Икона владимирской божьей матери в. Икона Божьей Матери «Владимирская» — в чем она помогает
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, христианская святыня, самая ранняя из известных сохранившихся на Руси чудотворных икон.
Согласно сказанию 2-й половины 15 века, написана святым евангелистом Лукой; художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют о создании иконы в 1-й трети 12 века. Вероятно, в 1130 году икона была привезена митрополитом Михаилом, прибывшим из Константинополя в Киев, как дар киевскому князю Мстиславу Изяславичу. Находилась в монастыре Богородицы в Вышгороде (близ Киева), откуда князь Андрей Боголюбский в 1155 году перевёз её во Владимир и украсил драгоценным окладом. Вначале икона находилась в Боголюбове, а после сооружения владимирского Успенского собора (1158-60) стала главной иконой этого храма. В 1163-64 годах было создано Сказание о чудесах от иконы, где сообщалось о троекратном схождении образа с его места в храме в Вышгороде и перечислялись 10 случаев чудесных исцелений. В 1164 году князь Андрей Боголюбский взял образ в поход против волжских булгар; одержанная победа также была воспринята как чудо от иконы. В 1395 году при нашествии войск Темир-Аксака (смотри Тимур) икону перенесли в Москву, после чего Темир-Аксак удалился от Москвы.
В 1-й трети 15 века, по повелению митрополита Фотия, для иконы изготовили новый золотой оклад. В 1480 году икону перенесли в кремлёвский Успенский собор в связи с нашествием хана Ахмеда, которое закончилось отступлением татарских войск. В это время была составлена служба Владимирской иконе. В середине 16 века была написана подробная «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа...» с описанием наиболее значительных, имеющих в основном церковно-политический характер чудес, где утверждалось, что через свой образ Богоматерь оказывает особое покровительство русскому народу. Празднование Владимирской иконы - 26 августа [(8 сентября), избавление от Темир-Аксака], 23 июня [(6 июля), бескровная победа над Ахмедом], 21 мая [(3 июня), избавление от нашествия Мухаммед-Гирея I в 1521].
Первоначально икона имела размер 78х55 см. Вероятно, при Андрее Боголюбском её поля были надставлены (до размера 104х69 см) для размещения массивного золотого оклада, сорванного татарами в 1237 году. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа из храма при дворце византийских императоров во Влахернах в Константинополе. Иконографический тип «Богоматерь Ласкающая» с Младенцем, прильнувшим к Матери, в русской традиции получил название «Богоматерь Умиление». На Владимирской иконе представлено попоясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. Её глава склонена к Сыну, который, прильнув щекой к щеке Пресвятой Девы, обнимает Мать за шею. Правая рука Младенца простёрта, левая ножка повёрнута ступнёй к молящемуся. Эти обязательные иконографические черты Владимирской иконы повторяются на всех многочисленных списках с неё.
Икона неоднократно поновлялась, от живописи 12 века сохранились в целости только лики. Правая рука Богоматери, волосы, шея и ножки Младенца, а также фон исполнены на рубеже 14-15 века, остальные фрагменты изображения относятся в основном к 1514 году. Удлинённый лик Богоматери с тонким, слегка изогнутым носом и большими миндалевидными глазами имеет скорбное выражение из-за сведённых к переносице бровей и едва заметно опущенных уголков уст. Взор Пресвятой Девы устремлён на молящегося, Младенец смотрит на Мать. Именно эти особенности позволили однозначно интерпретировать смысл образа: мотив взаимной любви Матери и Младенца тесно связан с темой грядущей жертвы, приносимой ради спасения человечества. Богоматерь не отвечает на ласку Сына, Она обращена к предстоящим перед иконой, ради которых Христос снизошёл в мир и примет страдания на кресте. Особую выразительность взгляду Богоматери придают специфические живописные приёмы, в частности письмо ликов по прокраске оливкового цвета - санкирю (от греческого «саркинос» - телесный). Поверх санкиря на светлых местах положена розоватая охра, плавно переходящая в более интенсивный красный цвет на щеках и верхних веках. В глазницах Богоматери санкирь оставлен открытым, с ним почти сливаются зеленовато-коричневые радужки, создавая впечатление особой глубины и проникновенности взгляда. Внутренние уголки глаз, уста, контур носа прописаны ярко-алой киноварью, которая контрастирует с зелёными тенями, напоминая о традициях античного иллюзионизма. Светлая охра на лике Младенца, с большим количеством белил, обеспечивает поразительный эффект светоносности. Виртуозная техника письма послужила созданию исключительного по совершенству образа, где высочайшая духовность и телесная красота находятся в неразрывном единстве.
Икона, реставрированная в 1918-19 годах Г. О. Чириковым под наблюдением И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова, в 1926-30-е годы находилась в Историческом музее, затем в Третьяковской галерее в Москве; с 1999 - в московской церкви Святого Николая в Толмачах (домовый храм Третьяковской галереи).
Лит.: Богоматерь Владимирская: Сб. материалов: Каталог выставки. М., 1995; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство Х - начала XV в.; Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки» // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996; Этингоф О. Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII в. в России. М., 2005.
И. Л. Бусева-Давыдова.
Небольшая особенность Владимирской иконы: это единственное изображение, на котором видна стопа Иисуса.
Образ Богоматери для православного мира - один из главных. Его ставят наряду со Святой Троицей, Святым Духом и Спасителем. Богородица - заступница, наставительница для каждого отдельного христианина и всей страны целиком.
Иконы Богоматери можно встретить в каждой церкви, каждом жилище православного. Через них она проявляет свою волю, внимает молящимся, помогает. Одно из наиболее почитаемых изображений - Владимирское. Оно фигурирует в важных исторических событиях России. Икона исцелила множество людей от недугов, с которыми не способна справиться современная медицина.
История Владимирской иконы Богоматери очень интересна, но не менее интересно её описание, данное искусствоведами, иконографами и учеными. Она является ярким образцом Византийской живописи XII века, имеет неповторимые черты.
Описание
На Владимирской иконе Дева Мария изображена в темно-красном одеянии. На руках - младенец Спаситель. На его одежде есть небольшая зеленая полоса - клав, символ царской власти. Фон - золотой. По бокам нанесены монограммы.
Иконографический тип иконы - «Умиление». Специалисты по иконописи утверждают, что она сделана в Византии. Предположительное время создания - XI-XII век. Изображение является ярким примером перемен в искусстве той местности. Художники, иконописцы отошли от нарочитой графичности, перестали противопоставлять линии объему. Характерны слабые, почти невидимые мазки, которые создают ощущение нерукотворности святыни. Линии - плавные, вытекающие одна из другой.
Тип «Умиление» характерен способом изображения Богоматери и Младенца Спасителя. Дева Мария держит Иисуса на руках, голова склонена к нему. Маленький Спаситель прижимается своей щекой к щеке матери. Распространенно мнение, что именно такое изображение пользовалось особым почетом в Константинополе. Тип сформировался в XI–XII веках нашей эры. Иконы «Умиление» обладают многогранным символизмом.
Символизм
«Умиление» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, оно символизирует жертву, приносимую матерью ради всего человечества. Каждая ли мать готова отдать своего ребенка на муки, чтобы спасти кого бы то ни было? Жертва Девы Марии безгранична. Она знала, что Сын Божий проживет нелегкую земную жизнь. Поэтому её душевные терзания можно сравнить со всей болью, которую испытал её сын.
Также иконы «Умиление» - символ материнской любови. Богородица является общей матерью всех христиан, она защищает нас, помогает в трудные моменты, заступается перед Отцом-Господом за каждого.
Появление святыни на Руси и первые чудеса
Данная икона написана предположительно в XII веке. Согласно приданию, это список с изображения, сделанного Лукой при жизни Девы Марии. Холстом послужила столешница от стола, за которым обедал Спаситель с Иосифом и своей матерью. В V веке эта икона попала в Константинополь, а почти через 700 лет священнослужитель Лука сделал с неё список и отправил в дар Юрию Долгорукому.
Сын Юрия, Андрей Боголюбский, отправился со святыней на другой конец страны, чтобы основать там независимое от Киева царство. Проездом он был во Владимире. И здесь икона впервые проявила себя, как чудотворная. Не успел Андрей отдалиться от города, как кони встали, как вкопанные. Никто не мог сдвинуть их с места. Тогда заменили лошадей, но и эти отказывались отдаляться от Владимира. Юрий понял, что это знак, и начал усердно молиться. Ему явилась Божья Матерь, которая сказала, что место иконы - в этом городе. Для неё было велено построить храм. Князь повиновался. С тех пор икона стала называться Владимирской.
Сотворенные чудеса
Владимирская икона с момента появления на Руси почиталась всеми слоями населения - от крестьян до князей. История знает минимум 3 случая, когда через святыню Дева Мария несколько раз изъявляла свою волю, миловала целые города, защищая их от погибели.
Кратко о трех самых известных чудесах:
- Спасение от хана Мехмета. В 1521 году татарский предводитель собирался захватить Москву, собрал для этого многочисленное войско. Все православное население, епископы и правление молилось перед иконой Божьей Матери. В итоге она спасла город, явившись Мехмету во сне с огромным войском. Он испугался этого знака и отступил.
- Спасение от хана Ахмата. Противостояние было выиграно не начавшись. Ахмат привел войска к реке Угре и ждал действий от противоположной стороны. Князь не повел воинов в наступление, а занял удобные позиции. Побоявшись ловушки, враг отступил. Перед этим одной благочестивой монахине во сне явилась Божья Мать, показав, что нельзя выносить икону за пределы города. Хан отступил после того, как остановили епископов, собиравшихся это сделать, прочли искреннюю молитву.
- Спасение от хана Тамерлана. Он отступил, увидев Богородицу в своем сне.
В честь каждого из этих чудес устраиваются празднования иконы.
Откликалась Божья Матерь и на молитвы простых людей. Многих она исцелила от болезней, которые не способна победить медицина: слепота, пороки сердца, рак.
Чудотворные списки
Отличительная особенность Волоколамской иконы - изображение святителей Киприана и Геронтия, с которыми связано прибытие святыни в Москву
- Волоколамский список с иконы Богородицы находится в Московском Успенском соборе. В 1572 году её привезли из Звенигорода в монастырь Иосифа Волоцкого. Святители Киприан и Леонид сыграли важную роль в судьбе Владимирской святыни, поэтому были удостоены попасть на её список. Первый перевез икону из Владимира в Москву. При втором она окончательно укрепилась в столице, было решено оставить её здесь если не навсегда, то на очень продолжительное время. В 1588 году Волоколамской святыне посвятили церковь, а после перенесли её в Успенский собор. Святыня считается чудотворной.
- Селигерский список. Принадлежал преподобному Нилу Столбенскому, который жил у озера Селигер, на острове Столбном. Хранится рядом с его мощами. При жизни священнослужителя пытались ограбить: войдя в его келию, преступники увидели лишь икону. И сразу же ослепли - Господь защитил Нила, покарав злоумышленников. Они раскаялись, начали слезно просить преподобного о прощении. Простив их, Столбный помолился Господу о прощении мужчин. К ним вернулось зрение.
На Селигерской иконе Младенец изображен справа от Девы Марии.
Владимирской иконе чаще всего молятся о спасении души, наставлении на истинный путь, о защите детей. Божья Матерь готова защитить каждого, кто обратился к ней в искренней молитве. Были случаи, когда она помогала даже иноверцам.
Наиболее известный и ценимый образ Богородицы – икона Владимирской Божьей Матери.
Она во все эпохи была значимой для России.
Молитва, обращенная к Богоматери, много раз предохраняла страну от врагов.
История иконы
По преданию, образ написал апостол Лука еще при жизни Марии. Изображение было создано на столешнице, за которой трапезничала ее семья.
Первоначально лик находился в Иерусалиме, затем в 450 году его переправили в Константинополь. Там икона содержалась примерно до середины 12 столетия. Потом икону преподнесли в подарок князю Мстиславу, тогдашнему правителю Киевской Руси.
Образ некоторое время держали в Богородичном монастыре Вышгорода — поселении неподалеку от Киева. Спустя время ее увез Андрей Боголюбский во Владимир.
По пути в населенный пункт ему было дано знамение Божьей Матери, так и возникло наименование иконы. Затем она находилась в Успенском соборе.
Где находится икона
В 1237 году в результате вторжения монголо-татар собор был разрушен, и возрожден вновь при правлении князя Ярослава. В 14 веке по велению Василия 1 образ был перевезен в Москву. Это было необходимо для спасения Богоматерью столицы от вторжения Тамерлана. Лик установили в Успенском соборе Кремля.
В 1918 икона была отправлена на реконструкцию, в 1926 – в Музей истории, в 1930 – в Третьяковскую галерею, в 1999 — в церковь Святителя Николая Чудотворца, которая находится при Третьяковской галерее в Замоскворечье.
Значение и в чем помогает икона
Перед образом всегда молились, когда необходимо было защитить Родину от супостатов. И, всякий раз, когда происходило спасение, вера людей все больше укреплялась.
Но к Богоматери обращаются и в «бытовых» случаях:
- женщины просят о том, чтобы роды прошли легко и быстро;
- молодые семьи об упрочении отношений;
- больные об исцелении от недугов;
- православные, у которых пошатнулась вера, духовных сил для ее восстановления;
- путешественники о безбрежной дороге и защите от несчастных случаев;
- сомневающиеся просят наставить их на путь истинный;
- люди, дающие деньги в долг, просят, чтобы обязательно он был возвращен.
Чтобы помолиться перед иконой, не обязательно идти в храм, это можно сделать и дома. Произносится специальная молитва или высказывается мольба в произвольной форме.
Чтобы просьбы были услышаны, они должны быть произнесены от чистого сердца. Проговаривая молитву, нельзя мыслить о постороннем.
Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери
Считается, что образ три раза спасал Русь от врагов. Помимо этого, были зафиксированы и другие чудесные случаи.
- В монастыре Вышгорода без людского вмешательства икона переставлялась в разные места.
- Во Владимире на нескольких человек упали ворота. Один из христиан вознес молитву, обращенную к Богоматери, и все люди остались живы.
- Супруга князя Андрея тяжело рожала. Супруг перед образом просил об облегчении родовых мук. Его мольба была услышана: княгиня тут же родила здорового ребенка, сама при этом не пострадав.
- В одном из походов князю Андрею воспрепятствовала дальнейшему пути безбрежная река. Он послал слугу найти в реке неглубокое место, но тот стал тонуть. Князь начал возносить молитву, и слуга выплыл живым и невредимым.
- Легенда говорит о том, что в период Великой Отечественной войны для спасения Москвы, образ поместили в самолет, и он облетел всю столицу. После облета спустился туман, начался снегопад. Захватчик был дезориентирован.
Существует много копий иконы. Православные замечали, что удивительные вещи происходят от молитв перед всеми образами.
Собор Владимирской иконы Божьей Матери
Санкт-Петербург славится своими красивыми постройками. Со всего мира сюда приезжают туристы, паломники увидеть красоты архитектуры и поклониться святым местам.
Одним из памятников архитектуры является Собор Владимирской Божьей Матери. Это двухэтажное здание с 5 куполами, построенное в стиле барокко. Особенно величаво он смотрится на фоне окружающих построений.
Главная ценность церкви – иконостас. Его проектировал сам Растрелли. Иконостас считается одним из уникальных произведений в церковном искусстве.
Во Владимирской церкви множество редких икон, но одна из самых почитаемых – с изображением Богоматери, завезенная в Россию в 12 веке. Туристам собор интересен как памятник зодчества, для верующих – это центр духовной жизни.
Икона Владимирской Божьей Матери почитается 3 раза в год: 21 мая, 23 июня, 26 августа. Молиться можно как в Божьем храме, так и дома перед иконостасом.
Двухсторонняя икона
Первая треть XII в.
- Onasch 1961: XI–XII вв.
- Антонова, Мнева 1963: Начало XII в.
- Банк 1967: Первая половина XII в.
- Каменская 1971: Начало XII в.
- Onasch 1977: XI–XII вв.
- Алпатов 1978: Первая половина XII в.
- Лазарев 1986: Первая половина XII в.
- Βοκοτοπουλος 1995: Первая треть XII в.
- ГТГ 1995: Первая треть XII в.
- Иконы Успенского собора 2007: Первая треть XII в.
- Булкин 2008: Начало XII в.
- Bayet 2009: Начало XII в.
Начало XV века. Андрей Рублев (?).
Богоматерь прижимает к себе сидящего на ее правой руке сына. Подняв по-ребячески округлое лицо, он припал к щеке склонившейся матери и обнял ее за шею. Правая рука младенца Иисуса протянута вперед и касается плеча Богоматери. Мария поддерживает левой рукой охваченного
с. 58
с. 59
¦
порывистым движением ребенка, устремившего на нее широко раскрытые круглые глаза. Сомкнув тонкие губы маленького рта, Мария глядит прямо перед собой большими продолговатыми очами, как бы освещающими ее узкое, удлиненное лицо. Левая нога младенца согнута так, что видна подошва ступни 2 .
2 Эта деталь стала непременным атрибутом иконографии Владимирской Богоматери с XV в.
Владимирская икона, по данным реставрационных работ 1918 года, была записана четыре раза: в первой половине XIII века, после Батыева разорения; в начале XV века; в 1514 году, во время работ по украшению московского Успенского собора, и, наконец, в 1896 году реставраторами О. С. Чириковым и М. И. Дикаревым. Незначительные чинки производились также в 1566 году и в XVIII и XIX веках 3 . Лица, в отличие от остальных частей иконы, были записаны без наложения нового слоя левкаса, непосредственно поверх старой олифы, что способствовало их сохранности.
3 Летописи сохранили сведения о поновлениях памятника лишь в 1514 (ПСРЛ, т. XIII, Спб., 1904, «Софийская вторая летопись». - В кн.: ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853, о поновлении живописи Успенского собора) и 1566 г. («Древности Российского государства», отд. 1, М., 1849, текст, стр. 5).
К древнейшей живописи XII века относятся лица матери и младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, часть охряного с золотым ассистом хитона младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки младенца, а также остатки золотого фона с фрагментами надписи: «МР. .У».
Колорит первоначальной живописи строится на сочетании глубоких, насыщенных оттенков вишнево-красного, синего, оранжево-желтого и зеленовато-оливкового с золотом.
По зеленоватой подготовке сделан рисунок; моделировка лица исполнялась охрой с белилами и киноварью; после наложения красноватых теней нанесен еще раз слой охры, после чего написаны зеленоватые тени. Лицо ребенка сделано так же, но подготовка его светлее, а лессировок (плавей - последовательного наложения разных оттенков красок) больше.
Лицо матери выполнено прозрачной розоватой охрой, связанной при помощи тональных переходов с зеленоватыми тенями, написанными по овалу лица, на висках, под бровями и нижними веками, около носа, рта и на шее. Едва проступающий темный румянец сливается со всей цветовой гаммой. Богатые разнообразными оттенками прозрачные слои красной краски лежат на щеках, лбу, веках, бровях, вдоль носа и на подбородке. Свободные белильные мазки положены по форме носа и над левой бровью. Глаза светло-коричневые, с красной слезницей. Губы написаны киноварью трех оттенков. Чепец голубой с темно-синим, почти черным краем.
Лицо младенца выполнено также охрой, но с добавлением белил. Красноватые прозрачные тона округляют овал его лица, щеку и подбородок. На кончике носа и на губах положены мазки темной киновари, отмечающей также слезницы. Белила лежат на наиболее освещенных местах: над правой бровью, на круглящемся кончике носа и на подбородке. Более светлая, чем у матери, цветовая гамма передает детскую белизну кожи лица, маленькой кисти левой руки и части правой руки, лежащей поверх темной
с. 59
с. 60
¦
материнской одежды. Глаза Иисуса исполнены коричневыми и зелеными тонами. Над выпуклым лбом сохранились светло-каштановые волосы.
На торсе младенца находится фрагмент чинки XIII века, идущий от плеча к поясу. Тут же сохранились концы пальцев левой руки Богоматери, первоначально расположенной выше и левее, чем на дошедшей до нас на этом месте живописи XVI века.
К началу XV века (около 1411 г.) относятся части одежд Богоматери и младенца слева внизу; части плеча и руки младенца, его ступни, волосы и шея; правая рука Богоматери, ее ухо, часть темно-зеленого чепца и золотой каймы мафория. На этих фрагментах останавливает внимание живописность исполнения ступней ног младенца, тонкие прозрачные плави правой руки матери, массивной шеи младенца и каштановых завитков его волос. Глубокий тон коричневого мафория, сочетаясь с зеленоватой охрой гиматия младенца, украшенного золотым ассистом, образует характерную гамму холодных красок 4 . Художником, выполнявшим реставрацию начала XV века, был, вероятнее всего, Андрей Рублев 5 .
4 Из подобных же звучных сочетаний чистых, холодных оттенков слагается колорит оборотной стороны иконы с изображением престола, исполненного, по всей вероятности, в это же время.
5 К этому выводу приводит сопоставление колорита частей Владимирской иконы, относящихся к началу XV в., с ее копией, сделанной Андреем Рублевым в 1395 г., - так называемой «запасной Владимирской
Существенно также, что рисунок ног младенца на Владимирской ГТГ близок к этим деталям фрески Андрея Рублева на алтарном пилоне Успенского соборе во Владимире. К этому выводу приводит сопоставление колорита частей Владимирской иконы, относящихся к началу XV в., с ее копией, сделанной Андреем Рублевым в 1395 г., - так называемой «запасной Владимирской », находящейся и теперь в Успенском соборе Московского Кремля.
До XVII в. уцелели сведения о том, что Рублев был автором одной из кремлевских икон Богоматери. В 1669 г. в Образной палате хранился «застенок (чехол. - В. А.) пречистые Рублева письма» (А. И. Успенский , Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII веке, М., 1902, стр. 68).
«Запасная Владимирская» написана, в отличие от композиции первоначальной древнейшей иконы, несколько укороченной: это не поясное, а скорее погрудное изображение. Обе кисти рук Богоматери находятся на одном уровне; глаза ее устремлены не прямо перед собой, а влево, в ту сторону, куда наклонена ее голова.
Рублевский вариант Владимирской получил широкое распространение в XV в. Это объясняется славой Рублева и тем, что написанное им произведение находилось в Успенском соборе Московского Кремля.
Вклады московской знати в Троице-Сергиев монастырь сохранили прекрасные образцы этого типа Владимирской (см. Ю. А. Олсуфьев , Опись икон Троице-Сергиевой лавры, Сергиев, 1920, стр. 83, вклад М. В. Образцова).
Подробную аргументацию атрибуции «запасной Владимирской» Андрею Рублеву см. В. И. Антонова , Московский художник Андрей Рублев. Доклад на сессии, посвященной 600-летию Андрея Рублева в Академии художеств СССР, прочитанный 17 сентября 1960 г.
Существенно также, что рисунок ног младенца на Владимирской ГТГ близок к этим деталям фрески Андрея Рублева на алтарном пилоне Успенского соборе во Владимире.
Третье значительное поновление Владимирской иконы в известии Софийского временника связывается с росписями Московского Успенского собора, исполненными в 1514 году. Тогда был написан дошедший до нашего времени мафорий Богоматери, ее левая рука, большая часть одежд младенца и кисть его правой руки 6 .
6 В это же время был сделан «кивот» для Владимирской, украшенный серебром и золотом.
Краски реставраций начала XV и XVI века подбирались в соответствии с колоритом сильно потемневшей к этому времени первоначальной живописи. Золотистые плави начала XV века, а также темное вохрение и глухие краски XVI века не нарушают сдержанной, почти монохромной гаммы красок памятника.
Светлая желтоватая охра начала XV века с буквами «Ө», «IC ХС» и более темная, оранжевого оттенка, охра XVI века заменили на фоне и полях утраченное первоначальное золото. Судя по характеру фона и полей, их чинили уже тогда, когда они были закрыты окладом 7 .
7 Ипатьевская летопись под 1155 г. сохранила сведения об окладе Владимирской, сделанном Андреем Боголюбским. В 1176 г. Ярополк снял с иконы ее драгоценный убор; сама она некоторое время находилась в руках Глеба Рязанского (ПСРЛ, т. I, Спб., 1846, стр. 159, 161). В 1237 г. Татары «...святую Богородицю разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгиы...» (там же , стр. 197). В 1411 г. татары царевича Талыча вновь похитили оклад Владимирской. В это время митрополит московский Фотий находился во Владимире; за ним, укрывшимся в лесах, гнались татары (ПСРЛ, т. XI, Спб., 1897, стр. 216). Возможно, что в память своего спасения Фотий сделал на Владимирскую оклад, взамен похищенного татарами: я полагаю, что именно тогда Андрей Рублев реставрировал и самую икону, находившуюся во Владимире.
До нашего времени дошли два ее убора, хранящиеся в Гос. Оружейной палате в Московском Кремле. Возможно, что первый с чеканным золотым деисусом в рост вверху, относящимся к ХIII в., соединенный с золотой басмой XV в., составлен для так называемой «запасной Владимирской» - копии, приписываемой Андрею Рублеву. Второй, до 1918 г. находившийся на первоначальной Владимирской, состоит из частей начала XV в. , сделанных, как упоминалось выше, по заказу митрополита Фотия (1410–1431, см. М. Alpatoff , Die Frühmoskauer Reliefplastik… - «Вelvedere», Wien, 1926, № 9–l0) и частей 1656–1657 гг. , исполненных мастером Петром Ивановым (см. И. Е. Забелин и братья Холмогоровы , Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, ч. I. M., 1884, стр. 30).
На оборотной стороне (начало XV в.) написан престол с орудиями страстей, покрытый красной, украшенной золотым орнаментом тканью с розовыми пробелами и синими золотными каймами. Он стоит на сиреневом с коричневыми разводами поземе, изображающем выложенный цветным мрамором пол. На престоле лежат синие гвозди, книга с синим обрезом и золотой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями крышкой, а также охряной терновый венец. Белый голубь с золотым нимбом и красными лапками стоит на книге. Над престолом возвышается оливково-зеленый в два тона крест, копье с синим острием и трость 8 . Фон бледно-желтый, поля охряные, XVI века.
8 Престол на обороте Владимирской иконы по рисунку, колориту и орнаментации схож с изображением престола в «Раздаянии вина » из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, связанного с последним этапом творчества Рублева. Манера рисовать престол вряд ли могла измениться за то десятилетие, которое разделяет сравниваемые памятники, что говорит в пользу атрибуции рассматриваемого произведения Андрею Рублеву.
Доска липовая, с более поздними наращениями со всех сторон. Внизу сохранились следы рукояти. Паволока (?), левкас, яичная темпера. Первоначальный размер 78 х 55, размер с доделками - 100 х 70.
с. 60
с. 61
¦
Раскрыта в 1918 году в Комиссии по раскрытию древнерусской живописи Г. О. Чириковым.
Около 1136 года икона привезена из Константинополя вместе с иконой Богоматери Пирогощей и поставлена в Вышгороде под Киевом 9 . В 1155 году увезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи). В 1395 году принесена в Успенский собор Московского Кремля при вел. кн. Василии Дмитриевиче (ПСРЛ, т. XXV, М.–Л., 1949, стр. 222–225).
9 Между 1131 и 1136 гг. построена церковь Богоматери Пирогощей в Киеве (Н. Закревский , Описание Киева, т. 2, М., 1868, стр. 713–717).
После 1395 года икону Владимирской Богоматери вернули во Владимир 10 ; вторично ее принесли в Москву в 1480 году. Об этом сохранились следующие сведения: 1. Летописи, рассказывая об уже упоминавшемся набеге на Владимир татарского царевича Талыча в 1411 году, говорят, что в Успенском соборе татары «высекоша двери церковныа и вшедше в ню (церковь. - В. А.), икону чюдную святыя богородица одраша и такожде и прочая иконы» (ПСРЛ, т. XXV, М.–Л., 1949, стр. 240). 2. В Следованной псалтыри XVI века библиотеки Троице-Сергиевой лавры № 321 говорится под 23 июня: «...прииде чюдотворная икона пречистыя Богоматере из Володимира в град Москву 6988 (1480)». Об окончательном перемещении лишь в конце XV века говорит установление в Москве 23 июня 1480 года празднования Владимирской иконе. Так как никакого другого примечательного события в этот день не произошло, то очень вероятно, что Владимирская икона в этот день вторично прибыла в Москву, где и осталась до наших дней.
10 Возвращение Владимирской между 1395 и 1480 гг. во Владимир могло быть вызвано еще сильным в то время представлением об удельной обособленности частей будущего русского государства. Считалось, что уделы имели преимущественное право на памятники, связанные с их историей. Кроме того, Владимир - город, откуда великое княжение перешло к Москве, пользовался особым вниманием московских князей. Так, например, князь московский Василий Дмитриевич руками своих мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного возобновляет в 1408 г. росписи Успенского собора во Владимире.
Возможно, что к сделанной в Москве около 1395 г. тем же Андреем Рублевым «запасной Владимирской» относится московское летописное известие 1471 г. (ПСРЛ, т. XXII, Спб., 1901, стр. 130).
В 1480 г., когда Москва стала средоточием русского государства, а Успенский собор ее Кремля - русским пантеоном, окончательное перемещение в Москву древнейшей иконы вполне закономерно (см. об этом Л. А. Дмитриев , О датировке «Сказания о Мамаевом побоище». - В кн.: «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР», X, М.–Л., 1954, стр. 195–197).
Поступила из ГИМ в 1930 году.
с. 61
¦
ГТГ 1995 |
с. 35
¦
1. БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Первая треть XII века
Константинополь
На обороте:
ПРЕСТОЛ И ОРУДИЯ СТРАСТЕЙ
Начало XV века (?)
Москва
Дерево, темпера. 104 × 69; первоначальный размер 78 × 55
Инв. 14243
Изображение Богоматери поясное, типа «Умиление». Богоматерь держит младенца Христа на правой руке, голова ее склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею, лицо его обращено вверх. Правая рука младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
Общий тон карнации лика Богоматери светлый, его определяет сочетание зеленовато-оливкового санкиря, просвечивающего местами сквозь верхний слой и оставленного почти без покрытия в теневых местах, и светло-розоватого охрения. Все краски настолько сплавлены, что их переходы почти неуловимы глазом. На щеках светло-розовое охрение незаметно переходит в интенсивный румянец. Так же постепенно дается переход от розового тона, положенного поверх зеленых теней. На верхних веках розовый тон постепенно сгущается до темно-красного. Подчеркнут и плавный изгиб абриса носа.
Красным исполнены слезницы в уголках глаз, зрачки светлые, зеленовато-коричневые, с черной точкой в центре, ресницы и зрачки обведены темной полосой. Линия носа выделена двумя яркими белильными бликами. Подобный же блик света, но более мягкий, данный тонким слоем розового и белил, лежит на лбу. Маленький рот с тонкими губами написан яркой красной краской, которая имеет едва заметные переходы от светлого тона к более темному. Глубокие зеленые тени лежат вокруг глаз, около носа, над переносицей, на подбородке и по овалу лица.
Лик младенца имеет более светлый тон карнации. Манера написания его широкая и живописная. Поверх зеленоватого санкиря лежит тонкий слой охр с добавлением белил. На лбу, на правом виске, на щеке положен розовый цвет, сгущающийся к контуру, постепенным усилением красного обозначен абрис носа. Красный цвет подрумянки и контурных теней контрастирует с санкирными тенями и яркими белильными бликами на подбородке, кончике носа. Следы белильных движков видны над бровью, над губой и на щеке около глаза. Веки обведены коричневым, верхние - более темным. Зрачки светло-коричневые с темной точкой в центре.
Граница между ликами Богоматери и младенца не обозначена контурной линией, а дана цветовым сопоставлением зеленой тени на щеке младенца и розовой щеки Богоматери. Единственная контурная линия - коричневая обводка пальцев левой ручки Христа, лежащей на шее Богоматери.
Первоначально на Богоматери был вишнево-красный мафорий с темной каймой, украшенной золотыми линиями (небольшие фрагменты его видны над головой младенца), ярко-синий чепец. Хитон и гиматий Христа охристого тона с золотой линейной разделкой. Из-под рукава хитона видна белая прозрачная рубашка.
Фон был золотой (фрагменты первоначального фона видны вверху).
Лузга крутая, первоначальные поля узкие (позднее надставлены со всех сторон). Нимбы не сохранились.
Надписи. Вверху фрагменты монограммы киноварью: ΜΡ ΘΥ (от авторской живописи сохранились буквы М и остальные, фрагментарно); ниже слева поздняя монограмма киноварью: IС ХС.
Оборотная сторона. Изображен престол с розово-красным покровом, украшенным золотым орнаментом и синей каймой с золотой разделкой. На престоле лежат: закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, орнаментированном камнями и жемчугом, четыре гвоздя и терновый венец. На Евангелии - символ Святого Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом возвышается высокий восьмиконечный крест. По сторонам от него копье и трость с губкой на конце.
Фон бледно-желтый, поля охряные. Позем, имитирующий мрамор, сиреневый с коричневыми линиями разводов.
Надписи. По сторонам перекрестья IС ХС; ниже НИ КА
Доска из двух частей неравной ширины. Поля иконы наращены со всех четырех сторон под оклад не позднее начала XV в. 1 . Две нижние планки составлены из четырех частей, так как заполняют промежутки между сохранившимися частями древней вилки рукояти, которая была вделана в нижнее поле. Нижняя часть ее отпилена при наращивании полей под оклад.
1 См. об этом Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 187, 238. Размеры иконы, по всей вероятности, были увеличены в начале XV в., когда при митрополите Фотии был сделан новый золотой сканный оклад для иконы Богоматери Владимирской . Он был, вероятно, выполнен приезжими греческими мастерами. В XVII в. при патриархе Никоне икона украшена (1657) золотой ризой . В 1919 при реставрации иконы оклад и риза были сняты (находятся в ГОП). Об окладах см.
- Alpatoff M. Die frühmoskauer Reliefplastik. Beschlags der Ikone der Gottesmutter von Wladimir und ein Evangeliumdeckel des Sergiev-Troitzky Klosters. Belvedere, 1926, Nr. 9–10, p. 237–256;
- Писарская Л. В. Памятники византийского искусства V–XV веков в Государственной Оружейной палате. М.; Л., 1964, с. 18, 19, табл. XIX–ХХV;
- Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерусского искусства первой трети XV века // Древнерусское искусство XV - начала XVI века. М., 1963, с. 162–172;
- Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966, табл. 291–295, с. 329, с. 23–24;
- Grabar A. Les revêtements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975, № 41, р. 68–72, fig. 88–97;
- Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 20, 176;
- Рындина А. В. Памятники палеологовского стиля в московском серебре первой половины XV века: Доклад на II Международном симпозиуме по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977, с. 9;
- Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1979, с. 28, 29, ил. XVIII, 111, 116, 117;
- Рындина А. В. Оклад Евангелия Успенского собора Московского Кремля (К вопросу о ювелирной мастерской митрополита Фотия) // Древнерусское искусство. Рукописная книга: Сб. статей. М., 1983, с. 146–150;
- Бобровницкая И. А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская» // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985, с. 215–234.
Лицевая сторона. Ковчег глубокий, с крутой лузгой; левкас тонкий; паволока - под поздними вставками 2 , а также на полях иконы.
2 А. И. Анисимов предполагал, что «лики и, быть может, самые фигуры были подслоены холстом; на фоне левкас лежал непосредственно на доске». В примеч. он указывает, что характер состояния ликов, лежащих на левкасе, испещренном трещинами, по краям которых поднялся грунт, заставляет предположить наличие внизу скрепляющей паволоки. Иначе бы живопись не могла держаться и рассыпалась (Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 234). Однако исследование иконы в рентгеновских лучах показало наличие паволоки только на полях и под поздними вставками, в других местах паволоки нет. Рентгенограмма иконы выполнена М. П. Виктуриной в 1974 в ГТГ.
Оборотная сторона. Ковчег такой же, как и на лицевой, паволока тонкого плетения, левкас.
Сохранность. Лицевая сторона. От первоначальной живописи сохранились лики Марии и младенца, волосы на его лбу, часть правой руки и кисть левой; фрагменты синего чепца Богоматери, темно-красного мафория и каймы около ее правого глаза, часть охряного с золотым ассистом хитона младенца и виднеющаяся из-под него прозрачная рубашка, остатки золотого фона и букв.
Икона неоднократно поновлялась. По данным реставрационных работ 1918 3 , она прописана четыре раза: в первой половине XIII в., в начале XV в., в 1514, во время работ по украшению Успенского собора Московского Кремля, и, наконец, в 1895–1896 к коронации Николая II реставраторами О. С. Чириковым и М. И. Дикаревым 4 . Незначительные чинки производились также в 1566 и в XVIII и XIX вв.
- ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 252;
- Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации // Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып. 2, с. 92–107, табл. VIII, IX;
- Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1928, с. 105–189.
- Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 179, 230, 427.
От первоначальной реставрации XIII в. сохранился фрагмент темно-пурпурного одеяния Христа ниже плеча с виднеющимися на нем кончиками двух пальцев левой руки Богоматери 5 .
5 «Частичные пробы показали, что в этом месте, под записью XIII в., сохранилась еще живопись оригинала. Последняя оставлена, однако, не раскрытой, чтобы сохранить единственный уцелевший фрагмент первой реставрации иконы» (Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 253).
Ко времени второго поновления, произведенного в начале XV в., относятся части одежд Богоматери и младенца: темный мафорий и желтый, оливкового оттенка хитон Христа с золотым ассистом (слева внизу); часть плеча и руки младенца; обе его ножки (кроме верхней части правой ступни), волосы и шея; правая рука Богоматери (до концов четырех пальцев), части мафория с желтой каймой и темного чепца (около левой ручки младенца) и фрагменты светло-желтого фона с темно- красными буквами «IС» «ХС» и «Θ».
Третье поновление относится к 1514, и фрагменты этой реставрации занимают самую большую площадь: значительная часть мафория Богоматери и ее левая рука, а также пальцы правой руки, средняя часть хитона младенца красно-коричневого цвета, правая рука Христа, часть его правой ноги и фрагменты темно-коричневого фона, в который также окрашены поля иконы.
При поновлениях иконы большая часть древней живописи не сохранилась, старый левкас вырезался и наносился новый. Исключение составляла только живопись ликов, которые были прописаны поверх старой олифы, отчего древний слой остался совершенно не поврежденным. На лике Богоматери около подбородка Христа и рядом с его левой рукой - две вставки; в основном сохранность ликов хорошая.
Оборотная сторона. Сохранилась живопись XV в., имеются незначительные выпадения с утратами живописи и левкаса, в основном в местах стыка досок. Наиболее значительные: в левом нижнем углу (три большие утраты, обнажившие паволоку); в правом нижнем углу большая левкасная вставка, идущая по стыку досок, проходит правее изображения венца через весь средник; левкасная вставка вдоль лузги у правого поля.
Реставрация.
В декабре 1918 - апреле 1919 раскрыта Г. О. Чириковым под наблюдением И. Э. Грабаря, А. И. Анисимова и А. И. Грищенко в Комиссии. Олифил икону Ф. А. Модоров. Схему с указанием реставрационных фрагментов живописи исполнил И. А. Баранов 6 . с. 35
с. 37
¦
- ОР ГТГ, ф. 67, ед. хр. 252;
- Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации // Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып. 2, с. 82–107, табл. VIII, XX.
В 1929 Г. О. Чириковым сделана копия фрагмента древней живописи с изображением ликов Богоматери и младенца Христа (размер 27 × 19; дерево, темпера, ГТГ, инв. ДР-472).
Происхождение.
Из Константинополя. Около 1130 7 привезена в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде. В 1155 князь Андрей Боголюбский перенес икону Богоматери из Вышгорода во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенский собор 8 , построенный в 1158–1161 9 . А. И. Анисимов, анализируя древнее «Сказание о чудесах Владимирской иконы...», делает предположение, что икона находилась в алтаре около престола, занимая место «запрестольного» образа 10 . После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 князь Ярополк Ростиславович снял дорогой убор с иконы 11 , и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвращает икону и убор во Владимир 12 . При взятии
с. 37
с. 38
¦
Владимира татарами, во время пожара Успенского собора в 1237, собор был разграблен и с иконы Богоматери был содран оклад 13 . Книга Степенная говорит о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы Богоматери князем Ярославом Всеволодовичем 14 . В 1395, 26 августа, во время нашествия Тамерлана при князе Василии Дмитриевиче икона торжественно была перенесена в Москву, и в тот же день Тамерлан отступил и покинул пределы Московского государства. Икона была помещена в кремлевском Успенском соборе, справа от царских врат 15 . Вероятно, после этого она не раз увозилась во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 отмечено особо, как второе перенесение иконы 16 . В 1812 икона Богоматери Владимирской была увезена на несколько месяцев во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву в Успенский собор, где она находилась до 1918, когда была взята для реставрации. С 1926 по 1930 находилась в ГИМ.
7 Икона привезена вместе с другой иконой Богоматери, названной Пирогощей, для которой была построена церковь. Ипатьевская летопись под 6640 (1132) годом сообщает: «В се лето заложена бысть церкви камяна святая Богородица, рекмая Пирогоща» ( Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб., 1843, с. 12) и указывает на окончание строительства ее в 6644 (1136) (Полное собрание русских летописей: Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб., 1843, с. 14). Лаврентьевская летопись говорит о закладке церкви Пирогощей в 1131 (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 132), т. е. обе иконы были привезены из Константинополя до времени построения церкви Пирогощей.
8 Лаврентьевская и Троицкая летописи под 1155 годом сообщают о перенесении Андреем Боголюбским иконы во Владимир: «Того же лета иде Андрей от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда; и вкова в ню боле триидесят гривен золота, кроме серебра и каменья драгого и жемчуга, и украсив и постави и в церкви своей Володимери» (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 148). В древнейшем «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», которое датируется второй половиной XII в., читаем: «Князю же Андрею хотяшу княжити на Ростовскую землю, и нача беседовати о иконах, поведаша ему икону в Вышгороде в женъском монастыре, пресвятыя владычицы нашея Богородицы... и прииде в церковь, и начат смотрити по иконам, сия же икона яко прешла бе всех образов. Видев ю и припаде на земли моляся глаголя: О пресвятая Богородице мати Христа Бога нашего, аще хощещи ми заступница быти Ростовскую землю, посетити новопросвещенные люди, да по твоей воли вся си будут. И тогда взем икону поеха на Ростовскую землю» ([Ключевский В.] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. (Памятники древней письменности, XXX). СПб., 1878, с. 29–31). После перенесения иконы Андреем Боголюбским она стала почитаться как палладиум города Владимира, почему и получила название Владимирской.
9 Ипатьевская летопись, говоря о строительстве Успенского собора во Владимире, называет даты: год закладки - 1158 и окончания - 1161 (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 150).
- [Ключевский В.] Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. (Памятники древней письменности, XXX). СПб., 1878, с. 31–37;
- Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 289.
- Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 159;
- Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т. 1, 2, т. 1, с. 62, примеч. 7.
- Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 161.
13 «Татарове же силою отвориша двери церковныя, и видеша обы (затворившихся с епископом Митрофаном в храме) огнем скончавшася, овы же оружием до конца смерти предаша; святую Богородицу разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгим...» (Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846, с. 197).
14 «И оттоле сий чудотворный Богородичин образ подобно прежнему своего благолепия достойное украшение приемлет» (Книга Степенная. М., 1775, ч. 1, с. 541).
15 «И внеши ю [икону] в преименитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская церкви Руская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и до ныне стоит зрима и поклоняема всеми» (Книга Степенная. М., 1775, ч. 1, с. 552).
16 Подробнее см. Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 217–227. А. И. Анисимов приводит слова из Сказания действенных чинов (1627) по случаю удаления Ахмата от Угры 23 июня 1480, где говорится о вторичном принесении чудотворной иконы Богоматери Владимирской в Москву: «Слышав же сея князь великий Иван Васильевич всея Руси после во Владимир по чудотворную икону Пресвятыя Богородицы и повеле ея принеси второе на Москву, в застепление царствующему граду Москве и всей Российской земли».
Поступление. В 1930 из ГИМ.
Иконография. Лицевая сторона. Иконографический тип Богоматери, держащей на руках младенца Христа, который прижимается щекой к ее лицу, получил название «Умиление». Подобная композиция известна в раннехристианском искусстве. Широкое распространение она получила в XI в. Подробно об истории иконографического типа Богоматери «Умиление» («Елеусы») см.
- Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902, с. 164;
- Alpatoff M., Lazareff V. Eine byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenepoche. Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen. Berlin, 1925, Bd. 46, S. 140–155;
- Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сб. статей. М., 1971, с. 282–290;
- Grabar A. L’Hodigitria et l’Eleusa // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1974, № 10, p. 8–11;
- Grabar A. Les images de la Vierge de Tendresse. Type iconographique et thème // Зограф. Београд, 1975, № 6, с. 25–30;
- Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983, с. 166–173, 252–258;
- Татић-Ђурић М. Богородица Владимирска // Зборник за ликовне уметности. Београд, 1985, [вып.] 21, с. 29–50.
Оборотная сторона. Престол с Евангелием (Престол уготованный - «Этимасия») символизирует незримое присутствие Бога и толкуется на основе текстов Священного писания и комментариев Отцов церкви в зависимости от того, с каким изображением связан этот образ.
Престол прообразует и Тайную вечерю, и Гроб Христа, и его воскресение, и второе пришествие в день Страшного суда; крест, трость, копие и гвозди - искупительные страдания Христа. Престол с изображением Евангелия и голубя рядом с крестом и орудиями страстей символически представляет Троицу. Изображение Этимасии в монументальных росписях часто помещалось в апсиде (особое распространение это получило в XII в.) и раскрывало смысл евхаристической жертвы (Bogyay 1960 , S. 58–61; Бабич 1966 , с. 9–31). Оборотная и лицевая стороны иконы имеют единое символико-догматическое содержание. Крест и орудия страстей раскрывают скорбный смысл образа Богоматери, указывая на грядущие страдания Христа.
- Bogyay 1960 = Bogyay, T. von. Zur Geschichte der Hetoimasie. Akten des XI Internationalen Byzantinischen Kongresses. München, 1958. München, 1960, S. 58–61.
- Бабич 1966 = Бабић Г. Христолошке распре у XII веку и поjави византиских церква. Архиjереjи службе пред хетимасиjом и архиjереjи службе пред агнецом // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1966, бр. 2, с. 9–31 (на сербохорватск. яз.).
Атрибуция. Лицевая сторона. По церковному преданию икона Богоматери Владимирской написана самим евангелистом Лукой. Л. А. Успенский говорит об иконах, приписываемых евангелисту Луке: «Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом» (Успенский Л. 1989 , с. 29).
А. И. Анисимов относил икону ко второй половине XI в. (Анисимов 1928/1 (1983), с. 183, 184; Анисимов 1928/3 (1983), с. 272). В. И. Антонова датировала началом XII в. (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 5). В последующих работах В. Н. Лазарев и А. Грабар называли время исполнения - первая половина XII в. (Lazarev 1967, p. 204, 257, nota 82; Grabar 1974, p. 8–11). Ясно одно - икона написана до ее перенесения в Киев, т. е. до 1130.
- Успенский 1989 = [Успенский Л. А.] Богословие иконы православной церкви / Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат. [М.], 1989.
- Alpatoff, Lazareff 1925 (1978/1) = Alpatoff M., Lazareff V. Лазарев 1978/1, с. 9–29.
- Анисимов 1928/1 (1983) = Анисимов А. И. Анисимов 1983, с. 165–189.
- Анисимов 1928/3 (1983) = Анисимов А. И. Анисимов 1983, с. 191–274.
- Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е.
- Lazarev 1967 = Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967.
- Grabar 1974 = Grabar A. L’Hodigitria et l’Eleusa // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1974, № 10, p. 8–11.
Оборотная сторона. Вероятно, икона уже в XII в. была двусторонней. Об этом говорит характер ковчега и лузги, такой же, как на лицевой стороне иконы. Известны многочисленные примеры древних изображений креста на обороте икон Богоматери (см. Sotiriou 1956–1958, fig. 146–149; Grabar 1962, p. 366–372). Возможно, что с самого начала на обороте иконы «Богоматерь Владимирская» было изображение престола с Евангелием, креста и орудий страстей, которое поновлялось при поздних реставрациях. Сходная иконография встречается в византийском искусстве XII в. (см. Крест с эмалевыми изображениями из ризницы собора в Козенице, на котором помещено в круге под «Распятием» изображение престола с красным покровом, копием и тростью по бокам, на нем - гвозди, чаша и Св. Дух в виде голубя (Talbot Rice 1960 , tabl. XXIV). Исследователи, писавшие об иконе, датировали живопись оборота началом XV в. и связывали ее со временем второго поновления лицевой стороны, т. е. с эпохой Андрея Рублева. Подробное обоснование этой точки зрения дал А. И. Анисимов (Анисимов 1983, с. 186, 187, 262–266), его поддержали В. И. Антонова и Н. Е. Мнева, считая, что поновление лицевой и оборотной сторон начала XV в. выполнены Андреем Рублевым (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 5).
- Sotiriou 1956–1958 = Sotiriou G. et M. Icones de Mont Sinai. Athénes, 1956–1958, t. 1, 2.
- Grabar 1962 = Grabar A. Sur les icones bilaterales // Cahiers archéologiques. Paris, 1962, vol. 12, p. 366–372.
- Talbot Rice 1960 = Talbot Rice D. The Art of Byzantium. New York, 1960.
- Анисимов 1983 = Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. статей / Министерство культуры СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации. М., 1983.
- Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI–XVIII вв. М., 1963. Т. 1–2.
Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV в. Фон и буквы прописаны в более позднее время, возможно, в конце XIX в.
Выставки.
- 1920 Москва;
- 1926 Москва;
- 1974 Москва, № 7;
- 1975 Ленинград / 1977 Москва, № 468 (не экспонировалась).
Литература.
- Снегирев 1842 , с. 13, 14 = Снегирев И. М. Памятники Московской древности [...]. М., 1842
- Сахаров 1849 , с. 20 = Сахаров И. Исследование о русском иконописании. СПб., 1849, кн. 2
- Снегирев 1849 , с. 3–7, табл. 1 = [Снегирев И.] Древности Российского государства. М., 1849, ч. 1
- Ширинский-Шихматов 1896 , табл. 26 = Большой Успенский собор в Москве. Собрание фототипических снимков / Изд. кн. А. Ширинского-Шихматова. М., 1896
- Ровинский 1856 (1903) , с. 13 = Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Записки Имп. Археологического общества. СПб., 1856, т. 8, с. 1–196. Переиздано под названием: Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903
- Кондаков 1911 , с. 172, рис. 119 = Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1911
- Alpatoff, Lazareff 1925 (1978/1) , S. 140–155 = Alpatoff M., Lazareff V. Eine byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenepoche. Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen. Berlin, 1925, Bd. 46, S. 140–155. Переиздано: Лазарев 1978/1, с. 9–29
- Wulff, Alpatoff 1925 , S. 62–66, Taf. 22, 23 = Wulff O., Alpatoff M. Denkmäler der Ikonenmalerei in kunstgeschichtlicher Folge. Hellerau; Dresden, 1925
- Грабарь 1926 (1966) , с. 52, 55 (примеч. 64), 60, 71, 84, 101–103, рис. с. 108 = Грабарь И. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 годов // Вопросы реставрации. М., 1926, вып. 1, с. 7–112. Переиздано: Грабарь 1966, с. 112–208
- Анисимов 1926/1 , № 1, с. 12, 13 = Анисимов А. И. Путеводитель по выставке памятников древнерусской иконописи / Государственный исторический музей. М., 1926
- Анисимов 1928/1 (1983) , с. 93–107 = Анисимов А. И. История Владимирской иконы в свете реставрации // Труды секции искусствознания Института археологии и искусствознания. М., 1928, вып. 2, с. 93–107. Переиздано: Анисимов 1983, с. 165–189
- Анисимов 1928/2 (1983) , с. 110, 111, рис. с. 99 = Анисимов А. И. Домонгольский период древнерусской живописи // Вопросы реставрации / Центральные государственные реставрационные мастерские. М., 1928, вып. 2, с. 102–180. Переиздано: Анисимов 1983, с. 275–350
- Анисимов 1928/3 (1983) = Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1928. Переиздано: Анисимов 1983, с. 191–274
- Grabar 1930 (1966) , р. 29–42 = Grabar Y. Sur les origins et l’evolution du type iconographique de la Vierge Eleusa // Melanges Charles Diehl. Studies sur l’histoire et sur L’Art de Byzance. Paris, 1930, vol. 2, p. 29–42. Переиздано: Грабарь 1966, с. 209–221
- Bréhier 1932 , р. 160, р1. XX, XXVII = Bréhier L. Les icones dans l’histoire de L’Art Byzance et la Russie // L’Art byzantin chez les Slaves. Deuxième recueil dédié à la mémoire de Th. Uspenskij. Paris, 1932, 1, p. 150–173
- Кондаков 1933 , с. 217–220 = Кондаков Н. П. Русская икона. Т. 4: Текст, ч. 2. Прага, 1933
- Путеводитель 1934 , с. 13, 14, ил. 1 = Третьяковская галерея: Путеводитель по искусству феодализма / Сост. Н. Коваленская. М., 1934, вып. 1
- Каталог ГТГ 1947 , с. 16, табл. 2 = Государственная Третьяковская галерея: Каталог художественных произведений, находящихся в экспозиции. М., 1947
- Лазарев 1947–1948 (1986) , т. 1, с. 125, табл. XXXVIII; т. 2, табл. 198 = Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.; Л., 1947–1948, т. 1–2. Переиздано: *Лазарев 1986
- Алпатов 1948 , с. 230; 1955, с. 69, 84 = Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М., 1948, т. 1
- Антонова 1948 , с. 44–52, 85–91, 200–217 = Антонова В. И. Памятники живописи Ростова Великого. (Фонд диссертаций РГБ). М., 1948
- Лазарев 1953/1 , с. 442, 443 (рис.), 444 (табл.), 446, 462, 494, 496 = Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. В 13 т. / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1953, т. 1, с. 442–504
- Onasch 1955 , S. 51–62 = Onasch K. Die Icone der Gottesmutter von Wladimir in der Staatlichen Tretiakov-Galerie zu Moskau // Wissenschaftliche Zeitschrift der Martin-Luther Universität. Halle-Wittenberg Jahrg. V. 1955. Heft I, S. 51–62
- Свирин 1958/2 , с. 3, табл. 3, 4 = [Свирин А. Н.] Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи: Альбом. М., 1958
- Антонова 1961 , с. 198–205 = Антонова В. И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. М., 1961, т. 18, с. 198–205
- Антонова, Мнева 1963 , т. 1, № 5, с. 56–64, табл. 7–10 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т. 1, 2
- Перцев 1964 , с. 91, 92 = Перцев Н. В. О некоторых приемах изображения лица в древнерусской станковой живописи XII–XIII вв. // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964, [вып.] 8, с. 89–92
- Банк 1966 , ил. 223, 224, с. 315, 370 = Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966
- Lazarev 1967 , p. 204, 257 (nota 82), fig. 325, 326 = Lazarev V. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967
- Вздорнов 1970/3 , с. 26, 27, 36, ил. 1, 2 = Вздорнов Г. И. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи // Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи / Всесоюзная конференция. Москва, 18–20 ноября 1968. Доклады, сообщения, выступления. М., 1970, с. 18–95
- Лазарев 1971/1 , с. 282–290 = Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сб. статей. М., 1971
- Grabar 1974 , p. 8–11 = Grabar A. L’Hodigitria et l’Eleusa // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1974, № 10, p. 8–11
- Лазарев 1978 , с. 9–29 = Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. М., 1978
- Толстая 1979 , с. 14, 28, 29, 32, 37, 42, 43, 46, 56, 62, 63, табл. XVIII, ил. 73, 111, 116, 117 = Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1979
- Яковлева 1980 , с. 39 = Яковлева А. И. Приемы личного письма в русской живописи конца XII - начала XIII века // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII веков. М., 1980, с. 34–44
- Татич-Джурич 1985 , с. 29–50 = Татић-Ђурић М. Богородица Владимирска // Зборник за ликовне уметности. Београд, 1985, [вып.] 21, с. 29–50 (на сербохорватск. яз.)
- Лазарев 1986 , с. 94, 98, 112, 113, 227, ил. 325, 326. = Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986
С. 38
¦
Среди российских верующих наиболее любимой и почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери. Ее значение для Руси огромно. Она не один раз спасала страну от вражеских нападений, благодаря ей русичи миновали порабощения.
История иконы
Церковное предание гласит, что святой Лик был написан апостолом и евангелистом Лукой после Вознесения Господа на Небо на обычной доске от стола, за которым трапезничали Мария, Иосиф и Иисус. До 450 года образ почивал на Иерусалимской земле, а затем был перенесен в Константинополь. В XII веке икона была принесена в дар патриархом Лукой Хризоверхом великому князю Юрию Долгорукому.
Владимирская икона Божией Матери
В иноческой обители града Вышгорода Лик прославился множеством чудотворных событий. Но в 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перевез икону во Владимир. По сему случаю святыня стала именоваться Владимирской. Образ был украшен золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями.
В 1164 году во время военного похода князя Андрея против болгар, Богоматерь помогла русичам победить врага. Ее Лик сохранился даже в сильнейшем пожарище, бушевавшем в соборе. Она осталась цела и невредима при разорении города Батыем в 1237 году.
В 1395 году икона стала храниться в Москве, дабы она уцелела во время нашествия Тамерлана. Он вторгся в Рязанские земли, разорив их, и вскоре отправился на Москву, круша и разоряя всё, что встречалось на пути его следования. Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в это же время был благословлен на пост и служение митрополит Киприан. Московский князь с митрополитом решили использовать духовные силы, поэтому образ Пречистой Девы был перенесен из Владимира в Москву. Хранилась икона в Успенском соборе Московского Кремля. Случилось чудо и Тамерлан вышел из Московских пределов. Как оказалось, во время Крестного хода с Владимирской Богородицей в Москву, паломники и люди, стоящие по обеим сторонам дороги по пути следования процессии, молили Богоматерь о даровании мира Русской Земле.
В свою очередь, Тамерлану случилось видение: он лицезрел огромную гору, с ее вершины спускались святители, держащие в руках златые жезлы. Над святителями возвышалась лучезарная Дева, повелевающая оставить ему российские пределы. Позже он понял, что Жена - это и есть Божия Матерь, христианская защитница и заступница. Он все понял и указал своему войску идти обратно. В память об этом событии было установлено церковное празднование иконы.
В 1480 году Богоматерь спасла Россию от нашествия войск хана Золотой Орды Ахмата. Русские войска встретились с татарами у реки Угры. Бойцы расположились по обе стороны реки и ждали начала атаки. Русские солдаты держали Владимирскую икону в руках и Царица Небесная обратила в бегство ордынское полчище. В честь чудесного события установлено второе празднование образа.
В 1521 году Казанский хан Махмет-Гирей двинулся на Москву. Местность, по которой прошли татары, представляла собой страшное зрелище: на месте городов и сел виднелись развалины, имущество жителей было разграблено, стариков и детей беспощадно били, а затем убивали или продавали в рабство. Нападение было неожиданным и люди очень боялись, что Москва будет также разорена. Тем временем хан достиг пределов Москвы и принялся сжигать город. Но вдруг случилось чудо и вражьи войска стали отступать от столицы. И снова помогла Богородица. По этому поводу Церковью установлено третье празднование.
Икона Владимирской Божьей Матери
Пред Владимирским ликом совершались важные события России:
- избрание патриархов;
- приношение присяги на верность Отчизне;
- молебны перед военными походами.
А в начале Великой Отечественной войны люди денно и нощно умоляли Царицу Небесную о предстательстве Христовом. Даже сам Сталин ночью, украдкой от чужих глаз, приезжал в храм и молил Богоматерь о помощи, а затем дал распоряжение погрузить святой Лик в самолет и лично облетел с ним вокруг столицы.
Иконография образа
На иконе изображено нежное «общение» Матери Божией с Сыном - человеческая сторона семейственных отношений. Богородица и Младенец тесно соприкасаются, Иисус обнимает Марию за шею.
Особенностью Владимирской иконы считается изображение пяточки Младенца.
Икона имеет две стороны, на второй изображены престол и символы страстей. Эта идея неслучайна и означает предстоящую жертву Христа и оплакивание Сына Матерью.
Это интересно! Древних икон, подобных Владимирской, до наших дней не сохранилось. За много веков образ несколько раз реставрировался, на него наложено несколько слоев краски. Но что удивительно - лики Христа и Девы Марии до сих пор остаются в первообразном виде.
За все время существования образа никто из иконописцев не решился подкрасить или подправить их.
В чем помогает Владимирский Лик
Главное - искренняя вера в силу и милосердие Царицы Небесной, которое Она являет человечеству через иконописное изображение. Пречистая Дева помогает:
- молитва пред иконой утверждает православный дух и придает ему стойкость;
- избавляет молитвенника от еретических нападений;
- оберегает Русь от врагов, вселяя храбрость и отвагу в сердца воинов;
- защищает от военных конфликтов, внешних угроз и внутренних смут;
- способствует примирению с противником;
- напутствует перед принятием сложного решения;
- избавляет от неуверенности и сомнений;
- дарует покой и умиротворение;
- оберегает брак и семью от раздоров;
- дарует супругам любовь, единство, понимание и уважение;
- исцеляет болезни;
- дарует духовное и физическое прозрение;
- помогает в трудных родах;
- особым образом охраняет матерей и их чад;
- исцеляет от бесплодия и недугов женских половых органов.
Образ Владимирской Богоматери - это величайший плод раздумий о житие Христа на земле, великом смирении Его Пречистой Матери, пройденном ими земном пути и жертвенной любви.
Важно! Чудотворный Лик хранится в московском храме святителя Николая Чудотворца. Память ему совершается ежегодно 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
Видео о Владимирской иконе Божией Матери