Коптская православная церковь. Первый независимый агрегатор походов
КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ (самоназвание - Египетская православная церковь Александрии), одна из древних восточных христианских церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) собора (451).
История . Коптская церковь ведёт свою историю от апостола Марка, который, согласно Священному Преданию, создал христианскую общину в Египте около 48 года. К середине 5 века христианство исповедовало подавляющее большинство населения Египта. В конце 440-х годов александрийский патриарх Диоскор (444-451) выступил на стороне архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия, учившего о единой Божественной природе Христа (смотри Монофизитство). Выступление Диоскора привело к расколу в Александрийской православной церкви. Учение, поддерживаемое Диоскором, взяло верх на соборе в Эфесе (449), но было осуждено IV Вселенским собором в Халкидоне (451), выработавшим православное учение о соединении двух природ (Божественной и человеческой) во Христе. Диоскор был низложен и отправлен в ссылку, на его место император назначил нового патриарха, не признанного большинством египетских мирян и духовенства.
Начиная с 451 года нехалкидонская доктрина была воспринята большинством египтян. В 6 веке у нехалкидонитов возникла отдельная иерархия, с этого времени можно говорить об их самостоятельной Церкви. «Нехалкидонское» духовенство Египта активизировало проповедническую деятельность в Эфиопии, Нубии и некоторых других районах Африки. В 520- 530-х годах египетская Церковь претерпела ряд расколов. Кризис усугубился гонениями, ужесточившимися при императоре Юстиниане I (527-565). Новый виток преследований со стороны византийских властей пришёлся на 620-630-е годы. После завоевания Египта арабами в 641 году египетские христиане воспользовались сложившейся ситуацией, чтобы порвать всякие контакты с Византией. Клир вернулся в храмы, христиане-антихалкидониты заняли большинство должностей в местной администрации. В то же время утрата необходимости вести полемику с византийской Церковью обусловила упадок египетской богословской литературы. В первые века арабского владычества за автохтонными египтянами закрепилось наименование копты, а за египетской Церковью антихалкидонитов - Коптская церковь.
Коптская церковь, основываясь на формуле «единая природа Бога Слова воплощённая» (μία φύσις τοΰ Θεοΰ Λόγου σεσαρκωμένη), признаёт единство Христа (μία φύσις), образованное неразрывным слиянием Божественной и человеческой сущностей «без смешения и без изменения». Т.о., с точки зрения строгой христологической терминологии Коптская церковь является миафизитской, хотя в европейской церковной и исторической традиции 19 века часто именовалась монофизитской. Сама Коптская церковь признаёт монофизитство ересью, обвиняя византийскую Церковь в намеренном искажении смысла её учения.
С начала 8 века завоеватели начали проводить политику арабизации страны, вытеснения коптский язык, а также чиновников-христиан из органов управления. Введение социальных и бытовых ограничений, необходимость выплачивать подушную подать подталкивали коптов к обращению в ислам. В 9 веке христиане стали меньшинством населения Египта. Тем не менее, в 8-12 веках мусульманские власти отличались высоким уровнем веротерпимости, за исключением периода правления фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), подвергнувшего коптскую общину религиозным преследованиям. Патриарх Христодул (1047-77) перевёл резиденцию предстоятелей Коптской церкви из Александрии в столичный Каир, тем самым приблизив управление Церкви к египетским властям и одновременно символически подчеркнув изоляцию Коптской церкви от православных церквей. 12-13 века - короткий период возрождения коптской теологии, апологетики, церковно-исторической науки и канонического права. В период между 1279 и 1447 мамлюкские правители Египта провели около 8 кампаний по изгнанию коптских служащих с государственных постов и ужесточению налагаемых на христиан социальных и бытовых ограничений. Гонения привели к резкому сокращению численности Коптской церкви, закрытию храмов и монастырей, упадку церковной науки. В 14 веке прерывается фиксация хронистами церковной истории. Постепенное восстановление политической и экономической позиций коптской общины, оживление духовной жизни Коптской церкви пришлись на 17-18 века. Начиная с патриарха Бутруса VII (1809-1852), коптский клир стал возвращать себе утраченные влияние и авторитет в глазах египетских властей.
Правления Мухаммеда Али (1805-49), Саида-паши (1854-63) и хедива Исмаила (1863-79) стали для коптов-христиан эпохой активной интеграции в общественно-политические институты Египта. Важными вехами в этом процессе явились отмена в отношении коптов-христиан подушной подати (джизьи), распространение на них воинской обязанности, вхождение в качестве делегатов в египетский Консультативный совет. Предстоятельство патриарха Кириллуса IV (1854-61), получившего впоследствии титул «Отца коптского реформаторства», ознаменовалось фундаментальными преобразованиями в сферах образования, книгопечатания и богослужения. В последней четверти 19 - 1-й трети 20 века обострилось противостояние патриархата и коптской светской верхушки, учредившей в 1874 аль-маджлис альмилли (Совет общины). В то же время в Египте активизировалась прозелитская деятельность западных церквей. Возобновившиеся ещё во 2-й половине 16 века контакты с Римским престолом завершились расколом в Коптской церкви и образованием в 1895 году униатского Александрийского патриархата. В 1899 году из части паствы Коптской церкви была образована протестантская (пресвитерианская) деноминация, впоследствии получившая название Евангелическая церковь Египта - Нильский синод.
В правление короля Египта Фарука (1936-52) наблюдался рост исламистских настроений, который сопровождался постепенным вытеснением коптов из общественной и политической жизни Египта. Одновременно углублялся кризис в Коптской церкви, достигший своего пика в период, когда патриаршая кафедра была вакантна (1942-1944), и во время предстоятельств Макариуса III (1944-45) и Йусуфа II (1946-1956), низложенного по обвинению в симонии. Среди коптов началась эмиграция в страны Европы и США, где образовалась влиятельная коптская диаспора. Период предстоятельства Кириллуса VI (1959-71) стал эпохой подъёма Коптской церкви: восстановление монастырей, возрождение коптского монашества. Активная общественная и благотворительная деятельность Коптской церкви сопровождалась её вовлечением в межконфессиональный диалог в стране и за рубежом. Президент Египта Г. А. Насер лично заложил первый камень при постройке в Каире коптского собора Святого Марка, куда в июле 1968 года была торжественно возвращена из Италии часть мощей апостола Марка. Патриотический настрой коптского духовенства и общины проявился во время войн с Израилем 1956 и 1967, проводились мусульмано-христианские демонстрации национальной солидарности.
Избранный в 1971 году патриархом Шенуда III продолжил деятельность по укреплению Коптской церкви. Его многочисленные визиты за рубеж способствовали сплочению коптской диаспоры. Возглавившему ежемесячные собрания аль-маджлис аль-милли Шенуде III удалось исчерпать противостояние патриархата и светского руководства коптской общины, укрепить позиции Коптской церкви как символа идентичности общины. Вместе с тем рост исламистских настроений в Египте в правление президента А. Садата спровоцировал многочисленные столкновения на религиозной почве, сопровождавшиеся погромами церквей, убийствами и насилием. Произошёл новый виток христианской эмиграции. В знак протеста против попустительства исламскому экстремизму Синод Коптской церкви отменил пасхальные торжества 1980 года.
В ответ Садат обвинил Шенуду III в разжигании межобщинной розни и подрыве единства египетской нации. В 1981 году президент издал указ, отстранявший патриарха от обязанностей предстоятеля Коптской церкви. Были арестованы десятки духовных и светских лидеров коптской общины, патриарх сослан в монастырь Анба-Бешой. Пришедшее в 1981 году к власти новое египетское руководство предприняло ряд шагов по снижению межконфессиональной напряжённости. В 1985 президент М. Х. Мубарак разрешил патриарху вернуться к исполнению своих обязанностей. После объявления в 2003 году Рождества национальным праздником в Египте коптские рождественские и пасхальные богослужения стали регулярно транслироваться по государственному телеканалу.
Современное положение. Каноническая территория Коптской церкви, помимо Египта, охватывает Ливию и Судан. Коптская церковь включает 11 митрополий, 54 епископства в Египте и за его пределами (в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке находятся 12 епархий Коптской церкви), 9 викариатств. Имеются также 5 патриарших экзархов, 11 епископов-настоятелей патриарших монастырей, 7 титулярных епископов, хорепископ, патриарший викарий. Всего в Коптской церкви насчитывается около 2 тысяч приходов; к началу 21 века было 22 мужских монастыря (18 в Египте и 4 в Палестине) и 7 женских.
Коптская церковь является церковью-матерью для автокефальных Эфиопской церкви (с 1959) и Эритрейской церкви (с 1998). В 1994 Коптский патриархат принял под свою юрисдикцию в качестве отдельной митрополии Британскую православную церковь, ведущую своё апостольское преемство от сирийской нехалкидонской Церкви.
Предстоятелем Коптской церкви является патриарх, его титул - Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Святого Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки. Патриарх избирается пожизненно из числа монахов и не должен быть моложе 50 лет. Поместный собор из духовенства и мирян (в соборе 1971 года впервые участвовали представители Эфиопской церкви) выдвигает наиболее достойные кандидатуры, выбор из 3 претендентов производится посредством жребия. Высший орган управления Коптской церкви - Священный Синод из 101 члена (на 2008), собирающийся ежегодно в канун Пятидесятницы. В Синод входят патриарх, епископы, настоятели крупнейших монастырей и члены Духовного совета при патриархе.
Богослужение ведётся на арабском и коптском языках. Служатся литургии святителей Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Каноническое право основано на номоканоне Ибн аль-Ассаля (13 век). Семь таинств догматически и литургически сходны с православными. Церковные праздники отмечаются по юлианскому календарю. Сохранившееся у коптов мужское обрезание воспринято из семитской традиции и получило религиозную коннотацию лишь в 11 веке [каноны патриарха Кириллуса II (1078-92)]. При входе в храм положено снимать обувь. Жертвенника в алтаре нет, иконы и фрески в храмах немногочисленны. Молиться принято семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах, мужчины отдельно от женщин. С 1981 года женщины возводятся в чин диаконис без рукоположения и права прислуживать на литургии.
Духовные семинарии находятся в Каире (основана в 1893) и Александрии (основана в 1972). Печатный орган Коптской церкви - журнал «Аль-Кераза», большим влиянием пользуется коптский еженедельник «Ватани».
Коптская церковь находится в евхаристическом общении с другими нехалкидонскими церквами. С 1948 года является членом Всемирного совета церквей. С 2001 Коптская церковь и Александрийская православная церковь (Александрийский греко-православный патриархат) взаимно признают таинства крещения и брака.
Лит.: Порфирий (Успенский), архимандрит Вероучение, богослужение, чиноположения и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856; Khs-Burmester О. Н. Е. The Egyptian or Coptic church. А detailed description of her liturgical services and the rites and ceremonies observed in the administration of her sacraments. Le Caire, 1967; Roncaglia М. Histoire de l’Eglise copte. 2 éd. Beyrouth, 1985-1987. Vol. 1-2; Patrick Th. Traditional Egyptian Christianity. А history of the Coptic orthodox church. Greensboro, 1996; Between desert and city: the Coptic orthodox church today. Oslo, 1997; Meinardus О. Two thousand years of Coptic Christianity. Cairo, 2002; Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире. М., 2003.
В современном Египте их численность по разным источникам составляет от 6 до 8 млн. человек, встречаются они и в Эфиопии, и в очень малом количестве в Америке и Европе. Даже само название «копт» означает просто «египтянин».
В течение нескольких столетий был христианской страной. После арабского завоевания в 641 году стали называть египтян-христиан, в отличие от египтян, принявших ислам. И сейчас в стране христиане живут рядом с мусульманами, а церкви соседствуют с мечетями.
Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица на протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.
Современный язык коптов с успехом использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Именно коптский язык сохранил в себе элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Он сочетает в себе элементы греческого и древнеегипетского языков. Ещё в начале нашей эры египетские иероглифы сменились на греческое письмо, а язык стали называть коптским. И хотя в качестве разговорного он не используется уже лет триста, священные книги коптов сейчас печатаются не только на арабском, но и на коптском языке.
Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Как правило, это замечательный богослов и доступный человек. В сопровождении епископата он проводит еженедельные встречи с народом в соборе Св. Марка. Вначале для собравшихся папа произносит духовное слово, а затем без всякой подготовки отвечает на записки мирян, заранее собираемые в специальный сосуд в храме.
Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между нашим и египетским христианством — и в теологии, и в традициях. Копты — монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две — божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. Кроме того, в большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения отличается от разговорного: служба ведётся на коптов.
Фото: Depositphotos
Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.
Очень необычны у коптов места захоронений — кладбища. Над могилами сооружаются небольшие домики-часовни без крыши, так как дождей в Египте практически не бывает. Здесь копты проводят целый день, молятся, даже готовят пищу. При необходимости можно даже пожить.
Именно у коптов в III−IV веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила.
В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.
Фото: ru.wikipedia.org
Из праздников копты почитают , отмечая его 7 января. Отмечают и праздник весны — Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Этот праздник очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Его копты отмечают в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной . Люди массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники.
Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. При семинарии есть вечерние курсы для мирян по изучению Священного Писания и богословия. В 1954 г. на территории патриархата был основан Коптский институт высших исследований, который является важным центром по изучению коптской христианской традиции. В Египте имеется довольно много воскресных коптских школ.
Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах.
Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптского .
Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий — автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом — основатель монашеского и отшельнического движения. А также бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Можно сказать, что все они в какой-то степени — потомки фараонов.
Живут копты в своих городских районах, таких несколько. Их можно определить по обилию храмов с крестами над куполом, портретам Папы в магазинах и аптеках. Есть несколько городов, населенных в основном коптами. Говорят, что копты — очень дружелюбные и простые в общении люди, отличаются честностью и готовностью придти на помощь нуждающимся.
Не принявших постановления IV Вселенского собора.
Ис-то-рия.
Коптская церковь ве-дёт свою ис-то-рию от ап. Мар-ка, ко-то-рый, со-глас-но Свя-щен-но-му Пре-да-нию, соз-дал хри-сти-ан-скую об-щи-ну в Егип-те около 48 года. К середине V века хри-сти-ан-ст-во ис-по-ве-до-ва-ло по-дав-ляю-щее боль-шин-ст-во на-се-ле-ния Егип-та. В конце 440-х годов алек-сан-д-рий-ский пат-ри-арх Дио-скор (444-451 годы) вы-сту-пил на сто-ро-не ар-хи-ман-д-ри-та од-но-го из кон-стан-ти-но-поль-ских мо-на-сты-рей Ев-ти-хия, учив-ше-го о еди-ной Бо-же-ст-вен-ной при-ро-де Хри-ста (см. Мо-но-фи-зит-ст-во). Вы-сту-п-ле-ние Ди-о-ско-ра при-ве-ло к рас-ко-лу в Алек-сан-д-рий-ской пра-во-слав-ной церк-ви. Уче-ние, под-дер-жи-вае-мое Дио-ско-ром, взя-ло верх на со-бо-ре в Эфе-се (449 год), но бы-ло осу-ж-де-но IV Все-лен-ским со-бо-ром в Хал-ки-до-не (451 год), вы-ра-бо-тав-шим пра-во-слав-ное уче-ние о со-еди-не-нии двух при-род (Бо-же-ст-вен-ной и че-ло-ве-че-ской) во Хри-сте . Дио-скор был низ-ло-жен и от-прав-лен в ссыл-ку, на его ме-сто им-пе-ра-тор на-зна-чил но-во-го пат-ри-ар-ха, не при-знан-но-го боль-шин-ст-вом егип. ми-рян и ду-хо-вен-ст-ва.
На-чи-ная с 451 года не-хал-ки-дон-ская док-три-на бы-ла вос-при-ня-та боль-шин-ст-вом егип-тян. В VI веке у не-хал-ки-до-ни-тов воз-ник-ла от-дель-ная ие-рар-хия, с это-го вре-ме-ни мо-ж-но го-во-рить об их са-мо-сто-ят. Церк-ви. «Не-хал-ки-дон-ское» ду-хо-вен-ст-во Егип-та ак-ти-ви-зи-ро-ва-ло про-по-вед-ни-че-скую дея-тель-ность в Эфио-пии, Ну-бии и не-ко-торых др. рай-онах Аф-ри-ки. В 520-530-х годы египетская Цер-ковь пре-тер-пе-ла ряд рас-ко-лов. Кри-зис усу-гу-бил-ся го-не-ния-ми, уже-сто-чив-ши-ми-ся при имп. Юс-ти-ниа-не I (527-565 годы).
Но-вый ви-ток пре-сле-до-ва-ний со сто-ро-ны ви-зантийских вла-стей при-шёл-ся на 620-630-е годы. По-сле за-вое-ва-ния Егип-та ара-ба-ми в 641 году египетские хри-стиа-не вос-поль-зо-ва-лись сло-жив-шей-ся си-туа-ци-ей, что-бы по-рвать вся-кие кон-так-ты с Ви-зан-ти-ей. Клир вер-нул-ся в хра-мы, хри-стиа-не-ан-ти-хал-ки-до-ни-ты за-ня-ли боль-шин-ст-во долж-но-стей в ме-ст-ной ад-ми-ни-ст-ра-ции. В то же вре-мя ут-ра-та не-об-хо-ди-мо-сти вес-ти по-ле-ми-ку с ви-зантийскойй Цер-ко-вью обу-сло-ви-ла упа-док египетской бо-го-слов-ской литературы. В пер-вые ве-ка арабские вла-ды-че-ст-ва за ав-то-хтон-ны-ми егип-тя-на-ми за-кре-пи-лось на-име-но-ва-ние коп-ты, а за египетской Цер-ко-вью ан-ти-хал-ки-до-ни-тов - Копт-ская цер-ковь.
Коптская церковь, ос-но-вы-ва-ясь на фор-му-ле «еди-ная при-ро-да Бо-га Сло-ва во-пло-щён-ная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), при-зна-ёт един-ст-во Хри-ста (μία φύσις), об-ра-зо-ван-ное не-раз-рыв-ным слия-ни-ем Бо-же-ст-вен-ной и че-ло-ве-че-ской сущ-но-стей «без сме-ше-ния и без из-ме-не-ния». Т. о., с точ-ки зре-ния стро-гой хри-сто-ло-ги-че-ской тер-ми-но-ло-гии Коптской церкви яв-ля-ет-ся миа-фи-зит-ской, хо-тя в ев-роп. цер-ков-ной и ис-то-рические тра-ди-ции XIX века час-то име-но-ва-лась мо-но-фи-зит-ской. Са-ма Коптская церковь при-зна-ёт мо-но-фи-зит-ст-во ере-сью, об-ви-няя ви-зантийскую Цер-ковь в на-ме-рен-ном ис-ка-же-нии смыс-ла её уче-ния.
С начала VIII века за-вое-ва-те-ли на-ча-ли про-во-дить по-ли-ти-ку ара-би-за-ции стра-ны, вы-тес-не-ния копт-ско-го языка, а так-же чи-нов-ни-ков-хри-сти-ан из ор-га-нов управ-ле-ния. Вве-де-ние со-ци-аль-ных и бы-то-вых ог-ра-ни-че-ний, не-об-хо-ди-мость вы-пла-чи-вать по-душ-ную по-дать под-тал-ки-ва-ли коп-тов к об-ра-ще-нию в ис-лам. В IX веке хри-стиа-не ста-ли мень-шин-ст-вом на-се-ле-ния Егип-та. Тем не ме-нее в VIII-XII веках му-сульманские вла-сти от-ли-ча-лись вы-со-ким уров-нем ве-ро-тер-пи-мо-сти, за ис-клю-че-ни-ем пе-рио-да прав-ле-ния фа-ти-мид-ско-го ха-ли-фа аль-Ха-ки-ма (996-1021 годы), под-верг-нув-ше-го копт-скую об-щи-ну ре-лиг. пре-сле-до-ва-ни-ям. Пат-ри-арх Хри-сто-дул (1047-1077 годы) пе-ре-вёл ре-зиден-цию пред-стоя-те-лей Коптской церкви из Алек-сан-д-рии в сто-лич-ный Ка-ир, тем са-мым при-бли-зив управ-ле-ние Церк-ви к египетским вла-стям и од-но-вре-мен-но сим-во-ли-че-ски под-черк-нув изо-ля-цию Коптской церкви от пра-во-слав-ных церк-вей.
XII-XIII века - ко-рот-кий пе-ри-од воз-ро-ж-де-ния копт-ской тео-ло-гии, апо-ло-ге-ти-ки, цер-ков-но-ис-то-рич. нау-ки и ка-но-нического пра-ва. В пе-ри-од ме-ж-ду 1279 и 1447 годами годамимам-люк-ские пра-ви-те-ли Егип-та про-ве-ли около 8 кам-па-ний по из-гна-нию копт-ских слу-жа-щих с государсвтенных по-стов и уже-сто-че-нию на-ла-гае-мых на хри-сти-ан со-ци-аль-ных и бы-то-вых ог-ра-ни-че-ний. Го-не-ния при-ве-ли к рез-ко-му со-кра-ще-нию чис-лен-но-сти Коптских церквей, за-кры-тию хра-мов и мо-на-сты-рей, упад-ку цер-ков-ной нау-ки.
В XIV веке пре-ры-ва-ет-ся фик-са-ция хро-ни-ста-ми цер-ков-ной ис-то-рии. По-сте-пен-ное вос-ста-нов-ле-ние по-ли-тич. и эко-но-мич. по-зи-ций копт-ской об-щи-ны, ожив-ле-ние ду-хов-ной жиз-ни Коптской церкви при-шлись на XVII-XVIII века. На-чи-ная с пат-ри-ар-ха Бут-ру-са VII (1809-1852 годы), копт-ский клир стал воз-вра-щать се-бе ут-ра-чен-ные влия-ние и ав-то-ри-тет в гла-зах егип. вла-стей.
Прав-ле-ния Му-хам-ме-да Али (1805-1849 годы), Саи-да-па-ши (1854-1863 годы) и хе-ди-ва Ис-маи-ла (1863-1879 годы) ста-ли для коп-тов-хри-сти-ан эпо-хой ак-тив-ной ин-те-гра-ции в об-щественно-по-ли-тические ин-сти-ту-ты Егип-та. Важ-ны-ми ве-ха-ми в этом про-цес-се яви-лись отмена в от-но-ше-нии коп-тов-хри-сти-ан по-душ-ной по-да-ти (джи-зьи), рас-про-стра-не-ние на них во-ин-ской обя-зан-но-сти, вхо-ж-де-ние в ка-че-ст-ве де-ле-га-тов в егип. Кон-суль-та-тив-ный со-вет.
Пред-стоя-тель-ст-во пат-ри-ар-ха Ки-рил-лу-са IV (1854-1861 годы), по-лу-чив-ше-го впо-след-ст-вии ти-тул «От-ца копт-ско-го ре-фор-ма-тор-ст-ва», оз-на-ме-но-ва-лось фун-дам. пре-об-ра-зо-ва-ния-ми в сфе-рах об-ра-зо-ва-ния, кни-го-пе-ча-та-ния и бо-го-слу-же-ния. В по-след-ней четверти XIX - четверти тре-ти XX веков обо-ст-ри-лось про-ти-во-стоя-ние пат-ри-ар-ха-та и копт-ской свет-ской вер-хуш-ки, уч-ре-див-шей в 1874 году аль-мадж-лис аль-мил-ли (Со-вет об-щи-ны).
В то же вре-мя в Егип-те ак-ти-ви-зи-ро-ва-лась про-зе-лит-ская дея-тель-ность западных церк-вей. Во-зоб-но-вив-шие-ся ещё во второй половине XVI века кон-так-ты с Римским пре-сто-лом за-вер-ши-лись рас-ко-лом в Коптской церкви и об-ра-зо-ва-ни-ем в 1895 году уни-ат-ско-го Алек-сан-д-рий-ско-го пат-ри-ар-ха-та. В 1899 году из час-ти па-ст-вы Коптской церкви бы-ла об-разо-ва-на про-тес-тант-ская (пре-сви-те-ри-ан-ская) де-но-ми-на-ция, впо-след-ст-вии по-лу-чив-шая назв. Еван-ге-ли-че-ская цер-ковь Егип-та - Ниль-ский си-нод.
В прав-ле-ние ко-ро-ля Егип-та Фа-ру-ка (1936-1952 годы) на-блю-дал-ся рост ис-ла-ми-ст-ских на-строе-ний, ко-то-рый со-про-во-ж-дал-ся по-сте-пен-ным вы-тес-не-ни-ем коп-тов из об-ще-ственной и по-ли-тической жиз-ни Егип-та. Од-но-вре-мен-но уг-луб-лял-ся кри-зис в Коптской церкви, до-стиг-ший сво-его пи-ка в пе-ри-од, ко-гда пат-ри-ар-шая ка-фед-ра бы-ла ва-кант-на (1942-1944 годы), и во вре-мя пред-стоя-тельств Ма-ка-риу-са III (1944-1945 годы) и Йу-су-фа II (1946-1956 годы), низ-ло-жен-но-го по об-ви-не-нию в си-мо-нии. Сре-ди коп-тов на-ча-лась эмиг-ра-ция в стра-ны Ев-ро-пы и США, где об-ра-зо-ва-лась влия-тель-ная копт-ская диа-спо-ра. Пе-ри-од пред-стоя-тель-ст-ва Ки-рил-лу-са VI (1959-1971 годы) стал эпо-хой подъ-ё-ма Коптской церкви: вос-ста-нов-ле-ние мо-на-сты-рей, воз-ро-ж-де-ние копт-ско-го мо-на-ше-ст-ва.
Ак-тив-ная об-щественная и бла-го-тво-рительная дея-тель-ность Коптской церкви со-про-во-ж-да-лась её во-вле-че-ни-ем в меж-кон-фес-сио-наль-ный диа-лог в стра-не и за ру-бе-жом. Пре-зи-дент Егип-та Г.А. На-сер лич-но за-ло-жил пер-вый ка-мень при по-строй-ке в Каи-ре копт-ско-го со-бо-ра Св. Мар-ка, ку-да в ию-ле 1968 года бы-ла тор-же-ствен-но воз-вра-ще-на из Ита-лии часть мо-щей ап. Мар-ка. Пат-рио-тич. на-строй копт-ско-го ду-хо-вен-ст-ва и об-щи-ны про-явил-ся во вре-мя войн с Из-раи-лем 1956 и 1967 годы, про-во-ди-лись му-суль-ма-но-хри-сти-ан-ские де-мон-ст-ра-ции национальной со-ли-дар-но-сти.
Из-бран-ный в 1971году пат-ри-ар-хом Ше-ну-да III про-дол-жил дея-тель-ность по ук-ре-п-ле-нию Коптской церкви. Его мно-го-численные ви-зи-ты за ру-беж спо-соб-ст-во-ва-ли спло-че-нию копт-ской ди-ас-по-ры. Воз-гла-вив-ше-му еже-ме-сяч-ные со-б-ра-ния аль-мадж-лис аль-мил-ли Ше-ну-де III уда-лось ис-чер-пать про-ти-во-стоя-ние пат-ри-ар-ха-та и свет-ско-го ру-ко-вод-ства копт-ской об-щи-ны, ук-ре-пить по-зи-ции Коптской церкви как сим-во-ла иден-тич-но-сти об-щи-ны. Вме-сте с тем рост ис-ла-ми-ст-ских на-строе-ний в Егип-те в прав-ле-ние пре-зи-ден-та А. Са-да-та спро-во-ци-ро-вал мно-го-числ. столк-но-ве-ния на ре-лиг. поч-ве, со-про-во-ж-дав-шие-ся по-гро-ма-ми церк-вей, убий-ст-ва-ми и на-си-ли-ем.
Про-изо-шёл но-вый ви-ток хри-сти-ан-ской эмиг-ра-ции. В знак про-тес-та про-тив по-пус-ти-тель-ст-ва ис-лам-ско-му экс-тре-миз-му Си-нод Коптской церкви от-ме-нил пас-халь-ные тор-же-ст-ва 1980 году. В от-вет Са-дат об-ви-нил Ше-ну-ду III в раз-жи-га-нии ме-жоб-щин-ной роз-ни и под-ры-ве един-ст-ва египетской на-ции. В 1981 году пре-зи-дент из-дал указ, от-стра-няв-ший пат-ри-ар-ха от обя-зан-но-стей пред-стоя-те-ля К. ц. Бы-ли аре-сто-ва-ны де-сят-ки ду-хов-ных и свет-ских ли-де-ров копт-ской об-щи-ны, пат-ри-арх со-слан в мон. Ан-ба-Бе-шой. При-шед-шее в 1981 году к вла-сти но-вое егип. руко-во-дство пред-при-ня-ло ряд ша-гов по сни-же-нию меж-кон-фес-сио-наль-ной на-пря-жён-но-сти. В 1985 году пре-зидент М.Х. Му-ба-рак раз-ре-шил пат-ри-ар-ху вер-нуть-ся к ис-пол-не-нию сво-их обя-зан-но-стей. По-сле объ-яв-ле-ния в 2003 году Ро-ж-де-ст-ва национальным празд-ни-ком в Егип-те копт-ские ро-ж-де-ст-вен-ские и пас-халь-ные бо-го-слу-же-ния ста-ли ре-гу-ляр-но транс-ли-ро-вать-ся по государственному те-ле-ка-на-лу.
Со-вре-мен-ное по-ло-же-ние.
Ка-но-ни-че-ская тер-ри-то-рия Коптской церкви, по-ми-мо Егип-та, ох-ва-ты-ва-ет Ли-вию и Су-дан. Коптская церковь вклю-ча-ет 11 ми-тро-по-лий, 54 епи-скоп-ст-ва в Егип-те и за его пре-де-ла-ми (в Ев-ро-пе, Ав-ст-ра-лии, Северной и Южной Аме-ри-ке на-хо-дят-ся 12 епар-хий Коптской церкви), 9 ви-ка-ри-атств. Име-ют-ся так-же 5 пат-ри-ар-ших эк-зар-хов, 11 епи-ско-пов-на-стоя-те-лей пат-ри-ар-ших мо-на-сты-рей, 7 ти-ту-ляр-ных епи-ско-пов, хо-ре-пи-скоп, пат-ри-ар-ший ви-ка-рий. Все-го в Коптской церкви на-счи-ты-ва-ет-ся ок. 2 тыс. при-хо-дов; к началу XXI века бы-ло 22 муж-ских мо-на-сты-ря (18 в Егип-те и 4 в Па-ле-сти-не) и 7 жен-ских.
Коптская церковь яв-ля-ет-ся цер-ко-вью-ма-те-рью для ав-то-ке-фаль-ных Эфи-оп-ской церк-ви (с 1959 года) и Эрит-рей-ской церк-ви (с 1998 года). В 1994 году Копт-ский пат-ри-ар-хат при-нял под свою юрис-дик-цию в ка-че-ст-ве отдельной ми-тро-по-лии Британскую пра-во-слав-ную цер-ковь, ве-ду-щую своё апо-столь-ское пре-ем-ст-во от си-рий-ской не-хал-ки-дон-ской Церк-ви.
Пред-стоя-те-лем Коптской церкви яв-ля-ет-ся пат-ри-арх, его ти-тул - Алек-сан-д-рий-ский па-па и пат-ри-арх всея Аф-ри-ки на Свя-щен-ном апо-столь-ском пре-сто-ле Св. Мар-ка, пер-во-свя-щен-ник Егип-та, Пен-та-по-ли-са, Ли-вии, Ну-бии, Су-да-на, Эфио-пии, Эрит-реи и всея Аф-ри-ки. Пат-ри-арх из-би-ра-ет-ся по-жиз-нен-но из чис-ла мо-на-хов и не дол-жен быть мо-ло-же 50 лет. По-ме-ст-ный со-бор из ду-хо-вен-ст-ва и ми-рян (в со-бо-ре 1971 года впер-вые уча-ст-во-ва-ли пред-ста-ви-те-ли Эфи-оп-ской церк-ви) вы-дви-га-ет наи-бо-лее дос-той-ные кан-ди-да-ту-ры, вы-бор из 3 пре-тен-ден-тов про-из-во-дит-ся по-сред-ст-вом жре-бия. Выс-ший ор-ган управ-ле-ния Коптской церкви - Свя-щен-ный Си-нод из 101 чле-на (на 2008 годц), со-би-раю-щий-ся еже-год-но в ка-нун Пя-ти-де-сят-ни-цы. В Си-нод вхо-дят пат-ри-арх, епи-ско-пы, на-стоя-те-ли круп-ней-ших мо-на-сты-рей и чле-ны Ду-хов-но-го со-ве-та при пат-ри-ар-хе.
Бо-го-слу-же-ние ве-дёт-ся на арабском и копт-ском язы-ках. Слу-жат-ся ли-тур-гии свя-ти-те-лей Ва-си-лия Ве-ли-ко-го, Гри-го-рия Бо-го-сло-ва и Ки-рил-ла Алек-сан-д-рий-ско-го. Ка-но-нич. пра-во ос-но-ва-но на но-мо-ка-но-не Ибн аль-Ас-са-ля (XIII век). Семь та-инств дог-ма-ти-че-ски и ли-тур-ги-че-ски сход-ны с пра-во-слав-ны-ми. Цер-ков-ные празд-ни-ки от-ме-ча-ют-ся по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю. Со-хра-нив-шее-ся у коп-тов муж-ское об-ре-за-ние вос-при-ня-то из се-мит-ской тра-ди-ции и по-лу-чи-ло ре-лиг. кон-но-та-цию лишь в XI веке [ка-но-ны пат-ри-ар-ха Ки-рил-лу-са II (1078-1092 годы)]. При вхо-де в храм по-ло-же-но сни-мать обувь. Жерт-вен-ни-ка в ал-та-ре нет, ико-ны и фре-ски в хра-мах не-мно-го-чис-лен-ны. Мо-лить-ся при-ня-то семь раз в су-тки, об-ра-тясь на вос-ток, обя-за-тель-но в го-лов-ных убо-рах, муж-чи-ны от-дель-но от жен-щин. С 1981 года жен-щи-ны воз-во-дят-ся в чин диа-ко-нис без ру-ко-по-ло-же-ния и пра-ва при-слу-жи-вать на ли-тур-гии.
Ду-хов-ные се-ми-на-рии на-хо-дят-ся в Каи-ре (основана в 1893 году) и Алек-сан-д-рии (ос-но-ва-на в 1972 году). Пе-чат-ный ор-ган Коптской церкви - журнал «Аль-Ке-ра-за», боль-шим влия-ни-ем поль-зу-ет-ся копт-ский еже-не-дель-ник «Ва-та-ни».
Коптская церковь на-хо-дит-ся в ев-ха-ри-стическом об-ще-нии с др. не-хал-ки-дон-ски-ми церк-ва-ми. С 1948 года яв-ля-ет-ся чле-ном Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей. С 2001 года Коптская церковь и Алек-сан-д-рий-ская пра-во-слав-ная цер-ковь (Алек-сан-д-рий-ский гре-ко-пра-во-слав-ный пат-ри-ар-хат) вза-им-но при-зна-ют та-ин-ст-ва кре-ще-ния и бра-ка.
Коптская церковь - это национальная церковь христиан Египта. По преданию, она основана евангелистом Марком и сейчас относится к так называемой восточной ветви православного христианства. Сами копты предпочитают называть себя последователями древней апостольской церкви.
Кто такие копты?
Копты считаются прямыми потомками древних египтян. Их язык имеет много схожего с Египта, и Луи Шампольон с успехом использовал его при первоначальной расшифровке иероглифов. Сегодня коптский язык практически вышел из употребления и сохранился лишь в церковных богослужениях.
В настоящее время коптами принято называть всех последователей христианского учения, проживающих на территории Египта и Эфиопии. Очень часто копта можно отличить от мусульманина по татуировке в виде креста на запястье. Она не является обязательной, но присутствует у большинства египетских христиан.
История коптской церкви
По легендам, первую христианскую общину в Египте основал святой Марк, который впервые посетил Александрию около 47-48 года н.э. Он же стал ее первым епископом, а через двадцать лет погиб от рук римлян. Часть его мощей до сих пор хранится в коптском храме в Александрии.
Официально же Коптская православная церковь появилась в 451 году, после на IV Халкидонском Тогда Александрийский патриарх отказался осудить монофизитство как ересь и вынужден был заявить об отделении своей церкви. После этого все время, пока Египет оставался в составе Византийской империи, коптов преследовали как еретиков.
После завоевания страны арабами, а позже Османской империей на протяжении долгих веков коптская церковь терпела жестокие притеснения мусульман, которые разоряли храмы и подвергали преследованию священнослужителей и прихожан.
Вероучение и обряды
В основе вероучения коптской церкви лежит умеренное монофизитство. Монофизиты признают только божественную природу Иисуса Христа и отрицают, что он когда-либо был человеком. Они считали, что человеческая природа, унаследованная Им от матери, растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Православная же церковь утверждает, что Христос имел двойственную природу, то есть был настоящим человеком, оставаясь при этом богом. Именно эти сугубо теологические разногласия и привели в свое время к расколу между двумя восточными церквями.
Обряды и праздники египетской церкви во многом схожи с православными. Торжественно отмечаются 7 больших Господних и 7 малых праздников.
Копты глубоко почитают Богоматерь. В ее честь в церковном календаре существует 32 праздника, главными из которых считаются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм и Успение.
Религиозные копты постятся большую часть года. У них существует 4 больших поста и несколько малых. Кроме этого постными днями всегда являются среда и пятница.
Церковная литургия сохранила в себе много от монастырской службы времен раннего христианства. А в связи с тем, что коптский язык практически вышел из употребления и непонятен большему количеству прихожан, проводится она обычно на двух языках - коптском и арабском. Службы проходят 7 раз в сутки.
Коптские храмы
Главным храмом Коптской церкви сегодня является огромный Собор св. Марка в Александрии. В этом же городе находится и древний, чудом сохранившийся храм Петра и Павла.
Кроме того, коптские храмы существуют и в других городах Египта. Особого внимания заслуживает величественная Коптская церковь в Хургаде, которая является одной из главных достопримечательностей города. Архитектура храма гармонично сочетает в себе черты христианского и мусульманского искусства, а большой иконостас украшен тремя рядами древних икон, привезенных из Европы. Чтобы избежать столкновений с мусульманскими религиозными фанатиками, церковь обнесена достаточно высокой стеной. Тем не менее она открыта для туристов, а ее служители очень приветливо относятся к представителям любых христианских конфессий.
Убранство коптских церквей, как правило, не отличается чрезмерной пышностью. Стены просто оштукатурены, а фрески встречаются крайне редко. Иконостас состоит из резных лишь сверху украшенных иконами. Коптская религиозная живопись тоже имеет ряд существенных особенностей. Фигуры людей здесь изображаются плоскими и непропорциональными, а детали прописываются очень слабо. В целом это напоминает рисунок, выполненный рукой ребенка.
Внутри храмов есть ряды скамеек - в отличие от православных церквей, где прихожане всегда слушают службу стоя.
Крест на как правило, ориентирован сразу по двум направлениям, а потому виден всегда, с какой бы стороны храма ни находился наблюдатель.
При входе в храм принято снимать обувь. Мужчины молятся отдельно от женщин.
Структура коптской церкви
Сегодня Коптская церковь в Египте состоит из 26 епархий. Управляет ей Святейший папа, Патриарх Александрии. Он избирается на общем собрании архиереев, где также присутствуют и миряне, которых приглашают по 12 человек из каждой епархии. До своего избрания патриарх необязательно должен иметь епископский сан, он может быть даже простым монахом. Окончательный выбор главы Церкви из представленных кандидатов предоставляют самой судьбе, то есть бросают жребий. Избранный таким образом патриарх не может быть смещен, и только он имеет право рукополагать новых епископов.
Коптская церковь имеет собственные школы, а в последнее время здесь начал возрождаться институт монашества. Сегодня в Египте насчитывается 12 мужских и 6 женских коптских монастырей. Большинство из них расположены в оазисе Вади-эн-Натрун, в сотне километров от Каира. Существуют и совсем крошечные обители, где живут всего 3-4 монаха.
Еще одним отличием Коптской церкви от других являются сохранившиеся до сих пор монахи-отшельники, ведущие одинокий аскетический образ жизни далеко в пустыне.
Главная духовная семинария коптов находится в самой столице Египта, недалеко от собора св. Марка. С 1954 года Коптская церковь имеет также свой Институт высших исследований, занимающийся изучением египетской христианской культуры.
Церковь сегодня
Последователи церкви проживают в основном в Египте. По данным за 1995 год, их численность превышает 8 млн человек, еще около 2 млн насчитывают коптские диаспоры во всем мире.
Церковь поддерживает тесные отношения с другими церквями монофизитского толка - армянской, эфиопской, сирийской, маланкарской и эритрейской.
Не так давно Патриарх Александрийский посетил Россию, что является верным знаком хороших отношений между двумя ветвями православия и попытки их сближения. Его инициатором выступает именно Коптская церковь. В Москве глава египетских христиан встретился с патриархом Кириллом и посетил несколько храмов и монастырей столицы.
Коптская за всю свою историю никогда не знала легких времен. Она и сейчас остается маленьким островком христианства посреди мусульманского мира. Но несмотря ни на что, она продолжает существовать и развиваться, бережно сохраняя традиции и вселяя веру в сердца своих прихожан.
Коптский православный храм св. Марка в Александрии Коптская православная церковь христианская церковь (Египта). Состоит в числе Древневосточных Ориентальных православных церквей. Основана, по преданию, св. Евангелистом Марком († 63 Р. Х.) в… … Википедия
Коптская православная церковь - Коптская православная церковь, одна из монофиситских церквей. Другое название Коптская церковь. По преданию, основана в 42 в Египте святым евангелистом Марком. В числе религиозных руководителей, способствовавших становлению церкви, копты… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Коптский крест Коптская католическая церковь одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся коптского обряда, восходящего к Александрийской … Википедия
Священник Эфиопской православной церкви Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 часть Коптской православной церкви, а затем автокефалия. При царе Сисинии (1607 1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632 1667),… … Википедия
- Πατριαρχεῖο Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς … Википедия
Эритрейская православная церковь одна из древневосточных церквей. Ранее она была частью Эфиопской православной церкви, её автокефалия была неохотно признана Эфиопским Патриархатом после обретения Эритреей независимости в 1993 году.… … Википедия
Одна из древневосточных Церквей. По преданию, восходит к общинам, основанным в Индии апостолом Фомой на так называемом Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к восточно сирийскому («несторианскому») патриархату Селевкии Ктесифона … Википедия
Маланкарская Православная Церковь одна из древневосточных Церквей. По преданию, восходит к общинам, основанным в Индии ап. Фомой на так называемом Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к восточно сирийскому (несторианскому)… … Википедия