Iii. основные законы ссср и рсфср
РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР
В целях защиты суверенитета Российской Федерации, руководствуясь , Верховный Совет РСФСР
постановляет:
Статья 1
Статья 1 . Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно.
Верховный Совет РСФСР или соответственно Совет Министров РСФСР вправе приостановить действие указанных в настоящей статье актов, если они нарушают суверенитет Российской Федерации.
Статья 2
Статья 2 . В случаях, не предусмотренных статьей 1 настоящего Закона:
законы и иные акты высших органов государственной власти СССР, указы и другие акты Президента СССР вступают в действие на территории РСФСР после их ратификации Верховным Советом РСФСР;
акты Совета Министров СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения Советом Министров РСФСР;
акты министерств и ведомств СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения государственными органами РСФСР, уполномоченными соответственно Верховным Советом РСФСР либо Советом Министров РСФСР.
Статья 3
Статья 3
. До заключения Федеративного договора республики, входящие в состав РСФСР, участвуют в решении вопросов о приостановлении, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР через высшие органы государственной власти и управления РСФСР или в ином порядке, установленном законодательством республик, входящих в состав РСФСР.
Статья 4
Статья 4
. Акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.
Статья 5
Статья 5
. Решения действующих на территории РСФСР государственных органов, органов общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий, должностных лиц, а также договоры и иные сделки, принятые или совершенные на основании актов органов СССР, не ратифицированных, не подтвержденных или приостановленных в соответствии с настоящим Законом, являются недействительными.
Статья 6
Статья 6
. В случаях совершения действий, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, граждане, должностные лица, государственные органы, органы общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий несут ответственность в соответствии с законодательством РСФСР.
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов
О порядке введения в действие Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"
Верховный Совет РСФСР постановляет:
1. Ввести в действие Закон РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" с момента принятия. Внести Закон на утверждение внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР.
2. Президиуму Верховного Совета РСФСР, комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР, Совету Министров РСФСР в 10-дневный срок разработать и представить Верховному Совету проект постановления о порядке рассмотрения вопросов о приостановке, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР.
3. Президиуму Верховного Совета РСФСР и Совету Министров РСФСР в срок до 20 ноября 1990 года разработать и представить Верховному Совету РСФСР предложения об установлении и порядке привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 6 Закона.
4. Совету Министров РСФСР привести решения Правительства РСФСР в соответствие с Законом "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР", а также представить для рассмотрения вопроса о приостановлении перечень актов органов СССР, изданных до принятия указанного Закона.
Первый заместитель
Председателя Верховного
Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов
Однако, этот вопрос (НПА или нет) по сути не важен. Документы СССР с 1 июля станут "вне закона" и если даже будут применяться, то судебная практика это поправит. Почему?
Немного истории.
307-ФЗ (которым внесены обсуждаемые изменения) разработан и принят по итогам Аналитического доклада - 2013 "Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации" подготовленным в основном Российским союзом промышленников и предпринимателей, под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации, которое фактически уполномочено Правительством РФ "рулить" сферой государственного контроля.
Недопустимость применения документов СССР - один из лейт-мотивов этого документа.
В основном причиной исключения документов СССР является следующее (выдержка из Доклада (стр.100)): "В сфере административного законодательства остается множество других проблем. Одной из самых существенных проблем является обилие отсылочных норм в Кодексе об административных правонарушениях к положениям иных нормативных правовых актов (в том числе к подзаконным и ведомственным). В условиях наличия в статьях КоАП Российской Федерации таких норм на нарушения тех или иных правил (ветеринарных правил и норм (ст. 10.6 КоАП Российской Федерации), санитарных правил (ст. 6.3 КоАП Российской Федерации), правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП Российской Федерации) без конкретизации о каких именно нормах таких правил идет речь, к административной ответственности может быть привлечено лицо за любое даже незначительное нарушение таких правил. При этом к корпусу таких ведомственных правил могут относиться и акты Советского Союза с неясным правовым статусом и отсутствием каких-либо сведений об их официальной публикации. Так, судьи систематически выносят решения ссылаясь на акты, изданные в СССР. Например, Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27.12.1983".
Т.е. Минэк рассматривает документы СССР именно так.
В целом в государстве позиция к бизнесу весьма лояльная и направлена на снижения требований.
Поэтому вопрос "применять документы СССР или нет" не стоит.
Вопрос наверное нужно сформулировать следующим образом:
"Требования каких документов следует предъявлять к объектам построенным до дня вступления в силу ТРоПБ, в случае если положения ранее действующих для этих объектов норм устанавливали более низкие требования?".
Т.е. актуальна проблема для обсуждаемого выше случая:
здание 1954 года. По факту ширина выхода 0,71м. По старым нормам д.б. 0,8м., в данное время ширина д.б. 1,2м. Что, и на основании чего требовать?
Некий любомудр задал вопрос: а какой закон, действующий поныне в России, является самым старым, то есть принятым ранее всех прочих действующих?
Здесь надобно сделать несколько уточнений.
1) Отбросим правовые акты ненормативные, то есть рассчитанные на однократное применение. Таково, например, большинство первых актов советской власти, вроде Постановления Второго Всероссийского Съезда Советов "Об отмене смертной казни на фронте", Декрета "О мире" (оба от 8 ноября 1917 г.) и Декрета "О государственной независимости Финляндии" (от 31 декабря 1917 г.). Сюда же относятся многочисленные акты первых лет советской власти о национализации различного рода имуществ и об упразднении старых органов управления и общественных институтов, например, Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" (24 ноября 1917 г.).
2) Далее, отбросим акты хоть и нормативные, но принятые во исполнение международных обязательств СССР и действующие потому и постольку, почему и поскольку действуют эти международные обязательства. Это, например, "Положение о переводном и простом векселе", утверждённое Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 в связи с присоединением СССР к Конвенции о единообразном законе о переводном и простом векселе (Женева, 7 июня 1930 г.). Действует Конвенция - действует и Положение.
3) Поскольку в такой постановке задача становилась бы тривиальной, усложним её: будем говорить не только о законах и равных им по силе нормативных актах (например, постановлениях Верховных Советов СССР и РСФСР), но вообще о любых нормативных актах, включая "подзаконные".
Таким образом вопрос превратится в достойный вызов для настоящего профессионала.
Итак, ищем самый старый нормативный акт СССР или РСФСР, реально применяемый в современной России.
Моя версия.
Дольше всех живут не "правовые динозавры" - конституции и основополагающие акты вроде уголовного и гражданского кодексов: они меняются сообразно политическим реформам, и их ныне действующие редакции относительно недавни. Наиболее живучи же вещи мелкие, малоприметные, но нужные. И вот оно:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
О НОРМАХ ОТХОДОВ ЛИНЗ И ОПРАВ
ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ И РЕМОНТЕ ОЧКОВ
1. Утвердить временные нормы отходов линз при обрезке, калибровке, сверлении и сборке их в оправы в размере до 1,5% от общего количества переработанных линз.
2. Утвердить временные предельные отходы оправ для очков при монтаже в них линз в размере до 0,3% от общего количества переработанных оправ.
3. Данные нормы траты являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия линз и оправ для очков обнаружится их недостача. Списание указанной траты при отсутствии недостачи воспрещается.
4. Настоящие нормы распространяются на производственные предприятия ГАПУ, аптеки и аптекарские магазины, в которых производится изготовление и ремонт очков.
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
ШАБАНОВ
Скромный приказ союзного Минздрава через каких-то три месяца справит шестидесятилетний юбилей. И - он действует. Именно им руководствуются предприятия, изготовляющие и ремонтирующие очки, при включении естественных потерь в материальные затраты при налогообложении прибыли. В последний раз это было подтверждено письмом российского уже Минздрава от 16 ноября 2000 г. № 2510/12450-32.
Как долго ещё протянет "дедушка", неизвестно, но пока он ещё о-го-го!
Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.
"Заключительные и переходные положения" Конституции 1993 г. устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.
Акты органов местного самоуправления
Конституция отмечает, что "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно" (ст.12) Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.
Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.
Имея в виду другие виды источников конституционного права, следует отметить, во-первых, что в некоторых мусульманских и иных странах таким источником служит религия, свод религиозных правил (например, шариат как свод норм мусульманского права является высшим источником права в Ираке); и во-вторых, что в ряде западных стран источником конституционного права признаются и правовые доктрины (т.е. труды, теории, взгляды крупнейших правоведов-конституционалистов), опираясь на которые суды могут выносить свои решения по конституционным вопросам. Ни первое, ни второе не признается источником права в РФ.
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Комментарии к ст. 423 ТК РФ
1. В связи с принятием ТК необходимо было привести в соответствие с ним законы и иные содержащие нормы трудового права нормативные правовые акты, действующие на территории РФ.
В ч. 1 комментируемой статьи содержится норма о том, что законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК. Применение этого положения означает, что необходимо сопоставлять нормы ТК с нормами иных законов и других нормативных правовых актов, выносить суждение о том, противоречат ли Кодексу нормы иных актов и, соответственно, подлежат ли они применению.
2. Поскольку более удобным и предпочтительным для правоприменения является вариант определения юридической силы нормативного правового акта на законодательном уровне, ст. 2 Закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ признаны не действующими на территории РФ следующие нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР:
1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1956 г. "Об усилении охраны труда подростков";
2) Закон СССР от 11 февраля 1957 г. "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении охраны труда подростков";
3) Закон СССР от 7 мая 1960 г. "О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день";
4) Закон СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";
5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1973 г. N 4629-VIII "Об изменении части второй статьи 102 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";
6) абз. 3 Закона СССР от 14 декабря 1973 г. N 5190-VIII "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения в действующее законодательство СССР";
7) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах";
8) Закон СССР от 20 декабря 1974 г. N 769-IX "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах" и "Об условиях труда временных рабочих и служащих" в части, касающейся Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах";
9) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX "Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации";
10) Закон СССР от 29 октября 1976 г. N 4699-IX "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации";
11) Закон СССР от 7 октября 1977 г. N 6366-IX "Об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником";
12) ст. 6 Закона СССР от 7 октября 1977 г. N 6367-IX "О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР";
13) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1980 г. N 1369-X "О внесении изменения в статью 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";
14) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1980 г. N 1728-X "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";
15) абз. 3 и 6 Закона СССР от 25 июня 1980 г. N 2362-X "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и в Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик";
16) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1981 г. N 5571-X "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей";
17) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1982 г. N 7058-X "О внесении изменений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и другие законодательные акты СССР" в части, касающейся Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде;
18) ст. ст. 9, 15 и 17 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1983 г. N 8723-X "О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам гражданских правоотношений, брака и семьи, труда и социального обеспечения";
19) Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-X "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями";
20) Постановление Верховного Совета СССР от 17 июня 1983 г. N 9501-X "О введении в действие Закона СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями";
21) ст. ст. 1 и 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. N 9814-X "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";
22) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1983 г. N 10291-X "О внесении изменений в статью 13 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации";
23) абз. 11 Закона СССР от 29 декабря 1983 г. N 10575-X "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";
24) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1986 г. N 4679-XI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Союза ССР о труде";
25) п. п. 2 и 7 ст. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. N 4719-XI "Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов";
26) абз. 7 Закона СССР от 19 июня 1986 г. N 4923-XI "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";
27) ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1986 г. N 5878-XI "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей";
28) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1987 г. N 7639-XI "О расширении льгот работающим беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей";
29) абз. 6 Закона СССР от 20 октября 1987 г. N 7884-XI "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";
30) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. N 8430-XI "О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой";
31) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. N 8695-XI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о труде";
32) ст. 4 Закона СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства";
33) Закон СССР от 10 декабря 1990 г. N 1818-1 "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности";
34) Постановление Верховного Совета СССР от 10 декабря 1990 г. N 1819-1 "О введении в действие Закона СССР "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности";
35) ст. 4 Закона СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-1 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Союза ССР о государственной помощи семьям, имеющим детей";
36) Закон СССР от 11 марта 1991 г. N 2016-1 "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров";
37) ст. 1 Закона СССР от 12 мая 1991 г. N 2151-1 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде";
38) Постановление Верховного Совета СССР от 12 мая 1991 г. N 2152-1 "О введении в действие Закона СССР "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров" и Закона СССР "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде";
39) Постановление Верховного Совета СССР от 20 мая 1991 г. N 2180-1 "О введении в действие Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)".
3. Норма ч. 2 комментируемой статьи направлена на недопущение возникновения пробелов в нормативно-правовом регулировании.