Клиническая психология, клинические психологи. Программа дисциплины «Клиническая психология
Среди психологов есть много разных специалистов. Одним из них является клинический. Такой специалист имеет квалификацию в клинической психологии, которую раньше называли медицинской. Его пациентами являются люди с разными проблемами и пограничными состояниями. Он находится на границе гуманитарной и медицинской работы. В отличие от врачей, клинический психолог не назначает лекарств. Он занимается диагностикой и коррекцией проблем.
С чем работает клинический психолог
Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи , психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога - это упор на специальные предметы:
- наркологию;
- психиатрию;
- фармакологию;
- неврология;
- анатомию центральной нервной системы.
Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача - помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.
Выпускникам разрешается работать с любой возрастной категорией - детской и взрослой.
Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.
Отдельная категория пациентов - люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм. Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога - семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.
Особенности и методики
Условно всех клинических психологов можно поделить на две большие группы - теоретиков и практиков. К первой относят тех специалистов, которые занимаются исключительно преподаванием соответствующих дисциплин. Они также разрабатывают методики коррекции и диагностики. Практики занимаются их воплощением в жизнь. В своей работе специалист использует большой спектр диагностических инструментов. Он не ограничивается разного вида тестами (с вариантами ответов или возможностью оценить свое состояние по балльной системе). В диагностике тревожных расстройств большое значение имеют проективные методики ("Дом, дерево, человек", "Несуществующие животные" и т. п.), интерпретация которых представляет собой отдельное направление. Существуют способы для оценки когнитивных функций.
Клинический (медицинский) психолог - это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных психических состояний.
Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такое образование открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям, чем перед обычным гуманитарным психологом.
Основными сферами деятельности клинического психолога являются проведение развернутой и углубленной психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий направленных на психологическую реабилитацию, а также проведение судебно-психологической военной и трудовой экспертизы.
Клинический (медицинский) психолог оказывает психокоррекционную и психотерапевтическую помощь людям разных возрастов и пола при различных психосоматических и патопсихологических нарушениях невротических и пограничных психических состояниях, в том числе и при наркомании, алкоголизме и других зависимостях от психоактивных средств.
Клинический (медицинский) психолог оценивает, консультирует и проводит психотерапию в различных социальных слоях населения и групп людей относительно их жизненных психологических проблем, карьеры, проблем во взаимоотношениях, людей переживающих кризисное психологическое состояние.
Клинический (медицинский) психолог реабилитолог изучает причины и следствия возникших психических расстройств, обследует людей, планирует и проводит психотерапию не взирая на возраст, пол и социальное положение обратившегося. Психологическая реабилитация которых включает в себя определение и коррекцию личностных факторов, препятствующих полноценной жизни человека.
Клинический (медицинский) психолог это специалист в области психологии здоровью который способствует нормализации коммуникационных связей между людьми, его физическим и психологическим здоровьем, разрабатывает психологические программы и методы, помогающие людям преодолевать стрессы стрессы, проблемы, помогает избавиться от вредных привычек, фобий, бросить курить, пить, находит и избавляет от давлеющих факторов набора веса.
Детский же клинический (медицинский) психолог имеет дело как с психологическими проблемами, возникающими в ходе нормального психического развития ребенка, так и при наличии у него соматических (телесных) заболеваний, проводит диагностику, коррекцию и психотерапию. Он помогает вашим детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением, завистью к своим здоровым сверстникам и т.д. и т.п..
Еще одна важная сфера деятельности клинического (медицинского) психолога - это консультирование по проблемам семьи и брака. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях между родителями и их детьми, во взаимоотношениях между супругами, в том числе и сексуального характера, проблемы, касающиеся всей семьи в целом.
Все более широким полем деятельности для клинического (медицинского) психолога становится сфера социальной деятельности человека. Он может заниматься такими видами деятельности как оказание помощи жертвам сексуального, физического насилия, благополучие детей, проведение реабилитационных программ при алкогольной или наркотической зависимости, лицам, освободившихся из мест заключения, благополучие детей, служба семьи и т.д. и т.п..
В центре внимания клинического психолога находится работа с людьми с отклоняющимся поведением, так называемыми девиантами. Современный мир, к сожалению, стал источником порождения все большего числа таких людей, особенно среди подростков. Клиническая психология предлагает свои способы решения проблем этих людей и эти способы, несмотря на их долговременный и затратный характер, оказываются и более эффективными с точки зрения общества, и экологическими в отношении конкретного индивида.
В чем отличие клинический от медицинский психолог?
Клиническая психология это специальность широкого профиля, включающая в себя такие векторы деятельности, как нейропсихология, патопсихология, психосоматика и психотерапия причем межотраслевой характер участвует в решении обширного комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
В России долгое время был принят термин «медицинская психология », определяющий ту же сферу деятельности, что и на сегодняшний день клиническая психология. В 1990-е года, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность "клиническая психология" заменяющая "медицинскую психологию". В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или психотерапевта и пациента и ряда других узко специфических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина. Т.е. на сегодняшний день медицинская психология уходит в прошлое, а на ее место приходит клиническая психология.
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины включает в себя:
- Психические проявления различных расстройств.
- Роль психики в возникновении, течении и предупреждении психических расстройств.
- Влияние различных расстройств на психику.
- Нарушения развития психики.
- Разработка принципов и методов исследования в клинике.
- Психотерапия, проведение и разработка методов.
- Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.
Что такое клиническая психология?
Клиническая психология - это одна из ведущих, востребованных и потому наиболее интенсивно развивающихся областей в современной психологии России. В центре внимания клинической психологии - человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья. К клиническому психологу человек приходит, тогда, когда ему плохо. Он надеется получить от специалиста дружескую поддержку и уважение собственной личности.
Клинический психолог помогает человеку увидеть в себе то, что тому не видно. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой области в качестве отдельной самостоятельной специальности. Следует добавить, что по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ требуется не менее 6000 клинических психологов. Клиническая психология изучает, влияние психических факторов на развитие заболеваний, их профилактику и лечение, а также, как болезни влияют на психику человека.
Другая важная задача, решаемая клинической психологией, - это изучение различных отклонений в развитии психики человека и как эти отклонения влияют на изменение его поведения.
Наконец, важнейшей задачей клинической психологии является оказание психокоррекционной и психотерапевтической помощи людям любых возрастов, начиная от мала до велика и заканчивая любым полом.
Благодаря своей практической направленности, усилия клинической психологии направлены на понимание, предвидение и облегчение плохой приспособленности человека к окружающей среде, улучшение его адаптационных возможностей, повышение психических возможностей, гармонизацию психического развития, преодоление недугов, и наконец психологическую реабилитацию.
Зачем нужно платить за услуги частного клинического психолога в Москве?
Услуги клинического психолога в организации (школе, вузе, молодёжном центре и т.д.) клиент не оплачивает, их оплачивает организация.
Вопрос оплаты имеет место, тогда когда вы обращаетесь к клиническому психологу в частном порядке. В этом случае частный клинический психолог берёт деньги за своё время, которое он посвящает работе с вами.
Парадокс однако состоит в том, что в действительности, оплата психологических услуг важна не только для клинического психолога, но и для самого клиента. В случае, когда клиент платит за услуги частного клинического психолога, он гораздо быстрее достигает желаемого результата. Почему?
Во-первых, потому что в этом случае он гораздо свободнее чувствует себя в общении с клиническим психологом. Если услуги частного психолога бесплатны для клиента, то он не всегда может быть искренним с психологом, ну, например, ему бывает сложно сказать, что он злится на психолога, или ему бывает сложно сообщить о своих пожеланиях относительно взаимодействия с психологом. Клиент рассуждает приблизительно так: "Но психолог же меня слушает бесплатно, тратит на меня своё время, а я ему буду говорить, что я злюсь. Это несправедливо". Клиенту сложно чувствовать себя свободным в общении с психологом и из-за этого необходимо больше времени для достижения результата. Эта проблема гораздо менее выражена, если клиент оплачивает услуги частного клинического психолога. В этом случае он ощущает, что ничего не должен психологу, легко пользуется своими правами во взаимодействии и с клиническим психологом, чувствует себя более свободным и раскрепощённым — это, безусловно, способствует быстрому и эффективному протеканию психотерапевтического процесса.
Есть и второе следствие оплачиваемого консультирования и психотерапии. В случае оплаты услуг частного клинического психолога у клиента возрастает мотивация к работе над собой, желание вкладываться для как можно более скорого достижения результата. Высокая мотивация увеличивает скорость и эффективность психологического консультирования и психотерапии.
К тому же бесплатно практикующие психологи это либо студенты, либо практиканты не имеющие практического опыта работы с клиентом, либо бюджетники с зарплатой в 20 тысяч рублей и не имеющую мотивацию для вашего избавления от психологического недуга, либо волонтеры с помощью вас удовлетворяющие свои архаические потребности.
Поэтому звоните уже сейчас и записывайтесь на прем к клиническому психологу в Москве на Цветном бульваре, а если вы живете в другом городе вы можете проконсультироваться и по телефону, для этого достаточно лишь воспользоваться услугами психолога по телефону в мое рабочее время и естественно предварительно оплатив их.
Стоимость услуг клинического психолога в Москве:
Очное консультирование клинического психолога и психоаналитическая психотерапия проходят в комфортабельном психологическом центре в самом центре Москвы на Цветном бульваре.
Стоимость психологической консультации, психоанализа и психотерапии в Москве составляет всего 2.500 рублей, длительностью 50 минут одно занятие. Помните, что консультация клинического психолога и личная психотерапия это всего инвестиция в себя, свою семью и своих детей. Потому, что на сегодняшний день, быть здоровым и счастливым стало быть модно.
Адрес психологического центра:
г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, кабинет № 209
Психологический центр в Москве находится в шаговой доступности от метро ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР. Улица располагается в самом центре г. Москвы. Это очень уютная и тихая историческая часть города Москвы. Центр психологического консультирования идеально подходит для работы в формате индивидуальной, семейной, детской и групповой тренинговой работы. Имеется отдельный вход, свободный доступ и удобная парковка.
Программа дисциплины
«Клиническая психология»I. Организационно-методический раздел
Цель курса
Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.
Задачи курса:
- познакомить с объектом, предметом и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
- раскрыть социальную значимость, масштабность задач, межотраслевой и междисциплинарный характер клинической психологии;
- познакомить с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
- дать содержательную характеристику основных методологических проблем и методических трудностей клинической психологии;
- познакомить с биопсихосоциальным подходом к исследованию психических расстройств в психологии.
- показать роль клинической психологии в решении клинических и общепсихологических проблем.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
4 или 5 семестр
Требования к уровню усвоения содержания курса
В области клинической психологии специалист должен:
- понимать цели и задачи клинической психологии; иметь представление о ее предмете, основных направлениях и сфере приложения клинико-психологических знаний;
- знать историю становления и развития клинической психологии;
- знать принципы работы и функции клинических психологов;
- знать основные типы нарушений психической деятельности и уметь их анализировать;
- иметь представление о приоритетных направлениях в современной клинической психологии;
- ориентироваться в возможностях и средствах психологической интервенции.
Раздел I. Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии
Тема 1. Предмет и объект клинической психологии.
Различные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Разделы клинической психологии. Основные понятия: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Соотношение клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами (поведенческая медицина – behavioral medicine, abnormal psychology, медицинская психология, психология здоровья, общественное здравоохранение, психиатрия).
Основные направления клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, детская нейро- и патопсихология, клиническая психология вне клинических условий).
Тема 2. Исторические корни клинической психологии.
Проявления ненормальности в истории культуры и их объяснения. Исторический обзор истоков клинической психологии: психиатрия (Ф.Пинель, Б.Раш, П.Жане, Э.Крепелин, В.М.Бехтерев, 3.Фрейд); гуманистическое и антипсихиатрическое направления; общая и экспериментальная психология; дифференциальная психология и психодиагностика (Ф.Гальтон, В.Штерн, А.Бине); философия жизни, понимающая психология и феноменология.
Основные этапы развития клинической психологии с конца XIX до наших дней. Основоположники главных направлений клинической психологии в России и за рубежом (Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд, И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Идиографический и номотетический подходы в клинической психологии.
Тема 3. Методологические проблемы клинической психологии.
Проблема нормы и патологии. Норма как реально существующий и устойчивый феномен. Возможность дихотомии норма-патология. Устойчивость границ нормы: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства. Социо-культурная детерминация представлений о норме. Релятивистские представления о норме. Норма как статистическое понятие. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал.
Индивидуальное и видовое понятие нормы.
Проблема кризиса развития. Кризис - невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы.
Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии (по А.Фрейд, К.Левину, Дж.Макдугалу). Проблема развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Закон Джексона. Распад как специфическая форма развития. Несоответствие законов распада и развития. Роль компенсации при распаде.
Тема 4. Проблема метода в клинической психологии.
Проблема измерения и оценки в клинической психологии. Методы клинической психологии. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии. Плацебо-эффект и механизм его функционирования. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия (Меннингерский проект исследования психотерапии: О.Кернберг и Р.Валлерштейн). Факторы эффективности психотерапевтического воздействия (вера в психотерапевтическую систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).
Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии. Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма (условия адекватности). Explanans (объясняющее) и Explanandum (объясняемое).
Раздел II. Частная клиническая психология
Тема 5. Клиническая психология в соматической медицине.
Психосоматика и психология телесности. Понятие болезни. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К.Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни (Р.А.Лурия). Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный. Структура динамической картины ВКБ: чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение. Личностный смысл болезни и его типы. Болезнь как семиотическая система.
Тема 6. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств.
Классификации психических расстройств в медицине: принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации. Структура основных классификация (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.
Тема 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине.
Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии.
Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов. Биопсихосоциальная модель как интегрирующая. Ограничения каждой из моделей и возможные методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии.
Тема 8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.
Исторический очерк исследований шизофрении: Б.Морель, Э.Блейлер, К.Шнайдер. «Индекс реальности» П.Жане и его роль в развитии современной клинической психологии. Шизофрения: распространенность, культурные и социально-экономические факторы, факторы прогноза. Проблема этиологии шизофрении. Различные модели психических расстройств и шизофрения: психосоциальные теории, когнитивно-бихевиоральные теории, теория личностного дефекта, психоаналитические теории, полиэтиологические модели (гипотеза диатез-стресса). Психотерапия больных шизофренией.
Тема 9. Психологические модели бредовых расстройств.
История развития представлений о бредовых расстройствах: Эскироль, Гальбаум, Гейнрот. Бредовые (параноидные) расстройства: распространенность, средний возраст, прогноз. Основные виды бреда (эротоманический, величия, ревности, преследования, соматический, изобретательства). Различные модели бредовых расстройств. Параноидное псевдосообщество. Факторы прогноза и психотерапия.
Тема 10. Психологические модели аффективных расстройств.
Клиническая психология аффектов и эмоций. Голотимный и кататимный аффекты. Краткий очерк депрессии: Гиппократ, Боне, Ж.Фальре, Ж.Бейарже, К.Кальбаум, Э.Крепелин. Основные симптомы депрессии и их частотность. Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.). Биологические факторы развития депрессии. Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление). Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель аффективных расстройств: анаклитическая депрессия и перфекционистская (нарциссическая) меланхолия.
Тема 11. Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств.
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Тревожно-фобические расстройства: паническое расстройство, агорафобия, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство. Различные модели психических расстройств применительно к тревожным расстройствам: когнитивно-бихевиоральные модели, психоаналитическая модель. Соматоформные расстройства: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое соматоформное болевое расстройство. Основные модели соматоформных расстройств: бихевиоральная, когнитивная и психодинамическая.
Конверсионные и диссоциативные расстройства. Основные симптомы и психологические механизмах (в контексте когнитивно-бихевиоральных и психодинамических моделей).
Тема 12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами.
Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Острая интоксикация, употребления с вредными последствиями, синдромы зависимости, состояния отмены, психотические и амнестические расстройства. Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ. Основные этиологические факторы: биологические (в т.ч. генетические), социологические, психологические (психоаналитические, бихевиоральные).
Тема 13. Психологические модели личностных расстройств.
Психопатии и расстройства личности. Кластеры «А» (расстройства личности, связанные с нарушением оценки реальности), «В» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) и «С» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) в классификации DSM. Клинический и психологический анализ основных расстройств личности: параноидное, шизоидное, шизотипное, истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное, избегающее, зависимое, пассивно-агрессивное. Критерии зрелой личности.
Тема 14. Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии.
Влияние современных технологий удовлетворения потребностных состояний (технологии быстрого питания, пластической хирургии, средства массовой информации и др.) на динамику границ нормы и патологии. Клиническая психология организаций и корпораций (в сфере бизнеса и производства): «психотическая» корпорация, «пограничная» организация, «невротическая» фирма. Использование критерия «индекса реальности» П.Жане. Другие зоны интереса.
Темы рефератов и курсовых работ
- Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
- Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
- Место клинической психологии в системе психологического знания.
- Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
- Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
- Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
- Психологические исследования в клинике расстройств шизофренического спектра.
- Психологические исследования в клинике расстройств аффективного спектра.
- Психологические исследования в клинике расстройств личности.
- Психологические исследования в клинике зависимостей.
Примерные вопросы к экзамену по всему курсу
- Предмет и объект клинической психологии. Представления о клиническом методе.
- Медицинская модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
- Психосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
- Биопсихосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
- Проблема отношение распада и развития в клинической психологии.
- Проблема кризиса развития в клинической психологии.
- Проблема соотношения «нормы и патологии» в клинической психологии. Основные модели «нормы и патологии» в клинической психологии.
- Проблема измерения и оценки в клинической психологии.
- Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии.
- Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия.
- Факторы эффективности психотерапевтического воздействия.
- Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии.
- Основные системы классификации психических расстройств. Принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации.
- Внутренняя картина болезни. Основные модели.
- Болезнь как семиотическая система.
- Чувственная ткань и «первичное означение» болезни. Особенности формирования «первичного означения» интрацептивных ощущений.
- «Вторичное означение» и мифологизация болезни. Симптом как мифологическая конструкция.
- Основные структуры личности в современном психоанализе.
- Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.
- Психологические модели бредовых расстройств.
- Психологические модели аффективных расстройств.
- Психологические модели тревожных расстройств.
- Психологические модели соматоформных расстройств.
- Психологические модели конверсионных и диссоциативных расстройств.
- Психологические модели зависимостей.
- Психологические модели личностных расстройств.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
Наименование разделов и тем
Всего часов Аудиторные занятия – лекции (час.)
Самостоятельная работа (час.)
Раздел I. Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии 1. Предмет и объект кинической психологии 2. Исторические корни клинической психологии 3. Методологические проблемы клинической психологии 4. Проблема метода в клинической психологии Раздел II. Частная клиническая психология 5. Клиническая психология в соматической медицине 6. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине 8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра 9. Психологические модели бредовых расстройств 10. Психологические модели аффективных расстройств 11. Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств 12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами 13. Психологические модели личностных расстройств 14. Новейшие области исследований и зоны особого интереса в клинической психологии Итого IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Литература
Основная
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
- Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. Т.1 (Главы 1-3, 6-8, 10-13, 19, 20), Т.2 (Глава 21, Приложение).
- Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005.
- Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.
- Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
- Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
- Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ, сер.14. Психология, 1987, № 2.
- Медицинская и судебная психология: Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2005.
- Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж. Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1985.
- Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
Дополнительная
- Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М.: МПСИ, 2006.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003.
- Ясперс К. Общая психопатология. М.: Медицина, 1997.
- Смулевич А.Б. Расстройства личности. М., 2007.
- Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002/2006.
- Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. М., 1997.
- Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.
- Rosenhan D.L, Seligman M.E.P. Abnormal psychology. Second edition. N.Y.,L., 1989.
Технические средства обучения
Проектор, слайды.
Программу составил
, доктор психологических наук,
профессор (МГУ имени М.В. Ломоносова)См. также:
- Методическая разработка по курсу "Клиническая психология"
Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.
Общая информация
В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения , маниакально-депрессивный психоз , эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.
Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.
При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.
Предметом клинической психологии могут выступать:
- Подготовка и проведение методов психотерапии.
- Нарушения в психическом развитии.
- Возникновение деструктивных изменений в психике.
- Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
- Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
- Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
- Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.
Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.
Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.
История появления
Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.
Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.
Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.
В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга. Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.
Отрасли клинической психологии
5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.
Методы
Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента. Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека. Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.
- Выделяют такие методы:
Исследование творчества; - Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
- Наблюдение;
- Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
- Беседа и опрос;
- Биографический;
- Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.
Различия психолога и психиатра
Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты. «Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача. Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.
Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение , мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего. Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами. Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии. Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.
Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.
Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.
Особенности работы клинического психолога
Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.
Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.
Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.
Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.
Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.
Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом , неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.
Место работы
Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.
Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.
Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.
Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.
Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания . Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим. Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути.