В основном законе или конституции. Конституция Российской Федерации. Конституция – (лат. constitutio) – установление, устройство Конституция – Основной Закон государства. Определяет: устройство
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СШ № 8»
История Конституции – основа демократии России.
Выполнила: Ахметзянова Вероника
ученик 9 А класса МБОУ «СОШ № 8»
города Нижневартовска, ХМАО - Югра
учитель Валентина Владимировна Елбаева
Все мы знаем о трех символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти – это Конституция РФ, на которой мне хотелось бы остановиться подробнее. В жизни обществ и государств конституция играет особую роль. Термин «конституция» (от лат. Constitutio – установление) употребляли еще в период рабовладения и феодализма. Конституция является основным правовым актом государства – основным законом, законом над законами, фундаментом развития социальных и политических отношений, гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Защита от внутренних и внешних атак требует хорошо организованной и структурированной защиты. В Германии это захватывает Федеральные вооруженные силы Германии. Задачи солдат и административного персонала очень разнообразны. Кроме того, совершенно по-другому, что делать в одном или другом случае защиты. Таким образом, есть 30 статей, посвященных правым и законным действиям в деле защиты.
В статьях 116 бис. Организационная часть состоит из переходных и окончательных положений. Конституция Федеративной Республики Германии и ее история. Конституция Федеративной Республики Германии не возникла в одночасье. После окончания Второй мировой войны Германия была разрушена и уничтожена. Остатки страны были разделены между победоносными силами войны. Восточный сектор пошел в Советский Союз. Это разделило некогда объединенную страну на Восток и на Запад. В это время никто не знал, что это состояние продлится 40 лет.
Но что такое Конституция для каждого из нас? Это – путь в цивилизованный мир. Путь этот не был усыпан розами, он был долгим и тернистым.
Конституция – это юридический документ, который принимают в современном цивилизованном обществе, чтобы установить и закрепить:
1.Отношения между властью и гражданином (как государство должно относиться к гражданину и как гражданин должен относиться к государству, какие должен иметь права и обязанности)
Но история показала, что это должно произойти. Если советские оккупационные силы преследовали цель сделать социалистическое государство с востока Германии, это вообще не было на Западе. Поэтому западные союзники вскоре стремились создать западногерманское государство. Это было обусловлено определенными условиями и условиями. Таким образом, конституция нового западногерманского государства подчинялась определенным принципам, которые необходимо было соблюдать. Первоначально предполагалось, что Конституция является лишь решением перехода.
2.Устройство государственной власти
3.Устройство государства – основы конституционного строя.
Конституция - основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе, отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие Конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. Хочу отметить - Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее. Принятая в 1993 году Конституция РФ ставит перед обществом главную цель-утверждение демократического устройства государства, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы.
Не было ни одного человека, который подумал бы тогда, что разделенная страна скоро снова станет одной. Но это произошло только в год. С тех пор Конституция Федеративной Республики Германии распространяется на всю страну, а также на бывшую советскую оккупационную зону.
Западные союзники, судя по всему, спешили создать западногерманское государство, которое вскоре должно было стать стабильным. В то время было несколько идей относительно того, как могло выглядеть новое западногерманское государство. Единство Рейха всегда выступало за партию на самом высоком месте.
Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровня обобщенности правового регулирования.
Федералистский отпечаток не был включен. Лондонская шестиступенчатая конференция регулировала будущее Западной Германии. На этом заседании шесть государств обсудили будущее Западной Германии. Участниками этой конференции были три оккупирующие державы, Франция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки. Другие три страны были тремя соседними странами, наиболее близкими к Западной Германии. Это Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Основной темой была политическая реорганизация оккупированной территории.
Первоначально планировалось, что конференция была организована семью державами. Однако, начиная с холодной войны, в то время Советский Союз был исключен из участия. Первоначально три оккупационные державы преследовали совершенно разные интересы. Соединенное Королевство не выразило предпочтения относительно того, является ли центральное государство или федеральная система лучшим решением для новой Западной Германии. Скорее, для британцев было важно добиться долгосрочного союза между западной и восточной оккупационными районами.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством.
Сила государственной власти объясняется тем, что она формируется путем прямого волеизлияния народа – всеобщих выборов, эту власть принято называть представительной, так как она представляет народ страны, только эта власть наделена исключительным правом издавать законы, все остальные (исполнительная и судебная) могут действовать на основе законов, принятых парламентом. Так же, следует помнить, что главный источник власти – народ – это принцип демократизма.
Франция не хотела создания государства. Скорее, французы утверждали, что оккупация расширяется. Франция не могла одолеть его идеи, которые включали предотвращение создания государства. В конечном счете, французские оккупационные силы выбрали федеральное государство, но добыча должна контролироваться на международном уровне. Наконец, Лондонская шестисторонняя конференция согласовала федеральное западногерманское государство. Однако это должно всегда допускать возможность включения оккупированной советской территории.
Поэтому союз двух германских государств не был с самого начала неважен для западных союзников. Теперь результаты Лондонской шестиступенчатой конференции еще не были представлены на бумаге. Для этого были созданы так называемые франкфуртские документы. Результаты Лондонской шестиступенчатой конференции были восприняты негативно в Германии. В документах Франкфурта победившие державы теперь пытались показать более дружелюбный тон и более приблизить идеи к премьер-министру государств. Важнейшим компонентом франкфуртских документов было объявление оккупационного статута и разрешение на созыв собрания.
Президент РФ – является главой государства, президент является гарантом Конституции. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он способствует их взаимодействию и помогает найти выход в случае спора, он является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властями. Он может сдерживать Федеральное собрание, если оно вызвало недоверие Правительству РФ. А Федеральное собрание имеет право отстранить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, которую он проводит, не отвечает интересам России и является преступной.
На этом следует разработать конституцию для нового, западногерманского государства. Союзники обещали гарантию основных прав и определенную возможность для маневра в теоретическом планировании федералистской государственной структуры. Другие документы Франкфурта касались реорганизации внутренних границ Германии. Однако в этом отношении ничего не произошло.
Третья значительная часть документов во Франкфурте была рассмотрена более подробно с плановым статутом оккупации. После передачи франкфуртских документов в западной части Германии было много движения. Отдельные правительства штатов и парламенты штатов рассматривали требования и предложения союзников. Чтобы сблизить индивидуальные мнения и точки зрения со стороны федеративных государств, между июлем состоялась конференция премьер-министров федеративных государств. Место, выбранное, было рыцарем в Кобленце.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе Конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Поэтому полученные там результаты также упоминаются как решения Кобленца. Конференция проходила без премьер-министров Восточного Германства, для которых начало холодной войны было в значительной степени ответственным. В резолюциях Кобленца премьер-министры западногерманских государств согласились признать документы союзников во Франкфурте. С другой стороны, премьер-министры не хотели создавать западногерманское государство. Они видели в нем цементацию немецкой дивизии. Премьер-министр также не согласился с оккупационным статутом на конференции в Кобленце.
В преамбуле Конституции обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.
Реакция союзников на резолюции Кобленца была не совсем мягкой. Они видели в нем бойкот документов из Лондона и Франкфурта. В тот же месяц состоялась новая встреча. На этом союзники попытались объяснить премьер-министру, что произойдет, если они будут настаивать на резолюциях Кобленца. В конечном итоге премьер-министры согласились с требованиями военных губернаторов. Тем не менее, премьер-министры хотели придерживаться резолюций Кобленца в качестве рекомендации. Кроме того, премьер-министру было неважно, что речь идет не только о разработке конституции, но и в том, что это был основополагающий закон.
Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.
Аналогичным образом, было запрошено создание парламентского совета. Это должно состоять из представителей парламентов. Кроме того, премьер-министры хотели, чтобы ратификация новой конституции была диетой, а не референдумом, как это предполагалось союзниками. Идеи и предложения были определены на Конституционном соглашении Херренциемзе. Уже в этом обсуждении возникли некоторые важные моменты, которые нашли воплощение в более позднем Основном Законе. Сюда относится, например, сильное федеральное правительство.
Точно так же следует ввести главу государства, которая была нейтральной и практически бессильной для сравнения прежних конституций. Подготовка Конвенции оказала значительное влияние на проект Конституции Парламентского совета. Путь через парламентский совет.
Все мы знаем, что Россия - демократическое государство и утверждение демократии и демократических социальных порядков сегодня является по сути дела универсальным лозунгом политических партий и движений любого типа. Термин "демократия" происходит от греческих слов "demos" -- народ и "kratos" -- власть и ᴨȇреводится как "власть народа". Хочу заметить: что понимание демократии каждой партией или движением может существенно различаться. Это происходит в силу того, что термин "демократия" очень многозначен. Он используется для обозначения не только формы государственного устройства или политического режима, но и идеала политической организации общества.
Затем в Парламентском совете был определен Основной закон. Наконец, он также был одобрен представителями парламентов и, в конечном счете, также для ратификации. Значение Основного закона Германии. Конституция Федеративной Республики Германии имеет важное значение. В конце концов, это можно рассматривать как пример успешной перекритизации. Из разрушенной страны стало немецкое государство, которое имеет стабильную правовую основу. Прежде всего, создание Федерального конституционного суда является важной вехой в истории Федеративной Республики Германии.
В Древней Греции, откуда берет свое начало демократия, под ней понимали особый тип государственной организации, который существовал наряду с тиранией, монархией, аристократией, олигархией и обозначал власть большинства полноправных граждан государства.
Современная же демократия это представительство интересов, а не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считал других его участников равными себе, и только на таких условиях мог быть заключен договор, признаваемый всеми.
Это оказывает решающее влияние на интерпретацию конституции. По словам нескольких экспертов, без законных и стабильных условий экономическая мощь Западной Германии не сложилась бы так, как она есть. Проект: «Основной закон для чайников» должен заставлять людей понимать Основной закон Федеративной Республики Германии, Конституцию Федеративной Республики Германии. Концепция: На начальном этапе сначала необходимо собрать и ответить на вопросы об Основном Законе, как можно скорее. Впоследствии в форме вопросов и ответов должен быть сформирован буклет или книга - в зависимости от того, сколько вопросов собрано вместе. Вопросы, касающиеся Основного закона для Федеративной Республики Германии.
Равенство это двоякого рода равенство перед законом и равенство политических прав. Не случайно богиню правосудия- Фемиду изображают в виде женщины с весами в руках и повязкой на глазах- символами беспристрастности богини, объективности правосудия. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным; на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов и другие права закрепляемые законом.
«Основной закон» относится к фундаментальным правовым нормам. «Конституция», с другой стороны, относится к центральному юридическому документу о правовом статусе государства, государства-члена или конфедерации государств. Он регулирует основную организационную структуру государства, территориальную организацию государства, отношения с его конституционными государствами и другими государствами, а также связь с его нормированными субъектами и их наиболее важные права и обязанности. Конституционные полномочия, созданные таким образом, связаны с конституцией как высшей нормой, и их власть над теми, кто подчиняется нормам, ограничивается ими.
Теории естественного права и общественного договора составили основу доктрины классического либерализма - идейно- политического течения, главными требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечения основных политических свобод. Многие идеи классического либерализма нашли отражение в утвердившихся в демократических странах принципах политического устройства. Именно поэтому современную демократию называют либеральной демократией, хотя в ее развитии немалая роль принадлежит и консерваторам и социал- демократам. Современное демократическое государство понимается как государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и защищены права и свободы граждан. Основные принципы государственного устройства, важнейшие права и свободы закреплены в конституции- основном законе государства. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым нормам.
В конституциях обычно также содержатся государственные задачи и государственные цели, которые часто встречаются в преамбуле. Поэтому конституция является основополагающей для существования государства или конфедерации государств. Таким образом, конституция в то же время является основным законом. Итак: каждая конституция в некотором смысле является фундаментальным законом. Однако нельзя сделать обратный вывод о том, что каждая конституция является конституцией. Конституция Швеции, например, состоит из четырех основных законов.
Федеративная Республика Германия также имеет Основной закон. Теперь действительно можно подумать, что у Германии нет конституции. Но это не так: Основным законом для Федеративной Республики Германии является Конституция Германии. Он выполняет все требования упомянутой выше конституции.
Для того чтобы этот принцип осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора.
Понятие “парламентаризм” применяется к системе государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. На парламентских выборах, на выборах в центральные и местные органы власти избиратели голосуют за кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. В современном обществе партии стали неотъемлемой частью демократической политической системы. Между тем возникновение партий не отвечало представлениям большинства сторонников теории естественного права и общественного договора о политическом строе демократии. Они полагали, что цель разумно устроенного общества состоит в достижении наибольшего блага для наибольшего числа граждан и потому противоречия между интересами общества и отдельного человека или социальной группы не существует, а значит, и нет основы для возникновения нескольких партий. Исторический опыт показал, что в демократическом обществе различие социальных интересов сохраняется, потому-то политическая практика демократических стран и создала механизм выявления, защиты и согласования интересов основных социальных групп, центральным звеном которого стали политические партии. Партии возникают в связи с необходимостью вести избирательную борьбу в условиях быстрого увеличения числа граждан, получающих право голоса, и установления практики регулярного проведения выборов. Свою роль организатора избирательного процесса партии сохранили и до настоящего времени. Наряду с этим постепенно определилась и их основная в демократическом обществе роль инструмента связи гражданского общества и государства. Согласно законам и политической традиции в демократическом обществе, партии должны бороться за власть и за политическое влияние легальными парламентскими.
Поскольку весь немецкий народ в то время не мог участвовать в подготовке конституции: население советской оккупационной зоны не могло быть включено, потому что Советскому Союзу не нравились требования других оккупационных властей к новому государству. Поэтому он обеспечил создание на территории советской оккупационной зоны отдельного социалистического государства. В западных оккупационных зонах считалось, что это будет недолго, поэтому они хотели построить только временную конституцию. Этот человек не хотел давать название «конституция», поскольку он предположил это и предположительно также предполагает, что конституция - это нечто, которое сохраняется, по крайней мере, несколько десятилетий.
Вывод :
«История Конституции – основа демократии России» и с этим я полностью согласна.
В демократическом обществе у каждого человека есть права Личные права и свободы защищают индивида от произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц.
К группе личных прав и свобод относятся права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, на сопротивление насилию. В демократическом обществе никто не должен подвергаться обыску, аресту без решения суда или санкции прокурора, всем обвиняемым должно быть обеспечено право на справедливый суд. Государство не должно иметь право лишать человека гражданства, высылать за пределы страны или запрещать въезд.
Политические права и свободы, которыми наделяются граждане демократических государств, предоставляют им возможность избирать и быть избранными, свободно выражать свое мнение, создавать политические партии, проводить митинги, собрания, демонстрации. Государство признает свободу совести граждан, и их право исповедовать любую религию. Вместе с тем, законом предусмотрены и ограничения цель которых создать правовой барьер, препятствующий превращению свободы во вседозволенность.
В группу социально-экономических прав и свобод входят право на заключение коллективных договоров, право трудящихся на участие в управлении предприятием, право на труд, отдых, на забастовку, страхование, на образование, медицинское обслуживание, право на жилище. Смысл социально экономических прав и свобод состоит в том, чтобы экономически активное население страны имело гарантии устойчивости своего положения, было защищено от последствий безработицы, болезни, потери трудоспособности. Подобная политика не в последнюю очередь обеспечивает стабильность современных западных демократий.
Российское государство обязано, по Конституции, через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.
В Конституции Российской Федерации подчеркивается (статья 5, п.2), что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. За соблюдением прав человека следят суд и правозащитные организации. В России не так давно создана должность уполномоченного по правам человека, который должен помогать охранять свободу граждан. Таким образом, соблюдение важнейших основных прав человека - свободу слова, печати, вероисповедания, собраний, права на равную защиту законом, на соблюдение законности и справедливое судопроизводство, культурные, политические и экономические права - являются неотъемлемой частью демократического государства. Степень их соблюдения свидетельствует об уровне демократизации общества. Но не только государство должно быть ограничено в своих возможностях лишить или сузить права человека, но и каждый отдельный человек не должен позволять хоть в чем-то попирать права других.
То есть взаимозависимость и взаимоответственность граждан и государственных структур создает основу демократического развития.
Основа правового регулирования в Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция – Основной Закон государства .
Предмет регулирования Конституции:
Права и свободы человека;
Организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;
Устройство государственного механизма;
Политико-территориальное устройство;
Форма правления;
Форма государственного устройства.
К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:
Учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы;
Организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране;
Идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики;
Информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей;
Стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении;
Программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.
Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:
Основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);
Нормативность;
Высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;
Особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;
Учредительность.
Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:
1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому;
2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ);
3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).
33 )Конституционный строй - это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.
Основы конституционного строя в РФ - это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.
В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:
Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).(Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.)
Правовой характер государства (статья 1).
Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2).
Народовластие (статья 3).
Наличие государственного суверенитета (статья 4).
Социальный характер государства (Статья 7).(РФ- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.)
Свобода экономической деятельности (статья 8).(гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности)
Многообразие форм собственности (статья 8).
Закрепления принципа разделения властей (статья 10).(законодательная, исполнительная и судебная)
Наличие местного самоуправления (статья 12).
Наличие идеологического плюрализма (статья 13).
Светский характер государства (статья 14).
34)Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.
Особенности федеративного устройства РФ.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.