Изображая Бога: иконы Иисуса Христа. Икона Иисуса Христа Вседержителя (Пантократора): значение, каноны иконописи
Икона Вседержителя – в чем помогает? Значение иконы
Икона Вседержителя – в чем помогает? Значение иконы, чудотворные деяния, защита святого лика. Молитовсловие около иконы Вседержителя. элемент православной христианской церкви
Икона Вседержителя
В настоящее время, наверное, не существует ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не видел икону Вседержителя , ведь это обязательный элемент православной христианской церкви, которая располагается в:
- храме;
- церкви;
- монастыре;
- в домашнем иконостасе.
Несомненно, что Святой образ несет в себе особый смысл, значения, некие условия, поэтому для того, чтобы понимать с какой целью, возносить молитвословие вблизи данного лика необходимо разобраться с существующей символикой.
Священнослужители в святынях утверждают, что выбор того или иного Святого образа должен быть основан на желаниях человека. Поскольку изображение на иконе Вседержителя считается основным, следовательно, ни один христианин не может не веровать в него или же не ощущать некую духовную привязанность.
Для тех, кто на самом деле думает, что ни разу в жизни не видел икону Вседержителя достаточно лишь вспомнить, поскольку Святой образ располагается в каждом священном месте, таком, как храм или церковь в центральной части купола.
Именно на данном образе можно увидеть Иисуса Христа одновременно в роли царя и судьи. Следовательно, именно Всевышний может совершить чудотворные деяния, стать защитником или помочь в наиболее трудную минуту, когда на самом деле христианин оказывается в беде.
Значение иконы Вседержителя.
Ни для кого не секрет, что над святым образом Иисуса Христа на холсте изображён крест совместно с ореолом. Нимб в данном случае говорит о небесном происхождении Всевышнего, а крест в свою очередь напоминают людям о том, что Иисус Христос имел земную ипостась.
Также некие ученые, священнослужители говорят о том, что крест на иконе символизирует некую победу над грехом, терпением и смертью, то есть Всевышний во время мучений смог преодолеть всё и одержать победу.
Естественно, что в наши дни имеется огромное количество разнообразных списков данного лика, однако для того, чтобы на самом деле обратиться к ней достаточно иметь только искреннюю веру, чистое сердце и каждое сказанное слово должно быть понятно, как самому верующему, которой возносит молитву, так и всевышнему, который услышит ее.
Икона Вседержитель а, в чём помогает?
Неоднократно паломники, христиане и верующие обращаются с некими вопросами к священнослужителям, дабы выяснить к какому святому образу, им лучше обратиться в тот или иной момент жизни.
утешение.
умиротворение;
истинный путь;
Считается, что Святой образ может дать человеку избавление от греховных мыслей и физических травм. Неоднократно существуют свидетели того, как молитвословие вблизи иконы смогли спасти человека на духовном уровне.
Православные христиане обращаются к священному лику в следующих случаях, для избавления от :
разнообразных несчастий;
для того, чтобы оградить себя от разочарования;
подлости;
жестокости;
Священники всегда напоминают в храме прихожанам, паломникам и верующим людям о том, что к иконе Вседержителя, можно обращаться не только в трудные минуты жизненного пути с разнообразными просьбами, но и в минуты радости.
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что посещать церковь, храм или монастырь необходимо с благодарственной целью, дабы отблагодарить Всевышнего или иных святых угодников за их помощь, поддержку и защиту.
Важно, что молитвословия, вознесенные вблизи иконы Вседержителя должны в себе нести наиболее сокровенные мысли, которые человек не в силах высказать, только с искренним сердцем и глубокой верой, а также с чистыми помыслами, можно просить о помощи, защите, умиротворении или утешении в случае некой скорби. Важно, что святые угодники и Иисус Христос обязательно приходят на помощь православным христианам, достаточно лишь правильно попросить об этом.
В православном мире образы Сына Божьего всегда были самыми почитаемыми. Считается, что именно эти иконы обладают особой силой, способной помочь человеку даже в безвыходных ситуациях.
Знаменитый образ «Спас Вседержитель» всегда являлся одним из главнейших предметов религиозного культа. Испокон веков христиане почитали и боялись разгневать как самого Бога, так и сына его , поэтому обращались к ним за помощью только в самых необходимых случаях. Именно эта икона всегда напоминает верующим о страшном суде, который ожидает всех, кто занимается небогоугодными делами и совершает непростительные грехи.
История иконы «Спас Вседержитель»
Идея создания иконы приписывается знаменитому русскому иконописцу Андрею Рублеву. Образ находится в составе знаменитой композиции деисусного чина, где изображено множество Святых, но именно Иисус Христос занимает на нем центральное место. Впервые «Спас Вседержитель» был замечен еще в 4 веке в одном из византийских храмов, однако существует предположение, что святыня, украшающая стены религиозного заведения, была лишь похожа на чудотворный образ Сына Божьего.
По другой версии, икона Спасителя появилась после того, как царь государства Осроены чудесным способом смог излечиться от тяжелого недуга с помощью своей веры в высшие силы. Однажды несчастный больной обратился к Иисусу Христу с просьбой подарить ему выздоровление взамен на царскую резиденцию. Однако Мессия отказал ему в помощи, но обещал, что после своего воскрешения обязательно пошлет ему одного из своих учеников, который сможет вылечить царя. Спустя время просьба больного была выполнена, Спаситель послал ему одного из своих апостолов, Фаддея, и уже скоро все муки правителя быстро прошли. После этого чуда он захотел отблагодарить Иисуса за его помощь. Он нашел живописца и приказал ему написать образ Спасителя, но, к сожалению, с первого раза ничего не вышло. Тогда Сын Божий умылся, вытерся платком, на котором остались отпечатки его лица, и вручил его художнику вместе с письмом к царю, в котором он написал ему свою исповедь.
Сейчас считается, что образ «Спас Вседержитель» обладает особой силой, которая помогает в излечении душевных и физических травм , в избавлении от грехов, а молитва, произнесенная перед иконой, способна защитить от бед и даже смерти.
Значение иконы «Спас Вседержитель»
Существует несколько вариаций иконы Спаса. Чаще всего Иисус Христос изображен на троне в полный рост или по пояс. В левой руке он может держать священный свиток или Евангелие, которое может быть закрытым или открытым. В последнем случае на листах вы можете увидеть сочетания двух букв из еврейского алфавита: альфа и омега, что символизирует начало и конец. Правой рукой Божий Сын жестом показывает свое благословение. Над головой его изображен нимб в виде сетки. На Иисусе Христе вы можете увидеть одежду синего и красного цвета, которые означают возрождение и человеческую сущность, а также мучения людей на земле. Можно сказать, что образ «Вседержителя» передает сущность земной и небесной жизни всех нас.
В чем помогает икона Спасителя
Великий образ Иисуса Христа «Спас Вседержитель» напоминает людям о неминуемом наступлении страшного суда, который ожидает человека после смерти. Однако при этом дает понять, что Бог милосерден ко всем людям и может помиловать каждого из нас. В скорбях и в тяжелые времена вашей жизни вы можете помолиться перед образом Спасителя, попросив его избавить вас от мук, отвести вас от страшных грехов или избавить от душевных и физических травм. Многие верующие, которые искренне верят в силу святыни, просят о сохранении брака, гармонии в жизни, взаимопонимании между близкими и коллегами, а также о защите от злых людей и обманов и козней с их стороны.
Ярким примером чудесной силы иконы является случай, о котором журналистам знаменитого православного издания рассказала одна женщина, чье имя сейчас неизвестно. Однажды ее сын совершил страшное преступление. Он совершил убийство и, как полагается преступнику, был судим. Шокированная мать долгое время не могла поверить, что ее близкий человек мог совершить такой поступок. Каждый день для нее становился невыносимым, и чтобы как-то облегчить муки, она ежедневно посещала церковь. Священник, который заметил постоянную гостью, выслушал ее печальную историю и посоветовал ей помолиться перед иконой «Спас Вседержитель». Священнослужитель объяснил это тем, что даже молитва перед образом Иисуса Христа поможет ей защитить своего сына и облегчить муки за совершение греха. Каждый день женщина перед святыней просила о защите своего близкого. Прошло несколько лет, сын ее вышел из тюрьмы раньше положенного срока, но после этого сам стал почтенным посетителем церкви, где замаливал совершенное много лет назад преступление. В своем рассказе мать выразила мнение, что именно высшие силы помогли ей вразумить сына и облегчить его страдания в неволе.
Это всего лишь один из случаев, который показывает силу и возможности чудотворного образа. Если ваша вера сильна и непоколебима, то и вы однажды сможете обратиться за помощью к Святым, которые, возможно, услышат ваши молитвенные просьбы и помогут вам.
Дни празднования иконы «Спас Вседержитель»
Ежегодно празднование образа Спасителя проходит 8 сентября (26 августа по старому стилю). В этот же православная церковь почитает еще одну важную святыню — икону Рождества Пресвятой Богородицы . Католические верующие в этот отмечают рождение Девы Марии и вспоминают о чудесных событиях, которые произошли много лет назад и подарили миру Великую Богоматерь, которая впоследствии стала Матерью Великого Сына Божьего.
Если вы хотите попросить у Спаса о самом сокровенном, наладить жизнь, избавиться от негативных мыслей и душевных страданий, то вам следует обратиться именно к этому образу Иисуса Христа. Посетите церковь 8 сентября и поделитесь со Спасителем всем, что вас тревожит. Ведь именно в дни празднования чудотворных икон их силы увеличиваются, и поэтому любые ваши просьбы будут исполнены.
Где находится чудотворная икона
Во многих православных храмах нашей страны вы можете увидеть чудотворный образ Иисуса Христа «Спас Вседержитель». Однако самая почитаемая икона расположена в Пантелеймоновском благовесте, в городе Жуковский, в Московской области.
Также вы можете помолиться перед иконой в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы, который находится в селе Ясные Зори, в Белгородской области.
Жители и гости Москвы могут посетить Храм Святителей Афанасия и Кирилла, где также смогут помолиться перед изображением нашего Спасителя.
Молитва перед иконой Иисуса Христа
Вы можете помолиться перед иконой как в храме или церкви, так и у себя дома. Сила ваших молитвенных просьб будет зависеть в первую очередь от искренности ваших слов.
«Господи милостивый и могущественный, к Тебе всегда я обращаюсь с бедами и тревогами своими. Услышь же меня во времена тяжелые, помоги мне трудности жизненные преодолеть, избавь меня от грехов страшных и непростительных. Только к Тебе я могу прийти за помощью бескорыстной. Поверь же ты, Владыка Небесный, в искренность слов моих, как я верую в твое существование и силу безмерную. Не будь ко мне снисходителен, а убереги меня и ближних моих от грехов страшных и дел, не угодных тебе. Огради меня от людей злых, предателей и сплетников. Все мы в поле зрения Твоем находимся, так уведи же от меня врагов моих. В ожидании суда страшного верю я в милость и доброту Твою. Аминь!»
Обращаться к иконе можно не только в моменты трудностей в вашей жизни. Вы можете попросить Иисуса Христа о спасении от грехов или помолиться за ваших близких.
Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.
Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»
Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны, что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы, как Бога, пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии, что « Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа, тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой.
— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон, сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины, — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи, этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря (VI в.), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо (VII – VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался.
Внешность Христа
Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена, ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел?
— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения, не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным, оставался недоступным для людей внешних, находящихся вне пределов христианской общины.
Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью, чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме (V в.).
— То была прикровенная проповедь христиан первых веков, — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений, так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.
Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).
Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы, до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.
Плащаница
Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя, иконе икон.
— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой важное место всегда отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества, — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение, действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился.
В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа (правда, обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.
Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани, и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.
— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице, — рассказывает Ирина Языкова, — ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы.
Христос Пантократор
Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке.
— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова, а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека. Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы: красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная.
Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост, на престоле и поясное. Самое частое — поясное.
— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин. 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.
Явление Божией славы
«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен. На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса. В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1: 26-28).
Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб.
До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов. А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.
Общие правила изображения Спасителя
Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:
- Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
- Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
- Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
- Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
- Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.
Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.
Спас Нерукотворный (Мандилион)
Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.
Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.
На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.
Спас Вседержитель (Пантократор)
Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.
Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах.
У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов. Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне. Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.
Спас Эммануил
Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом. Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность.
При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.
Деисус
Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.
Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.
Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.
Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.
Другие иконы
Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.
- «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
- «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.
- «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
- «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.
О чем молиться образам Христа Спасителя
Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.
Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».
Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.
Господь Вседержитель — древнейший и важнейший образ в иконографии Иисуса Христа
Иконография иконы «Господь Вседержитель»
Господь Вседержитель — древнейший и важнейший образ в иконографии Иисуса Христа. В этом лике — божественная вечность, величие тайны воплощённого Спасителя, любовь Господа к человеку и невыразимая скорбь о его грехах.
О Боге как о Вседержителе говорится ещё в Священном Писании. К Вседержителю, как к всемогущему Господу обращается один из ветхозаветных старцев: «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак. 6:2). Имя «Вседержитель» указывает на могущество Бога. Греческий синоним этого слова, «Пантократор», означает «всевластный, всесильный». Таким образом, Пантократор — это Всесильный Господь, Который держит в Своих руках всю созданную Им Вселенную.
Когда была создана первая икона Христа Вседержителя? Каким был представлен на ней Господь?
Точные ответы на эти вопросы навсегда скрыты от нас в далёком прошлом. Уже около 180 г. святой Ириней Лионский, лично знавший учеников апостолов, писал, что «плотский образ Иисуса неизвестен». По всей видимости, для людей, которые были рядом со Спасителем, Его вид не был примечателен, чтобы люди не удивлялись Его необычному виду, а, прежде всего, внимали Его учению и совершаемым Им чудесам. Вместе с тем, в IV в. блаженный Иероним рассуждал, что если бы Христос не имел во взоре и лице «чего-то небесного», то апостолы никогда не последовали за Ним.
Среди наиболее ранних сохранившихся памятников скульптуры, росписей катакомб и подземных храмов популярными были образы Спасителя в виде Доброго Пастыря — молодого человека в простой пастушьей одежде, несущего на плечах овцу. Такая иконография была известна античному искусству, однако приобрела новое значение по причине следующей притчи Спасителя: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).
Христос-Пастырь в окружении овец, которые символизируют последовавших Его учению людей, паству, представлен в мозаиках V-VI вв. Наряду с этими изображениями, распространены были и образы Иисуса Христа в виде агнца, ягненка, что указывало на Его кротость, покорность. В катакомбах также найдены наиболее ранние сохранившиеся примеры изображения благословляющего Иисуса Христа с Евангелием в руках.
Сложившаяся в Византии иконография Пантократора станет известна на Руси сразу же после принятия христианства. Всемогущий Господь обращается к молящемуся: он благословляет правой рукой, а в левой держит книгу, символ Благой Вести. Значение надписи на книге, которую держит Вседержитель со временем возрастает. Если раньше это была книга-символ в богато украшенном окладе, то в XII в. в византийских памятниках Спаситель держит книгу распахнутую, с цитатой из Евангелия.
В XII-XIV вв. эпитет «Вседержитель» встречается не только на поясных изображениях Христа, но и на иконах, где Спаситель восседает на престоле. Они запечатлевают Господа во Славе и одновременно свидетельствуют о Нём как о Судие, Который будет вершить человеческие судьбы в последний день. На Руси образ Вседержителя, восседающего на троне, получит название «Спас на престоле». Такие иконы будут чрезвычайно распространены в XVI-XVII вв. в качестве центрального образа деисусного ряда иконостаса.
В монументальной живописи образ Вседержителя неизменно занимал пространство центрального купола. В храмовых росписях XVII в. Вседержитель часто представлен с открытым Евангелием. Художники сильно увеличивают размер книги, используют крупный шрифт для букв, но текст практически невозможно прочитать. Получалось так, что каждый христианин мог домыслить, с какими именно словами к нему обращается Господь.
Среди отличительных черт памятников этого времени следует назвать изменение благословляющего жеста Спасителя . В древних памятниках это было преимущественно двуперстие (два прямых пальца, поднятых вверх), символизировавшее две природы в Богочеловеке. Во второй половине XVII в. оно вытесняется более сложным жестом, при котором большой и безымянный пальцы соединены, мизинец выпрямлен, а указательный и средний пальцы перекрещены. Такое перстосложение называлось именословным, так как в нем визуально воспроизводились очертания первых букв имени Иисуса Христа — «IC XC».
В XVIII столетии в иконографии Вседержителя закрепляется новшество, появившееся под влиянием западноевропейского искусства. В руках Христа вместо Евангелия начинают изображать особый символ власти — державу, иногда вместе со скипетром. Исторически держава, представлявшая собою украшенный шар, была знаком отличия правителей Римской империи, символизировавшим мир и власть над ним.
Держава, увенчанная крестом, была одним из главнейших символов власти византийских императоров, а в конце XVI в. она вошла в состав царских регалий русских государей. Для тех икон, где Господь представлен с державой в руке, эпитет «Вседержитель» в буквальном смысле приобретает значение «Держащий весь мир».
Образ Христа был широко распространен и в произведениях средневекового декоративно-прикладного искусства. Мастера, работавшие в самых различных техниках, использовали те же иконографические схемы, что и иконописцы. Поясные и ростовые изображения благословляющего Спасителя присутствуют как на предметах, бытовавших в церковном обиходе, так и на предметах личного пользования.