Ащ ящ ущ ющ спряжение. Суффиксы причастий
Изучение русского языка – один из главных моментов школьной образовательной программы. Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: "Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно". Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки.
В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня. Сделаем мы это рассмотрев основы с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры ошибок в словах с такими корнями встречаются ежедневно.
Что такое корень
Слово состоит из так называемых морфем – частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень – это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь нулевое окончание (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.
Почему изменяются корни
Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.
Ему однокоренным является слово «слагать». При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором – сложение букв в слоги и так далее). Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.
Корни с чередованием
В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как корни с чередованием. Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-. Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.
Казалось бы, если знать, как произносятся слова, то проблем с написанием этих морфем быть не должно. К сожалению, это не так. В некоторых случаях приходится обращаться к справочникам, в которых имеется материал по употреблению корней.
Правила
Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе. Важно отметить, что русский язык – это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное – это понять смысл и уметь применить знания на практике. Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.
Правило для -лаг-, -лож-
В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если гласный звук безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.
У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже. Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.
Особенности употребления корня
Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками. Это и есть главная особенность. Слова с корнем -лаг-, -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова. Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди. Употребление этих корней с чередованием без приставок – самая распространенная ошибка в устной речи. Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее. Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.
Исключения корня с чередованием
Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении. Есть одно такое слово – это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о». Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-. То есть соблюдены все условия, кроме главного – использования буквы в соответствии с правилом.
Что такое «полог»? В толковых словарях дается значение такое значение: занавеска, которая загораживает кровать. В наши дни такой предмет интерьера можно встретить разве что в деревнях, из чего можно сделать вывод о том, что слово употреблялось еще в древности, когда еще не были выведены подобные правила написания.
Основные ошибки с употреблением корней
Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики. Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок. К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно - на гласную корня. Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае. Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».
Несмотря на то что официально оно является допустимым, для него есть более правильная форма – «сажать». Первый вид достаточно часто использовался раньше, возможно, именно поэтому для него еще осталось место в нашей речи.
Как не допускать ошибок
Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания – слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.
Заключение
В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык – самый сложный во всем мире. Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам. Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками – такой подход не даст положительных результатов. Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы - это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.
Определи спряжение глагола.
В причастиях, образованных
от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий , читающий .
от глаголов 2-го спряжения - -ащ (-ящ) : любящий, видящий
Обрати внимание: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:
зна ет, зна ют – 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →знающий, люб ит, люб ят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.
2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый
Определи спряжение глагола.
В причастиях, образованных от глаголов
1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
2-го спряжения - -им: любимый, видимый
Обрати внимание: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:
поднима ет, поднима ют - 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый, люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им → любимый .
Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.
Суффиксы причастий прошедшего времени
1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший
В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: вид е вший←вид е ть, слыш а вший←слыш а ть.
2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный
Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.
Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов
с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потерянный ← потерять ,
с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненный ← наполнить.
Выполняй задания
Задание из демоверсии ФИПИ 2015:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
преобразу...мый
распущ...нный
засмотр...шься
сломл...нный
омыва...мый
Выполнение:
1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: засмотр...шься - засмотреться.
2. Определи спряжение: засмотреться - глагол 2 спр. Это производный глагол от глагола смотреть, значит, это исключение.
3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: засмотр и шься. Пропущена буква И.
4. Определи гласные в суффиксах причастий: преобразуемый, распущенный, сломленный и омываемый .
1) преобразу...мый, омыва...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глаголов, от которых они образованы: преобразу...мый - от преобразовать (1-е спр.), омыва...мый - от омывать (1-е спр.), пишем гласную е : преобразуемый, омываемый.
2) распущ...нный, сломл...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: распущ...нный - от распустить, сломл...нный - от сломить . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом и, пишется суффикс енн, то пишем гласную е : распущенный, сломленный .
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Правописание суффиксов причастий.
Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы. Правописание перед суффиксами причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Выбор суффиксов причастий УЩ.ЮЩ.АЩ.ЯЩ.ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола. 2 спряжение И…, АТ, ЯТ 1 спряжение Е…, УТ, ЮТ Все глаголы на ИТЬ 4 глагола на АТЬ 7 глаголов на ЕТЬ БРИТЬ. СТЕЛИТЬ Плюс все остальные глаголы Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотреть Блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять
Правило суффикс Пишите примеры УЩ, ЮЩ, ЕМ в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения бор Ю щийся оберега Е мый АЩ, ЯЩ, ИМ в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения кле И мый слыш А щий
Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ бОр…..щийся клЕ……мый Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ бор о ться 1 кле и ть 2 Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ бор Ю щийся кле И мый
Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени ВШ Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ Стро…..вший та…..вший Шаг 2: выделяю суффикс ВШ Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И подчеркиваю гласную перед ТЬ стро И ть та Я ть Шаг 3: ПИШУ СЛОВО С ТОЙ ЖЕ ГЛАСНОЙ ПЕРЕД ВШ, ЧТО И В ИНФИНИТИВЕ стро И вший та Я вший
Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную, что и в инфинитиве глагола слыш А вший- слыш А ть, та Я вший – та Я ть, вид Е вший- вид Е ть, стро И вший- стро И ть А ВШ Ш Я Е И
Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола увенч А нный - увенч А ть, увид Е нный – увид Е ть, вымен Я нный - вымен Я ть А Я Е НН Н И ЕНН ЕН Только гласная И меняется на Е подпил Е нный - подпил И ть
Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Шаг 1: ВЫДЕЛЯЮ НН,Н Увенч…нный постро…нный Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ увенч А ть постро И ть Шаг 3: ПИШУ СЛОВО С ГЛАСНОЙ А, Я, Е, КАК И В ИНФИНИТИВЕ, ПЕРЕД СУФФИКСОМ ПРИЧАСТИЙ НН или Н. Гласная И в инфинитиве становится суффиксом ЕН или ЕНН в причастии увенч А нный постро Е нный
Ключ к 1.3. Колыш У щийся на крыше, исследу Е мый объект, ран Я щий словом, грохоч У щий грузовик, та Ю щий на солнце, слабо дыш А щий, колебл Е мый ветром, ненавид И мый всеми, вполне разреша Е мый. дремл Ю щии на лекции, плохо вид И мый, завис Я щий от отца, ма Ю щийся зубами, больно жал Я щий, много знач А щий, всеми уважа Е мый, сжига Е мый страстью, стро Я щийся район, хол Я щий жеребенка.
Предварительный просмотр:
1. 1. Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия.
С помощью суффиксов
-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ)
| С помощью суффиксов
-ем-, -им-
|
1. 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.
Неж...щийся на солнце, часто организу…мый, слыш...мый шорох, сыпл...щийся с потолка, подгоня...мые, ветром, терп...щий боль, изгоняя…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч...щая хозяйка, кле...щии карандаш, хвал...щий спектакль, мол...щий о пощаде, бор...щийся с пургой, шепч...щий на ухо, плач...щий малыш, знач...мое событие, слав...щийся делами, реж...щий инструмент, ла...щая свора,
1. 3. Вставьте пропущенные буквы.
Колыш...щийся на крыше, исследу...мый объек,т ран...щий словом, грохоч...щий грузови,к та...щий на солнце, слабо дыш...щий, колебл...мый ветром, ненавид...мый всеми, вполне разреша…мый. двига...мый желанием, дремл...щии на лекции, плохо вид...мый, завис...щий от отца, ма...щийся зубами, больно жал...щий, много знач...щий, всеми уважа...мый, сжига...мый страстью, стро...щийся район, хол..,щий жеребенка.
Проверьте себя. Посчитайте количество правильных ответов.
18-20 балов – хороший результат.
17 и менее – сделайте следующее упражнение.
1. 4. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание.
Буд...щий по утрам, аккуратно бре...мый, крас...щий волосы, всеми совету...мый, строга...мые доски, редактируемый мной, плещ...щиеся ребятишки, ре...щие знамена, знач..щийся в списках, поддержива…мый другом, бел...щий стены, пол...щий грядки, се...мый весной, точ...щий косу, расстила...мый на полу, незабыва...мое событие, ко л... щий дров,а ро...щие канаву, едва замеча,..мый, терп...щий бедствие.
2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле. См. 1.2.
Обид...вший друзей, наде...вшийся на чудо, кле...вший обои, полностью выздоров…вший,больно жал...вший, слабо слыш...вший, обессил..вший от голода, посе...вший подозрение, вид...вшая фильм, зате...вший ссору, та...вшии в сумке, раска...вшийся во зле, рано состар…вшийся, ненавид...вший ложь, рассе...вший сомнения, не ча...вший увидеть, ре...вший над крышей, леле...вший ребенка, забле...вший ягненок, опостыл...вшая работа.
2.2. Вставьте пропущенные буквы. Заброс...вший шайбу, замет.„вший опасность, выелуш...вший внимательн,о приумнОж..вший славу, завис...вший от погоды, забле...вший в тишине, выруб...вший кустарник, выполн...вший обещание, вып...вший квасу, ПОПОЛН...ВШИЙ припасы,
Постро..вший дом, засе...вший травой, муч...вшийся зубами, вспомн...вший о доме, застро..вшийся район. развес...вший по пакетам. обруш...вшийся на село.ИСПОЛН...ВШИЙ на рояле. вымен...вший марку. пропар...вшийся в бане.
3.1. Образуйте от данных глаголов причастия с помощью суффикса НН, обозначьте орфограмму.
инфинитив | причастие прош.вр. с суффиксом НН
|
Размерить, слышать, засеять, вычистить, сберечь, втащить, назначить, сделать, сорвать, разорвать
3.2. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутренне поле. См. 1.2. затее…нный спор, обиж…нный ребенок, подков…ный конь, сильно зауж…нный, вылом…ный замок, втач…нный рукав, испеч…ный пирог, просмотр….ный фильм, сбереж…нный рубль, обсаж…нный деревцами, вычищ…нный до блеска, закопч…нная кастрюля, скро…нный костюм, ове…нный славой,
3.3. Вставьте пропущенные буквы.
Зате...нная уборка, задерж...нный в пути, посе...вший добро, стрел...ный воробей, раскро...нный материал, размеш...нный сахар, увид...вший свет, выкач...нная вода, незаслуженно обиж...нный, плохо втач...нный, наде...вшийся на успех, отча...вшийся, юноша, разве...вший скуку,
услыш...вшии шепот, искусно скле...нные, развеш...нные картины, высме...нный другом, обид...вший соседа, замеш...нное тесто, завеш...нное шторой, выкач...нная бочка, случайно подстрел...нный, скле...вший намертво, рассе...нные огнем,оконч..нная работа.
Подсчитайте баллы (каждое слово - 1 балл). Если вы набрали:
23-25 баллов - тема усвоена хорошо, можете смело переходить к следующей;
19-22 балла - повторите правописание слов, в которых допустили ошибки, отработайте их на внутренних полях;
менее 19 баллов -начинайте отрабатывать данную тему с самого начала, учитывая свои пробелы. Более внимательно отнеситесь к графике и работе на внутренних полях.
1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения.
Вспомним что такое спряжение глаголов.
Спряжение - это то, как глаголы изменяются. В русском языке существует 2 типа изменения глаголов (спряжения) - I и II.
Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами. Желательно пользоваться ими именно в указанном порядке:
1) Поставьте глагол в форму 3л. мн.ч.
Если в окончании видим -ут
или -ют
, значит наш глагол относится к I спряжению, а если в окончании появились -ат
или -ят
, то этот глагол II спряжения.
Примечание: этот способ работает только, если окончание в форме 3л. мн.ч. четко слышится
, в противном же случае стоит воспользоваться вторым способом.
2) Поставьте глагол в инфинитив. Если инфинитив будет оканчиваться на -ить
, то глагол II спряжения, а если же нет - то наш глагол относится к I спряжению.
Примечание: не стоит забывать и об исключениях. (см. таблицу)
После того, как спряжение глагола определено, выбираем соответствующее окончание:
Если глагол I спр. - -Ем, -Ете, -Ешь, -Ет, -Ут, -Ют.
Если глагол II спр. - -Им, -Ите, -Ишь, -Ит, -Ат, -Ят.
2. Правописание суффиксов причастий: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-/-им- - зависит от спряжения глагола, от которого данное причастие образовано.
Здесь следует действовать по алгоритму:
1) Все причастия образованы от глаголов. Опреляем, от какого глагола образовано причастие.
2) Определяем спряжение данного глагола. Как это делать, описано выше.
3) Делаем соответствующий выбор суффикса:
- -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M ;
- если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы: -ащ-/-ящ-, -им- .