Буква и звук н конспект занятия. Конспект занятия «Согласные звуки,, буквы Н, н
Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Уточнить артикуляцию звука Н.
- Ознакомить с образом буквы Н.
- Формировать понятие «согласный; твёрдый; звонкий звук»
- Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
- Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Н.
- Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, графические навыки.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать других.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, прописи,
Ход занятия
1. Организационный момент: — Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.
Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ)
2. Знакомство со звуком и буквой « Н» Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»
Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.
Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)
Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)
У меня про букву ЭН (На букве ЭН я, как на лесенке,)
Вдруг сложилась песенка: (Сижу, и распеваю песенки)
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка. Е. Тарлапан
А теперь возьмите счётные палочки и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.
3. Развитие мелкой моторики. А теперь мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»?
4. Упражнение «Новый звук». Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?
Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.
5. Упражнение «Составь предложение». А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.
6. Физкультминутка «Повтори не ошибись»
Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.
Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»
7. Упражнение: «Звук Н». Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» — АН
О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)
То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.
8. Взяли свои листочки. Рисуем схему первого слова (ноты). Разбираю на доске.
(Сын; окна). Молодцы. Положили всё на край стола.
9. Итог занятия:
А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:
— Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)
— Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)
С какого звука начинается слово?
Почему я загадала такие загадки? (мы сегодня говорили про звук «Н»)
Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!» Занятие окончено. Денисова О.В., Катанова Н.М. учитель-логопед, г. Москва ГБОУ школа №1285
Цели урока:
- Познакомить с согласными звуками [н], [н’], буквой Н.
- Уточнить термины, связанные с понятием согласный, звонкий (глухой), твердый (мягкий). Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
- Повторить употребление большой буквы в словах, предложении.
- Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей.
Оборудование урока:
- индивидуальные листочки с нотками,
- цветные карандаши, “звуковички”,
- арена цирка,
- рисунки зверей-артистов,
- дворец букв.
Ход урока
I. Повторение изученного. Включение детей в учебную деятельность
(На доске дворец букв, дети стучат кулачком по парте) <Рисунок 1>
Кто, кто в нашем дворце живет?
Во дворце живут буквы.
Гласные и согласные.
(Учитель показывает на изученные буквы во дворце букв, вызванный ученик отвечает).
Я гласная буква А , обозначаю гласный звук [а], могу быть ударным и безударным.
Я согласная буква Т , обозначаю согласные глухие звуки [т], [т’];
[т] – согласный глухой твердый
[т’] – согласный глухой мягкий
Я согласная буква Р , обозначаю согласные звонкие звуки [р], [р’];
[р] – согласный звонкий твердый
[р’] – согласный звонкий мягкий
Молодцы! Буквы довольны вашей работой и ждут новой встречи с вами.
А вы ждете этой встречи?
Мы готовы к встрече, мы готовы к новым открытиям, к новым знаниям.
Есть ли свободные квартиры в нашем дворце букв, ребята?
Давайте поселим в наш дворец еще одну букву.
II. Знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Н.
(У детей на парте листочек с нотками, карандаши: красный, синий, зеленый, простой).
Отгадаем загадку:
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Что это?
Ноты. (Дети переворачивают листочки, где нарисован нотный стан и ноты).
(Дети работают на листочках, учитель на доске). <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>
Произнесите слово. (Ноты).
Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [ы]. Значит в слове два слога).
Какой слог ударный? (Первый слог ударный).
Произнесите 1 слог. ([но]).
Какой звук слышим в начале? ([н]).
Какой он? (Согласный).
Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [н]). <Рисунок 6>
Согласный звонкий.
-[н], [но] Согласный звонкий…. . ?
В слове ноты звук [н] твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо.
- [н] – согласный звонкий твердый.
Летом в парке мы любим кататься на маленькой лошадке… (Пони).
Сколько гласных в слове? (Два - [о], [и], значит два слога).
Какой слог ударный? (первый слог ударный).
Произнеси второй слог.
Какой звук слышим вначале слога? ([н’])
Он какой? (Согласный)
Какой согласный? (Согласный звонкий)
-[н’и], [н’]
Он согласный звонкий мягкий, т. к. за [н’] слышим [и’], [н’и].
О каких звуках мы говорили?
Можно увидеть звуки? (Да. Нужен знак - буква)
Согласные звонкие звуки [н], [н’] обозначим согласной буквой Н (эн).
(У детей на листочках:)
На что похожа буква Н ?
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Поселим букву Н в наш дворец. Живи буква Н во дворце букв. (Учитель вставляет карточку с буквой). <Рисунок 7>
Представьте нового жильца.
Я согласная буква Н , обозначаю согласные звуки [н], [н’];
[н] – согласный звонкий твердый
[н’] – согласный звонкий мягкий
С кем дружат согласные буквы? (С гласными)
Почему? (Образуют слоги).
III. Чтение слогов (Азбука с. 52)
Прочтите слоги 1 столбика (По, то, ро, но, го)
Какой согласный звук в каждом слоге? (Твердый)
Почему? (Твердость согласного звука обозначены буквой о. Ставим над буквой синюю точку).
Прочитайте слоги, где согласные звуки мягкие. (ти, пи, ри, ги, ни)
Мягкость согласного звука обозначена буквой И . (Ставлю зеленую точку);
Вспомните имена учеников нашего класса. Назовите имена, где есть звук [н]. (Дарина, Марианна, Айнур, Айназ, Амирхан, Альбина).
Имена, где звук [н’]. (Леонид, Никита, Даниял, Николай).
Молодцы!
Прочитайте буквосочетания из двух слогов?
Какие буквосочетания являются словами? (они, ори)
ФИЗМИНУТКА
Если слышу в слове звуки [н], [н’] – хлопаю в ладоши.
Если нет – приседаю.
Учитель называет слова, дети выполняют упражнения. (Нитки, кот, сосна, парта, Наташа, пенал, доска, ручка, книга, карандаш, ученик).
IV. Работа с предложением. (Азбука с. 52)
Найдите на странице азбуки слово из трех слогов;
Проверим. И – ри – на. В слове три гласных, три слога.
Как можно назвать девочек? (Подружки);
Прочитаем предложение;
Ирина, Инга, Инна – подружки;
Одинаковый ли звук обозначает буква Н в словах предложения? (Да);
- [н] – согласный звонкий твердый. (ставим синюю точку);
Почему слова напечатаны с большой буквы? (Это имена собственные, имена девочек);
Начало предложения – большая буква;
Подчеркните букву;
Ирина, Инга, Инна – подружки.
V. Работа с текстом. Чтение отрывков из стихотворения С. Маршака “Цирк” (Азбука с. 53)
Буквы, жители дворца, довольны вашей работой на уроке. Они приглашают Вас (звучит музыка) в цирк. (На доске нарисована арена, по ходу чтения учитель прикрепляет на доску рисунки артистов).
Самуил Яковлевич Маршак. 120 лет со дня рождения мы будем отмечать в ноябре. Его стихи читают и перечитывают. Это известный детский поэт. (На доске портрет писателя);
Прочитаем название (Цирк);
Посмотрите на рисунки в азбуке, кто выступает в цирке? (Тюлень, пингвин);
Что они умеют делать? (Ответы детей);
Давайте узнаем, как об этом рассказывает Самуил Маршак. (Дети читают произведение про себя); <Рисунок 8>
Кто выступает в цирке?
Что они умеют делать? (Чтение вслух с комментированием непонятных слов, работа над содержанием); <Рисуно 9>, <Рисунок 10>
Кто такие жонглеры?
Кого называют атлетами?
Что организовали звери?
А кто в этом оркестре пингвин?
Кто вам больше всего понравился, запомнился?
Вот они наши артисты! (Учитель показывает на доску, где по ходу чтения к доске прикреплялись рисунки); <Рисунок 11>
Аплодисменты артистам! Молодцы!
А теперь они наши слушатели. Прочитаем для них стихотворение. (Дети читают выразительно отрывок для зрителей-артистов у доски).
VI. Рефлексия урока.
Какая буква поселилась сегодня в нашем дворце?
Назовите артистов цирка, в названии которых есть буква [н]. Дайте характеристику звукам.
Тюлени – [н’] – согласный звонкий мягкий;
Слон - [н] - согласный звонкий твердый;
(кони, пони, пингвин, еноты…)
А как я сегодня работал на уроке?
Раскрасим наши нотки… <Рисунок 12>, <Рисунок 13>
Дети выбирают цвет, раскрашивают нотки на листочке.
VII. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок, нарисовать иллюстрацию.
НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром»детский сад №25 г.Соликамск.
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ. Тема: «Звуки [Н] [Нь] .Буква [ЭН]»
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
Формы организации: групповая.
Цель : знакомство с понятиями “звук[Н],[НЬ] буква [ЭН], дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.
Задачи:
Развивающая:
Развивать умение детей придумывать слова на заданный звук.
Обогащать представления о том, что имена людей пишутся всегда с большой буквы.
Закреплять зрительный образ буквы, посредством лепки из пластилина.
Образовательная :
Познакомить детей с буквой «ЭН» (заглавной и строчной) и звуками, которые она обозначает «Н» и «НЬ».
Формировать навык слогового чтения.
Учить детей слышать звуки «Н», «НЬ» в словах.
Воспитательная:
Воспитывать инициативность и активность детей.
Методы и приемы:
словесные : объяснение, закрепление, напоминание, использование художественного слова, обобщения, поощрение.
наглядные : демонстрация слайдов (презентации), наглядных пособий.
практические : моделирование графической модели (лепка буквы).
игровые: создание игровой ситуации.
Оборудование и материалы:
Проектор, с презентация по теме НОД.
Коврограф Ларчик В.Воскобовича с приложением буквами в кармашках для размещения на каврографе.
Раздаточный материал: разноцветный пластилин, доска, губка (на каждого ребёнка).
Предварительная работа: дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком»; рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Приложение: Развивающая предметно — пространственная среда: буквари, азбука, вагончики с буквами гласными и согласными.
Литература : Крылова Н.М. Старшая группа научно — методическое пособие для специалистов дошкольного образования/Перм.гос.пед.универ. -2-е изд, Пермь, 2008.
Интернет источники
Регламент: 20 минут
Ход НОД.
Организационный момент. Мотивация.
Слайд №1
Незнайка: Я забыл буквы, которые мы учили.
Воспитатель: Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.
Слайд №2
Незнайка : Почему буквы в вагоне все красные? (потому что это гласные буквы). Назовите их.
Слайд»3
А в этом вагоне, какие буквы? (согласные). Назовите согласные буквы.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой согласной буквой и звуками, которые она обозначает. Слушайте внимательно.
Слайд №4
Я буду называть слова, а вы послушайте, с какого звука начинаются слова? (ноябрь, носки, нос, носорог). Правильно со звука [Н]. Этот звук звучит твёрдо или мягко? (воспитатель ещё раз произносит слова). Звук звучит твёрдо — [Н]. Давайте произнесём все вместе твёрдый звук [Н].
Слушайте внимательно. (небо, нитки,). С какого звука начинаются эти слова? Со звука [НЬ]. Это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). Давайте произнесём все вместе мягкий звук [НЬ].
Как вы думаете, эти звуки [Н] — [НЬ] гласные или согласные? Какие преграды встречает воздух при произнесении этих звуков? (зубы, язык). Эти звуки согласные.
Слайд №5
На письме эти звуки обозначаются буквой [ЭН]. Посмотрите на эту букву. На что она похожа? (воспитатель показывает карточку с буквой).
Слайд № 6
В красном или синим вагоне поедет буква [ЭН]?
Дети: В синем вагоне, эта буква согласная.
Слайд №7
С какого звука начинается Незнайкино имя? Произнесём – Незнайка. С мягкого звука.
Слайд№8 Незнайка
Посмотрите как пишется его имя (написано имя Незнайка). Что вы ещё заметили? В имени 2 буквы, одна большая, а другая маленькая. Правильно, ребята. В русском языке есть правило – все имена всегда пишутся с большой, заглавной буквы. Придумайте имена, которые начинаются на букву [ЭН]? (Нина, Наташа, Настя, Никита,Надежда и т.п.)
Основная часть
А теперь присаживайтесь, слушайте сказку.
Жила была [ЭН] была она согласная. Очень она любила, когда к ней приходили гласные. Они очень дружили. Звуку «Н» очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили: «будем ходить к звуку [Н] по очереди в гости и учить его петь. Рядом с нами любой запоёт (работа со схемой на каврографе В.Воскобовича) .
Пришёл в гости дружок [А] Встал перед [Н] вот так: [АН]. Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте. Тогда они поменялись местами: получилось… Читаем вместе [НА]
Воспитатель: Получилась песенка? (Да) Обрадовался звук «Н» и пригласил звук «У»
(так же со звуками [О], [Ы])
Воспитатель: Какой звук [Н] не пригласил? (звук [И]). Обиделся звук [И], но пришёл в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [НЬ] стал ласковый, мягкий. Произнесите [НЬ] мягко звучит.
Воспитатель: Давайте скажем слоги с твёрдым звуком [Н] (на, но, ну, ны). А теперь с мягким звуком [НЬ] (ни, ня, нё, ню).
Незнайка: Я ребята совсем запутался, какой мягкий, какой твёрдый.
Слайд №9
Воспитатель: А вы ребята, вместе с Незнайкой, посмотрите и найдите слова с мягким звуком [НЬ].
Слайд №10
А теперь с твёрдым [Н]. Молодцы.
Физкультминутка
Наш Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Слайд №11
Воспитатель: Ребята, чтоб наш Незнайка лучше запомнил [Н], предлагаю её слепить. Выберите любой цвет, возьмите доску, губку. Обтираем губкой руки. Насколько частей нужно разделить пластилин, чтоб получилась буква [Н]? (на три). Две части, будут какими, длинными или короткими? (две одинаковые длинные), а одна будет какая? (короткая). Молодцы! Приступаем к лепке, подарим Незнайку букву, чтоб он её запомнил.
В завершение лепки, дети подходят к Незнайке и дарят вылепленную букву.
Заключительная часть .
Воспитатель: С какими звуками и буквой мы познакомились? Какая эта буква? (согласная). Какие два звука обозначает? Что понравилось? Что было для вас сложно? Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, вы очень старались, были активными, умными и внимательными.
Занятие по обучению грамотеЦель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н
Задачи:
Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’]
Дифференциация звуков [Н] и [Н’] в словах
Развивать фонематическое восприятие
Развивать позиционный анализ
развитие памяти, внимания, воображения
Оборудование: компьютер, презентация, картинки, счётные палочки
Организационный момент.
«Ребята, давайте с вами встанем. Глубоко вдохнём и поднимем ручки вверх, выдохнем, опуская руки. А теперь хлопнем в ладоши, улыбнемся друг другу и сядем на свои места».
Загадка
«Дети, отгадайте загадку
Три хорошеньких зверюшки
И построили избушки,
И от волка убегали,
Отгадайте, как их звали?
(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)»
Определи звуки
(Слайд1)«А сегодня к нам в гости пришли Наф-Наф и Ниф-Ниф. И им очень стало интересно, сможете ли вы определить, какой первый звук у каждого из Поросят в имени?
Какой первый звук у Наф-Нафа? [Н]
А какой первый звук у Ниф-Нифа? [Н’]»
Артикуляция
«Поросята рады, что вы смогли правильно определить первые звуки их имен. А теперь они просят рассказать им, как их правильно произносить.
Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук [Н].
Губки у нас сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты)
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами? (за верхними)
А теперь произнесите звук [Н’].
Губы у нас тоже разомкнуты?
А язычок за нижними или за верхними зубами? (за нижними)
Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить [Н] и [Н’]. Что у нас с голосовыми связками происходит? (Вибрируют).
А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка? (Кончик языка мешает)».
Различие звуков [Н] и [Н’]
(Слайд2) «Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за то, что вы рассказали им, как правильно произносить звуки [Н] и [Н’]. Но смотрите, они нашли схему и никак не могут в ней разобраться. Давайте поможем им?
Смотрите, звук [Н]. Поросята не понимают, почему мы обозначаем его синим кружочком? (Потому что он твёрдый)
И ещё почему рядом со звуком [Н] изображаем звоночек? (потому что он звонкий).
А рядом со звуком [Н’] почему нарисован зелёный кружок? (потому что он мягкий)
Почему рядом с [Н’] звоночек? (потому что он звонкий)»
Раздели вещи
«Поросята говорят вам большое спасибо за то, что вы им помогли разобраться в этой сложной схеме и они теперь знают, чем отличается звук [Н] от звука [Н’].
(Слайд3) И они предлагают сыграть с ними в игру. На этой картинке много вещей. И мы их с вами будем делить. Те вещи, в названиях которых мы услышим [Н], будет отдавать Наф-Нафу. А те, в которых услышим [Н ’] – Ниф-Нифу».
Найди звук
(Слайд4) «А теперь давайте с вами попробуем отыскать наши звуки [Н] и [Н’] в словах. Посмотрите, здесь изображены две схемы. Первая показывает, что звук находится в начале слова, а вторая, что звук в конце. Давайте называть предметы на картинках и определять, где же стоят звуки [Н] и [Н’]. В начале или в конце».
Физ.минутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть. (на второй повтор)
Что пропало?
(Слайд5-10) «Я знаю, что на этой неделе вы очень много узнали нового про обувь. Давайте с вами посмотрим на картинки и вы мне назовете, что за обувь на них изображена.
Ниф-Ниф и Наф-Наф решили нас разыграть и проверить, внимательные ли мы с вами. Смотрите на картинки и запоминайте, какая обувь на них изображена.
Смотрите, поросята что-то стащили. Что пропало?»
Буква Н
(Слайд11) «Ребята, есть звуки [Н] и [Н’]. Мы их говорим. А есть буква Н, которую мы пишем и читаем.
Посмотрите на неё. Она состоит из трёх палочек: двух вертикальных и одной горизонтальной.
А на что похожа буква Н? (лесенка, гамак)
Давайте составим её из счётных палочек».
Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
А о какой букве?
Кто к нам в гости сегодня приходил?
А что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?
Ребята, Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за занятие и говорят, что вы большие молодцы!