Классный час о наркомании. Классный час на тему: "Правда о наркомании"
Цель: формирование устойчивого навыка неприятия наркотиков, умения активно противостоять пагубным привычкам.
Форма: беседа.
Оборудование: тематические плакаты и рисунки.
Эпиграф: Мы рождены, чтоб жить достойно.
Нам все для этого дано.
Должны творить, вершить, не быть спокойным,
Не падать вниз, не оседать на жизненное дно.
Есть в жизни много всякого соблазна.
Наркотик — это страшный грех.
Ты должен прокричать, что это грязно,
Да так, чтобы твой крик дошел до всех.
А если честно, крик твой не поможет,
И не поможет никакой запрет.
Весь мир кричать здесь громко должен:
Война наркотикам, наркотикам здесь хода нет.
Ход классного часа.
1. Что такое наркомания ?
Слово классного руководителя.
«Нарке» на древнегреческом означает «ступор», «неподвижность», «беспамятство». Лекарства-наркотики дают тяжелым больным, чтобы облегчить их страдания, чтобы они не чувствовали боли. Но у лекарств — наркотиков коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как например, при сильной жажде, только страшнее.
Наркомания — болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, таблеткам, лекарствам. Избавиться от этого пристрастия человек не может. Привыкший к наркотику организм вызывает такое сильное желание, что человек идет на все - на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотик.
Наркотик - как безжалостный палач. Который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».
2. Мифы современности (ученики выступают по очереди)
Миф 1: От очередного употребления наркотика можно отказаться.
Факт: отказаться можно только 1 раз - первый. Даже однократное потребление наркотика приводит к зависимости.
Миф 2: наркотики дают ни с чем не сравнимое удовольствие
Факт: ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как при выкуривании первой сигареты, — тошнота, рвота, головокружение. Более того. Эйфория 3-4-й дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.
Миф 3: наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Травка - «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания.
Факт: все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.
Миф 4: наркоманами становятся только слабые и безвольные.
Факт: зависимость от наркотиков - это заболевание, оно не имеет отношение к силе воли.
Миф 5: если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.
Факт: любой способ потребления приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ - на более сильные.
Миф 6: талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.
Факт: те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных под «кайфом».
Миф 7: лучше бросать постепенно.
Факт: проще отказаться от употребления наркотиков 1 раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.
3. Опасности, связанные с употреблением наркотиков
— Передозировка ведет к потере сознания и даже смерти.
— Очень часты аварии в состоянии наркотического опьянения.
— Привыкание, физическая и психологическая зависимость.
— Растерянность, эйфория, галлюцинации, которые приводят к смертельному исходу.
— Повышенная эмоциональная возбудимость а неадекватное поведение.
— Провалы памяти.
— Частые головокружения.
— Мгновенная смерть (чистый кокаин).
— СПИД и другие сопутствующие заболевания.
— Потеря интересов, стремлений, лень.
— Врожденные дефекты у будущих детей.
— Повторная тяга к наркотикам после длительного перерыва в их употреблении.
— Физические и психические нарушения.
4 . О провокации
Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы их в покое! Но он кладет сыр внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с мышками, хорошо известно. Также ведут себя те, кто распространяют и продают наркотики.
Запомни:
— Получая что-либо «бесплатно», человек ведет себя подобно мыши, которая стремится за сыром.
— Расплачиваться за «бесплатное угощение» придется не только своим имуществом, но и своим здоровьем и жизнью.
— Не следует пытаться обмануть жулика - он все равно хитрее, значит, нужно держаться от него подальше.
Бойся стать жертвой наркотиков и наркоторговцев!
Предыдущее: ИНСТРУКЦИЯ по ведению журналов учебных занятий в профессиональном училище (лицее)
Следующее: Конспект урока по химии в 9 классе: Обобщение и систематизация знаний учащихся
Конспект классного часа для 8 класса «Наркотики. Оружие самоистребления»
Классный час, посвященный проблеме наркомании.
Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры - без наркотиков не обходятся современные вечеринки, дискотеки, концерты музыкальных групп. Антинаркотическая тема особенно актуальна именно для восьмиклассников, так как, по статистике, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. По форме мероприятие представляет собой час общения с использованием таких методов, как беседа, проблемная ситуация, незаконченное предложение, провокация. Информационный блок классного часа готовят дети.
Цели: провести профилактику употребления наркотических веществ среди детей; расширить представления детей о негативном влиянии психотропных веществ на тело и мозг человека; формировать отрицательное отношение к наркотикам; пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе; побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; развивать стойкие позитивные интересы; пропагандировать здоровый образ жизни.
Подготовительная работа с детьми : распределить роли:
Врачи (2), юристы (2), психологи (2) - для проведения информационного блока (тексты их выступлений есть в сценарии);
Провокатор (1), ученик (1) - для участия в диалоге и психологическом упражнении (тексты - в сценарии).
Оборудование: разрезать страничку с фразами («Как сказать "нет"?») на полоски по количеству учеников, раздать полоски с фразами ученикам. Можно сделать ксерокопию всей странички (по одной на парту), чтобы дети сами выбирали подходящие им фразы.
Как сказать «НЕТ»
1. Спасибо. Я больше в этом не нуждаюсь.
2. Спасибо, мне этого не нужно.
3. Я не курю.
4. Я не собираюсь загрязнять организм.
5. Я не в настроении, поэтому сегодня не хочу.
6. Нет-нет, не сегодня или не сейчас.
7. Нет, мне не нужны неприятности.
8. Спасибо, когда мне понадобится, я дам тебе знать.
9. Мои родители меня убьют.
10. Я таких вещей боюсь.
11. Как-нибудь в другой раз.
12. Эта дрянь не для меня.
13. Нет, спасибо.
14. Если тренер узнает, то заставит меня бежать 20 кругов.
15. Если родители узнают, мне целый год не будут давать денег!
16. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.
17. Нет, спасибо, я еще маленький.
18. Я за витамины!
19. Нет, спасибо, препаратов я не хочу!
20. Я и без этого превосходно себя чувствую!
21. Нет, спасибо, у меня сегодня еще важная встреча.
22. Нет, спасибо, у меня на это аллергия.
23. Нет, спасибо, это опасно для жизни.
24. Ты с ума сошел? Я даже сигарет не курю!
25. Эти «химические радости» не для меня.
26. Нет, я это пробовал и мне не понравилось.
27. Мне не хочется умереть молодым.
28. Спасибо, мне здоровье дороже!
29. Это мне ничего не дает.
30. 0, нет, у меня от этого краснеют глаза!
31. Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.
32. Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
33. Спасибо, но я завязал.
Оформление:
За день до классного часа изготовить листовки (текст - в дополнительных материалах к сценарию), разместить их в классе;
Написать на доске незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»
План классного часа
I. Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата».
II. Интерактивная беседа.
III. Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»:
1. Наркотики и здоровье.
2. Закон против наркотиков.
3. Четыре ступеньки в ад.
IV. Провокация:
1. Диалог «Четыре мифа о наркотиках».
2. Психологическое упражнение «Как отразить провокацию?».
V. Незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!».
VI. Заключительное слово.
VII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата»
Классный руководитель. Наш классный час я хочу начать со статьи, которая мне недавно попалась в Интернете. «Мальчишкам, девчонкам, а также их родителям» - так называется эта статья. Мне кажется, автор обращается именно к вам (читает):
«...А вот и таблетка. Белая таблетка с веселым изображением зайчика или доллара или еще чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнешь ее и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно! Круто? Модно? Конечно же! Все крутые и модные пацаны употребляют такие штучки. Ты становишься очень активным, в тебе просыпается море энергии, океан сил. Не хочется спать, не устаешь. Чудо-таблетка! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200%-ной отдачей. А твои внутренние органы стираются как шестеренки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, ее можно починить. А твое тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток. Сердце станет отказывать, печень тоже начнет барахлить. Ты превратишься в поломанную машину и будешь проклинать тот день, когда в голову тебе пришла идея поплясать, скушав таблетку с веселой картинкой...
Наркотик-это лопата... Да, да, не удивляйся, мой юный друг. Это очень хорошая лопата. Она не сломается, впиваясь в грунт. Она не подведет. Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в темных капюшонах, натянутых на глаза. Это могильщики. А знаешь, что копает эта лопата? Правильно! Какой же ты все-таки умный! Могильщики копают могилы. И могила эта - для тебя, друг мой.
Как только ты возьмешь в руки шприц с какой-нибудь гадостью, как только ты употребишь наркотик, - ты должен знать, что первый ком из ямы, которая станет твоей могилой, извлечен. Скользкая, мокрая земля очень славно ложится на лопаты твоих могильщиков, они потеют, им нравится рыть тебе яму. Да и тебе самому нравится. В первое время. А потом ты уже не можешь заставить их остановиться.
Они прячут лица поглубже в воротники своих мрачных пальто, закрываются от тебя капюшонами. Ты кричишь, а они не слышат. Все. Обратного хода нет. Страшная яма приобретает очертания могилы. Она уже готова. Могильщики приглашают тебя - добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе еще рано? Что, пожить еще хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да все! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Никто не вдувал насильно в твои ноздри белый порошок. Ты сам захотел оживить лопату. И теперь могила готова тебя принять. Не разговаривай, а принимай то, что случилось...
Много еще я могу рассказать тебе, мой юный друг. Но не хочу, чтобы ты утомлял зрение таким большим произведением. Перевари пока то, что я написал здесь. Перевари и усвой. Пускай слова мои войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством-антибиотиком, не позволяющим никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо...».
II. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Мне кажется, статья очень сильная. Почему я решила прочитать ее вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики. Какие впечатления оставила у вас эта статья? Удачный ли образ выбрал автор, говоря, что наркотик - это лопата? Похоже ли описал автор действие таблеток и травки? Или он сгущает краски и не все так печально?
Примерные ответы детей:
Тут слишком много чернухи, но есть же легкие наркотики, они не страшны.
На дискотеках многие чего-то глотают, лижут, но это больше для прикола.
Я с этим пока не сталкивалась. На дискотеки не хожу.
Правда здесь все, наркоманы - законченные люди.
Тут все правильно, только в молодости хочется испытать все. Но это не значит, что сразу стал наркоманом.
Образ лопаты удачный: он бьет по мозгам и по нервам, пугает. А это как раз и нужно, чтобы отбить охоту баловаться наркотиками.
Классный руководитель. Согласны ли вы с тем, что наркомания очень распространена среди молодежи? Знаете ли вы что- нибудь о действии наркотиков?
(Дети отвечают.)
Посмотрите на доску. На ней я написала тему сегодняшнего классного часа. (Читает.) Оружие самоубийства. Так называют наркотики. Это оружие страшной убойной силы. Сейчас оно направлено на каждого из вас. Каждый год оно убивает миллионы людей. Как защититься от этого оружия? Первый способ защиты - это правда, это знание. Но есть и второй, самый надежный способ защиты... Но о нем - попозже. Может быть, вы и сами его откроете.
Итак, вся правда о наркотиках.
III. Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»
Классный руководитель. Информационный блок классного часа сегодня представляют: врачи (имена, фамилии), юристы (имена, фамилии), психологи (имена, фамилии). Слово - медицине.
Наркотики и здоровье
Врач 1. Что такое наркотики? Это сильнодействующие вещества, вызывающие возбужденное состояние и парализующие центральную нервную систему. Что такое наркомания? Слово «наркомания» произошло от греч. narcos - оцепенение и mania - безумие.
Врач 2. Наркомания - это болезнь, которую характеризует влечение к наркотикам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Употребление наркотиков ведет к полному истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов можно смело назвать самоубийцами.
Врач 1. Почти все наркоманы колются в группах по 4-8 человек. Часто у них один шприц на всех. Поэтому наркомания почти всегда соровождается СПИДом, гепатитом, другими заразными болезнями, которые передаются через кровь. За последний год количество ВИЧ- инфицированных увеличилось в 6 (!) раз. 80% из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.
Врач 2. Наркоманы часто умирают от передозировки. А те, кто при этом выживает, становятся неполноценными людьми: не могут двигаться, реагировать, мыслить, говорить. Пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами.
Закон против наркотиков
Классный руководитель. А теперь слово представителям закона. Их информация называется «Закон против наркотиков».
Юрист 1. Во многих европейских странах производство, хранение, употребление и продажа наркотиков - это уголовные преступление. А в странах Азии за одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.
Юрист 2. За хранение наркотиков в крупном размере - 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере - до 10 лет. Причем тот, кто добровольно сдал наркотик и открыл его происхождение, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Есть законы, которые касаются принудительного лечения наркоманов. В России создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России). Ее задача - выявлять и уничтожать каналы наркотрафика, разоблачать мафиозные группы, которые занимаются контрабандой и незаконной торговлей наркотических и психотропных веществ.
Четыре ступеньки в ад
Классный руководитель. Все наркотики имеют смертельно опасное свойство: они вызывают физическую и психологическую зависимость, подчиняют волю человека, разрушают его тело.
Человек, попавший в зависимость от наркотиков, уже не может критически оценить свое поведение и убеждает близких, что может остановиться в любой момент. Но он уже встал на первую ступеньку, ведущую в ад. И мало кому удается изменить путь.
Дорога в ад будет короткой, всего 4 ступеньки. Даю слово психологам {имена, фамилии).
Психолог 1. Первый шаг: простое любопытство и давление услужливых друзей. Они подначивают, дразнят, говорят, что у тебя слабый характер, что ты еще маленький, что надо испытать удовольствие. Они же и предлагают, конечно, бесплатно, попробовать, говоря, что один раз ничего не решает.
Попробовал - тошнота, рвота, расстройство желудка - так организм борется с ядом, даже когда рассудок молчит. После первого эксперимента иногда еще можно остановиться, хотя многие современные синтетические наркотики вызывают зависимость после одного употребления. Но если наркотик становится постоянным спутником дружеских компаний и дискотек - задумайся: ты катишься в пропасть!
Психолог 2. Второй шаг: предупреждение. Вторая стадия зависимости приходит быстро, когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На ее покупку уходят все деньги, которые дают родители. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Жизнь человека изменяется, все, кроме наркотиков, становится безразличным. Еще можно остановиться, попросить о помощи - самому из этой стадии уже не выбраться.
Психолог 1. Третий шаг: дорога в никуда. Это критическая стадия наркотической зависимости. Доза становится ежедневной необходимостью. Все мысли заняты поиском наркотиков. Ради новой дозы человек готов на все: воровство, проституция, разбой, убийство. Человек уже не может ни учиться, ни работать. От постоянного наркотического голода наступают галлюцинации, уходит сон. Тяжелые приступы ярости и отчаяния многих толкают к самоубийству. Но если есть хоть какие-то остатки желания остановить этот ужас, нужно срочно обратиться к специалисту-наркологу.
Психолог 2. Четвертый шаг: последний акт трагедии. Для тех, кто кололся, он наступает уже через 6-8 лет. Жизнь наркомана близится к концу. Жуткая боль не прекращается ни днем, ни ночью. Только наркотик поддерживает существование. Чаще всего - это «белая смерть», героин. Рано или поздно наступит смерть от передозировки. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет. Так заканчивается трагедия, которая начиналась внешне так безобидно.
IV. Провокация
Классный руководитель. А теперь вас ждет провокация. Провокация - это подстрекательство. В роли провокатора - подстрекателя - всегда выступает тот, кто предлагает наркотик. Тот, кому предлагают, может стать жертвой, если поддастся на провокацию и попробует наркотик. Но он может стать и героем, который обыграет провокатора. Широкое распространение наркотиков среди молодежи можно объяснить тем, что многие не знают правды об этом страшном явлении. Поэтому охотно верят мифам, сказкам всяческих провокаторов. Вот мы и решили включить в информационный блок диалог «Четыре мифа о наркотиках». Один из участников - провокатор. Он подбрасывает мифы. Второй его разоблачает. Советую вам внимательно прислушаться к этому диалогу. А вдруг и вас ждет такая же провокация?
Диалог «Четыре мифа о наркотиках»
Классный руководитель. Миф первый.
Провокатор (протягивает ученику пакетик или таблетку). Попробуй - сейчас все это пробуют.
Ученик. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США только каждый пятый употребляет марихуану. А большинство не поддалось этой привычке.
Классный руководитель. Миф второй.
Провокатор. Попробуй - вредных последствий не будет.
Ученик. Это ложь. Зависимость может наступить и после одного- двух приемов, а после некоторых наркотиков даже от одного укола может наступить смерть.
Классный руководитель. Миф третий.
Провокатор. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием.
Ученик. Обман. Любой наркотик прежде всего поражает волю. 90% наркоманов, которые вроде бы решили «завязать», опять возвращаются к наркотику. У современной медицины пока нет таких лекарств, которые лечат психическую зависимость.
Классный руководитель. Миф четвертый.
Провокатор. Да это же безвредный наркотик!
Ученик. Неправда. Безвредных наркотиков не существует. Даже такой легкий, как марихуана, приводит к тяжелым последствиям. Человек становится безразличным, неряшливым, теряет цель в жизни. Но самое страшное, что практически все наркоманы, употребляющие самые тяжелые наркотики, начинали именно с легкого наркотика - марихуаны.
Провокатор (поднимает руки). Сдаюсь! 4:0 в твою пользу!
Классный руководитель. В этих диалогах провокатор потерпел поражение, правда о наркотиках победила мифы.
(Участники диалога садятся на свои места.)
Психологическое упражнение «Как отразить провокацию?»
Классный руководитель. Ученые установили, что каждый наркоман за год втягивает в паутину наркотиков пятерых. Так что каждый из вас может попасть в эти сети. При этом очень важно понять два правила. Первое: «добрый» приятель, предлагая травку, таблетку, марку, жвачку бесплатно, преследует свои корыстные цели. Второе: никто из тех, кто пробовал первый раз, не собирался становиться наркоманом. Они лишь тешили свое любопытство, но результатом может оказаться сломанная судьба. Как я уже сказала, ситуация, когда предлагают наркотик, называется наркотической провокацией. И, по мнению психологов, многие ребята поддаются на эту провокацию, потому что не знают, как отказать. Сейчас мы проделаем упражнение. Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит провокатор и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Листочки бумаги с этими фразами лежат у вас на партах. Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.
(Провокатор подходит к каждому ученику, молча протягивает таблетку или произносит соответствующие короткие фразы: «Подкрепись», «Хочешь?», «Будешь?», «Давай!» и т. п. Дети отвечают заготовленными фразами, которые лежат у них на партах.)
Надеюсь, эти фразы помогут вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, гарантированно, быстро и любой ценой.
V. Незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!»
Классный руководитель. Мы живем в огромном, прекрасном мире, где столько интересного и удивительного! Нужно только оглянуться вокруг. И вы сразу увидите, что можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»
Как бы вы закончили это предложение?
Примерные ответы детей:
Путешествовать, открывать новые города и страны.
Изучать музыку, петь, танцевать.
Ходить по музеям, смотреть картины великих художников.
Заниматься спортом, болеть за любимую команду.
Стать автомобилистом, гонщиком.
Создать хорошую семью, воспитать детей.
Добиться славы, успеха, сделать карьеру.
Просто стать уважаемым человеком, мастером своего дела.
Создать свое дело, разбогатеть.
Заниматься туризмом, альпинизмом.
Построить свой дом, посадить сад.
Написать книгу, сочинить песню, сделать научное открытие.
Знакомиться с людьми, узнавать об их жизни.
Делать добрые дела, помогать людям.
Покупать себе красивые вещи, одежду.
Следить за своей внешностью, не стареть.
Классный руководитель. Каждый человек - хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.
VI. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня наркотики - это страшное оружие, направленное на каждого из вас. Защиту от этого оружия дает знание. Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Но я говорила, что есть еще одно оружие от наркотиков - самое верное, надежное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надежнее всего уберечься от наркотиков?
(Дети высказывают предположения.)
Самый надежный способ избавиться от наркотической зависимости - это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Сегодня мы пытались бороться с наркотиками оружием правды. Что дали вам эти знания? Прибавили уверенности? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? Что вам показалось особенно ценным и полезным? Слушаю вас.
Примерные ответы детей:
Конечно, хорошо, что нам это рассказали. Хоть будешь знать, что тебе предлагают отраву.
Уверенности прибавилось: знаю, как себя вести.
Вообще-то, мне оно не надо, у меня один наркотик - спорт.
Уверенности не прибавилось. Даже страшно стало идти на дискотеку.
Самое ценное - это фразы против наркотической провокации. Их нужно напечатать и повесить на видное место, пока не запомнишь наизусть.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №21"
Классный час
"Наркотики и ПАВ их последствия для здоровья"
7 «а» класс
2013-2014 учебный год
Классный руководитель: Поштариков А.А.
Классный час
"Наркотики и ПАВ и их последствия для здоровья"
Цель: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и их последствия.
Задачи:
Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье - важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.
Формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только здорового образа жизни.
Оборудование: листы белой бумаги, ручки, цветные карандаши, плакаты с информацией о профилактике наркозависимости, компьютер, проектор, презентация «Диалог о вредных соблазнах», листовки-обращения, карточки с заданиями, рисунки учащихся на тему «Мы - против наркотиков!»
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа получает лист ватмана, карандаши, фломастеры, ручки, тетрадные листы.
II. Введение в тему
Учитель:
Трудно себе представить то благотворное изменение,
которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди
перестали одурманивать и отравлять себя водкой,
вином, табаком и опиумом.
Л. Н. Толстой
Сегодня наш классный час будет посвящен наркотикам и последствиям их употребления.
Ребята, что такое наркотики?
Считаете ли вы, что использование наркотиков не приводит ни к чему плохому? Почему?
Как вы думаете, почему многие люди начинают употреблять наркотики, курить, принимать алкоголь?
Как вы думаете, почему подростки склонны к вредным привычкам?
Психолог предлагает учащимся заполнить анонимные анкеты, состоящие из следующих вопросов:
Ваш пол.
Ваш возраст.
Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики?
Как ты относишься к проблеме употребления наркотиков?
Был у тебя собственный опыт употребления наркотических веществ?
Есть ли у тебя друзья, употребляющие ПАВ?
Сможете ли Вы сказать «нет» своему другу (подруге), предлагающему «один разок» попробовать наркотик?
Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование подростками наркотических или токсических веществ?
По вашему мнению, подростки, которые используют наркотические или токсические вещества, чаще всего получают их от…
Как вы считаете, когда происходит знакомство молодых людей с наркотическими или токсикоманическими веществами?
Кому вы сможете довериться в случае, если начали употреблять наркотики и чувствуете зависимость от них?
Учитель:
Ребята, тема нашего классного часа очень сложная и серьезная, поэтому формы работы у нас, сегодня, будут самые разнообразные, одна из них - работа в группах. Для этого мы должны установить определенные правила работы в группе:
Каждый имеет право отказаться от предложения выступить, пропустить игру;
Все что происходит в группе не выходит за её пределы;
Высказываться только от своего имени;
Не критиковать точку зрения другого;
Не перебивать;
Высказываться только от своего имени - «Я считаю», «Я чувствую»
Санкции к нарушителям, предлагают сами учащиеся.
III. Работа по теме
Учитель: Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется ситуацией в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков.
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков и детьми 6-7 лет.
Ребята, а как вы думаете, можно ли наркоманию и токсикоманию назвать болезнью?
Наркомания - это тяжелая болезнь, неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека (особенно подростка) и оканчивающаяся преждевременной смертью.
А как вы думаете, алкоголь и курение относятся к наркотическим веществам?
Задание №1 (работа в группах)
Нарисуйте портрет зависимого человека (от табака, алкоголя, наркотиков). Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы - 10 минут.
(Обсуждение.)
«Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».
Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.
Миф №1: наркотики - обязательный атрибут красивой жизни. На самом деле: не все то золото, что блестит.
Миф №2: если не колоть в вену, зависимости не будет. На самом деле: любой способ употребления ПАВ приводит к зависимости.
Миф №3: чтобы завязать, нужно постепенно снижать дозы. На самом деле: отрубать хвост собаке по кускам гораздо больнее, чем делать это сразу.
Помогает в обсуждении каждого мифа учитель.
Задание №2
Участники каждой команды представляют собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма, разного содержания от подростков.
Задача группы: сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы 10 минут.
Письмо №1
«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома.
Что мне теперь делать?»
Письмо №2
«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит с ними.
Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»
Письмо №3
«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится.
Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»
IV. Итог
К чему приводит употребление наркотиков?
Как вы думаете, могут ли наркотики и токсикомания лишить чего-то человека?
Какие основные жизненные ценности человека вы знаете?
В заключение мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.
В далеком-далеком прошлом, когда табак был только завезен из дальних стран, у подножия горы Арарат, что в Армении, жил один старец, добрый и мудрый был человек.
Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его.
Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали наперебой: «божественный лист, божественный лист - в нем есть средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец к толпе и сказал: «Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».
Купцы обрадовались старцу и улыбаясь повернулись к нему.
Ты прав, о мудрый старец! - сказали они. - Но откуда ты знаешь столь много о чудесных свойствах божественного листа?
Мудрец пояснил: «Вор не войдет в дом курящего только потому, что будет всю ночь напролет кашлять. Через несколько лет использования этого божественного листа (курения) человек ослабевает и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека в руках которого палка?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым…»
Отошли люди от чужеземных купцов, задумались…
Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье - только в ваших руках.
Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное - они лишают человека жизни! (Всем участникам мероприятия раздаются буклеты по данной тематике).
Всего вам доброго! До новых встреч!
Классный час о наркомании « Ты должен жить»
"Наркомания не делает поблажек, она забирает человека целиком, вместе с его телом, душой и рассудком". Ратмир Тумановский
"Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью".Франсуа Мориак
"Капля никотина убивает пять минут рабочего времени". Ратмир Тумановский
Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Сегодня мы побеседуем о проблеме наркомании. Дайте, пожалуйста, определение понятиям «наркомания», «наркоман». (Школьники приводят примеры своих определений).
Библиотекарь : А теперь скажите, согласны ли вы со следующими утверждениями:
Наркомания – это преступление.
Наркомания – это болезнь.
Наркомания неизлечима.
Наркоманы – это зомби.
Наркоман может умереть от передозировки наркотика.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Наркомания – это болезнь, которая излечима.
У наркомана нет друзей.
Учащиеся должны объяснить, почему они согласны или не согласны с тем или иным утверждением.
Библиотекарь: Термин наркомания происходит от греческих слов narke – «оцепенение», и mania – «бешенство, безумие». Традиционно «наркомания» - это медицинский термин. Это заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Организм, привыкший к наркотикам, испытывает такое сильное непреодолимое желание избежать болевых ощущений, возникающих во время абстинентного синдрома, что человек идет на все: обман, воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркоман лишается всех других радостей жизни и приговаривает себя к ранней мучительной смерти.
Во всем мире за наркотическими и психотропными веществами установлен строгий контроль. Они назначаются и применяются под наблюдением врачей. Производство, реализация и употребление некоторых наркотиков, например, гашиша, вообще запрещены.
Библиотекарь: Как вы думаете, есть ли какие-то отличительные признаки у людей, употребляющих наркотики? Можно ли определить по внешнему виду?
(Варианты ответов школьников: ухудшение поведения; равнодушие; синяки, порезы, микротравмы; покрасневшие глаза, измененные зрачки, отечность).
Ученые выяснили: для того чтобы человек был здоровым и прожил долгую жизнь, необходима хорошая работа нервной системы, управляет которой головной мозг. Если есть неполадки в его работе, страдают и другие органы человека. Выпадают волосы, ломаются ногти, возникают неизлечимые болезни печени, почек, сердца, кожа становится землистого цвета, лицо напоминает маску, тело обессилено и истощено до предела. Мало кто из наркоманов дотягивает до 30 лет. Даже если человек начинает пользоваться наркотиками в 18 лет, к 20 годам он уже не может без них жить, а шансов дожить до 30 лет у него почти нет, даже если до начала своего пагубного пристрастия он отличался отменным здоровьем. "Самое страшное, что, раз или два попробовав наркотики, человек не может бросить их, потому что смертельно боится боли дикой силы. Это похоже на страшную сказку: идет человек по прекрасному саду и видит красивый дом... Любопытство толкает заглянуть. Входит, в сзади хлоп. И нет выхода. И внутри нет никакой красоты - пустота, мрак и боль... Можно выйти, разрубив стену. Но это сопряжено с болью и ужасом. Надеешься на чудо. Но чудес не бывает! Кричишь: "Помогите!”. Услышат ли? - вот выдержки из письма бывшего наркомана.
Библиотекарь: Когда подросток начинает употреблять наркотики, то можно заметить изменения в его поведении. Это увеличивающееся безразличие к происходящему рядом; уходы из дома и прогулы в школе; трудность в сосредоточении, ухудшение памяти; неадекватная реакция на критику; частая неожиданная смена настроения. Признаки – «улики» -это следы от уколов, порезы, синяки; свернутые в трубочку бумажки, капсулы и др. Наркозависимость выражается также в нарушении сна, мышечных и суставных болях, снижение половой потенции, похудение и нарушении защитных свойств организма.
Библиотекарь: А что Вы можете сказать по поводу наркомании и СПИДа? Что такое Вич-инфекция вообще?
Школьники:
Эта болезнь появилась в 20 веке. Она относится к болезням, у которых скрытый период может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Вирус иммунодефицита человека распространяется в последнее время с огромной скоростью.
СПИД – это болезнь, которая передается через кровь, ею может заболеть каждый. В первую очередь это, конечно, наркоманы, которые пользуются чужими шприцами или набирают наркотик из общей емкости.
Библиотекарь: СПИД и наркомания неотделимы друг от друга. Употребление наркотиков становится одной из самых острых социальных проблем и серьезным испытанием для общества в целом и молодого поколения в частности. Это может касаться каждого из нас, наших близких и друзей, к сожалению, даже детей. Средний возраст первой пробы наркотиков составляет 13 лет и постоянно снижается, встречаются подростки, употребляющие наркотики в 11 лет.
Известно, что один наркоман вовлекает в наркоманию от 10 до 15 человек. Благоразумие, стойкость и выдержка в рискованных ситуациях, умение сказать «нет» в ответ настойчивым уговорам, способность постоять за свое достоинство, честь, даже если это трудно, уберегут Вас от СПИДа и других опасных заболеваний. Давайте посмотрим, какую памятку выпустил Уфимский городской центр медицинской профилактики, какую информацию предлагают нам его специалисты (приложение 1).
Библиотекарь: Преследуется ли употребление наркотиков законом? Могут ли за использование наркотиков посадить в тюрьму?
Школьники: По российским законам все процессы, связанные с наркотическими веществами, находятся под контролем государства. В нашей стране принят Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Его содержание прежде всего определяет позицию государства по отношению к использованию наркотиков, порядок контроля над распространением наркотических веществ и т.д. Так, статья 40 гласит: «В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств без назначения врача».
В главе 25 уголовного кодекса РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» есть целый ряд статей, предусматривающих наказания за действия, связанные с наркотиками.
Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Однако по статье 229 ответственность несут уже 14 летние подростки. При этом следует понимать, что даже ничтожно малое количество наркотиков, которое обнаружит представитель закона, служит основанием для задержания и целой цепи неприятностей.
Библиотекарь: Что можете сказать о состоянии наркомании в стране, в республике?
(Варианты ответов школьников: состояние катастрофическое, это тихая война, где нет бомб, снарядов и солдатов с автоматами).
Библиотекарь: Да, верно, Россию постигло несчастье, сравнимое разве, что с войной: число наркоманов в стране растет не по дням, а по часам. Число больных наркоманией в 90-е годы возросло более чем в 9 раз, в настоящее время в России зарегистрировано почти 500 тысяч потребителей наркотиков, 60 процентов из которых составляют люди в возрасте от 18 до 30 лет. По оценкам экспертов, в стране насчитывается 3,5 млн. наркоманов. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей. Число смертных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние 10 лет среди населения России в 12 раз, среди детей – в 42 раза.
Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевают ВИЧ-инфекцией, из них 70% приходят к этому через внутривенное введение наркотиков.
Не радует и статистика нашей Республики Башкортостан. По последним данным в органах здравоохранения РБ зарегистрировано 5126 больных наркоманией, 1719 потребителей наркотиков и 213 токсикоманов. При этом, в сравнении с 1984 годом количество состоящих на учете больных наркоманией в расчете на 100 тыс. населения увеличилось в 83,7 раза, а по сравнению с 1996 годом в 6,5 раза. Значительно превышает среднереспубликанский уровень заболеваемости наркоманией (125,6 на 100 тыс. населения) в городах Туймазы (357,6), Октябрьский (299,6), Стерлитамак (260,7), Уфа (197,4), Белебей (193,6), Кумертау (183,6).
Каковы пути решения проблем наркомании?
Школьники:
Усилить контроль за оборотом наркотиков;
Создать неформальное объединение по месту жительства, поскольку речь идет о здоровье всего общества.
Библиотекарь: В сегодняшней нелегкой ситуации сложившейся с незаконным оборотом наркотиков в России, перед обществом стоит важная задача – всеми силами противостоять распространению наркомании. Сегодня в нашей стране действует свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок и располагающими широкими связями вне России. Регионы, географическое положение которых связано с Уралом, в последнее время все больше привлекают внимание наркодилеров. Башкортостан входит в их число, Республика находится на пересечении железнодорожных, автомобильных и воздушных коммуникаций, связывающих наркопроизводящие регионы юго-востока страны и Средней Азии с центром России.
Тревожная ситуация заставляет государство буквально объявить войну наркомафии. Только в течение первых десяти месяцев работы наркоконтроля России было выявлено около 33 тысячи наркопреступлений, изъято около 29 тонн наркотических средств, ликвидировано 74 подпольных лабораторий и более 1300 иных мест незаконного изготовления наркотиков.
Итак, начало глобальному противостоянию наркотикам положено. Отрадно, что в эту борьбу включилось и общество.
Активную работу в этой области ведут общественные организации. Но самое главное, чтобы молодежь наконец то стала понимать, что наркотики это вовсе не радость и блаженство, а верная смерть. Если этот факт поймут, то с наркоманией будет покончено навсегда!
Библиотекарь : По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. С одной стороны, те молодые люди, которые начинают в школьные годы начинают употреблять крепкие алкогольные напитки потом быстро переходят на наркотики. С другой стороны, отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем.
Библиотекарь: Скажите, к каким же последствиям ведет наркомания?
Школьники: Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.
К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение организма. В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности, сначала снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Механизм криминальных последствий наркомании обусловлены и может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить учебу или работу, вынужден искать противозаконные пути их приобретения, чаще всего путем краж, ограблений и т.д. При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина – неудовлетворенность жизнью.
Викторина:
1.Индейцы майя и ацтеки клали под язык листья коки. Для чего они это делали? (для поддержания сил в дальних походах).
2.Китайцы тысячелетиями курили опиум. Для чего им это было необходимо? (так они снимали стресс и улучшали сон)
3.Где в настоящее время используются наркотические вещества по закону? (в медицине)
4.Как употребляются наркотики? (инъекции, принимают внутрь, нюхают, курят, кладут под язык)
Библиотекарь: Благодарю вас за откровенный разговор. Думайте о своем будущем и не давайте наркотикам опустошить Вашу жизнь и жизнь Ваших родных и близких.
ПАМЯТКА
ОСТОРОЖНО - НАРКОТИКИ
ДОРОГИЕ ЮНОШИ И ДЕВУШКИ!
Нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Что это такое? Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Организм, привыкший к наркотикам, испытывает такую сильную боль без наркотика, что человек идет на все: обман, воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотики – безжалостный плач, который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».
Почему люди становятся наркоманами? Разве их заставляют? Нет! К наркомании принуждают! Тут кроется ужасный обман. Наркотики очень дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. А продавцам нужны покупатели, то есть несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать за них любые деньги. Поэтому новичкам предлагают эту отраву почти бесплатно, уговаривая: «Попробуй, это приятно. Это интересно». Или «Наркотики – для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй!». Но никакой смелости тут нет. Наоборот, смелым может считать себя лишь тот, кто не идет на поводу, отказывается от яда.
Продавцы наркотиков специально подсылают своего человека в компанию подростков, чтобы подростки заразились этой болезнью и стали покупать зелье. Наркодилеры обещают, угрожают, заманивают, прикидываясь обыкновенными парнями и девчонками; пускаются на все, лишь бы ты попробовал хоть раз. Они получают прибыль, а ты платишь своей жизнью. Ведь даже одна, первая доза, может оказаться началом гибели! Никто не знает, как подействуют наркотики именно на твой организм. Кто-то пробовал один раз – и ничего, а ты попробуешь – привыкнешь и пропадешь! Наркотики убивают даже самых сильных, умных людей, разрушают память, волю, делают их психическими и физическими инвалидами, обузой для семьи и общества, заставляют вести тайную жизнь, толкают на преступления.
Юноши! Берегите девушек! На них наркотики действуют еще страшнее, чем на вас, и вылечить девушек практически невозможно. Молодые люди, если вы хоть немного чувствуете себя мужчинами, вырвите отраву из рук девушки и сами никогда не прельщайтесь наркотиком.
Вы знаете: курить – здоровью вредить. Вы знаете, как опасен для человека алкоголь. В наркотиках же – смертельная опасность! Не курите и никогда не берите чужих сигарет – в них может оказаться наркотик. Не прикасайтесь к спиртному – в него может быть подмешан яд.
Помните, что наркомания – не сладостное занятие, не баловство, не приятное время провождение в компании, а смертельная болезнь. Неизлечимая, страшная, мучительная, весь ужас которой в том и заключается, что поначалу она кажется безобидным занятием.
Учтите, что болезнь наркоманов и жажда наживы сбытчиков делают их подлыми людьми. Там, где наркотики, нечего ждать честности и справедливости, там люди способны на все. Берегитесь наркотиков!
Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни для смелости, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе не принимайте, не пробуйте, не нюхайте наркотики, не прикасайтесь к ним! Если же с вами случилась беда, то сегодня же откажитесь от очередной дозы, пока есть еще хоть немного разума в голове. Завтра он покинет вас.
Все это надо знать, об этом надо помнить! Пусть число больных наркоманией не увеличивается ни на одного человека. Если вас будут уговаривать, заставлять принять наркотик, если вы почувствуете, что попали в такие сети, то немедленно посоветуйтесь с тем из взрослых людей, кому вы доверяете.
Эта памятка – предупреждение. Большинство из вас никогда не встречались ни с наркотиками, ни с наркоманами и знают о них лишь из газет и телепередач. Но при любой попытке соблазнить вас наркотиком, заразить наркоманией – вспомните, о чем вы прочли.
ЗАПОМНИТЕ:
НЕ БРАТЬ И НЕ ТРОГАТЬ!
НЕ ПРИКАСАТЬСЯ И НЕ ПРОБОВАТЬ!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Для того, чтобы избежать проблем, связанных с употреблением наркотиков, помните:
Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.
Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.
Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы от того, что он может принимать наркотики.
Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в компании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.
Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.
Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.
Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.
Помните! Если ребенок принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!
Признаки пристрастия ребенка к наркотикам.
Резкая смена друзей.
Резкое ухудшение поведения.
Изменение пищевых привычек.
Случаи забывчивости, бессвязная речь.
Резкие перемены настроения.
Полная утрата прежних интересов.
Внезапное нарушение координации движений.
Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.
Методическая
разработка по профилактике табакокурения,
наркомании и алкоголизма. На тему:«Я
хочу быть счастливым!..»
1.Направление методической разработки психолого-педагогическое. Методическая разработка призвана помочь учащимся приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость негативному и вредному влиянию.
2. Участники: 27 человек (15-16 лет); 1 мальчик- учащийся 4 «А» класса.
3. Срок реализации: обучение рассчитано на ежегодную реализацию.
4. Оформление, оборудование и инвентарь.
Класс подготовлен для открытого мероприятия. На доске название открытого урока; представлена презентация. Учащимися была показана сценка по профилактике наркомании и табакокурения. Подготовлены видеоролики.
Обоснование выбора проблематики методической
разработки.
В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
В этих условиях важно развитие и усиление «Я» подростка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Необходимо сформировать устойчивые антинаркотические установки у подростка, способствовать достижению и развитию его личности.
Концептуальные основы, цели и задачи разработки.
В современных условиях важно развитие и усиление «Я», формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.
Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни, выделение негативной роли ПАВ.
Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания.
Цели:
Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
пропаганда здорового жизненного стиля;
предотвращение начала наркотизации у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к наркогенному соблазну;
формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
профилактика и предупреждение наркомании среди учащихся;
учить детей оценивать последствия своих действий (слайд №2).
Задачи:
Предупредить возникновение у подростков установки на желание попробовать наркотик;
Дать представление учащимся о наркотических средствах;
Научить детей оценивать последствия своих действий;
Показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека (слайд №3).
Ожидаемые результаты реализации:
Недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или
токсикоманические вещества;
Укрепление общего психического здоровья детей и подростков;
Обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в
решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании
современных детей и подростков;
Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в
образовательном учреждении;
Основные положения содержания и направления
профилактической деятельности.
Природа не терпит пустоты, и каждый педагог знает: для того, чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей. То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения. Используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность. Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках. Разговоры с молодыми, здоровыми людьми о проблемах здоровья, как правило, не имеют успеха. Однако вопросы любви, брака и деторождения интересуют молодежную аудиторию, особенно в старших классах. И здесь обязательно надо говорить о влиянии наркотических веществ на потомство. Главная задача антинаркотического просвещения - добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.
Ход занятия.
1.Вступительное слово учителя.
Наше занятие сегодня посвящено проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании? Итак, тема нашего занятия: «Я хочу быть счастливым!..». Мы поговорим с вами о такой актуальной проблеме на сегодняшний день- употребление наркотиков.
Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.
В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркотики, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.
Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:
1) Наркотик - это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания - это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.
2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка,- который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем.
3) Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация (слайд №4).
(Вопрос к учащимся: Как вы считаете, что побуждает человека впервые попробовать наркотических веществ? Отвечают ученики.)
Учитель: Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:
Бесплатное предложение попробовать наркотик.
Из любопытства.
Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15-20 раз выше, чем на алкоголь.
Низкая самооценка подростка.
Стремление уйти от тоски и одиночества (слайд № 5).
В переводе с древнегреческого языка слово «наркотик» означает «приводящий в состояние оцепенения, отупения, одурения». Среднестатистический срок жизни наркоманов – 6 лет, в большинстве случаев они умирают от передозировки (слайд №6).
(Вопрос к учащимся: Какие вы знаете наркотические вещества? Затем следуют ответы учеников.)
Наркотики и наркотические вещества.
Наркотики делятся на две
основные группы – химические и
растительные по происхождению. Они
оказывают прямое воздействие на
головной мозг и нервную систему в
целом, и приводят к ранней смерти.
В
нашей стране к наркотикам относятся
(примеры):
Опий, морфин, героин;
Кокаин, эфедрон, и др., которые действуют на психику человека;
Гашиш, анаша, марихуана, ЛСД и др., которые вызывают галлюцинации, т.е. человек видит то, чего на самом деле нет;
Экстази – приводит к сильнейшему возбуждению, за которым следует полная потеря сил;
Токсические вещества:
Разные растворители, лаки, краски.
Снотворные лекарства.
Лекарства, вызывающие галлюцинации.
Алкоголь и табак (слайд №7).
Как же говорят люди, страдающие этой болезнью? Многие и хотели бы бросить, но им это очень тяжело сделать. Большинство жалеют о том, что когда-то впервые попробовали наркотик (по каким причинам мы уже с вами выяснили). Наркомания- это болезнь не только физического привыкания. В первую очередь болезнь психологическая. Страдает и сам наркоман, и его семья. Давайте с вами посмотрим на экран.
Письмо наркоманки.
«Здравствуйте! Я, бывшая наркоманка, «сидела на героине» около двух лет… А началось все с такого легкого наркотика, как марихуана… Когда после первой пробы я начала курить «план», через некоторое время мне захотелось большего и, естественно, я перешла на героин. Есть такое выражение – «героин умеет ждать», очень верное высказывание. Но если просто покурить плана, то ваша встреча с ним случится на много быстрее. «Это же не наркотик!» - кричат тинейджеры, которых манит «запретный плод» и которые еще, слава Богу, не увидели обратной стороны монеты и, дай Бог, не увидят никогда всей этой дряни, к которой приводит марихуана. Может быть, марихуану и можно было бы назвать «легким наркотиком», хотя бы потому, что от нее не наступает очень сильной физической зависимости. Да поймите же Вы! После года курения марихуаны, более чем 50 % из Вас захотят чего-нибудь покрепче! Марихуана – это прямая и самая короткая дорога к таким наркотикам, как героин или кокаин… А попробовав хоть раз эти наркотики, мало кто останавливался. Но это уже совсем другая история» (слайд № 8).
У подростков существует такое мнение, что есть «слабые» наркотики, а есть «сильные». И если попробовать «слабые», то они не приводят к зависимости. И от них можно легко отказаться… Но это заблуждение. Из письма мы видим, что все начинается именно с так называемых «слабых» наркотиков. Недопустимо деление на наркотики «слабые» и «сильные». В настоящее время появились такие вещества, что привыкание наступает после первой дозы.
Реальная наркогенная ситуация в детско-подростковой среде:
Из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными средствами, около 41,2 % детей впервые встретились с наркотическими веществами в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и в клубах – 32%; в компаниях – 52,3%; в учебных заведениях – 5,8%; в одиночестве – менее 4%) (слайд №9,10).
Основную группу риска составляют несовершеннолетние – дети и подростки, преимущественно лица мужского пола в возрасте от 11 до 18 лет; при этом в группе токсикоманов и наркоманов, возраст первой встречи с токсическими веществами составляет от 11 до 14 лет, наркотиками – от 12 – 16 лет. Наиболее серьезный всплеск наркомании и незаконного оборота наркотиков в РФ относится к началу 1990-х годов и продолжается до настоящего времени (слайд№11). (Вопрос к учащимся: Как вы считаете, с чем это связано? Ответы учеников.).
Учитель: В различных странах за преступления, связанные с наркотиками, предусмотрены строгие меры наказания: в России – от 5 до 15 лет тюремного заключения, в США – от 5 до 20 лет, в Турции – пожизненное отбывание наказания или смертный приговор (слайд №12).
В современном обществе наряду с наркоманией происходит чрезмерное употребление алкоголя. Большинство людей понимают, что алкоголь является наркотиком. Его употребление вызывает галлюцинации и припадки, а также провалы в памяти и различные заболевания, укорачивает жизнь и нередко приводит к несчастным случаям, даже со смертельным исходом. Лишь немногие знают, что никотин, содержащийся в табаке, тоже наркотик (слайд №13). (Показ видео №1).
2. Выступление учащихся:
Сценарий:
«Парк подросткового периода».
(На
протяжении всего выступления звучит
музыка).
Ведущая:
Здоровью
– да! Куренью – нет!
Наркотикам –
тем паче!
Нам по-другому жить
совсем,
Никак нельзя иначе!
Если
хочешь прожить век –
Откажись
от вредного.
Ведь здоровый человек
–
Нет
более ценного!
Все наши девчонки, да
и мальчишки,
Забросив портфели, где
лежат книжки,
Бегут скорее в парк
гулять,
А парк решили мы назвать…
«Парк
подросткового периода»
(Под музыку
появляется девочка, встречает Никотин)
Никотин:
Привет,
подружка, как дела?
Проблемы
поглотили?
Из дома в парк гулять
ушла,
Тебя там пожурили?
Ты приходи
сюда, почаще,
Со мною встреч ищи,
И
жизнь покажется, послаще,
Да, плюй
на всё и не пищи!
На, покури и всё
пройдёт,
Хоть успокоишь нервы,
Лишний
жирок с тебя спадёт,
Ведь труден шаг
лишь первый.
Ты с сигареткой без
проблем,
Крутая и отменная
«Мальборо»,
«Кэмел» и «Элем»,
Ты у меня не
первая.
(Девочка берёт из рук Никотина
сигарету)
(Проходит мимо старик)
Старик:
Брось
сигарету! Табачный дым полон химических
ядов.
Брось, сигарету, тебе говорю!
Себя
отравлять не надо.
Я молодой ведь
ещё паренёк,
Только похож, на деда.
Было
сначала мне невдомёк,
Не понимал
беседы.
Быстро добил меня Никотин,
Кашляю,
задыхаюсь.
И ты поверь, я не один…
Тебя
предостеречь стараюсь.
Никотин:
Рак
лёгких!
Это ерунда!
Зато есть
наслажденье!
Старик:
Промчались
быстренько года,
Теперь живу в
мученьях!
Перед тобой живой
пример,
Курящего мальчишки.
Я – в
общем-то, пенсионер,
Плохи мои
делишки.
Девочка:
Не
хочу лицо иметь
Земляного цвета.
Не
хочу быстро стареть,
Брошу
сигарету.
Пороки злые победим
Я
молода, сильна, красива,
Сама я вправе
выбирать…
Хочу здоровой быть,
счастливой!
(Девочка отдает сигарету
назад Никотину и убегает. Вздохнув,
уходит старик)
Ведущая:
Где-то
музыка гремит,
Дискотека ждёт
ребят.
Малыш всё ещё не спит,
Рядом,
старший его брат.
(Выходят два
мальчика)
Брат:
Глянь,
как клёво! По приколу!
Слушайся во
всём меня!
Малыш (учащийся 4 «А» класса):
Ты купи мне, братец, «Колу»
Брат:
«Колу»?
Это всё фигня!
На дискотеку тот
идёт,
Кто оторваться хочет,
Тут от
музыки торчишь,
Так она грохочет.
И
соблазны тут кругом:
Тот суёт
бутылку,
Чтоб забыли обо всём, опьянели
пылко.
То колёса вдруг суёт, девочка
– дурёха…
Малыш:
Говорил,
не помню кто:
«Это очень плохо!»
Брат:
А
наркотою, слабо, баловаться?
Малыш:
Я
не хочу всем этим увлекаться.
Слышишь,
братишка!
Что ты зеваешь?
Дрянь
невозможную ты выбираешь.
Подумай
и дай мне скорее ответ,
Умереть ты
хочешь или нет?
Брат:
Бросить
всё это мне нелегко!
Ты, помоги мне,
младший дружок,
Сделать к здоровью
первый рывок.
Малыш:
Видишь
небо? Облака?
Это видишь ты пока.
Видишь
солнце, видишь лес…
Брат:
Далеко
я, брат, залез.
Малыш:
Собери
в кулак ты волю,
К радуге с тобой
пойдём…
Изберу другую долю.
Счастливо
мы заживём!
(Уходят)
(Появляются
две девочки)
Девочка
1:
Как
соблазнительны в подъезде вечера!
Табак,
наркотики в подвальном закоулке,
По
городским притонам пьяные прогулки,
Дурман,
опутавший до самого утра.
Пускай всё
сон, пускай судьбы игра,
С конца иглы
к тебе приходят чрез объятья,
На том
и этом свете буду вспоминать я,
Как
соблазнительны такие вечера!
(Девочка
2 разглядывает подругу)
Девочка
2
Глаза
опустели,
Нет радости в них.
Наркотик
и деньги,
Все мысли о них?
Девочка
1:
Да,
тело всё ноет
И ломкой объято,
Спасите,
на дозу, мне дайте, ребята!
(Обращается
к мимо проходящей девочке-
спортсменке).
Девочка- спортсменка:
Свежим
воздухом дышу,
В тренажерный зал
хожу.
И вам дам совет друзья -
Дружить
со спортом, как и я.
Одно скажу -
здоровье нации - залог развития
цивилизации!
Мы ребята за
здоровье,
Молоко мы пьем коровье,
Чтоб
здоровью не вредить
И воспитанными
быть.
Нужна: воля и закалка, мяч
Гантели
и скакалка.
(Девочка- спортсменка уходит).
Девочка
2:
Очень
страшен твой недуг!
Посмотри скорей
вокруг!
Летит планета в космосе
безбрежном,
А на планете – речка,
луг!
Ты, среди трав, берёзок нежных,
Как
птица ты мечтаешь вдруг
Расправить
крылья и взлететь повыше
И разорвать
опасный круг,
И знать, что счастье
тебя ищет.
Спорт, музыка, творчество,
друзья!
Добрые дела, вместе ты и
я!
(Тянет за руку, уходят)
(В парке
появляются два мальчика)
1-й:
Училка
достала меня, нет, уж, силы!
Чтобы я
басню эту учила.
Басня про Васю, что
наркоман.
Я положила эту басню в
карман.
2-й:
Мне
прочитай, я послушать готов.
Кто
написал эту басню? Крылов?
1-й:
Нет,
не Крылов!
2-й:
Ну,
да и пусть1
1-й:
Только
не знаю её наизусть.
(Читает
басню)
Подростку Васе в голову пришло,
за страшное приняться ремесло! Кто
знает, скукой ли его лукавый мучил,
иль может быть ему здоровый дух
наскучил. Да только вздумал, во дворе
крутым чтоб быть, наверно надо травку
покурить, как где-то слышал «Кайфа
подловить».
«Да в чем нужда? Для этого
досуга» - стал голос внутренний Василью
говорить. «Смотри, дружок, потом ведь
будет худо! Ты будешь, свет кляня,
бесцельно жить! Запомни, друг, лиха
беда начало!» - но голоса не замечал
он. Да ладно, невидаль, какая! Немного
травки покурю и веселее заживу. Пошел,
нашел, а много ль надо? И вот уже одна
отрада - затяжка, поиск новой дозы. Уже
не радуют ни весны, и ни первые морозы.
И Вася чуть живой плетется еле-еле.
Больной, худой - как будто и души нет
в теле. Тут видя, что пацан почти пропал,
мы поспешили Васе на подмогу, отыщем
вместе светлую дорогу. Досугом мы
здоровым увлечем, в мир спорта,
творчества его мы поведем!
Пример
сей - горькая другим наука.
Есть дело
по душе - и не замучит скука.
И не
потянет травку покурить!
И знайте,
люди: чем в вечном наркотическом угаре
быть,
Ты можешь жизнь свою достойно,
счастливо прожить!
2-й:
Пойдём
и выучим, я чтец со стажем,
Ну, а потом,
мы всем её расскажем!
(Уходят)
Ведущая:
Парк
опустел. А возраст подростковый
Пусть
изберёт путь новый.
Пусть мирно
спится под миром звёздным,
Здоровье
будет у молодых.
Пока не поздно, пока
не поздно,
Спасём от гибели людей
живых.
Кто не курит сигарет, никотину
скажет «нет!»
Кто
наркотики не пьёт, кто смеётся и
поёт?
Кто не пьёт сегодня пива. Что
б с фигурой быть красивой?
Кто здесь
курит, кто здесь пьёт? Кто неправильно
живёт?
Так давайте змеям этим
Мы
дадим отныне БОЙ!
Наркоте
и сигаретам,
И спиртному – всё!
ОТБОЙ!
Чтобы
были мы здоровы,
Чтоб здоровье детям
дать!
Чтоб
могли отныне снова
Все работать,
жить, мечтать.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами поговорили о проблеме наркомании и табакокурения. Выяснили причины и последствия употребления наркотических веществ. Каждый из вас должен сделать свой правильный выбор. И посмотрев следующий социальный видеоролик, я надеюсь, вы о многом задумаетесь.
3.Показ социального видеоролика.
4.Учитель завершает занятие:
Никотин, алкоголь, наркотики
Это вам не антибиотики.
За здоровье, общение, спорт
Выступает наш дружный народ.
Желаю вам здоровья! Это- счастье!
Быть здоровым - в вашей власти.
Быть здоровым - значит жить.
Счастливую жизнь вам надо
Всем любить!