Инновационный опыт работы учителя технологии. Из опыта работы.docx - Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В
Из опыта работы учителя технологии
Пусть ум и руки наши
Родят лишь чудеса,
И мир прекрасней станет
От мудрости творца!
Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качественного образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.
Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения. При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность).
Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.
На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Под методом проектов в курсе «Технология» понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества проведенного исследования и созданного продукта, определение реального спроса на него на рынке товаров и услуг.
Метод проектов позволяет формировать у школьников такие качества, как бережливость, расчетливость, деловитость, коммуникабельность и др. Упор при применении метода проектов делается на активное обучение детей через проектирование и изготовление изделий или оказание услуг, которые нужны кому-либо в реальной жизни. Роль учителя – создать такие условия, при которых это будет возможно.
Идея внедрения проектной технологии позволяет пройти путь познания вместе с детьми.
На уроках технологии то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебников.
Реализация проектной деятельности мы начинаем с разработки проекта освоения большой темы или раздела программы по учебному курсу. Я готовлю предварительный план раскрытия темы, учащиеся вносят свои коррективы. Затем они распределяются по микрогруппам, договариваются о формах подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектная технология позволяет решить ряд задач, а именно, выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
С чего начинаем работу по данной технологии?
Индивидуальная работа – первый шаг в творческой работе. Главное условие – чтобы ученики поняли, что от них требуется. Потребуются время и терпение!
Начинать нужно с примера проекта-образца, который показываю ученикам.
Выслушав мнение учащихся сначала о своей работе, а потом о работе других учащихся, оцениваю вклад каждого. Отдельные учащиеся, получив одобрение, будут обсуждать, делать предложения, как организовать работу, что нужно для этого сделать, как использовать виды деятельности, умения.
Воплощение проекта необычным, неожиданным способом откроет возможности и для «слабых» учащихся. Ученики всегда поддержат интересные идеи.
Трудоемкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении обеспечения учебно-методическим комплексом.
Сложной, но, пожалуй, самой интересной является моя организация работы по выработке идей при проектировании изделий для удовлетворения потребности конкретного человека или группы людей. Например, определена потребность: маме нужна салфетка, в этом случае можно осуществлять разработку идей по изготовлению какой-то определенной салфетки.
В организации технологического обучения использование проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности повышает положительную мотивацию обучения, делает образовательный процесс осмысленным и интересным.
Логическим продолжением уроков является и работа детского объединения «Подарок своими руками». Занятия в объединении предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей. В нем учитываются основные направления современного технологического образования школьников: целенаправленное формирование и развитие творческой личности, организация созидательной деятельности школьников, мотивация и стимулирование деятельности, контроль и самооценка деятельности, воспитывается чувство бережливости и экономии, так как в процессе изготовления изделий могут быть использованы старые вещи.
Искусство вышивки, шитьё из лоскутков – искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия – покрывала, одеяла, подушки – до сих пор можно встретить в разных уголках России. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
Искусство создавать из кусочков ткани одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси с появлением ситца. Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные, яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, мы сможем обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и создать полезные вещи – салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким и друзьям.
Мой опыт работы показал, что учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, вышивки и аппликации, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи и постепенно переходили к более сложным работам.
Учащиеся изучают основные законы композиции и цветоведения, знакомятся с традиционными орнаментами разных народов, осваивают основные приёмы работы на швейной машине и вручную; сначала работают по готовым образцам, копируя их, а затем приступают к разработке индивидуального проекта и выполняют изделие, используя ранее изученные способы соединения лоскутков и вышивки. Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их творческую изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали. И самое удивительное то, что учащиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых их детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое декоративное панно. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал. Чему же способствует внедрение проектной технологии? Опыт доказывает, что данное внедрение способствует:
повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации;
развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);
развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).
По 3-х летнему опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:
создание ситуации занимательности, ситуации успеха;
создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.
Я целенаправленно работаю по формированию структуры умственной деятельности, акцентируя внимание на:
использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;
доказательность суждений;
владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.
Как показывает опыт, в развитии познавательной сферы учащихся важную роль
играет интеграция уроков технологии с другими предметами. При использовании межпредметных связей на уроках и внеклассных мероприятиях мы способствуем усвоению технологических, экономических, экологических, предпринимательских знаний. История названия тех или иных понятий, деятельность изобретателей, история моды – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики. А хорошее знание литературы, русского языка, математики позволит грамотно и точно рассчитать формулы при построении чертежей основы изделий, искусство рисовать поможет при создании новых моделей. Использование национально-регионального компонента в «Технологии» позволяет мне на уроках использовать традиции бурятского народа в разработке проектов по изготовлению текстильных и кулинарных изделий.
В своей работе опираюсь на здоровьесберегающие технологии. При выполнении практических работ (а они занимают большую часть рабочего времени урока) использую музыкальный ряд и физкультминутки. Это позволяет снять психологическое напряжение учащихся.
Применение проектных технологий в обучении предмета позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
В процессе преподавания предмета по традиционной методике внимание было сосредоточено на усвоении основных знаний и умений, а воспитание разносторонней личности и развитие творческих способностей школьников зачастую осуществлялось спонтанно. Здесь же в основном преобладал авторитарный стиль общения учителя с учениками.
Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного.
Во-первых, организация процесса обучения ориентирована на развитие личности учащегося. Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как сравнение (при выборе ткани для изготовления изделия учитываются технологические, эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования), классификация (разновидности ручных стежков и строчек), обобщение (направления моды, стили и силуэты одежды). В-третьих, появляется интерес к творчеству, усиливается мотивация личностного роста, появляется стремление изменить себя в лучшую сторону. В-четвертых, изменяется роль учителя. Я выступаю как организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
При применении методов проектов учащимся предлагаю практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений- исследований, дизайн-анализов), для того, чтобы они могли развивать свои способности и пополнять полученные знания. При этом я предоставляю учащимся возможность что-то делать, быть активным в проектировании и изготовлении изделий, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Здесь же мы используем полученные ранее знания и умения для решения практических задач.
В своей работе я часто использую основные формы организации учебного процесса, способствующие развитию творческих способностей учащихся: организация выставок, демонстраций, мастер-класс; проведение тематических конкурсов, освоение компьютерного моделирования.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия№9»
Описание передового опыта работы по теме:
«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
Колесников Игорь Александрович
учитель технологии МКОУ «Гимназия №9»
г. Шадринск, Курганской обл.
2013 г.
Информационная карта передового
педагогического опыта
2. Город Шадринск, Курганской области.
3. Образовательное учреждение : МКОУ «Гимназия №9».
4. Занимаемая должность: учитель технологии.
6. Тема педагогического опыта: «Проектный метод обучения на уроках технологии
в основной и средней школе».
7. Уровень опыта по степени новизны:
Для формирования личностного самопознания и профессионально-профильного самоопределения учащихся 5-11 классов на уроках технологии и во внеурочной работе я использую в своей работе передовые образовательные технологии, в основе которых лежит «Проектный метод обучения».
В условиях информатизации образовательного процесса часто использую информационно-коммуникационные, исследовательские и здоровьесберегающие технологии, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают различными способами получения информации, приобретают навыки самостоятельной, которые помогут продолжать образование, грамотно выбрать профессию и занять достойное место в современном обществе.
Эта работа особенно актуальна в условиях модернизации образования, которое определяет новые подходы к оценке качества обучения выпускников.
8.Цель педагогического опыта:
обучающая –
развивающая – развивать интеллектуальные умения (обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи), развивать учебно-познавательные умения (аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования), развивать практические умения (изготавливать учебные объекты труда и создавать собственные проекты);
воспитательная -
воспитывать у учащихся умение вести познавательную и исследовательскую деятельность, работать в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных проектных и исследовательских работ (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу и само- и взаимоответственности.
9. Краткое описание опыта:
Основные противоречия, решаемые в опыте:
развитие творческого потенциала учащихся и природных способностей; создание условий для обретения каждым учеником универсальных умений, навыков в учебной и экспериментальной деятельности, создание на уроке и вне урока ситуации «успеха»;
овладение учащимися поисковой, исследовательской и проектной деятельностью;
подготовка ребят к выбору профиля будущей профессиональной деятельности, познание своих природных задатков, склонностей и способностей, адаптация к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Основные компоненты системы работы:
системное применение проектного метода обучения с элементами ТРИЗ при изучении технологии в 5-11 классах;
использование информационно-коммуникационных технологий;
использование современных педагогических технологий, коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
организация на базе учреждений культуры города тематических выставок из проектных работ учащихся посвященных деревянному зодчеству Древней Руси;
участие в работе многочисленных конференций регионального, федерального и международного уровней;
привлечение к созданию научно-исследовательских работ и учебных проектов учащихся, которые обучаются технологии с 5 по 11 классы и занимаются внеурочной творческой деятельностью.
Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора:
Методы – перцептивный аспект (словесные и наглядные в т.ч. ИКТ), гностический аспект (иллюстративные, репродуктивные, проблемные, эвристические и исследовательские методы в т.ч. ТРИЗ и метод проектов). Логический аспект (индуктивный, дедуктивный, конкретные и абстрактные методы), управленческий аспект (определяет степень самостоятельности ученика).
Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельная работа, лекции, беседы, дискуссии, рассказ, практическая работа, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету (экскурсии, выставки, конкурсы, викторины, защиты проекта), проектно- и научно-исследовательская деятельность.
Средства – оборудование инструменты и приспособления учебных мастерских, стенды, плакаты и таблицы, УМК «Технология» под ред. Симоненко В.Д. для 5-11 классов, авторские пособия, КИ материалы, компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет, учебные фильмы, презентации, интерактивные доклады; музыкальные фильмы-презентации; справочные таблицы; тестирующий комплекс, причинно-следственные связи, внутри- и межпредметные связи.
Виды деятельности – обретение учениками универсальных умений и способов деятельности (компетенций во всех аспектах: когнитивном, операционно-деятельностном, ценностно-смысловом). Овладение приемами ручной и механической обработки разнообразных конструкционных материалов, на основе репродуктивных, проблемно-поисковых, исследовательских, продуктивных и проектных видах деятельности.
Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.
Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:
методы стимулирования и мотивации учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности;
методы контроля и самоконтроля учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
обязательно на уроке или внеклассном мероприятии по предмету напоминать ученикам о необходимости включения мыслительных инструментов, с помощью которых они могут учиться; обеспечение единства всех участников образовательного процесса в понимании важности данной проблемы.
Необходимые ограничения и запреты :
ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся, разрешением спорных вопросов и выборе оптимального варианта решения проблемы. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активно-познавательной или учебно-поисковой деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя технологии широкого кругозора и высокой степени педагогического и производственного мастерства
Результативность:
высокое «качество знаний» и проектно-исследовательских работ учащихся по предмету, в классах отсутствуют неуспевающие, заинтересованность предметом и внеурочной работой, увеличивается число учащихся, занимающихся научно-практической деятельностью, все больше учеников посещает кружковые занятия, участие в социально-значимых акциях (выставки, театральные постановки, педагогические чтения, семинары, фестивали и др.).
Преимущества этого опыта:
проведение уроков технологии с применением проектного метода обучения, информационно-коммуникационных и современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения уровня своих возможностей, своего социального статуса и личностной значимости в мотивации активности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной, творческой и социальной деятельности. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, попробовать и проявить себя в различных видах деятельности, способствуют раскрытию творческих способностей и подготавливают к осознанному профессиональному и жизненному самоопределению.
10. Эффективность опыта:
определяется тем, что через развитие у учащихся умения искать смысл своей учебной деятельности, через осмысление и переосмысление содержания знаний происходит становление личностного отношения к процессу обучения, что повышает продуктивность образования в целом, способствуя личностному развитию школьника.
11. Экспертное заключение:
Обобщение опыта одобрено к.п.н. доцентом кафедры профессионально-педагогического образования ФГОУ ВПО Шадринского государственного педагогического института Емельяновым О.Б..
12. Последователи:
учителя России познакомившиеся с авторскими «Методическими рекомендациями по выполнению проектных работ» в журналах PEDMIR, Школа и производство, Народное творчество, Начальная школа и др., а так же учителя Баталов В.А., Благинин А.Н., Зацепин А.В. - учителя технологии МКОУ СОШ №№ 4, 8, 11 из г. Шадринска.
13. Кто и когда изучил опыт за последние три года:
на муниципальном уровне:
Выступление на городском МО учителей технологии «Роль предпрофильной технологической подготовки на занятиях школьного кружка с учащимися 8-9 классов» - 2009г.
Выступление на городском МО учителей технологии «Организация проектной деятельности на уроках технологии» - 2010г.
Выступление на городском МО учителей технологии «Совершенствование возможностей профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов» - 2011г.
Открытое внеклассное занятие кружка лего-конструирование – «Моделирование сказки «Репка» - 2б класс – 2012г.
на региональном уровне:
на федеральном уровне:
Статья - «Проектирование универсальной магнито-электрической машины» ж. «Школа и производство» – 2012 - № 8.
Участие на Всероссийской конференции в ШГПИ «Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода», выступление - «Системно-деятельностный подход на уроках дехнологии» - 2011г.
Руководство секцией и доклад на Шестой Всероссийской научно-практической конференции в ШГПИ «Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства» Секция 1. Инновационная деятельность участников образовательного процесса. Высттупление – «Проектная работа современного школьника» - 2012г.
на международном уровне:
CULN NET - международный фестиваль культуры и искусства -2012 проект ЛАУРЕАТ «Учебный стенд «Резьба по дереву» -
Целостное описание опыта.
3. Условия возникновения, становления опыта:
Наша гимназия №9 создана в 1919 году на базе бывшей Алексеевской гимназии, а затем – единой трудовой школы II ступени.
В 1993 году в средней общеобразовательной школе №9 были вновь открыты гимназические классы, в которых обучение исполнялось по программам повышенного уровня. В феврале 2002 года проведена аттестация школы-гимназии, и приказом Главного управления образования области ей определен статус гимназии.
Педагогический коллектив успешно осуществляет проблемы развития способностей и возможностей учащихся, подготовки их к профессиональной деятельности, самоопределению и самореализацию личности. Уровень обучености учащихся составляет 100%, на «4» и «5» учатся более половины учащихся. В 2006 и 2008 годах гимназия была победителем ПНПО.
Решение новых задач, поставленных перед школой жизнью, привело к поискам новых форм учебной работы по технологии и поиска новых методов обучения. Сочетание проектного метода обучения и учебных занятий наиболее полно отвечает задаче всестороннего развития личности учащихся, выявлению склонностей, способностей и природных задатков, формированию творческой личности, знающей свою историю, свою культуру, владеющую разносторонними политехническими знаниями. Осознание этого заставило меня задуматься над проблемами современного технологического образования и попытаться внести свой вклад в процесс его реформирования.
К основным проблемам преподавания технологии в рамках средней школы, на мой взгляд, относятся следующие:
несбалансированность предметных программ; технология, как наука, аккумулирующая знания физики, математики, черчения, истории, химии, биологии, подчас тематически вырывается вперед, и приходится затрачивать массу времени и усилий на объяснение тем, выходящих за рамки предмета;
неудовлетворительное отношение к значимости технологии как учебного предмета, как со стороны учеников и их родителей, так и со стороны коллег.
Недостаточная укомплектованность материально-технической базы, часто не позволяющая связать практическую часть работы с теоретическим материалом.
Архоичность оборудования, инструментов и технологических способов обработки конструкционных материалов.
Поверхностное отношение к трудовым навыкам, профессиональному и жизненному самоопределению.
Односторонне развитие личности за счет уделение внимания на «основные учебные дисциплины», необходимые для сдачи ЕГА в ущерб другим предметам.
Обучение детей происходит на фоне общего ухудшения их физического самочувствия, нестабильности благосостояния большинства их семей и возрастания в связи с этим проблем в области психического здоровья школьников.
С учетом всех этих обстоятельств неоценимую помощь в полноценном усвоении программного материала может оказаться проектный метод обучения с применением элементов ТРИЗ и информационно-коммуникационных технологий. Подобный подход к обучению предмета «Технология» позволяет за тот же промежуток времени усвоить программный теоретический материал, дифференцированно подойти к обучению методам творческого поиска, с учетом уровня интеллектуального развития школьника выполнить учебный проект, а также развить его творческие способности, ориентируясь на личностную заинтересованность.
Учитель технологии постоянно должен связывать каждую тему с повседневной жизнью, проводить практические работы, повышающие интерес к предмету у школьников, просить охарактеризовать те или иные привычные технологические системы, устройства, машины и механизмы, организовывать со 100% учащихся проектную работу, ненавязчиво вырабатывая навык учебно-исследовательской деятельности. Это помогает каждому ответить на часто повторяющийся в последнее время вопрос: “Зачем мне эта технология нужна?” Школа должна создавать условия для формирования гармонично-развитой, творческой личности, обладающей качествами, необходимыми для успешного выживания в сложных условиях современного мира, и эту задачу невозможно решить без привлечения школьников к осознанной, творческо-созидательной деятельности организованной на основе политехнических знаний.
4. Актуальность опыта:
Новизна и оригинальность моего опыта заключается в совмещении академических знаний по предмету «Технология» с проектной деятельностью и внеурочной работой в кружках, элективных курсах и курсах по выбору.
Передача учащимся инициативы и права выбора определенных направлений учебно-творческой деятельности существенно повышает и мотивацию к выполнению учебных задач, и значимость своей роли в образовательном процессе. Опережающее обучение и интенсификация учебного процесса с помощью методов ТРИЗ и информационно-коммуникационных технологий существенно активизируют деятельность каждого учащегося на различных этапах урока.
При подготовке к защите проектных работ, оформлении пояснительной записки, выполнении конструкторской и технологической документации и др. используются компьютерные технологии. Учащиеся под руководством учителя развивают свой интеллект, овладевают способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни. Ориентация учителя на методику проектного обучения позволяет включить учеников в исследовательскую и творческую работу (индивидуальную, групповую, парную), во время которой ученики пробуя, ошибаются, снова пробуют, экспериментируют и выходят на правильный путь, который способствует успешному решению ученого задания, преодолению чувства неуверенности в себе и позволяет занять достойное местно в ученическом коллективе. Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует созданию доброжелательной психологической атмосферы, обеспечивает личностно ориентированный подход в обучении, способствует приобщению детей к научно - практической деятельности, вовлечению в данный процесс родителей учащихся.
5. Теоретическая обоснованность опыта:
В основе моего опыта лежат концептуальные принципы, теории и технологии применения проектного метода обучения в образовательном процессе различных школ основанные на идеях американских и отечественных педагогов: Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э.Коллингса, Х. Паркхерст, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, В.Н. Шульгина, Л. Левина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и других ученых.
6. Ведущая педагогическая идея опыта:
Во время образовательного процесса ученику внушается главная мысль, что он сам способен сформировать свои личностные качества, свои умения в проектировании больших и малых событий своей жизни, что в конечном итоге определит: его линую карьеру, интеллектуальное развитие, политехническую грамотность и будет гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.
7. Технология опыта:
Цель: обучающая – опережающее обучение, обеспечение оптимальных условий для качественного усвоения базового стандарта образования;
развивающая – развивать интеллектуальные умения, т.е. умение обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать учебно-познавательные умения, т.е. умение аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, изготавливать учебные объекты труда и создавать собственные проекты;
воспитательная - воспитывать у учащихся умение вести познавательную и исследовательскую деятельность, работать в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных проектных и исследовательских работ (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу, само- и взаимоответственности
Задачи:
Развивать творческий потенциал и природные задатки учащихся.
Создавать условия для обретения каждым учеником разносторонних знаний, умений, навыков, овладения учащимися проектно-поисковой, учебно-исследовательской творческой деятельностью, организация ситуации успеха на уроке.
Готовить ребят к профессиональному и жизненному самоопределению, на основании объективных знаний о современном мире, которому свойственно наличие кризисных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Организация учебно – воспитательного процесса:
Поставленные задачи решаю через интеграцию изучаемого материала с другими учебными дисциплинами, опираясь на инновационные творческие методы обучения с применением интерактивных и современных педагогических технологий, коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности.
Основной формой организации учебных занятий по технологии в школе является урок. На уроке представляется возможным применять разнообразные формы и методы обучения, но руководящая роль остаётся за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс, систематически излагает материал сам и вместе с тем учит детей самостоятельно добывать знания из различных источников, приучает к самостоятельным практическим и творческим работам, применяя при этом демонстрацию инструментов, приспособлений, машин и механизмов, проведение экскурсий на производство, на выставки и в музеи.
Урок - решающее звено в учебном процессе, и качество знаний учащихся по предмету зависит прежде всего от научно-методического уровня каждого урока и всей системы уроков в целом. Каждый урок по технологии следует рассматривать как новую тему, однако его содержание и методы работы тесно связаны с содержанием как предыдущих уроков, или других учебных дисциплин, часто опережая их на несколько лет обучения. Нельзя добиться строго продуманной, чёткой системы в работе, если готовиться только к одному уроку, не имея перспективного плана учебного процесса по предмету. Подготовке к отдельно взятому уроку должна предшествовать разработка системы уроков по теме или разделу.
Каждый урок должен быть эффективным. Эффективность зависит от применяемых на уроке методов изложения учебного материала, форм организации учебной деятельности учащихся, проверки их знаний, умений и навыков. Разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности учащихся на уроке, умелое их использование – одно из важнейших условий эффективности учебного процесса по технологии. Наряду с традиционными методами при выполнении проектно-исследовательских работ я применяю следующие методы творческого поиска новых решений:
Метод мозговой атаки или мозговой штурм;
Метод морфологического анализа;
Метод контрольных эвристических вопросов;
Метод фокальных объектов;
Метод поэлементного анализа;
Алгоритм решения изобретательских задач;
Метод препарированной вишни;
Метод «Скампер»
Успешно использую в своей работе авторские рабочие тетради для 5,6,7,8 класса и методическое пособие (Проектная деятельность старших школьников), материалы которого в 2012 году были опубликованы электронном периодическом издании PEDMIR. Рабочие тетради для 5,6 и 7 классов подготовлены в соавторстве с учителем технологии из МКОУ «Лицей №1» Емельяновым О.Б.
Веду разноуровневые и разновозрастные кружки «Художественное конструирование», «Лего-конструирование», «Дружина юных пожарных», элективные курсы и курсы по выбору «Твоя профессиональная карьера», «Основы творческого конструирование», «Работа с одаренными детьми» и др. при МКОУ «Гимназия №9» и кружок «Юный зодчий» при МКОУ ДОД «Дом детства и юношества «Ритм». Систематически использую на своих уроках контрольно - измерительные материалы.
Я уделяю большое внимание внеклассной работе по предмету, которая имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умению творчески подходить к решению различных поставленных задач. Особый интерес к проектно-исследовательской и творческой деятельности у учащихся появляется тогда, когда нам удаётся применить свои умения для реализации социально-значимых проектов. Именно во внеклассной работе слабо дети могут реализовать свой учебный потенциал: на уроках они многое не понимают, а во внеклассной работе выявляются интересы и наклонности отдельных учащихся и прививается любовь к производительному творческому труду.
В системе внеклассной работы я использую разнообразные формы внеклассных занятий по предмету: организую тематические выставки, участвую в выставках различной направленности, днях науки; предметных декадниках (неделя технологии); экскурсиях, конкурсах защиты проектов, викторинах, выпуске стенгазет, встречах с уважаемыми людьми; демонстрации учебных фильмов, ведение разноуровневых и разновозрастных кружков; работа с одаренными учащимися
Систематическая внеклассная работа и постоянные поиски новых форм работы содействует развитию интереса к технологии, и качество знаний учащихся повышается.
Для того, чтобы уроки, проводимые в нетрадиционной форме, были интересными и продуктивными, я в своей работе систематически использую следующие современные образовательные информационно – коммуникационные технологии. Пока основная работа заключается в подготовке материала, так как очень многие фильмы есть только на видеокассетах, нам приходится их отцифровывать при помощи компьютера и видеомагнитофона, и при необходимости делать нарезку необходимого материала. На сегодняшний день наша фильмотека насчитывает более 150 фильмов и их частей, подготовленных для уроков технологии, твоя профессиональная карьера, и творческих проектов по традиционным народным промыслам, ремеслам и русскому деревянному зодчеству.
С 2003 года обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт. За три последних года мой опыт обобщен в научно-методических журналах, в интернет сообществах, на научно-практических конференциях, на методических объединениях, открытых уроках и занятиях кружка:
на муниципальном уровне:
Выступление на городских МО учителей технологии «Роль предпрофильной технологической подготовки на занятиях школьного кружка с учащимися 8-9 классов» - 2009г.
Выступление на городских МО учителей технологии «Организация проектной деятельности на уроках технологии» - 2010г.
Выступление на городских МО учителей технологии «Совершенствование возможностей профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов» - 2011г.
Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования МКОУ «Дом детства и юношества» «Социализация обучающихся в системе дополнительного образования» - 2010г.
Открытый урок «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности» - 2009г.
Бинарный интегрированный урок «Убранство русской избы» - 2010г.
Открытый урок «Исторические предпосылки и развитие деревянного зодчества на Руси» - 2010г.
Открытое внеклассное занятие кружка «Лего-конструирование» – «Моделирование сказки «Репка» - 2б класс – 2012г.
Буклет по материалам выставки «Русь богатырская». Русское деревянное зодчество, выпуск-1 – 2010г.
Буклет по материалам выставки «Русь православная». Русское деревянное зодчество, выпуск-2 – 2012г.
Выступления в СМИ (печать, радио, телевидение) по результатам поездок на международные и Всероссийские конкурсы и олимпиады, на открытиях тематических выставок «Русь богатырская-2009», «Путешествие за каменный пояс-2012» и др.
на региональном уровне:
1. Статья - «Техника в научно-философской ретроспективе ее развития» - Вестник начинающих исследователей: Выпуск 8. – Курган: КТК, – 2009г.
2. Статья - «Педагогическое сопровождение старших школьников на получение инженерно-технического образования» - Вестник начинающих исследователей: Выпуск 9. – Курган: КТК, – 2011г.
на федеральном уровне:
На Всероссийском конкурсе Педагогических эссе «Взгляд-2011» (г. Казань) – участник.
Статья - «Изготовление деревянной игрушки «Шадринский гусь» - ж. «Школа и производство» – 2011 - № 1.
Статья - «Объект труда «Культиватор механический» - ж. «Школа и производство» – 2011 - № 2.
Статья - «Изготовление модели межпланетного комплекса» ж. «Школа и производство» – 2011 - № 6.
Статья - «Электрифицированный стенд «Шадринский острог XVII века» ж. «Школа и производство» – 2011 - № 7.
Статья - «Проектирование универсальной магнито-электрической машины» ж. «Школа и производство» – 2012 - № 8
Статья - «Изучение культурного наследия на занятиях школьного кружка» ж. «Школа и производство» – 2013 - № 1.
Статья - «Макетирование памятников деревянной архитектуры и выбор инженерно-технического образования» - ж. «Начальная школа» №3 – 2011г.
Статья - «История в макетах» - ж. «Народное творчество» № 4 – 2010г.
Статья - «Профессиональное самоопределение старших школьников – как педагогическое понятие» - ж. «Вестник ЮУрГУ №31», - 2009г.
Статья – «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников» - Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф., Шадринск, 12 ноября 2009 г. / Шадр. гос. пед. ин-т; сост. Н.В. Бякова. – ОГУП «Шадринский дом печати», Каргапольский филиал, 2009.
Участие на Всероссийской конференции в ШГПИ «Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода», выступление - «Системно-деятельностный подход на уроках технологии» - 2011г.
Руководство секцией и доклад на Шестой Всероссийской научно-практической конференции в ШГПИ «Психология образования: модернизация психолого-педагогического пространства» Секция 1. Инновационная деятельность участников образовательного процесса. Выступление – «Проектная работа современного школьника» - 2012г.
на международном уровне:
Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Ажурные изделия из металла» на конкурс «Чудеса своими руками» - 2011г. -
Pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, презентация «Макеты русского деревянного зодчества» в номинации «Дополнительное образование» - 2011г. -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - "Макетирование памятников русской деревянной архитектуры - как направление педагогического сопровождения младших школьников на выбор инженерно-технического образования", 2012г. -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава I. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава II. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава III. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава IV. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава V. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии). -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Методическое пособие. Глава VI. " Проектная деятельность старших школьников" (Методические рекомендации учащимся 9-11 классов для выполнения проектных работ по технологии) -
PEDMIR.RU - электронное периодическое издание. Статья - Приложение к методическому пособию "Проектная деятельность старших школьников" -
PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2011, проект ПОБЕДИТЕЛЬ - «Восьмое чудо света» -
PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012, проект ЛАУРЕАТ «Оборонное зодчество» -
PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012 проект ЛАУРЕАТ «Храмовый комплекс» -
PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012 проект ЛАУРЕАТ Учебный стенд «Резьба по дереву» -
PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2012 проект ЛАУРЕАТ «Ажурные изделия из жести» -
PEDOLIMP - международная педагогическая олимпиада - 2013 проект ЛАУРЕАТ «Хозяин леса» -
CULN NET - международный фестиваль культуры и искусства -2012 проект ЛАУРЕАТ «Учебный стенд «Резьба по дереву» -
Своевременно повышаю квалификацию:
1). Курсы повышения квалификации Министерства образования и науки РФ, Национальная система «Интеграция», г. Москва по теме «Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения: от теории к практике» – 36 часов. Свидетельство № 008215 от 29.10.10.
2). Курсы повышения квалификации при ФГБОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт в сентябре 2012 года по теме: «Теория и методика технологического образования» – 72 часа. Удостоверение № 354, от 28.09.12.
В результате аттестации в апреле 2013 года мне была присвоена высшая квалификационная категория. Имею награды: знак «Почетный работник общего образования РФ», благодарственные письма губернатора Курганской области, мера, городской думы и отдела образования города Шадринска, благодарности с международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей.
Содержание образования:
Для формирования научного мировоззрения учащихся использую различный подход: формирую у ребят системность технологических знаний, диалектико-материалистическое мировоззрение, научную картину мира, трансформацию предметных знаний в методы познавательной творческой деятельности, вооружаю учащихся системой приемов и практических навыков работы ручной и механической обработки различных конструкционных материалов и др.
Принцип моей работы - прислушиваться к идеям ученика, его желаниям и возможностям: учащиеся с дивергентным мышлением (его преобладанием) – творцы, они с большим интересом вовлекаются в научно-исследовательский и творческий процесс в качестве активных учеников.
Учащиеся с конвергентным мышлением (его преобладанием) – знатоки, предпочитают работать под руководством учителя. У знатоков и творцов разные индивидуальные достижения.
РЕЗУЛЬТАТ: Освоение теоретических и практических знаний на опережающем уровне с применением проектного метода обучения, позволяет учащимся занимать призовые места в олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и научно-практических конференциях на международном, Всероссийском, региональном и муниципальном уровнях.
Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса.
Формы учебных занятий:
Считаю необходимым научить учащихся самостоятельно добывать знания, а затем оценивать свою деятельность. Учу ребят критически мыслить, а поэтому для выработки навыков создаю условия для нахождения технологических ошибок и практических недоработок в технологических документах или в объектах трудовой творческой деятельности. Для показания практической значимости изученного на уроке использую метод проектов. Особое значение отвожу развитию рефлексивных умений и навыков (провожу тестирование, в том числе и на компьютере). Использую контрольно-измерительные материалы для организации итогового тематического контроля знаний по предмету «Технология» в 5,6,7 классах, разработанные учителем трудового обучения, соискателем ученой степени кандидата педагогических наук, «Государственного казенного специального (коррекционного) учреждения для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Шадринской школы-интернат №11 первого, пятого видов» Зацепиным А.В., которые я опробую на своих учениках совместно с автором, опираясь на опыт использования в образовательном процессе ИКТ.
Чтобы заинтересовать современных школьников, использую интерактивные формы занятий: создаю презентации к урокам, выполняю оцифровывание и нарезку фрагментов учебных фильмов с видеокассет и взятых из сети Интернет.
Повысить интерес к предмету технология помогают внеклассные мероприятия. Актив помогает проводить для школьников среднего звена классные часы: «Викторины», «Технологические выставки», «Соревнования «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», а так же социально-значимые события в виде тематических выставок и совместное участия в театральных постановках, которые собирают большую аудиторию и пользуются успехом и находят отражение в СМИ. Особенно привлекают ребят поездки на международные и Всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады, в которых мы ежегодно участвуем с 2007 года, несмотря на незначительную спонсорскую помощь или полное ее отсутствие.
Такие мероприятия очень нравятся детям, они получают реальную практическую возможность использовать знания из разных областей наук и добиваться требуемых результатов, но самое важное – они учатся ставить цели, достигают их, сами определяют проблему, находят способы ее решения, тем самым подготавливая себя к взрослой жизни.
Методы организации и осуществления учебной деятельности:
Перцептивный аспект (передача учителем информации и воспроизведение ее учениками посредством слушания, наблюдения, практикума):
словесные методы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, инструктаж, звуковоспроизведение и пр.
наглядные: демонстрации приемов работы, с помощью мультимедийного проектора, стендов, таблиц, фрагментов учебных фильмов, презентаций, тестов и пр.
Гностический аспект (характер усвоения учеником нового материала):
иллюстративное объяснение при помощи отображения практических приемов деятельности, по опорным схемам и таблицам,
репродуктивные (воспроизведение материала по опорам),
проблемное изложение материала,
эвристические,
исследовательские.
Логический аспект (методы, характеризующие логические операции при подаче и усвоении учебного материала):
индуктивные (от простого к сложному, от частного к общему, от примера к формуле, от явления к закону); дедуктивные (наоборот); традуктивные (от простого к простому, от сложного к сложному, от примера к примеру и пр.);
конкретные и абстрактные (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.)
Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности):
деятельность под руководством учителя или помощника-консультанта,
самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Средства обучения:
Технологическое оборудование, инструменты, приспособления, макеты, наглядные пособия, планшеты, таблицы, компьютер, компьютерные диски, мультимедийный проектор, мультимедийные пособия.
Преобладающие виды деятельности:
Обретение учениками универсальных практических умений, в том числе по способам обработки разнообразных конструкционных материалов (компетенций во всех аспектах: когнитивном, операционно-деятельностном, ценностно-смысловом). Овладение проблемно-поисковыми, творческо-исследовательскими и продуктивными видами деятельности.
В чем я вижу преимущества «Проектного метода обучения» в процессе преподавания предмета «Технология» в современной школе:
Повышение эффективности урока и качество работы учащихся;
Значительная экономия учебного времени;
Привлечение интереса учащихся к предмету;
Возможность использования на уроке разных форм обучения, что делает процесс обучения более интересным и эффективным;
Позволяет без ущерба поменять выбранный вид деятельности;
Использование мультимедийного проектора заменяет практически все ранее используемые средства наглядности, технические средства обучения: кодоскоп, диапроектор и др.
Закрепляются и развиваются общеучебные навыки и умения самостоятельной практической работы
Повышается активность познавательной творческой деятельности учащихся
Повышается качество знаний и объектов практических работ учащихся.
Алгоритм формирования надпредметных умений, т.е. умений, которые ученик использует при изучении других наук:
Диагностика и выбор.
Мотивация и целеполагание.
Инструктирование.
Реализация.
Анализ.
Упражнение, доведение до навыка.
Перенос в другие области.
Условия эффективности формирования надпредметных умений:
Обязательно на уроке или внеклассной работе напоминать ученикам о необходимости включения тех мыслительных инструментов, с помощью которых они могут учиться (при наличии мотива).
Подготовка для учащихся технологических инструкций по каждому учебному умению.
Обеспечение единства всех участников образовательного процесса в понимании важности этой проблемы.
Методы стимулирования и контроля:
Методы стимулирования мотивов интереса к обучению:
Познавательные игры.
Работа в группах.
Создание ситуации успеха, новизны, занимательности.
Методы стимулирования мотивов сознательности,
ответственности, настойчивости и долга:
Убеждение, требование.
Приучение.
Упражнение.
Поощрение, наказ.
Методы контроля и самоконтроля ученической деятельности:
Устные, письменные.
Фронтальные, групповые или индивидуальные.
Итоговые или текущие.
С применением компьютера.
Возможные уровни усвоения учебного материала:
1 уровень – «знание» (запоминание и воспроизведение).
2 уровень – «понимание» (объяснение, изложение, интерпретация)
3 уровень – «применение» (по образцу в исходной ситуации или при условии изменения ситуации).
4 уровень - «творчество».
Существует три механизма творчества:
модификационный – видоизменение того, что имеет аналог или прототип,
комбинаторный – разложение известного на части и соединение в новом виде,
радикальный – изобретение того, что не имеет ни аналогов, ни прототипов, но имеет социальную ценность.
5 уровень – «эмоционально-ценностное отношение» (ученик обнаруживает знания по всем уровням и испытывает при этом чувство удовлетворения).
8. Длительность работы над опытом:
Пять лет, с 2007 по 2012 год.
9. Диапазон опыта:
Интеграция проектного метода обучения и нетрадиционных форм проведения урока технологии с внеклассной работой учащихся 5-11 классов.
Результативность опыта
Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к технологическим знаниям, организации учёбы в школе так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни, и введение в учебную программу по технологии модуля «Проект» привело к образованию нового подхода к организации и проведении уроков технологии. Я работаю над темой: «Проектный метод обучения на уроках технологии в основной и средней школе» уже более 5 лет. Такие уроки ориентируют учителя на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся, они более эффективны, чем обычные уроки. Считаю, что благодаря моему опыту работы над этой темой мои учащиеся достигли очень высоких результатов.
По результатам последних трех лет можно проследить следующую позитивную динамику успешности обучения: успеваемость составляет – 100%, качество знаний по предмету – 95%, средний балл - 4,4.
По итогам 2009-2012 г.г. уровень учебных достижений остается на стабильно высоком уровне. Об этом свидетельствуют результаты городских, областных, Всероссийских и международных олимпиад, конференций, выставок, где учащиеся ежегодно занимают призовые места.
За 2009-2012 учебные года Игорем Александровичем было подготовлено 63 победителя, лауреата и призера международных, Всероссийских и региональных конкурсов и олимпиад; 63 ученика были отмечены грамотами и дипломами муниципального уровня.
Сводная таблица результатов конференций, олимпиад, форумов, конкурсов разного уровня за три последних года
Год
Информация о результатах представления учебных работ учащихся МКОУ «Гимназия №9» в рамках конкурсов, смотров, конференций за три последние года
пп
Информация о результатах представления творческих работ обучающихся детских объединений «Художественное конструирование и «Юный зодчий» в рамках конкурсов, смотров, конференций за три последние года
пп
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение уроков и внеурочных занятий по предмету «Технология» с применением проектного и других инновационных методов обучения способствует развитию интереса к предмету, высокого познавательного уровня, гибкости мышления учащихся, активизации развивающего потенциала обучения, личностной включённости всех участников в процесс учёбы. Окончив основную школу, учащиеся продолжают заниматься учено-исследовательской деятельностью и в старшем звене, что стимулирует их тенденцию к личностному росту, поощряет исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования учения, повышения личностного роста и грамотного выбора будущего профиля профессионального обучения. Ведь сейчас как никогда велика потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людях.
Библиографический список
Описание системы работы (инновационного опыта) Ирины Витальевны Агибаловой, учителя технологии МБОУ СОШ №5 г.Ливны
"Успешный ученик - успешное будущее страны"Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя технологии. Здесь представлена система и результаты моей работы.
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы включает уроки технологии, воспитательную деятельность классного руководителя и педагога – организатора. Все это позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
Я считаю важным придать обучению практическую направленность, создать условия для развития у детей конструктивно-технологических способностей, самовыражения и самоутверждения, стремления овладеть новыми трудовыми навыками.
Исходя из целей и задач современного образования, цель моей педагогической деятельности - вырастить успешного ученика.
Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха! Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
Стремительное развитие современной техники, возрастающие требования к профессиональным качествам, в условиях которых человеку на протяжении жизни приходится неоднократно переучиваться. В этой ситуации перед педагогом возникает задача не только научить чему-то, а формировать умение самим учиться.
Неудовлетворенность традиционными учебниками, стремительное развитие цифровых технологий и самой науки информатики заставляет учителя отдавать предпочтения творческой деятельности, не по шаблону, быть более мобильным, динамичным, креативным и воспитывать детей такими же.
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
создание психологического комфорта;
ориентация на личность ученика;
предоставление благоприятных условий (технические, информационные, научно-методические и др.);
внедрение инновационных процессов на уроках технологии;
взаимодействие с родительской общественностью;
модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Проблемное обучение - создаю в учебной деятельности проблемные ситуаций и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Дифференцированное обучение - использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения - работая по данной методике, имею возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении - этот метод дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – при использовании этого метода происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)- здесь реализуется идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.
Информационно-коммуникационные технологии – создание совместно с учащимися мультимедиа-презентаций, видеороликов, использование мультимедиа оборудования на уроках, использование интегрированных курсов, использование компьютерных программ для создания схем, выкроек, узоров, а так же 3D моделирования объектов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Например, в разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей и уровня подготовки ребенка: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Стремиться к успеху!
Самым простым способом выявления творческих способностей учащихся является обычное наблюдение. В школе регулярно организовываются тематические выставки и конкурсы, в которых принимают участие все школьники, в том числе и младшие классы.
У всех детей уже в раннем возрасте проявляются первые признаки одарённости - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Благодаря систематической работе с использованием прогрессивных методов выявляются дети с яркими творческими способностями. А для того, что бы эти способности развивать и совершенствовать, я предлагаю учащимся групповые формы работы, даю различного рода творческие задания, вовлекаю в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Мои уроки отличаются разнообразием и направлены на индивидуальность ученика.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через скайп и социальные сети.
Существует множество компьютерных программ, которые облегчают работу на уроке и в то же время делают ее более продуктивной и интересной - программа для составления схем вышивки крестиком и подбора цвета нити «Крестик» (эта программа преобразует любой рисунок или фотографию в подробную схему вышивки); программа для планирования и моделирования в 3D объеме помещения и ландашфта (использую их при изучении темы «Интерьер жилого дома»). Активно применяю программу PatternsCAD для создания выкроек по индивидуальным размерам.
Повысить мотивацию к творчеству помогает проектная деятельность. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентноспособный и заслуживает рассмотрения. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными
Эти проекты я использую на уроках и во внеклассной работе для проведения школьных праздников. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, коммуникативности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.
«Участие учащихся в творческих конкурсах»
1 Творческий конкурс агитбригад по профориентации
Номинация « Лучшая реклама профессии» 2012 3 место
2 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Белых Юлия 2012 Участие
3 Городской конкурс детского творчества «Рождественнское чудо», Богрянцева Марианна 2013 Участие
4 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Дорогавцева Татьяна 2013 Участие
5 Областной конкурс детского творчества «Полицейский Дядя Степа» - Теряева Светлана 2013 Участие
6 «Многообразие вековых традиций» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» - Агибалова Анна 2014 Диплом УОО г. Ливны за 3место
7 Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества – Богрянцева Марианна 2014 Участие
Два года подряд мои ученицы занимают призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
«Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
1 2013 Коротких Маргарита (10 класс) «Платье для особого случая» 3 место
2 2014 Селина Дарья (9 класс) «Теплый сувенир» 3 место
Особое внимание на своих уроках уделяю профориентационной работе. С 5 класса происходит выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений учащихся. В старших классах выявляется потребность в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.
С 2014 года в школе реализуется проект «Профстарт». Проект представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс психолого-педагогических мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения социально дезадаптированных учащихся.
Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с структурными подразделениями и организациями города, профессиональными учебными заведениями.
На базе Ливенского филиала «Госуниверситет-УНПК» образован попечительский совет, который курирует глава города Леонид Фаустов. Его цель - объединить усилия школы, ВУЗа и промышленных предприятий для эффективной профориентационной работы с выпускниками школ и повышения престижа рабочих специальностей, востребованных на заводах нашего города. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в профориентационных мероприятиях, организованных попечительским советом – это круглые столы, молодежные акции и движения.
Положительной динамике реализации проекта «ПРОФстарт» способствует участие школы в работе муниципальной программы «Молодежь города Ливны Орловской области на 2014-2018 годы», разработанной отделом по делам молодежи администрации города Ливны.
Школа тесно сотрудничает с Центром занятости населения, промышленными предприятиями и частными предпринимателями города, которые помогают учащимся более подробно познакомиться с различными видами трудовой деятельности, а так же предлагают возможность получения практических навыков в освоении той или иной профессии.
Еще одно направление деятельности, которое требует особого подхода к обучению - инклюзивная практика. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья требуют личностно-гуманных условий для их развития, обучения и воспитания.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет эффективна, только если она поддержана родителями, понятна им и соответствует потребностям семьи.
Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
На занятиях с такими детьми я чаще, чем обычно создаю ситуацию успеха, использую дифференцированные задания, даю свободу творчеству и воображению ребенка. Уроки технологии для таких детей – уроки радости, успеха.
Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог – ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике.
В процессе педагогической деятельности невозможно стоять на месте. Для того, что бы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в профессиональных конкурсах, обобщаю опыт работы на уровне школы и города. Ежегодно участвую в муниципальных педагогических чтениях «Качественное образование – будущее России»
Участие в профессиональных конкурсах
1 Муниципальный этапа конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013 1 место
2 Областной этап конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013г 2 место
3 Областной этап открытого Всероссийского конкурса «Семейный альбом» 2012 Диплом победителя
4 Конкурсный отбор педагогических работников образовательных учреждения для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование 2012 Участник
5 Конкурс среди образовательных учреждений Орловской области «Школа года» - 2013 Участник состава команды
6 Муниципальный конкурс среди молодых учителей «Самый перспективный молодой педагог» 2014 Победитель
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
- III Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России» по теме «Школа-мастерская успеха» (30.05.2011г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»(9.01.2012г.);
- Научно–практическая конференция. Тема выступления «Всестороннее развитие ребенка средствами ритмических движений на занятиях внеурочной деятельности» (26.04.2012г).
- Городской семинар «Реализация ФГОС НОО», организованный на базе МБОУ СОШ №5 г. Ливны - открытое занятие по ритмике на тему «Весеннее настроение» (2012г).
- IV Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления - «Жизнь школьная – моя судьба» (2013г).
- Заседании городского МО учителей технологии на базе МБОУ СОШ №5 г.Ливны - открытый урок в 7 классе «Дизайн интерьера» (2013 г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме « процесс адаптации пятиклассников» (8.11.2013)
- В рамках предметной недели естественно-математических дисциплин в МБОУ СОШ №5 г. Ливны – открытый урок технологии в 11 классе «Работа над проектом «Моя будущая профессия» (март 2014)
- V Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления « Метод проектов на уроках технологии» (2014г).
Более подробно познакомиться с моей педагогической деятельностью можно на моем персональном сайте и на сайте школы
Бесталанных детей не бывает. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и я к этому стремлюсь. На выходе из школы мои выпускники должны представлять собой:
-успешных людей;
-профессионально-определившихся;
-коммуникативно-грамотных;
-владеющих информационными технологиями;
-обладающих навыками исследовательской деятельности;
-причастных к русской и мировой культуре;
-социально адаптированных;
-осознающих свое «я» и свое место в мире;
-креативных;
-самостоятельно и критически мыслящих;
-способных работать в команде;
- обладающих высокой степенью толерантности;
- патриотов.
Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.