К какому народу относятся таджики. Самые красивые таджички (23 фото)
- (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка
Современная энциклопедия
Народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь
ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история
Таджики - (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
таджики Этнопсихологический словарь
ТАДЖИКИ - представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь
Книги
- Таджики. Ч. 1 , А.П. Шишов. Этнографическое и антропологическое исследование. Часть 1. Этнография. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство`Ташкент, издание А. Л.…
- Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 , Б. Г. Гафуров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1989 года (издательство "Ирфон"…
Таджики - древний народ, родственный персам, а Таджикистан - юное государство, возникшее в результате распада СССР. Годы независимости оказались нелёгкими для страны, прошедшей через внутренние конфликты и гражданскую войну. В настоящее время таджикское общество живёт небогато, но без потрясений. Стабилизация дала надежду на развитие и рост благосостояния населения. Одним из признаков улучшения жизни является увеличение числа заявлений на получение гражданства республики.
Богатая страна - бедный народ
Независимый Таджикистан возник в результате развала СССР. Его границы с Узбекистаном и Киргизией определялись решениями советских властей, что явилось фактором риска и напряжённости при разводе бывших социалистических республик. Со временем отношения наладились, перед каждой страной стояли задачи укрепления государственности и создания предпосылок для развития. Таджикистан прошёл через сложный период внутренних конфликтов и гражданской войны 1992–1997 гг., окончившейся примирением. Наступила эпоха стабилизации и укрепления позиций Эмомали Рахмона - бессменного руководителя республики с 1994 г.
Портреты Рахмона продаются во всех книжных и канцелярских магазинах. Интересно, что портреты Путина тоже продаются рядышком. Путин - второй по популярности царь в Таджикистане. Его портреты нигде не висят, но на всякий случай лежат в магазинах. Таджики Путина любят, для них он «кормилец».
Илья Варламов
http://varlamov.ru/1887914.html
Ещё в советский период в Таджикистане были развиты гидроэнергетика, производство алюминия, хлопководство и пастбищное животноводство. А природа наградила страну залежами золота, серебра, драгоценных камней, урана (16% мировых запасов) и полиметаллических руд. С такими сырьевыми ресурсами, развивая переработку для поставки на экспорт готовой продукции, страна могла бы выйти в лидеры среднеазиатского региона по обеспеченности населения. Однако из-за внутренних причин, отсутствия политической конкуренции и клановости в кадровой политике развитие идёт очень медленно. Население остаётся бедным, высокий уровень безработицы вынуждает к трудовой миграции в Россию и Китай.
Уровень и качество жизни обычных граждан
В своё время советская пропаганда приводила Таджикистан как пример перехода от феодализма к социализму при жизни одного поколения. Обретение независимости произвело обратный эффект. В части общества явственно проступили феодальные черты, что также тормозит страну на пути прогресса. Тем не менее советский период не прошёл зря. Руководство считает себя обязанным заботиться о материальном обеспечении народа. В состав правительства входит Министерство труда и социальной защиты. В 2008 г. принят закон о социальном обслуживании населения, отражающий требования Конституции республики.
По данным ЦРУ США за 2013 г., около 35,6% жителей Таджикистана находились ниже черты уровня бедности. Удручающий показатель.
Общее сотое место кажется красивым, но не выглядит поводом для гордости. В активе преимущество над Азербайджаном и Индией, которые ещё ниже. Следует отметить сравнительно высокие позиции в таких номинациях, как образование (53) и безопасность (47). Последнее особенно ценно, ведь гражданская война закончилась всего 20 лет назад.
Таблица: Таджикистан в рейтинге благосостояния за 2016 г.
Ранг | Страна | Параметры | ||||||||
Экономика | Бизнес | Правительство | Образование | Здравоохранение | Безопасность | Личная свобода | Социальный капитал | Экология | ||
95 | Россия | 63 | 69 | 108 | 25 | 101 | 119 | 141 | 116 | 56 |
96 | Молдова | 84 | 77 | 98 | 49 | 103 | 79 | 87 | 123 | 142 |
97 | Кения | 108 | 59 | 68 | 103 | 119 | 137 | 100 | 17 | 96 |
98 | Беларусь | 50 | 92 | 135 | 41 | 89 | 57 | 134 | 121 | 102 |
99 | Армения | 115 | 83 | 107 | 56 | 100 | 70 | 99 | 141 | 104 |
100 | Таджикистан | 103 | 108 | 126 | 53 | 97 | 47 | 130 | 81 | 127 |
101 | Марокко | 66 | 84 | 118 | 118 | 87 | 44 | 118 | 144 | 66 |
102 | Лаос | 60 | 105 | 122 | 107 | 97 | 92 | 103 | 60 | 120 |
103 | Азербайджан | 102 | 78 | 127 | 44 | 76 | 71 | 116 | 133 | 141 |
104 | Индия | 67 | 86 | 47 | 102 | 113 | 135 | 102 | 84 | 140 |
105 | Ливан | 82 | 100 | 131 | 101 | 83 | 80 | 120 | 129 | 82 |
Таджикистан - наглядный пример страны, из которой «Россия ушла». Первой заменой ей представлялся Иран… Практической пользы от Ирана оказалось немного, даже Анзобский тоннель на худжандской трассе персы построили из рук вон плохо: рискну предположить, что это и не совсем их вина, просто в силу культурно-языковой близости персу и таджику проще договориться, как разворовать все средства. Нынешний Таджикистан - это протекторат Китая. И это может даже хорошо - для России присутствие в Таджикистане скорее обязанность, чем выгода, а вот китайцам придётся охранять здесь свой бизнес. Грузовики с иероглифами - неотъемлемая часть таджикистанского пейзажа.
Илья Буяновский-Варандей
Видео: виноградарство Таджикистана
Страна и люди
Таджикистан находится в субтропиках, что определяет его засушливый жаркий климат. Летом палящий зной загоняет столбик термометра выше 40°C в тени. Наиболее благоприятными для проживания считается районы Ферганской долины, которую Таджикистан делит с соседями - Киргизией и Узбекистаном. Южную часть страны занимают предгорья Памира, где на разных высотах встречаются все климатические зоны. Там же на ледниках Памира зарегистрирован рекорд холода −63°C.
Такие особенности делают Таджикистан привлекательным для всех видов туризма - экскурсионного, экологического, спортивного и оздоровительного. Специалисты оценивают туристический потенциал очень высоко, если только руководство индустрии отдыха сможет поднять уровень сервиса и будет постоянно работать над совершенствованием инфраструктуры и созданием новых зон рекреации.
Города, сёла и кишлаки: где сегодня лучше жить простым людям
В Таджикистане заметен большой разрыв в доходах между городами и селом. Столица Душанбе - зажиточный азиатский центр с элементами европейского образа жизни, застройка которого идёт на принципах современной архитектуры и градостроения. Село живёт очень бедно. В поисках заработка молодёжь и мужчины уезжают за пределы страны. Дворник-таджик - примета современной Москвы.
Российские блогеры, путешествуя по Таджикистану, также отмечают разительный контраст между городским и сельским укладом жизни. Города становятся всё более космополитными и современными. Село сохраняет патриархальные устои на основе исламских традиций.
Обитателей таджикской глубинки отличает гостеприимство и простодушие. Люди живут бедно, но с достоинством. Как в любом патриархальном обществе здесь принято уважать старших, рано создавать семью, рожать много детей и строить отношения согласно предписаниям Корана.
В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Её предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.
Дмитрий Чистопрудов
http://chistoprudov.livejournal.com/165470.html
Миграция
Огромной проблемой Таджикистана являются демографические перекосы взрослого населения из-за вынужденного отъезда мужчин на заработки, откуда они не всегда возвращаются.
На четыре женщины в Таджикистане приходится один мужчина. Дисбаланс эксперты связывают с трудовой миграцией. Ежегодно более миллиона трудоспособного населения страны, в основном это мужчины, уезжает на заработки в соседние страны.
Светлана Глушкова
http://rus.azattyq.org/a/polygamy_central_asia/24382789.html
Видео: почему из Таджикистана уезжают люди
Численность и состав населения, продолжительность жизни
Последняя перепись 2010 г. показала, что население Таджикистана составило 7,565 млн человек. На июль 2016 эксперты оценивают численность в 8,330 млн человек. Национальный состав однородный: 84% - таджики, 14% - узбеки и 2% - все остальные меньшинства.
Возрастная пирамида типична для страны третьего мира. Обращает внимание численное преимущество возраста 25–29 лет, над группами 15–24 года. Первые рождены на закате советской эпохи, вторые - во время общественных потрясений и гражданской войны.
На 2016 г. ожидаемая продолжительность жизни таджиков составляла 67,7 лет, при этом:
- мужчин - 64,6 лет,
- женщин - 71 год.
Женщины Таджикистана
Говоря о женщинах в Таджикистане, обычно делают упор на бесправие в сельской глубинке, где их положение низведено к ведению домашнего хозяйства и покорности мужу.
Согласно данным неправительственных организаций, 47 процентов таджикских мужчин считают, что роль женщины в основном заключается в рождении ребёнка, его воспитании и сидеть дома. За последние 20 лет сотни женщин покончили жизнь самоубийством по причине насилия в семье. Это явление в основном наблюдается в сельских районах, где проживают до 70 процентов населения Таджикистана.
Фарход Милод, Радио Озоди
http://rus.ozodi.org/a/24260913.html
В Таджикистане запрещено многоженство. Мужчины-нарушители в зависимости от тяжести содеянного подвергаются следующим видам наказания:
- штрафу от 1 тыс. до 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
- исправительным работам до 2 лет;
- тюремному заключению - до пяти лет.
Тем не менее многоженство существует в скрытой форме из-за недостатка мужчин брачного возраста. Зачастую женщины сознательно идут во вторые жёны ради рождения ребёнка, чтобы не остаться «пирдухтар» (старая дева), что понижает их статус среди окружающих.
Частично проблема решалась бы через браки с иностранцами, но с 2011 г. были введены ограничения. От женихов из-за рубежа требуется:
- Проживание в Таджикистане не менее 3 лет.
- Заключение брачного договора.
- Покупка жилья на имя таджикской невесты.
Что интересно, несмотря на такие строгости, браки с иностранцами заключаются. В основном с мужчинами из Китая, Ирана, Афганистана, Турции, Сирии, Германии, Великобритании, США, Японии и Индии, что говорит в пользу таджичек как замечательных жён и матерей.
Существуют ещё два типа таджикских женщин.
- Женщины просвещённого ислама. Они принадлежат семьям, в которых мусульманские традиции не входят в противоречие с современностью. Такие есть в городах и на селе. Женщины получают образование, специальность, работают преподавателями, врачами, работниками торговли и сферы услуг, занимаются наукой и спортом, делают карьеру на государственной службе.
- Независимые женщины. В этом случае подразумевается личная независимость, хотя женщина может состоять в браке и быть многодетной матерью. Про таких раньше говорили «освобождённые женщины Востока». Среди них большой процент получивших высшее образование в том числе за границей. Эти женщины работают на высокооплачиваемых должностях или делают индивидуальную карьеру в коммерции, юриспруденции, науке или искусстве. Они известны за пределами Таджикистана и не чуждаются правозащитной деятельности.
Как живётся таджикским пенсионерам
Восточное почитание старшего поколения не вполне соответствует финансовой обеспеченности пенсионеров. Таджикские мужчины выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины - в 58 лет.
Средняя пенсия составляет 230 сомони (около 30 долларов США).
В 2015 г. международное агентство Global AgeWatch проводило исследования в 96 странах мира, изучая положение пенсионеров по 13 показателям. Неожиданно Таджикистан занял сравнительно высокое 58 место, опередив Россию, Украину, Литву, Беларусь и Молдову.
Власти Таджикистана с удовлетворением встретили результаты исследования. Простой народ - со скепсисом. Возможно, иностранные специалисты чрезмерно доверились официальной статистике.
Культурная жизнь
Таджикская культура своими корнями уходит в средневековую персидскую. Персы и таджики близкородственные народы. И те и другие почитают Рудаки, Авиценну, Фирдоуси как своих.
С XIX века среди таджиков усиливается просветительская роль России. Совместное проживание русских и таджиков в одном государстве породило феномен современной таджикской культуры.
Мирзо Турсун-заде прославил свою родину в стихах
В 1929 начал действовать драматический театр, в последующие годы открылся музыкальный театр и балетная школа. С 1931 г. берёт отчёт таджикский кинематограф. В советское время происходило формирование национальной творческой интеллигенции и научно-преподавательских кадров.
Наиболее популярны и любимы в народе выступления фольклорных ансамблей.
Выдающийся просветитель Мирзо Турсун-заде (1911–1978) является классиком как таджикской, так и советской литературы.
Русские в Таджикистане
Судьбы русских в Таджикистане во многом схожи с участью русских в других среднеазиатских республиках. Проникновение и укрепление в XVIII–XIX веках, активная помощь по строительству нового общества в XX веке. Массовый въезд (по призыву и в добровольном порядке) пришёлся на советский период. Численность русских увеличилась до уровня второй основной общины. А развал СССР повлёк за собой их исход в начале 90-х.
А ещё от советских времён в Таджикистане остались русские. Правда, очень мало - на всю страну лишь 35 тысяч человек (с татарами и другими пришедшими с запада народами - чуть больше 40 тысяч), меньше, чем памирцев (и даже отдельно взятых шугнанцев), узбеков и киргизов. В 1989 году русских здесь было 388 тысяч - то есть община сократилась более чем в 10 раз. Самый характерный русский типаж Таджикистана - это интеллигентная старушка с печатью невзгод на лице.
Илья Буяновский-Варандей
http://varandej.livejournal.com/843082.html
У России нет общей границы с Таджикистаном. Но российское влияние и присутствие не исчезло. На таджикско-афганской границе есть погранзаставы, полностью укомплектованные российскими пограничниками. Российский бизнес активно конкурирует с китайским на внутреннем рынке Таджикистана.
Сколько сейчас русских в Таджикистане
Доля русских в Таджикистане в 1959 г. достигла 13,3% (263 тыс. чел.) и с тех пор непрерывно снижалась, несмотря на численный прирост. 1989 г. стал переломным: 389 тыс. (7,6%) русских почувствовали себя неуютно, и начался исход.
В настоящее время русская община составляет немногим более 33 000 человек.
Большинство русских уехали, но язык остался в качестве второго государственного. Русский получил статус языка межнационального общения. В республике 26 русских школ (5 в Душанбе), все они считаются престижными. Кириллица сохранилась как основа для таджикского алфавита. Были попытки навязать арабскую вязь или латиницу, но реформаторы не нашли поддержки в обществе, наскоки на кириллический алфавит оказались безуспешными.
Видео: отзывы таджиков о России
Как получить гражданство Таджикистана
Дети получают гражданство по факту рождения на территории республики. Родившимся за пределами достаточно, чтобы один из родителей являлся гражданином Таджикистана или легальным резидентом республики.
Для совершеннолетних предусмотрены процедуры:
- приобретения гражданства в порядке регистрации;
- приёма в гражданство Республики Таджикистан.
В первом случае гражданство приобретается через брак или близкородственные отношения по восходящей линии с гражданином Таджикистана.
Во втором требуется ходатайство на имя президента страны при выполнении следующих условий:
- 3 года непрерывного проживания в Таджикистане по виду на жительство;
- либо 5 лет общего срока нахождения в республике.
Выезд на лечение или учёбу до 3 месяцев не нарушают условия непрерывности. Для беженцев сроки уменьшены вдвое.
Приём в гражданство облегчается:
- гражданам бывшего СССР;
- усыновителям таджикского ребёнка;
- лицам, получившим убежище в Таджикистане;
- специалистам высокой квалификации, востребованным в республике;
- выдающимся деятелям науки, искусства, техники и культуры;
- лицам, имеющим заслуги перед Таджикистаном.
Процедура получения
Заявление подают в территориальный орган МВД или в консульское учреждение заграничной дипмиссии по предварительной записи на приём.
Допускается подача заявления через другое лицо при наличии доверенности, заверенной нотариусом.
К заявлению прилагают:
- Общегражданский и загранпаспорт заявителя и с копиями основных страниц.
- Письменный отказ от предыдущего гражданства.
- Документы, подтверждающие основания для приобретения или приёма в гражданство. В том числе те, что облегчают приём.
Для рассмотрения вопроса при президенте республики создана специальная комиссия, куда поступают документы, поданные заявителем. Эта же комиссия готовит материалы для указа президента о присвоении гражданства. Срок прохождения документов от подачи заявления до издания указа - 9 месяцев. После подписания указа гражданство вступает в силу, и можно заняться оформлением паспорта.
Договор о двойном гражданстве с РФ
Таджикистан не признаёт двойного гражданства, кроме случаев межправительственных соглашений. Такое соглашение подписано между Россией и Таджикистаном. Следовательно, россияне могут оформить таджикское гражданство, не отказываясь от российского. О факте получения второго гражданство необходимо известить ФМС РФ в течение 60 суток после возвращения в Россию.
Для всех сотрудников аэропорта (а там все друг друга знают) вылетающие иностранцы - это дойная корова (причём при прилёте подобных проблем не было). Деньги, в принципе, небольшие, но осадок в душе остаётся. Ну, и у меня там была ещё проблема в довесок - был куплен билет сразу до Минска (с пересадками), и представители авиакомпании из РФ прислали письмо - проверить у меня наличие российской транзитной визы. Я так думаю, в Душанбе сразу просекли, что на меня здесь можно надавить угрозами снять с рейса до выяснения (а виза эта, понятно, нам не нужна), и выдоить побольше.
felixgor, белорусский блогер-путешественник
http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=221111
У Таджикистана есть все предпосылки, чтобы стать процветающей страной. Ему пока не хватает квалифицированных управленцев и политической воли высшего руководства, больше занятого удержанием власти ради личного обогащения. Прогресс неумолим, по мере развития общества и созревания в нём просвещённого ядра начнутся неизбежные реформы. Не исключено, что импульс к переменам дадут новые граждане республики, в том числе иммигранты, получившие гражданство Таджикистана.
Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.
Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…
Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.
(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)
1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.
2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.
У нас состоялся примерно такой диалог:
Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?
Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.
Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?
А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?
Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!
3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.
4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:
Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.
Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.
Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.
Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.
5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.
В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.
6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.
Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.
7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.
8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.
9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.
В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.
Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.
За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».
Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…
Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.
Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.
Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.
10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.
Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.
11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!
12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.
13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.
14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.
15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!
Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.
Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.
16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.
18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.
20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.
21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.
24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.
25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.
28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.
29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)
30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.
Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:
Откуда вы, из какого района?
31. Спасибо за внимание!
Во время пятничной молитвы проехать мимо мечети в Душанбе невозможно: всё заставлено машинами, мечети переполнены. Их в республике больше, чем средних школ. Возводится и ещё одна мечеть, самая большая в Центральной Азии — на 150 тыс. человек. При этом Таджикистан — светское государство, где запрещено носить хиджаб в госучреждениях, а на улицах вы не услышите голос муэдзина, призывающего верующих на намаз. И вряд ли вы встретите бородатых мусульман — местная милиция ловит бородачей и отвозит в парикмахерские, где бороды им сбривают. Борода ассоциируется с ваххабизмом, с которым в стране борются со времён гражданской войны, которая началась сразу после развала СССР. Тогда правительственные войска пять лет воевали с радикальными исламистами. Жертвами стали более 60 тыс. человек.
«Во время гражданской войны православный храм Святителя Николая оказался на передовой линии боёв правительственных и оппозиционных войск, — рассказывает епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов) , он приехал служить в Душанбе из Москвы четыре года назад. — Священник, который тогда служил в храме, рассказывал, что сидевший на колокольне снайпер правительственных войск говорил ему: “Батюшка, мы вас не тронем, у нас друг с другом война идёт. Молитесь”. И он молился под свист пуль. А в прошлом году, когда мятежный генерал Назарзода предпринял попытку госпереворота, перестрелка вновь была около нашего храма».
Храм Николая Чудотворца в Душанбе. Фото: АиФ/ Мария Позднякова
Рассуждая об угрозе ИГИЛ (запрещённая в России организация), он говорит, что в Таджикистане под влияние радикалов попадает в основном малообразованная молодёжь. «Недавно ученика нашей воскресной школы, который служит у меня пономарём, избили одноклассники с криками “кафир” (неверный). Я ему сказал: “Приводи ко мне этих ребят, я докажу, что они не следуют Корану, потому что если они хулят Христа , то они хулят своего же пророка”. Только он им это передал — они от него отстали.
Нашим православным ребятам было бы легче, если бы они учились в русских школах, — продолжает владыка Питирим. — Но в Таджикистане сейчас нет русских школ, доступных для детей из малообеспеченных семей. Есть русские классы в таджик-ских школах, но и туда попасть можно за деньги, которых у русского населения нет. Получается, что в русском классе один-два русских, а остальные — таджики. Я второй год пытаюсь найти средства на строительство рядом с храмом (земля для этого есть) православной гимназии. Речь о нескольких миллионах рублей. Но, увы, пока отклика из России нет».
С момента развала СССР русские не построили в Таджикистане ни одной русской школы, Турция же построила здесь шесть лицеев. Корея — школу-интернат. А различные международные организации со штаб-квартирами в США обзавелись офисами чуть ли не в каждом кишлаке.
Южный форпост
«Четверть века назад в Душанбе 70% населения были русскими, сейчас нас меньше 1%. В республике, где 8 млн жителей, русских осталось меньше 30 тыс. человек», — рассказывает Людмила . Она — русская, родилась в Таджикистане, всю жизнь здесь проработала, сейчас живёт на пенсию в 200 сомони (около 1700 руб.). Массовый исход русских начался во время гражданской войны.
«В советское время Таджикистан был хоть и дотационной республикой, но полки магазинов здесь ломились от продуктов, — вспоминает другая русская жительница Душанбе Светлана . — В Центральной России мои родственники ездили за колбасой в Москву из других городов, а здесь свободно лежало несколько сортов. Джинсы здесь никто не брал, потому что местные жители традиционно предпочитают национальную одежду. Медицина по уровню была второй после Москвы. Но, когда стали уезжать русские, началась деградация. Уезжали ведь прежде всего специалисты».
Последнюю четверть века все привыкли, что в Душанбе в большинстве домов нет горячей воды, отсутствует центральное отопление. Зимой в минусовую температуру используют электрообогреватели либо печки-буржуйки, которые топят старыми тряпками и пластиковыми бутылками, отчего квартиру заполняет копоть. «Если русским не помочь, уедут все до последнего. А значит, всё то, что вложили в эту землю наши предки за последние 150 лет, когда Таджикистан вошёл сначала в Российскую империю, а потом в состав СССР, будет бездарно потеряно» , — сокрушается владыка Питирим. То, что окончательный уход русских чреват для Таджикистана внутренними потрясениями, понимают и сами таджики. Всё чаще, когда водители мест-ных маршруток видят в салоне одно-единственное русское лицо, они просят: «Русские, не уезжайте!»
Порой владыка ездит и на таком «транспорте». Фото: АиФ/ Мария Позднякова
И тысячи русских, несмотря ни на что, остаются. «Если мы все уедем, что будет с нашим храмом?» — говорят прихожане русской церкви. Храм Николая Чудотворца по-своему уникален — это самый южный православный храм на евразийском пространстве, где ежедневно служится литургия, а значит, возносятся молитвы о мире. Причём нередки случаи, когда в православный храм приходят и мусульмане. Вместе с православными они молились о таджикских детях, когда в Душанбе прошла череда похищений малышей, как говорили в народе, на органы. По благословению владыки Питирима молились перед иконой святого Иоанна Русского , который прославился особым -охранением детей от всяких бед. И кражи детей в Таджикистане прекратились, а молебны Иоанну Русскому стали в храме еженедельными.
В выходные дни вместе с владыкой диаконом в храме служит первый и пока единственный в Русской православной церкви этнический таджик Хуршед , в крещении — Андрей . Его супруга — матушка Елена , русская. Она поёт на клиросе, тащит на себе всю социальную работу прихода. В их семье пять детей, все помогают в храме. Андрей и Елена — предприниматели. Нынешнее благолепие храма во многом их заслуга. «Наша епархия, наверное, самая бедная в РПЦ. Нет у нас возможности платить людям зарплату, вот Господь и посылает таких помощников» , — говорит владыка Питирим. И очень надеется, что найдутся помощники и в самой России. И что православная гимназия в Душанбе появится, а значит, подрастёт новое поколение, благодаря которому ежедневная молитва в самом южном православном храме не прекратится.
Владыка Питирим и юные прихожане храма, ученики Воскресной школы, в одной из совместных поездок. Фото: АиФ/ Мария Позднякова
Все нормальные туристы едут в Египет и Таиланд. Там все включено, там можно лежать сутками на пляже, обжираться до отвала и упиваться вискарем из дьюти-фри. Там на экскурсию возят в кондиционированном автобусе, давая с собой подушку и пакет со жратвой.
Я - не нормальный турист. У меня свои тараканы и будьте уверены, они (тараканы) крупные и матерые. Поэтому, я поехал в Таджикистан.
О Таджикистане я знал следующее:
1. Страна, население которой - сплошь фанатичные талибы, со всеми вытекающими последствиями (экстремизм, терроризм, бесправие женщин, религиозное мракобесие).
2. Страна, где по-беспределу осудили русских летчиков и где, в принципе, «белому человеку» очень опасно и абсолютно нечего делать.
3. Страна нищих, диких и чумазых гастарбайтеров, Равшана и Джамшуда, заточенных на совершение преступлений в России (в основном изнасилований и сбыт наркотиков).
4. Страна, где героин продается на каждом углу по цене рубль за килограмм.
Здесь я попытаюсь рассказать, что я в Таджикистане увидел. Говорить буду исключительно за себя, что видел и слышал. Выводы, которые я делаю на основе увиденного я никому не навязываю.
Поскольку я нифига не Лермонтов, складного рассказа не получится. Постараюсь изложить тезисно. Итак:
О подготовке к поездке.
Вообще не готовился. Как сказано выше, про страну я ничего не знал. Решение, пришло «от фонаря» и времени на изучение вопроса не было вообще - работа мешала. В Интернете про Таджикистан написано очень мало. На нескольких сайтах турфирм есть краткое описание достопримечательностей, историческая справка и тому подобная лабуда, не имеющая практического значения. Отзывы побывавших я прочитал уже после возвращения.
Но если живешь в Московской области, найти более-менее знакомого таджика проблем не составляет. У кого-то таджики дачу строили, кому-то ремонт делали, у кого-то на фирме работают легально или нелегально. Такой знакомый враз отыскался. Али, так его звали, около 7 лет жил по соседству, его знал я сам и другие мои знакомые. Я попросил его помочь с поиском ночлега и регистрацией в Таджикистане, за адекватную компенсацию потраченного времени. Он дал мне телефон брата, который согласился в этом помочь. Решив этот вопрос, я взял билеты, накидал в рюкзак одежды на четыре дня, с учетом местной погоды (с сайта) и поехал в Домодедово, в шутку, сказав Али, что он остается заложником до моего возвращения
Билеты были взяты на самолет компании «Таджик Эйр», что само по себе звучало жутковато. В воображении всплывал этакий штопаный «пепелац», летающий на честном слове и одном крыле. На регистрации я был единственным русским, кто летит этим рейсом. Когда наконец-то я прорвался через толпу к стойке, сотрудница аэропорта вытаращила в недоумении на меня глаза и спросила, что-то вроде «а ты то какого хрена туда собрался». Ответ «туризм» ее убил еще сильнее. Нечто аналогичное произошло на паспортном контроле. После ответа на вопрос «Ваша цель поездки», мой паспорт вертелся в руках барышни-пограничника довольно долго.
Самолет, на удивление оказался свежим Боингом 737-800, очень чистым и внешне вполне заслуживающим доверия. Как выяснилось, помимо меня в Душанбе летел еще один русский мужик с женой и наш генерал-майор от авиации с семьей. Через четыре часа я был в Душанбе. Порадовало, что при приземлении никто не хлопал. Паспортный контроль я прошел быстро, а таможенного контроля вообще не было. Цель приезда никто не спрашивал, багаж не досматривали, мозг никто не плющил. На выходе меня встретили братья Али с другом.
О приеме.
Летя в Душанбе, я рассчитывал на некоторую возмездную помощь со стороны моего знакомого и ВСЁ.
Я ошибся.
Меня встретили, принимали и проводили как Гагарина.
Начиная с выхода из аэропорта, у меня забрали рюкзак, и, несмотря на мои протесты, тащили его сами до машины и от машины до дома. Потом, также в обратном порядке. С меня не попросили ни копейки денег, ни за ночлег, ни за еду, одарили подарками. Зарезали барана. Поили и кормили как на убой. На третий день я отказался от попыток, предложить заправить на свои машину, оплатить, хотя бы за себя, обед в кафешке или просто оставить денег принимавшим меня людям. В день отлета, со скандалом я все-таки добился того, что мне позволили купить на базаре сувениры за свои деньги. В итоге, за четыре с половиной дня пребывания мною было потрачено три тысячи рублей. Мог и их не тратить. Слух о том, что в колхоз приехал русский, из Москвы, разнеслась по всем улицам. Меня постоянно приглашали в гости в разные дома на обед или ужин. Если бы я обошел всех приглашавших, я бы наверняка сдох от переедания.
Где удалось побывать.
Первый и последний день мне показывали Душанбе. Остальное время я провел в Курган-Тюбе (Кургонтеппа), райцентре Вахш и колхозе Москва (ныне Куляб).
Об отношении к русским и России.
Абсолютное большинство граждан Таджикистана относится к России вообще и русским в частности ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНО. Не взирая на наше отношение к ним в России. ИМХО. Если сейчас в Таджикистане провести референдум о присоединении к Российской Федерации не менее 80% выскажется «ЗА». Все здравомыслящие люди в этой стране понимают, что без России Таджикистану крышка.
Во-первых: потому, что половина бюджета страны зарабатывается гастарбайтерами в РФ,
Во-вторых: потому, что без военной поддержки России исход гражданской войны в Таджикистане мог быть совершенно другим,
В-третьих: потому, что без российского военного присутствия и политической поддержки, Таджикистан, имеющий серьезные разногласия с Узбекистаном и территориальные претензии со стороны Китая, может легко потерять суверенитет.
В-четвертых: потому, что Россия помогает Таджикистану в ряде экономических проектов.
Всё это таджики понимают и ценят.
Русских в Таджикистане осталось совсем мало. В Душанбе их больше, в том числе россиянки вышедшие замуж за таджикских мужиков, в Курган-Тюбе тоже попадаются. Одна из представительниц русской местной диаспоры - начальник Кургантюбинского ОВИРа, некая Мария Ивановна Ботвинкина, делавшая мне регистрацию. Вот она:
Насколько я понял, какой-либо дискриминации они не испытывают.
Есть в Курган-Тюбе и другие русские. Их довольно много и они хорошо заметны, ибо в форме. Это военнослужащие 201 российское военной базы или как их называют таджики «СНГшники». Их жилой городок заметно выделяется среди остальных городских построек. Передвигаются они на машинах вот с такими номерами.
Чувствуют наши военные в Таджикистане себя вполне уверенно, по городу ходят в одиночку, без оружия. Отношение к ним таджиков очень уважительное, по указанным выше причинам.
Боеспособность собственной армии местные оценивают достаточно скептически и считают, что присутствие наших войск гарантирует суверенитет Таджикистана. Кстати, по словам таджиков, после некоторого перерыва, границу с Афганистаном вновь охраняют наши пограничники. За что купил - за то и продаю.
Как рассказал хозяин дома, до гражданской войны в их колхозе жили русские, немцы и греки. Они составляли почти половину колхозного населения. Все они уехали. Причиной этому явилась гражданская война, в ходе которой одни таджики «юрчики» резали других таджиков «вовчиков» и наоборот. Боевые действия, по словам местных, были вполне сопоставимы с нашими чеченскими войнами и последствия их видны до настоящего времени. Где-то до сих пор стоят брошенные, полуразрушенные дома, где-то, вдоль дорог, сожженная бронетехника. Рассказывали мне про войну с хорошо заметным содроганием, показывали отметины от пуль на стенах. Русских в той войне целенаправленно не притесняли - они попадали под раздачу в общем порядке. А поскольку у многих было куда уехать - уехали подальше от войны и нищеты.
Все таджики, когда об этом заходил разговор, просили у меня, русского, прощения за инцидент с арестом русских летчиков. Широкая таджикская общественность к их аресту отнеслись исключительно негативно, отзываясь о собственном правительстве, допустившем это в нецензурной форме. Формы эти, кстати, звучали по-русски знакомо.
В России я смотрел передачу, в которой некий корреспондент, якобы очень рискуя, чуть не ползком, прокрался к аэродрому и заснял те самые самолеты. Сие подавалось как некий журналистский подвиг. По моей просьбе мне эти самолеты показали. Они так и стоят на аэродроме в Курган-Тюбе. Никто не мешал мне их сфотографировать их на мобильник (фотоаппарата просто с собой не было). Вот они стоят на поле. Качество фото оставляет желать лучшего.
Кстати, учитывая наличие в Курган-Тюбе российской военной базы, освободить летчиков силовым путем было бы делом техники, при наличии политического решения. Слава богу, до этого не додумались.
А это, специально для господ националистов и прочих таджикофобствующих личностей. На фото строящийся православный храм в Курган-Тюбе.
О политике.
Отношение таджиков к своему президенту Рахмонову, как я понял, напоминает отношение россиян к Путину. Все признают его очевидные заслуги, но он уже «за@бал». Недовольны тем, что Рахмонов подмял под себя весь бизнес, который находится в руках его дочек, зятьев и прочих родственников. Зато к Путину, таджики относятся исключительно положительно. Желают ему победы на выборах. Наиболее отрицательный персонаж из российских политиков - Жириновский.
Что касается отношения к соседним государствам, то на первом месте стоит Россия. Ее считают другом и покровительницей. Вторая дружественная страна - Иран. Таджикский и персидский языки очень похожи и относятся к одной языковой семье. Затем по порядку идут Киргизия, Афганистан и Китай. Самое худшее отношение к соседнему Узбекистану. Между странами имеется весьма серьезный конфликт, как мне объяснили из-за строительства Рогунской ГЭС. Последняя, по мнению узбеков, ограничит сток воды в Амударью, что отрицательно скажется на орошении хлопковых полей. Между странами введен визовой режим, что создаёт большой геморрой Таджикистану, осложняя и удорожая транзит необходимых грузов.
О религиозности и алкоголе.
Вообще, за время пребывания, каких-либо ярких проявлений религиозности я не увидел. Возможно, мне просто этого не показали. Однако о степени религиозности таджиков можно в какой-то мере судить по их отношению к алкоголю. В Таджикистане с алкоголем всё в порядке. Пробовал и местную водку и местный коньяк. Последний делается на Истаравшанском винзаводе и очень даже ничего. Мои наблюдения относительно алкоголя такие: Люди от 45 и выше к алкоголю относятся вполне лояльно. Есть и реально пьющие. Это те, кто служил в Советской армии, кто помнит русское население Советсткого Таджикистана. Молодежь (20-30 лет) пьет значительно меньше. Среди тех, с кем я общался из этой возрастной категории никто алкоголь не пил и не курил, все активно занимались спортом. Женщины алкоголь не употребляют вообще. Национальные особенности относительно алкоголя конечно имеются. В магазине, алкоголь на полках не стоит, его продают из-под прилавка, причем в бумажном или черном пластиковом пакете. Пьют сорокоградусную из пиалушек.
О русском языке.
В Таджикистане многие хорошо говорят по-русски. В семье, где я жил наш язык знали все. 65-летний хозяин дома и его жена, около двадцати лет не разговаривавшие на русском, изъяснялись очень прилично. Их дети говорили еще лучше. Две младших дочки, изучающие русский язык в лицее, говорили вообще без акцента, хотя словарный запас у них еще невелик.
В Душанбе, впрочем, и в Курган-Тюбе в большом количестве встречаются вывески на русском языке. Встречаются и таблички времен СССР.
Здесь же желаю сказать три слова об образовании вообще. Среди старшего поколения таджиков не мало образованных людей. Обратная ситуация с теми, кому около 25-30 лет. Их детство пришлось на гражданскую войну и послевоенную разруху. Именно этих людей мы видим в Россиии на заработках. Но, именно, они четко понимают, что их детям образование жизненно необходимо. Подрастающее поколение таджиков, боюсь может оказаться более образованным чем русские того же возраста.
О безопасности.
В Таджикистане БЕЗОПАСНО. Всё.
О милиции.
За все время пребывания до меня не докопался ни один «милитсиянер», хотя я зело выделялся на фоне местных. Однако регистрацию я на всякий пожарный сделал - была опасность некислого штрафа при вылете. Любопытно, что в отличие от наших ментов и ГАИшников, я почти не видел у таджикских ментоворужия и резиновых дубинок. Местные ГАИшники в отличие от наших носят не полосатые палки, а одноцветные красные жезлы. По словам таджиков, около полутора-двух лет назад по силовым структурам прокатилась борьба с коррупцией, аналогичная нашей. Проблема, разумеется, решена не была, но уровень рвачества силовиков был существенно снижен. Зарплата таджикского ППСника - около 100 долларов. Зело порадовало таджикское уголовное законодательство. Практически за все преступления альтернативной лишению свободы предусмотрен штраф. Исключения составляют убийства, преступления в сфере оборота наркотиков и (неуверен) изнасилования. Таким образом, почти за все преступления, тюрьмы можно избежать, заплатив штраф. Штрафы эти по таджикским меркам огромны. Такое положение дел, скорее всего объясняется экономическими причинами.
Об автотранспорте.
Если в Германии народный автомобиль - Фольксваген, в Таджикистане- Опель.В основном это 8-15-летние Астры и Вектры. Вторая по распространенности марка - узбекские ДЭУ, третья - наши ВАЗы. Другие марки тоже встречаются. Попадаются и новые дорогие машины - Лэндкрузеры, Ауди, Тойоты- Камри. Кстати сказать, тачки в Таджикистане весьма дешевые. Возят их либо из Литвы (полуубитый мусор для бедных) либо из Дубая (новые машины). К примеру, новая Камри на рынке в Душанбе стоит около 21 тысячи долларов, а трехлетняя Дэу-Нексия стоит около 3.5 тысяч долларов. Авторынок выглядит примерно так
Качество дорог в Таджикистане соответствует качеству дорог в российской провинции. Местами дорожное полотно очень даже хорошее, местами начинаются ямы.
Бензин дорогой - 6.5-7 сомони за литр, что соответствует 40-42 рублям. Несмотря на наличие вполне современных и приличных заправок, подавляющее большинство заправляется на таких вот
Там безнин дешевле. Процесс заправки выглядит так
Не знаю как на Севере, но в Хотлонской области, где я был, зимнюю резину никто не использует, так как снег зимой выпадает не часто.
О погоде и природе.
Когда я приземлился в Душанбе, там было -5 и кругом лежал снег. В Курган-Тюбе, куда мы приехали в тот же день, было уже +5 и снега не было. В Вахше (еще южнее) уже пробиваласьсвежая трава и, на солнце, было около + 15. Днем обедали на улице, причем моя физиономия быстро начала загорать. По общему мнению принимающей стороны, я приехал в самое неподходящее время. По их словам через месяц весь Таджикистан покроется цветами (первые цветы уже появились и их продавала мелюзга вдоль дорог), трава будет по пояс, а по склонам гор будет ползать немерянное количество черепах.Но мне на первый раз и так понравилось.
Кстати о черепахах. На полном серьезе мне рассказывали о том, что в местности, где я был была изловлена чудовищная по размеру черепашища. В доказательство мне демоснстрировали ролик на телефоне, который местные передают друг другу через блютус. Мне тоже закачали. Вернувшись я обнаружил что он есть в Ютубе.
Несмотря на ролик, я в это не верю, ибо этого не может быть никогда.
93 % территории Таджикистана занимают горы. Увы, во время моего приезда в горах лежал снег, многие перевалы были закрыты, поэтому высоко в этот приезд я тоже не забирался. Камера в мобильнике не может передать всей красоты природы, поэтому много фоток выкладывать не буду.
Когда я улетал, в Душанбе снега уже не было. Был очевидный плюс.
Раньше, при слове кишлак я представлял себе несколько жалких домов, расположенных в один ряд вдоль дороги. Я ошибался. В Таджикистане кишлак - это населенный пункт размером с поволжское село, в котором есть улицы с названиями и асфальт. Отдельный вид населенного пункта - колхоз. Колхоз еще больше чем кишлак. Он гораздо больше чем российское село. На улицах везде асфальт, чего в России не во всех селах можно увидеть. В колхозе есть несколько разных магазинов, больница, производства. Точнее из производств остались только хлопковые частные фабрики. На них обрабатывают и тюкуют хлопок. Собственно колхоз, как коллективное хозяйство тоже остался. Выращивают хлопок, овощи, разводят овец и коров. Очень удивил тот факт, что овечья шерсть абсолютно никак не используется и не ценится. При стрижке она просто тупо выбрасывается. Местные это объясняют это тем, что нет оборудования для ее переработки и нет желающих ее перерабатывать.
Жил я в обычном колхозном доме.
По словам местных, стоит такой около 15000 долларов вместе с участком. Участок площадью двенадцать соток. Дом построен из саманного кирпича и разделен на две половины - мужскую и женскую. Каждая со своим отдельным входом. По сравнению с избами нашей средней полосы, дома больше по площади. Тот факт, что Таджикистан страна, все-таки, южная, объясняет некоторые особенности. Предбанника или сеней в доме нет, поскольку нет особой нужды удерживать тепло. Рамы одинарные. Русской печки тоже нет. Сие абсолютно не мешает весной, летом и осенью, но зимой, ночью, в доме холодно. Единственный вид отопления - вот такая печка, которая топится ботвой хлопчатника и дровами из древесины шелковицы.
Этого хлопчатника местные загодя заготавливают как дрова огромные вязанки. Им отапливают дома, на нем готовят. Чтобы его заполучить народ нанимается на сбор хлопка. Ботва дается вместо оплаты.
Готовят на улице, в специально отгороженном месте, где имеется тандыр и казан. Есть некий аналог летнего дома, хотя мне сказали, что это именно зимний дом. Он со своей печкой, для сильных холодов. Вот он. Полагаю его проще протопить из-за небольшой площади.
Также имеются хозяйственные постройки и туалет типа сортир. Сортир также имеет особенности, объясняющиеся климатом. Сортир представляет собой деревянный каркас обшитый шифером до уровня груди, с такой же шиферной крышей. Абсолютно продуваемое всеми ветрами строение. Вместо привычного «очка» в настиле отсутствует продольная средняя доска. Сие весьма удобно, после двух бутылок истаравшанского коньяка, но опасно после пяти бутылок водки.
Бани как таковой нет. Есть нечто, без парной, что я бы назвал помывочным предбанником.
В огороде растет все. Снимают по два-три урожая картошки и помидоров, хотя, может я чего и перепутал. Хозяин дома, в бытность в Ялте на лечении, привез росток пальмы, которая нормально прижилась, но через 20 лет, в холодную зиму, засохла. Недавно от корней вылез новый росток, над ним трясутся и оберегают как золотое яичко.
В Курган-Тюбе и райцентре Вахш электричество есть постоянно. В колхозе Москва его давали с 6 до 9 и с 18 до 21 часа. В семье, где я жил его использовали только для зарядки сотовых телефонов. Примечательно, что в соседний Афганистан (50 километров от места, где я жил) электричество идет из Таджикистана бесперебойно, ибо за него Рахмонову башляют валюту. По понятным причинам, местные жители очень рады за афганцев и особенно за своего президента. Так и говорят: мы, б..дь, пи..ц как оху..аем от Рахмонова и братьев афганцев, чтоб они нашим светом ….лись». Отсутствием света, таджики в шутку объясняли свою многодетность. В семьях у них, в среднем 6-8 детей. Мол что еще делать, когда телевизор не показывает и интернета нет. Короче вы поняли, как решать нашу демографическую проблему?
Пример большой семьи. Это только одна треть от всего состава.
Из скотины хозяева держали только коров. Сказывается возраст.
Кур, что удивило, не держат - не выгодно. Их нужно кормить зерном, а оно для пенсионеров встает в копеечку. Точнее дирамчик.
О бедности.
Таджикистан очень бедная страна, где очень тяжело найти работу. Очень странно, что до сих пор сюда не выводят никаких производств. По моему мнению, стоимость произведенной продукции запросто может быть дешевле, чем в Китае. А пока, в весенне-летний период, кишлаки Таджикистана становятся похожи на русские села во время ВОВ - одни бабы, дети и старики. Мужики все все ушли на фронт, то есть уехали на заработки в Россию.
О героине.
Не знаю. Среди тех таджиков, с кем общался информированных не было. Мне рассказывали, что сын одного из селян попался в Москве с героином и схлополтал год колонии. Другой информации у меня нет. Что касается конопли, то по причине ее свободного произрастания, проблем с ней особых нет. Если б я пожелал, то меня бы накурили также бесплатно, как поили и кормили.
О возвращении.
Что убивает в поездке в Таджикистан, то это полное отсутствие у таджиков такого понятия как очередь. Меня, привыкшему хоть к какой-то организованности при регистрации и прохождении паспортно-таможенного контроля просто вымораживала лезущая в одну дверь, толкающаяся толпа. Так было при регистрации в Душанбе, посадке на самолет, так было и при прохождении паспортного и таможенного контроля по прилету в Домодедово.
В Домодедово я увидел, что такое "зеленый коридор" для таджиков. Это вам не прилет из Турции или Египта, когда вы просто, не задерживаясь, проходите через рамку и пропускаете сумку через рентгеновский аппарат.
Таджиков шмонают как на зоне. Они выворачивают карманы, сумки, снимают куртки и даже обувь через рентгеновский аппарат пропускают. Меня как россиянина, особо не шмонали. Однако сам по себе мой прилет из Душанбе вызвал подозрение у таможенников, что выразилось в нескольких контрольных вопросах. В частности пришлось сказать свои анкетные данные, цель прилета из Таджикистана, ответить не передавал ли кто со мной для кого-нибудь посылку. Пару человек при мне куда-то увели для более глубокого шмона. Все это не приятно, но вполне объяснимо.
Таджикистан мирная, безопасная и гостеприимная страна, где русских уважают и всегда им рады. Страна с охренительно красивой природой. Думаю, при правильном подходе она может стать неслабым туристическим центром, особенно для экскурсионного, экстремального горного туризма, дельта- и парапланеризма, горнолыжного спорта. На месте Рахмонова я бы создавал массу информационных сайтов представляющих Таджикистан в положительном ключе, вбухивал бы бабки в развитие туристической инфраструктуры, пусть даже если весь бизнес захватят его родственники.
Что касается России, то учитывая отношение таджиков к нашей стране, последняя может и должна втащить Таджикистан в наше союзное государство и Таможенный союз, что приблизит всех нас к СССР-2. Для этого, возможно следует предоставить Таджикистану определенные льготы на ввоз их сельхозпродукции (особенно в восточные регионы России), при ответных льготах для наших инвесторов, некторые послабления для таджикских гастарбайтеров при выезде на работу в сибирские и дальневосточные области нашей страны, помощь в освоении недавно обнаруженных месторождений нефти и газа. Таджики и так русифицируются быстрее других соседей, но Россия должна принять 20-30-летнююю программу, благодаря которой русификация Таджикистана ускорится, чтобы следующее их поколение осознавало себя как часть союзного государства и не смотрело налево. Их там всего 8 миллионов. Финансировать все эти вещи неплохо бы заставить наших олигархов, хотя бы и ис-под палки.
Лично мне, после исключительно теплого приема в Таджикистане, было конкретно стыдно за некоторых сограждан, ведущих себя по-свински по отношению к работающим здесь таджикам. Впрочем, это не отменяет необходимости их жестоко карать наравне со всеми другими, в случае совершения преступлений.