Должностная инструкция машиниста катка. Требования охраны труда во время работы
Должностная инструкция машиниста катка [наименование организации, предприятия]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298), Типовой инструкцией N 7, утвержденной Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 11 марта 1993 г., Распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468р "О введении в действие "ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожных одежд" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с машинистом катка, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298), Типовой инструкцией N 7, утвержденной Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 11 марта 1993 г., Распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468р "О введении в действие "ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожных одежд" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Машинист катка относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. На должность машиниста катка принимаются лица не моложе 18 лет, имеющие право управления катками, признанные годными медицинской комиссией к данной работе, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работы и инструктажи по безопасности труда.
1.3. Машинист катка принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации, предприятия].
1.4. Машинист катка должен знать:
Инструкцию по экплуатации катков;
Технологию рабочего процесса;
Безопасные методы и приемы выполнения работ;
Правила внутреннего распорядка организации;
Правила пожарной безопасности и производственной санитарии;
Правила оказания доврачебной помощи;
Экологические требования и методы безопасного ведения работ;
Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- [вписать нужное].
1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
2. Должностные обязанности работника
На машиниста катка возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Управление катком во время движения, внимательное отслеживание показаний контрольно-измерительных приборов, нормального режима работы двигателя, исправной работы механизмов управления.
2.2. Контроль за техническим состоянием закрепленного за машинистом катка, исправностью звуковой, световой и комбинированной сигнализации, наличием и исправностью инструмента перед началом, во время проведения и по окончании работ.
2.3. Ремонт, осмотр, проверка технического состояния, чистка, смазка катка.
2.4. Регулярная проверка состояния шкифов механизма, контроль скоростей их вращения, отбалансировка и закрепление их на валу.
2.5. Устанение мелких дефектов. В случае невозможности устранения неисправности своими силами сообщение механику для принятия нужных мер.
2.7. Обеспечение отсутствия в зоне работы катка посторонних лиц.
2.8. Проверка наличия и исправности ограждений и предупредительных знаков.
2.9. Сообщение сменщику и механику обо всех неисправностях, выявленных в процессе работы.
2.11. [Вписать нужное].
3. Права работника
Машинист катка имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. На предоставление работодателем спецодежды.
3.3. Требовать от руководства организации, предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, предприятия, касающимися его деятельности.
3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность работника
Машинист катка несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных
Обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Руководитель структурного подразделения
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
Начальник юридического отдела
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
О СВОДЕ ПРАВИЛ "БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
ОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА"
ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ
Машинистов катков самоходных с гладкими вальцами
ТИ РО-025-2003
Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами при выполнении ими работ и обслуживании катков согласно их профессии и квалификации (далее машинистов).
Общие требования безопасности
5.25.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
5.25.2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
движущиеся машины, механизмы и их части.
5.25.3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты автогрейдеров обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
5.25.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5.25.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
5.25.6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
5.25.7. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
5.25.8. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с руководителем работ фронт работ, согласовать последовательность их выполнения и меры по обеспечению безопасности, проверить наличие и исправность ограждений места работ и знаков безопасности;
б) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации катка;
в) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
г) произвести запуск двигателя;
д) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех агрегатов и на малой скорости работу тормозов.
5.25.9. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода - изготовителя катка, при которых не допускается его эксплуатация;
б) появлении течи в топливной или масляной системе;
в) уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя;
г) отсутствии ограждений места работы.
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
5.25.10. Перед началом маневрирования во время работы катка машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне его действия и подать звуковой сигнал.
5.25.11. Одновременная работа двух катков и более, двигающихся один за другим, допускается при расстоянии между ними не менее 10 м, а при параллельном движении - не менее 1 м.
Приближение катка к бригаде укладчиков асфальта допускается на расстояние не менее 5 м.
5.25.12. При движении катка на уклоне во избежание сползания или опрокидывания не следует допускать резких поворотов катка. При движении катка под уклон не следует выключать первую передачу, а при движении на подъем - переключать передачи.
5.25.13. Нахождение катка вблизи выемок в грунте с неукрепленными откосами допускается только за пределами призмы обрушения грунта.
При укатке насыпей грунта расстояние от края вальца катка до бровки насыпи должно быть не менее 1 м.
5.25.14. При выполнении работ катком с гидравлической системой управления машинисту необходимо следить за исправностью предохранительного клапана и соединениями гибких шлангов. Шланги со вздутием или течью масла в соединениях следует заменить, ремонт шлангов высокого давления не допускается.
При появлении шумов в гидравлической системе или других узлах катка, несвойственных нормальной его работе, машинист обязан прекратить работу до устранения неисправностей.
5.25.15. Устранять неисправности, осматривать отдельные узлы катка, а также смазывать и регулировать их следует при остановленном двигателе, включенном тормозе и установленном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
5.25.16. При перегреве двигателя машинисту следует, находясь с подветренной стороны, осторожно открыть крышку заливной горловины радиатора, не наклоняясь над горловиной во избежание ожога горячим паром лица и рук.
5.25.17. Машинисту в процессе работы не разрешается:
а) открывать кран слива воды при работающем двигателе, а также сразу после его выключения;
б) заливать жидкость в радиатор, если двигатель перегрет;
в) заправлять каток горючим при работающем двигателе;
г) оставлять каток с работающим двигателем, а также передавать управление катком лицу, не имеющему на это права;
д) перевозить на площадке (кабине) катка посторонних лиц, а также легковоспламеняющиеся материалы.
5.25.18. Во время заправки катка горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем.
После заправки машину необходимо вытереть от подтеков и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины не допускается.
5.25.19. Перед погрузкой катка на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки катка его следует затормозить, подложив под вальцы упоры, и закрепить соответствующими оттяжками. Во время перевозки катка машинисту не разрешается находиться в кабине.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.25.20. При возникновении неисправностей отдельных узлов агрегатов катка работу необходимо приостановить и доложить об этом руководителю работ.
5.25.21. В случае возгорания горюче-смазочных или других материалов необходимо залить огонь пеной из огнетушителя, а отдельные горящие места засыпать песком, землей или накрыть брезентом.
Тушить горящее топливо водой запрещается. При невозможности затушить очаг пожара собственными силами машинист обязан вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить об этом бригадиру или руководителю работ.
Требования безопасности по окончании работы
5.25.22. По окончании работы машинист обязан:
а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.
Типоваяинструкция № 7 по охране труда для машиниста катка
Утверждена
Федеральнымдорожным департаментом
Общие требования
1. Ксамостоятельной работе на самоходных и прицепных катках допускаются лица немоложе 18 лет, имеющие право управления катками, признанные годными медицинскойкомиссией к данной работе, прошедшие обучение безопасным методам и приемамработы и инструктажи по безопасности труда.
2. Поступающий наработу машинист должен ознакомиться с правилами внутреннего распорядкаорганизации и условиями работы; правилами пожарной безопасности ипроизводственной санитарии; экологическими требованиями и методами безопасноговедения работ; пройти вводный и первичный инструктаж на рабочем месте (о чемдолжны быть сделаны соответствующие записи в журналах с обязательными подписямиинструктирующего и инструктируемого).
3. Машинисткатка должен знать инструкцию по эксплуатации катков.
4. Каждыйкаток должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенныммашинистом. Запрещается приступать к работе на незакрепленной машине илимашине, закрепленной за другим машинистом без специального приказа илиписьменного распоряжения руководства предприятия.
5. Во времяработы машинисты катка должны пользоваться спецодеждой, используя принеобходимости средства индивидуальной защиты, в соответствии с типовымиотраслевыми нормами.
Спецодежда недолжна иметь свисающих и развевающихся концов. Обшлага рукавов должны бытьзастегнуты или завязаны.
6. Во времяпередвижения катка запрещается ремонтировать, осматривать и проверять еготехническое состояние, а также чистить и смазывать.
7. Во всехшпоночных, болтовых и клиновых соединениях машин должна быть полностьюисключена возможность их самопроизвольного разъединения. Для прицепных машиндолжна быть также исключена возможность самопроизвольного отделения от ихбуксирующих машин.
8. Машинисткатка должен регулярно проверять состояние шкивов механизма, контролироватьскорости их вращения. Запрещается эксплуатировать шкивы с выбоинами итрещинами.
Все шкивыдолжны быть отбалансированы и прочно закреплены на валу. При каждом шкиведолжны быть ремненадеватель или поддержка, устроенная так, чтобы сброшенный наподдержку со шкива ремень не мог касаться ни вала, ни других частейтрансмиссии.
9. Катокдолжен содержаться в технически исправном состоянии, иметь исправную звуковую,световую или комбинированную сигнализации.
10. Машинистдолжен содержать в чистоте рабочее место (кабину, площадку), рычаги управлениядолжны быть чистыми и сухими, контрольные приборы исправными, стекла чистыми.
11. В случаеработы катка в темное время суток (при плохой видимости) место работы должнобыть равномерно освещено. Работать на неосвещенной площадке запрещается.
12. При отсутствиикабины в летнее время года на катке следует установить тент для защиты отсолнечных лучей.
Запрещаетсязагромождать площадку посторонними предметами и находиться на ней постороннимлицам во время движения.
13. Хранить намашинах и механизмах топливо, а также обтирочные материалы, пропитанныекеросином, и другие легковоспламеняющиеся вещества запрещается. Хранитьобтирочные материалы допускается в металлических ящиках с плотно закрывающимисякрышками.
14. Заправкукатков топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью следуетпроизводить на горизонтальной площадке при естественном или электрическомосвещении.
При заправкемашин и проверке в баках уровней горючего запрещается курить, пользоватьсяспичками, керосиновыми фонарями и другими источниками открытого огня.
15. Заправлятьмашину этилированным бензином при помощи ведер, леек, сифона с отсасываниемртом и т.п., а также переносить его в открытой таре (ведро, лейка) запрещается.
16. Поокончании заправки все детали, на которые попало топливо, следует насуховытереть. Пролитый этилированный бензин нужно нейтрализовать дихлорамином(1,5%-ный раствор в бензине) или раствором хлорной извести (1 часть извести на3-5 частей воды).
Запрещаетсянейтрализация этилированного бензина сухой хлорной известью во избежание еевоспламенения.
17. Заправкусистемы охлаждения двигателя машины антифризом следует производить насосом,специально выделяемым для этой цели.
Переливатьантифриз через шланг путем засасывания ртом запрещается. Запрещается применятьдля заправки системы охлаждения дизельное топливо.
18.Запрещается открывать металлическую тару с легковоспламеняющимся горючимударами металлических предметов по пробке, во избежание возможноговоспламенения горючего от искры при ударе.
19. Недопускается загрязнение нефтепродуктами и другими легковоспламеняющимисяжидкостями мест (территории) заправки и стоянки катков и других машин имеханизмов.
20. В случаевоспламенения горючего пламя следует тушить пенными или углекислотнымиогнетушителями, забрасывать сухим песком. Для тушения применять водузапрещается.
21. Припопадании антифриза на руки необходимо их тщательно вымыть водой с мылом.
22. Дляпредотвращения ожогов паром или горячей водой, выбрасываемой из радиатора приперегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать рукой, защищеннойрукавицей или тряпкой, находясь с наветренной стороны, возможно дальше отгорловины радиатора.
23. Добавлятьхолодную воду в радиатор перегретого двигателя во избежание интенсивногопарообразования запрещается.
24. Приустановке, эксплуатации, ремонте и движении катков должны быть приняты мерыпротив их опрокидывания или самопроизвольного движения.
25. Во времягрозы машинист катка должен сойти с него и отойти в безопасное место, указанноеруководителем работ. Нельзя находиться под деревьями, прислоняться к ихстволам, а также подходить к молниеотводам, опорам контактной сети, столбам иодиночным деревьям на расстояние ближе 10 м.
26. Машинистукатка запрещается:
Передаватьуправление машиной лицам, незакрепленным за ней приказом;
Передаватьудостоверение на управление машиной другим лицам;
Допускатьнахождение других (посторонних) лиц на машине и рабочей зоне во время ее работыили ее транспортировании;
Оставлятьбез присмотра каток с работающим двигателем.
Требования перед началом и во время производстваработ
27. Передначалом работ машинист катка должен:
Ознакомитьсяс зоной производства и фронтом работ;
Ознакомитьсяс технологией рабочего процесса;
Убедиться вотсутствии на участке посторонних предметов;
Уточнитьместонахождение подземных коммуникаций и линий электропередачи;
Проверитьналичие ограждений и предупредительных знаков.
28. Прежде чемприступать к работе необходимо:
Проверитьтехническое состояние катка, исправность инструмента;
На катке сгидравлическим управлением нужно проверить состояние гибких рукавовгидросистемы, надежность их соединений и убедиться в отсутствии утечки масла;
Мелкиедефекты необходимо устранить. При невозможности устранения неисправностейсвоими силами следует сообщить о них механику (мастеру) для принятиянеобходимых мер.
29. Передпуском двигателя необходимо проверить уровень масла в картере, заправкутопливом и водой (антифризом). Каток должен быть заторможен, рычаг муфтысцепления выключен, а рычаг переключения передач находиться в нейтральномположении.
30. При пускедвигателя в холодное время года следует заливать в радиатор горячую воду, а вкартер - подогретое масло. Запрещается пользоваться для подогрева двигателяоткрытым огнем (паяльной лампой или факелом).
32. При пускедвигателя пусковой рукояткой не разрешается брать пусковую рукоятку в обхват;все пальцы руки должны находиться с одной стороны рукоятки. Запрещается вращатьрукоятку вкруговую.
Во избежаниеобратного удара запрещается пуск перегретого двигателя.
33. При пускедвигателя с помощью пускового шнура необходимо держаться за ручку, имеющуюся нашнуре, запрещается наматывать на руку свободный конец пускового шнура.
34. Катки, применяемыедля укатки асфальтобетонных покрытий, должны быть обязательно оборудованыустройством для смазывания вальцов. Смазывать вальцы вручную запрещается.
35. Требованиябезопасности при работе кулачковых и гладких прицепных катков те же, что и дляприцепных машин.
36. Машинистдолжен быть особенно внимателен при изменении направления движения катка ивовремя принимать меры предосторожности против столкновения с работающимимашинами.
37. Расстояниемежду движущимися друг за другом катками должно быть не менее 10 м.
38. Притрогании с места нужно предварительно убедиться в том, что проезд свободен, аоколо катка нет людей; после этого дать сигнал.
39. В зонеработы катков запрещается находиться посторонним лицам.
Отдых рабочихна уплотняемом покрытии (основании) запрещается.
40. Машинисткатка не должен отвлекаться во время работы, обязан внимательно следить запоказаниями контрольно-измерительных приборов, нормальным режимом работыдвигателя, исправной работой механизмов управления.
41. Одноосныйпневматический каток к тягачу разрешается цеплять только при незагруженномкузове. При прицепе запрещается находиться кому-либо в кузове или сзади него.При укатке прицепным катком любого типа запрещается двигать тягач задним ходом.
42. При работена насыпях высотой более 1,0 м расстояние от ближайшего вальца катка до бровкиземляного полотна должно быть не менее 1 м.
43. Движениекатка на поворотах и под уклон должно осуществляться на первой передаче. Придвижении на подъем запрещается переключение передач.
44. Прикратковременных перерывах в работе машинист обязан заглушить двигатель инадежно затормозить машину. Оставлять каток с работающим двигателемзапрещается.
45. Принеобходимости осмотреть каток снизу, двигатель должен быть выключен, а катокнадежно заторможен.
47. В зонеработы катков не должны находиться лица, непосредственно не обслуживающие их.Запрещено проходить между катками во время их работы.
48. Работагрунтоуплотняющих машин, катков непосредственно под проводами действующих линийэлектропередачи любого напряжения должна проводиться по согласованию сорганизацией, эксплуатирующей линию электропередачи.
49. Работа ипередвижение указанных машин вблизи линий электропередачи допускается только втом случае, если расстояние по воздуху между крайней максимальной точкой машиныдо ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее:
Напряжение линии электропередачи, кВ | до 1 | 1-20 | 35-110 | 150-220 | до 330 | 330-800 |
Расстояние, м |
При этоммашинист катка или любой другой грунтоуплотняющей машины должен иметьнаряд-допуск на производство работ, определяющий их безопасное ведение. Внаряде-допуске должна быть указана фамилия ответственного специалиста дорожнойорганизации, под непосредственным руководством которого должны производитьсяработы и перемещения машин, агрегатов, механизмов в зоне производства работ.
Приневозможности соблюдения указанных выше условий с линии электропередачи должнобыть снято напряжение как на время работы катка, так и на время егоперемещения.
50. Приобнаружении обрыва электропроводов машинист катка должен немедленно прекратитьработу (остановить каток), предупредить об опасности рабочих и сообщитьруководителю работ.
51. На производстворабот в зоне расположения подземных коммуникаций должно быть полученоразрешение от организаций, в ведении которых они находятся.
До началаработ необходимо установить знаки или надписи, указывающие места расположенияподземных коммуникаций.
52. Внепосредственной близости от подземных коммуникаций работа должна производитьсяпод руководством ответственного специалиста, а вблизи от газопровода иликабелей, находящихся под напряжением, кроме того, под наблюдением работниковгазохозяйства или электрохозяйства.
При работе сприцепными пневматическими катками для движения в обратном направлении развороткатка на насыпи допускается на полосе шириной не менее 9 м, при меньшей шириненасыпи разворот катка следует производить на нулевых отметках трассы.
53. Прицепка иотцепка катка должны производиться на горизонтальной площадке, при этом как приприцепке, так и отцепке под колеса катка должны подкладываться тормозныебашмаки.
54. Приуплотнении грунта или дорожного покрытия катками вибрационного действия машинистдолжен внимательно следить за исправным состоянием всех болтовых соединений ипериодически их подтягивать.
55. Грунт,подлежащий уплотнению виброкатками, должен быть предварительно разровнен(спланирован).
Требования при транспортировке катков
57.Транспортирование, перегон катков и других грунтоуплотняющих машин с одногоучастка на другой разрешается только руководителем работ при полной исправностиходовой части, системы управления, осветительных, сигнальных устройств.
58. Перегонможет осуществляться своим ходом или на буксире. Перед перегоном рабочие органымашин и механизмов должны быть приведены в транспортное положение и надежнозакреплены в соответствии с инструкцией по эксплуатации данной машины,механизма.
59. Перегонсамоходных катков своим ходом допускается на расстояние не более 3 км на первойили второй скоростях, в зависимости от состояния дороги. Кулачковые каткитранспортировать на буксире запрещается.
60. Прибуксировке машин с применением жесткой или гибкой сцепки за рулем буксируемоймашины, механизма должен находиться машинист, кроме случая, когда конструкцияжесткой сцепки обеспечивает следование буксируемой машины по колее буксирующеготранспортного средства.
61. Жесткаясцепка должна обеспечивать расстояние между транспортными средствами не более 4м, гибкая - в пределах 4-6 м. При гибкой сцепке связующее звено через каждыйметр обозначается сигнальными флажками.
62. В темноевремя суток и в других условиях недостаточной освещенности на буксируемоймашине, механизме должны гореть задние габаритные огни, а при буксировке нагибкой сцепке - и передние габаритные огни.
63. На горныхдорогах буксировка на гибкой сцепке, а в гололедицу на всякой сцепке запрещена.
64. Притранспортировании машин, катков на прицепах тяжеловозах или на железнодорожныхплатформах под гусеницы или колеса машин и под вальцы катков необходимоподложить спереди и сзади тормозные башмаки (деревянные бруски) и прикрепитьмашины к платформе при помощи растяжек.
65. Передтранспортированием катков машинист должен:
Получитьсведения от руководителя работ о прочности искусственных сооружений,расположенных на пути следования, и, при необходимости, ознакомиться ссостоянием пути лично;
Проверитьсостояние всех узлов машин и механизмов, при обнаружении неисправностейпроизвести необходимый ремонт и крепежные работы;
У прицепныхкатков, механизмов проверить состояние и надежность сцепных устройств.
66.Транспортирование - перегон по неровной дороге и по пересеченной местностиследует осуществлять не выше как на второй передаче трактора.
67.Транспортирование катков на пневматических шинах на прицепе к автомобилюследует осуществлять без балласта:
Привынужденной остановке машины или катка на подъеме машинист обязан надежнозаклинить ходовые части во избежание сползания машин по уклону вниз. Удалениеиз-под ходовых частей заклинивающих средств следует производить только послеустранения причин остановки и перед продолжением движения машины;
В случаевынужденной остановки машины на неосвещенном участке дороги в темное времясуток или в других условиях недостаточной видимости на машине, механизме должныбыть включены габаритные или стояночные огни. При их неисправности илиотсутствии машинист катка и водитель обязаны выставить на расстоянии 25-30 мпозади и спереди знак аварийной остановки или мигающие красные фонари.
68. Переддвижением машин, самоходных и прицепных катков через мосты и другиеискусственные сооружения, машинист должен проверить по указателям дорожныхзнаков и убедиться в том, что грузоподъемность моста и его техническоесостояние обеспечивают безопасный переезд, а габариты моста соответствуютданному типу машины или катка.
Транспортированиетяжеловесных и крупногабаритных машин и катков через искусственные сооружениядопускается только с разрешения и в присутствии лиц, ответственных за этисооружения.
69. Припереезде катков через реки на паромах и других средствах переправы машинисткатка должен выполнять следующие требования:
В ожиданиипереправы транспортные средства, машины, катки должны останавливаться на дорогеу знака "Место стоянки транспорта" и въезжать на паром только посигналу дежурного;
Двигателимашин, транспортных средств, катков на время переправы необходимо выключить,машины затормозить и надежно закрепить. Двигатели разрешается включать послешвартовки парома и подачи трапов;
Машинисты иводители транспортных средств не должны отлучаться от машин во время движенияпарома.
70. Приприближении к железнодорожному переезду машинист обязан проявлять особуюосторожность и повышенную внимательность, строго руководствоваться знаками,предупреждающими о переезде, звуковой и световой сигнализацией, положениемшлагбаумов там, где они установлены, указаниями дежурного по переезду.
Особуюбдительность необходимо проявлять при плохой видимости и в ночное (темное)время суток.
71. Передпереездом через железнодорожные пути машинист катка или трактора-тягача обязаностановиться и проверить исправность сцепных устройств, чтобы была исключенавсякая возможность остановки или самопроизвольного расцепления агрегата.
72. Дляпропуска приближающегося поезда и в случаях, когда движение через переездзапрещено, машинист трактора-тягача или катка обязан остановиться не ближе чем5 м до шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - не ближе 10 м до первогорельса.
73. Приотсутствии перед переездом разметки, определяющей число полос движения, илидорожного знака "Направления движения по полосам" движениетранспортных средств через переезд разрешается только в один ряд.
74. Привынужденной остановке на переезде машинист катка, трактора, автомобиля-тягачаобязан:
Послать привозможности 2 человека вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (еслиодного, то в сторону худшей видимости), объяснить им, как подаватьприближающимся поездам сигнал остановки: днем - круговым движением руки(предмета) перед собой, ночью - круговым движением зажженного фонаря илифакела;
Остатьсявозле катка и принимать все меры к быстрейшему освобождению переезда, внимательнонаблюдая, не приближается ли поезд, локомотив, дрезина;
С моментаостановки подавать звуковые сигналы общей тревоги (один длинный и трикоротких), а если появится поезд - бежать ему навстречу рядом с путями, подаваясигнал остановки.
75. Машинистутрактора-тягача или катка, водителю автомобиля запрещается:
Перевозитьчерез переезд в нетранспортном положении грунтоуплотняющие машины и другиемеханизмы;
Пересекатьжелезнодорожные пути в неустановленных местах;
Самовольнооткрывать шлагбаум или объезжать его;
Переключатьпередачи и выключать сцепление при движении по переезду.
76. Проездсвоим ходом дорожных катков и других тихоходных машин должен производиться поднаблюдением дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участкахв присутствии представителя дистанции контактной сети.
Указаниядорожного мастера или бригадира пути о порядке следования через переездобязательны для лиц, руководящих провозами этих машин, и для машинистов иводителей автомототранспорта.
77. Запрещенобез разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение черезпереезд:
Транспортныхсредств и других самоходных машин и механизмов, ширина которых более 5 м иливысота от поверхности дороги более 4,5 м (с грузом и без груза);
Катков, тихоходныхмашин и механизмов при скорости движения менее 5 км-час.
78. Проездчерез топкие места, болота, через водные преграды, а также по ледовымпереправам на своем ходу разрешается только по указанию руководителя работ и вего присутствии (прораба или механика).
79. Придвижении по ледяным переправам необходимо строго придерживаться маршрута,намеченного руководителем работ.
Во времядвижения машин и транспортных средств по льду дверцы кабины следует держатьоткрытыми.
При видимыхпризнаках разрушения льда (прогибы, выпучивания, трещины), а также если колеидороги наполнены водой, осуществлять переправу в этом месте запрещено.
81.Запрещается заправлять машины на льду переправы во избежание его разрушениятопливом и смазочными материалами. Пролитое топливо и смазочные материалынеобходимо удалять с ледяной дороги, а очищенное место засыпать снегом.
82. Припереезде машин через реки и ручьи вброд глубина воды не должна превышать расстояниядо верха гусениц или до оси колесных машин и механизмов. Выбранное местопереезда должно иметь твердое основание, в противном случае брод должен бытьукреплен бревенчатым или жердевым настилом, каменными выстилами и т.п.,обозначен вехами.
83. При транспортированиисамоходных катков на трейлере перемещать каток на платформу следует понаклонному въезду. Клетки (пандусы), для въезда катка должны быть устроены изшпал или брусьев, скрепленных между собой скобами и уложенных вплотную кплатформе на твердое основание.
84. Уголнаклона бревенчатого или шпального настила въезда должен быть не более 15°.
Во избежаниепробуксовывания вальцов катка при подъеме на платформу доски и брусья,уложенные на пандусы, должны быть посыпаны песком или мелким шлаком.
85. Устройствовъездов из свеженасыпанного грунта запрещается.
86.Запрещается находиться на самоходном катке, прицепном катке во времятранспортирования трактором-тягачом, автомобилем, трейлером.
Требования после окончания работ
87. Поокончании работы машинист катка должен:
Произвестиконтрольный осмотр катка, произвести необходимые операции по его техническомуобслуживанию;
Выключить изапереть пусковые приспособления, при этом должна быть совершенно исключенавозможность пуска машины посторонними лицами;
Навестипорядок на рабочем месте, убрать лишние предметы и собрать инструмент;
Сообщитьмастеру (механику) и сменщику о работе катка;
В случаенеисправности предупредить для принятия соответствующих мер о замеченныхнеисправностях, не устраненных по каким-либо причинам.
Согласовано:
Заместитель председателя ЦК
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
Н.Д.Силкин
Первый заместитель
генерального директора
Федерального дорожного
департамента МинтрансаРФ
О.В.Скворцов
Типовая инструкция по охране труда
для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами
ТИ РО-025-2003
Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машинистов катков самоходных с гладкими вальцами при выполнении работ ими работ и обслуживании катков согласно их профессии и квалификации (далее машинистов).
Общие требования безопасности
1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
движущиеся машины, механизмы и их части.
3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты автогрейдеров обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, сапоги резиновые, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатации запрещена;
быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
Требования безопасности перед началом работы
7. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
8. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть с руководителем работ фронт работ, согласовать последовательность их выполнения и меры по обеспечению безопасности, проверить наличие и исправность ограждений места работ и знаков безопасности;
б) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации катка;
в) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
г) произвести запуск двигателя;
д) проверить после запуска двигателя на холостом ходу работу всех агрегатов и на малой скорости работу тормозов.
9. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода - изготовителя катка, при которых не допускается его эксплуатация;
б) появлении течи в топливной или масляной системе;
в) уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя;
г) отсутствии ограждений места работы.
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
10. Перед началом маневрирования во время работы катка машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне его действия и подать звуковой сигнал.
11. Одновременная работа двух катков и более, двигающихся один за другим, допускается при расстоянии между ними не менее 10 м, а при параллельном движении - не менее 1 м.
Приближение катка к бригаде укладчиков асфальта допускается на расстояние не менее 5 м.
12. При движении катка на уклоне во избежание сползания или опрокидывания не следует допускать резких поворотов катка. При движении катка под уклон не следует выключать первую передачу, а при движении на подъем - переключать передачи.
13. Нахождение катка вблизи выемок в грунте с неукрепленными откосами допускается только за пределами призмы обрушения грунта.
При укатке насыпей грунта расстояние от края вальца катка до бровки насыпи должно быть не менее 1 м.
14. При выполнении работ катком с гидравлической системой управления машинисту необходимо следить за исправностью предохранительного клапана и соединениями гибких шлангов. Шланги со вздутием или течью масла в соединениях следует заменить ремонт шлангов высокого давления не допускается.
При появлении шумов в гидравлической системе или других узлах катка, не свойственных нормальной его работе, машинист обязан прекратить работу до устранения неисправностей.
15. Устранять неисправности, осматривать отдельные узлы катка, а также смазывать и регулировать их следует при остановленном двигателе, включенном тормозе и установленном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
16. При перегреве двигателя машинисту следует, находясь с подветренной стороны, осторожно открыть крышку заливной горловины радиатора, не наклоняясь над горловиной во избежание ожога горячим паром лица и рук.
17. Машинисту в процессе работы не разрешается:
а) открывать кран слива воды при работающем двигателе, а также сразу после его выключения;
б) заливать жидкость в радиатор, если двигатель перегрет;
в) заправлять каток горючим при работающем двигателе;
г) оставлять каток с работающим двигателем, а также передавать управление катком лицу, не имеющему на это права;
д) перевозить на площадке (кабине) катка посторонних лиц, а также легковоспламеняющиеся материалы.
18. Во время заправки катка горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем.
После заправки машину необходимо вытереть от подтеков и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины не допускается.
19. Перед погрузкой катка на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки катка его следует затормозить, подложив под вальцы упоры, и закрепить соответствующими оттяжками. Во время перевозки катка машинисту не разрешается находиться в кабине.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
20. При возникновении неисправностей отдельных узлов агрегатов катка работу необходимо приостановить и доложить об этом руководителю работ.
21. В случае возгорания горючесмазочных или других материалов необходимо залить огонь пеной из огнетушителя, а отдельные горящие места засыпать песком, землей или накрыть брезентом.
Тушить горящее топливо водой запрещается. При невозможности затушить очаг пожара собственными силами машинист обязан вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить об этом бригадиру или руководителю работ.
Требования безопасности по окончании работы
22. По окончании работы машинист обязан:
а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА КАТКА
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К самостоятельной работе в качестве машиниста катка должен допускаться рабочий не моложе 18 лет, имеющий профессиональную подготовку, удостоверение на право управления машиной и прошедший: предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж; обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда в квалификационной комиссии; первичный инструктаж на рабочем месте.
1.2. Машинист катка должен иметь удостоверение водителя.
1.3. Техническое состояние катка должно обеспечит безопасность его работы и транспортирования, и отвечать правилам технической эксплуатации.
1.4. Каток оборудован звуковой, световой сигнализацией, аптечкой первой помощи, термоизолированным бочком питьевой воды, средствами пожаротушения.
1.5. Машинисты катка допускаются к работе при наличии след. С.И.З.
Полукомбинезон, рукавицы комбинированные, зимой дополнительно.-куртка и брюки на утепляющей подкладке, валенки
1.6. .Каток не может быть пущен в эксплуатацию без письменного распоряжения главного механика (механика), ответственного за эксплуатацию механизма.
1.7. Каток следует заправлять топливом с помощью заправочных устройств на горизонтальной площадке и только днем.
1.8. Заправка катка в темное время суток допускается только при искусственном освещении, при этом запрещается пользоваться открытым огнем.
1.9. При всех работах с этилированным бензином должна быть исключена возможность его проливания.
1.10. Места, загрязненные этилированным бензином немедленно обезвреживаются дегазатором.
1.11. За каждым машинистом закрепляется определенная машина приказом или распоряжением по предприятию. При переводе на машину другого типа или при изменении технологического процесса машинист, в обязательном порядке должен быть ознакомлен с конструкцией машины, методами работы и прослушать дополнительный инструктаж по технике безопасности.
1.12. Машинисту запрещается передавать кому бы то ни было управление автогрейдером.
1.13. . На всех опасных местах в зоне работы машин вывешивают хорошо видимые плакаты и предупредительные надписи.
1.14. Перед началом работ на новом участке машинист обязан получить разрешение у производителя работ.
1.15. . Необходимо проверить состояние катка и устранить замеченные неисправности. Работать на неисправной машине категорически запрещается, так как это может привести несчастному случаю.
1.16. Площадку управления нельзя загромождать посторонними предметами и инструментами.
1.17.Строго запрещается находиться на машине лицам не связанный с выполнением рабочего процесса, а также сходить с катка или садиться на него во время движения.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед запуском двигателя необходимо: убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся деталях; убедиться, что рычаг переключения скоростей находиться в нейтральном положении; вытереть насухо все наружные части машины, на которые попали бензин или масло, во избежании возможного воспламенения.
2.2. Необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности при заправке, работе и обслуживании двигателя внутреннего сгорания.
2.3. Категорически запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя при низких температурах.
2.4. При запуске двигателя в холодное время в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер подогретое масло.
2.5. После запуска двигателя, опробовать его на холостом ходу.
2. 6.Проверять уровень топлива в баке разрешается только мерной линейкой.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. . При движении катка с места машинист обязан подать звуковой сигнал, который всегда должен быть исправным.
3.2. При Совместной работе нескольких катков, двигающих один за другим, необходимо соблюдать между ними дистанцию не мене 10 м.
33.При движении под уклон запрещается переключать скорости.
3.4. Во время работы катка запрещается:
--передавать управление машиной другому лицу;
--оставлять каток с работающим двигателем;
--перевозить в кабине людей;
--удалять предметы руками, попавшие между рамой и катком.
3.5.Следить, чтобы во время работы катка вблизи вальцев не было посторонних людей.
3.6.В темное время суток место работы должно быть освещено..
3.7. Нельзя оставлять каток на уклонах, если на рабочем месте нет машиниста.
3.8.Машинист катка не должен допускать резких поворотов машины, особенно при работе на косогорах, чтобы не привело к сползанию. Катка или к его опрокидыванию..
3.9. Во время эксплуатации катка условиях плохой видимости (темное время суток, снегопад, туман) следует особенно тщательно соблюдать правила техники безопасности.
3.10. При устройстве высоких насыпей во избежание сползания или опрокидывания машины расстояние от края вальца должно быть не менее 1м
3.11 Не разрешается оставлять катки без присмотра с работающим двигателем..При необходимости кратковременной отлучки машинист обязан заглушить двигатель и надежно затормозить машину.
3.11. Не допускать посторонних лиц на каток во время работы
3.12. На катке должны быть в исправном состоянии средства освещения и световой сигнализации. Яркие источники света не должны мешать проезжему транспорту. Габаритные огни долины быть включены постоянно.
3.13. Машинист должен следить за состоянием шлангов и их присоединений, не допуская просачивания гидравлики из системы.
3.14. Запрещается работать при неисправном и неотрегулированном предохранительном клапане. Регулировать клапан необходимо только при помощи манометра.
3.15. Смазывать, регулировать и производить какие-либо исправления механизмов управления, гидропровода и т.д. при работающем двигателе запрещается.
3.16. Машинист катка обязан:
внимательно следить за работой двигателя;
проверять надежность тормозной системы;
за показанием контрольно-измерительных приборов;
за исправной работой механизмов управления;
за рабочей зоной.
3.19 Во время движения катка не разрешается находиться на раме машины.
ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении дефектов оборудования, представляющих опасность для жизни людей и повреждения катка, немедленно приостановить работу с подачей звукового сигнала, а также в случаях:
наличия препятствий, которые не предоставляется возможным преодолеть.
Окажется человек вблизи вальцев катка.
4.2. При дорожно-транспортном происшествии и получении травмы водителем необходимо:
вызвать скорую помощь;
вызвать работников ГАИ;
поставить в известность руководителя работ.
4.3. При разрыве шланга гидросистемы немедленно отключить двигатель и принять меры к его замене. Поставить в известность руководителя работ.
4.4. При попадании этилированного бензина на кожу, пораженное место необходимо промыть керосином, затем теплой водой.
4.5. В случае попадании этилированного бензина в глаза, немедленно промыть их 2-х% раствором питьевой соды и обратиться в медицинский пункт.
4.6. Для предотвращения ожогом пара или горячей водой, выбрасываемой из радиатора при перегреве двигателя крышку радиатора снимают рукой, защищенной рукавицей или тряпкой.
4.7. при работе с аккумуляторами следует остерегаться от попадания электролита на тело, лицо, одежду.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
5.1 После окончания работы машинист обязан: поставить машину на место, отведенное для ее стоянки, выключить двигатель и включить тормоз; проверить техническое состояние машины (о больших неисправностях сообщить участковому механику для их. ликвидации силами ремонтной бригады, а мелкие неисправности устранить самому);
5.3. В холодное время года спустить воду из двигателя радиатора и масло из картера;
5.4. Очистить машину от грязи и грунта, подтянуть болтовые соединения, смазать трущиеся части.