Евгения медве. Евгения медведева - биография, информация, личная жизнь
n1.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕМУЗЫКАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С ПРОБЛЕМАМИ
В РАЗВИТИИ
И КОРРЕКЦИОННАЯ
РИТМИКА
Под редакцией Е.А.Медведевой
Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов образовательных
учреждений среднего профессионального образования, обучающихся
по специальности 0318 - Специальное дошкольное образование
Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология
Для педагогических вузов и колледжей.
Руководитель программы - доктор педагогических наук,
Профессор Н. М. Назарова
Е.А.Медведева - предисловие, раздел I, главы 1, 2, 3; раздел II, главы 1, 2,
4, 6, 7; раздел III, главы 1, 2; раздел IV, главы 2, 3; раздел V, главы 2, 3, 4;
Составитель приложений 1, 2, 3, 4; Л.Н.Комиссарова - раздел II, главы 3, 5;
Раздел IV, главы 1, 4; Г.Р.Шашкина - раздел V, глава 1, материал
В приложении 3; О. Л. Сергеева - раздел IV, глава 3
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО В.И.Лубовский; доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
ISBN 5-7695-0970-8
В учебном пособии раскрываются как общие подходы к музыкальному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.
Книга может быть интересна также воспитателям, музыкальным руководителям, дефектологам, психологам, работающим в системе помощи детям с различными проблемами в развитии.
УДК 615.851.827(072) (075.32) ББК74.100.5я723 I
ISBN 5-7695-0970-8
Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л., 2002 Издательский центр «Академия», 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Подготовка будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии, требует, чтобы они овладели такими коррекционно-развивающими технологиями, которые бы обеспечивали им возможности воплотить эту идею на практике. Среди подобных психолого-педагогических технологий особое место отводится арттехнологиям, где важную роль играет музыкальное искусство.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
В Государственных образовательных стандартах для педагогических колледжей по специальности 0318 - «Специальное дошкольное образование» среди предметов специальных дисциплин имеется курс «Методика музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», представленный в данном пособии. В педагогических колледжах студенты готовятся для работы в специальных дошкольных образовательных учреждениях разного профиля: для детей с нарушением развития, зрения, слуха, умственной отсталостью, задержкой психического развития. В связи с этим в пособии дается материал, показывающий студентам особенности музыкального воспитания детей с разными вариантами нарушений.
Целью данного учебного пособия является подготовка для работы в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида педагога-воспитателя, знакомого с основами музыкального воспитания детей, способного активно участвовать в осуществлении музыкально-эстетического воспитания дошкольников с проблемами в развитии на музыкальных занятиях, самостоятель- 1 но организовывать музыкально-досуговую, коррекционно-направленную музыкально-игровую и театрализованную деятельность вне занятий в условиях специального дошкольного образовательного учреждения, владеющего необходимым материалом по коррекционной ритмике для использования его в работе с детьми с проблемами в развитии совместно с дефектологом.
Учебное пособие дает возможность решить конкретные задачи, направленные на повышение общей музыкальной культуры студентов, расширение их кругозора, развитие у них музыкальных и педагогических способностей; обеспечение профессиональной направленности обучения, формирование у студентов умений и навыков в области музыкально-эстетического воспитания, необходимых в будущей работе с детьми с проблемами в развитии.
Данное пособие является первым в специальном образовании пособием, в котором обозначены основные направления коррекционно-развивающей работы средствами музыки в специальных образовательных учреждениях с детьми с различными проблемами в развитии и освещены вопросы, связанные с лечением и коррекцией нарушений средствами музыки. Оно поможет дефектологам, психологам, воспитателям, музыкальным работникам осуществлять коррекционную работу с детьми с проблемами в развитии средствами артпедагогики и арттерапии, а именно музыкотерапии.
В пособии отражены исследования авторов, а также опубликованные материалы ведущих отечественных и зарубежных специалистов (медиков, психологов, музыкантов, дефектологов), разрабатывающих артпедагогические и арттерапевтические подходы в лечении и коррекции нарушений в развитии взрослых и детей с проблемами в развитии.
В разделе 1 дается краткий исторический обзор использования музыки и ритмики в лечебных и коррекционно-развивающих целях, показана роль отечественных дефектологов, психологов, музыкантов в совершенствовании методики музыкального воспитания как коррекционной технологии в системе помощи детям с проблемами в развитии. В разделе представлен понятийный аппарат, показывается взаимосвязь методики музыкального воспитания с другими областями научного знания.
В разделе II раскрываются теоретические и дидактические основы методики музыкального воспитания детей с проблемами в развитии освещаются принципы, методы, формы и педагогические технологии музыкального воспитания, а также главные направления коррекционной работы средствами музыкального искусства в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
{3 разделе III дается представление об организации и проведении психологической коррекции средствами музыки и движений (музыкотерапии, кинезитерапии), осуществляемой психологом в обшей системе помощи ребенку с проблемами в развитии в специальном детском саду.
В разделе IV раскрывается коррекционная направленность работы по музыкальному воспитанию на музыкальных занятиях и в не занятий (игровая музыкальная и театрализованная деятельность, художественно-музыкальные, досуговые мероприятия в детское саду и в семье).
В разделе V освещаются направления коррекционной ритмики связанные с различными вариантами нарушений (логопедическая ритмика, фонетическая ритмика, коррекционная ритмика для детей с нарушениями слуха, зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).
В приложение включены методические материалы, даны примерные конспекты музыкальных занятий, практический материал к играм, упражнениям для занятий по ритмике, организации музыкальной деятельности вне занятий.
В этой же части пособия представлена примерная программа курса для студентов и преподавателей, читающих данную дисциплину. Содержание программы включает теоретический материал, семинарские занятия, самостоятельную исследовательскую работу студентов, а также практикум, помогающий студентам в подготовке к практике. В каждом разделе программы даны требования к знаниям и умениям студентов. Количество часов в программе может варьироваться в соответствии с учебными планами педагогического колледжа. Приложение завершается списком тем курсовых и выпускных квалификационных работ.
Методический материал ориентирован на детей разного возраста, имеющих различные нарушения в развитии. Часть практического материала разработана на основе научно-экспериментальной работы, проводимой с детьми с разными проблемами в развитии в коррекционных образовательных учреждениях Юго-Восточного и Восточного окружного управления образования г. Москвы: в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ^- 1296 (для детей с нарушением речи, задержкой психического Развития); в Государственном образовательном учреждении (ГОУ) у- 1883 «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида (Для детей с нарушением речи и задержкой психического развития ДОУ № 2316 (для детей с нарушением зрения); а также ДОУ № 1898 (для детей с нарушением речи и задержкой психического развития).
Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет будущим специалистам осуществлять музыкально-эстетическое воспитание дошкольников с проблемами в развитии в условиях специального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Авторы выражают признательность за поддержку и ценные советы доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В.И. Лубовскому; доктору педагогических наук, профессору Н.М.Назаровой (МГГГУ); кандидату педагогических наук Е.З.Яхниной (МПГУ), а также благодарность начальнику отдела по дошкольному воспитанию ЮВОУ г. Москвы Е. В. Оськиной, руководителям специальных образовательных учреждений Е. Ф. Самохиной, Л. С. Марковой, А. Н. Авраменко, Н. И.Лушиной за предоставленную возможность и создание условий для проведения экспериментальной работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей с разными проблемами в развитии.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
И КОРРЕКЦИОННУЮ РИТМИКУ
Глава 1
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ
В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ
Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.
В классической Греции музыка воспринималась как триединство «муссических искусств» - поэзии, танца и собственно музыки, считавшейся одним из самых могущественных средств, воздействующих на духовный мир человека.
В античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Восприятие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. В работах древнегреческого философа Пифагора есть описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.
Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По е го мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим. Платон предлагал при лечении головной боли использовать лечебные травы, применение которых оказывало положительное воздействие при сопровождающем лечение маги-ческого характера.
Идеи Платона, Пифагора о влиянии искусства, в частности музыки, на человека получили развитие в учении Аристотеля о катарсисе, очищении души человека в процессе восприятия искусства.
Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Китае и Индии. Древнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой основывались на воздействии музыки на активные биологические точки меридианов человеческого тела. Лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов на больные области тела.
Особое место в воздействии на человека в индийской музыкальной терапии занимало пение. Вокальная музыка была признана наивысшим искусством, так как она естественна и создается человеческим голосом, а не инструментом. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа, вначале вызывая активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. Индийские музыковеды и философы утверждают, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не может так вдохновлять личность, как музыка.
Нидерландский композитор и теоретик XV в. И.Тинкторис в знаменитом первом музыкальном словаре приписывал музыке способность изгонять грусть, смягчать жестокосердие, побеждать злую волю, радовать людей, исцелять больных, «делать души праведными».
В Средние века практика музыкотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтениями им того или иного характера музыки. Однако ранняя теория аффектов недооценивала глубокую рациональность музыки, строгую организацию музыкального материала и логику звуко-высказывания. Гениальная мысль немецкого философа Лейбница о тайной математике души, осуществляемой в звуковом потоке, долгое время не получала всестороннего осмысления. Только в гегелевской эстетике было обращено внимание на значение логики и одухотворенности музыкального содержания. Гегель высказал мысль о том, что музыка сочетает в себе некое единство противоположностей, поскольку в ней «царит глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность».
Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX - начала XX в.
В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М.Догелем, И.М.Сеченовым, И.Р.Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные указывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с взрослыми и детьми.
Вторая половина XX в. связана с выделением музыкотерапии как самостоятельного направления в практике арттерапии в странах Европы и США.
Во Франции, Голландии музыкотерапия широко используется в психотерапевтической практике, а также в хирургии. При этом важно учитывать характер и особенности заболевания, физиологического состояния организма человека.
В Швеции применение музыкотерапии основывается на концепции психорезонанса, в которой отмечается, что глубокие слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания.
В США в музыкальной терапии лечебный эффект объясняется в русле традиционного психоанализа и достигается путем подведения пациента через музыкальное воздействие к осознанию травмирующей ситуации, добиваясь катарсистической разрядки.
В Англии, Германии музыкотерапия широко применяется во всех областях медицины, детской и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии.
Особое место среди музыкотерапевтических течений в Европе, используемых в лечебной и коррекционной практике, занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Эффективность применения музыки в лечебно-адаптационных целях у детей с различной патологией раскрывается в работах немецких исследователей: у детей, страдающих неврозами (К. Швабе), ранним детским аутизмом (Р. О. Бензон), органическим поражением головного мозга (Э. Коффер-Ульбрих).
В России во второй половине XX в. музыкотерапия используется в лечебной и коррекционной практике как в разных направлениях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Эффективность применения терапии музыкой в про-филактико-адаптационных и лечебных целях подтверждают научные исследования А. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, И. М. Гриневой, С. В. Шушарджана, А. Л. Готендинера, Н.Д.Масловой, С. Ма-муловой, И.М.Гриневой, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова и др.
Однако было бы неверно ограничиваться раскрытием только одного психотерапевтического или психосоматического влияния музыки на человека, поскольку музыка обладает более широким спектром развивающего, воспитывающего и коррекционного воздействия.
Известные музыканты, педагоги, общественные деятели всегда отмечали, что обучение искусству невозможно без связи с вопросами духовной культуры человека, при этом выделяли особую роль музыки.
Д. Б. Шостакович отмечал, что никакие слова не могут оказать на душу слушателя такого воздействия, которое производит музыка. Музыка позволяет не только прислушаться к внутреннему голосу народа, но и услышать самого себя.
Высказывание Б.В.Асафьева о том, что музыка - это «и искусство, и наука, и язык, и игра» 1 , говорит о многогранности музыкального искусства.
Подлинное изучение музыки, по мысли А.В.Луначарского, возможно лишь при совместных усилиях специалистов таких наук, как физиология, психология и социология. При этом он подчеркивал, что музыка может рассматриваться как одна из сторон социализации личности.
Музыка, представляя собой, по выражению В.Д.Днепрова, «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональный спектр личности. Без музыки мир эмоций был бы недостаточно дифференцирован 2 . Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.И.Сакулина, Н.А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т.С.Комарова и др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую де-1 ятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их художественное развитие, способность различать цвет, звуки, форму, подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире, обеспечивает формирование сенсорных эталонов, понимания языка различных видов искусств.
Особое место музыка и движения занимают в развитии и коррекции отклонений в развитии детей с различными проблемами.
Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные ученые (Л.С.Выготский, В.П.Кащенко, А. И.Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в развитии детей. Л. С. Выготский отмечал особое значение художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с отклонениями в развитии.
Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обусловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспитания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Ж.Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела.
Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж. Далькроза в России Н.А.Александрова расширила область применения ритмики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специальностям явилось первым шагом к использованию ритмики в различных областях человеческой деятельности, в том числе к выделению целого направления - лечебной ритмики. При этом Н.А.Александрова подчеркивала значение дифференцированного использования ритмики в зависимости от возраста и характера нарушения, как у детей, так и у взрослых. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы с Детьми с проблемами (с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью) определяет еще и коррекционные задачи.
Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения Нервнобольных были предприняты профессором В. А. Гиляровским. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована Ритмистом В. А. Гринер. Ритм как организующий элемент музыки был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. В 1930-х гг. лечебная ритмика начинает использоваться в логопедических учреждениях, закладываются основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, - логопедической ритмики.
С этого времени ритмика активно применяется в работе с детьми с различными формами патологии: имеющими расстройства центральной нервной системы (Н.А.Власова, В.А.Гиляровский); глухими и слобослышащими (Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, 3. Е. Пунина, Л.Я.Брозело, И.Н.Мусатов, А.М.Кыштымова, Н.П.Збруева); имеющими афазию (Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер); заикающимися (В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова). Авторы подчеркивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами, так и возможность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфере-в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указывалось, что такие занятия являются и психотерапевтическим методом воздействия на ребенка, коррекции его эмоциональной сферы.
В 1920-е гг. в содержание коррекционной работы первых детских садов для глухих и слабослышащих детей входили музыкальные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали координацию движений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собранности ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, способствовали организованности детского коллектива.
В 1950 - 1970-е гг. в работах Е. Ф. Шершеневой, Е. Ф. Pay отмечается значение музыки и логопедической ритмики в коррекции заикания у детей раннего возраста, предлагается конкретный материал для детей 2 - 3 лет: песни, игровые упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются возрастные особенности и нервно-психическое состояние детей.
В этот же период разрабатывались содержание и методика музыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными и практиками (Е.Ф.Pay, С.В.Чешева, Е.Ф.Шершенева, Г.И.Яшун-ская и др.) определялись их возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты делались на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с музыкой и движением, а также разрабатывались и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах (И.Н.Мусатов, Е.Ф.Pay, E.Ф.Шершенева и др.).
Изучение влияния музыки и движения на детей с проблемами, проводимое в 1960- 1980-е гг. такими исследователями, как
Т- д.Волкова, В.А.Эркман, В.С.Ляпидевский, Б.И.Шостак, ц".А.Тугова, В.И.Селиверстов, Г.Р.Шашкина, А.В.Кручинин, О.С. Стерник, О. П. Гаврилушкина и др., показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью.
В 1960-е гг. польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работ}". Программа А. Розенталь включает ритмические упражнения Ж.Далькроза, которые, с одной стороны, препятствуют появлению аритмии в процессе речевого развития заикающихся, а при ее возникновении - нивелируют ее, с другой - удовлетворяют потребность живого организма в движении, а положительный эмоциональный фон способствует снятию напряжения.
Методика музыкального воспитания глухих детей, разработанная в 1970-1980-х гг. Г.И.Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обучала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать музыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, ориентировки в пространстве, согласованности движений с музыкой.
Исследования возможностей развития музыкального восприятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирования у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтона-ционной структуры речи проводились Л.В.Глубоковой, Г. В.Ко-ротковой, Н. И. Сладковой, Н.А.Тутовой, А. С. Кагарлицкой и др. В этот период Г. В. Коротковой были разработаны государственные программы музыкального воспитания глухих и слабослышащих детей, а также показаны возможности развития у глухих и слабослышащих дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.
Результаты изучения О. П. Гаврилушкиной музыкального развития детей с умственной отсталостью показали, что музыкальное воспитание является одним из важнейших путей коррекцион-ного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития умственно отсталых дошкольников проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в «Музыкально-ритмических движениях.
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эффективность влияния слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З.Яхниной.
Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у умственно отсталых детей и дошкольников с задержкой психического развития средствами музыки подтверждаются исследованиями С. М. Мидовской, И. В. Евтушенко, Е.А. Медведевой.
Значение, содержание и специфика использования музыкально-ритмических движений при обучении дошкольников с нарушением зрения отражаются в программах и методических пособиях Л. И. Плаксиной, В. А. Кручинина.
Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Положительное влияние занятий театрализованной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные изменения в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е. А. Медведевой. Особое значение в данном виде художественной деятельности играет музыка, оживляющая театральное действие, наполняющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя.
Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Глава 2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
И КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ
Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами в развитии и включения его в культурно-образовательную социальную среду.
Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального воспитания из ряда артпедагогических методик.
Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и технологию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика музыкального воспитания имеет коррекционную направленность в решении образовательных, воспитательных задач.
Коррекционная ритмика - это обобщенное понятие, своеобразный щщ кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).
Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.
Методика музыкального воспитания и коррекционной ритмики основана на совокупности целого ряда дисциплин: клинических, общей, специальной психологии и педагогики, артпедагогики (художественной педагогики), музыкознания. В связи с этим употребляется терминология, которая отражает и эту взаимосвязь отраслей знаний, и специфику методики как научной дисциплины, а также особенности той категории детей, которой она адресована.
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственно отсталыми средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, принятой дефектологии.
Коррекция - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
Компенсация - сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразви- 1- ия функций человека.
Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) - восстановление функций, включение ребенка с проблежизни.
Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются кор-рекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обусловливает применение арттерапевтических техник и терминологии, связанной с ними.
Арттерапия (по отношению к специальному образованию) - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике - совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Музыкотерапия - один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Вокалотерапия - активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.
Имаготерапия - один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.
Кинезитерапия - своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов, возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Релаксация - расслабление, снятие психомоторного, психоэмоционального напряжения.
Катарсис - «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.
Круг терминов методики музыкального воспитания достаточно широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами - развивающаяся область научного знания, ее понятийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педагогики, а с другой - намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отражающих коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.
Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию - синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направденного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно - игровую)
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность - психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.
Музыкальные занятия - форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.
Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми данной категории.
Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель- формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории.
1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.
2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.
3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.
4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.
5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С ПРОБЛЕМАМИ
В РАЗВИТИИ
И КОРРЕКЦИОННАЯ
РИТМИКА
Под редакцией Е.А.Медведевой
Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов образовательных
учреждений среднего профессионального образования, обучающихся
по специальности 0318 - Специальное дошкольное образование
Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология
для педагогических вузов и колледжей.
Руководитель программы - доктор педагогических наук,
профессор Н. М. Назарова
Е.А.Медведева - предисловие, раздел I, главы 1, 2, 3; раздел II, главы 1, 2,
4, 6, 7; раздел III, главы 1, 2; раздел IV, главы 2, 3; раздел V, главы 2, 3, 4;
составитель приложений 1, 2, 3, 4; Л.Н.Комиссарова - раздел II, главы 3, 5;
раздел IV, главы 1, 4; Г.Р.Шашкина - раздел V, глава 1, материал
в приложении 3; О. Л. Сергеева - раздел IV, глава 3
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО В.И.Лубовский; доктор педагогических наук, профессор Н.М.Назарова
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
ISBN 5-7695-0970-8
В учебном пособии раскрываются как общие подходы к музыкальному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.
Книга может быть интересна также воспитателям, музыкальным руководителям, дефектологам, психологам, работающим в системе помощи детям с различными проблемами в развитии.
УДК 615.851.827(072) (075.32) ББК74.100.5я723 I
ISBN 5-7695-0970-8
Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л., 2002 Издательский центр «Академия», 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Подготовка будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии, требует, чтобы они овладели такими коррекционно-развивающими технологиями, которые бы обеспечивали им возможности воплотить эту идею на практике. Среди подобных психолого-педагогических технологий особое место отводится арттехнологиям, где важную роль играет музыкальное искусство.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
В Государственных образовательных стандартах для педагогических колледжей по специальности 0318 - «Специальное дошкольное образование» среди предметов специальных дисциплин имеется курс «Методика музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», представленный в данном пособии. В педагогических колледжах студенты готовятся для работы в специальных дошкольных образовательных учреждениях разного профиля: для детей с нарушением развития, зрения, слуха, умственной отсталостью, задержкой психического развития. В связи с этим в пособии дается материал, показывающий студентам особенности музыкального воспитания детей с разными вариантами нарушений.
Целью данного учебного пособия является подготовка для работы в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида педагога-воспитателя, знакомого с основами музыкального воспитания детей, способного активно участвовать в осуществлении музыкально-эстетического воспитания дошкольников с проблемами в развитии на музыкальных занятиях, самостоятель- 1 но организовывать музыкально-досуговую, коррекционно-направленную музыкально-игровую и театрализованную деятельность вне занятий в условиях специального дошкольного образовательного учреждения, владеющего необходимым материалом по коррекционной ритмике для использования его в работе с детьми с проблемами в развитии совместно с дефектологом.
Учебное пособие дает возможность решить конкретные задачи, направленные на повышение общей музыкальной культуры студентов, расширение их кругозора, развитие у них музыкальных и педагогических способностей; обеспечение профессиональной направленности обучения, формирование у студентов умений и навыков в области музыкально-эстетического воспитания, необходимых в будущей работе с детьми с проблемами в развитии.
Данное пособие является первым в специальном образовании пособием, в котором обозначены основные направления коррекционно-развивающей работы средствами музыки в специальных образовательных учреждениях с детьми с различными проблемами в развитии и освещены вопросы, связанные с лечением и коррекцией нарушений средствами музыки. Оно поможет дефектологам, психологам, воспитателям, музыкальным работникам осуществлять коррекционную работу с детьми с проблемами в развитии средствами артпедагогики и арттерапии, а именно музыкотерапии.
В пособии отражены исследования авторов, а также опубликованные материалы ведущих отечественных и зарубежных специалистов (медиков, психологов, музыкантов, дефектологов), разрабатывающих артпедагогические и арттерапевтические подходы в лечении и коррекции нарушений в развитии взрослых и детей с проблемами в развитии.
В разделе 1 дается краткий исторический обзор использования музыки и ритмики в лечебных и коррекционно-развивающих целях, показана роль отечественных дефектологов, психологов, музыкантов в совершенствовании методики музыкального воспитания как коррекционной технологии в системе помощи детям с проблемами в развитии. В разделе представлен понятийный аппарат, показывается взаимосвязь методики музыкального воспитания с другими областями научного знания.
В разделе II раскрываются теоретические и дидактические основы методики музыкального воспитания детей с проблемами в развитии освещаются принципы, методы, формы и педагогические технологии музыкального воспитания, а также главныенаправления коррекционной работы средствами музыкального искусства в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
{3 разделе III дается представление об организации и проведении психологической коррекции средствами музыки и движений (музыкотерапии, кинезитерапии), осуществляемой психологом в обшей системе помощи ребенку с проблемами в развитии в специальном детском саду.
В разделе IV раскрывается коррекционная направленность работы по музыкальному воспитанию на музыкальных занятиях и в не занятий (игровая музыкальная и театрализованная деятельность, художественно-музыкальные, досуговые мероприятия в детское саду и в семье).
В разделе V освещаются направления коррекционной ритмики связанные с различными вариантами нарушений (логопедическая ритмика, фонетическая ритмика, коррекционная ритмика для детей с нарушениями слуха, зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).
В приложение включены методические материалы, даны примерные конспекты музыкальных занятий, практический материал к играм, упражнениям для занятий по ритмике, организации музыкальной деятельности вне занятий.
В этой же части пособия представлена примерная программа курса для студентов и преподавателей, читающих данную дисциплину. Содержание программы включает теоретический материал, семинарские занятия, самостоятельную исследовательскую работу студентов, а также практикум, помогающий студентам в подготовке к практике. В каждом разделе программы даны требования к знаниям и умениям студентов. Количество часов в программе может варьироваться в соответствии с учебными планами педагогического колледжа. Приложение завершается списком тем курсовых и выпускных квалификационных работ.
Методический материал ориентирован на детей разного возраста, имеющих различные нарушения в развитии. Часть практического материала разработана на основе научно-экспериментальной работы, проводимой с детьми с разными проблемами в развитии в коррекционных образовательных учреждениях Юго-Восточного и Восточного окружного управления образования г. Москвы: в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ^- 1296 (для детей с нарушением речи, задержкой психического Развития); в Государственном образовательном учреждении (ГОУ) у- 1883 «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида (Для детей с нарушением речи и задержкой психического развития ДОУ № 2316 (для детей с нарушением зрения); а также ДОУ № 1898 (для детей с нарушением речи и задержкой психического развития).
Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет будущим специалистам осуществлять музыкально-эстетическое воспитание дошкольников с проблемами в развитии в условиях специального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Авторы выражают признательность за поддержку и ценные советы доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В.И. Лубовскому; доктору педагогических наук, профессору Н.М.Назаровой (МГГГУ); кандидату педагогических наук Е.З.Яхниной (МПГУ), а также благодарность начальнику отдела по дошкольному воспитанию ЮВОУ г. Москвы Е. В. Оськиной, руководителям специальных образовательных учреждений Е. Ф. Самохиной, Л. С. Марковой, А. Н. Авраменко, Н. И.Лушиной за предоставленную возможность и создание условий для проведения экспериментальной работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей с разными проблемами в развитии.
Евгений Алексеевич Медведев - художник-иллюстратор.
Родился в Москве. В школьные годы занимался в изостудии Дома пионеров (тогда Октябрьского района Москвы). После 7 класса поступил в Московское художественно-графическое училище, которое в 1955 году окончил с красным дипломом. В том же году его приняли на художественно-графический факультет Московского полиграфического института. Учился у А. Д. Гончарова, В. Н. Горяева, Л. В. Сойфертиса, Э. М. Белютина, К. С. Елисеева, В. Н. Ляхова, А. А. Сидорова, Е. Шукаева и других. Дипломная работа - иллюстрации к книге «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля (через 20 лет художник оформил эту книгу заново для издательства «Советская Россия»).
По окончании института (в 1960 году) начал творческую деятельность в детской и взрослой периодике. Работал в журналах «Пионер», «Юность», «Наука и религия», газете «Пионерская правда». С книжными издательствами («Детская литература», «Малыш», «Советская Россия») художник принялся сотрудничать, по его словам, «нарастив “мускулы” и приобретя профессиональный багаж».
Многолетняя дружба связывает Медведева с Владиславом Петровичем Крапивиным, книги которого художник иллюстрировал неоднократно. Кроме того, он оформлял произведения Аркадия Гайдара, Валентина Катаева, Аркадия Аверченко, Сергея Розанова, Виктора Драгунского, Сергея Михалкова, Любови Воронковой, Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, Юрия Томина, Владимира Железникова, Эдуарда Успенского… Творческая судьба свела Евгения Алексеевича с Юрием Сотником. С его рисунками издавались книги Джеймса Фенимора Купера, Марка Твена, Януша Корчака, Астрид Линдгрен, Артура Кларка и других зарубежных авторов. С 1963 года является членом Союза журналистов (секция художников). Связан Евгений Алексеевич и с анимацией: он был художником-постановщиком кукольного фильма «Алёшины сказки» («Союзмультфильм», 1964).
Евгений Медведев, человек сверхскромный, всю жизнь старается избегать публичности. В поле зрения журналистов он попал в связи с юбилеем Владислава Крапивина, который широко отмечался в 2008 году. В одном из интервью художник поделился рецептом своей творческой кухни, предваряющим этап создания иллюстрации: «Я читаю текст и выписываю досье на героев: острый подбородок, круглое лицо, веснушки. Потрёпанные сандалии, пыльно-зелёные шорты на лямке и прочее. Персонажи у Крапивина часто переодеваются, тут надо быть внимательным: рисунки должны гибко реагировать на повествование».
В ноябре 2009 года к 75-летию художника в Центральной городской детской библиотеке имени А. П. Гайдара города Москвы состоялась первая персональная выставка Евгения Медведева. До этого работы художника в разные годы экспонировались на коллективных выставках книжных графиков.
Награды 1964 год - почётный знак «За активную работу с пионерами» (вручал Лев Кассиль).
1977 год - Диплом Всероссийского конкурса искусства книги за высокий уровень художественного оформления книги Сергея Розанова «Приключения Травки» (М.: Сов. Россия, 1976).
1982 год - диплом имени Н.Н.Жукова журнала «Пионер» за иллюстрации к повестям Владислава Крапивина (в частности, за оформление повести «Шлем витязя»).
2008 год - Диплом лауреата Международной премии Владислава Крапивина «за создание высокохудожественных произведений в области иллюстрирования детской литературы».
Одна из самых дорогих наград: ребята из крапивинского отряда «Каравелла» удостоили Евгения Медведева самого высокого отрядного звания - Почётный командор.
Смотреть все публикации
1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Медведева Е.Ю., Образумова А.Н. В сборнике: Современная наука: исследования, технологии, проекты Сборник V международной научно-практической конференции. Научный центр "Олимп". 2015. С. 458-460.
2.РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» Медведева Е.Ю. В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 54-56.
3.ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЦАМ С ОВЗ Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А.Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 228.
4.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Глабова Ю.А., Медведева Е.Ю.Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 34.
5.ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕБЕНОК С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А.Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 541.
6.ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ. Медведева Е.Ю., Образумова А.Н.Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-7. С. 87-89.
7.ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ИНВАЛИДОВ.Медведева Е.Ю., Уромова С.Е. Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-5. С. 89-92. ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЯ "ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А., Карпушкина Н.В., Уромова С.Е.Методическое пособие / Нижний Новгород, 2014.
8.ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЯ "ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ".Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А., Конева И.А., Карпушкина Н.В., Уромова С.Е.Методическое пособие / Нижний Новгород, 2014.
9.ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Уромова С.Е., Медведева Е.Ю.В сборнике: Школа XXI века: тенденции и перспективы Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С. 175-178.
10.ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. Ольхина Е.А., медведева Е.Ю.Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1554.
11.ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Ольхина Е.А., медведева Е.Ю., Каштанова С.Н.Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 663.
12.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Медведева Е.Ю. Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 21.
13.РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ. Медведева Е.Ю., Образумова А.Н. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-6. С. 124-125.
14.ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНВАЛИДОВ. Каштанова С.Н., Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Образование, экономика, общество. 2013. № 5-6 (39-40). С. 25-28.
15.ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ КАРТ «СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ». Медведева Е.Ю., Лопатина Г.Ф. Детский сад от А до Я. 2009. № 1 (37). С. 97-103.
Евгения Армановна Медведева. Родилась 19 ноября 1999 года в Москве. Российская фигуристка. Заслуженный мастер спорта РФ (2016). Серебряный призер Олимпиады (2018).
Отец - Арман Бабасян, армянин.
Мать - русская, однако она постоянно остается в тени, не дает интервью и публике по каким-то причинам не известна. Евгения носит девичью фамилию своей бабушки.
В прошлом мама Евгении занималась фигурным катанием. Однако, по словам самой Жени, в фигурное катание ее отдали не потому, что мама каталась, хотя это тоже сыграло свою роль, а чтобы улучшить ее фигуру.
"Правда, лопатки до сих пор торчат, но мне кажется, что фигурное катание внешне меня облагородило", - говорила спортсменка.
На коньки она встала в три с половиной года. Сначала занималась у Любови Яковлевой в ЦСКА, а когда та ушла на пенсию - с 2006 года стала тренироваться в группе Елены Селивановой. В 2007 году родители Евгении приняли решение перевести ее в группу .
Как рассказывала спортсменка, в возрасте 9 лет она уже четко представляла, что "фигурное катание – это моя работа, моя карьера и моя жизнь". В то же время отдавала себе отчет, что это требует усилий и самодисциплины: "Надо только научиться преодолевать себя и трудности".
"Лет до десяти, хотя с утра до вечера я была занята фигурным катанием, мне хотелось поиграть, побегать, отвлечься. А после десяти произошел перелом. Я уже четко знала, для чего работаю, почему я это делаю, что мне нужно сделать, чтобы добиться результата", - делилась она.
И с тех пор Евгения полностью была сосредоточена на спорте. Она отмечала, что "спорт дал мне характер, умение ставить перед собой цели и всеми доступными средствами добиваться их".
С 2011 года - член сборной команды России.
В сезоне 2013-2014 годов достигла возраста, с которого ISU допускает спортсменов к участию в международных соревнованиях среди юниоров и дебютировала на этапе Гран-при среди юниоров в Латвии, который выиграла. Далее последовал этап в Польше, который Евгения тоже выиграла.
В финале Гран-при среди юниоров, проходившем в Японии, спортсменка завоевала бронзу, уступив лишь своим соотечественницам - Марии Сотсковой и Серафиме Саханович.
На чемпионате России 2014 года Евгения Медведева заняла седьмое место среди взрослых и четвёртое место среди юниоров. В начале марта 2014 года она стала второй в финале взрослого Кубка России по фигурному катанию, пропустив вперёд только Анну Погорилую.
На чемпионат мира среди юниоров она поехала вместо получившей травму Сотсковой и выиграла бронзовую медаль, уступив другим россиянкам - Елене Радионовой и Серафиме Саханович.
В сезоне 2014-2015 она победила на двух этапах юниорского Гран-при, что обеспечило ей участие в финале Гран-при. И в середине августа она с личным рекордом в произвольной программе победила в Куршавеле. В финале юниорского Гран-при в Барселоне она оказалась первой, выиграв обе программы.
На чемпионате России 2015 года она впервые выиграла медаль - бронзовую. А на первенстве России среди юниоров финишировала на первом месте, что позволило ей отобраться на свой второй мировой юниорский чемпионат в Таллине, где она в сложной борьбе сумела взять золотую медаль.
С октября 2015 года Евгения начала выступления среди взрослых фигуристов - стартовала на Мемориале Ондрея Непелы и выиграла этот старт. Через три недели выступала в Милуоки (США) на серии Гран-при Skate America. В сложной борьбе фигуристка сумела завоевать первое место.
На следующем этапе в России её выступление было также удачным: она финишировала второй. По итогам выступлений на этапах Гран-при Евгения вышла в финал Гран-при в Барселоне, где 11 декабря выиграла соревнования в короткой программе, опередив россиянку Радионову и японку Мао Асаду. В произвольной программе Евгения набрала третью сумму баллов в истории новой системы судейства (то есть в период с 2003 года), что позволило ей впервые в карьере победить в финале Гран-при. Таким образом, она улучшила все свои достижения.
В 2016-м на чемпионате России она в сложной борьбе впервые завоевала золотую медаль. На Чемпионате Европы 2016 заняла первое место. На чемпионате мира в Бостоне, в произвольной программе, установила новый мировой рекорд - 150,10. Медведева стала третьей российской одиночницей после Ирины Слуцкой и Елизаветы Туктамышевой, которая выиграла все главные старты сезона: финал Гран-при, чемпионат Европы, чемпионат мира. Также Медведева стала первой одиночницей в мире, кому удалось выиграть взрослый чемпионат мира на следующий год после победы на юниорском.
Чтобы добиться столь высоких результатов, Медведевой пришлось отказаться от учёбы в школе и заниматься с педагогами индивидуально.
22-24 апреля прошёл чемпионат Team Challenge Cup-2016. Выступая в США за команду Европы, она улучшила своё прежнее достижение в короткой программе (77,56), а в произвольной даже установила неофициальный мировой рекорд - 151,55 и по сумме баллов за произвольную и короткую в этом турнире получила 229,11 балла, что также является неофициальным мировым рекордом (после результата фигуристки Ким Ён А - 228,56 балла).
Новый предолимпийский сезон российская фигуристка начала в конце октября, где она выступала на этапе Гран-при в Миссиссоге, на Кубке федерации Канады и заняла первое место, при этом улучшила своё прежнее достижение в короткой программе.
В середине ноября 2016-го российская фигуристка выступала на этапе Гран-при в Париже, где на турнире Trophée de France финишировала на первом месте, при этом были улучшены спортивные достижения в короткой программе. Это позволило ей уверенно выйти в финал Гран-при, в Марселе, на котором Евгения установила мировой рекорд в короткой программе по сумме набранных баллов.
Таким образом, она стала обладательницей рекордов в обеих программах. По итогам произвольной программы Евгения Медведева стала двукратной победительницей финалов Гран-При.
Евгения Медведева (Сейлор Мун). Dreams on ice - 2016
В декабре 2016 года в Челябинске стала двукратной чемпионкой России. Спортсменка вновь показала высокий результат, набрав баллы лучше мировых рекордов, установленных ею же, но на международном уровне результаты национальных соревнований не учитываются. Также Медведева исполнила каскад из трёх тройных прыжков, что, по словам спортсменки, позволило шагнуть вперед.
На чемпионате Европы 2017 Евгения вновь завоевала золотую медаль, став двукратной чемпионкой Европы. При этом она вновь побила мировой рекорд (ею же и установленный) в произвольной программе, а также установила новый мировой рекорд по сумме баллов в двух программах (ранее принадлежавший кореянке Ким Ён А).
На мировом чемпионате в Хельсинки уверенно победила, став двукратной чемпионкой мира. В короткой программе набрала 79,01 балла, не добрав всего 0,2 балла до ею же установленного мирового рекорда, а в произвольной она набрала небывалые 154,40 балла, на три с лишним балла сразу обновив мировой рекорд в произвольной программе и по сумме баллов.
На Командном чемпионате мира 2017 в Токио Евгенией были вновь побиты все рекорды по баллам, сначала в короткой программе (80,85 балла), а затем в произвольной (160,46) и по сумме баллов - 241,31.
В 2018 году на проходившем в Москве чемпионате Европы заняла второе место, уступив .
На Олимпийских играх 2018 года стала серебряной призеркой в командных соревнованиях.
В короткой программе Олимпиады в Пхенчхане она . В произвольной программе обе спортсменки показали одинаковый результат - 156,65 балла. Таким образом, .
До апреля 2018 года выступала за Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта и тренировалась в ледовом дворце «Хрустальный».
В апреле 2018 года Медведева решила уйти от Этери Тутберидзе и тренироваться под руководством канадца . Также появились слухи, что она будет выступать за другую страну (как вариант называлась Армения).
Ее бывший тренер , что причиной решения Медведевой стал проигрыш Загитовой на Олимпиаде: "Выйдя с олимпийского льда, она бросила детскую фразу: "Неужели вы не могли Алину подержать еще год в юниорах?" Я сказала: "Женя, ты что, у всех должны быть равные шансы". Это должна быть просто вера в тренера, вера ежедневная в результат, а не какие-то условия".
По словам спортсменки, она мечтает выучиться на визажиста. Она считает, что имеет к этому делу способности: перед стартами она всегда сама накладывает себе макияж и у нее очень хорошо получается.
Евгения Медведева в программе "Вечерний Ургант"
Рост Евгении Медведевой: 157 сантиметров.
Личная жизнь Евгении Медведевой:
Не замужем. В громких романах не замечена. В данный момент Евгения все свое время посвящает спорту.
Достижения Евгении Медведевой:
Олимпийские игры:
Серебро - Пхёнчхан 2018 - командные соревнования
Серебро - Пхёнчхан 2018 - одиночное катание
Чемпионаты мира:
Золото - Бостон 2016 - одиночное катание
Золото - Хельсинки 2017 - одиночное катание
Чемпионаты Европы:
Золото - Братислава 2016 - одиночное катание
Золото - Острава 2017 - одиночное катание
Серебро - Москва 2018 - одиночное катание
Финалы Гран-при:
Золото - Барселона 2015 - одиночное катание
Золото - Марсель 2016 - одиночное катание
Командный чемпионат мира:
Серебро - Токио 2017 - командные соревнования
- НОД "Рыбки плавают в аквариуме" план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
- Конспект занятия по рисованию на тему: «Рыбки в аквариуме»
- Психология служебной деятельности: чему учат, кем потом работать, престижность профессии Отзывы студентов о своем направлении подготовки
- Как рассчитать прибыль от продаж?