Дьякон - это кто? Христианская иерархия.
Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.
Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён
Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.
Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.
Низшая ступень священства
Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.
Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.
Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.
Вторая ступень священнической иерархии
Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.
С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.
За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.
Архиереи православной церкви
Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.
Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами. Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя. Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.
Предстоятель православной церкви
И наконец, высшим чином церковной иерархии является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в отдельных случаях архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.
В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.
Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей
Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.
В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.
Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.
Наследие святых апостолов
Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.
Словарь Ушакова
Дьякон
дья кон и (офиц. ) д и а к о н, дьякона, муж. (греч. diakonos) (церк. ). В православной и католической церкви - священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Дьякон
и ДИАКОН, а , м.
Помощник священника, имеющий первую степень священства.
* Дьякон вышел на амвон и торжественно стал читать молитвы . // Лев Толстой. Война и мир //; Дьякон все продолжал играть перстами в бороде . // Тургенев. Записки охотника // *
ДЬЯКОНИЦА.
Словарь церковных терминов
Дьякон
(греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.
Православная энциклопедия
Дьякон
первая, низшая степень духовенства. Дьякон имеет право участвовать в совершении таинств, но не имеет благодати совершать их самостоятельно. Это правило не относится к таинству крещения, которое страха смертного ради могут совершать даже миряне. Во время церковных служб в обязанности дьякона входит приготовление священных сосудов, возглашение ектений и т. п. В этот чин ставленника рукополагает архиерей. Первых семь дьяконов избрали еще апостолы. Это были Стефан, Прохор, Филипп, Тимон, Никанор, Николай и Пармен (Деяния апостолов, 6, 1–7). Сначала дьяконы прислуживали при трапезе, пеклись о содержании больных и обездоленных. Затем им стали доверять присутствовать при совершении таинств и участвовать в общественных богослужениях. Впоследствии дьяконы стали незаменимыми помощниками пресвитеров и епископов и даже проповедовали Евангелие (Стефан и Филипп, Деяния апостолов, 6, 8-10; 8, 5–8 и пр.) Нравственные качества, которыми должны обладать дьякон и его супруга, апостол Павел подробно изложил в Первом послании к Тимофею (3, 8-13).
Вестминстерский словарь теологических терминов
Дьякон
Дьякониса (Диакон, Диакониса)
♦ (ENG deacon/ deaconess)
(греч. diakonos - служитель, лат. minister)
церковная должность, берущая свое начало от тех, кто в ранней церкви "прислуживал" во время еды (Деян. 6:1-6) и выполнял литургические и социальные обязанности, особенно в отношении заботы о бедных. В настоящее время в разных церковных традициях дьяконы выполняют разные роли.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
Дьякон
Deacon
Новозаветная должность, характеризующая человека, обладающего духовной зрелостью (1 Тимофею 3:8-13) и заботящегося о материальных нуждах бедных членов церкви (Деян 6:1-6).
Энциклопедический словарь
Дьякон
(греч. diakonos), в православии - лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом.
Состояло трое служителей, называемых парнасин (раздаватели милостыни) или габай цдака (габай - староста братства, цдака - благотворительность), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай цдака также должны были хорошо знать Писание . Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, по всей видимости включила в себя и должность габай цдака , ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие др.-греч. διάκονος и древнееврейского цдака (צְדָקָה )).
Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8). Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых Апостолов (6:1-6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы , обязанные прежде всего проповедовать Слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц. Следует, однако, отметить, что в тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , диаконэйн ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία , диакониа ) слова». В тексте нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле слова, в каком его употребляет апостол Павел. Некоторые иследователи считают, что в число семерых служителей входило трое парнасин , а также хазан синагоги.
Диакон Римской-Католической церкви
В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу . По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров , возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. В бытность гр. Д. А. Толстого обер-прокурором св. синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.
В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие».
См. Также
Ссылки
- Рон Мосли Свидетельства еврейского происхождения ранней Церкви
- Заозерский Н. О ДИАКОНАХ : Богословский вестник МДА , сентябрь 1892
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Дьякон" в других словарях:
См. диакон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЬЯКОН, ДИАКОН [гр. diakonos служитель] в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
- (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом … Современная энциклопедия
См … Словарь синонимов
Дьякон - (греческое diakonos), в христианских церквах лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе. Старший дьякон называется протодьяконом, дьякон монах иеродьяконом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (греч. diakonos) в православии лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом … Большой Энциклопедический словарь
И (офиц.) д и а к о н, дьякона, муж. (греч. diakonos) (церк.). В православной и католической церкви священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ДЬЯКОН, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. В православной церкви: низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы. | жен. дьяконесса [нэ ], ы (в англиканской церкви). | прил. дьяконский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
О. см. Атласова, о. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
дьякон - и устарелое диакон (сохраняется в церковной речи); мн. дьякона и дьяконы, род. дьяконов и дьяконов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
А; мн. дьяконы, ов и дьякона, ов; м. В православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника при совершении церковной службы. ◁ Дьяконов, а, о. Дьяконский, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь
дьякон - и ДИА/КОН, а, м. Помощник священника, имеющий первую степень священства. Дьякон вышел на амвон... и торжественно стал читать молитвы. // Лев Толстой. Война и мир //; Дьякон все продолжал играть перстами в бороде. // Тургенев. Записки… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Книги
- Дьякон Луговской, по Татищеву писатель XVII века, и его сочинение о суде над патриархом Никоном. , Леонид, архимандрит. Книга представляет собой репринтное издание 1885 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
Диакон есть первая ступень в священной иерархии ().
Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем , но не может совершать их самостоятельно (кроме , которое могут при необходимости совершать и миряне).
«По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом – побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, – были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа)».
Протоиерей В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву
Чин диакона – апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени – не ниже 25-тилетнего. Неженатый диакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения. Степень диакона – предварительная степень для пресвитерского служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени – протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон).
1. История установления чина
Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.
Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.
Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).
В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу ( 5, 12, 34-40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые , . Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).
Согласно обычаям древней Церкви рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания хиротонисуемого, очищения грехов молитвою, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.
2. Схема чинопоследования хиротонии во диакона
Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Архиерейское благословение
Троекратное шествие вокруг престола
Пение тропарей
Преклонение правого колена пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Архиерейское благословение
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
«Кирие элеисон»
Две молитвы
Мирная ектения
Разрешение препоясания
Возгласы: «Аксиос»
Возложение ораря и надевание поручей
Вручение рипиды
Целование с диаконами
Причащение Святых Таин
Ектения: «Прости, приимше…»
Потребление Святых Даров.
3. Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона
Приведение рукополагаемого к алтарю выражает призвание Божие и свидетельствуется клиром, народом и святителем, согласие которых вопрошают диаконы, возглашая: «Повели, повелите, повели преосвященнейший Владыко».
Троекратное обхождение вокруг престола совершается в честь Пресвятой Троицы и знаменует готовность ставленника навсегда посвятить себя служению у престола Божия. Целование углов престола означает благоговение рукополагаемого к святости и горячую любовь его к Богу. Целованием омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, через которого Сам Христос низводит на него благодать Божию.
В алтаре у престола совершается венчание рукополагаемого с Церковью и посвящение на особенное ей служение, поэтому во время троекратного обхождения вокруг престола поются те же самые тропари, что и при совершении Таинства Брака. В первом тропаре: «Святии мученицы» призываются страстотерпцы, утвердившие и распространившие , которые увенчались венцом небесным. При диаконской хиротонии этот тропарь являет новопосвящаемому образ мучеников, подобно которым он должен обречь себя на служение христианским Таинствам с самопожертвованием, как архидиакон и первомученик Стефан.
Второй тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…» возвещает рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью его должна прославляться Единосущная Святая Троица.
В третьем тропаре: «Исаие, ликуй…» возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви – воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.
Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.
Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.
При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиерей громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ним: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.
Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию святого , потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, то есть занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии. 6:2), а по выражению Церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.
Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию , изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».
Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).
Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея в знак благодарности за получение через архиерея благодати Священства и становится около левой стороны престола, держа рипиду над дискосом до возгласа «Святая святым», то есть до времени Причащения. Он причащается первым из диаконов (вслед за протодиаконом), ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.
По окончании Причащения народа и перенесения чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный диакон произносит ектению «Прости, приимше», показывая народу, что он поставлен служителем Бога и получил от Него благодать творить прошения и призывать собравшихся к молитвам и молениям, вознося их к Богу».
Зачастую люди знают о служителях церкви только то, что есть епископ главной Церкви и, естественно, священники в каждой отдельно взятой церкви. Однако на самом деле существует еще один сан священнослужителя, о котором почему-то мало кому известно – дьякон. Именно поэтому вопрос о том, кто такой дьякон, следует рассмотреть более подробно.
История служения в сане дьякона
Доподлинно известно, что в период зарождения христианства существовало служение в сане дьякона. В те далекие времена именно на такого священнослужителя возлагались обязанности, которые были связаны с областью благотворительности.
В его обязанности входило распределение милостыни и провизии между прихожанами, которые были малообеспеченными. Это позволяло священнику не отвлекаться на подобные дела и полностью посвящать себя богослужению.
Кроме того, по тем далеким временам данный пост могли занимать не только мужчины, но и женщины. Они полностью оправдывали свое название, которое в переводе значилось как «служительницы». В их обязанности входил уход за больными людьми, а также подготовка прихожан к таинству Святого Крещения.
Спустя некоторое время данный вид женского служения был полностью отменен и пост дьякона стали занимать исключительно мужчины.
Сейчас некоторые священники и архиереи стали совмещать роль дьякона со своими основными обязанностями. Не так давно это послужило толчком к сокращению численности дьяконов в составе церкви. Но такие меры крайне не понравились прихожанам.
Как стать дьяконом
Дьякон является официальным священнослужителем православной Церкви.
Существует несколько степеней дьяконского сана:
- Иподьякон – по долгу своей службы имеет право выполнять лишь вспомогательные действия. Данная степень является первоначальной в служении.
- Иеродьякон – представляет собой монаха, который еще не удостоился чести служить совместно с архиереем.
- Протодьякон – является старшим дьяконом по рангу и уже способен совершать службу вместе с архиереем.
В основную обязанность последнего входит произношение весомой части прошений, которые адресованы Богу во время богослужения. К тому же, на него возлагается ряд других немаловажных заданий. В функции дьякона входит процесс окуривания храма дымом сгорающих кусочков ладана.
Такое важное действо, как чтение Евангелия, которое считается самой главной Новозаветной книгой прихожан, также доверено именно дьякону. Но и на этом его задачи не заканчиваются, ведь дьякон должен регулярно провозглашать Божественные ектении, к чтению которых всегда предъявляются особенные требования. Именно дьякону оказывается такое доверие, при котором он имеет полное право касания святого престола в алтаре.