Крупные техногенные чс. Основные причины техногенных ЧС
ЧС техногенного характера
ЧС техногенного характера в настоящее время представляют большую угрозу безопасности человека как на рабочем месте, так и вне его.
ЧС техногенного характера - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Под источником техногенной ЧС следует понимать опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная ЧС.
К опасным техногенным происшествиям относятся аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.
В соответствии с ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997) авария - разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв или выброс опасных веществ.
Выделяют два вида промышленных аварий. Проектная промышленная авария - авария, для которой проектом определены исходные и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами. Запроектная промышленная авария - промышленная авария, вызываемая не учитываемыми для проектных аварий исходными состояниями и сопровождающаяся дополнительными (по сравнению с проектными авариями) отказами систем безопасности и реализациями ошибочных решений персонала, приведшим к тяжелым последствиям.
Причины аварий разнообразны. Это может быть нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, нарушение правил техники безопасности, стихийное бедствие; износ оборудования.
Следует отметить, что большинство происходящих аварий связано с ошибочными или халатными действиями персонала. Так, ошибки обусловливают 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море, 90%о дорожно-транспортных происшествий.
Наибольшую опасность возникновения техногенной ЧС представляют так называемые потенциально опасные объекты (ПОО). Потенциально опасным считают такой производственный объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.
Можно выделить шесть групп потенциально опасных для человека объектов и технологий.
1-я группа - радиационно-опасные объекты и сложные технические системы, на которых в случае аварии могут произойти массовые поражения людей, животных, растений, а также радиационное загрязнение обширных территорий. Сюда относят: предприятия ядерного топливного цикла; предприятия по изготовлению ядерного топлива, предприятия по переработке отработавшего ядерного топлива и захоронению радиоакгивных отходов; транспортные ядерно-энергетические установки, научно-исследовательские и проектные организации.
2-я группа - химически опасные объекты и сложные технические системы, на которых при авариях могут произойти массовые поражения людей, животных, растений, а также загрязнение обширных территорий опасными химическими веществами. К химически опасным объектам относятся предприятия по производству, переработке, хранению и утилизации опасных веществ.
3-я группа - пожароопасные объекты и сложные технические системы, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или вещества, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. Сюда относят, например, нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы и склады нефтепродуктов; цехи по приготовлению и транспортировке угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры.
4-я группа - биологически опасные объекты и сложные технические системы, на которых при авариях возможны массовые поражения флоры и фауны, а также загрязнение обширных территорий биологически опасными веществами. К ним относятся предприятия по изготовлению, хранению и утилизации биологически опасных веществ, а также научно-исследовательские организации этого профиля.
5-я группа - гидродинамические опасные объекты и сложные технические системы, при разрушении которых возможно образование волны прорыва и затопление обширных территорий. К ним относятся гидротехнические сооружения (плотины, дамбы, подпорные стенки, напорные бассейны и уравнительные резервуары, гидроаккумулирующие электростанции и др.).
6-я группа - объекты жизнеобеспечения крупных хозяйственных предприятий и населенных пунктов, аварии на которых могут привести к катастрофическим последствиям для предприятий и населения, а также вызвать экологическое загрязнение регионов. Сюда относят объекты энергетических систем, коммунального хозяйства (канализации, водоснабжения, газоснабжения, очистных сооружений), транспортные коммуникации.
Техногенные ЧС по месту возникновения и характеру поражающих факторов классифицируют на несколько классов.
Прежде, чем приступить к анализу ЧС техногенного характера, следует определиться с некоторыми терминами.
Чрезвычайными ситуациями принято называть обстановку, которая складывается в определенных местах или на определенных территориях под влиянием произошедших аварий, катастроф, природных явлений или
Катастрофой считается явление (природное или техногенное) повлекшее за собой гибель людей.
Аварией считают явление, во время которого наступило разрушение зданий, коммуникаций или сооружений, но не последовало человеческих жертв.
Чрезвычайной ситуацией считается такое положение, которому присущ хотя бы один из нижеперечисленных признаков:
- возникли нарушения нормальной или безопасной жизнедеятельности;
- появилась угроза жизни, здоровью людей;
- угроза или возникновение крупных материальных убытков, потерь;
- возможность нанесения ущерба
Техногенного характера учитывает место возникновения катастрофы, широту ее распространения.
Для характеристики масштаба ЧС учитываются
- число погибших и раненых;
- сила социального потрясения;
- возможность мгновенных, а также отдаленных экономических, физических, психологических последствий;
- сумма наступившего материального ущерба.
ЧС техногенного характера - это процесс, в результате которого возникают разрушения, появляются человеческие жертвы, спровоцированные:
- авариями на объектах химической промышленности. Они сопровождаются выбросами или утечкой ядовитых веществ, от которых могут пострадать почва, продовольствие, люди, вся окружающая среда. (Пример: пожар на железнодорожной станции в г. Никольске).
- Повреждения, неисправности на предприятиях с повышенной радиационной опасностью, вызвавшие гибель людей. В результате таких повреждений возникает радиационное заражение окружающей среды, облучение персонала, обслуживающего объект. Чаще всего облучению подвергается и население. (Пример: Чернобыль).
- Обрушение (внезапное) зданий, коммуникаций, сооружений. Эти ЧС техногенного характера возникают в процессе нарушения технологии строительства, при несоблюдении правил эксплуатации зданий, в результате воздействия природных сил. (Пример: Аквапарк в Москве)
- Аварии на системах, призванных обеспечивать жизнедеятельность населенных пунктов: водоводах, газоснабжения. (Пример: отключение электричества в московском метро 25.05.05).
- Транспортные повлекшие разрушения зданий, смерть людей: ДТП, авиационные аварии, аварии на железных дорогах, реках, морях, трубопроводах. (Пример: авиакатастрофа в Джакарте (Индонезия). Погибли 48 человек во время демонстрационного полета).
- Пожары, взрывы, вызванные результатами человеческой деятельности. (Пример: пожар 02.04.2012, ММДЦ "Москва-Сити", башня «Восток»).
- Гидродинамические катастрофы: прорывы дамб, плотин и т.п. (Пример: Саяно-Шушенская ГЭС).
По масштабу своего распространения техногенные чрезвычайные ситуации учитывают число погибших. В зависимости от этого они делятся на:
- Объектовые или локальные. Последствия таких катастроф не выходят за пределы предприятия и могут быть ликвидированы без постороннего вмешательства.
- Местные. Затрагивают территорию отдельного населенного пункта, не выходя за его пределы.
- Территориальные. Эти ЧС техногенного характера выходят за пределы одного образования (республики, края, автономного округа и т.п.)
- Региональные. Поражают несколько краев или областей, республик, автономных округов РФ.
- Федеральные. Охватывают свыше 4-х территориальных образований.
- Трансграничные. Такие ЧС техногенного характера выходят за пределы государства.
Чаще всего техногенные катастрофы развиваются по общей схеме:
- Сначала накапливаются дефекты, неточности и отклонения в работе оборудования и производственном процессе. На этой стадии аварии устранимы.
- Возникновение события, инициирующего аварию. Обычно времени на реагирование в этот момент недостаточно.
- Возникновение аварии, перерастающей в катастрофу или ЧС.
§ 9. Чрезвычайные ситуации техногенного
характера, причины их возникновения и
возможные последствия
Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.
Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы .
Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.
В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, пожаро - и взрывоопасных производств и технологий.
Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрывопожароопасные объекты, газо-и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства .
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (наиболее характерные) по месту их возникновения можно разделить на:
радиационные , возникающие в результате аварии на радиационно опасном объекте (радиационно опасный объект – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);
химические , возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект – это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);
пожары и взрывы на взрывопожароопасном объекте (взрывопожароопасный объект – это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твердые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном при их воспламенении создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту).
Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям.
гидродинамические , возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах* . Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска;
транспортные , возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы). Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ.
Определенную угрозу для населения представляет нестабильная работа объектов жилищно коммунального хозяйства (ЖКХ) . На этих объектах ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардоврублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения , каждая пятая – на сетях водоснабжения и канализации.
* Гидродинамически опасный объект < это гидротехническое сооружение, при
разрушениях которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами
прорыва и затоплением больших территорий. Серьезную опасность для населения,
техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений,
как: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные
сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и др.)
Выводы
1) С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия – чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).
2) Анализ опасностей техногенного характера и их причин позволяет сделать вывод, что основные причины техногенных аварий и катастроф обусловлены: ростом сложности производства с применением как новых технологий , требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины.
Вопросы
1. Какие крупные транспортные катастрофы, повлекшие человеческие жертвы, произошли на территории Российской Федерации в последние годы?
2. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
3. К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности жизнедеятельности человека?
4. Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?
Задания
1. Найдите в средствах массовой информации и в Интернете и приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания.
2. Составьте перечень основных мероприятий, которые были проведены для защиты населения при какой<то одной техногенной чрезвычайной ситуации в вашем регионе.
Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал приобретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной России, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катастроф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.
Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной стороны, имеется множество крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уровень износа оборудования, технологической дисциплины и контроля в результате стремительного падения производства приблизился к критической черте. Экономический кризис усугубил существующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились серьезные экологические проблемы.
В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизнедеятельности, не нарушая экологии Земли.
Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызывающим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.
К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происходит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и населения. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации местности и санитарной обработки зданий и населения.
К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.
К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т. п.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.
Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Атомная наука и техника имеют большое значение для развития экономики, но вместе с тем представляют и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.
К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атомных электростанциях (АЭС).Они нередко происходят с разрушением производственных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пределах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростанции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки радиоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к радиоактивному загрязнению производственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситуации во время промышленных и испытательных взрывов , сопровождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте , перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.
К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерного топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте.
В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и население. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад ионизирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.
Под внешним облучением понимается прямое облучение человека от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников у-излучения и нейтронов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего излучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источники образуются в критических (наиболее чувствительных) органах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источников α-, b- и g-излучения.
Для лучшей организации защиты персонала и населения производится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защиты . Это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий . Сюда относится территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верхний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.
В-третьих, зона ограничений . В нее включают местность, на которой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых продуктов. Зона вводится по решению государственных органов.
Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО относятся:
предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности;
предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;
водоочистные и другие очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;
железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);
железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;
склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.
Химически опасными веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений. Наиболее распространенные ХОВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.
Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ способны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелательные генетические последствия у человека. Все это может потребовать проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительных территориях.
Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей характеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение . Утечка ХОВ происходит при авариях вследствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.
Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризуется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смертельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концентрация - это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом пораженные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют работоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая концентрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень загрязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как максимально допустимая концентрация АХОВ, которая при постоянном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологических изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помощи современных методов диагностики.
Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химическими свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние вещества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, температура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оценки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий.
Безопасность функционирования химических предприятий зависит от многих факторов:
физико-химических свойств сырья и продуктов;
характера технологического процесса;
конструкции и надежности оборудования;
условий хранения и транспортировки ХОВ;
состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;
подготовленность и практические навыки персонала;
эффективности средств противоаварийной защиты.
Аварии на объектах коммунального хозяйства . Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низкий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года (на уровне 70 - 80 %). Особую тревогу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневного запаса).
Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в последние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в работе жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия . Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного оборудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооружений, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной недостаточной готовности, помимо устаревшей материально-технической базы, является нехватка финансовых средств.
Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47 % пассажирских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транспорт считается отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
неисправности пути;
поломки подвижного состава;
выход из строя средств сигнализации и блокировки;
ошибки диспетчеров;
невнимательность и халатность машинистов;
сход подвижного состава с рельсов;
столкновения;
наезды на препятствия на переездах;
пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
изношенность технических средств.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.
В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выделяются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пилотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте .
Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанный с ними). По данным Минтранса России, в 2001 г. произошло около 160 тыс. ДТП. Более 180 тыс. чел. ежегодно получали травмы и увечья.
Данное положение объясняется конкретными причинами. Среди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного состава. В частности, у нас сохраняется большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами. В последние годы многократно возросло количество автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Имеет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распространенными причинами являются нарушения водителями правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой подготовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широко распространены превышение скорости на опасных участках дорог, выезды на полосу встречного движения, управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии.
В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте . Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации, ошибками капитанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закрепление грузов.
Распространенным способом транспортирования ХОВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов имеется более 200 тыс. км, промысловых трубопроводов - 350 тыс. км). Магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса имеет протяженность 2,1 тыс. км и пропускную способность 3 млн т в год. Основными причинами аварий на трубопроводах являются изношенность труб, отсутствие должного технического контроля за состоянием магистральных трубопроводов, интенсификация экспортных поставок и поставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации которых достигли 35 - 40 лет.
Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, ры-бозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).
Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, связанные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разрушение плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время - в результате воздействия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран , от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.
Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.
Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновений аварий по различным причинам приводится ниже, %:
Разрушение основания…………….40
Недостаточность водосброса……...23
Слабость конструкции…………….12
Неравномерная осадка……………. 10
Высокое давление на плотину……. 5
Военные действия…………………. 3
Оползание откосов………………… 2
Дефекты материала………………… 2
Неправильная эксплуатация………. 2
Землетрясения……………………… 1
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО ). Пожаро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.
Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие горючие вещества и материалы перерабатываются, транспортируются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.
Проектирование производственных зданий и помещений, выбор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, путей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в зависимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологического проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хранимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).
1. горючие газы;
2. легковоспламеняющиеся жидкости;
3. вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;
4. горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С;
5. горючие жидкости;
6. паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.
1. горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии
с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;
2. негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном
или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;
3. горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива;
4. негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.
Все строительные материалы и конструкции из них делятся
на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.
К несгораемым относятся такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.
Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.
Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.
Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: отдельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массовые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм .
Опасными факторами пожара (ОФП) являются:
открытый огонь и искры;
повышенная температура окружающей среды и предметов;
токсичные продукты горения, дым;
пониженная концентрация кислорода;
падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок.
К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов.
Ударная воздушная волна- это область резкого сжатия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной волны, давление скоростного напора и продолжительность действия.
При встрече с преградой ударная волна образует давление отражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, может увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри помещений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, преграды на пути движения ударной волны испытывают динамические нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - давлением скоростного напора. Продолжительность действия ударной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.
Поражающее действие теплового излучения в очаге поражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических материалов - к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.
Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кинетической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).
При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей окисью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода - почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианистыми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам пожаров относят также задымление , затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.
Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внутренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов, особенно пластиков.
На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21 века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.
С каждым годом число таких событий только растет, катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно. Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза. К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии - это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди, погибшие или оставшиеся калеками.
Основные сведения
Кстати, а что конкретно понимается под этим термином? Все просто: пожары, авиакатастрофы, автомобильные аварии, прочие события, произошедшие по вине человека. Чем в большей степени наша цивилизация опирается на технические средства хозяйствования, тем чаще происходят техногенные аварии. Это, увы, аксиома.
Стадии формирования
Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:
- Первичное накопление отклонений.
- Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
- Непосредственно авария.
- Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
- Меры по ликвидации произошедшей аварии.
Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:
- Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
- Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
- Износ оборудования, устаревшие средства производства.
- Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
- Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.
Вот каковы основные причины техногенных аварий. Нужно сказать, что еще 100-150 лет назад их разновидностей было крайне мало: кораблекрушение, авария на фабрике и т. д. К сегодняшнему же дню многообразие производственных и технических средств таково, что потребовалась отдельная классификация техногенных аварий. Ее мы и разберем.
Транспортные аварии
Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:
- 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
- 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
- Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.
Таким образом, гибель людей - вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:
- 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
- 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.
А сейчас поговорим о том, какие техногенные аварии и катастрофы могут угрожать каждому: как-никак, шанс погибнуть в авиакатастрофе чрезвычайно мал, чего не скажешь, к примеру, о пожарах.
Пожары и взрывы
Это одна из наиболее распространенных катастроф природного и техногенного происхождения в мире, начиная с древнейших временен и по сегодняшний день. Наносят огромный материальный ущерб, колоссальный вред природе, гибнет большое количество людей. Выжившие испытывают психологический стресс, справиться с которым самостоятельно им зачастую не удается, так как требуется помощь квалифицированного психолога.
Когда в недавнем прошлом происходили такие техногенные аварии? Примеры из недавнего прошлого:
- 3 июня 1989 - страшное событие в истории нашей страны: неподалеку от городка Аша загорелись подвижные составы сразу двух пассажирских поездов. Предположительно, случилось это из-за протечки газа на магистральном газопроводе. Всего погибло 575 человек, среди них - 181 ребенок. Точные причины произошедшего до сих пор не ясны.
- 1999 год, тоннель Мон-Блан. Загорелся пассажирский автомобиль. Огонь настолько разошелся, что потушить его удалось только через двое суток. Погибло 39 человек. Виновными были признаны компании, управляющие обслуживанием тоннеля, а также погибший шофер грузовика.
Какие еще существуют техногенные аварии? Примеры, к сожалению, многочисленны.
Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов
В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше - остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.
Одним из наиболее ужасных примеров такого рода аварий является случай, как-то раз произошедший в филиале американской компании "Юнион Карбайд". С тех пор индийский город Бхопал по праву считается синонимом ада на земле. Произошла катастрофа в 1984 году: в результате невероятной по своей глупости халатности обслуживающего персонала в атмосферу попали тысячи тонн метилизоционата, сильнейшего яда. Произошло все это глубокой ночью. Под утро трупами были завалены целые квартиры и улицы: яд буквально сжигал легкие, и люди, обезумев от страшной боли, старались выбежать на воздух.
Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?
Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ
Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.
Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.
За десять лет до этого, в 1947 году, стало окончательно понятно, что стране срочно требуется огромное количество оружейного урана-235. Для решения этого вопроса в закрытом городе Озерске было построено крупное предприятие по производству компонентов ядерного оружия. В процессе образовывалось грандиозное количество радиоактивных отходов. Они сливались в специальные «банки», расположенные в полостях, вырубленных в скальной породе. Охлаждение их производилось при помощи стального змеевика. К концу 1956 года одна из трубок прохудилась, емкости охлаждаться перестали. Через год объем активных отходов достиг и все это взорвалось…
Другой пример
Но далеко не всегда понятие техногенной аварии подразумевает взрывы, пожары и/или теракты. Идеальным примером является американский медицинский (!) препарат Therac-25, пошедший в серийное производство в 1982 году. Изначально это был триумф американских медиков: сложнейшее средство для лучевой терапии было создано исключительно посредством компьютерных расчетов! Вот только впоследствии выяснилось, что «лекарство» это исключительно радиоактивно, точных данных о количестве его жертв до сих пор нет. Учитывая, что с производства его сняли только через год, число пострадавших наверняка впечатляющее…
В обоих вышеописанных случаях причины техногенных аварий банальны - просчеты в изначальном проектировании. В момент создания «Маяка» люди практически не знали о том, что обычные материалы в условиях повышенного радиационного фона деградируют с невероятной скоростью, а американцев подвела уверенность в искусственном интеллекте и жадность глав фармакологических компаний.
Выброс биологически опасных веществ
Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.
Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».
Внезапное обрушивание зданий
Как правило, причины техногенных аварий и катастроф этого типа - грубые нарушения на стадии проектирования и возведения зданий. Инициирующим фактором служит деятельность тяжелой техники, неблагоприятные метеорологические условия и т. д. Загрязнение окружающей среды при этом минимальное, но зачастую авария сопровождается гибелью большого количества людей.
В качестве идеального примера можно привести Это развлекательный комплекс в Москве, обрушение крыши которого произошло 14 февраля 2004 года. В здании в этот момент находилось не менее 400 человек, причем не менее 1/3 из них - дети, пришедшие с родителями в детский бассейн. Всего погибло 28 человек, восемь детей. Общее количество раненых - 51 человек, не менее 20 детей. Первоначально рассматривалась версия теракта, но все оказалось куда хуже: проектировщик максимально сэкономил на строительстве, в результате чего опорные конструкции являлись скорее декоративной, нежели реальной поддержкой крыши. Под сравнительно небольшим грузом снега она рухнула на головы отдыхающих людей.
Коллапс энергетических систем
Эти происшествия можно поделить на две категории:
- Аварии на электростанциях, сопровождающиеся долговременным перерывом в энергоснабжении.
- Аварии на сетях электроснабжения, в результате которых потребители опять-таки оказываются лишены подачи электричества или иных энергетических ресурсов.
К примеру, 25 мая 2005 года в городе Москва произошел такой коллапс, в результате чего без электричества остались не только несколько крупных районов мегаполиса, но и многие подмосковные районы, а также некоторые населенные пункты близ Калуги и Рязани. Несколько тысяч человек какое-то время были блокированы в поездах метрополитена, многие врачи проводили ответственные операции буквально при свете фонариков.
Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы
А сейчас нами будет рассмотрена при техногенных авариях. Точнее, меры по ее сохранению. Что делать, если вы оказались не в том месте и не в то время? Прежде всего, как бы ни звучало, постарайтесь не поддаваться панике, так как в таком состоянии люди гибнут прежде всего. Овладев эмоциями, вы должны попытаться или выбраться в более-менее безопасное место, или же пробираться к аварийному выходу (при пожаре, к примеру). Следует избегать вдыхания воздуха, насыщенного пылевыми частицами, газами или дымом. С этой целью необходимо использовать ватно-марлевые повязки или же просто разорвать ненужные предметы одежды, смочить их водой и дышать через эти куски тканей. Очень важно, чтобы импровизированная повязка была сделана из натуральных материалов!
Не пытайтесь изображать из себя героя, выходя из эпицентра бедствия самостоятельно: следует скооперироваться с прочими пострадавшими и ждать подхода спасательных групп. В случае, когда аварий произошла в холодное время года, необходимо стараться сохранять энергию, собрав все доступные продукты питания и теплую одежду. Если вы находитесь на открытой местности, привлекайте внимание спасателей, зажигая сигнальные костры или пользуясь специальными ракетницами (если они есть).