Что такое атеизм? Символы атеизма. Кто такой атеист и чем он отличается от агностика
Атеизм... Нежелание отрицать очевидное...
Где-то на нашей планете мужчина только что похитил маленькую девочку. Скоро он изнасилует её, подвергнет пыткам и затем убьёт. Если это чудовищное преступление не происходит прямо сейчас, оно произойдёт через несколько часов, максимум – дней. Говорить об этом с уверенностью нам позволяют статистические , правящие жизнью 6 миллиардов человек. Та же статистика утверждает, что прямо в этот момент родители девочки верят в то, что всемогущий и любящий бог заботится о них ... Есть ли у них основания верить в это? Хорошо ли то, что они верят в это?.. Нет ...
Вся суть атеизма заключена в этом ответе. Атеизм – это не философия; это даже не мировоззрение; это всего лишь нежелание отрицать очевидное. К сожалению, мы живём в мире, где отрицание очевидного является делом принципа. Очевидное приходится констатировать снова и снова. Очевидное приходится отстаивать. Это неблагодарная задача. Она влечёт за собой обвинения в эгоизме и чёрствости. Более того, это задача, которая атеисту не нужна. Стоит заметить, что никому не приходится заявлять о себе, как о не-астрологе или не-алхимике. Как следствие, у нас нет слов для людей, которые отрицают состоятельность этих псевдонаук. Исходя из того же принципа, атеизм – это термин, которого попросту не должно быть.
Атеизм – естественная реакция разумного человека на .
Атеист – каждый , кто полагает, что 260 миллионов американцев (87% населения), которые, по данным опросов, никогда не сомневаются в существовании Бога, должны предоставить доказательства его существования и особенно его милосердия – учитывая непрестанную гибель ни в чём не повинных людей, свидетелями которой мы становимся каждый день. Только атеист способен оценить всю абсурдность нашего положения. Большинство из нас верит в бога, который столь же правдоподобен, как боги древнегреческого Олимпа. Ни один человек, независимо от своих заслуг, не может претендовать на выборную должность в , если не заявит публично о своей уверенности в существовании такого бога.
Значительная часть того, что именуется в нашей стране «общественной политикой», подчиняется табу и предрассудкам, достойным средневековой теократии. Ситуация, в которой мы находимся, плачевна, непростительна и ужасна. Она была бы смешна, если бы на кону не стояло так много. Мы живём в мире, где всё меняется, и всему – и хорошему, и плохому – рано или поздно приходит конец. Родители теряют детей; теряют родителей. Мужья и жёны внезапно расстаются, чтобы больше никогда не встретиться. Друзья прощаются в спешке, не подозревая, что виделись в последний раз. Наша жизнь , насколько хватает глаз, представляет собой одну грандиозную драму утраты. Большинство людей, однако, думают, что есть средство против любых утрат.
Если мы будем жить праведно – не обязательно в соответствии с нормами этики, но в рамках определённых древних верований и кодифицированного поведения – мы получим всё, что хотим – после смерти. Когда наши тела больше не в силах служить нам, мы просто сбрасываем их, как ненужный балласт, и отправляемся в край, где нас ждёт воссоединение со всеми, кого мы любили при жизни. Разумеется, слишком рациональные люди и прочий сброд останутся за порогом этого счастливого пристанища; но зато те, кто при жизни заглушал в себе скепсис, смогут сполна насладиться вечным блаженством.
Мы живём в мире трудно вообразимых, удивительных вещей – от энергии термоядерного синтеза, дающей свет нашему солнцу, до генетических и эволюционных последствий этого света, что уже миллиарды лет разворачиваются на Земле – и при всём этом Рай отвечает самым мелочным нашим желаниям с обстоятельностью карибского круиза. Воистину, это поразительно . Кто-нибудь легковерный может даже подумать, что человек, страшась потерять всё, что ему дорого, создал и рай, и его сторожа бога по образу и подобию своему . Подумайте об урагане Катрина , опустошившем . Более тысячи человек погибли, десятки тысяч потеряли всё своё имущество, и более миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Можно с уверенностью сказать, что в тот самый момент, когда ураган обрушился на город, почти каждый житель Нового Орлеана верил во всемогущего, всеведущего и милосердного бога.
Но чем же занимался бог , пока ураган разрушал их город?
Не мог же он не слышать молитв стариков, которые искали спасения от воды на чердаках и в конце концов захлебнулись. Все эти люди были верующими. Все эти добропорядочные мужчины и женщины молились на протяжении всей своей жизни. Только атеисту хватает смелости признать очевидное: эти несчастные люди погибли , разговаривая с воображаемым другом. Конечно, о том, что шторм библейских масштабов готов обрушиться на Новый Орлеан, предупреждали не раз, и меры, принятые в ответ на разразившуюся , были трагически неадекватны. Но неадекватными они были только с точки зрения науки . Благодаря метеорологическим выкладкам и спутниковым снимкам, учёные заставили немую природу заговорить и предсказали направление удара Катрины.
Бог никому не поведал о своих планах . Если бы жители Нового Орлена всецело полагались только на милосердие Господа, они бы узнали о приближении смертельно опасного урагана только с первыми порывами ветра. Тем не менее, по результатам опроса, проведённого « Пост», 80% переживших ураган утверждают, что он лишь укрепил их веру в бога.
Пока Катрина поглощала Новый Орлеан, почти тысяча шиитских паломников была затоптана насмерть на мосту в Ираке. Нет сомнений в том, что эти паломники истово верили в бога , описанного в Коране: вся их жизнь была подчинена неоспоримому факту его существования; их женщины укрывали лица от его взгляда; их братья по вере регулярно убивали друг друга, настаивая на своей интерпретации его учения. Было бы удивительно, если бы хоть один из выживших в этой трагедии утратил веру. Скорее всего, выжившие воображают, что спаслись, благодаря божьей милости .
Только атеист в полной мере видит безграничный нарциссизм и самообман верующих. Только атеист понимает, насколько аморально верить в то, что один и тот же спасал тебя от катастрофы и топил младенцев в их колыбелях. Отказываясь прятать реальность человеческого страдания за сладенькой фантазией о вечном блаженстве, атеист остро чувствует, насколько драгоценна человеческая жизнь – и как прискорбно то, что миллионы людей подвергают друг друга страданиям и отказываются от счастья по прихоти собственного воображения .
Трудно представить, катастрофа каких масштабов сможет поколебать религиозную веру. оказалось недостаточно. Не хватило и геноцида в – даже несмотря на то, что среди убийц, вооружённых мачете, были священники. Как минимум, 300 миллионов человек , среди них немало детей, погибли от оспы в XX веке. Воистину, пути господни неисповедимы. Похоже, даже самые вопиющие противоречия не помеха для религиозной веры. В вопросах веры мы целиком оторвались от земли. Разумеется, верующие не устают заверять друг друга, что бог не несёт ответственности за человеческие страдания. Однако как ещё мы должны понимать утверждение о том, что бог вездесущ и всесилен? Другого ответа нет, и пора перестать увиливать от этого.
Проблема теодицеи (оправдания бога) стара как мир, и мы должны считать её решённой. Если бог существует, он либо не может предотвратить ужасающие бедствия, либо не хочет этого делать. Следовательно, бог либо бессилен, либо жесток. На этом месте благочестивые читатели прибегнут к следующему пируэту: нельзя подходить к богу с человеческими мерками нравственности. Но какие же мерки используют верующие, чтобы доказать доброту Господа? Конечно, человеческие. Более того, всякий бог, которого волнуют мелочи вроде однополых браков или имени, которым его называют молящиеся, вовсе не так уж загадочен. Если бог Авраама существует, он недостоин не только грандиозности мироздания. Он недостоин даже человека .
Есть, разумеется, ещё один ответ – наиболее разумный и наименее одиозный одновременно: библейский бог – плод человеческого воображения .
Как заметил Ричард Докинз, мы все являемся атеистами по отношению к Зевсу и . Только атеист понимает, что библейский бог ничем не отличается от них. И, как следствие, только атеист может обладать достаточной долей сострадания, чтобы видеть глубину и значение человеческой боли. Ужасно то, что мы обречены умереть и потерять всё, что нам дорого; вдвойне ужасно то, что миллионы людей безо всякой нужды страдают и в течение своей жизни. Тот факт, что в значительной части этих страданий напрямую виновата – религиозная нетерпимость, религиозные войны, религиозные фантазии и растрата и без того скудных ресурсов на религиозные нужды, – делает атеизм нравственной и интеллектуальной необходимостью . Эта необходимость, однако, ставит атеиста на периферию общества. Отказываясь терять связь с реальностью, атеист оказывается оторван от иллюзорного мира своих ближних.
Природа религиозной веры...
Согласно последним опросам, 22% американцев абсолютно уверены, что Иисус вернётся на Землю не позднее, чем через 50 лет. Ещё 22% полагают, что это вполне вероятно. Судя по всему, эти 44% – те же люди, кто посещает церковь как минимум раз в неделю, кто верит в то, что бог в прямом смысле завещал евреям землю израильскую, и кто хочет, чтобы нашим детям не преподавали научный факт эволюции. Президент Буш хорошо понимает, что такие верующие представляют собой наиболее монолитный и активный слой американского электората. Как следствие этого, их взгляды и предрассудки оказывают влияние почти на любое решение государственного значения. Очевидно, что сделали из этого неверные выводы и теперь лихорадочно листают Писание, ломая голову над тем, как лучше умаслить легионы тех, кто голосует на основании религиозных догм. Более 50% американцев «негативно» или «крайне негативно» относятся к тем, кто не верит в бога; 70% полагают, что кандидаты в президенты должны быть «глубоко религиозны».
Мракобесие в Соединённых Штатах набирает силу – в наших школах, в наших судах и во всех ветвях федеральной власти. Только 28% американцев верят в эволюцию; 68% верят в Сатану. Невежество такой степени, пронизывающее весь организм неуклюжей , представляет проблему для всего мира. Хотя всякий умный человек может запросто критиковать религиозный фундаментализм, так называемая «умеренная религиозность» до сих пор сохраняет престижное положение в нашем обществе, включая академические круги. В этом есть определённая доля иронии, поскольку даже фундаменталисты используют свои мозги более последовательно, чем «умеренные».
Фундаменталисты оправдывают свои религиозные воззрения при помощи смехотворных доказательств и несостоятельной логики, но, по крайней мере, они пытаются найти хоть какое-то рациональное оправдание. Умеренные верующие, напротив, обычно ограничиваются перечислением благих последствий религиозной веры. Они не говорят, что верят в бога, потому что исполнились библейские пророчества; они просто заявляют, что верят в бога, потому что вера «придаёт смысл их жизни». Когда погубило несколько сотен тысяч человек на следующий день после Рождества, фундаменталисты незамедлительно истолковали это как свидетельство божьего гнева. Оказывается, бог послал очередное туманное предупреждение о греховности абортов, идолопоклонства и гомосексуализма. Пусть и чудовищное с нравственной точки зрения, но такое истолкование является логичным, если исходить из определённых (абсурдных) посылок.
Умеренные верующие, напротив, отказываются делать какие бы то ни было выводы из действий Господа. Бог остаётся тайной тайн, источником утешения, легко совместимым с самыми кошмарными злодеяниями. Перед лицом таких катастроф, как азиатское цунами, либеральная религиозная общественность с готовностью несёт слащавый и отупляющий разум вздор . И всё-таки люди доброй воли совершенно естественно предпочитают такие трюизмы одиозному морализаторству и пророчествам истинно верующих. В промежутках между катастрофами акцент на милосердии (а не гневе), безусловно, заслуга либеральной теологии. Однако стоит заметить: когда из моря вытаскивают раздутые тела погибших, мы наблюдаем человеческое, а не божественное милосердие.
В дни, когда стихия вырывает тысячи из рук матерей и равнодушно топит их в океане, мы видим с предельной ясностью, что либеральная теология – самая вопиюще абсурдная из человеческих иллюзий. Даже теология божьего гнева более состоятельна интеллектуально. Если бог существует, его воля не является загадкой. Единственное, что является загадкой во время таких ужасных событий, – это готовность миллионов психически здоровых людей верить в невероятное и считать это вершиной нравственной мудрости. Умеренные теисты утверждают, что разумный человек может верить в бога просто потому, что такая вера делает его счастливей, помогает ему преодолеть страх смерти или придаёт смысл его жизни.
Это утверждение – чистой воды абсурд .
Его нелепость становится очевидной, как только мы заменяем понятие «бог» на какое-нибудь другое утешительное предположение: представим, например, что некто хочет верить, что где-то в его огороде зарыт бриллиант величиной с холодильник. Вне всякого сомнения, верить в такое очень приятно . Теперь представьте, что бы случилось, если бы некто последовал примеру умеренных теистов и стал защищать свою веру следующим образом: на вопрос, почему он думает, что в его огороде зарыт бриллиант, в тысячи раз превосходящий размерами любой из доселе известных, он даёт ответы вроде «эта вера составляет смысл моей жизни» , или «по воскресеньям моя семья любит вооружаться лопатами и искать его» , или «я не хотел бы жить во вселенной без бриллианта размером с холодильник у себя в огороде» .
Ясно, что эти ответы неадекватны. Хуже того: так отвечать может либо безумец , либо идиот .
Ни пари Паскаля, ни «прыжок веры» Кьеркегора, ни прочие ухищрения, на которые идут теисты, не стоят выеденного яйца. Вера в существование бога означает веру в то, что его существование неким образом соотносится с вашим, что его существование является непосредственной причиной веры. Между фактом и его принятием должна существовать некая причинно-следственная связь или видимость такой связи. Таким образом, мы видим, что религиозные утверждения, если они претендуют на описание мира, должны носить доказательный характер – как и любые другие утверждения. При всех свои прегрешениях против разума, религиозные фундаменталисты понимают это; умеренные же верующие – почти по определению – нет.
Несовместимость разума и веры уже на протяжении столетий является очевидным фактом человеческого познания и общественной жизни. Либо у вас есть веские причины придерживаться определённых взглядов, либо таких причин у вас нет. Люди любых убеждений естественным образом признают верховенство разума и прибегают к его помощи при первой же возможности. Если рациональный подход позволяет найти доводы в пользу учения, он непременно берётся на вооружение; если рациональный подход угрожает учению, он высмеивается. Иногда это происходит в одном предложении. Только если рациональные свидетельства в пользу религиозной доктрины неубедительны или начисто отсутствуют, или если всё свидетельствует против неё, приверженцы доктрины прибегают к «вере» . В остальных случаях они просто приводят основания для своих убеждений (напр., «Новый Завет подтверждает пророчества », «я видел лицо Иисуса в окне», «мы молились, и опухоль нашей дочери перестала расти»). Как правило, эти основания недостаточны, но всё-таки они лучше, чем полное отсутствие оснований.
Вера – всего лишь лицензия на отрицание разума , которую выдают себе последователи религий. В мире, который продолжает сотрясать грызня несовместимых вероучений, в стране, ставшей заложником средневековых понятий «бог», «конец истории» и «бессмертие души», безответственное разделение общественной жизни на вопросы разума и вопросы веры более неприемлемо.
Вера и общественное благо...
Верующие регулярно заявляют, что атеизм несёт ответственность за ряд самых чудовищных преступлений XX-го столетия. Однако, хотя режимы Гитлера, Мао и Пол Пота действительно были в разной степени антирелигиозны, они не отличались чрезмерной рациональностью. [«Сталин» и «Гулаг» сюда добавлены явно из соображений лояльности, что несколько извиняет автора – конформизм извинителен, поскольку сила солому ломит. А вот забвение – из ровно тех же соображений – что гитлеровский режим был более чем религиозен и преследовал атеистов – уже нет, поскольку г.Харрис сам выбрал тему «за атеизм», а ложь про «атеистичность» нацистского режима – любимый приём клерикальной пропаганды. – В.К .]. Их официальная пропаганда представляла собой жуткую мешанину заблуждений – заблуждений о природе расы, экономики, национальности, исторического прогресса и опасности интеллектуалов. Во многих отношениях, религия была прямым виновником даже в этих случаях.
Правда, как ни шокирующе это звучит, такова: человек может быть настолько хорошо образован, что сумеет построить атомную бомбу, не переставая верить в то, что в раю его поджидают 72 девственницы. Такова лёгкость, с которой религиозная вера раскалывает человеческое сознание, и такова степень терпимости, с которой наши интеллектуальные круги относятся к религиозному вздору. Только атеист понял то, что уже должно быть очевидно любому думающему человеку: если мы хотим ликвидировать причины религиозного насилия, мы должны нанести удар по ложным истинам ...
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся. Все Конференции транслируются на Интернет-Радио «Возрождение» …
Атеизм - слово греческое. Оно состоит из двух частей: «а» - означает “не”, то есть отрицание, и «теос» - бог. Тем самым значение этого слова - отрицание бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил, безбожие. Если говорить точнее, то - это система взглядов, доказывающая несостоятельность положений всякой религии.
Атеизм включает в себя философскую, историческую, естественнонаучную критику религии, раскрытие ее фантастического характера. Атеизм вскрывает социальную природу религии, с позиций материализма объясняет, как и почему возникает религиозная вера, какую роль играет религия в жизни общества, какими путями и способами нужно ее преодолевать.
Атеизм в своем развитии прошел ряд исторических этапов: античный атеизм, атеизм и свободомыслие феодального мира, буржуазный атеизм, атеизм русских революционных демократов. Законным преемником атеизма всех эпох, его высшей формой является марксистско-ленинский атеизм.
Некоторые защитники религии утверждают, что раньше атеизма не было, что его изобрели коммунисты. Это неправда. Атеизм представляет собой закономерный результат развития передовой мысли человечества.
Различают два вида атеизма: стихийный и научный. Первый отрицает бога на основе здравого смысла, второй - на основе данных науки, подтверждающих правоту здравого смысла.
Стихийный атеизм возник раньше научного, и носителями его были простые люди труда. Поэтому его вполне можно считать народным атеизмом. Свое проявление он находил в устном народном творчестве: былинах, сказаниях, песнях, поговорках и пословицах. В них отразилось убеждение ранних атеистов в том, что религия служит богачам - эксплуататорам, выгодна только им и духовенству. «Бог богатых любит». «Мужик с сошкой, а поп - с ложкой» - так говорили в народе.
Издавна дух атеизма был присущ русскому народу. В одной из былин, например, выведен обобщенный образ народного вольнодумца - новгородского бунтаря Васьки Буслаева, восставшего против несправедливости, против религиозных предрассудков. В этом образе народ запечатлел свою безграничную веру в силу человека, веру в неизбежность победы добра над злом. Буслаев «не верил ни в сон, ни в чох», а только в себя и свою дружину. Враждебная народу религиозная сила в былине выступает в лице «страшилища-пилигримища». На голове его церковный колокол. Васька Буслаев бьет по нему, восклицая: «Христос воскрес». И побивает чудище.
Об атеизме русского народа очень хорошо сказал В. Г. Белинский в своем известном письме Н. В. Гоголю. «Основы религиозности,- писал Белинский,- есть благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе… Он говорит об образе (иконе), годится - молиться, а не годится - горшки покрывать.
Приглядитесь попристальнее и вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ… Мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме… Религиозность не прививалась в нем даже к духовенству…»
Научный атеизм развивался по мере накопления знаний о природе, обществе и человеческом мышлении. Каждая эпоха, каждый народ рождали мужественных, гордых людей, которые вопреки гневу священников, не страшась гонений и преследований, противопоставляли религиозному мракобесию силу научного познания. Человечество навсегда сохранило в памяти имена этих людей. О них мы расскажем дальше.
Научный атеизм выступает как важнейшая сторона материалистического мировоззрения. Будучи наукой философской, научный атеизм в объяснении сущности религии, в ее критике исходит из положений диалектического и исторического материализма.
Сила научного атеизма не только в критике религии, но и в утверждении здоровых основ духовной жизни общества и каждого отдельного человека.
Литература:
- Григорян М. Курс лекций по истории атеизма. М.р. Мысль, 1974
- Францов Г. Научный атеизм. М., Наука, 1972.
Атеизм – это отрицание того, что бог или божества существуют. Соответственно, атеистом называют неверующего, безбожника. Обычно атеисты не верят и ни во что сверхъестественное (загробную жизнь, вещие сны, телепатию и т.п.).
Атеизм может быть пассивным – человек «просто» не верит, но никак не обосновывает свою позицию и не задумывается над ней. Размышления ведь требуют затрат и усилий. Нередко такие люди избегают определённого ответа: мол, я не знаю, есть бог или нет, мне всё равно. У других атеизм – осознанный выбор, основанный на опыте, аргументах науки и логики.
Есть и активные («воинствующие») атеисты, которые всячески борются с верой в бога, церковью, а то и с верующими.
Когда и почему появился атеизм?
В глубокой древности, в Китае, Индии, Греции, Риме мыслители строили картины мира, где не отводили места божествам. Правда, такие построения не базировались на реальных знаниях и фактах. Это были результаты игр разума, в которые можно было верить или не верить.
В Средние века в Европе слыть атеистом было опасно для жизни. Неосторожное слово грозило унизительным публичным покаянием, а то и казнью на костре. Позднее, в XVI-XVII веках, слово «атеист»
использовалось только в спорах и ссорах, чтобы побольнее «зацепить» оппонента. И простой люд, и тогдашние учёные были сплошь верующими. Новые знания старались уложить в религиозную картину мира.
Однако шли века, религиозные тормоза слабели. Наука стала строить теории, не прибегая к идее бога. Философы, писатели и политики находили новые аргументы в спорах с верующими. Атеизм набирал силу и распространялся всё шире.
Почему атеизм пустил такие глубокие корни в СССР?
Потому что его поддержала вся мощь государственной машины: пропагандой, карательными органами, системой образования и культуры. Атеизм был взят на вооружение, подобно тому, как царская власть опиралась на . Если вспомнить, какими методами строилось новое общество, то станет ясно, что религиозность была бы реальной помехой на пути к нему.
Фактически власть старалась внедрить новую веру. Для этого в умах и душах следовало расчистить место, избавиться от веры старой. Задача облегчалась тем, что официальные религии срослись с прежней властью, которая себя опорочила. Почти 80 лет искоренения религиозной веры и поддержки атеизма дали ожидаемый результат.
Наверное, придёт время, когда благодаря науке и росту образованности, все станут атеистами?
Как будет на самом деле, никто знать не может. Да, наука находит объяснения того, что считалось сверхъестественным. Но парадокс – каждое научное открытие резко увеличивает и область непознанного.
К примеру, появилась теория, которая объясняет естественное происхождение всей видимой Вселенной: материя, сжатая в крошечную точку, взорвалась и дала начало звёздам, планетам, излучениям.
Вполне возможно, что это и так. Но теперь надо объяснить, почему случился «Большой взрыв»? Что представляла собой точка, с которой всё и началось? Что было до неё, откуда она взялась?
Вряд ли намного изменится и природа человека. Человек с характером скептика всегда найдёт изъяны в научной картине мира. А люди, склонные верить, станут искать для неведомого «сверхъестественные» объяснения. В общем, соотношение атеистов и верующих может изменяться, но вряд ли одна из сторон исчезнет совсем.
На просторах интернета не редки случаи возникновения конфликтов, основой противоречий которых является религия. Несмотря на то, что мы все живём в двадцать первом веке, веке науки и постоянно обновляющейся информации, вера до сих пор занимает немаловажное место в сердце человека.
Некоторые последователи религий упрекают людей в том, что они либо следуют иной вере, либо вообще отрицают существование вездесущих Высших Сил.
Последних называют атеистами и, к сожалению, их мировоззрение нечасто принимают . Или скорее даже не понимают, в чём кроется смысл такого взгляда на жизнь. Раз и навсегда разберёмся с тем, кого называют атеистами, что является атеизмом вообще, и чем атеист отличается от агностика.
Определение атеизма
Атеизм – система взглядов и мировоззрений , которая отрицает существование сверхсил. Последователи – то есть атеисты – этого течения не верят, что нашими жизнями и судьбами управляет невидимая, необъяснимая сила, которой люди обычно именуют Бога.
Они считают, что нет и ангелов, охраняющих человека, и бесов, всячески вредящих нам, и загробного мира, который представляется людям верующим как рай и ад.
В общем, они отрицают существование того, чего не могут объяснить или доказать учёные. Интересно, что атеисты верят в то, что у людей есть душа, однако для них это сгусток электромагнитного поля и не более того.
По сути, атеист – человек, отрицающий существование невидимых сил , контролирующих или как-либо влияющих на жизнь человека. Их неверие распространяется на все религии сразу, а не направляются на одно ответвление религиозного течения.
Думать, что атеисты просто не верующие, неосновательно. Потому что их мировоззрение подчиняется некоторым законам и принципам науки, морали и социума. Многие замечают, что их взгляды схожи с другой системой мировоззрения – материализмом.
Самих атеистов можно разделить на три категории:
- Воинственные. Они слишком увлекаются своей идеей и активно нападают на церковь и её служителей, простых верующих, пытаясь доказать им, что бога нет, пытаясь переманить верующих на свою сторону.
- Спокойные . Не кричат о своём неверии повсюду, в споры с верующими не вступают. Неверие в сверхъестественное подкрепляют тем, что наука ещё недостаточно развита, чтобы объяснить некоторые вещи.
- Стихийные. Люди, которые вообще не знают или не хотят знать о существовании религий, бога. Им просто всё равно.
Что лежит в основе атеизма
Не нужно думать, что отсутствие веры в Бога закладывается в атеисте от нечего делать. Просто эти люди вполне рационально мыслят, делают выводы, опираясь на научные познания. Они близки по духу мыслителям Древней Греции, которые в центр всего всё-таки ставили человека.
Отталкиваясь от этого принципа, можно выделить основы атеизма:
- Человек – высшая ступень эволюции. Он способен сам распоряжаться своей жизнью, создавать что-то новое и подстраивать под себя весь мир. В этом ему может помочь только он сам, его знания и опыт, но не вмешательство богов и божеств.
- Все процессы, происходящие на земле, можно объяснить с научной точки зрения. Чем больше будет прогрессировать мир, тем меньше неопознанного в нём будет оставаться.
- Все религии, в конечном счёте, придуманы людьми. Рукой человека написаны страницы священных книг, из уст человека мы слышим, что ему был голос бога или что он был свидетелем божественного явления. Но не все же это увидели, могли почувствовать.
- Кроме того, почему Бога все народы представляют по-разному, утверждая при этом, что он един? Или почему ваши добрые боги, заботящиеся о нас, допускают существование в мире несправедливости, обмана и страданий?
Принципы атеистов вполне разумны. Все мы знаем поговорку: «нет того, что я не видел» . И атеистов нельзя осуждать за то, что они всему хотят найти логичное объяснение.
Чем атеист отличается от агностика
Многие не только не совсем понимают сути атеизма, но и не делают различия между его последователями и агностиками. Кто такой агностик?
Агностиком называют человека, который не может точно дать ответ на вопрос : а есть ли на свете бог?
Если атеист стремится доказать то, что бога действительно нет, что всё вполне объясняемо научным языком, то агностик не доказывает ничего вообще. Он считает, что наш мир в принципе нельзя полностью познать, а раз так, то и нельзя ни утверждать, ни отрицать существование сверхъестественного в жизни человека.
Они не выступают против религии , но и не придерживаются её. Ведь ни у атеистов, ни у верующих нет никаких доказательств, которые могли бы окончательно разрешить этот вопрос.
Вера и религия – это такие вещи, к которым не подберёшь фактов, которые бы однозначно гласили либо: «да, бог есть!», либо: «да, бога нет!».
И агностики, можно сказать, находятся где-то посередине между враждующими сторонами, не стремясь присоединиться ни к первой, ни ко второй точке зрения.
Это гипотезы, а не факты. Ещё, желательно, услышать пару историй о попах в мерседесах. — Рецепт становления типичного атеиста.
Таким путём, от глупостей к «разумному» атеизму, шли атеисты из моего окружения.
Типичный атеист – уходит от слепой веры в присутствие Бога, в слепую веру его отсутствия.
Он отрицает глупости религии. Не разобравшись, отрицает и Бога.
Ложный атеист – убеждён в своей правоте , при этом он:
- Не изучал и даже не читал: Библию , Коран, Талмуд, Веды. (И ещё кучу религий и исторических сведений).
- Не управляет своей жизнью сам, и не замечает, как его жизнью управляют не самые гениальные человеческие разумы через рекламу, ТВ, СМИ и оружием по изощрённей. Куда ему видеть ещё и следы разумности мира?
- Не пообщался и даже не прочитал ни одной книжки о жизни святых, и других свидетелей и людей утверждающих, что разумность в мире – есть. Не обязательно верить, но хотя бы ознакомиться можно.
Что такое атеизм?
В каком-то уголке нашей планеты мужчина только что похитил маленькую девочку. Через несколько минут он изнасилует её и затем убьёт. Если это преступление, леденящее кровь не происходит пока вы читаете эти строки, то оно непременно произойдёт через час, несколько часов, максимум – через несколько дней. Это статистика, которой подчиняется 7.5 миллиардов человек. И, вероятнее всего, в этот жуткий момент родители девочки со всей искренностью верят, что любящий и всемогущий бог позаботится о ней .
Существуют ли у них основания верить этому? Хорошо ли, что они верят этому?
— Нет.
В ответе заключена вся суть атеизма, последователи которого не желают отрицать то, что считают очевидным. Они искренне верят: атеизм – это естественная реакция здравомыслящего человека на религиозную догму .
Атеизм – отрицание существования Бога. Или – убеждённость в отсутствии высшего разума.
Жизнь в представлении атеиста – это одна грандиозная драма, где все непрерывно меняется и всему, как хорошему, так и плохому, приходит конец. В нескончаемой цепи утрат дети теряют родителей, родители теряют детей. Влюбленные супруги внезапно расстаются навсегда. Друзья детства спешно прощаются, не представляя, что виделись в последний раз. Атеизм отрицает то, что существует средство, в силах которого восполнить все эти потери за последней чертой. Всё, что человеку дорого здесь и сейчас имеет свою ценность только в связи с его человеческой жизнью. А если бог и существует – он либо жесток, поскольку остается глух к молитвам верующих и не желает предотвращать ужасающие лишения, либо немощен, поскольку предотвратить их не в силах.
Атеизм, по мнению его последователей – это нравственная и интеллектуальная необходимость, логичный антипод религиозной нетерпимости, религиозным войнам, царящей в мире несправедливости и безутешным человеческим страданиям.
Мой путь в «атеизм»
До 22-х лет я считал себя атеистом.
«Крестятся, в церковь ходят – фу, бред»
– думал я, глядя на «верующих».
Мой атеизм отрицал религию (христианство). Я отвергал пустую набожность, которую видел. Покорность, поцелуи креста, икон и даже рук священника. Рабское положение, но не перед Великим и ещё не понятным, а перед «все так должны делать».
Я не знал лучшего способа выразить своё отношение, чем отрицание, к поведению «так принято». Меня раздражала всеобщая бездумность.
Особо сильно, меня доставало, когда заставляли съесть кусочек хлеба, который символизирует «Плоть и Кровь Христову». — Символический каннибализм! А не очищение.
Это было подростковое и поверхностное убеждение . Вывод сделал, и даже Библию не читал. В моём случае, атеизм был этапом включения «мозга», ещё пустоватого, но уже замечающего глупости.
Проверка атеиста на лживость
В мире 10% людей считают себя атеистами, ≈ каждый 10-й читатель этой статьи – атеист.
Интересно, сколько атеистов в мире прочитали хотя бы Библию?
Если вы считаете себя атеистом, ответьте на вопрос:
Что нужно сделать, чтобы убедится что Бога нет?
Раз вы уверены что Бога нет, ответьте: что такое «бог»? Как мне узнать, что «бога» нет?
Например:
- Если утверждать, что Бог – как Зевс, сидит на Олимпе в облаках, то можно просто залезть к нему, и убедиться, сидит он там или нет. Скиньте координаты горы и фотку Бога.
- Если утверждать, что Бог – Кришна, то чтобы узнать, что его нет, мне нужно: читать мантры, очищаться и надеяться, что после смерти я попаду на его планету. После жизни, не сейчас. Как атеист этот вариант проверил?
- Если утверждать, что бог – это знание, что мы живём в разумном мире . В котором не только Мы, но и Земля и вся Вселенная обладают разумом. Как увидеть, что этой разумности нет?
Чтобы стать атеистом – нужно потрудиться
Мы встретили «атеиста». Давайте определим для себя, он - атеист или псевдоатеист?
Утверждая, что Бог отсутствует - нужно хотя бы определить, что это такое?
- Иисус Христос? Или Аллах?
- любовь. А что такое любовь?
- Высший закон мироздания? Как он действует?
- Разумная энергия мира?
- Всё. И как это понимать?
- Кришна, всё-всё-всё знающая и умеющая, верховная личность?
- Определил, как он понимает слово «бог». А в идеале, искал все варианты.
- Хотя бы 5-10 лет искал указания на отсутствие Бога .
- И ещё 5-10 лет целенаправленно искал следы присутствия Бога – и не нашёл их.
Ещё раз, это очень важно. Типичные атеисты уверенны, что Бога – нет. Их любимая логика должна бы им подсказать, что если искать Бога – и не найти – это тоже доказательство. Но дальше отрицания они не идут.
Шутка Кришнаитов:
Атеисты верят: если шпингалет двигать туда-сюда миллиарды лет, образуется два шпингалета. Ещё миллиарды лет случайных мутаций шпингалетов, и образуется топор.
Если «атеист» отказался верить в Бога в христианском понимании (и не каждый батюшка вам доступно объяснит, что же это такое; посмотрите фильм Остров). Так может стоит проверить другие варианты?
Не знаю, есть он или нет. И что вообще такое «бог». Я всего-то 5 лет отвечаю на эти вопросы. Но знаю, что мой «атеизм» был глупостью, простым стереотипом. А последствия такого выбора – глобальные.
Распространённый взгляд атеистов:
Я – атеист, и вы сломаете ногу в потугах, доказывая мне, что бог существует. Блог свободомыслящего
Человек разобрался в вопросе или нацелен отстоять своё мнение? По-вашему, он атеист?
Рассуждение: Где доказательство?
Кто такой атеист?
Атеист уверен: только ему в полной мере дано оценить всю ценность человеческой жизни и степень заблуждения верующих. Он считает аморальным верить в милость бога, который, спасая одних в катастрофах, топит младенцев в колыбелях. Религиозные утверждения, как и любые другие утверждения, претендующие на описание мира и истину в последней инстанции должны иметь доказательный характер. А слепая вера в бога, считает он, - не более чем приторная фантазия о вечном блаженстве. Отдавая себя догме, вознаграждающей за труды праведные, верующий забывает, насколько ценно каждое мгновение этой жизни .
Райские кущи, как место абсолютного комфорта, как и их вечный страж на вратах - грандиозный исторический обман. Это очевидно и это необходимо отстаивать. Энергия термоядерного синтеза дает свет нашему солнцу, его тепло - источник эволюционных и генетических последствий. И эта грандиозная мистерия разворачивается на Земле миллиарды лет. При этом - скептически улыбается атеист, - Рай в представлении верующих обустроен с обстоятельностью фешенебельного карибского лайнера. Что ж получается: рай, как и его вечный сторож - Господь Бог, созданы по образу и подобию человеческому?
Так рассуждает атеист, приводя бесчисленные примеры земных бед и страданий - от урагана Катрина, унесшего жизни тысяч и лишившего крова десятки тысяч жителей Нового Орлеана - до жертв Холокоста, геноцида в Руанде, 300-х миллионах жертв, погибших от оспы в XX веке и костров святой инквизиции. Где был всеведущий, всемогущий и всемилостивейший? Чем занимался он в тот момент, когда ураган крушил город, когда старики, женщины и дети понуро брели в газовые камеры со словами последней молитвы, обращенной к их лучшему другу и защитнику? Куда был обращен взор его, когда руандийские священники убивали мачете детей во имя его? Каких масштабов должны быть катастрофы и жертвы, чтобы поколебать веру этих фанатиков?
Атеист отрицает то утверждение, что всякий разумный человек должен верить в бога, поскольку вера - это единственный способ преодолеть страх смерти, придать смысл жизни и стать счастливей. Вера, по его мнению - всего лишь лицензия на отрицание разума, выписываемая себе адептами религий. «Бог», «бессмертие души», «апокалипсис» - все эти понятия не актуальны и неприемлемы, а разум и вера - вечные и непримиримые антагонисты.
Так рассуждает атеист, выступая против идей бога и веры. Против того, что по его мнению недоказуемо, а значит, - безответственно, цинично и преступно.
Следите за тем, во что вы верите! Не все блондинки – тупые, не все лебеди – белые.