безразличие. В первые годы христианства некоторые из фарисеев сделались истинными христианами. Например, Никодим, Савл (в последствии Апостол Павел) и др.
Но большинство фарисеев, как и вся их секта в целом, были одержимы гордостью и лицемерием. Строгим соблюдением многочисленных обрядов они демонстрировали показную святость, но тайно грешили, добивались власти, занимались стяжательством богатств и почестей, являясь рабами лицемерия, корыстолюбия, гордыни. За эти качества их и обличал Иисус Христос. Фарисеи выставляли напоказ и приравнивали к религиозному подвигу совершенные ими молитвы, раздачу милостыни, пощение и т.д. Фарисеи с повышенной тщательностью соблюдали все обряды, те, которые были в Законе, и те, которые выдумали сами. Например, мыть руки до и после еды фарисеи считали очень высокочтимым обрядом и требовали неукоснительного его исполнения. “Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб” (Матф.15:1-2). Нарушение этого обряда они считали огромным преступлением, равным прелюбодеянию, за которое, по одним правилам полагалось исключение из общины, по другим – смертная казнь. И в то же время, если сын в дар Богу (который получали фарисеи) отдавал средства, необходимые на содержание его родителей, фарисеи такого человека считали праведным, и освобождали от ответственности за невыполнение обряда омовения рук.
Это двуличие и ненасытная жадность фарисеев проявлялись и во всех их других действиях и поступках. Они удлинняли воскрилия своих одежд, носили повязки на лбу и руках, на которых они писали цитаты из Библии, делая это с целью показной праведности. А на самом деле нарушали Законы Божии, стараясь достичь власти, славы, богатства и почестей. “Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!” (Матф.23:1-7). Фарисеи давали десятину даже с незначительных огородных растений, таких как мята и анис, и в то же время воровали из государственной казны, делили между собой пожертвования, приносимые в храм, брали взятки и подношения.
За их двуличие, греховность, прикрываемую показным благочестием, и изобличал их Спаситель. “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять” (Матф. 23:23). За лицемерие, корысть и пороки, за властолюбие и совершаемые ими грехи, Иисус Христос и назвал фарисеев слепыми вождями народа (Матф15:14). За то, что Иисус Христос видел их сокрытые грехи и изобличал их лицемерие и гордость, фарисеи ненавидели Спасителя и были самыми злобными Его врагами. Вот как Иисус Христос изобличал фарисеев. “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония” (Матф:23:25-28).
Саддукеи представляли собой религиозно-политическую партию времен Иисуса Христа. Время возникновения этой секты, по мнению Иосифа Флавия, относятся к 145 году до Рождества Христова. Это мнение не соответствует Библейской хронологии, так как Садок во времена царя Давида был одним из первосвященников, то есть жил задолго до времен Христовых (2Цар.8:17). Организовал эту секту священник Садок, к роду которого перешел сан первосвященников. Имя Садок по еврейски обозначает "праведный". Садок поддерживал Соломона, который и сделал его единственным первосвященником и главой духовенства (3Цар.2:35). Благодаря такому успеху в духовной карьере Садока, первосвященническое служение перешло от рода Ифамара к роду Елеазара, к которому и относился Садок. Род Садока процветал долгое время. Самым знаменитым потомком Садока был Ездра. “После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, сын Шаллума, сын Садока” (Ездр.7:1,2).
Саддукеев называли аристократами среди священников и эту партию поддерживали первосвященники, как своих единомышленников “Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти” (Деян. 5:17). Саддукеи, в отличие от фарисеев, отвергали предания старцев и придерживались только закона Моисея. Особенно чтили проявление свободной воли человека. В то же время саддукеи отвергали воскресение мертвых, существование Ангелов и духов. “В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения” (Матф.22:23) “Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое” (Деян.23:8). Ходили слухи, что из всей Библии саддукеи признавали только Пятикнижие Моисея. Саддукеи говорили, что в будущем веке не будет вечного блаженства и вечных мук для праведников и грешников. В противоположность фарисеям, саддукеи были более терпимы к язычникам и охотно шли на уступки властям. Если фарисеев в основном поддерживали низшие классы общества, то саддукеев поддерживала аристократия и правящие верхи. Последователи саддукеев были известны в III столетии и даже в VIII столетии от Рождества Христова. Затем об этой секте не говорится, так как она, очевидно, распалась.
Иисус Христос неоднократно беседовал с саддукеями и фарисеями, и рекомендовал Своим ученикам беречься их закваски. “Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской” (Матф.16:6). “Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского” (Матф.16:12). Саддукеи, как и фарисеи, также были ярыми противниками Иисуса Христа, потому, что Он изобличал их лживую сущность и осуждал за грехи. Во времена Иисуса Христа фарисеи и саддукеи были правящими религиозно-политическими партиями, и их члены входили в состав синедриона. Поэтому когда к Предтече пришли фарисеи и саддукеи, он увидел, что они к нему пришли не искренне, не с целью покаяния, а для того, чтобы не выпустить популярности и власти из своих рук. Потому, что народ начал обращать большое внимание не на фарисеев и саддукеев, а на Предтечу и его учение. Фарисеи и саддукеи не обращали внимание на проповедь Предтечи по следующим причинам. Фарисеи и без призыва к покаянию считали себя праведниками, потому, что как они думали, соблюдали не только законы Моисея, но и придуманные ими самими установления. Саддукеи не верили в Царство Небесное, ни в воздаяние за поступки, ни в воскресение, потому что они считали, что им не в чем каяться. Зато и фарисеи и саддукеи считали себя потомками Авраама, и поэтому относились к себе как к праведникам. Фарисеи и саддукеи неоднократно приходили к Предтече, но не потому, что считали его пророком, а потому что завидовали его известности и растущей славе пророка. Первоначально они молча наблюдали за действиями Предтечи, а затем, чтобы подорвать его авторитет в глазах народа, пытались унизить и скомпрометировать его всякими насмешливыми вопросами, таящими в себе оскорбление. “Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?” (Иоан. 1:20-25).
Неискренность прихода фарисеев и саддукеев и увидел Предтеча, и принародно обличил их в двуличии, назвав порождениями ехиднины. У древних евреев ехидной называлась ядовитая змея, упоминаемая во многих местах Библии как символ коварства и опасности. “Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны” (Иов.20:16). “Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его” (Деян.28:3). Эта змея имела длину около 2-х футов и более. Нападала внезапно из потаенных мест. Укус её считался смертельным. В древние времена на укус этой змеи смотрели как на особое Божье наказание. “Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек - убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить” (Деян. 28:4). У древних евреев ехидна символизировала погибель и вред. И название этой змеи евреи применяли к людям злым, безбожным и коварным. В те времена сравнение с ехидной, смертоносной змеёй, считалось самым сильным выражением, изобличавшим злых и нечестивых людей. Поэтому Предтеча, изобличая двуличие и греховность фарисеев и саддукеев, называет их “порождения ехиднины”.
Зная тайные мысли фарисеев и саддукеев о том, что они считают себя праведными, и то, что пришли не для совершения покаяния и не для того чтобы искренно искупать грехи свои, а креститься для вида, чтобы иметь известность в народе, и то, что они не верят в воздаяние Божие, Иоанн Предтеча восклицает “порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?”. Под будущим гневом Предтеча имел ввиду наказание Господне, то есть воздаяние Божие, ожидающее человека за совершенные им поступки. И выражает своим вопросом уверенность, что от Божьего воздаяния никто не уйдет, так как люди получают по делам рук своих. “Я воздам им по их поступкам и по делам рук их” (Иер.25:14).
Вопрос о том, крестились ли фарисеи и саддукеи от Иоанна Крестителя, в современном богословии многими толкователями не решен окончательно. В тексте 7-го стиха 3-й главы Евангелия от Матфея сказано о том, что Иоанн Креститель увидел многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься “сказал им: порождения ехиднины!” и начал обличать их, давая наставление о том, что им нужно покаяться. Поскольку ни у Матфея, ни в других Евангелиях не сказано о том, что фарисеи и саддукеи крестились, то можно с уверенностью сказать, что фарисеи и саддукеи сделали вид, что хотели креститься, но на самом деле не крестились ни от Иоанна Предтечи, ни от Иисуса Христа. А всего лишь приходили посмотреть на Иоанна Крестителя и послушать его проповеди. Такую точку зрения подтверждает и Евангелист Лука, написав от имени Иисуса Христа “И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него” (Лук.7:29-30). Слова “идущих к нему креститься” дословно с древнееврейского языка переводят так “идущим ко крещению его”, то есть Иоанна Крестителя. Как видно из дословного перевода в тексте разбираемого стиха указывается только на то, что фарисеи и саддукеи шли ко крещению Предтечи. Но о факте их крещения не говорится. Таким образом можно сделать вывод о том, что они пришли посмотреть на нового проповедника, но крещения его, как и его учения, не приняли.
В этот вторник, около семи часов утра, в доме Симона состоялась встреча Иисуса с апостолами, женским корпусом и группой из двух-трех десятков ближайших учеников. На этой встрече он простился с Лазарем и дал ему совет, следуя которому тот вскоре бежал в перейскую Филадельфию. Впоследствии Лазарь примкнул к миссионерскому движению с центром в этом городе. Иисус также распрощался с престарелым Симоном и дал свой прощальный совет женскому корпусу, ибо это стало его последним формальным обращением к ним.
В то утро он встретил каждого из апостолов персональным приветствием. Андрею он сказал: «Не поддавайся смятению из-за того, что должно вскоре произойти. Не отходи от своих братьев и не позволяй им видеть тебя удрученным». Петру он сказал: «Не полагайся на силу плоти или сталь меча. Утвердись на вечных скалах духа». Иакову он сказал: «Пусть наружность не смущает тебя. Оставайся твердым в своей вере, и вскоре ты познаешь реальность того, во что веришь». Иоанну он сказал: «Будь добрым; люби даже своих врагов; будь терпимым. И помни, что я многое доверил тебе». Нафанаилу он сказал: «Не суди по внешности; храни прочную веру, когда будет казаться, что всё пропало; будь верен своему поручению посланника царства». Филиппу он сказал: «Пусть надвигающиеся события не поколеблют тебя. Оставайся твердым даже тогда, когда не видишь пути. Будь верен своей клятве посвящения». Матфею он сказал: «Не забывай милосердия, принявшего тебя в царство. Не дай кому-нибудь обманом отнять у тебя вечную награду. Ты успешно сопротивлялся влечениям смертного естества, так будь же готов проявить стойкость». Фоме он сказал: «Как бы трудно это ни было, именно сейчас ты должен идти, опираясь на свою веру, а не на зрение. Не сомневайся в том, что я способен завершить начатый труд и что в итоге я увижу всех своих преданных посланников в ином мире». Близнецам Алфеевым он сказал: «Не позволяйте тому, чего вы не понимаете, сокрушить себя. Храните верность той любви, которая живет в ваших сердцах, и не полагайтесь ни на великих людей, ни на изменчивое человеческое отношение. Оставайтесь вместе со своими братьями». Симону Зелоту он сказал: «Симон, даже если ты будешь сломлен разочарованием, твой дух вознесется превыше всего, что может обрушиться на тебя. Тому, чему ты не смог научиться у меня, ты научишься у моего духа. Ищи подлинные реальности духа и перестань испытывать влечение к нереальным материальным теням». Иуде Искариоту он сказал: «Иуда, я любил тебя и молился о том, чтобы ты любил своих братьев. Твори добро без устали; и я хотел бы предупредить тебя остерегаться скользких путей лести и отравленных стрел насмешки».
Поприветствовав своих апостолов, он отправился в Иерусалим вместе с Андреем, Петром, Иаковом и Иоанном, в то время как остальные апостолы занялись обустройством лагеря в Гефсимании, куда они должны были отправиться вечером. Этот лагерь являлся их базой в последние дни жизни Учителя во плоти. Спускаясь по склону Елеонской горы, примерно
на полпути Иисус остановился и около часа беседовал с четырьмя апостолами.
1. БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЩЕНИЕ
Уже несколько дней Петр и Иаков обсуждали свое различное понимание учения Иисуса о прощении греха. Оба они решили обратиться со своим вопросом к Учителю, и Петр воспользовался данным случаем как подходящей возможностью получить совет Учителя. Поэтому Симон Петр прервал разговор, касавшийся различий между хвалой и поклонением, и спросил: «Учитель, Иаков и я по-разному понимаем твои учения относительно прощения греха. Иаков утверждает, что, согласно твоему учению, Отец прощает нас еще до того, как мы просим его об этом, а я утверждаю, что покаяние и исповедь должны предшествовать прощению. Кто из нас прав? Что ты скажешь?»
После короткого молчания Иисус многозначительно посмотрел на всех четырех и ответил: «Братья мои, вы ошибаетесь в своих воззрениях, поскольку не понимаете природы тех сокровенных и любвеобильных отношений, которые связывают создание и Создателя, человека и Бога. Вы неспособны постичь сочувствие мудрого родителя своему незрелому и порой заблуждающемуся дитя. Поистине сомнительно, чтобы разумных и любящих родителей приходилось когда-либо призывать прощать своих обыкновенных, нормальных детей. Отзывчивость, связанная с любовью, успешно предотвращает все то отчуждение, из-за которого впоследствии возникает необходимость приспосабливать покаяние дитя к прощению родителя.
В каждом дитя живет часть его отца. Отец пользуется преимуществом и превосходством в понимании всех вопросов, связанных с отношениями дитя и родителя. Родитель способен судить о незрелости дитя в свете более совершенной родительской зрелости - более зрелого опыта старшего товарища. В отношениях земного дитя и небесного Отца божественный родитель обладает бесконечным, божественным сочувствием и способностью к исполненному любви пониманию. Божественное прощение неизбежно; оно присуще и неотъемлемо от бесконечного понимания, которым обладает Бог, и его совершенного знания всего, что касается неверных суждений и ошибочных решений дитя. Божественное правосудие отличается столь вечной справедливостью, что оно неизменно включает в себя отзывчивость и милосердие.
Когда мудрый человек понимает внутренние побуждения своих товарищей, он начинает любить их. А если вы любите своего брата, то вы уже простили его. Эта способность понимать природу человека и прощать его явные прегрешения богоподобна. Если вы являетесь мудрыми родителями, то именно таким будет ваше отношение к своим детям: вы будете любить, понимать и прощать их тогда, когда мимолетное непонимание, казалось бы, приводит вас к разобщению. Незрелому дитя, которому не хватает более полного понимания глубины отношений дитя и отца, часто приходится испытывать чувство вины вследствие отчуждения, возникающего из-за отсутствия полного одобрения со стороны его отца. Однако настоящий отец никогда не ощущает какого-либо разобщения. Грех является опытом сознания созданного существа; он не является частью сознания Бога.
Ваша неспособность или нежелание прощать своих товарищей является мерилом вашей незрелости, неспособности достигнуть отзывчивости, понимания и любви, свойственных взрослому человеку. Мера затаенной вами злобы и вынашиваемых планов мести прямо пропорциональна незнанию внутренней сущности и истинных устремлений ваших товарищей. Любовь является претворением внутреннего божественного влечения, свойственного жизни. Она основывается на понимании, воспитывается бескорыстным служением и совершенствуется мудростью».
2. ВОПРОСЫ ИУДЕЙСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ
В понедельник вечером состоялось совещание синедриона и еще примерно пятидесяти видных книжников, фарисеев и саддукеев. Участники этой встречи пришли к общему мнению, что было бы опасно прилюдно арестовывать Иисуса из-за его влияния на чувства простых людей. Большинство присутствующих также считали, что необходимо предпринять решительные действия для дискредитации его в глазах народа, прежде чем его можно будет арестовать и судить. Поэтому было назначено несколько групп ученых мужей, которые должны были на следующее утро явиться в храм, готовые запутать его трудными вопросами и вообще попытаться поставить его в неловкое положение перед людьми. Наконец, фарисеи, саддукеи и даже иродиане объединились в попытке дискредитировать Иисуса в глазах пасхальных толп.
Утром во вторник Иисус прибыл во двор храма и начал учить людей. Он успел произнести лишь несколько слов, как группа молодых учеников академий вышла вперед и через своего представителя обратилась к Иисусу с заготовленным вопросом: «Учитель, мы знаем, что ты добродетелен и возвещаешь пути истины, что ты служишь одному лишь Богу, ибо не боишься никого из людей, и что ты нелицеприятен. Мы только учимся, и мы хотели бы знать истину о том, что волнует нас. Наше затруднение состоит в следующем: законно ли платить дань кесарю? Следует ли нам платить ее или нет?» Видя их лицемерие и лукавство, Иисус ответил им: «Зачем приходите искушать меня? Покажите мне монету для уплаты налога, и я отвечу вам». И когда они дали ему динарий, он взглянул на него и спросил: «Чье изображение и чье имя на этой монете?» И они ответили ему: «Кесаря», и тогда Иисус сказал: «Отдайте кесарю кесарево, а Богу - Божье».
Получив такой ответ, эти молодые книжники и их сообщники-иродиане оставили его и ушли, а люди - в том числе и саддукеи - порадовались их поражению. Даже те юноши, которые пытались запутать его, были восхищены неожиданной проницательностью Учителя.
Днем раньше правители пытались сбить его с толку в вопросах духовной власти. Столкнувшись с поражением, они попытались дискредитировать его, втянув в обсуждение гражданской власти. Как Пилат, так и Ирод находились в это время в Иерусалиме, и враги Иисуса рассудили, что если бы он посмел посоветовать не платить подать кесарю, они могли бы тут же отправиться к римским властям и обвинить его в подстрекательстве к бунту. С другой стороны, если бы он многословно посоветовал платить подать, то, как они справедливо заключили, такое заявление глубоко оскорбило бы национальное достоинство еврейских слушателей и лишило бы его народного благоволения и любви.
Во всём этом враги Иисуса потерпели поражение, поскольку существовало широко известное постановление синедриона, принятое в качестве указания для евреев диаспоры, согласно которому «право чеканки включало в себя право взимать налоги». Так Иисус избежал западни. Если бы он ответил им «нет», то это было бы равносильно подстрекательству к восстанию; если бы он ответил «да», то это стало бы потрясением для глубоко укоренившихся национально-патриотических чувств того времени. Учитель не уклонялся от вопроса; он лишь продемонстрировал мудрость, дав двойной ответ. Иисус никогда не отличался уклончивостью, однако он всегда был мудр в общении с теми, кто пытался помешать ему и уничтожить его.
3. САДДУКЕИ И ВОСКРЕСЕНИЕ
Прежде чем Иисус смог приступить к своему обучению, еще одна группа вышла вперед, чтобы задать ему свои вопросы. На этот раз это были образованные, лукавые саддукеи. Подойдя к Иисусу, их представитель спросил: «Учитель, Моисей учил, что если женатый человек умрет бездетным, то его брат должен жениться на его вдове и иметь с ней детей для продолжения рода умершего брата. Случилось так, что один человек, у которого было шесть братьев, умер бездетным; следующий брат взял его жену, но вскоре тоже умер, не оставив детей. Второй брат также взял ее в жены, но и он умер, не оставив потомства. И так продолжалось дальше, пока она не побывала за каждым из шести братьев, и все шесть умерли, не оставив детей, а последней умерла и женщина. И вот мы хотим спросить: кому будет она женой после воскресения? Ведь все они жили с ней?»
Иисус знал - как знали и люди, - что, задавая свой вопрос, саддукеи лукавят, ибо вряд ли такое могло произойти в действительности. Кроме того, к тому времени евреи уже перестали следовать обычаю, согласно которому братья умершего человека стремились продолжить его род. Тем не менее, Иисус снизошел до ответа на их злонамеренный вопрос. Он сказал: «Задавая этот вопрос, все вы заблуждаетесь, ибо вы не знаете ни Писаний, ни живой силы Божьей. Вы знаете, что дети этого мира могут жениться и выходить замуж, однако вы, похоже, не понимаете, что те, кто через воскресение праведных удостаивается достижения грядущих миров, не женятся и не выходят замуж. Испытавшие воскресение из мертвых подобны ангелам небесным и никогда не умирают. Эти воскресшие являются вечными сынами Божьими; это дети света, воскрешенные для прогресса в вечной жизни. Так понимал это и ваш отец Моисей, ибо - во время своих испытаний у горящего куста - он слышал, как Отец сказал: „Я являюсь Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова”. Так вместе с Моисеем я заявляю, что мой Отец является Богом не мертвых, а живых. В нем все вы живете, размножаетесь и имеете свое смертное бытие».
Когда Иисус закончил отвечать на эти вопросы, саддукеи удалились, а некоторые из фарисеев забылись настолько, что воскликнули: «Верно, верно, Учитель, ты хорошо ответил этим неверующим саддукеям». Саддукеи не посмели задавать ему новые вопросы, а простые люди восхитились мудростью его учения.
В этом столкновении с саддукеями Иисус сослался только на Моисея, поскольку данная религиозно-политическая секта признавала законность только так называемого «Пятикнижия Моисея». Догматы их учения не опирались на книги пророков. Хотя в своем ответе Учитель однозначно подтвердил факт спасения смертных созданий через воскресение, он ни единым словом не высказался в пользу фарисейских вероучений о воскресении буквального человеческого тела. Иисус хотел подчеркнуть мысль о том, что Отец сказал: «Я являюсь Богом Авраама, Исаака и Иакова», а не «Я являлся их Богом».
Саддукеи пытались превратить Иисуса в объект губительной насмешки , прекрасно зная, что публичное преследование только породит в народном сознании еще более широкое сочувствие к нему.
4. ВЕЛИКАЯ ЗАПОВЕДЬ
Еще одна группа саддукеев получила указание запутать Иисуса вопросами про ангелов, но когда они увидели, какая участь постигла их товарищей, пытавшихся поймать его в ловушку вопросами о воскресении, они благоразумно решили промолчать и удалились, так ничего и не спросив. Согласно предварительному плану объединившихся фарисеев, книжников, саддукеев и иродиан, весь день должен был быть заполнен этими коварными вопросами. Так они надеялись дискредитировать Иисуса в глазах людей и в то же время не оставить ему времени для возвещения его нарушающих спокойствие учений.
После этого вперед вышла одна из групп фарисеев, чтобы досадить ему своими вопросами, и их представитель, махнув Иисусу рукой, сказал: «Учитель, я законник, и я хотел бы спросить тебя, которая из заповедей является величайшей?» Иисус ответил: «Есть только одна заповедь - величайшая из всех, и эта заповедь звучит так: „Слушай, о Израиль! Господь, Бог наш, есть Господь единый; и ты должен возлюбить Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоею, всем разумом твоим и всей силой твоею”. Это - первая и великая заповедь. А вторая заповедь подобна первой; фактически, она является ее продолжением и звучит так: „Люби ближнего своего, как самого себя”. И нет других, более великих, чем эти; на этих двух заповедях стоит весь закон и стоят все пророки».
Когда законник понял, что Иисус не только ответил в соответствии с высшим представлением иудейской религии, но также дал мудрый ответ в глазах собравшегося народа, он решил, что будет наиболее достойным открыто воздать должное ответу Учителя. Поэтому он сказал: «Хорошо сказано, Учитель. Ты прав, говоря, что Бог один и нет другого, кроме него; и возлюбить его всем сердцем, всем разумом, всей душой и всей силой, а также любить ближнего, как самого себя, есть первая и великая заповедь; и мы согласны, что эта великая заповедь означает гораздо больше, чем все приношения и жертвы». Когда законник дал столь благоразумный ответ, Иисус взглянул на него и сказал: «Мой друг, я вижу, что ты недалек от царства Божьего».
Иисус не ошибся, сказав, что законник «недалек от царства», ибо в тот же вечер этот человек отправился в Гефсиманский лагерь, где находился Учитель, открыто признал свою веру в евангелие царства и был крещен Иосией - одним из учеников Абнера.
В храме находились еще две или три группы фарисеев, собиравшихся задать свои вопросы, однако одни были обезоружены ответом Иисуса законнику, а другие остановлены поражением всех тех, кто пытался поймать его в ловушку. После этого никто не осмелился задать прилюдно ни одного вопроса.
Поскольку новых вопросов не было и ввиду того, что приближался полуденный час, Иисус не стал продолжать свое обучение, а удовлетворился тем, что задал фарисеям и их товарищам вопрос. Иисус сказал: «Поскольку вы больше ни о чём не спрашиваете, я хотел бы спросить у вас. Что вы думаете об Избавителе? Я имею в виду, чей он сын?» После короткой паузы один из книжников ответил: «Мессия является сыном Давида». И так как Иисус знал о многочисленных спорах - даже среди его учеников - о том, является ли он сыном Давида, он задал еще один
вопрос: «Если Избавитель действительно является сыном Давида, то как же в псалме, который вы приписываете Давиду, он сам говорит в духе: „Господь сказал моему господину: «Сядь по правую руку от меня, пока я не заставлю врагов твоих пасть к твоим ногам»”? Если Давид называет его Господом, то как он может быть ему сыном?» Хотя правители, книжники и первосвященники не дали ответа, они воздержались от новых вопросов и попыток запутать его. Они так и не ответили на этот вопрос, заданный им Иисусом, однако после смерти Учителя они попытались выйти из трудного положения, изменив толкование этого псалма и утверждая, что в нем говорится об Аврааме, а не о Мессии. Другие, пытаясь разрешить дилемму, отрицали, что автором этого так называемого мессианского псалма является Давид.
Только что фарисеи радовались тому, ка к Учитель заставил умолкнуть саддукеев; теперь саддукеи были довольны поражением фарисеев. Но такое соперничество было преходящим. Они быстро забыли свои вековые распри, объединившись в стремлении положить конец учениям и делам Иисуса. Что же касается простых людей, то всё это время они радостно слушали Иисуса.
5. ДЕЛЕГАЦИЯ ГРЕКОВ
Около полудня, когда Филипп покупал продовольствие для нового лагеря, который в тот день обустраивался вблизи Гефсимании, к нему обратилась делегация чужеземцев - группа верующих греков из Александрии, Афин и Рима. Их представитель сказал апостолу: «Нам указали на тебя знающие тебя люди. Мы пришли, господин, с просьбой увидеть Иисуса, твоего Учителя». Филипп никак не ожидал столкнуться на рынке с представительной делегацией язычников - греков, интересовавшихся евангелием, и, поскольку Иисус недвусмысленно велел двенадцати отказаться от всякого публичного обучения в течение пасхальной недели, он был несколько озадачен, не зная, как поступить. Его смутило также и то, что эти язычники были чужеземцами. Будь они евреями или соседними, привычными иноплеменниками, его сомнения были бы не столь явными. Филипп поступил следующим образом: он попросил этих греков никуда не уходить. Когда он поспешил прочь, те решили, что он отправился искать Иисуса, но в действительности он устремился в дом Иосифа, где, как он знал, трапезничал Андрей и другие апостолы. Вызвав Андрея, он объяснил ему, зачем пришел, и вернулся вместе с ним к дожидавшимся грекам.
Так как Филипп почти уже закончил покупать продовольствие, он вернулся вместе с Андреем и греками в дом к Иосифу, где они были приняты Иисусом. И они сидели рядом с ним, пока он говорил апостолам и многим ближайшим ученикам, собравшимся за столом:
«Мой Отец послал меня в этот мир раскрыть свое милосердие детям человеческим, однако те, к кому я пришел вначале, отказались принять меня. Действительно, многие из вас сами поверили в мое евангелие, но близок час, когда дети Авраама и их вожди отвергнут меня, и тем самым они отвергнут Пославшего меня. Я щедро возвещал этому народу евангелие спасения; я рассказывал о сыновстве, сулящем радость, свободу и жизнь, более обильную в духе. Мой Отец совершил много чудесных деяний для этих одержимых страхом детей человеческих. Но истину говорил пророк Исайя об этом народе, когда писал: „Господи, кто поверил в то, что
мы возвестили? И кому был раскрыт Господь?” Воистину, вожди моего народа намеренно ослепили свои глаза, чтобы не видеть, и ожесточили свои сердца, чтобы не уверовать и не быть спасенными. Все эти годы я стремился исцелить их от неверия, дабы они могли принять дарованное Отцом вечное спасение. Я знаю, что не все подвели меня; некоторые из вас действительно уверовали в мою проповедь. В этой комнате наберется добрый десяток тех, кто некогда являлся членом синедриона или же занимал высокое положение в советах нации, хотя некоторые из вас до сих пор боятся открыто признать истину, опасаясь отлучения от синагоги. Кое-кто из вас больше любит славу человеческую, нежели славу Божью. Однако я не могу не быть снисходительным, ибо я тревожусь за безопасность и преданность даже некоторых из тех, с кем мы так долго пробыли вместе и кто жил бок о бок со мной.
Я вижу, что в этой гостиной находится примерно поровну евреев и иноплеменников, и я хотел бы обратиться к вам как к первой и последней такой группе, которой я могу дать наставления, прежде чем отправиться к своему Отцу».
Эти греки внимательно слушали Иисуса, пока он учил в храме. В понедельник вечером они провели встречу в доме у Никодима, которая продлилась до рассвета, и тридцать из них решили войти в царство.
Теперь, стоя перед ними, Иисус осознал завершение одного судного периода и начало другого. Обращаясь к грекам, Учитель сказал:
«Верующий в это евангелие верит не только в меня, но в Пославшего меня. Когда вы смотрите на меня, вы видите не только Сына Человеческого, но и Пославшего меня. Я - свет миру, и кто уверует в меня, тот не будет больше пребывать во тьме. Если вы, иноплеменники, услышите меня, то получите слова жизни и сразу же обретете ту радостную свободу, которую дает истина богосыновства. Если мои соотечественники, евреи, решат отвергнуть меня и отказаться от моего учения, я не буду осуждать их, ибо я пришел в мир не судить, а предложить ему спасение. Тем не менее, отвергающие меня и не принимающие моего учения в должное время будут судимы моим Отцом и теми, кого он поставил судить отвергающих милосердный дар и спасительную истину. Запомните каждый из вас, что я говорю не от себя, но правдиво заявляю вам то, что Отец велел мне раскрыть детям человеческим. И те слова, которые Отец послал меня возвестить миру, суть слова божественной истины, непреходящего милосердия и вечной жизни.
Но как еврею, так и иноплеменнику я заявляю: исполняется время для Сына Человеческого принять свою славу. Вы хорошо знаете, что если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, оно останется одно; но если оно умрет в хорошей почве, то принесет множество зерен. Тот, кто эгоистично любит свою жизнь, рискует потерять ее; тот же, кто готов сложить свою жизнь ради меня и евангелия, обретет жизнь более обильную на земле и на небе - жизнь вечную. Если будете истинно следовать за мной также и после моего возвращения к Отцу, то станете моими учениками и искренними слугами своих смертных собратьев.
Я знаю, что близок мой час, и душа моя печальна. Я вижу, что мой народ решил отвергнуть царство, но я рад принять этих ищущих истину иноплеменников, которые пришли сегодня сюда в поисках пути света. И всё же сердце мое болит за мой народ, и душа моя смущена тем, что надвигается на меня. Что сказать мне, когда я вижу, что нависло надо мной? Скажу ли я: „Отец, избавь меня от этого жуткого часа?” Нет! Ради того и
пришел я в этот мир и к этому часу. Другие слова скажу я и буду молиться, чтобы вы присоединились ко мне: „Отец, восславь имя свое; да исполнится воля твоя”».
Когда он произнес эти слова, перед ним явился Личностный Настройщик, пребывавший в нем до крещения, и когда Иисус на время умолк, этот дух, ставший могущественным представителем Отца, обратился к Иисусу Назарянину: «Я уже не раз прославлял свое имя в твоих посвящениях, и я прославлю его вновь».
Хотя находившиеся здесь иудеи и язычники не слышали голоса, они не могли не заметить, что Учитель умолк, внимая какому-то сверхчеловеческому источнику. И каждый присутствующий сказал своему соседу: «Ангел говорил с ним».
После этого Иисус продолжал: «Всё это произошло не ради меня, а ради вас. Я знаю наверняка, что Отец примет меня и одобрит мою миссию, предпринятую для вашего блага. Однако вас необходимо поддержать и подготовить к скорому и жестокому испытанию. Позвольте заверить вас, что в итоге победа увенчает наши совместные усилия, направленные на просвещение мира и освобождение человечества. Старый порядок дискредитировал себя; Князь этого мира изгнан мною. И все люди будут освобождены светом духа, который я изолью на всю плоть после вознесения к своему небесному Отцу.
А теперь я заявляю вам, что если мне суждено быть вознесенным на земле и при вашей жизни, то я привлеку всех людей к себе, в братство моего Отца. Вы всегда верили в то, что Избавитель будет жить на земле вечно, но я заявляю, что Сын Человеческий будет отвергнут людьми и что он отправится назад к Отцу. Немного осталось мне быть с вами; недолго осталось живому свету находиться среди этого объятого тьмой поколения. Идите к свету, пока он есть у вас, дабы не объяла вас грядущая тьма и смущение. Идущий во тьме не знает, куда идет; но если решите ходить на свету, то воистину все станете освобожденными сынами Божьими. А теперь пойдемте все вместе назад, в храм, где я обращусь с прощальными словами к первосвященникам, книжникам, фарисеям, саддукеям, иродианам и закоснелым правителям Израиля».
Сказав это, Иисус повел их за собой в храм по узким улочкам Иерусалима. Они только что услышали, что Учитель собирается произнести в храме прощальную речь, и они шли за ним в молчании и глубокой задумчивости.
Горе вам законники, что вы взяли ключ разумения, сами не вошли и хотящим войти воспрепятствовали. О чём это Христос? |
Лучший ответ
|
Наталья Дорошенко Знаток (490) 3 года назад (ссылка )
|
|
Anna Оракул (60861) 3 года назад ( ссылка ) |
7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. 8 Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. В Н.З.есть слова Кол.2:2 Чтобы их сердца были утешены, так чтобы они были связаны в любви и ко всему богатству полной убеждённости понимания, к полному знанию тайны Божьей, Христа, 2:3 В котором скрыты все сокровища мудрости и знания. 2:4 Это я говорю, чтобы никто не вводил вас в заблуждение убедительными речами. Своими словами:Бог поставил священников для того, чтобы возвещали народу свежее слово от Бога, и из закона.Они должны были в первую очередь, увидеть приход Христа к Израилю.Но сердце священников ожирело и глаза ослепли потому, что стали на путь неправедный.Люди надеялись на них,а они были гробы окрашенные,и не могли дать людям ничего кроме заповедей.Поэтому ведение не могло исходить от священников,и люди надеющиеся на них остались ни с чем,и без Христа.До сих пор закрыто Иудеям, что Христос приходил. И они не получили спасение от грехов и не вошли в царство Христа верою. |