Как фотографировать закаты и рассветы. Как получать на фотографиях эффектные рассветы и закаты
Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с
Все мы много раз в жизни видели рассветы и закаты. Порой солнце робко подсвечивает лишь несколько отдельных облачков или полоску над горизонтом. Порой загорается всё небо от края до края, и сердце замирает от изумления. Каждый, кто пытался запечатлеть на свою камеру такие моменты, знает, насколько сложно передать всю красоту заката. В этой статье я попытался систематизировать знания, необходимые для успешной съёмки рассветов и закатов.
Фазы режимного времени
Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.
Как известно, полуденный свет — белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.
Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом восходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров
Далее свет становится всё теплее - сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.
Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. ISO100 11мм f/8 1/20с
После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство - вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.
Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров
Особенности съёмки в режимное время
Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы - использовать штатив. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):
Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите.
Основная проблема при съёмке закатов и рассветов - большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.
Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.
В этом нет ничего сложного. Ставите камеру на штатив; выставляете минимальное значение ISO; выставляете такую диафрагму, чтобы хватало глубины резкости (как правило, f/5.6…f/11); выставляете выдержку по автоматике камеры. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер - загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, — это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):
Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо - то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, .
Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.
Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете
Съёмка с брекетингом
В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы - камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:
Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних - пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.
Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.
Съёмка с градиентными фильтрами
В некоторых случаях ДД сцены можно уменьшить, используя градиентные фильтры .
Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)
Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:
При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной
то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:
Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 20мм f/11 1/15с
Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография. Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы.
Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. левый фильтр на фото выше). Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны.
Солнце в кадре
Фотография раннего утра или позднего вечера может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше.
Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:
Рассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. выше) для избавления от бликов. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. ISO100 20мм f/22 0.4сТут есть одна сложность - солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту. Этой проблемы можно избежать, если снимать в момент захода солнце за какой-нибудь объект (например, за дерево, гору или здание), когда большая часть солнечного диска закрыта этим объектом. Тогда наложение пройдёт безболезненно.
Момент равновесия
Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света - подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, — и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.
Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4мин
В момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин
Композиция
О композиции можно говорить много, это обширная тема, достойная отдельной статьи. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки.
Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него — чистое голубое небо; кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.
Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Совет тут простой - включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку - что угодно, что кажется вам лично интересным. Направьте камеру так, чтобы горизонт был выше середины кадра - так вы акцентируете внимание на переднем плане, а не на закате.
Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 3.2сПри съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать - его площадь не должна превышать 30-40% кадра. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе.
Заходящее солнце за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. Один кадр, без обработки. ISO200 300мм f/8 1/4000сПодготовка к съёмке
Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.
После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:
Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.
Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.
Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с
Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру - определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:
Кремль, вид с Патриаршего моста - час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста - полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане - полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п.
После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервис Intellicast . Если прогноз говорит, что в режимное время будет 20-80% облаков (столбик «Clouds»), то в этот день есть хорошая вероятность красивого света. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик.
Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com
Если не везёт с погодой
Красочные закаты бывают не каждый день. Если вы пришли снимать, а света нет, то не стоит расстраиваться. Во-первых, можно исследовать местность и попробовать найти интересные места для съёмки. Во-вторых, можно поискать сюжеты, не требующие хорошего света. Если небо ясное, можно попробовать снять сюжет с солнцем в кадре. В плотную облачность можно поискать сюжеты без неба. Например, в лесу можно фотографировать деревья, ручьи и речушки. Пусть сюжет будет не такой интересный, но зато вы не вернётесь со съёмки разочарованным. А значит, в следующий раз у вас будет сильнее мотивация вставать рано утром на съёмку рассвета.
Пасмурная погода, моросящий дождик - отличные условия для съёмки растительности в лесу. Природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 1.3сСамые удачные кадры, как скажет большинство фотографов, получаются на закате и рассвете. Мы взяли на вооружение опыт профессиональных фотографов-пейзажистов и собрали все их рекомендации по съемке на закате в одну Магистратуру Nikon. Итак, сегодня вам помогут раз и навсегда научиться ловить последние (или первые) солнечные лучи фотографы Влад Соколовский, Станислав Савин, Сергей Рыжков, Александр Атоян, Вадим Малышев и Евгений Жмак.
И, как обычно, объявляем конкурс в рамках Магистратуры: ждем ваши самые лучшие закаты и рассветы в комментариях! Наши эксперты выберут победителя, и мы подарим ему фирменные призы от Nikon! Также будем рады увидеть в комментариях ваши дополнения к советам.
Напоминаем, что от одного участника мы ждем до 7 фото с указанием используемой при съемке техники. На конкурс принимаются работы, снятые на Nikon. И не забывайте добавлять нас в друзья !
Ни для кого не секрет, что утренние и вечерние часы (так называемое «режимное время», «golden hour») наиболее удачны для пейзажной съемки. И, на самом деле, нет нужды пытаться снять красивый пейзаж в совершенно не режимное время (если, конечно, у вас нет определенной творческой задумки или же погода все-таки благоприятствует этому).
«Золотой час» - это промежуток времени в первый час после восхода солнца и в последний час перед его заходом. В это время небо еще имеет красивый красновато-золотой оттенок (вследствие чего и появилось название этого времени съемки).
Чем ближе солнце к горизонту, тем мягче и рассеяннее свет; меньшая вероятность получить недо- или переэкспонированный кадр; при правильно выбранной точке съемки менее контрастные, но длинные тени придают кадрам дополнительный объем и выгодно подчеркивают рельеф.
Осенью, когда солнце поднимается относительно невысоко над горизонтом, этот период несколько увеличивается, что дает дополнительное время и шансы сделать удачный кадр.
Мне больше нравится съемка на закате: на рассвете солнце все-таки встает достаточно быстро, а вот на закате оно садится медленнее, и к тому же есть шанс застать последний фееричный “пых”.
Но, помимо возможностей увидеть красивый закат или рассвет, наша задача состоит в том, чтобы успеть его запечатлеть. И есть небольшие, но, на мой взгляд, полезные рекомендации на этот счет. Постараюсь перечислить их по максимуму.
1. Для определения времени, наиболее удачного для съемки в вашем регионе, можно воспользоваться сайтом http://www.golden-hour.com , http://www.timeanddate.com/sun или же схожим приложением для мобильных устройств. К сожалению, ни один ресурс вам достоверно не подскажет, будет ли в этот день красивый закат или рассвет. Это своего рода лотерея.
2. Зачастую утром воздух более чист и прозрачен, нежели вечером (понятно, что природные явления типа тумана не в счет). К вечеру в атмосфере может появиться дымка, по разным причинам.
3. Необходимо заранее приехать на точку съемки, если вы не досконально знаете местность. Когда солнце начнет всходить или заходить, поздно будет метаться в поисках удачного ракурса. Если есть возможность - попытаться ознакомиться с предполагаемым местом съемки по чужим кадрам.
Иногда время самого удачного света исчисляется несколькими минутами! И к этому моменту вы твердо должны знать, откуда можно сделать наиболее удачный снимок. Ну а если у вас на примете имеется несколько удачных, на ваш взгляд, ракурсов - придется даже побегать:)
Но если вы уверены, что выбрали наиболее выгодный ракурс, - стойте до конца! Во-первых, постоянно будет меняться свет, температура, сочетания облаков и прочее. И в итоге могут получиться совершенно различные вариации снимков. А во-вторых, уже после того, как вам кажется, что уже все, света больше не будет, может случиться последний «пых». На очень короткое время солнце освещает небо, свет от неба падает на землю. Иногда это выглядит просто фантастически. К сожалению, я в своей жизни пропустил два таких момента. Оба они произошли в Закарпатье.
4. Очень важна техническая часть: съемка в RAW, знание различных настроек камеры и умение быстро изменить баланс белого (я снимаю всегда с ручной настройкой ББ через LiveView), использование режима съемки с брекетингом (ни для кого не секрет, что даже на рассвете или закате все равно существует достаточно сильный перепад яркости в снимаемой сцене). Помимо эксповилки, очень пригодятся при контровом свете градиентные нейтрально-серые фильтры (главное - не переборщить с их плотностью). И, конечно же, штатив. На закате света будет становиться все меньше, выдержки удлиняются, ну и для съемки с эксповилкой он просто необходим. На рассвете вы начнете съемку с достаточно длинных выдержек, где также необходим штатив. Без него вам придется «задирать» ISO, что в конечном итоге плохо скажется на качестве изображения.
6. Ярко выраженные лучи появляются по мере зажатия диафрагмы. Чем больше диафрагменное число, тем сильнее видны лучи. Но не стоит забывать о таком понятии, как дифракция. Все должно быть в меру. Количество лучей у солнца равно количеству лепестков диафрагмы объектива (если у объектива их парное количество). Если у объектива непарное количество лепестков диафрагмы, количество лучей умножается на два.
7. Если вы снимаете закат или рассвет в достаточно труднодоступном месте (например, на возвышенности), откуда (или куда) вам надо будет дойти обратно до машины/лагеря, не поленитесь заранее позаботиться об одежде и иметь с собой фонарик. На самом деле, фонарик - вещь очень полезная, а временами просто необходимая. Передвигаться без него в сумерках по горной тропе, пусть даже и несложной, весьма проблематично.
И немного примеров с краткими пояснениями и параметрами съемки.
Соловецкие острова, вечер.
Тот самый случай, когда был действительно удачный для съемки свет. Очень мягкий, теплый. Удалось снять и фронтальный ракурс Соловецкого монастыря, и его же с обратной стороны в контровом свете с часто меняющимися оттенками неба.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 30
ISO: 400
Фокусное расстояние: 26 mm
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/10
Выдержка: 30
ISO: 560
Фокусное расстояние: 29 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S VR NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Нейтрально-серый фильтр ND1000x
И это же место через непродолжительное время (к разговору про смену оттенков).
Диафрагма: f/8
Выдержка: 61
ISO: 560
Фокусное расстояние: 29 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S VR NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Нейтрально-серый фильтр ND1000x
Южная Чехия, съемка на закате. Тени выгодно подчеркивают рельеф местности, мягкий свет помогает выделить отдельные участки кадра. И все вместе придает объем и зрелищность. Ну, а третий снимок - именно мягкий закатный свет помог на стадии съемки тонально разграничить верхнюю и нижнюю части кадра.
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/400
ISO: 400
Фокусное расстояние: 220 mm
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/400
ISO: 400
Фокусное расстояние: 360 mm
Камера: Nikon D610
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 320 mm
Камера: Nikon D610
Про последний «пых». Был вечер как вечер, вялотекущий, с совершенно невзрачным небом. Солнце уже зашло за гору, я, не питая большой надежды, но для очистки совести задержался на пирсе. И внезапно небо начало разгораться. Успел сделать всего несколько кадров на длинной выдержке. Кстати, на скалы «Три сестры», «Верблюд» и «Черепаха», которые обычно тут снимают, свет, к сожалению, так и не попал, и небо за ними по-прежнему оставалось «лысым».
Диафрагма: f/9
Выдержка: 110
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S VR NIKKOR 16-35mm f/4G ED
Нейтрально-серый фильтр ND1000x
Карпаты, Горганский хребет.
Диафрагма: f/10
Выдержка: 30
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 mm
Камера: Nikon D7000
Высокие Татры. Место было известно, точка съемки тоже. Оставалось ждать и надеяться.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/15
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 mm
Камера: Nikon D610
Объектив: 24-120mm f/4G ED VR AF-S NIKKOR
Беларусь. Использование градиентного нейтрально-серого фильтра помогло сгладить перепад яркости и приглушить солнце. Ну и расположенное перед солнцем дерево также в какой-то мере положительно сказалось на отсутствии засветки.
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 mm
Камера: Nikon D90
Канака. Пример использования брекетинга при съемке.
Диафрагма: f/8
Выдержка: 0.6
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10 mm
Камера: Nikon D90
Градиентный серый фильтр 4х
Кабаний перевал. Приехали на совершенно незнакомое место съемки специально вечером, что позволило заранее присмотреться к ракурсам.
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 11 mm
Камера: Nikon D90
Градиентный серый фильтр 4х
Градиентный нейтрально-серый фильтр 4х + эксповилка из трех кадров
Станислав Савин ( sav_in ):
Закат - любимое время съёмки для большинства фотографов. Будь то пейзажист или фотограф-портретист - тёплый закатный свет привносит волшебное настроение в любой кадр.
1. Многие фотографы, особенно начинающие, боятся снимать против солнца. Связано это с тем, что закатное солнце, направленное в объектив, неизбежно даёт блики, снижая контраст и ухудшая техническое качество изображения. Но лично для меня солнце в объективе – вовсе не враг, а скорее, наоборот, дополнительное средство выразительности, которое можно эффектно использовать. Более того, порой я специально стараюсь усилить блики. В некоторых изображениях они помогают добавить воздуха в кадр и естественности.
Камера: Nikon D800
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
2. Усилить блики, как правило, помогает градиентный светофильтр, который, помимо своей основной цели - затемнения неба, дает возможность добавить в кадр блики, в силу наличия царапинок на своей поверхности, которые неминуемо образуются в процессе его использования и начинают преломлять солнечные лучи. Интересного эффекта можно добиться, если немного брызнуть водой на фильтр.
Но гораздо чаще мы хотим получить «чистую» фотографию, без лишних бликов. В таком случае эффективным приёмом будет закрыть солнце каким-либо объектом, чтобы минимизировать преломление света в линзе объектива.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
3. Блики солнца и умение их художественно использовать - это хорошо. Но никогда не забывайте постоянно крутить головой в поисках лучшего ракурса и сюжета. Порой самое интересное может разворачиваться именно за вашей спиной! Удачи и творческих успехов! :)
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Редкий пейзажный фотограф не стремится в своих работах отразить чарующую магию закатного света. Заход солнца может преобразить любой ландшафт и окрасить небосвод в невероятные цвета. Но запечатлеть это прекрасное явление с помощью фотокамеры не всегда просто. Некоторыми приемами, которыми я пользуюсь как при съемке, так и при обработке изображений, я делюсь ниже.
1. Техника и параметры съемки
В любом жанре используемое оборудование играет важную, но не исключительную роль. Самая профессиональная камера не создает сама по себе хорошие кадры. Это под силу лишь самому фотографу, а оборудование помогает ему достичь технически качественного результата. Сегодня зеркальные камеры даже любительского уровня обладают весьма широкими возможностями, поэтому новичку не имеет смысла гнаться за топовыми моделями камеры. А вот без хорошего устойчивого штатива трудно себе представить пейзажную съемку. Я всегда использую минимальные значения ISO, средние значения диафрагмы и ручную фокусировку. Качество фотографии - обязательно RAW.
Диафрагма: f/9
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/320. Для земли: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 mm
Камера: Nikon D7100
2. Погода и состояние природы
Можно в совершенстве владеть всеми техническими приемами и самым лучшим оборудованием, но это ровным счетом ничего не даст, если нет хорошего света и сюжета. Чтобы снять хороший закат, порой необходимо запастись терпением и быть готовым потрудиться. Никогда не лишним будет смотреть прогноз погоды перед планированием своего путешествия. Но я обожаю природу главным образом за то, что она до конца не предсказуема, никогда не знаешь наверняка, что тебя ждет на съемке. Когда природа преподносит неожиданный сюрприз, важно успеть его запечатлеть и постараться передать атмосферу этого момента. Было сложно снимать приведенную ниже панораму: свет менялся буквально каждую секунду, а облака неслись над самой головой. Был риск, что кадры попросту не смогут сшиться из-за слишком динамичного неба и света. К тому же меня поливал несильный дождь, поэтому нелишним будет всегда иметь при себе сухие салфетки для протирания линзы от капель.
Панорама из 4 вертикальных кадров
Диафрагма: f/14
ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800
3. Контровой свет
Конечно же, в первую очередь хочется запечатлеть уходящее солнце и ту палитру красок, которая разливается по закатному небу. Тут фотограф сталкивается с проблемой узкого динамического диапазона (соотношение между максимальной и минимальной измеримой интенсивностью света), которым обладают фотокамеры. Поэтому я почти всегда снимаю с брекетингом выдержки, то есть делаю несколько кадров с определенным значением поправки эскпозиции. Чаще всего мне хватает двух кадров - одного для земли, а второго для неба. Затем оба кадра подвергаются дополнительной коррекции в Adobe Camera RAW.
Второй проблемой при съемке против света является наличие солнечных бликов или, как их называют, «зайчиков». Чем дешевле оптика, тем эта проблема значительней. При наличии бликов я делаю дополнительный кадр, закрыв солнце рукой, использую его для устранения бликов на основном кадре. Делаю так, потому что часто не удается качественно убрать блики в графическом редакторе.
Диафрагма: f/14
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/8. Для земли: 1/1.6
ISO: 100
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800
4. Вертикальная панорама
При съемке не стоит забывать про динамический передний план, который к тому же прекрасно выглядит в лучах заходящего солнца. Для этого я часто прибегаю к съемке так называемых «верторам». Для их создания использую два или три горизонтальных кадра, которые затем сшиваю в один снимок, приближенный по формату к квадрату.
Диафрагма: f/13
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/40. Для земли: 1/5
ISO: 200
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800
5. Не упускать шанс
Я стараюсь идти на съемку, если есть хоть малейшая надежда на просвет среди густых туч. Если набраться терпения и собрать все мужество в кулак, порой можно получить интересный результат:)
Панорама из 7 вертикальных кадров
Диафрагма: f/11
Брекетинг выдержки. Для неба: 1/20. Для земли: 1/2.5
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 mm
Камера: Nikon D7100
6. Телеобъектив
Для пейзажной съемки чаще всего используется широкоугольный объектив. Но если вы хотите подчеркнуть формы и линии ландшафта, то без длиннофокусного объектива не обойтись. Незаменим он и при съемке солнечного диска, который вот-вот скроется за горизонтом.
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/10
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 mm
Камера: Nikon D800
7. Сумерки
Не стоит прятать камеру сразу после того как солнце скрылось. Еще некоторое время его лучи будут окрашивать облака в яркие цвета. И когда вам покажется, что уже все стихло и слишком темно, попробуйте сделать несколько кадров на длинных выдержках. Сумерки - прекрасное время для съемок, и камера способна хорошо передать едва уловимое для человеческого глаза зарево на горизонте и его отблески на земле.
Панорама из 2 горизонтальных кадров
Диафрагма: f/8
Брекетинг выдержки. Для неба: 10. Для земли: 30
ISO: 400
Фокусное расстояние: 17 mm
Камера: Nikon D800
1. Заранее выбрать место съемки
Этот совет, наверное, самый распространенный, но от этого не менее верный. Течение заката стремительно, как и игра вечерних красок, не стоит терять эти минуты на поиск удобной точки съемки и подходов к ней. Заранее определитесь с точкой съемки, сориентировавшись по сторонам света. Сейчас существует множество приложений, позволяющих вам определить время и направление заката. Приходить следует немного заранее.
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Камера: Nikon D810
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
2. Смотреть по сторонам
Не всегда именно сам вид заходящего солнца является единственно достойным для съемки. В это режимное время пейзаж вокруг залит мягким теплым светом с длинными тенями, подчеркивающими рельеф. Осмотритесь по сторонам - возможно, прямо позади вас прекрасный сюжет.
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/100
ISO: 200
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G
3. Плохая погода может подарить уникальные краски и фактуру
Если на улице дождь, это еще не повод отчаиваться. Нередки случаи, когда именно на закате или перед ним дождь стихает, а разрывы облаков создают фантастические картины в окрашенном в закатные тона небе. Будьте всегда наготове.
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/100
ISO: 640
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/500
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
4. Панорамы на закате с блокировкой экспозиции
При съемке заката методом панорамы стоит понимать, насколько различно будут освещены разные участки сцены. Для того чтобы сборка прошла успешно и ваша фотография выглядела естественно, пользуйтесь кнопкой блокировки экспозиции и фокуса. Определитесь с главным объектом съемки, проведите измерения по нему, а затем, заблокировав фокус и не меняя настроек, снимите все части панорамы.
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
5. Установка температуры вручную
Часто камера не распознает автоматически необходимую температуру света при съемках заката, не забудьте внести коррективы: как во время съемки, так и при цифровой «проявке» кадра в конвертере. Для сохранения большей свободы манипуляции и передачи всех нюансов световых переходов снимайте в nef с максимально возможной глубиной цвета.
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/200
ISO: 160
Камера: Nikon D800
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED
Планы в закатных сценах имеют существенные различия по освещенности. Чтобы компенсировать провалы в тенях, используйте съемку с брекетингом или ручной эксповилкой при съемке со штатива, а затем объедините снимок в HDR.
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/400
ISO: 500
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
7. Фильтры
Для съемки закатного пейзажа от фильтров чаще всего приходится избавляться. Верный пейзажный помощник, поляризационный фильтр, в данном случае никак не помогает и лишь съедает часть светового потока, притеняя картинку. Снимите с объектива все лишнее. Пожалуй, лишь градиентный фильтр может найти применение для выравнивания перепада освещенности между небом и землей.
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/100
ISO: 640
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.8D
Нейтральный градиентный фильтр
Съемка с брекетингом
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/100
ISO: 400
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.8D
8. Стоит немного подождать
Не спешите уходить, как только солнце село за линию горизонта. Особенно если на небе множество разнообразных облаков. Существует вероятность, что именно сейчас они загорятся красно-золотыми красками, а все небо зальет алым цветом с характерными темными силуэтами переднего плана.
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/400
ISO: 500
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/500
ISO: 500
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1600
ISO: 200
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
9. Съемка телеобъективом
Так случается, что удаленная часть закатного неба содержит в себе все для построения снимка. Съемка длиннофокусной оптикой позволяет сфокусировать все внимание на небольшом участке закатного неба. А также увеличить размер заходящего солнца.
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1250
ISO: 320
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S VR II Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Это правило всегда актуально, потому что очень полезно продумывать все наперед. Иногда фантастические фотографии восхода и захода солнца могут получиться спонтанно, без какого-либо предварительного планирования. Но, тем не менее, опыт показывает, что лучшим снимкам предшествует тщательное планирование. По крайней мере за день или за два до фотосъемки исследуйте места, в которых вы предполагаете получить прекрасный вид на закат. И непременно поинтересуйтесь прогнозом погоды на запланированный день. Придите на это место, как минимум, на полчаса раньше.
Чрезвычайно полезным может оказаться штатив. При его использовании изображение на снимке получится боле ровным. И учтите, что закатное зарево длится примерно полтора часа, так что будьте готовы поймать это волшебное преобразование.
Различные типы закатов будут создавать целый ряд различных типов огней и причудливых узоров на небе.
Постарайтесь также быть в курсе тех дней, когда в воздух попадает дополнительное количество пыли и дыма. Эти мелкие частицы могут существенно повлиять на изображение и привести к нежелательным результатам.
Пасмурные облачные дни могут быть великолепны для съемки заката! Бывает, что облака производят великолепные цветные изображения, которые передают понятные и близкие для зрителя эмоции.
2) Захват цвета
Вы когда-нибудь замечали зрелище настолько прекрасное, что хотелось выбежать на улицу, чтобы запечатлеть его на фотографии? Но к вашему изумлению после загрузки снимка на компьютер, окраска выглядела несколько помрачневшей и все, что вы получили, это горькое разочарование. Все дело в том, что человеческий орган зрения, наши глаза могут по достоинству оценить интенсивный голубой, желтый, оранжевый цвет, который мы видим в небе. Но наша фотокамера с ее автоматическим балансом белого пытается исправить эти оттенки. К сожалению, это существенно притупляет цвет, приближая его к так называемому «нормальному». Для этой проблемы применимы несколько простых решений, которые мы с вами сейчас рассмотрим.
Если в вашем фотоаппарате предусмотрена ручная настройка баланса белого, то выключите автоматический режим и настройте баланс в теплую сторону.
Если ваша камера имеет настройку цвета объектива или вы снимаете с DSLR или SLR, то попробуйте сделать несколько снимков с красным фильтром.
Используя компактную камеру или мобильный телефон, где не предусмотрены такие настройки вручную, используйте автоматические настройки, которые помогут камере механически использовать лучший фокус и экспозицию (без вспышки) для этого типа изображения.
3) Освещенность
Свет – это основной компонент в успешной фотографии заката. Его интенсивность и угол, под которым он исходит, играют жизненно важную роль в выражении настроения снимка. Рассветный свет всегда имеет низкую интенсивность и обладает особенной мягкостью. Конечно, и цвета при этом смягчаются. В середине дня, картина меняется на противоположную. А когда солнце садится, улучшается концентрация, форма и текстура света. Сумерки обволакивают небо розовым теплом.
Фотографии многих новичков довольно часто либо недоэкспонированы (слишком темные), либо переэкспонированы (слишком белые или светлые). Но есть способ изменять экспозицию вручную, чтобы компенсировать эти несоответствия. Рассмотрим следующее:
Почти все цифровые зеркальные камеры имеют кнопку для компенсации экспозиции, которая выглядит, как плюс и минус (+/ -).
Эта кнопка может использоваться в вашей камере в любом неавтоматическом режиме.
Эксперимент с экспозицией на цветной части неба по обе стороны от солнца приведет к увеличению различных цветов по всему небу.
Честно говоря, когда дело доходит до съемки заката, то нет правильных параметров для экспозиции. Все зависит от типа снимка, который вы стремитесь получить.
4) Фокус
Теперь, когда вы установили ваш фотоаппарат и определились с составом кадра, настало время снимать. Надеемся, что вы предусмотрительно позаботились о наличии в фотоаппарате карты памяти с большой емкостью. Потому что лучше снимать больше, в том числе, изменяя фокусное расстояние.
Широкий угол может создать снимки с далеко простирающимися пейзажами. Но если вы хотите, чтобы в центре кадра было солнце, то вам потребуется изменение фокусного расстояния.
При съемке с более длинной выдержкой и при больших фокусных расстояниях очень полезен будет штатив или какой-нибудь другой предмет, позволяющий зафиксировать камеру. Вот несколько советов по фокусировке:
Постарайтесь сфокусироваться на небе. Если вы оставите фотоаппарат на автоматическом фокусе, то датчик может испытать затруднения и в результате получится смазанное изображение.
Если у вас есть возможность установить фокус на бесконечность, то сделайте это, чтобы сохранить в фокусе и солнце, и линию горизонта.
Предостережение: не забывайте, что когда вы смотрите на солнце через увеличительное стекло, то это может быть небезопасно для ваших глаз. Сначала убедитесь, что оно не слишком высоко в небе, а затем направляйте на него объектив камеры.
Несмотря на то, что ясность вашего переднего плана не так важна, как закат, убедитесь, что имеющиеся объекты создают удивительный силуэт. А для этого не забудьте выключить фотовспышку.
Если же вы стремитесь получить освещение для объектов переднего плана, то свет от вспышки будет просто поглощен небом. И опять-таки не забывайте, что в искусстве не существует неправильного пути. Если вы хотите отличиться, используйте для этого все средства, в том числе вспышку!
5) Погода
Самые завораживающие снимки закатов - это те, на которых разноцветные облака в небе и такой же туман. Никогда не пренебрегайте съемкой с облачным небом. В то время как вы пытаетесь уловить суть заката, туман добавит горизонту драматичности. Солнечный свет, проходя через облака, также создает глубокие красные и фиолетовые оттенки, которые помогут вам создать сильную сцену для увлекательного просмотра.
Попробуйте найти закат с прорывающимся сквозь облака солнцем. И не забывайте, что плохая погода может дать хороший снимок.
Научитесь читать небо и попытайтесь предсказать, что произойдет. Бывает, что в пасмурный, серый день далеко у самого горизонта вы заметите маленький клочок ясного неба. В таком случае можете поискать удобное место для съемки заката.
Будьте креативны и проводите время с удовольствием.
Каждый человек испытывает потребность в соединении с дальними местами, с которыми связаны воспоминания. Подумайте о том, как закат заставляет вас чувствовать себя, и попытайтесь вызвать это ощущение у зрителя, налаживая с ним связь через фотографию.
6) Силуэты
Как и в любом снимке, в фотографии заката должна быть точка концентрации внимания. А один из лучших способов добавить интерес к любому изображению, это включить в кадр какой-нибудь силуэт. Это может быть что-то большое, например, дуб, или что-то, что является частью окружения, как рыбацкий причал. Также вы можете для этого использовать человека.
Поищите интригующие места, которые включают в себя привлекательные тени, фон и элементы.
Силуэты всегда определяют настроение изображения, находясь в контексте вашего снимка заката.
Помещение силуэта вне центре кадра, это чаще всего хорошая идея для создания дополнительной интриги.
Силуэты прекрасным способом передают драму, анонимность, волнение, общее настроение зрителям ваших фотографий и часто выделяются в альбоме. Они создают сильный сюжет через контраст простоты. Я люблю их, потому что они не дают зрителю четкое представление обо всем, но оставляют место для воображения.
Закат – это впечатляющее своей красотой завершение дня. Это фееричный праздник прощания с солнечным светом. И это именно то время, когда солнце позволяет нам наслаждаться его мощью и величием без риска ослепнуть.
Как запечатлеть великолепие этого момента на снимке? Давайте попробуем разобраться.
Камера позволяет нам не только заснять закат, но и усилить визуальное впечатление, производимое снимками с закатом. Для этого вам, прежде всего, стоит поработать с настройками камеры. Думаем, вы даже не представляете, насколько легко можно получить потрясающие, драматичные снимки заката, просто правильно настроив вашу камеру. Но давайте обо всем по порядку.
Солнце – постоянный источник света. А источник света такого рода является самым простым для управления. Все настройки камеры, которые влияют на экспозицию, будут влиять на интенсивность солнечного света, и его отражение. Прелесть этого в том, что вы имеете возможность контролировать экспозицию постоянного источника света всеми доступными средствами: посредством диафрагмы, выдержки и . Разве что каждое из этих средств управления повлияет на экспозицию индивидуально.
Итак, перейдём непосредственно к советам, которые помогут вам сделать эффектные фотографии заката:
- Установите камеру в ручной режим (М).
- Начните с настройки необходимой чувствительности ISO. Помните прописную истину: чем ниже ISO, тем ниже уровень шума на вашей фотографии. Если вы хотите получить гладкое изображение, задайте значение ISO 100, если же вам по душе зернистая картинка, то выберите ISO 800 или ISO 1600.
- Установите диафрагму. При фотографировании заката контролируйте глубину резкости при помощи диафрагмы. Для примера, диафрагма в диапазоне от f/11 до f/22 позволит вам получить резкие детали во всем кадре. В тоже время, диафрагма f/5.6-f/2.8 позволит вам использовать технику выборочного фокуса. Например, если вы используете закат в качества фона, то вы, конечно же, захотите получить в фокусе объект съёмки (человека, лодку, скалы и т.д.), а небо может быть размыто. После настройки ISO и диафрагмы самое время подумать о контроле интенсивности солнечного света.
- Выдержка. Делая выдержку короче, вы уменьшаете интенсивность света и увеличиваете насыщенность цветов заката. Попробуйте уменьшить экспозицию на 1 или даже 2 стопа и сделать пробные снимки. Если результат вас полностью удовлетворяет – приступайте к съёмке.
Примечание: если выдержка будет меньше 1/30 сек вам понадобится .
Если вы хотите фотографировать движущихся людей на фоне заката и избежать размытия движущихся объектов, используйте выдержку от 1/60 сек и длиннее, либо используйте вспышку.
Еще один совет: снимая на пляже, попробуйте использовать фильтр нейтральной плотности (или поляризационный фильтр) – это позволит вам снизить экспозицию почти на 1 стоп, и увеличить выдержку до 1/15 сек. Помимо прочего, это позволит получить на фото размытые, мечтательно гладкие волны.
Вот и всё. Ничего сложного, не так ли? Что может получиться, если следовать этим советам, вы можете увидеть на видео ниже.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!
Рассвет и закат - одни из самых прекрасных явлений, которые придают пейзажам уникальные черты. Блики восходящего или заходящего солнца, мягко выглядывающие из-за горизонта, создают идеальные условия для фотосессии. Где бы вы не находились - в городе или на природе - умело пойманные в кадр восход и закат сделают снимок выразительным, контрастным, концептуальным. Но добиться этого не так просто, особенно если вы начинающий фотограф. В статье собраны профессиональные советы и технические нюансы, от которых зависит конечный результат.
Подготавливаем фототехнику для съемки заката и рассвета
Начнем с того, что вам понадобится для съемки. Рассмотрим по пунктам, из чего должен состоять ваш рюкзак:
- Фотоаппарат. Отдаем предпочтение цифровым камерам, поддерживающим полуавтоматический и ручной режим управления экспозиции. Обозначается, как правило, М или А.
- Профессионалы рекомендуют использовать широкоугольные объективы , позволяющие в кадре охватить большую площадь, расширить рамки снимка. Для fix- и zoom-объективов значение должно быть 18 мм.
- Обязательно кладем в рюкзак штатив. Он необходим для пейзажной фотосессии. В съемке художественных кадров вы будете пользоваться приемом длинной выдержки, во время которой камера должна пребывать в неподвижном состоянии в течение нескольких минут. Вручную создать идеальную статику невозможно.
- Не забываем аккумуляторы и батарейки. Будет обидно, если камера разрядится в самый ответственный момент. Перед выездом из дома хорошо подпитайте оборудование. Съемка закатов и восходов - процесс, требующий времени.
Фотографируем закаты и рассветы. Настройки камеры
Теперь подходим к самому основному: как сделать хороший кадр, какими техниками и режимами необходимо пользоваться и что учитывать в настройке. Выделим 5 основных правил.
Первое. Держим диафрагму в приоритете. Режим А
Как было сказано выше, чтобы предусмотреть возможность съемки в режиме управления экспозиции А, необходимо правильно подбирать оборудование. В фотосессии на закате и рассвете необходимо работать с приоритетом диафрагмы. Что это дает: на снимке можно корректировать баланс белого цвета, вручную устанавливать параметры “Пасмурно” или “Авто” - подстраиваться под погодные условия. Делая кадры в RAW, баланс белого устанавливается в самых оптимальных величинах - весомый плюс, придающий фотографии цветовую гибкость и податливость в дальнейшей работе с такими графическими программами, как Photoshop.
Второе. Устанавливаем правильный замер экспозиции
Здесь важно поймать момент, предшествующий зареву солнца, когда лучи становятся яркими, резкими, сложными для восприятия камерой. Нам нужен центрально-взвешенный замер, который позволит мягко и контрастно отразить линии горизонта в уникальном свечении. Здесь важно учесть нюансы: замер совершаем на оранжевом спектре, не на самом солнце, а в его ожидании. Избегаем ярких зон - могут пересветить кадр. Как правило, идеальная линия для замера находится немного выше горизонта.
Третье. Устанавливаем параметры чувствительности
В ситуации с фотосъемкой закатов и рассветов в значениях чувствительности действует закон от меньшего. В идеале - чем ниже параметры ISO, тем чище и выразительнее кадр. В большинстве случаев цифровые аппараты поддерживают минимальный предел - 100 ISO. Если технические характеристики позволяют добиться значения 50 - смело устанавливайте. Повторимся: чем ниже значение, тем выше качество.
Четвертое. Работа затвора
Одна из профессиональных хитростей, которая позволяет добиться красивого снимка заката и восхода солнца, - использование режима задержки спуска затвора. Хотите гарантированно избежать смазывания в кадре - установите автоспуск с пятисекундным значением задержки в срабатывании.
Эти два приема сделают фотографию четкой, контрастной, идеально передающей цветовую гамму и эффект свечения горизонта. Чтобы техника длинной выдержки была выполнена качественно, установите камеру на штатив, обезопасьте себя от вибраций, которые могут безнадежно испортить кадр.
Пятое. Диафрагма в среднем параметре
Устанавливая приоритет диафрагмы, выдержку определяет сама камера - это происходит автоматически. Поэтому нам нужно задать те параметры диафрагмы, которые требует наш кадр, и одновременно с этим выдержать золотую середину - не выходить за рамки средних значений светосилы. Учтите,разрешение должно быть максимальным - только тогда фотография обретет резкость, цветовую насыщенность, контрастность.
Как правильно снимать закаты и рассветы
Теперь поговорим о композиционных, стилистических и системных моментах процесса. Фотограф, отправляясь на фотоохоту заката и рассвета, должен быть подготовлен от и до.
Время пробуждения
Существенную роль играет время вашего пробуждения. Хотите сделать потрясающий кадр - проснитесь около 4 утра. Зарево восходящего солнца мимолетно, длится всего несколько минут. Поэтому подготовку к съемке необходимо провести заранее. На момент появления из-за горизонта первых лучей оборудование должно быть настроено и готово к старту.
Учтите, что время рассвета смещается в зависимости от времени года: зимой - позже, летом - раньше (с 4.10 до 4.30).
Заранее подберите ракурс, с которого будете делать снимок. Приехав на место вечером, обойдите территорию, прицельтесь объективом на линию горизонта, найдите интересные детали, которые могут стать значимой частью композиции.
Особенности композиции
В съемке заката и восхода одна из распространенных ошибок - превалирование неба, которое иногда занимает в кадре больше ½ части. Даже самое красивое воздушное пространство, наполненное яркими переливами солнечного зарева, не должно занимать больше ⅓.
- Акцент композиции должен быть выделен на земной детали, а закат или рассвет становится лишь эффектным дополнением, добавляющим снимку уникальное настроение и выразительность. Избегайте четкой геометрии, режущей фотографию на части. Разбавляйте пейзаж вертикальными элементами, вводите асимметрию.
Профессионалы рекомендуют включать в кадр детали, которые будут эффектно смотреться в силуэте, четко очерченном на фоне восходящего зарева: лодки, пирс, маяк, мосты, фигура человека на берегу, островок с извилистым деревом, большие камни и утесы. При этом элемент переднего плана не должен забивать другие части композиции - старайтесь выдерживать размер в пределах 30% кадра.
Если солнце, выглядывающее из-за горизонта, по вашей художественной задумке смещено в сторону, обязательно сбалансируйте снимок - включите элемент, который выполнит роль структурного противовеса. На противоположной стороне фотографии захватите дерево или фигуру человека, который любуется закатом.
Одушевленный пейзаж
Фотография, сделанная на фоне горизонта с восходящим солнцем, не обязательно должна обладать статикой. Движение в кадре сделает снимок живым, динамичным, одушевленным. Но для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно постараться - дождаться нужного момента. Скрасят и оживят пейзаж полет птиц, выпрыгивающие из воды дельфины, спортсмен на утренней пробежке, животные в движении. Особенную выразительность кадру придает человек. Женский образ добавляет романтичность, мужской силуэт - меланхоличное настроение.
Сюжеты для пейзажа
Закаты и рассветы можно снимать как на природе, так и в городе - в любом случае, профессионально выполненные кадры, получатся красивыми, наполненными энергетикой восходящего или заходящего солнца. Главное - выбрать близкую тематику и найти удачный ракурс.
Съемка природы
Идеальный вариант для фотосета на рассвете - композиция с водной гладью. Для этой роли прекрасно подойдут реки. озера, пруды, моря, океаны. Задача фотографа - поймать игру света, зеркально отражающегося на поверхности воды. Погода должны быть безветренной, освещение - мягким.
Идеи снимков заката и рассвета, которые уже нашли свое воплощение в работах профессиональных фотографов:
- Утро в горах. Солнце только начинает проглядывать сквозь вершины, лучи путаются в деревьях, природа пробуждается. Очень эффектно рассвет в горах смотрится зимой - снег и иней на деревьях обретают удивительное кристальное свечение.
- Закат в поле. Простор, золотые колосья, одинокое дерево и заходящее солнце. В композиции царит минимализм, но это не делает фотографию скучной. Снимок обладает своим настроением и смыслом, каждая деталь на своем месте. Верхняя треть неба, выразительно скрашенная заходящим заревом солнца, логично завершает кадр.
- Рассвет на озере. Умиротворенный пейзаж: водная гладь, небольшой деревянный мостик и старенькая лодка, детали берега - стройные камыши и белый песок. За горизонтом начинается утро, небо освещают первые солнечные лучи. Каждый элемент композиции гармонично дополняет друг друга, делает фотографию завершенной.
- Просыпающийся лес. Ракурс - с возвышения. В кадре - пушистые зеленые верхушки деревьев, просвечивающиеся сквозь густые ветви небольшие полянки и холмы. За лесом - линия горизонта и мягкое розовое свечение. Солнце уже близко, наступает утро, природа просыпается.
Какой бы сюжет для своего пейзажа не выбрали, важно поймать то самое время - между 4.10 и 4.30 - когда солнечный свет создает идеальные условия для съемки.
Рассвет и закат в городе
Город обладает особенной энергетикой, динамикой, темпераментом. Фотографии, сделанные ранним утром, когда на улицах царит непривычная тишина, особенно ценны - передают те самые редкие моменты спящего, спокойного, умиротворенного города, начинающего постепенно пробуждаться ото сна.
Эффектно смотрятся кадры на фоне восходящего солнца с элементами мостов, набережных, храмов с царственно сверкающими куполами, стройных высоток, в окнах которых отражаются блики рассвета.
- Хотите сделать красивый, интересный кадр - устройте себе путешествие по улицам города
, присмотритесь внимательнее к деталям. Отдавайте приоритет позициям на возвышении, с которых открывается живописный панорамный вид.
Играйте с деталями. Особенное настроение придаст кадру широкая дорога и едущий по ней автомобиль, первый в наступающем утре. Выразительно будет смотреться силуэт человека на фоне восходящего зарева. День начинается, и проснулось не только солнце. Какой бы элемент вы не выбрали для переднего плана, соблюдайте правила структуры кадра - деталь не должна занимать больше 30% кадра.
Подводим итог
В завершение обозначим 8 основных моментов, которые необходимо учитывать при съемке закатов и рассветов:
- Для того, чтобы выстроить красивую и стройную композицию - заранее подберите позицию для съемки, найдите самый удачный ракурс. Изучите территорию, сделайте пробные кадры из разных точек.
- Соблюдайте правило третей. На снимке небу должна быть отведена верхняя треть, не больше. Нижние две трети должны занять линия горизонта с земными деталями пейзажа. Каким бы красивым ни было небо, соблюдайте пропорции.
- Используйте в пейзаже силуэты, разбавляющие горизонтальные линии композиции: деревья, скалы, маяки, мосты и прочее.
- Обязательно используйте штатив. В съемке на длинной выдержке камере требуется полная неподвижность, абсолютное отсутствие вибрации. Руками этого достичь невозможно.
- Задайте камере самые низкие параметры чувствительности. Закономерность проста: чем ниже значение ISO, тем выше качество снимка.
- Включайте в снимок водные элементы, ловите отражение лучей в зеркальном отражении. Такие пейзажи смотрятся особенно атмосферно.
- Используйте широкоугольный объектив, который позволит охватить больше пространства, расширит рамки композиции.
- Не собирайте оборудование сразу после того, как сфотографировали долгожданный момент восходящего солнечного зарева. Останьтесь еще ненадолго и снимите просыпающуюся ото сна природу.
И не бойтесь экспериментов, пробуйте различные техники, фильтры, меняйте диафрагму. Пейзаж на закате и рассвете предоставляет фотографу все условия для творчества.