К источникам семейного права относятся. Структура и источники семейного права
Страница 5 из 41
1.4. Источники семейного права
Источниками права признаются формы выражения правовых норм. В соответствии со ст. 72 Конституции семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя СК, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с данным Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все принимаемые в Российской Федерации законы и иные правовые акты, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции.
Главным источником семейного права является Семейный кодекс Российской Федерации. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Семейный кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вводит договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует личные неимущественные, наследственные и иные общественные отношения. Также к источникам семейного права относятся и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, для углубления норм, установленных в разд. VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», приняты Федеральные законы от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
К источникам семейного права относятся и законы субъектов РФ. Эти законы регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК), выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК), присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК), организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК), определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК), установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). Законы субъектов РФ могут приниматься и по вопросам, не урегулированным непосредственно в СК, особенно в части дополнения и развития субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае эти законы не должны противоречить СК (п. 2 ст. 3 СК) и иным федеральным законам: при наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон.
Кроме того, к источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения:
Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере;
Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. В частности, постановления Правительства РФ могут издаваться по поводу определения видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК), определения порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 125 СК), установления перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК), определения порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 15 °CК), утверждения положения о приемной семье (ст. 151 СК), определения порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и др.;
Акты федеральных органов исполнительной власти. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В качестве примера можно привести приказ Минздрава России от 10.09.1996 № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»;
Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Эти акты не являются прямыми источниками семейного права, однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. В качестве примера можно привести постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 04.07.1997 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
В ст. 6 СК закреплен установленный Конституцией принцип приоритетного применения правил международного договора Российской Федерации в случае несоответствия ему норм семейного законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систему Российской Федерации введены две категории международно-правовых норм: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, т. е. обязательные для всех его членов; 2) международные договоры Российской Федерации, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера, независимо от вида и наименования, заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями. В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.
Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права. Основными из них являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий 4-й Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций, Конвенция стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Таким образом, источники семейного права составляют определенную иерархию, главенствующую роль в которой занимают международно-правовые акты и Конституция Российской Федерации, а остальные источники издаются лишь на основании и во исполнение их.
Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права , правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.
- Семейный кодекс (основной источник);
- федеральные законы, принятые в соответствии с Семейным кодексом;
- законы субъектов федерации (действующие только на территории этих субъектов).
В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права , есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством . Эти положения называют принципами семейного права :
- Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
- Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
- Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
- Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
- Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
- Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
- Принцип защиты семьи государством.
Основные понятия семейного права.
Семья - малая социальная группа , основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.
Семейные правоотношения - вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.
Брак - регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.
Брачный договор (или брачный контракт ) - соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор - официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.
Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).
Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:
· брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
· права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
· права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
· алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
· формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
· применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).
Основным источником семейного права, "сердцевиной" всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ
Семейное законодательство - это система НПА, регулируемых семейные отношения, круг которых определен СК. Основными НПА в области СП являются: Конституция РФ – закрепляет основополагающие принципы; - провозглашает принцип государственной защиты семьи, материнства и детства; - устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязательством родителей; - закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботится о нетрудоспособных родителях; - относит семейное законодательство к совместной сфере ведения РФ и Субъектов РФ. СК РФ от 29.12.95: определяет круг общественных отношений, регулируемых СП; регулирует базовые семейно-правовые отношения. ГК РФ (ч.1, 2, 3): регулирует личные неимущественные отношения; наследственные отношения; иные общественные отношения. Другие ФЗ и подзаконные акты РФ; законы Субъектов РФ и подзаконные акты Субъектов РФ. Особое место среди источников СП занимают международно-правовые акты, такие как: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.; Международный пакт о гражданстве и политических правах от 16.12.1966 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.и др.
Основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям установлены ст. 4 СК. Из содержания этой статьи следует, что в регулировании возможности применения гражданского законодательства к семейным отношениям произошли значительные изменения. В ранее действовавшем законодательстве регулирование семейных отношений нормами гражданского законодательства допускалось только в случаях, прямо предусмотренных в законе (например, ст. 46 КоБС для определения правового режима совместно приобретенного имущества лицами, брак которых признан недействительным, отсылала к ст. 116-125 Гражданского кодекса РСФСР). В ст. 2 ГК РСФСР 1964 г. содержалось указание на то, что семейные отношения регулируются семейным законодательством. Субсидиарное (то есть дополнительное) применение гражданского законодательства к семейным отношениям в законе не упоминалось, а практически имело место, так как семейное законодательство не содержало в ряде случаев необходимых понятий и институтов (правоспособность и дееспособность граждан, обязательства, валюта денежных обязательств, надлежащее исполнение обязательства, срок исполнения, зачет встречных требований и т. д.). Возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к семейным отношениям впервые на законодательном уровне была отражена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и получивших силу на территории Российской Федерации с 3 мая 1992 г. в части, не противоречащей законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г., то есть с момента провозглашения суверенитета РФ. В п. 3 ст. 1 Основ гражданского законодательства отмечалось, что к семейным отношениям гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не урегулированы семейным законодательством. Новый Гражданский кодекс РФ семейные отношения в качестве предмета регулирования не называет. А вопрос о применении гражданского законодательства к семейным отношениям был решен в Семейном кодексе.
В ст. 4 СК закреплено важное положение о том, что к перечисленным в ст. 2 СКимущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи (то есть между супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами), не урегулированным семейным законодательством (ст. 3 СК), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Таким образом, гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. Однако в любом случае применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой. Закрепление в ст. 4 СК основания применения гражданского законодательства к семейным отношениям связано с усилением договорных начал в семейном праве. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. В ряде статей СК указаны конкретные нормы ГК, которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:
а) ст. 198-200 и 202-205 ГК - при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);
б) ст. 257-258 ГК - при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);
в) ст. 451-453 ГК - при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);
г) ст. 26 и 28 ГК - при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);
д) ст. 37 ГК - при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 СК);
е) п. 1 ст. 165 ГК - при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);
ж) п. 2 ст. 36 ГК - при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);
з) ст. 36-38 ГК - при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);
и) ст. 181 ГК при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК).
Кроме того, в отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию. В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях: применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст. 30 СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст. 44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п. 3 ст. 145 СК).
Для семейного права имеют также теоретическое и практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.). В связи с этим ряд авторов рассматривает ГК как самостоятельный источник семейного права. Однако здесь необходимо обратить внимание на то, что ст. 4 СКустановлена возможность применения к семейным отношениям гражданского законодательства только в тех случаях, когда это не противоречит их существу и отсутствуют необходимые нормы семейного законодательства. Указанное положение имеет принципиальное значение, поскольку позволяет избежать любых искажений сути отношений, входящих в предмет семейного права, в результате применения к ним тех или иных норм гражданского законодательства.
Исследованию проблемы соотношения гражданского и семейного законодательства при регулировании семейных отношений уделяется значительное внимание в юридической литературе последнего времени. При этом высказываются две различные точки зрения, что в немалой степени обусловлено принципиально противоположным подходом к месту семейного права в системе права (семейное право - самостоятельная отрасль права; семейное право - подотрасль гражданского права). Большинство авторов, стоящих на позиции существования семейного права как самостоятельной отрасли права, обоснованно полагают, что исходя из смысла ст. 4 СК применение норм гражданского права к семейным отношениям имеет субсидиарный характер. Это означает, что семейные отношения регулируются прежде всего нормами семейного законодательства, а гражданское законодательство применяется лишь к тем семейным отношениям, которые не урегулированы нормами семейного права, и лишь постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. С другой стороны, сторонники признания семейного права подотраслью гражданского права предлагают рассматривать соотношение гражданского и семейного законодательства как соотношение общих и специальных норм. На этой основе делается вывод о регулировании семейным законодательством лишь специальных черт семейных правоотношений, в той же части, в какой семейные правоотношения не обладают спецификой, они должны регулироваться гражданским законодательством.
На наш взгляд, определяющим началом в решении вопроса о соотношении гражданского и семейного законодательства является отношение к семейному праву как к самостоятельной отрасли права. Как уже отмечалось, в теории семейного права преобладает именно такой подход к семейному праву. Поэтому более предпочтительной является позиция, согласно которой гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, то есть в порядке субсидиарного применения. В этом же смысле высказывается и Брагинский М. И.: "...гражданские нормы применяются к семейным отношениям субсидиарно".
Аналогия закона и аналогия права при регулировании семейных отношений. Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией права - решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.
Теоретически не исключается возникновение ситуации, когда какие-либо отношения между членами семьи окажутся не урегулированными не только нормами семейного, но и гражданского права, а соглашение сторон по существу возникшего между ними спора не будет достигнуто. При таких обстоятельствах в результате пробела в законодательстве будет весьма сложно разрешить подобный конфликт в пользу одного из членов семьи с учетом соблюдения прав всех заинтересованных лиц. Ранее семейным законодательством РСФСР порядок разрешения спора в таких случаях не предусматривался вследствие жесткой государственной регламентации разнообразных сторон семейных отношений, хотя ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (Далее - ГПК) допускала применение судами при рассмотрении гражданских дел, как аналогии закона, так и аналогии права к спорному правоотношению. Поэтому ст. 5 СК является новеллой в семейном праве. В ней предусмотрена принципиальная возможность применения при регулировании отношений между членами семьи аналогии (аналогии закона или аналогии права).
Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуации к спорным отношениям между членами семьи применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные (то есть близкие по характеру) отношения. В противном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, что разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений. От аналогии закона следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативно-правовом акте, регламентирующем определенное отношение, содержится указание о том, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений (так, не будет аналогией закона применение ст. 168-179 ГК, устанавливающих основания недействительности сделок, для признания брачного договора недействительным, в связи с тем, что п. 1 ст. 44 СК прямо отсылает к этим нормам ГК).
Если же отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, то есть из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных ст. 1 СК и ст. 1 ГК. Аналогия права применяется в крайнем случае при невозможности прибегнуть к аналогии закона. При использовании аналогии права необходимо обязательно учитывать принципы гуманности, то есть человеколюбия (от лат. - humanus), разумности (основанности на здравом смысле) и справедливости (беспристрастности, правильности, соответствия истине). Данное положение прямо вытекает из требований ст. 18 Конституции РФ, устанавливающей, что только права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов. Кроме того, оно отвечает смыслу Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международного пакта о гражданских и политических правах.
Применение аналогии закона или аналогии права входит в компетенцию суда, а не отдельных членов семьи по их желанию. При этом принятое по аналогии закона или аналогии права решение суда не должно находиться в противоречии с действующим законодательством РФ и основополагающими принципами российского права.
Закрепленная ст. 5 СК норма об аналогии закона или права при регулировании семейных отношений не имеет широкого применения на практике. Однако ее введение имеет принципиальное значение как для защиты прав и интересов членов семьи (суд не вправе отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретного закона), так и для совершенствования семейного законодательства в целом.
В теории государства и права под источниками права традиционно понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Принято выделять четыре основных вида источников: правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания и нормативный правовой акт.Учитывая, что Российская Федерация входит в континентальную правовую семью, основным источником права в нашей стране, в том числе и семейного, является нормативный правовой акт.
Источники семейного права
Среди нормативных правовых актов высшей юридической силой обладает Конституция РФ. Она является главным источником любой отрасли российского права.Как уже говорилось выше, в Конституции РФ содержится ряд норм, регулирующих семейные отношения (ч. 2 ст. 7, ст. 23, 38, ч. 2 ст. 45, ст. 46).
Пункт «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит семейное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Семейное законодательство состоит из С К РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ). При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать С К РФ.
Согласно ст. 2 СК РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора (ст. 6 СК РФ). Среди международных конвенций, к которым присоединилась Россия, и международных договоров РФ наибольшее значение в регулировании семейных отношений имеют Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Россией и Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Монголией, Кубой и другими государствами.
Семейный кодекс РФ как источник семейного права
Наиболее важным федеральным законом, регулирующим семейные отношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый Государственной думой 8 декабря 1995 г. и вступивший в действие с 1 марта 1996 г.Кодекс состоит из восьми разделов, включающих 22 главы и 170 статей: разд. I «Общие положения»; разд. II «Заключение и прекращение брака»; разд. III «Права и обязанности супругов»; разд. IV «Права и обязанности родителей и детей»; разд. V «Алиментные обязательства членов семьи»; разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»; разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»; разд. VIII «Заключительные положения».
В ГК РФ также содержатся нормы семейного права. Согласно ст. 4 СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
Кроме того, нормы семейного права содержатся в федеральных законах: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»; от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве»; от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (так называемый «Закон Димы Яковлева») и др.
В соответствии с п. 2 ст. 3 СК РФ законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным законодателем к их ведению, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Например, п. 2 ст. 13 СК РФ устанавливает правило, согласно которому порядок и условия, «при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации (выделено нами. — Авт.)». В настоящее время нормативные правовые акты о снижении брачного возраста для лиц, не достигших 16 лет, приняты в 27 субъектах РФ.
Другим примером может служить ст. 58 СК РФ, в которой закреплено право ребенка на имя, отчество и фамилию. Так, в п. 2 названной статьи указывается: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации; фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации (выделено нами. — Авт.)».
Законы субъектов РФ могут приниматься по вопросам защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, устройства их в приемную семью и др. (п. 2 ст. 121, п. 1 ст. 123 СК РФ). Например, нормы СК РФ о приемной семье нашли развитие в законах Москвы, Санкт-Петербурга, Белгородской, Волгоградской, Курской, Ленинградской, Липецкой,
Московской, Нижегородской, Свердловской, Ярославской областей и других субъектов РФ.
В субъектах РФ принимаются также законы, регламентирующие вопросы, непосредственно не урегулированные СК РФ. Например, во Владимирской, Пензенской, Мурманской областях уточнены требования п. 1 ст. 59 СК РФ в части установления порядка изменения фамилии или имени ребенка, входящего в компетенцию руководителей органов местного самоуправления (глав администраций муниципальных образований).
Наряду с федеральными законами и законами субъектов РФ определенную роль в правовом регулировании семейных отношений играют подзаконные акты:
1) указы президента РФ (например, от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; от 13 мая 2008 г.
«Об учреждении ордена «Родительская слава», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.);
2) постановления Правительства РФ (например, от 19 марта 2001 г. «О детском доме семейного типа», от 18 мая 2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», от 19 мая 2009 г. «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» и др.);
3) ведомственные нормативные акты (например, Письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19 июня 2012 г. № 01-1 б), Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и др.).
Подзаконное нормотворчество в сфере семейного права ведется и на уровне субъектов РФ. Так, в ряде субъектов РФ (Архангельской, Владимирской областях и др.) приняты постановления органов исполнительной власти, касающиеся порядка учета лиц, желающих усыновить детей.
Муниципальные образования в пределах своей компетенции также принимают постановления, регулирующие семейные отношения. Как правило, речь идет о передаче ребенка в приемную семью и других вопросах опеки и попечительства. Примерами таких актов являются Постановление администрации городского округа Семеновский Нижегородской области от 30 января 2013 г. № 203 «Об утверждении Порядка использования средств за счет субвенции из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», Постановление администрации г. Сарова Нижегородской области от 18 февраля 2013 г. № 809 «Об утверждении административного регламента администрации города Сарова на предоставление государственной услуги, переданной для исполнения органам местного самоуправления "Передача ребенка в приемную семью"» и др.
Одним из источников семейного права является правовой обычай, т. е. обычай, на который дается отсылка в законе. При этом содержание обычая в тексте нормативного правового акта не приводится. Единственное его упоминание имеется в п. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае (выделено нами. — Авт.)». Например, у лиц азербайджанской национальности, являющихся гражданами РФ, принято записывать отчество в документах в виде имени отца с прибавлением конструкта «оглы» («сын») — для мужчин и «кызы» («дочь») — для женщин.
Одним из видов источников права является правовой прецедент, т. е. решение судебного или административного органа по конкретному делу, ставшее обязательным образцом для рассмотрения аналогичных дел в дальнейшем. Официально в Российской Федерации судебный прецедент не признан источником права. Однако в результате длительной научной дискуссии большинство специалистов в области теории государства и права и отраслевых юридических наук пришли к выводу, что судебная практика в России является источником права. При этом речь идет не о классическом судебном прецеденте — основном источнике права в странах англосаксонской правовой семьи, а о постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщающих и разъясняющих судебную практику. Несомненно, такого рода постановления обладают обязательностью для нижестоящих судов и, следовательно, нормативностью.
Что касается такого источника, как договор нормативного содержания, то в регулировании семейных отношений ему нет места (за исключением международного договора), хотя он и признается источником российского права. Следует иметь в виду, что брачный договор носит индивидуальный, гражданско-правовой характер, не обладает признаками нормативного правового акта и источником права не является.
Одна из особенностей общественных отношений заключается в том, что они находятся в постоянном развитии. В определенный момент времени законодательство начинает отставать от потребностей жизни. Возникают новые отношения, неурегулированные нормами права. В этом случае говорят о наличии пробела в праве.
Основным способом ликвидации пробела является издание недостающей правовой нормы, однако на практике это не всегда возможно в силу каких-либо причин, и тогда применяется аналогия закона или аналогия права. В этом случае пробел преодолевается путем не правотворческого, а правоприменительного процесса.
СК РФ (ст. 5) предусматривает такой способ ликвидации пробелов в семейном праве, как применение семейного и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии. Указанная статья предполагает применение аналогии закона и права.
Применение аналогии закона, т. е. решение конкретной жизненной ситуации на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай, возможно при наличии совокупности следующих условий:
1) отношение между членами семьи не урегулировано семейным законодательством;
2) отношение между членами семьи не урегулировано соглашением, не противоречащим закону;
3) отсутствуют нормы гражданского права, прямо регулирующие соответствующее отношение между членами семьи;
4) существуют нормы семейного или гражданского права, регулирующие сходное отношение;
5) применение норм семейного или гражданского права к сходному семейному отношению не должно противоречить его существу.
При отсутствии норм семейного или гражданского права, регулирующих сходное отношение, может быть применена аналогия права, т. е. решение конкретной жизненной ситуации на основе общих принципов и смысла права. В соответствии с вышеназванной статьей в случае, когда ликвидация пробела в праве с помощью аналогии закона невозможна, права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
Источники права
- это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя.
По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:
- законы: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;
- подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ.
Конституция РФ -
основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим семейно-правовым актам. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет прямое действие и применяется па всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет обеспечить, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учет национальных особенностей, местных условий и традиций.
Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, являетсяСемейный кодекс РФ,
принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года.
В настоящее время Семейный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 г. “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”.
По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей, (разделы седьмой и восьмой делений на главы не имеют):
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Семейное законодательство.
Глава 2. Осуществление и защита семейных прав.
Раздел II. Заключение и прекращение брака
Глава 3. Условия и порядок заключения брака.
Глава 4. Прекращение брака.
Глава 5. Недействительность брака.
Раздел III. Права и обязанности супругов
Глава 6. Личные права и обязанности супругов.
Глава 7. Законный режим имущества супругов.
Глава 8. Договорный режим имущества супругов.
Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам.
Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей
Глава 10. Установление происхождения детей.
Глава 11. Права несовершеннолетних детей.
Глава 12. Права и обязанности родителей.
Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи
Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей.
Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи.
Глава 16. Соглашение об уплате алиментов.
Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 19. Усыновление (удочерение) детей.
Глава 20. Опека и попечительство над детьми.
Глава 21. Приемная семья.
Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Раздел VIII. Заключительные положения
Помимо СК РФ, в отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормыГражданского кодекса Российской Федерации:
ст. 17 и 21 - для определения понятий семейной правоспособности и дееспособности; ст. 198-200 и 202-205 - при применении исковой давности к семейным отношениям; ст. 450, 451, 453 - при изменении и расторжении брачного договора; ст. 169, 176-179 - при признании брачного договора недействительным; ст. 31-40 - при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и другие.
Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СКРФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:
- семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;
- применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.
Другие федеральные законы, регулирующие семейные отношения.
К их числу, в частности, относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”.
Завершают первую группу источников семейного правазаконы субъектов Российской Федерации.
Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Причем в отдельных статьях СК РФ специально оговаривается возможность решения конкретного вопроса законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок и условия, при наличие которых может быть разрешено вступление в брак до достижения шестнадцати лет. При этом субъектам Российской Федерации следует учитывать, что такие случаи должны быть обусловлены особыми обстоятельствами и носить исключительный характер.
Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов.
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание алиментов на несовершеннолетних детей” определены виды заработной платы и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, а также виды иных доходов, из которых взыскиваются алименты с родителей на содержание их несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено положение “О приемной семье”.
Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, которые тем не менее не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный Суд РФ нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права. Среди постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, принятых после введения в действие СК РФ, следует назвать постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 “О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов”, от 4 июля 1997 г. № 9 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления”, от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”, от 5 ноября 1998 г. № 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., в Конвенции ООН “О правах ребенка” от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
В судебной практике при рассмотрении споров, вытекающих из семейных отношений, применяются двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров с Албанией, Алжиром, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираком, Йеменом, Италией, Китаем, Кубой, Кипром, Кореей, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Швейцарией, Эстонией, Югославией.
При применении международно-правовых норм действует следующее правило: если международно-правовая норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.