Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Вода вокруг нас. Вода источник жизни» Воспитатель: Горбань О
Вода – источник жизни
(подготовительная группа)
Цель: формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.
Материал: * глобус
3- х литровая банка с водой
Соль морская и поваренная
Поднос и стаканчики с водопроводной и морской водой
4 прозрачных стакана и прозрачный кувшин с грязной водой
4 бумажные салфетки, 4 воронки
Магнитофон, записи шума воды (море, ручеек, фонтан)
Ширма «Где человек использует воду»
Воспитатель Ребята, я хочу вам загадать загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шумит.
– Что это? Правильно это вода.
– Ребята, у меня есть интересные записи.
С вами кто – то хочет поговорить. Послушайте. (включить запись ручейка)
– Вы узнали кто это?
Ответы детей (ручеек)
– А сейчас, послушайте, кто с вами разговаривает?
Ответы детей (море)
– Закройте глаза, что вы слышите?
Ответы детей (фонтан)
– Да, это фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько много маленьких прозрачных капелек играет в нем. Полюбуйтесь им.
Воспитатель – Ребята, летом я слышала вот такой разговор мальчишек (можно включить запись)
«Привет, Петя! А мы с ребятами сейчас так здорово играли. Налили целую ванну воды, и пускали там кораблики. А потом стреляли из водных пистолетов друг в друга. Столько воды налили.
А вы кран – то закрыли?
А зачем? Воды итак много. Пусть течет, потом закроем. Знаешь, как нам было весело.»
Воспитатель – Ребята, как вы оценили поведение этих мальчиков? Хорошо ли они поступили? Почему?
Дети (ответы) воду надо беречь, потому что чистой воды на земле мало.
Воспитатель - Послушайте стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
– Ребята, а кому нужна вода?
(деревьям, птицам, животным, людям)
– Давайте проверим, всех ли мы перечислили.
(показать ширму «Вода»)
Воспитатель – А нам нужна вода в детском саду? Для чего?
(умываться, поливать цветы, мыть полы, мыть игрушки, мыть руки, приготовить обед)
– Да, ребята, без воды все живое на земле погибнет, Засохнет. Вода – это жизнь и ее надо беречь. Ее надо правильно и разумно расходовать. Человек может прожить без пищи три недели, а без воды одну неделю.
Воспитатель - Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? Давайте посмотрим на глобус.
– Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим)
– а как вы думаете много это или мало? (много)
– Вот, ребята, у меня в руке яблоко. Представьте, что это наша Земля. ¼ часть земли – это суша, а вот эта большая часть – это вода.
– Так много или мало воды на нашей планете?
Воспитатель – Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря.
– Кто из вас знает, какая на вкус вода в морях и океанах?
– Хотите узнать? (пробуют)
– какая вода на вкус? (соленая, горькая, невкусная)
– А можно ее пить или готовить пищу на ней? (нет)
– А теперь попробуйте эту воду.
– какая она на вкус? (вкусная, чистая, не соленая – пресная)
– морская вода имеет горьковатый вкус из – за морской соли,
которая в ней растворяется.
– посмотрите, вот она какая (показать морскую соль)
– в пищу употребляют поваренную соль. Посмотрите и ее.
А сейчас давайте сравним поваренную и морскую соль.
- Что можно сказать о морской соли, какая она? (крупная,
серая, горькая).
– а поваренная? (белая, мелкая, соленая)
- А где в природе есть пресная вода? (в реках, озерах,
ручейках ).
– Давайте подойдем к глобусу и посмотрим сколько рек на нем?
(показ ребенка рек)
– Много их или мало?
– Давайте представим, что если всю воду на нашей планете нальем в 3 – литровую банку, то пресной всего лишь полстакана.
– Так много или мало пресной воды? (мало)
– У воды великая забота – напоить всех обитателей земли.
Воспитатель – Давайте поиграем (физминутка)
Над водой летят стрижи руки в стороны
Под водой плывут ерши. присели
Плывет лодочка – краса –
Расписные паруса руки сцеплены в замок перед грудью,
плавные движения туловища.
Льется чистая водица, движения по тексту
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После, вытремся посуше.
Воспитатель – Ребята, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим, как вода приходит в дом.
(показать ширму)
из реки ее насос перегоняет в водозаборник
потом она попадает в сместитель, где ее очищают
из него попадает в сосуд, где она проходит через фильтры
– Ребята, вы летом купались в речке? А кто – нибудь пил из реки воду?
– А вы думаете, что она чистая?
– Вот у меня в кувшине вода из речки, давайте посмотрим, какая она.
– Кто знает, что такое фильтр.
– Сейчас мы с вами вместе сделаем маленький фильтр.
(в стакан вставить воронку и сверху положить бумажную салфетку).
– Я наливаю воду из кувшина в чистый стакан, как через фильтр.
– Что вы видите на салфетке? (вся грязь осталась на салфетке).
– А какой стала вода в стакане? (чистой)
– Салфетка, как фильтр задержала всю грязь. Можно еще раз перелить воду через чистую салфетку и она будет еще чище.
– Вот так долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Много сил затрачивается, чтобы ее очистить.
– так как же надо относиться к воде?
(бережно, экономно, по – хозяйски, разумно)
– Знаете, если из крана целый день будет капать вода, то может накапать целое ведро. Если вы будете чистить зубы, а в это время будет бежать вода, то может набежать целая 3 – литровая банка.
– Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?
(включать тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, чтобы дома были исправные краны)
– А закончим мы наш разговор пословицей:
«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»
– Давайте найдем места в нашей группе, где мы должны беречь воду и приклеим туда наши большие эмблемы, которые мы делали, а маленькие возьмете домой и вместе с родителями поместите их туда, где нужно беречь воду дома.
Елена Самарская
Развлечение «Вода - источник жизни»
Цель : Способствовать развитию познавательного интереса дошкольников. Учить выразительно, исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию. Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями . Воспитывать бережное отношение к водным богатствам.
Под музыку дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель : Сегодня мы проведем заседание круглого стола по очень волнующей всё человечество теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессий : биологи, экологи, синоптики, экономисты.
Ребёнок. Шел по морю корабль
В тот миг роковой, кипела вода
За высокой кормой, но прямо по курсу
Сквозь грохот и гул, услышал матрос
За бортом караул!
Воспитатель : Как вы думаете, чей это зов о помощи? Оказывается? На помощь зовет вода . Почему нужно беречь и охранять воду? Первыми к обсуждению приглашаются биологи.
Биолог 1 : Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде?
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Биолог 2 : Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся .
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Биолог 3 : Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить :
Без неё нам не прожить.
Биолог 1 Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека состоит на половину из воды. Человек может несколько дней обходиться без еды, но без воды ему не обойтись.
Биолог 2 : Без воды не могут обойтись и животные. Для некоторых животных, например рыб, вода – естественное место обитания.
Биолог 3 : Необходима вода и растениям . Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.
Биолог 1 : Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек. Поэтому всегда, всем нужна вода .
Биолог 2 : Действительно вода – волшебница , потому что без воды нет жизни на земле . Даже маленькая капелька воды важна!
Физминутка «Капельки»
Звучит тихая музыка.
Воспитатель : Представьте себе, что мы с вами капельки. Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. (Дети встают парами) . Ручеек течет и впадает в море (дети встают в круг) . Наш круг меняет форму, как и вода (круг вытягивается в овал) . А теперь представьте себе, что воду налили кружку и поставили на горячую плиту. Вода нагревается . Ваши ладошки такие горячие, что вам больно держать друг друга, и ваши ладошки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться. (Дети бегают по залу) – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становиться холодно. Вы приближаетесь, друг к другу, чтобы согреться (Дети прижимаются друг к другу) . Но вот выглянуло солнышко, и лёд стал постепенно таять, и вы опять превратились в капельки.
Синоптик 1 : Вода бывает в трех состояниях : жидком, твердом и газообразном. Об этих свойствах человек знает давно. У нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу, давайте мы с вами попробуем их отгадать.
Синоптик 2 :
1. Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)
2. Алёна – царевна по городу ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце взяло
(Роса)
3. Белые барашки на синем лугу, а кто их пасет понять не могу. (Облака)
4. Белая морковка зимой растет (сосулька) .
5. Ортесе де кймес теіде батуды білмес (лёд)
Синоптик 3 :
6. Зулімде тураы тіреусіз турады (булт)
7. Без досок, без топоров, через речку мост готов, мост – как синее стекло, сколько, весело, светло. (лёд)
8. Выросло, сповыросло
Из бороды повылезло.
Солнышко встало нечего не стало (туман)
9. Крупно, дробно зачастил всю землю напоил. (Дождь)
Воспитатель : Молодцы вы знаете все состояния воды. А можно ли гулять во время дождя без зонтика? (Ответы детей)
Конечно же, лучше всегда иметь с собой зонтик.
Исполняется танец с зонтиками.
Воспитатель : К дискуссии приглашаются Экономисты.
Экономист 1 : Нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и поэтому её можно не экономить. Пусть льётся! Но это не так. Вода в наши квартиры поступает из реки. Представьте себе, что случиться с рекой, если все люди, не будут бережно относиться к воде! Один мальчик забыл закрыть кран, и вот что произошло :
Ребёнок 1 : Течёт река, из далека
Течёт река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней пышнее облака.
Свежей дыханье ветерка
Стройнее, выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Ребёнок 2 : Течёт река, течёт река!
Поит поля и города
Несёт и лодки и суда
И рыбы ходят в глубине
И раки ползают на дне…
Ты хороша река весной
И осенью и в летней зной!
Ребёнок 3 : Но что такое?
Нет, нет, никто не утонул,
Ах, реку мы не узнаем
Река становиться ручьем!
Уже и лодки на мели
Пловцы вдруг посуху пошли
Ребёнок 4 : А рыбы в горе и тоске
Бедняжки бьются на песке
Так, что же с ней стряслось с рекой
Увы, друзья, ответ такой :
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажите : какой пустяк!
Из – за такого пустяка пропала целая река!
Экономист 2 : К сожалению, мы очень часто неразумно расходуем воду, забываем закрывать краны, а ведь мы хозяева природы, и должны воду экономить.
Звучит Морская музыка, из-за дверей слышится голос.
Нептун : Почему морские коньки не резвые как всегда? Отвести на конюшню и накормить, как следует!
Морской царь входит в зал.
Нептун : Учет и контроль, учет и контроль. Каждый так и норовит хоть капельку воды, да украсть. Глаз да глаз за всеми нужен. А то того и гляди вся вода меж пальцев уйдет . Нечего не останется, одна пустыня Сахара.
Эх! Да разве со старыми счетами справишься, включу ко я компьютер и буду из пустого в порожнее переливать. Тьфу ты, голова моя непутевая из полной банки в пустую (ложит счеты и берёт 2 банки, переливает) .
Правда последнее время такое на свете делается, не успеваю за всем следить. Принтеры, компьютеры. Вот телевизор недавно купил. Постучу по нему - новости показывают. Да беда : всё новости невесёлые. То нефть в море разлили, то речку загрязнили, то родник замусорили. Одно расстройство. Сто лет назад помню, так спокойно жилось. А теперь и с телевизором и с компьютером не услежу, что с моими водами происходит .
Нептун (поёт на мотив «Почему я водовоз» )
Трудно стало жить в реке :
Урале, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока.
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
В воду грязь течёт рекой
Нарушает наш покой.
Воспитатель : Не переживай так Нептун, вот мы с ребятами собрались здесь сегодня, чтобы обсудить твою проблему и для этого слово предоставляется Экологам.
Эколог 1 : Всему живому на земле нужна вода , вода чистая , природная. Чистой воды на земле становиться всё меньше и меньше. Однако это не потому, что запасы воды истощаются . Над водой нависла угроза загрязнения.
Эколог 2 : В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения.
Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать лес вокруг водоёмов.
Мы хотим познакомить вас с новыми экологическими знаками.
Исполняется танец с экологическими знаками.
Нептун : Я думаю, если даже такие маленькие дети поднимают такие важные проблемы, то с моими водами будет все в порядке . Вижу дети много знают о воде, а вот я хочу побеседовать с взрослыми и узнать знают ли они пословицы и поговорки о воде, я начну, а вы продолжайте :
1. Вода с гор потекла – весну принесла.
2. Суды да срауы бар.
3. Вода студена – тело ядрено.
4. Жер азына су гауар.
5. Много снега – много хлеба.
6. Не плюй в колодец – придеться напиться.
7. Тауды коркі бла.
8. Воду в решете не утаишь.
9. Мокрый воды не боится.
Молодцы, пословицы и поговорки знаете, порадовали вы меня. А я пришел к вам не один, со мной мои помощницы, золотые рыбки, они помогают мне определять чистоту воды и я хочу их с вами познакомить.
Исполняется танец с золотыми рыбками.
Нептун : Позвольте преподнести вам, ребята дары моря. За то, что вы неравнодушны к проблемам воды.
(Дает детям угощение)
Да, забыл я, старый утонувший башмак, что на море шторм поднимается, как бы беды не случилось.
(Раздается гудок парохода)
Слышите, пароход дает сигнал, побегу море усмирять! До свидания!
Нептун уходит
Воспитатель : Вот и закончилась наша встреча. В заключении мне хочется произнести слова Антуана де Сент- Экзюпери : «Вода , у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни , ты сама жизнь… » Именно в воде возникли первые живые существа, она является колыбелью всего живого.
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины жизни нашей красит
В своих трех важных ипостасях!
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется,
То застывает тонкой льдинкой,
красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара :
Была, и вдруг ее не стало.
Великий труженик – водица,
Ну как же ей не восхитится!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
(старшая группа)
Цель: сформировать интерес к воде.
Задачи:
Расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда);
Дать знания о закаливающем эффекте игр с водой, влиянии солнца, воздуха и воды на организм человека, гигиенические правила игр с водой;
Формировать интерес к играм с водой, желание их организовывать, придумывать новые варианты.
Оборудование:
Прозрачные пластиковые стаканы;
Емкости с соком, молоком, фруктовой эссенцией, с песком, сахаром, краской;
Два сосуда разной формы;
Большие лейки;
Пластмассовые ведерки;
Брызгалки из пол-литровых пластиковых бутылок.
Ход развлечения:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправимся. Что бывает жидким, твердым и газообразным?
Дети: Вода.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю волшебное заклинание, полью из лейки и превращу вас в капельки воды. (Воспитатель имитирует обливание детей из лейки.)
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся!
Ой, сколько капелек собралось в одном месте! Как бы дождь не пошел. Капельки, расскажите о себе; какой вы формы, цвета, прозрачности; какой у вас характер; вы капельки дождя или росы, а может быть тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую мама стерилизовала для компота? (Дети рассказывают.)
Одним словом вы капельки воды. А свойства воды можно узнать из опытов.
Опыт 1. «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят прозрачные пластиковые стаканы. В одну емкость воспитатель наливает воду, взятую из водопроводного крана, а в другую емкость сок. Предлагает детям опустить ложку в обе емкости. Обращает внимание на то, что в воде ложка видна, а в соке не видна или видна плохо. Вывод: вода прозрачная, а сок нет.
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, где вода самая чистая и прозрачная? (В водопроводных трубах и в бутылках, которые продаются в магазине.) Где грязная вода? (В лужах, в реках, в озерах.) Почему? Выяснить, из каких источников можно пить воду.
Опыт 2. «У воды нет вкуса»
Воспитатель в прозрачные стаканы наливает сок, молоко и воду. Вызывает одного ребенка, завязывает ему глаза и предлагает попробовать жидкость на вкус. Ребенок должен определить, что он пил.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 3. «У воды нет запаха»
Перед детьми два стакана с водой. В один из них воспитатель капает несколько капель фруктовой эссенции. Вызывает одного ребенка и с завязанными глазами предлагает понюхать воду в стаканах. Дети определяют, в каком стакане обыкновенная вода.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет»
Воспитатель в один стакан с водой насыпает немного песка и ложечкой перемешивает содержимое. В другой стакан добавляет сахар, перемешивает. В третьем стакане размешивает акварельные краски. Предлагает детям сравнить, растворились ли в воде песок, сахар и краски.
Вывод: в воде некоторые вещества могут растворяться, придавая ей вкус и цвет, а некоторые нет.
Воспитатель: молодцы капельки, все знаете! Ну, а теперь поиграем!
Логоритмическое упражнение «Лужи»
Шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями
Иду по лужам. по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами .
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап Ритмично щелкают пальцами сверху вниз .
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп Ритмично похлопывают руками скрестно за плечами.
Вода по спинке.
Буль-буль-буль
Упала шапка.
Ой-ой-ой кругом вода. Ритмично выполняют пружинку .
Да-да-да себя так жалко! Ритмично кружатся.
Одевайся в дождь всегда! Ритмично кивают головами .
Подвижная игра «Таня брызгалку нашла»
Дети ходят по кругу, одна девочка в центре. Она выполняет движения, соответствующие стихотворению, которое произносят дети:
По дорожке Таня шла,
Таня брызгалку нашла.
Стала Таня выбирать,
Кому брызгалку отдать.
Солнце, воздух, луг, цветы,
Брызгать деток будешь ты!
Таня передает брызгалку любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей - они разбегаются.
Подвижная игра «Крокодилы»
На площадке двумя линиями отмечается «речка» (ширина 3 метра), там «живут» два крокодила. У каждого из них – брызгалка. Дети должны перебегать через речку на другой берег. Они подходят к речке со словами:
Два веселых крокодила
В речке Нил спокойно жили.
Как увидели ребят-
Водой стали обливать!
После этих слов дети бегут через речку, а крокодилы обливают их водой.
Подвижная игра «Поливаем огород»
Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» - ведро с водой и своя лейка, которая стоит на финише. Задача: маленьким ведерком зачерпнуть из «колодца» воды и по цепочке передать его. Последний игрок выливает воду в лейку, с пустым ведром бежит к «колодцу», снова зачерпывает воду и передает ведерко по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодце» не закончится вода. Игра начинается после стихотворения, которое дети легко запоминают:
Не мешайте мне трудиться.
Я водицы притащу!
И колодезной водицей
Вас, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
Выигрывает команда, которая расплескала меньше воды. Чтобы это было наглядно, в лейки можно положить по толстому куску пенопласта - он будет подниматься вместе с водой, и дети сами увидят, кто победил. Позже, вечером, этой водой можно полить огород или цветник.
Воспитатель: и закончим наше развлечение, посвященное воде, строками из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»:
Скажем хором:
«Всегда и везде-
Вечная слава воде!»
1. Образовательные:
- показать значение воды в жизни живой природы;
- закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
- принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде.
Цель экспериментальной деятельности:
- Учить проводить исследования.
- Добиваться результатов.
- Размышлять, иметь своё мнение.
- Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия:
- глобус;
- иллюстрации о воде;
- запись с шумом океана, с журчанием ручья;
- игрушечные персонажи Кап и Капелька.
Материал для проведения опытов:
На каждого ребёнка: 2 баночки, пипетка, деревянная лопаточка, камушки, гуашь, сахарный песок, соль, речной песок.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная.
После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут? Да! В воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)
Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?
На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
А знаете ли вы, какая вода в море?
Солёная!
Её можно пить?
А мы какую воду пьём?
Не солёную!
Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. Посмотрите, ребята, что я вам ещё принесла (дети рассматривают яркие иллюстрации рек, озёр, водопадов и т.п.).
Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?
А для чего?
Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
Ребята, а вы помните песенку воды? Давайте все вместе споём:
с-с-с-с-с
буль-буль-буль-буль
кап-кап-кап-кап.
А сейчас Капелька предлагает вам послушать песенку океана. Как он шумит! (Включение записи).
Ребятишки, вы, наверное, устали сидеть? Я предлагаю вам поиграть в игру “Вырастим цветы”.
Физкультминутка.
Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.
Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Тогда прошу за столы!
Опыт №1 “Когда вода льётся, и когда капает”
Набираем воду в пипетку и капаем в пустую баночку: кап-кап-кап. И с крыши дождик капает.
А сейчас перельём из банки в банку. Вода льётся из крана, в водопаде, из сосуда в сосуд.
Опыт №2 “Не все вещества растворяются в воде”
В одну баночку кладём сахарный песок, в другую – речной песок. Перемешиваем.
Опыт №3 “Прятки”
В банки с водой опускаем камушки, их видно, вода прозрачная. Добавляем в одну банку краску, перемешиваем. Камушек стало не видно. Почему?
Опыт №4 Снег превращается в воду.
Снег кладём на ладошку. Ладошка теплая, снег тает.
Опыт №5 Делаем цветные льдинки.
Вода превращается в лёд.
Потому что вода находится в холоде.
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Ребята, вам понравилось занятие?
А что больше всего вам запомнилось?
(Ответы детей ).
Что нового о воде узнали?
(Ответы детей ).
Кап и Капелька дарят на память своих подружек - “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!
Подробности Автор: Благодырёва Людмила Васильевна воспитатель МБДОУ Тацинский детский сад "Солнышко" РФ, Ростовская область Категория: Публикации Опубликовано: 21 апреля 2017 Просмотров: 1590Цель:
Задачи:
Материал к занятию:
Ход занятия:
Воспитатель:
Слайд - 2
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Знакомство с глобусом.
Посмотрите на глобус.
Загадки:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Ледяной поит водой. (Родник)
Посреди поля лежит зеркало:
Слайд № 3 -4 – 5
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель:
Дети: Нет.
Воспитатель:
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель:
Дети
Воспитатель:
Дети:
Вос-ль:
Дети:
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
Вос-ль:
Дети: Нет.
Вос-ль:
Опыт:
Воспитатель: (Ответы детей)
Воспитатель: Ответы детей.)
Физминутка.
Выросли деревья в поле. (руки вверх)
Хорошо расти на воле!
Каждый старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (
Он их вертит, он их крутит.
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: (ответы детей).
Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8
Говорят,она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель:
(Пьём, моем руки, купаемся,
А как же рождается речка?
(Дон) Слайд № 9 – 10
Под горою родничок
Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13
И домой ее несут.
Как прозрачна и чиста,
И прохладна, и вкусна
Родниковая вода.
(Для водопоя)
Воспитатель:
На сигнал «Озера!»
Воспитатель:
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Вывод:
Опыт №4
Вывод:
III. Итог занятия:
Воспитатель:
(ответы детей).
(Ответы детей)
Шесть советов, как сберечь воду :
Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»
Берегите воду!
Список используемой литературы:
1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.
2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.
Цель:
Формировать основы экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи:
Дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду.
Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.
Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
Материал к занятию:
Глобус; презентация - «Вода – бесценный дар», картинки с изображением озёр, рек и родников; загадки; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши; аудиозаписи ветра, шума воды, пения птиц; д/и «Воздух, вода, земля»
Ход занятия:
Воспитатель:
Воспитатель читает стихотворение: Слайд - 2
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
А что такое планета Земля? (ответы детей)
Знакомство с глобусом.
Воспитатель показывает глобус.
Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
Кто знает, как называется эта модель? (глобус)
Посмотрите на глобус.
А сейчас послушайте мои загадки:
Загадки:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Ледяной поит водой. (Родник)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)
То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, и из них можно пить воду. Слайд № 3 -4 – 5
Воспитатель: Дети, а что такое природа? (ответы детей)
Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает,даёт все необходимое для жизни.
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом, кислородом.
Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
Вос-ль: Скажите, а воздух мы можем увидеть?
Дети: Нет.
Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт:
Взять стакан с водой и трубочки из – под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)
Физминутка.
Выросли деревья в поле. (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)
Каждый старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: А без чего ещё не может прожить человек? Затрудняетесь? (ответы детей).
А сейчас послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8
Говорят,она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что существует « Праздник воды», который празднуется 22 марта.
Для чего нужна нам вода, как мы её используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
А как же рождается речка?
На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут.
Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Дети, скажите, пожалуйста, какая в нашем Донском крае главная река?
(Дон) Слайд № 9 – 10
А какие вы ещё знаете реки? (Северский Донец, Калитва, Быстрая)
Любит и бережёт наш народ реки, а также бережёт и родники: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.
Ребята, а кто пил из вас воду из родника?
А какая вода в роднике? (прозрачная, чистая, хрустальная)
- Сейчас послушайте стихотворение:
Под горою родничок
Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13
И домой ее несут.
Как прозрачна и чиста,
И прохладна, и вкусна
Родниковая вода.
Любят люди пить воду из родников.
А вы знаете, для чего нужны родники животным и птицам? (Для водопоя) К воде, дети, надо относиться очень бережно, но не всегда так получается. Очень часто наши родники, реки, озёра, моря страдают от деятельности человека: заводов, фабрик и т.д.
Слайд № 14 -15-16 -17 -18 -19
Воспитатель:
Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.
А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Ручейки - озёра»
Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.
На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).
На сигнал «Озера!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круги.
Воспитатель: Так что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.
Опыт №1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?
Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.
III. Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей).
Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.
Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми?
(Ответы детей)
· Надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.
· После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.
· Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.
· На Земле мало чистой воды, поэтому воду надо беречь.
· Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)
Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему:
«Мы реки и озёра в обиду не дадим».
А потом мы с вами, сделаем выставку, чтобы все дети и родители знали, что надо беречь воду.
А сейчас я вам подарю советы на память:
Шесть советов, как сберечь воду :
Ø - Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Ø - Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
Ø - Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.
Ø - На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.
Ø - Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.
Ø -Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!
Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»
Берегите воду!