Брюсов биография краткая. Биография
Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматурги историк. Один из основоположников русского символизма.
Родился 1 декабря (13 н.с.) 1873
года в Москве в купеческой семье.
Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова. Уже в тринадцать лет Брюсов решил стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия.
В 1892 поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучал историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).
В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма — Верлена, Рэмбо, Маларме, — оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.
В 1894 — 1895 гг. он составил небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым.
В 1895 Брюсов издал книгу «Шедевры», в 1897 — книгу «Это — я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.
В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 — 1909), лучшего журнала русского символизма.
В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.
В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок» — свои лучшие поэтические книги.
Затем появляются книги «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).
В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.
Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.
Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая — «В такие дни» (1921).
Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды
Биография, история жизни Брюсова Валерия Яковлевича
Родился Валерий Яковлевич Брюсов 1-го (по новому стилю 13-го) числа в декабре месяце 1873 года в городе Москва. Он появился на свет в купеческой семье, хотя и среднего достатка, но находившейся под сильнейшим влиянием идей своего времени. Отец и мать с жаром предавались воспитанию будущего поэта на самых рациональных основах. С младенчества маленький Валерий видел вокруг себя много книг и слышал разговоры взрослых об “умных вещах”. Мальчика усердно оберегали от всякой “чертовщины”, от сказок, зато о принципах материализма и об идеях Дарвина он узнал раньше, чем успел научиться умножению.Детство и юношеские годы
Детство и юношеские годы Валерия Брюсова не были отмечены чем-либо существенным. Гимназию в 1893 году он окончил, в это время более глубоко увлекаясь чтением литературы. Затем поступил в Московский университет для обучения на историко-филологическом факультете. Десяти-пятнадцатилетним подростком Брюсов уже попробовал свои силы в прозе, он пытался делать переводы из античных и новых зарубежных авторов. Желание Валерия целиком посвятить себя творчеству как литератора становилось все более ясным.
Символизм
В 1892 году молодой Валерий Брюсов познакомился с поэзией французских символистов – Поля Верлена, Артюра Рэмбо, Стефана Малларме, которая оказала большое влияние на всё дальнейшее творчество поэта. В 1894-95 годах он составил несколько небольших сборников под названием “Русские символисты”, в которых большая часть стихов была написана им самим.
В 1895 году Брюсов издал свою первую, целиком авторскую книгу “Шедевры”, а уже в 1897 году – вторую книгу под названием “Это – я”, раскрывающую мир субъективно-декадентских переживаний поэта, провозглашавшую его эгоцентризм. Окончив университет в 1899 году, Валерий отдался полностью литературной деятельности. Он работал в течение двух лет секретарем редакции в журнале “Русский архив”. Организованное вскоре издательство “Скорпион” стало выпускать произведения модернистов, так называемую “новую литературу”, и Валерий Брюсов принял активное участие в выпуске журнала “Весы” и нескольких альманахов в 1904-1909 годах.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Признание
В 1900 году вышла книга Брюсова “Третья стража”, после чего Валерий Яковлевич получил общественное признание как большой поэт. Он опубликовал в 1903 году книгу “Граду и миру”, затем в 1906 году – “Венок”, ставшие лучшими поэтическими книгами поэта.
Поэзия Брюсова в последующие годы стала более камерной, появились новые черты в его лирике: задушевность, интимность, простота в выражении чувств и мыслей (сборник “Все напевы”, изданный в 1909 году; книга “Зеркало теней”, опубликованная в 1912 году).
Первая мировая война
Во время 1-й мировой войны Брюсов отправился на фронт от газеты “Русские ведомости”. Он опубликовал большое число статей и корреспонденций, посвящённых военным вопросам. Однако его лжепатриотический угар прошёл быстро, война всё больше представала Брюсову в отвратительном обличии своём. Поэт написал острокритические стихи (“Многое можно продать..”, “Орел двуглавый” и ряд других), оставшиеся, естественно, не напечатанными. Поэт всё больше погружался в бездну простого “творения стихов”. Он пытался найти особо изысканные рифмы, создавал стихи самой редкостной и диковинной формы, достигая исключительной технической изощренности. Современники вспоминали, что их буквально ошеломлял талант Брюсова к импровизации, умение написать классический сонет почти мгновенно. В этот период Валерий Яковлевич создал два “венка сонетов”. Он выпустил несколько позже сборник под названием “Опыты”, в котором стремился представить самые сложные и разнообразные стихотворные размеры и способы рифмовки.
К предвоенным годам относился и самый грандиозный поэтический замысел Брюсова – “Сны человечества”, возникший у поэта ещё в 1909 году, однако окончательно оформившийся лишь в 1913-м. Валерий Брюсов намеревался представить душу человечества, выраженную в его лирике. Даже по самым первоначальным планам поэтическая эпопея “Сны человечества” должна была составить почти три тысячи стихотворений, никак не менее четырёх томов. Брюсов со свойственным ему всегда максимализмом намеревался представить абсолютно все формы, пройденные лирикой во все времена и у всех народов. Этому исполинскому замыслу поэта не суждено было завершиться.
Последние годы
По совету Максима Горького, Московский армянский комитет попросил Брюсова в 1915 году организовать и отредактировать сборник переводов армянской поэзии. В 1916 году сборник “Поэзия Армении” вышел. В нём большую часть переводов выполнил Брюсов. Он также выпустил обширный труд под названием “Летопись исторических судеб армянского народа”, стал автором ряда статей, которые были посвящены деятелям армянской культуры. Это принесло Валерию Брюсову заслуженное признание. Русскому поэту было присвоено в 1923 году почётное звание – Народный поэт Армении.
9-го числа в октябре месяце 1924 года Валерий Яковлевич Брюсов умер в Москве.
→ Брюсов Валерий Яковлевич
Биография - Брюсов Валерий Яковлевич
Детские годы и становление личности
Известный российский поэт Валерий Яковлевич Брюсов родился в декабре 1873 года в Москве в купеческой семье. Отец его, несмотря на принадлежность к «практичному сословию», очень увлекался естественными науками и литературой. Любовь к книгам он передал и сыну. С детства маленький Валера слушал разговоры на «умные» темы, читал научные книги. Особенно привлекали его биографии великих людей.
В 11 лет Брюсова отдают в гимназию, где его принимают сразу во второй класс. Мальчик настолько отличается по своему интеллекту от остальных учеников, что они первое время нещадно издеваются над ним. Чуть позднее гимназисты начинают понимать, что Валера не только знает много интересного, но и может пересказывать книги целиком. У Брюсова появляются друзья. Уже с тринадцати лет он мечтает сам писать книги. В гимназии кроме литературы и истории любимыми предметами будущего поэта становятся астрономия и философия. Во время учёбы он издаёт рукописный журнал «Начало», который становится его первым «литературным трудом».
После окончания гимназии Л.Поливанова в 1892 году Брюсов поступает в университет на историко-филологический факультет. Здесь он углублённо изучает древние и современные языки, историю, классических и современных философов, литературу и искусство.
В год поступления Брюсову впервые попадают в руки произведения французских символистов, которые производятт на него неизгладимое впечатление. В 1894-1895 годах он издаёт свой первый литературный сборник под названием «Русские символисты». Почти все произведения написаны Брюсовым, хотя большинство - подписаны разными псевдонимами. В 1895-1896 - выходит второй, уже авторский сборник поэта «Шедевры». Обе книги вызывают жёсткие отзывы критики, но Брюсова это совершенно не расстраивает, т.к. он считает себя носителем новых литературных идей и уверен, что всё новое пробивает себе дорогу « с боем». Нового последователя поэзии символизма принимают в свой круг известные писатели этого направления: Ф.Соллогуб, Д.Мережковский, З.Гиппиус и другие. Еженедельно Брюсов встречается с московскими модернистами. В этот период он много занимается переводами зарубежной классики. Начинает писать фантастические произведения.
В 1897 году впервые выезжает в Германию, где находит своё личное счастье. Супруга на всю жизнь становится его помощницей и в литературном творчестве.
После окончания университета Брюсов «с головой» уходит в литературную деятельность. Два года работает в редакции журнала «Русский архив». Позднее переходит в новое издательство «Скорпион», которое издаёт произведения модернистов. Принимает непосредственное участие в создании лучшего журнала символистов - «Весы».
В 1900 году выходит сборник стихов Брюсова «Третья стража», после которого поэт получает настоящее признание.
Творческий расцвет
В 1903 и 1906 годах, на волне творческого взлёта, поэт выпускает две своих лучших поэтических книги - «Граду и миру» и «Венок». Постепенно поэзия его становится более простой и душевной, более понятной в выражении чувств.
В первом сборнике прозы «Земная ось» возникают фантастические произведения, а также драма «Земля» - выражаясь современным языком - роман-катастрофа. В 1908 году писатель заканчивает исторический роман «Огненный ангел» с элементами «готики». В 1909 году проводит исследование, которое можно назвать первой работой по отечественному фантастоведению - «К характеристике Гоголя», где исследует творчество Гоголя как фантаста.
За два года (1911-1912) Брюсовым написаны сборник рассказов «Ночи и дни», повести, роман «Алтарь победы» и множество новых фантастических произведений. Он впервые занимается теоретическими разработками написания научно-фантастических рассказов и повестей.
В годы первой мировой войны Брюсов некоторое время работает на фронте военных корреспондентом. Но вскоре возвращается домой, ужаснувшись бессмысленности и жестокости войны.
Произведения писателя всё больше отходят от позиций символизма и отвлечённых мотивов. Брюсов начинает «видеть» и восхищаться человеком труда, который преобразует землю и покоряет природные стихии.
Революционное возрождение
Созвучной его мыслям и чаяниям оказывается Октябрьская революция. Брюсов полностью принимает её, становится активным сторонником социалистических преобразований и даже членом Коммунистической партии. Уже с начала 1918 года, когда большинство интеллигенции стояло ещё на выжидательных или даже враждебных позициях по отношению к Советской власти, Брюсов является к А.В.Луначарскому, занимавшему тогда пост наркома просвещения, и предлагает свою помощь.
Валерий Яковлевич ведёт огромную работу по возрождению культуры в советской России. Он возглавляет научные библиотеки, занимается вопросами художественного образования, является членом Государственного учёного совета, профессором Московского университета, председателем Всероссийского союза поэтов, редактирует журнал «Художественное слово» и занимается ещё множеством дел по поднятию культурного уровня народа. При этом он успевает писать и выпускает шесть сборников новых стихов, пишет фантастические произведения, устремлённые в будущее, экспериментирует с новой ритмикой стиха. Сквозь голод и разруху гражданской войны он видит светлое и счастливое будущее для своей страны и готов для этого много работать.
К сожалению, здоровье Брюсова оставляет желать лучшего. В 1924 году его провожают в последний путь на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Интересные факты:
Он был первым человеком в России, прочитавшим в широкой аудитории доклад об Атлантиде.
Русский поэт, прозаик, драматург и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря (1 декабря по старому стилю) 1873 года в Москве в купеческой семье. , затем учился в гимназиях Франца Креймана (1885-1889) и Льва Поливанова (1890-1893). В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году.
Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились первые его рассказы. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. К началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника "Русские символисты", куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В третьем выпуске "Русских символистов" было помещено брюсовское однострочное стихотворение "О закрой свои бледные ноги", быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики.
В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова — Chefs d’œuvre ("Шедевры"), в 1897 году — сборник стихов Me eum esse ("Это — я") о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала "Русский архив". После организации издательства "Скорпион", которое стало выпускать "новую литературу" (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала "Весы" (1904-1909), ставшего рупором русского символизма.
В 1900 году вышла книга Брюсова "Третья стража", после которой автор получил признание как большой поэт. В 1903 году он опубликовал книгу Urbi et Orbi ("Граду и миру"), в 1906 году — поэтический сборник "Венок".
Книгу "Земная ось" (1907) составили фантастико-символическая драма "Земля" и рассказы. Брюсов — автор романов "Огненный ангел" (отдельное издание 1908), "Алтарь победы. Повесть IV века" (1911-1912), повестей и рассказов (вошли в книгу "Ночи и дни", 1913), повестей "Рея Сильвия" (отдельное издание 1916), "Обручение Даши" (отдельное издание 1915), "Моцарт" (1915).
На рубеже первого десятилетия ХХ века поэзия Брюсова стала более камерной, появились новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник "Все напевы", 1909; книга "Зеркало теней", 1912).
© С. В. Малютин
© С. В. Малютин
Для театра Веры Комиссаржевской Брюсов перевел пьесы "Пеллеас и Мелизанда" Мориса Метерлинка (1907; постановка Всеволода Мейерхольда) и "Франческа да Римини" Габриэле Д’Аннунцио (совместно с Вячеславом Ивановым, 1908). Опубликовал психодраму "Путник" (1911), трагедию "Протесилай умерший" (1913). Переводил драматургию Эмиля Верхарна ("Елена Спартанская", 1909), Оскара Уайльда ("Герцогиня Падуанская", 1911), Мольера ("Амфитрион", 1913), Ромена Ролана ("Лилюли", 1922).
Занимался переводами Данте, Байрона, Гете, Метерлинка. Отдельными изданиями вышли переводы Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Эдгара По, Оскара Уайльда, сборник французской лирики XIX века, "Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония" (1911), "Erotopaegnia. Стихи Овидия, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория" (1917).
В годы первой мировой войны Брюсов находился на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи.
Валерий Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года, активно сотрудничал с новой властью. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию.
В 1917-1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года — отдел Российской книжной палаты). Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918-1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919-1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года — заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором.
Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта "перед всей страной" и выражалась "благодарность рабоче-крестьянского правительства".
В 1920-е годы (в сборниках "Дали" (1922), "Mea" ("Спеши!", 1924) Брюсов радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший ее Михаил Гаспаров назвал "академический авангардизм".
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Валерий Брюсов был женат на Иоанне Рунт (брак между ними был заключен в 1897 году). Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Творчество В.Я. Брюсова начинают изучать школьники еще в школе, ведь его произведения оказывают огромное влияние на становление молодого поколения. Родился он в декабре 1873 года в Москве. Его семья была не очень богата, можно даже сказать, что среднего достатка. Титул рода Брюсовых - купцы. Именно поэтому краткая биография Валерия Брюсова будет полезной школьникам, чтобы осознать все его творчество.
В семье, где родился Валерий Яковлевич, он был первым ребенком. Родители уже готовые воспитывать своего ребенка. Тут же принялись за его воспитание, где считали основной реальную жизнь, а вот фантазия и вообще все художественное отодвигалось на второй план.
Что касается образования, то в семье Брюсовых была хорошая библиотека, но это были книги отца, среди которых не было места художественным книгам или просто сказкам. Эти книги. По выражению Брюсова, были только об умных вещах. От остальных книг, которые не нужны были для жизни, Валерия Яковлевича родители оберегали. Поэтому в детстве он не читал ни Пушкина, никого другого. Единственным поэтому, чьи стихи он знал в детстве наизусть, стал Н.А.Некрасов.
Юность у Валерия Яковлевича прошла спокойно и безбрежно. В 1893 году он уже окончил гимназию, в это же время он увлекается чтением. Поступает затем в Московский университет на историком – филологический факультете. Еще в 15 лет он пытается писать прозаические тексты, даже переводить. Страсть к литературе у нее постоянно возрастала, и когда ему подарили толстую тетрадь, то он стал записывать в нее стихи. Брюсов понял, что желает себя полностью посвятить литературе.
В 1892 году Валерия Яковлевич начинает с французской поэзией, он читает в основном поэтов-символистов: Верлена, Маларме, Рэмбо. Они оказывают огромнейшее влияние на его творчество. В результате этого уже в 1894-1895 годах у него выходят собственные сборники, но в них включены не только его произведения. Сборник получил название «Русские символисты». Уже тогда стало ясно, что Валерий Яковлевич очень талантлив. После этого сборники поэт выпускает и свои книги: «Шедевры», «Это – я».
Валерий Яковлевич в 1899 году оканчивает университет, и теперь все свое свободное время отдает литературе. Два года он работает секретарем в одной из редакций журнала, затем переходит в другое, только что образованное. Третья книга Валерия Яковлевича приносит ему признание поэта.
Первая мировая война приносит изменения в жизнь поэта. Он отправляется на фронт и работает в одной из газет, пишет статьи, которые посвящены военным темам. Но война вскоре не только надоедает поэту, но у него даже появляется отвращение. Его патриотизм угасает. В 1915 году, разочаровавшись, он возвращается домой. После этого он пытается найти темы для своего творчества в мирной жизни. Пишет стихи и баллады, в которых усердно старается показать душу человеческую.
После этого к нему обращаются представители Армении, и Валерий Яковлевич берется за большую работу. Уже в 20 годах выходит его работы – сборник поэтов Армении, в его оформлении и переводе.
В 1924 году, в начале октября, Валерий Яковлевич умирает в кругу семьи. Проживая в Москве. Ему еще на тот момент не исполнилось и 51 года. Его же поэзия пережила годы и века.