Артемиево-веркольский мужской монастырь.
История
Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь название свое получил от лежащей в двух верстах от обители деревни Веркола (Пинежский район Архангельской области в современном административном делении), где в 1532 году родился святой праведный отрок Артемий (+1545) и где в приходском Никольском храме первоначально, с 1577 года, почивали его обретенные нетленными мощи. По молитвенному предстательству святого отрока пред Богом многие больные получали исцеление, в том числе и двенадцатилетний сын мезенского воеводы. В благодарность за чудесное избавление сына от смертельного недуга воевода Афанасий Пашков построил в 1635 году келии и ограду со Святыми Вратами, а также храм во имя святого великомученика Артемия - тезоименитого небесного покровителя праведного отрока.
В 1610 году мощи святого Артемия по указу Новгородского митрополита Макария были освидетельствованы, а 17 ноября 1649 года торжественно перенесены из приходской Никольской церкви селения Веркола в монашескую обитель, основать которую дозволил царь Алексей Михайлович (Романов). Он же прислал в новый монастырь Евангелие, крест, сосуды, кадило, паникадило, водосвятную чашу, священнические и алтарные облачения и четыре колокола. Эти события стали радостными не только для настоятеля иеромонаха Рафаила и его сподвижника иеромонаха Ионы, но и для православных мирян всего северного поморья.
В силу многих причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен быть закрыт. Но промыслом Божиим графиня Орлова-Чесменская (в иночестве – Агния) принимает подстриг и выделяет значительную сумму вклада во многие монастыри на поминовение души, в числе которых оказывается и наш монастырь. Получив 5000 золотых рублей, монастырь продолжает свое существование.
Возрождение и подлинное благоустройство обители началось с 1859 года, когда трудами опытного духовника и умелого хозяйственника игумена Ионы (1859-1861гг.) в монастырь, по милости Божией, стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии (1861-1885гг.) и Виталии (1888-1900гг.) были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.
Частым гостем и щедрым благотворителем обители в конце ХIХ - начале ХХ вв. был святой праведный пресвитер Иоанн Кронштадтский. Ежегодно, во время своих поездок на родину в село Сура, расположенное от с. Веркола на 50 км выше по реке Пинеге, он останавливался в хорошо известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан замечательный акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Кронштадтский пастырь освятил построенный на пожертвованные им средства величественный собор в Веркольской обители, которая во многом благодаря его усердию сделалась подлинным украшением всего Северного края.
Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Св. Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с
архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий по Высочайшему повелению и определению Св. Синода был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.
Все это способствовало насаждению и утверждению в обители строгих правил монашеского общежития, особенно в церковном богослужении.
После гражданской войны монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. Часть монастырской братии ушла, унеся с собой святыни обители. Мощи прав. отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания. В настоящее время их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны, а оставшиеся сооружения использовались не по прямому назначению. От полного разрушения монастырь, по милости Божией, спасли малонаселенность окружающей местности и удаленность от крупных сел и городов.
В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа (до 1997 г.).
В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы РПЦ, и 5-го августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления св. прав. отрока Артемия. А 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная Литургия.
25 декабря 1991 года Св. Синодом принято решение об открытии Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря.
С 25 декабря 1991 г. по 6 июля 1995 г. и с июля месяца 1996 г. по 24 февраля 1997 г. наместником монастыря был игумен Иоасаф (Василикив), с 6 июля 1995 г. по 1 апреля 1996 г. – иеромонах Алексей (Тетерин), с 1998 по 1999 гг. – игумен Варнава (Пермяков), а с 1 августа 2000 года н/ст. и по настоящее время – игумен Иосиф (Волков).
Современная жизнь
Добраться до Артемиево-Веркольского Монастыря можно следующим образом: 1) Поезд/самолет до Архангельска. 2) Поезд Архангельск - Карпогоры (6 часов пути, ходит раз в сутки). 3) Такси/маршрутка Карпогоры - Веркола. 4) Через Пинегу на лодке и вы в обители. Если решите посетить монастырь - обязательно свяжитесь с нами, чтобы за вами прислали лодку.
Распорядок дня
Распорядок буднего дня:
5.00 - общий подъем (совершает будильщик, который с
колокольчиком обходит все келии).
5.30 – молебен перед ракой св. прав. отрока Артемия.
6.00 – утренние молитвы, полуношница.
6.30 – утреня, 1-й час.
7.30 – утренняя трапеза (для неслужащей братии и
трудников).
8.00 – послушания.
8.30 – 3-й, 6-й часы.
9.00– Божественная Литургия.
13.00– обеденная трапеза.
14.00 – послушания
17.00 – 9-й час, вечерня.
18.00 – вечерняя трапеза (проходит, как и другие общие
трапезы, при чтении «Жития святых» или других
книг святых отцов).
18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные
дни – без канонов), вечерние молитвы, чин прощения.
После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав.
отр. Артемию (в воскресные дни ему служится молебен
с акафистом).
23.00 – общий отход ко сну.
Богослужение в дни великих праздников и в воскресение (бдения):
накануне вечером служится в 16.45 – 9-й час.
17.00 – всенощное бдение.
20.45 – вечерняя трапеза.
7.30 – общий подъем.
8.00 – утренние молитвы, воскресная полуношница
(по праздникам – молебен празднику).
9.00 – 3-й, 6-й часы.
9.30 – Божественная Литургия.
12.00 – праздничная трапеза.
Оставленные без ремонта и ухода в советские годы храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.
Но Бог не мог оставить это волшебное место на погибель, и в 90-е годы началось восстановление монастыря. Немало трудов было положено, чтобы привести монастырь в былое благолепие и наладить духовную жизнь. Трудились все. Во многом помогала (и помогает по сей день) монастырю Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, жена писателя Федора Абрамова, который еще в 70-е годы с болью смотрел на разрушающуюся обитель и говорил, что этот великий памятник нужно обязательно возродить. В 1990 году по благословлению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василикив. Спустя 2 года он принял постриг с именем Иоасаф. В течение последних 15 лет в жизни монастыря тоже были разные периоды: братия прибывала и убывала. Как вспоминает Иеромонах Рафаил: «Когда я прибыл в обитель в 1993 году, там жили отец Иоасаф и человек 10 трудников. Ожидал я увидеть совсем другое. В книгах о дореволюционном монастыре рассказывалось о большом количестве братии, о величественных храмах… а тут никаких монахов не видно, постройки в полуразвалившемся состоянии. Но монастырь мне понравился, место хорошее. Промысел Божий меня сюда привел». Иеромонах Венедикт, впервые посетивший обитель в 1996 году отмечает ее запустение: «…Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Зашел в Артемиевский храм. Баскетбольная разметка привела меня в шок. Я в Архангельске ходил в Ильинский собор и Лавру, там свечки, иконы, красиво. А тут фанерный иконостас, все просто, скудно… В моем положении нет никакой логики, почему я здесь остался, разруха, полное безначалие, неустройство, беспорядок. Очень много народу прошло через монастырь. И монахи приезжали из разных уголков России, пробовали себя, но не выдерживали, уезжали. Для многих людей здесь слишком сурово: с одной стороны — лес, с другой — река». В лучшие времена за последние годы братия насчитывала до 30 человек вместе с трудниками.
В 2006 году была воссоздана вновь часовня во имя праведного отрока Артемия, находившаяся всегда на территории обители, рядом с храмом Илии Пророка, но разобранная на бревна в советские годы.
На сегодняшний день впереди еще множество работ, которые необходимо провести для восстановления монастыря, но и сделано уже немало. Из последних приятных новостей: практически полностью перестроена часовня на Ежемени (на месте, где отрока поразила молния). Часовня находится примерно километрах в 2 от монастыря. Служат там, правда, только по праздникам, так как она достаточно отдалена и от жилых домов и от основных монастырских построек.
Идет восстановление Казанского храма, который находится в братском корпусе. Всем очень тяжело, братия завалена послушаниями. К сожалению, сейчас братские ряды опять стали редеть. Осталось всего человек 10 монахов с послушниками и немного трудников. Причем рукоположенных батюшек всего трое. Опять та же проблема, как в 1990, некому служить. А мы думали те времена уже прошли. Наместнику Отцу Иосифу трудно справиться со всем: и с руководством ремонта Казанского, и с организацией жизни монастыря
Дай Бог все наладится.
Успенский Собор в данный момент закрыт, внутренне и внешне разрушается. Горько смотреть на этот великий памятник во славу Божию, с высоким, обваливающимся сводом и пустым алтарем. В советские годы, когда в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии, один из «учителей» заставлял учеников соскребать краску с иконостаса, думая, что он покрыт золотом. Грустно слушать такие истории варварского разграбления святынь и длительного заблуждения великого русского народа, народа, на котором должен был держаться весь Православный Мир.
За последние годы Собор несколько раз пытались восстановить, но чтобы сделать это полностью, обстоятельно, нужны огромные деньги. Таких не даст государство (хорошо, когда от власти обитель получает хоть какие-то крохи, а последнее время и эти времена прошли), и благодетелей столько не найти. Ведь это не столица, а далекая глушь, которая никому не нужна, и помогают ей либо люди, связанные с местом корнями или влюбившиеся в него раз и навсегда. И тех, и других не много. И братия монастыря, и паломники молятся и верят, что однажды Успенский Собор вновь засияет в былом величии и откроет свои двери для всех молящихся.
В декабре 1991 года Священный Синод принял постановление об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Однако история обители насчитывает четыре века. Еще больше лет прошло со дня рождения мальчика Артемия, который стал святым и в честь которого назван монастырь.
Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых.
По молитвам к праведному отроку выздоровел смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители.
По-разному складывалась история Артемиево-Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении. Слава угодника Божия Артемия распространилась далеко по Руси.
Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня.
В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела.
В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.
С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.
Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.
В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря.
А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое.
С 1908 по1917 годы Верколькую обитель возглавлял архимадрит Варсонофий (Вихвелин). 3 июля 1910 года он был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря.
В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами.
В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек.
В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.
Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.
В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.
В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.
На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм.
Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая по новому стилю 1885 года и похоронен около Артемиевского храма.
Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.
14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова.
В 1890 году Веркольский монастырь указом Священного Синода был возведен в 1-классный общежительный монастырь, и стал единственным первоклассным монастырем Архангельской епархии, не считая Соловецкого.
Распорядок
5.00 – общий подъем
5.30 – молебен перед ракой св. прав. отрока Артемия.
6.00 – утренние молитвы, полуношница.
6.30 – утреня, 1-й час.
7.30 – утренняя трапеза (для неслужащей братии и трудников).
8.00 – послушания.
8.30 – 3-й, 6-й часы.
9.00– Божественная Литургия.
13.00– обеденная трапеза.
14.00 – послушания
16.45 – 9-й час, вечерня.
18.00 – вечерняя трапеза
18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные дни – без канонов),
вечерние молитвы, чин прощения. После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав. отр. Артемию
(в воскресные дни ему служится молебен с акафистом).
23.00 – общий отход ко сну.
Артемиев Веркольский монастырь, затерянный среди лесов и болот Архангельской области, имеет насыщенную событиями историю. Основан он был на берегу реки Пинеги в начале XVII столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской империи. У каждого, кто побывал в этой обители, отрезанной от «мира» Пинегой, возникает убеждение, что именно таким и должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Быть может, оттого так богат русский север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками. Неподалеку от монастыря, на левом берегу реки, - около 30-40 домов, но люди приезжают туда только на лето, так что в долгие морозные зимы братия монастыря живет в полном уединении. Монахи даже шутят, что они в обители, «как на подводной лодке», потому что весной и осенью на левый берег практически не перебраться. Кого-то это вдохновляет, кого-то отпугивает… В 1990-е годы, годы восстановления, монастырь переживал трудные времена. Тогда даже картошку ели только по праздникам, а молоко пили редко. Но ведь Господь не оставляет детей Своих, если искренне на Него уповают они.
После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье. Многие люди были тогда спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь.
Лучшим временем для монастыря стал конец XIX века. По описаниям современников, обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». Численность братии тогда была около 300 человек.
Но пришли смутные года. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, а стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.
Впереди у братии еще большая работа, которую необходимо провести для восстановления монастыря, но и сделано уже немало. Из последних приятных новостей: практически полностью перестроена часовня на Ежемени (месте, где отрока поразила молния). Часовня находится в 2-2,5 километрах от монастыря. Сначала идешь живописной дорожкой через лес (в прошлом году в окрестных лесах ураган повалил огромное количество деревьев, факт весьма печальный, но это придало лесу какой-то такой магический и таинственный вид, так что можно ходить по его тропинкам часами), потом вдруг лес кончается и ты выходишь в чистое поле, где виднеется вдали деревянная часовня. Служат там, правда, только по праздникам, потому что часовня расположена слишком далеко и от жилых домов, и от основных монастырских построек, а в остальное время она закрыта. Но мы попросили отца Иосифа открыть часовню. Он взял ключ и вместе с нами на телеге отправился к часовне. В часовне прочитали акафист святому отроку Артемию, который, кстати, написал Иоанн Кронштадтский. Святой батюшка всю жизнь особо чтил отрока Артемия. Родным селом батюшки является Сура, что находится в 50 километрах от Верколы. Батюшка часто ходил в Артемиевский монастырь пешком. На его же деньги и был воздвигнут Успенский собор, который поражает своей величественностью. А некогда поражал и красотой, но, увы, сегодня Успенский собор закрыт. Он медленно разрушается. Смотреть на этот великий памятник во славу Божию с высоким обваливающимся сводом и пустым алтарем горько. В советские годы, когда в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии, один из «учителей» заставлял учеников соскребать краску с иконостаса, думая, что он покрыт золотом. Грустно слушать такие истории варварского разграбления святынь и длительного заблуждения великого русского народа, народа, которым должен был держаться весь православный мир.
В последние годы собор несколько раз пытались восстановить, но чтобы сделать это полностью, обстоятельно, нужны огромные деньги. Таких не даст государство (хорошо, что от властей обитель получала хоть какие-то крохи, правда, в последнее время и этого уже нет), и благодетелей столько не найти. Ведь обитель не в столице, а в далекой глуши, о которой мало кто знает, и помогают монастырю в основном либо люди, связанные с этим местом корнями, либо влюбившиеся в него раз и навсегда. И тех, и других не много. Стоя под сводом из зеленого кирпича и ощущая невероятную энергию и благодать этого места, я думал: «Всего-навсего не снять один голливудский боевик - и собор будет в былом величии. Как это печально. Мир устремлен совсем не туда». К глазам подступали слезы. Но я верю, что однажды это свершится: Успенский храм вновь, как когда-то, заполнится сотнями молящихся, а в престольные праздники их соберутся тысячи. Я буду об этом молиться.
Есть изменения, по сравнению с прошлым годом, и в том, как теперь служатся в монастыре литургии. С переходом в другой монастырь иеромонаха Прохора в службе не стало потрясающего знаменного распева - этой прекрасной возрожденной традиции. Помню, как я, бывало, заслушивался его бархатного гласа и погружался в чистоту звуковых вибраций. Службы стали менее насыщенными. Но нет худа без добра, ведь когда я, как музыкант, следил за каждой следующей нотой отца Прохора, когда я пытался предугадать его следующий звук, я совсем забывался и уходил от молитвы. Благоговел перед звуком, а не перед Богом. Монастырская служба - она особая. В монастырях молишься совсем не так, как в петербургских храмах даже в самое безлюдное время. Не отвлекаешься на людей, не отвлекаешься на суету за окном, на шум и тревоги, коими полон любой большой город. В последней поездке однажды был на литургии один. Что пережил, не описать.
Еще в поезде мы решили, что у нас поменяется расписание поездки, так как 6 июля праздник Артемия Веркольского. Действительно нам говорят, сегодня едет в Верколу. Мы, по-прежнему с вещами, отправляемся на вокзал. В 18.20 наша группа уезжает из Архангельска поездом в Карпогоры, места в сидячем вагоне. Незадолго до прибытия в окно нам видно радугу, в 23:20 - прибываем на станцию Карпогоры. Сейчас белые ночи, но идет дождь, поэтому довольно темно, нас никто не встречает. Наконец находим какой-то автобус и набиваемся в него, мест мало, некоторые стоят, а вещи валяются проходе. Едем около 1,5 часов, дорога та еще – асфальт скоро кончается, начинаем прыгать на колдобинах. Уже совсем ночью доезжаем до поворота на Верколу – до нее 3 км. Однако наш водитель провозит нас по поселку и едет дальше. Вывозит нас на берег реки и говорит, что приехали, выходите. Кроме дождя и реки ничего нет, народ в недоумении. Наконец водитель осознав это снова загружает нас и везет назад в Верколу. Привозит к дому с освещенными окнами и теперь нас действительно ждут. Нас приглашают с дом и распределяют по комнатам. Нам достаются места на верхнем этаже – чердаке. Комната довольно большая, с тремя небольшими окнами (здесь на севере вообще окна маленькие – для тепла, причем они не открываются). Уже второй час, однако нас зовут на ужин. Выходим на улицу, в небольшом домике стоит стол с лавками, нас покормили и спать.
6 июля 2008г.
Веркола. Утром у нас завтрака нет, так как надо на праздничную службу в монастырь, кто-то возможно будет исповедоваться. Идет дождь, мы в плащах, под зонтами бредем по деревне, спускаемся к полю, теперь по нему плестись до берега. Вдруг среди поля останавливается белый джип, в нем священник спешит на праздник в монастырь, он подсаживает народ столько сколько влезает в его машину. Его зовут Артемий, он довозит нас до переправы. Спускаемся по скользкому мокрому берегу к самой реке Пинеге. Теперь ждем лодку, на всех паломников – одна лодка с глохнущим мотором, в нее максимум влезает 9 человек. Стоим на берегу уже совсем мокрые. Наконец и мы влезаем в лодку, она, наполненная людьми под завязку, опускается в воду, от борта лодки до воды расстояние шириной в ладонь. У нас мотор не глох и вот мы уже на другом берегу. Поднимаемся чуть в горку от берега и вот мы входим на территорию Свято-Артемиева Веркольского монастыря.
Свято-Артемиев Веркольский монастырь
Именно здесь за рекой Пинегой, возникает чувство - таким и должен быть северный монастырь. Говорят, что 6 июля, в день памяти Артемия, небо затягивает тучами, а к обедне бывает гроза, после которой небо очищается и выходит яркое солнце. Однако сегодня дождь так и не прекратился.
Дорога по Верколе...
2.
Переправа через Пинегу...
3.
4.
Заходим в храм Артемия Веркольского, уже идет служба, снимаем мокрые дождевики, оставляем зонтики и проходим поближе слушать службу. Сегодня в день празднования памяти Св. Артемия в церкви полно народу - паломники съехались из Суры, Карпогор, Санкт-Петербурга и Москвы, приехала даже группа паломников из Германии.
В монастыре празднуется 23 июня/6 июля в день преставления праведного Артемия Веркольского, 5 августа обретение мощей, 30 ноября – перенесение мощей и основание обители.
Святой праведный Артемий родился в Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей Космы и Аполлинарии. 23 июня (6 июля) 1544 года тринадцатилетний отрок и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома Артемий упал мертвый. Люди решили, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным, накрыв хворостом и окружив изгородью.
5.
6.
В 1577 г. Агафоник дьячок веркольской Никольской церкви, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, он заметил, что свет исходит от тела Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Дьячок увидел, что оно "совершенно цело и невредимо", тогда Агафоник поспешил рассказать о виденном односельчанам. В лес отправились священник с прихожанами и перенесли тело на паперть Никольской церкви в Верколе, где оно пролежало еще 6 лет. Затем тело перенесли в придел храма. В 1577 году свирепствовала повальная болезнь, вроде лихорадки, особенно от нее страдали дети. У веркольца Каллиника заболел сын, крестьянин молитвенно обратился к отроку Артемию. Приложившись к его мощам и снявши с гроба часть бересты (она служила вместо покрова), принес бересту домой. Отец положил на грудь сына кусочек бересты, и он исцелился. Крестьяне стали петь молебны и творить память по св. отроке Артемии, прекратилась и лихорадка.
В 1610 году указом новгородского митрополита мощи были освидетельствованы, была составлена служба. После этого тело отрока было перенесено из придела в храм св. Николая Чудотворца. Прежнюю гробницу переделали на иконные доски и на них писали образа отрока Артемия. Часто святого Артемия изображают Николаем Чудотворцем, так как отрок был прихожанином Никольской церкви, и впоследствии мощи его покоились также в Никольской церкви. В 1645 г. на месте обретения мощей св. прав. Артемия в Верколе был основан мужской монастырь.
Царь послал в Кевролу и Мезень воеводу Афанасия Пашкова. Проезжая Верколу, воевода не зашел поклониться чудотворным мощам. Вскоре у него заболел сын Иеремия, мальчик был уже почти при смерти, у него отнялись зрение и слух. Воевода, вспомнив об Артемии, дал обет съездить с сыном к святому. Тогда Иеремия сам встал и, держась за оконце, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» (От Кевролы до Верколы примерно 50 верст). Выполнив обет, приложившись к мощам, Иеремия сразу излечился. Тогда Афанасий Пашков там, где были найдены мощи, построил деревянный храм во имя чудотворца Артемия. Воевода устроил келии, ограду и появилась монашеская пустынь. В 1647 году указом царя Алексея Михайловича мощи были перенесены в монастырь из сельского храма.
7.
8.
О ранней истории монастыря известно мало, видимо его опекали кеврольские воеводы. В Москве в Пятницкой церкви хранилась частица мощей Артемия и его икона, сделанная из части его гробницы, она почиталась чудотворной.
Храм Артемия Веркольского был заложен еще 23 сентября 1785г. и достроен только к 1806г., однако мощи были перенесены в один из приделов еще в 1791г. Именно это здание и сохранилось до наших дней, однако внутреннее убранство сгорело в 1842г., и конечно после закрытия монастыря в советское время все было разорено.
После реформ Екатерины II и пожара 1842 г. монастырь был в тяжелом положении. Обитель уже хотели закрыть, но вдруг по почте братия получила от графини Анны Орловой-Чесменской около 5 тыс. рублей и началось возрождение.
В 1867г. построена вместо ветхой новая часовня в Ежемени, где скончался отрок. В 1868г. освящена новая Казанская церковь с трапезной палатой, позже в 1907-1909 г. она строится каменной. В то же время строятся новые корпуса, ограда и колокольня. В 1876г. в колокольне освящен храм Иверской иконы Божьей Матери.
9.
Веркольский приход с причтом перенесен за реку Пинегу в село, и в 1869г. там построен деревянный храм Николы, а две деревянные церкви великомуч. Георгия и св. Николая Чудотворца, стоявшие у ограды монастыря, поступили за долги прихода в собственность монастыря. В 1883г. они разобраны и построен храм св. Николая Чудотворца, позднее освященный во имя великомуч. Георгия.
В 1865 г. в монастыре был введен общежительный устав, а в 1882 г. он стал управляться архимандритом. Это было время расцвета монастыря, продолжалось строительство, и росла численность братии. В 1890г. монастырь стал общежительным первоклассным. Дважды в год в памятные дни св. Артемия совершались крестные ходы. Говорят, за всю историю сюда, к отроку Артемию, не привезли ни одного ссыльного, а ведь в северные монастыри часто ссылали неугодных.
10.
В 1891 г. началось строительство на деньги благотворителей величественного двухэтажного Успенского собора. В 1897 г. Успенский собор освящал св. прав. Иоанн Кронштадтский – 14 июня – верхний храм в честь Успения Божьей Матери, а на следующий день освящен нижний храм Рождества Христова. Святой батюшка всю жизнь особо чтил отрока Артемия, родным селом его является Сура, что находится в 50 километрах от Верколы и он часто ходил сюда пешком. Он много жертвовал на возведения Успенского собора и украшение обители.
Сейчас Успенский собор пытались восстановить, но чтобы сделать это - нужны огромные деньги, которых нет. Когда-то снаружи, на стенах храма было 54 иконы. Росписи осыпались, всюду надписи, от иконостаса остался один остов. В соборе сохранились частично росписи – изображения Александра Невского, княгиня Ольги и князя Владимира, мучеников Бориса и Глеба, Сергия Радонежского и др. в 2001 г. впервые в престольный праздник собора братия отслужила в нем Божественную литургию.
Когда-то здесь в обители хранились три серебряных креста с частицами мощей многих угодников Божьих, но после революции святыня утрачена. Уже в конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь пришли красноармейцы. Часть братии еще раньше ушла в другие монастыри, а оставшихся расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Колокола были затоплены в реке, согласно преданию их везли на барке по реке, но в пункт назначения лодка так и не прибыла. Обследован был весь маршрут, но так ничего и не найдено.
С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Храмы стали разрушаться, а в конце 1930-х гг. были полностью разрушены стены, башни и колокольня монастыря, продолжалось разорение и в 1950-х годах.
Я решаю осмотреть саму территорию монастыря. По-прежнему льет дождь…
Подхожу по сколькой деревянной дорожке к храму Илии Пророка. Деревянный храм Илии Пророка восстановлен в 1993г., рядом с ним часовня святого отрока Артемия. В монастыре всегда была часовня отрока Артемия, но в советское время ее отдали под народный клуб деревни Летопала за 7 км от монастыря. В 2006г. на прежнем месте вновь возведена часовня.
11.
12.
13.
14.
У мощей праведного отрока Артемия Веркольского...
15.
16.
17.
18.
Отсюда хорошо видно берег Пинеги и дали Веркольские.
После службы нас зовут на концерт в Успенский собор, приехала певица, она поет чудесные песни на духовные стихи. Концерт проходит внутри храма, мы поднимаемся по лестнице, гуляет ветер, окна не остеклены и вот входим в огромное внутреннее помещение храма. Перед началом мы можем хорошо рассмотреть остатки росписей. Некоторые еще хорошо сохранились, а прямо перед нами пустые глазницы иконостаса, нет икон… Так печально смотреть на разоренный храм.
Разрушенный Успенский собор. Концерт в честь праздника....
19.
20.
21.
22.
23.
Снова ждем переправы...
24.
26.
Обратная дорога...
27.
28.
29.
30.
19 марта 1989г. зарегистрирована религиозная община Верколы с передачей ей церкви Артемия Веркольского. В 1990г. по ходатайству общины Верколы, созданной Людмилой Владимировной Крутиковой вдовой писателя Федора Абрамова, общине передана монастырская территория (кроме игуменского корпуса, где была школа). Вскоре был вновь открыт монастырь. Монахи сюда приезжают из разных мест России, но не все выдерживают здешние суровые условия.
Трудно идет восстановление, 23 декабря 1990г. освящен Никольский придел церкви Артемия Веркольского. Из часовни на Ежемени в храм перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. 5 августа 1991г. освящен храм Артемия Веркольского. Теперь на раке отрока Артемия стоит икона с частицей его мощей. Когда в декабре 1918 г. приехала в монастырь комиссия по вскрытию мощей, братия спрятала мощи от поругания. Сейчас надеются, что они находятся под спудом на территории монастыря, по преданию местные жители видели как отрок Артемий в белой рубашке сам ушел из монастыря. Монахи молятся, чтобы совершилось второе обретение мощей. Один из случаев молитвенной помощи произошел в деревне Кеврола, где некогда воевода Пашков давал свой обет. Деревню преследовали пожары, и тогда обратились жители в возрождающуюся обитель с просьбой о помощи, после молитв прекратились пожары.
Сейчас в храме находится несколько старинных икон – Пресвятой Богородицы Грузинской, апостолов Петра и Павла, апостолов Матфея и Иакова, пророка Осии. Есть здесь и мощевик с частицами мощей многих святых. Здесь же хранится частица власяницы Лонгина Коряжемского и частица мощей прп. Максима Грека.
Сегодня в престольный праздник должен быть крестный ход к часовне на Ежемени, но уже после окончания службы выяснятся, что его отменили из-за погоды. Часовня находится в 2–2,5 километрах от монастыря, поэтому служат там только по праздникам.
Моросит дождь, иногда он усиливается. На причале по-прежнему дежурит лодочник, дождавшись своей очереди, мы загружаемся в лодку и под дождем переправляемся через Пинегу. Но это только начало пути, нужно пересечь поле, а дорога – сплошь глина и лужи.
Приходим к дому совсем мокрые, но оказывается в доме уже затопили печку, можно обсушиться и попить чаю.
В эти суровые и одновременно прекрасные места влюбляешься навсегда. Хочется вернуться туда вновь. Здесь чувствуешь отрешенность и тишину, от которых веет покоем. Северная природа здесь сказочна и чудесна.
В двух километрах от монастыря, выше по течению, стоит деревня Ежемень в один дом (но дом этот жилой, и, похоже, хозяин там крепкий: рядом стоит трактор). Неподалёку, на поле, стоит деревянная часовня-храм: здесь были обретены нетленные мощи отрока Артемия. После праздничной литургии все пошли к этой часовне крестным ходом. Часовенка одноглавая, с алтарём и колокольней, выглядит как маленькая церковка. Построена она в 1876 году, на месте старой, и тогда же освящена как храм. Внутри у северной стены стоит огромный, на 5 с половиной метров, резной деревянный крест. По свидетельствам жителей, он приплыл по реке и остановился у этого места.