Гештальт-терапия и магические практики. Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы онлайн
Современная экзистенциальная психотерапия имеет множество направлений, одним из которых является Гештальт терапия.
Целью данной терапии является осознанность личности в стремлении повышения самооценки, наполненности и осмысленности жизни, повышение действий, которые направлены на улучшение общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Жизненные ситуации
Чтобы понять суть данной концепции, можно взять за пример жизненные ситуации, которые могут встречаться у каждого человека:
- Женщина проводит все свое время на работе, и даже дома все разговоры связаны с ее деятельностью. Мужа обижает такая ситуация.
- Мать, которая постоянно занята проблемами своих детей, отвлекаясь на посторонние мысли, допустила ошибку в рабочей документации.
- В прогулке по улице ваша голова занята мыслями заняты о разбитых чувствах или упущенном романе, не заметив сигнала светофора, вы идете на красный свет.
Таким образом человек, живя внутренним миром, думая о ненужном для него, проживает постороннюю жизнь. Его воспоминания и мысли не дают находиться в реальном времени, проживать настоящие эмоции.
Или же наоборот повседневная суета отдаляет человека от его мечты или поставленной цели. Вместо того, чтобы сосредоточиться на этом, мы совершаем ненужные, суетные поступки.
Мы живем либо в воспоминаниях, которые порой приносят нам страдания, либо гонимся за фантомом – мечтой, которая вряд ли осуществиться. Как итог — это приводит к разводам, инфарктам, болезням, язвам или увольнению с работы. Освоив технику гештальт терапии, вы сможете фильтровать ненужные для вас ситуации.
Историческая справка
Данное учение было разработано Фрицем Перлзом (1893-1970). Он был психиатром с большим стажем, разрабатывал методику лечения людей с психическими заболеваниями. Но уже при жизни ученого и по настоящее время гештальт терапия из психотерапевтического учения выросла во что-то большее. Сейчас данную терапию применяют во всех сферах жизни, так как она помогает разрешить тяжелые ситуации в жизни.
Сам Фриц Перлз утверждал, что человек — это целостное создание, а не собранные его части. Физические, духовные и социальные аспекты должны сливаться в единую личность.
Каждая проблема должна решаться исходя не из причины, а из ее осознания. Стоит задавать вопрос о том, что чувствует человек в данный момент и как это можно изменить, а не искать виноватых и не задумываться, почему так произошло. Терапия Перлза направлена на осознание жизни в данную минуту, здесь и сейчас, жить полноценной жизнью в настоящий момент, а не прошлым или будущим.
В 1951 году Фриц Перлз с двумя своими коллегами Полом Гуденом и Ральфом Хефферлином пишет свой труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». В 1952 был учрежден Гештальт институт в американском городе Нью-Йорке. Еще в 1913 году ученый начинает изучать медицину с философской точки зрения. Настольной книгой у Фрица Перлза была «Психоалнализ» Фрейда.
Что такое Гештальт терапия?
Занимается ею гештальттерапевт. Путем внушения он фокусирует пациента на состояние «здесь и сейчас», обращая его в каждый момент настоящего. Человек начинает осознавать себя в реальном времени, у него появляется чувство ответственности, он начинает переживать чувства и эмоции сейчас и здесь.
Основные методы Гештальт терапии при работе с клиентами:
- Фокусировка энергии.
- Осознание ответственности.
- Арт-терапия. Применение творчества и искусства в данном лечении.
- Монодрама. Здесь используются ролевые игры, постановки, что позволяет человеку прожить драматические ситуации по-новому.
- Пересечение работы с другими видами психотерапии, например техника «горячий стул».
- Гештальт-молитва и др.
- Телесно-ориентированная терапия. Она позволяет познать свое тело и понять, что душа и тело — это единое целое.
Существуют и другие способы работы с пациентами, но выше были представлены основные методы техники гештальт терапии.
Принципы данной методики
Основу данного учения составили следующие понятия и принципы:
- Целостность. Стоит понимать, что человек — это целостное создание. Деление его на психику, душу и тело не способно помочь ему в осознании своего внутреннего мира.
- Принцип создания и разрушения структур гештальт терапии. Он основан на потребностях и желаниях человека. Когда цель достигается, то происходит разрушение гештальта.
- Смысл назакоченного гештальта, методы и техники терапии. Существуют в жизни людей и незавершенные жизненные ситуации, которые негативно сказываются на их психике. На сеансах гештальт терапевт помогает пациенту осознать свое незавершенное дело, мысленно его завершить или приблизить к завершению. Данный опыт человек переносит на повседневную жизнь, что позволяет ему справиться со множеством негативных ситуаций.
- Контакт и его граница. У человека постоянно осуществляется контакт с видимыми вещами — окружающей средой, людьми, животными и т.д. Существуют и невидимые контакты — энергетические, биоэнергетические, психологические поля, наличие разной информации в жизни. Место соприкосновения человека со всеми этими видами называется границей контакта. Задача существующей терапии — создать благоприятные условия именно на границе таких контактов.
- Осознание действительности. Здесь имеется в виду не то, что человек знает свою природу и окружающий мир. А осознание того, что он находится здесь и сейчас. Осознавать это не умом, а чувствами. Жить не с механическим сознанием, когда все ситуации и эмоции происходят неосознанно, а двигаться исходя из своего внутреннего содержания.
- Нахождение здесь и сейчас. Понимать, что все важные моменты в жизни происходят именно сейчас. Находясь умом в прошедшем или будущем, мы упускаем настоящий момент. Прошлое уже далеко, а будущее еще не настало, поэтому человек пребывает в иллюзиях, забывая о настоящем.
- Понятие ответственности. Это важное качество индивида, которое происходит из его осознанности. Если люди начнут осознавать настоящую действительность, то и чувство ответственности у них будет развито. Очень важно принять ответственность именно на себя, а не сваливать ее на других.
Гештальт-терапия – это направление в практической психологии, которое ориентируется на осознание пациентами своих подавленных чувств, переживаемых травм и незавершенных жизненных сценариев. Такая терапия проводится с целью избавления от невротического состояния и обретения гармонии с самим собой.
Гештальт в переводе с немецкого языка дословно означает форму, но по своему смыслу слово означает целостность, собранность, структуру.
Гештальт появился как термин в конце XIX века, но его активное развитие пришлось на начало 20 столетия, когда ученые на примере произведений искусства сформировали идею гештальта: когда человек смотрит на картину, он воспринимает ее как целостный объект, несводимый к свойствам отдельных его элементов, то есть человек воспринимает произведение искусства как совокупность факторов.
Позже термин стал использоваться в психологии, а через некоторое время стал неотъемлемой частью психотерапии благодаря исследованию Эдгара Рубина. Ученый утверждал, что человеческая реальность является неким фоном, а отдельные ее элементы, на которых заостряется внимание личности – фигурой.
Таким образом, при возникновении потребностей человек способен выносить фигуры из фона, и по завершении взаимодействия позволять им растворяться в нем снова. Этот процесс можно сравнить с потребностью в еде, когда голодный человек акцентирует внимание на желании, а удовлетворив его, забывает о едена какое-то время.
Вместе с созданием гештальт-терапии с фигурой стали ассоциировать любой процесс жизнедеятельности – увлечения, отношения, начатое дело.
Основная особенность гештальт-терапии заключается в напряжении, позволяющее здоровому человеку не забывать о своих потребностях. Совершенно нормально выделять из фона определенные процессы и чувствовать тревожность до тех пор, пока они не будут завершены.
Но зачастую напряжение возникает в человеческой психике из-за множества незавершенных в прошлом гештальтов, которые на протяжении долгого времени заставляют людей «переигрывать» незаконченные сценарии снова и снова, так и не доводя их до логического завершения.
Можно сделать вывод, что гештальт-терапия направлена на избавление от незавершенных гештальтов , которые не позволяют пациентам строить здоровые отношения с людьми и жить сегодняшним днем без постоянного ощущения тревоги.
Где применяется гештальт-терапия
Гештальт-терапия – это совокупность техник и методов работы с психикой, которая помогает пациенту вылечить неврозы, избавиться от внутренних страхов, перебороть панические атаки и обрести уверенность в своих силах.
Такой подход психотерапии может быть применим в разных общественных сферах:
- работа с семейными проблемами;
- педагогическая деятельность;
- клиническая психотерапия;
- профессиональные тренинги;
- консультирование организаций;
- тренинги для улучшения общественных отношений, личностного роста.
Цели и задачи гештальт-терапии
Основополагающая цель гештальт-терапии – это создание и укрепление целостного образа личности клиента, а также избавление его от невроза, включающего в себя такие симптомы как неуверенность в себе, нарушение коммуникабельности, проблемы в личной жизни, неумение определять цели и жизненные приоритеты.
Чтобы помочь избавиться от невротического состояния, специалисту необходимо найти источники незавершенных гештальтов и только потом начинать гештальт-терапию.
Задачи данной деятельности включают в себя:
- Работу с чувствами и эмоциями . Лучше всего для такой работы подходит групповая терапия, где человек может открыться другим людям, работать над своими чувствами и умением их выражать.
- Анализ своего состояния . Самоанализ необходим для того, чтобы знать источник собственных чувств и эмоций. Понимание корня проблемы уже является большим шагом для ее решения.
- Внимание к своему телу . Гештальт-терапия предполагает осознанное отношение к телу, движениям, понимание физических ощущений, которые ранее игнорировались пациентом. Все это в совокупности с психоанализом помогает установить связь телесную и духовную, достигнуть самосознания.
- Разграничение прошлого и настоящего . Терапия говорит об умении отличать прошлое от настоящего, не скрывать свои переживания и жить «здесь и сейчас».
Достоинства и недостатки гештальт-терапии
Достоинства гештальт-терапии | Недостатки гештальт-терапии |
Достаточно глубокий анализ, способный раскрыть скрытые мотивы, травмы, причины невроза и тревоги клиента | Терапия предусматривает самостоятельность. Врач не дает советов, ответственность за свой выбор лежит на пациенте |
Возможность работать с разными уровнями сложности психологических проблем | Предусматривает достаточно длительную работу (от 3 сеансов) |
Подход терапии ориентирован на человека, методология имеет второстепенное значение | Требует достаточного уровня интеллекта, не подходит для детей |
Ориентация терапии на процесс, к результату пациент приходит самостоятельно | Необходимо использовать чувства, эмоции и переживания, так как они играют важную роль в терапии |
Кому подходит гештальт-терапия
Гештальт-терапия – это такое направление психотерапевтической деятельности, которое ориентировано на чувства, эмоции и переживания пациента. Поэтому данная методика подойдет далеко не всем людям.
Обычно гештальт-терапия популярна среди женщин, что связано с их большей открытостью касательно своих чувств.
Но это не значит, что мужчины не смогут получить пользу от прохождения гештальт-терапии, результаты от сеансов зависят исключительно от открытости клиента и отсутствия у него стеснения своих чувств и эмоций.
Основные понятия гештальт-терапии
Список понятий:
Принципы
Принципы гештальт-терапии отличаются от принципов других методик психоанализа тем, что в рассматриваемой терапии не существует четких и жестких указаний, которые обязательны к выполнению.
Система принципов гештальт-терапии достаточно гибка и задает направление развития работы с пациентом:
- Принцип «здесь и сейчас» — один из основных в гештальт-терапии. Он говорит о концентрации на текущем моменте своей жизни, внимании к чувствам по отношению к окружению, событиям, происходящим в данную минуту. Принцип помогает пациенту отстраниться от частого погружения в прошлое или мечты о будущем и почувствовать свою жизнь в настоящем.
- Принцип «я и ты» играет немаловажную роль, так как говорит об открытом контакте человека с окружающими. Чаще всего пациенту тяжело даются общение с людьми, поэтому во время терапии врач обращает внимание на его взаимоотношения с другими участниками группы путем выполнения вербальных и невербальных упражнений.
- Принцип субъективизации важен в терапии, так как он позволяет наладить осознанность человека, выработать у него понимание собственных проблем и неудач. Принцип заключается в формулировке своего состояния, например, психотерапевт может попросить пациента выражать свои мысли в форме «я не могу этого сделать», а не «мне это мешает».
- Принцип непрерывности осознания . Осознание как одно из основных понятий терапевтической деятельности во многом влияет на прогресс работы с пациентом, так как помогает отслеживать поток переживаний и чувств, ориентироваться в собственном состоянии, выявлять причинно-следственные связи мыслительных процессов. Осознание акцентирует внимание на вопросах «что» и «как», а не «почему» и «для чего».
В чем заключается роль гештальт-терапевта
Гештальт-терапия – это такое направление работы с пациентом, когда терапевт играет важнейшую роль в процессе сеанса:
Таким образом, личные качества врача играют важную роль в результативности терапии. Одним из основных понятий данного направления работы с пациентом является диалог, поэтому без надлежащих качеств врача-терапевта построение максимально комфортного общения с клиентом невозможно.
Виды
Виды гештальт-терапии подразделяются на «проективные» и «диалоговые». «Проективный» вид терапии основан на анализе чувств и эмоций пациента, предусматривает работу со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и внутренними персонажами, проекциями. Вторая техника представляет собой непосредственный контакт терапевта с клиентом, их взаимоотношения, диалог.
Здесь очень важен фактор доверия пациента и в целом роль каждого участника гештальт-терапии. Необходимо, чтобы во время сеанса врач и пациент чувствовали себя равноправными партнерами. Ответственность за принятие решений пациент несет самостоятельно, что является важной составляющей рабочего процесса.
Стоит отметить, что обе техники редко используются по отдельности, для наиболее полного анализа состояния пациента необходимо сначала провести работу с его чувствами, эмоциями и сновидениями, а позже обсудить с ним выявленные в процессе «проективной» техники важные факторы в уже «диалоговом» виде терапии.
Проведение гештальт-терапии
Гештальт-терапия по своей форме может проводиться в виде групповой и индивидуальной работе с клиентами. Групповая терапия нацелена на контакт пациента с другими ее участниками. Здесь клиент анализирует поведение других людей, проецирует на них свои чувства и эмоции и тем самым становится ближе к самосознанию.
Гештальт терапия может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Работа в группе помогает почувствовать себя в небольшом обществе, где пациент – его часть, которая может реализовывать роли, проявлять гибкость и вариативность поведения, раскрыться с разных сторон и найти источник ресурсов. Индивидуальная работа предполагает личностный подход, основанный на выявлении здорового и невротического в клиенте.
Здесь терапевт играет роль собеседника и партнера, который помогает понять внутренние процессы, чувства, эмоции и источник тревожности пациента.
Главная особенность проведения гештальт-терапии – построение уникальных отношений с каждым пациентом, пробуждение у них осознания собственных взаимоотношений с окружающей средой, понимания своих эмоций и чувств.
Также отличительной особенностью сеансов является внимательность клиента к собственным ощущениям, его умение разделять свои чувства от реакций на них, то есть важную роль играет самостоятельность каждого участника терапии, в независимости от того, является ли сеанс групповым или индивидуальным.
В любом случае пациенты учатся самостоятельно отслеживать свое состояние, нести ответственность за него, отличать прошлое и будущее от настоящего и уметь делать акцент на самом процессе переживании проблемы, а не поиске ее причины.
Основные техники и приемы гештальт-терапии
Гештальт-терапия – это такое направление работы с пациентом, которое не требует четкого соблюдения особых техник и приемов. В процессе сеанса главную роль играет контакт врача и клиента, поэтому существуют особые рекомендации, нацеленные на построение наиболее продуктивного и грамотного диалога с пациентом для эффективного решения его проблемы.
Они следующие:
Данные техники направлены на установление доверительных отношений врача и клиента и отличаются своей диалогической и обще гуманистической направленностью.
Упражнения
Гештальт-терапия отличается проведением особых упражнений, направленных на концентрацию внимания к чувствам, самосознанию, высвобождению сдерживающихся эмоций. Упражнения терапии делятся на несколько групп в зависимости от своей направленности и метода осуществления.
Осознание собственных ощущений
Список:
- Упражнение 1 . Пациенту необходимо фокусировать внимание на внешних факторах (что находится в пределах видимости, слышимости), а после сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях (образы, мысли, эмоции, мышечное напряжение). Постепенно необходимо сосредоточиться на каждом внутреннем процессе, попытаться проникнуть к его истокам и отслеживать возникающие при этом эмоции, желания и действия.
- Упражнение 2 . Клиенту необходимо сосредоточиться на телесных ощущениях, проговаривать, в какой степени и ясности он видит свое тело. Пациент должен отметить боли и зажимы, на которые он раньше не обращал внимание, прочувствовать их. Также важно спросить клиента о том, чувствует ли он свое тело как единое целое, видит ли он связь между частями тела, чувствами и физическими ощущениями.
Интеграция полярностей
Список:
Работа со сновидениями
Список:
- Упражнение 1 . Клиенту необходимо рассказать свой сон от первого лица в настоящем времени, выбрать его наиболее эмоциональные моменты и воспроизвести их. Далее нужно попытаться проговорить диалог между героями или элементами сновидения, сопоставить выявленные переживания с собственными жизненными проблемами.
- Упражнение 2 . Данное упражнение подходит для групповой терапии. Один участник группы рассказывает сон, а другие пациенты выбирают один его объект и зарисовывают его. Далее проходит игра выбранных ролей между участниками терапии, в результате которой необходимо отметить собственные чувства, которые отражаются в данном сне.
Преодоление сопротивления
Список:
- Упражнение 1 . Пациенту необходимо отметить свои привычки. Если они кажутся ему не эффективными или мешающими жить, предлагается представить изменение привычных действий на что-то новое. Клиенту важно рассказать, что он будет чувствовать при изменении привычек, получит ли он удовольствие от занятий чем-то другим, будет ли он ощущать сильное сопротивление и как сможет преодолеть его.
- Упражнение 2 . Клиенту предлагается каждое утро думать о том, чтобы чувствовать себя и действовать в предстоящий день как-то иначе. От человека не требуется принимать решений, обязательных к выполнению. Пациенту необходимо визуализировать свой день с небольшими переменами в простых вещах, которые легко изменить.
Длительность курса гештальт-терапии
Гештальт-терапия – это такое направление психотерапевтической деятельности, в рамках которого длительность терапии зависит от многих факторов, зависящих от запроса пациента и его личностных особенностей.
Например, проблемы клиента можно разделить на ситуативные и экзистенциональные, то есть связанные с определенными жизненными ситуациями или с глобальными личностными проблемами, беспокоящих человека долгое время.
Гештальт-терапия может быть построена в консультативном и глубинном режиме.
Первый способ работы предполагает несколько встреч с терапевтом, в результате которых решаются поставленные задачи. Второй вид терапии отличается глубинной направленностью и продолжительностью от года до нескольких лет. В любом случае гештальт-терапия ориентируется на запросы пациента, поэтому длительность работы зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.
В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций. Некоторые из них приводятся ниже.
1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
3. Выяснение того, что стоит за словом «это».
4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
6. Замена вопроса на утверждение.
Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе.
В качестве примера мы приводим одну из техник работы с речью, которая называется «Сила речи». Сядьте лицом к лицу с партнером, и, глядя ему в глаза, обратитесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен…». Теперь вернитесь к исходным заявлениям, начинающимся со слов «Я должен…», заменив на слова «Я решил…», оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит эти фразы, начиная их словами «Я решил…». Дайте время обменяться впечатлениями.
После этого вместе по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу…». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу…», оставляя вторую часть фразы без изменения. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная словами «Я не хочу…». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменивший собою нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.
После этого по очереди произнесите по три предложения, начинающихся со слов «Мне нужно…». Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу…». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действительно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.
Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь…», заменив на «Мне хотелось бы…», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером.
Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.
Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.
В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью.
Хождение по кругу («рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).
«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений – это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается.
В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить его напрямую. Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами: «Я обижен…».
«У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.
«Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.
«Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».
В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.
«Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.
Домашняя работа. Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.
- Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
- Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.
В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.
Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.
Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.
Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.
Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.
Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.
Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.
Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.
Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.
Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты . Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты» .
Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:
Формирование и осознавание.
Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.
Удовлетворение потребности.
Осмысление полученного опыта.
На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.
1. Проекция
Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.
Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.
Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.
Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.
Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения
Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.
Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.
Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».
2. Интроекция
Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.
Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.
Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.
Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.
После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные
При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.
После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.
Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.
Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.
Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.
3. Конфлюэнция (слияние)
Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.
Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.
Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.
Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться
Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.
При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.
4. Ретрофлексия
Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.
Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.
Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится
У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.
Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.
***
Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.
Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.
Об эксперте
– психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.
Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.
* * *Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.
То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.
Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.
Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.
Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.
Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.
Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.
Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.
На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.