Гражданское общество и правовое государство их взаимосвязь. Характерные черты правового государства и гражданского общества
Томский государственный университет
систем управления и радиоэлектроники
Кафедра Юриспруденции
Курсовой проект
по дисциплине «Теория государства и права »
Тема 36. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении
Выполнил:
студент ФДО ТУСУР
специальности 030501
Столяров А.А.
г.Саяногорск
Введение
3. Соотношение гражданского общества и правового государства
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время тема гражданского общества занимает умы политиков и юристов. Гражданское общество формируется в связи с тем, что общество не желает вмешательства государства в общественные связи и отношения.
Об актуальности темы можно говорить и исходя из анализа современной юридической литературы. Эта тема активно обсуждается в российской печати. В литературе выдвигаются различные точки зрения об исторических корнях гражданского общества, о сущности гражданского общества, о соотношении гражданского общества и правового государства. Раскрытие специфики соотношения правового государства и гражданского общества имеет важное значение с практической и теоретической точек зрения.
Вопрос об отношениях личности общества и государства стал еще актуальнее именно сейчас, когда в постсоветском государстве стало возникать большое количество общественных институтов, а приоритетное значение субъектов правоотношений принципиально меняется, и на первый план выходит индивид, личность, права и свободы которой призвано гарантировать государство.
Вопросы о развитии гражданского общества возник еще и в связи с положительным опытом существования гражданского общества в других странах. Многие страны достигли высокого уровня развития именно благодаря развитому гражданскому обществу. В условиях гражданского общества граждане знают свои права и желают их использовать, при этом у них имеется желание исполнять свои обязанности, что говорит о достаточно высоком уровне правовой культуры граждан.
Но гражданское общество не может существовать отдельно от правового государства, поэтому встает вопрос об их соотношении, т.е. о степени вмешательства государства в жизнь общества.
Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение правового государства и гражданского общества. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.
Дать характеристику гражданского общества.
Определить принципы правового государства.
Обозначить степень участия государства в общественной жизни граждан.
Объектом изучения являются государство и общество, а предмет изучения представлен взаимоотношениями личности, общества и государства.
Для эффективности исследования в работе используются в качестве ключевых понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями, между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Правовое государство - это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчиненность деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.
Для проведения исследования в работе используются различные методы. Прежде всего, это общенаучные методы, среди которых материалистический подход, диалектический метод. Для изучения института государства большое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Кроме общенаучных методов в работе применяются специальные методы теории государства и права: компаративистский метод, государственного моделирования, конкретно-социологический метод исследования.
Для раскрытия темы в работе используются учебники и учебно-методические пособия, а также периодические издания на выбранную тему исследования.
Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
1. Сущность гражданского общества
По определению, уровень развитости любого демократического государства оценивается по наличию и степени развитости гражданского общества. Степень развитости гражданского общества говорит об уровне самоорганизации социума, так как гражданское общество характеризует совокупность разнообразных форм активности населения, не связанной с деятельность органов государственной власти. Само понятие «гражданское общество» отражает состояние общественных связей и отношений и при этом является показателем гражданской самодеятельности жителей страны и показателем разделения функций государства и общества.
Считается, что личность может быть истинно свободной только в демократическом государстве, где развито гражданское общество.
Понятия «гражданское общество» и «общество» не являются синонимами, так как слово «гражданское» несет в себе основную смысловую нагрузку, обозначая, что люди, находящиеся в обществе, находятся во взаимоотношениях друг с другом на основании конкретных юридических норм. Гражданское общество характеризуется сочетанием государственно-общественных и индивидуально-личностных интересов. В соответствии с тем, что в гражданском обществе в качестве приоритета выступают, права, свободы и законные интересы граждан, то антиподом гражданскому обществу может быть не просто общество «не гражданское», а общество, в котором наблюдается насилие над личностью, несоблюдение её прав и подобные явления.
В широком смысле слова, гражданское общество - это совокупность отношений, которые не охвачены государственной властью и её структурами. Это независимая от государства сфера, которая возникает и развивается в ходе естественно-исторического процесса. В таком случае, логично заключить, что гражданское общество может существовать не только при демократическом режиме, но и при авторитарном. Только тоталитарный режим, стремящийся подчинить государственной власти все сферы жизни, исключает существование гражданского общества. В узком значении гражданское общество представляет собой структуру, неотрывную от правового государства. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи, основанные на конкуренции и солидарности между партнерами. Это обусловлено характером отношений, которые охватываются гражданским обществом. В нем представлены такие отношения, как мораль, этика, этнические отношения, семейно-родственные, религиозные, политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, и многие другие.
Выделение гражданского общества не рассматривается как его категорическое противопоставление государственной власти. Это определение тех характеристик, которые свойственны только гражданскому обществу, и в этом заключается главная особенность современной общедемократической концепции. Это не просто какое-то объемное понятие, определяющее совокупность частных интересов, это также и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Следовательно, государство не может «учредить», «узаконить» желательный для него образец гражданского общества.
Как уже говорилось, существует положительный опыт высокоразвитых стран, в которых гражданское общество достаточно развито. Исследование такого опыта приводит к выводам, что гражданское общество - это высшая форма самореализации индивидов, которая характеризуется высокой правовой культурой, чувством ответственности. Гражданское общество является продуктом роста благосостояния, культуры и самосознания народа, оно начинается зарождаться в период перехода от сословно-феодального государства к правовому государству. Это значит, что индивид в такой стране обладает экономической самостоятельностью, основанной на частной собственности, он не связан сословными привилегиями, а также осознает, что его права и свободы являются высшей ценностью для государства, которое, в свою очередь, становится политическим инструментом, гарантирующим возможность реализации этих прав и свобод. Поэтому гражданское общество не может существовать без правового государства, а его деятельность направлена не просто на удовлетворение частных интересов, но и на укрепление этого государства.
Гражданское общество означает порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Такой порядок вещей обеспечивает недопущение со стороны государства злоупотреблений властью. Не секрет, что государство обладает большими силами, с помощью которых в любой момент может поглотить или подавить интересы социальных групп, как это было в Италии или германии, когда фашизм захватывал все новые позиции.
Чтобы не допустить такого рецидива, гражданское право в своих отношениях воплощает идеи права как выражение высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола. Гражданское общество предполагает наличие меры свободы всех членов гражданского общества. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т.е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.
Сфера гражданского общества представлена повседневной жизнью индивидов, но многообразие потребностей должно быть согласовано, так как гражданское общество само по себе целостное образование и должно сохранять эту характеристику. Такое согласование и интеграция возможны при реализации управленческих функций государства, а это значит, что глобальное общество состоит из гражданского общества и государства.
По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»
Гражданское общество и государство отражают жизнь общества с двух противоположных сторон. Гражданское общество представлено сферой частных интересов индивидов, которые находятся в социальном, экономическом и политическом пространстве. Государство же представляет сферу тотально регламентированных отношений организованных субъектов политической жизни. В то же время гражданское общество взаимно дополняют друг друга, так как правовое государство не может быть построено без зрелого гражданского общества, а гражданское общество не может быть без правового государства, поскольку именно оно создает условия для реализации прав и свобод автономной личности.
Обычно юристами выделяются три качественные характеристики гражданского общества. Первая характеристика отражает правовую природу гражданского общества. Гражданское общество декламирует справедливость и свободу, но эти категории нормативно определены. Этот феномен можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, в гражданском обществе справедливость и свобода являются факторами, упорядочивающими деятельность людей. С другой стороны, человек считается свободным, если он подчиняется законам, которые регулируют применение свободы и справедливости.
Вторая качественная характеристика заключается в том, что гражданское общество не просто предоставляет пространство для реализации частных интересов, но в этом еще и заключается потенциал индивида: насколько он может самоорганизоваться и вступить во взаимоотношения с другими членами общества.
Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
2. Принципы правового государства
С тех пор, как стало развиваться гражданское общество, как составляющая государства, юристы и мыслители стали говорить о правовом государстве. Если учесть, что Платон и Аристотель называли закон ориентиром, устанавливаемым для граждан и правителей, Эпикур полагал, что политическое управление должно основываться на законе, то можно с уверенностью сказать, что идея правового государства берет свое начало в древности.
Такое отношение к праву наблюдалось не всегда. Например, в буржуазных странах консенсус в отношениях достигался путем сделки, общественного договора, а право рассматривалось как инструмент наведения социального порядка. Позднее право стало выступать как средство защиты населения от произвола государства.
Идеи правового государства поднимались в течение всей истории и до настоящего времени, при этом институт правового государства имел как сторонников, так и оппонентов. Можно согласиться отчасти с Кельзеном, который указывал, что при установлении нормативно-правовой регламентации общественного порядка, государство неизменно выступает как правовое.
В настоящее время выделение правового государства как отдельного института связано с указанием на его характерную черту: верховенство права, которое обеспечивается с помощью установленных механизмов, реализующих применение законов в политико-общественных отношениях. Весь правовой механизм направлен на обеспечение прав и законных интересов граждан.
Конечной целью построения правового государства является создание правовых форм и правовых начал, которые бы регулировали отношения публичной власти с субъектами права, и установление правового равенства для всех граждан.
Господство права тесно связано с правосознанием граждан, так как государство связано правом до того времени, пока в обществе низкая правовая культура, пока люди не имеют представления об объеме личной свободы, пока у народа низкоразвитые представления о господстве законности.
Пока человек говорит, что до 23 часов он может «хоть на голове стоять», это говорит о низкой правовой культуре, а когда он понимает, что после 23 часов нужно вести себя тихо, чтобы не мешать соседям, это уже выше уровень правовой культуры. Когда человек понимает, что в 22.30 часов он тоже мешает соседям, что наступление 23 часов - это не панацея от делинквентного поведения, это уже больший уровень правовой культуры, при таком уровне государство меньше связано правом.
В определенные моменты истории идея правового государства и соблюдения прав человека выдвигалась как альтернатива существующей идеологии.
Взаимосвязь правового государства с обществом, с его многочисленными коллективами имеет иной регулятивный и арбитражный характер, чем государства с иными политико-правовыми характеристиками. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства, общества и личности. Личность осознает ответственность за соблюдение прав другой личности, за признание интересов общества и государства.
За время разработки модели правового государства были выделены основные его характерные элементы.
Господство закона.
Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную.
Признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.
На основании этих элементов можно выделить нормативные признаки правового государства.
Законность как принцип создания и реализации норм права.
Закон требует общего подчинения всех субъектов права (органы власти, должностные лица, граждане), но это требование не стирает иерархичности нормативных правовых актов по юридической силе. Признак верховенства закона основывается на том, что не любой документ может быть законом, а только такой нормативный правовой акт, который принят уполномоченным на то органом с приданием ему соответствующего юридического значения. В Российской Федерации народным референдумом принята Конституция РФ, а представительными органами приняты Федеральные конституционные законы. Конституция РФ уполномочивает и другие представительные органы принимать нормативные правовые акты, с условием, что они не будут противоречить Основному закону, т.е. Конституции.
Издание нормативных актов должно быть как продолжение Конституции. Конституция РФ говорит о независимости судебной власти, но этот принцип излагается в общих словах, а конкретизируется этот принцип в Федеральных конституционных законах «О судебной власти», «О статусе судей общей юрисдикции» и других законах и подзаконных актах, которые, детализируя принцип независимости судей, не противоречат Конституции.
Законность выступает в качестве особого режима государственно-общественной жизни, который существует при соблюдении определенных условий.
Закон имеет правовой характер.
Закон обладает конституционно-правовой природой.
Закон является основой действия позитивного права.
Законодательная система страны должна обладать субординационной подчиненностью.
Закон выполняет роль регулятора общественных отношений.
Если закон устанавливает какие-либо ограничения, то они должны распространяться на все группы лиц или коллективы, независимо от их статуса.
Правовое государство призвано регулировать общественные отношения и разрешать столкновения публичных и частных интересов с помощью институциональных образований в пределах своих полномочий.
Во-первых, правовое государство предусматривает четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Во-вторых, разделение властей не должно исключать их взаимодействие при детальном определении предметов ведения с подключением механизмов «сдержек и противовесов».
В-третьих, в правовом государстве должна быть законодательно закреплена независимость судебной власти, как это сделано в Российской Федерации.
Эти направления обусловлены естественными различиями функций властной деятельности. Законотворчество заключается в том, чтобы выделить, сформулировать и законодательно закрепить правовую норму. Правоприменение или исполнительная деятельность государственных органов заключается во вмешательстве этих органов в общественную жизнь на основании правовых норм, установленных законодательными органами. Судебные органы осуществляют правоохранную деятельность, которая заключается в разрешении конфликтов, возникающих при столкновении публичных и частных интересов.
Теоретическое закрепление трех ветвей власти требует соответствующего порядка образования органов. Например, характер правотворческой деятельности требует, чтобы органы, осуществляющие эту деятельность, были избраны народом, как его представители, или осуществляли свои полномочия с участием народа. В свою очередь, судебные органы должны обладать авторитарностью и соответствующим обособлением от народа, чтобы их решения воспринимались, как законодательный вывод сложившихся правоотношений.
Если взаимодействие властей происходит успешно, то можно говорить об устойчивом построении власти в государстве. Можно вспомнить начало реформ, когда Конституционный Суд Российской Федерации не мог сохранить свою независимость и постоянно оказывался вовлеченным в кулуарные склоки депутатов. Этот период не характеризовался устойчивостью власти. Все ветви власти осознавали необходимость наличия в стране Конституционного Суда, поэтому пытались определить его законодательную основу. В 1994 году был принят Федеральный конституционный закон, который предусматривает принципы действия Конституционного Суда РФ, его состав. Почти 20-летнее существование Конституционного Суда уже говорит о некоторой устойчивости власти в государстве.
Эта относительная неизменность законодательства говорит о том, что ветви государственной власти образуют достаточно устойчивый механизм, обеспеченный системой «сдержек и противовесов». Эта система состоит из определенных ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования, по функциям властной деятельности.
Эта система воплощается в нескольких проявлениях.
Рациональное сочетание сильной исполнительной власти и представительной власти, которая наделена определенными контрольными полномочиями.
«Раздвоенная» исполнительная власть (Президент и Правительство).
Разграничение центральной власти и власти органов субъектов Федерации.
Законодательно определенное соотношение органов центральной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, система «сдержек и противовесов» призвана обеспечить нормальное взаимодействие ветвей власти, не допуская доминирования какой-то одной власти путем исполнения несвойственной ей функций, установить оптимальное соотношение всех трех ветвей власти.
Обособление судебной власти - это не пустая конституционная прерогатива, а необходимое требование правовой действительности, так как судебная власть должна отождествляться с авторитетом, именно она должна признаваться в стране арбитром при решении различных коллизионных вопросов. В Конституции РФ и в Федеральных конституционных законах, регламентирующих деятельность судебной системы на разных уровнях, содержатся законодательно закрепленные гарантии - правосудие осуществляется только судом; статус судей включает в себя независимость, несменяемость и неприкосновенность; в некоторых случаях судебное производство ведется с участием присяжных заседателей; публичность вынесения судебных решений.
Конституционный Суд РФ ведет контроль за соответствием принимаемых законов Конституции РФ.
Это касается нормативных признаков правового государства, но правовое государство обладает еще и личностно общественными признаками, к которым относятся:
конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;
всесторонняя поддержка государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;
должный уровень правовой культуры и государственно-правовое сознание граждан.
В настоящее время в международном сообществе мнение о государстве складывается по тому, как государственная власть относится к правам и законным интересам человека и гражданина. Это говорит о том, что современное правовое государство должно реализовывать принципы международного гуманитарного права в своей деятельности.
По развитию российского законодательства видно, что Конституция РФ не ограничивается защитой и соблюдением только неотъемлемых прав и интересов человека и прав гражданина. Государство разрабатывает и принимает законодательные акты, направленные на реализацию таких прав человека и гражданина, как социальные, экономические и культурные права индивидов. Государством признаны коллективные права: право наций, право народов, право ассоциаций.
Государством не просто признаются и закрепляются за индивидами эти права, но и предусматриваются гарантии их реализации. Среди таких гарантий стоит назвать такие: парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.
Такое смещение приоритетов повышает авторитет государства в глазах народа. Такие понятия, как законность, оправданность, необходимость правовых норм перестают быть для людей простыми терминами, но они становятся ценностными ориентирами, идеалами, что также повышает социальную активность индивидов.
В идеальной теоретической модели правового государства личность обладает ответственностью, самостоятельностью, правовым сознанием, политическим осознанием своей значимости в делах государства. Многие говорят, что в России правового государства как не было, так и нет, но, исходя из изложенного, можно сказать, что Россия находится на верном пути к построению правового государства. Осталось немного, так как законодательная система России уже обладает некоторыми признаками устойчивости. Реальное построение правового государства зависит от множества субъективных и объективных факторов, которые не могут сложиться в стройную картину только по желанию законодателя или граждан страны.
3. Соотношение гражданского общества и правового государства
государство гражданское общество
Прежде всего, необходимо указать, что общество существует больше, чем государство, а гражданское общество сформировалось только к концу XVII века. Это было общество людей, освобожденных от запретов и административной регламентации. Такое общество образовалось в развитых странах в условиях капитализма, где отношения между людьми строились на основании свободного предпринимательства и частной собственности. В этом обществе признавалось равенство прав и свобод граждан на основе законодательного закрепления. Конституция приобрела новое значение, а именно значение соглашения между гражданским обществом и государством.
В настоящее время Конституция РФ является подобным соглашением, в котором за государством закреплена сфера публичной власти, а за гражданским обществом - сфера частных интересов и индивидуальных свобод.
Гражданское общество увеличивает сферу деятельности государства в плане контроля судебной власти за представительными и исполнительными органами, а также увеличивает сферу участия граждан в делах страны.
Соотношение гражданского общества и правового государства характеризуется тем, что деятельность представительных органов государственной власти ограничивается деятельностью политических партий и общественных образований.
Развитое гражданское общество нивелирует сторожевую функцию государства, но государство теперь больше занимается управлением в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, экономической деятельности. Но в то же время гражданское общество ожидает от государства таких действий, граждане осознают, что без правового государства многие потребности общества могут остаться без удовлетворения. Государство уже не осуществляет тотального контроля за экономикой государства, но вмешивается в те моменты, когда возникают коллизии. Расширяется сфера публичного права и развивается социальное законодательство.
Таким образом, теоретическая модель современного цивилизованного государства выглядит примерно так: правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.
Выходит, что гражданское общество становится сильнее и влиятельнее государства, но, в противовес, гражданское общество стремится к тому, чтобы государству было подчинено все общество, но подчинение должно быть организовано через институты демократии, через законодательство, воспринимающее права и свободы человека высшей ценностью, через общественное мнение и многопартийную систему. Государство, к примеру, не может запретить современной молодежи увлечение пирсингом и татуировкой, как бы это ни выглядело со стороны, потому что это является культурным правом молодежи. Но государство может обеспечить надлежащие условия, чтобы эти права не были нарушены.
Законодательство принимает вид волеизъявления народа и социальный характер, благодаря чему малообеспеченным слоям гарантируются льготы и социальные выплаты, но это не ставит эту группу в доминирующее положение.
Народы стран с развитым гражданским обществом общаются между собой через всемирный рынок и на основании международных пактов. В таких обстоятельствах повышается авторитет международных организаций (ООН, например).
С одной стороны, кажется, что гражданское общество стремится к тому, чтобы в перспективе заменить государство общественным самоуправлением. Но, с другой стороны, это разрушит установленное соотношение правового государства и гражданского общества. Разрушение этого соотношения может привести к тому, что гражданское общество придет в упадок и в стране установится тоталитаризм или полная анархия.
Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.
Следовательно, соотношение правового государства и гражданского общества, при котором государство обеспечивает, соблюдает, гарантирует и защищает права, свободы и законные интересы своих граждан, а граждане направляют свои усилия на развитие правового государства, должно быть сохранено.
Заключение
Общество и государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.
Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества, обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.
Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, внутренне присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.
Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.
С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом, государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется, в конечном счете, объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.
Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.
Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.
Библиографический список
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета №7. 21.01.2009.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 05.04.2013 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. №№ 138 - 139. 23.07.1994.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 25.12.2012 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. №3. 06.01.1997.
Аврутин Е.Ю. Государство и право. Теория и право. - М.: Издательство «ЮНИТИ», 2009.
Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций / Тема 22. - М.: Издательство РАГС, 2000.
Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Юрист, 2003.
Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. - М.: Издательство «КНОРУС», 2009.
Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. - М.: Издательство «Норма», 2009.
Мартышин О.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Издательство «Норма», 2009.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «Приор», 2000.
Основы российского права. Учебник / Кашанин А.В., Кашанина Т.В. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2006.
Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009.
Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. - 1997. - №4.
Коломийцев В.Ф. Демократия - это гражданское общество и правовое государство // Гражданин и право. - 2008. - №4.
Крупеня Е.М. Политико-правовая активность личности и российское государство: к вопросу цивилизованной соотносимости // История государства и права. - 2009. - №7.
Пахомов В.Г. Правовое государство: исходные положения // Право и государство: теория и практика. - 2007. - №2.
Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, народовластия, новых систем управления обществом аккумулировался буквально по крупицам. Его разумное использование с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.
Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и множеством других необходимых для обязательного учета обстоятельств. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и богатый отечественный опыт в период строительства социализма, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.
Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить "без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества" .
Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.
Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.
Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.
В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.
Отвечая на вопросы журналистов в преддверии главного праздника православных христиан Святой Пасхи - Воскресения Христова (27 апреля 2008 года) Святейший Патриарх Алексий II среди особо значимых перемен, происходящих в российском обществе, заметил, что "общество становится мудрее" <1>. Открытость, прозрачность действий и наличие реального механизма подотчетности действий государства перед гражданским обществом являются одним из эффективных способов получения государственной властью кредита доверия от граждан.
Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. Несмотря на весьма солидный возраст этому понятию не грозит забвение. Разве может быть отправлен в отставку искомый идеал оптимальной организации жизни в определенных государственных границах?
В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других выдающихся мыслителей гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.
Макиавелли : Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.
И. Кант : Гражданское общество основано на следующих принципах: свобода каждого члена общества; равенство его с каждым другим как подданного; самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Гегель : Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.
К. Маркс : В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.
Как видим, в различные эпохи существовал свой подход к содержательной характеристике гражданского общества. Иногда люди, совершая общественно значимые поступки, искренне не считают свои действия элементами гражданственности. Думается, действия великих россиян Минина и Пожарского по объединению населения России для защиты Отечества являются ярким показателем определенного уровня развития гражданского общества в России того периода. Государственные институты не были готовы к объединительному действию. Тогда население по внутреннему убеждению, не имея представления о понятии гражданского общества, посчитало необходимым встать на защиту самого государства.
Законодательно закрепленных универсальных критериев содержания гражданского общества на международном и национальном уровнях нет и не должно быть. Это нормальное явление. Также не может быть и единого подхода к понятию демократии. Поэтому обречены на неудачу попытки "сверхдержав" насильственно навязать другим народам демократию собственного приготовления и понимания.
Наличие гражданского общества может проявляться, по крайней мере, трояким образом. С одной стороны - инициативное выступление граждан в виде поддержки или защиты государства (его государственного строя, территориальной целостности или защиты суверенитета). Наиболее ярким примером может служить массовое стремление населения СССР защитить страну от нападения фашистской Германии в 1941 - 1945 годах. В определенной степени показателем наличия гражданского общества являются и протестные выступления населения против проводимой политики государства.
С другой стороны - выступлением (в том числе и вооруженным) против государства. Наиболее ярко это проявляется в революционные периоды. Например, атаманщина в годы гражданской войны в России (1917 - 1922 гг.) далеко не обычное низменное "своеволие любителей половить рыбку" в мутной войне на фоне массового беззакония. Это также один из способов самосохранения и вариант самоорганизации некоторых групп населения и народностей в условиях смуты. Авторитет и сила атаманов заключались в их близости к народным массам. Каждый атаманский отряд представлял собой локальное явление со своей социальной базой. Белые атаманы Восточной Сибири Семенов, Калмыков, Анненков и Красильников формировали свои отряды из бурят, калмыков, казаков, других народностей и сословий.
С третьей стороны - создание государством населению реальных условий и возможностей для самовыражения в виде предоставления прав и свобод, а также гарантий (политических, правовых, организационных, экономических, идеологических и иных) их осуществления. Президент России Д.А. Медведев считает, что "гражданское общество - это неотъемлемый институт любого государства. Институт обратной связи. Организация людей, находящихся вне постов, но активно участвующих в жизни страны" .
В этой связи представляется не лишенным глубокого смыслового содержания афористичное выражение о том, что гражданское общество - это самодеятельность общества, но обязательно под контролем государства . Степень самостоятельности общества, равно как и степень самостоятельности государства, обязательно должны находиться в состоянии динамического равновесия, предусматривающего учет взаимных интересов.
По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие "гражданское общество" представлено по-разному.
При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Согласно этатической модели гражданское общество разделено с государством и ему подчиняется. В либерально-демократической - оно независимо от государства и в определенных сферах имеет перед ним приоритет. Общепризнаваемыми типовыми признаками высокоразвитого гражданского общества являются:
1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).
2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.
3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.
4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.
Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определёнными концепциями. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. 1989. №2.
В паре взаимосвязанных феноменов «общество - государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре «гражданское общество - правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство - лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.
В ХХ веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовое государство -- многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство -- это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.
Правовому государству присущи следующие признаки:
I. Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
Рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
Соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
Наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
II. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:
Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
Особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
Стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
III. Принцип единства права и закона.
В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.
IV. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:
Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.
Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Куль-тура как наработанная человечеством сумма духовных и матери-альных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.
Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое госу-дарство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.
Одной из главных предпосылок формирования правового го-сударства справедливо называют наличие институтов граждан-ского общества.
Правовое государство требует мощного экономического бази-са, высоких стандартов жизни и доминирования среднего клас-са в социальной структуре общества.
Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.
Формирование правового государства требует сбалансирован-ных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, ска-жем, от политической. Все необходимо делать параллельно.
Правовое государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую суб-станцию. Правовое государство одновременно является катего-рией сущего и должного, идеалом, преобразующим действитель-ность.
Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.
Правовое государство
Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.
Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.
Признаки правового государства:
- в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
- незыблемость прав и свобод граждан;
- разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
- социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества;
- связь с гражданским обществом.
Трудности формирования правового государства в России:
- необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
- низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.
Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.
Например:
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
- реализован принцип разделения властей
Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.
Гражданское общество
Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.
Признаки гражданского общества:
- свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
- возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации;
- активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов
Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.
Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.
Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.
Цели создания Общественной палаты:
- привлечение граждан к политике;
- помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
- получение независимой оценки законопроектов.
Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:
- с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
- с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, и т.д. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.
Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в V в. до н. э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон.
Концепция правового государства сложилась в XVII -XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Теория и практика правового государства позволяют выделить следующие общие признаки:
Наличие развитого гражданского общества;
Верховенство закона во всех сферах жизни общества;
Гарантии прав личности;
Взаимная ответственность государства и личности;
Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.
БИЛЕТ 16
31. Учение Конфуция, Мо Цзы, ЛаоЦзы и легистов в Китае .
Конфуций выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личности в ладу с Космосом. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание, доверие. В ритуале он видит средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее - церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Так, взаимность в общении правителя и чиновника, основанная на долге-справедливости, предусматривает верность чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его снисходительную и добрую волю. Политические отношения подчинял нравственным ценностям. Основной принцип его социальной этики - человек живет не для себя, а для общества. Основополагающей политической установкой является порядок. Он возможен при наличии четырех добродетелей - вежливости, точности, человечности и справедливости. Полагал, что аналогом социальной жизни является семья. Правитель должен относиться к подчиненным, как отец к сыну. Управлять страной должны люди благородные. Отличие благородного человека в том, что он руководствуется принципом правды.Мо Цзы. специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими". Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода. Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения. Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями, нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной выгоды". Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя", сделать так, чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае "взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к "взаимной выгоде". ЛаоЦзы Главная добродетель - воздержание. «Для того чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства». В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение одного определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего.