Юстус либих что изобрел. Юстус фон либих - биография
Ландграфство Гессен-Дармштадт
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
Бочка Лібіха
Субтитры
Всем привет. Меня зовут Настя. А вы на HarvestDiary. Сегодня мы поговорим о соотношении факторов влияния на растения. Каждый аграрий знает, что их существует множество - погодные условия, питательный режим и др. Но важно помнить одну бесспорную истину - все в природе развития растения должно быть сбалансировано. По этому принципу существуют четыре основных закона земледелия. Один из них мы рассмотрим в этом выпуске. Бочка Либиха. Она еще известна под названием закона минимума или лимитирующего фактора. Он напрямую касается минерального питания растения, а значит и уровня плодородия почвы. Юстус Либих считал, что рост урожая напрямую зависит от увеличения фактора, который находится в минимуме. Исследователи отмечают, если один из факторов будет меняться без влияния на другие, это может привести к негативным последствиям - таким как уменьшение урожайности. То есть сбалансировать нужно все элементы, а не один. Чтобы теория могла восприниматься наглядно, Либих придумал способ визуализации проблемы в виде бочки. Представьте себе, у вас есть бочка, деревянные рейки которой по бокам разной высоты. Вы хотите набрать в нее воды до самого верха, но не можете этого сделать из-за того, что ограничены низкой рейкой. То есть, какой бы высоты ни были стены, вы так или иначе будете лимитированы той рейкой, которая имеет меньшую высоту. Испытывая эту теорию на конкретной ситуации в сельском хозяйстве, можем увидеть - налитая в бочку вода - это наша с вами урожайность, а высота реек - наличие элементов питания или отклонения от оптимального значения. Если мы говорим о системе питания растений, то настоящий агроном должен знать - элементы питания должны находиться в постоянном балансе между собой. Так среди законов земледелия возникли понятия минимума, оптимума и максимума. Согласно им, высокий урожай можно иметь при оптимальном уровне каждого фактора, снижение и повышение которого уменьшает урожай. Поясним этот закон на примере элементов питания растений. Представим себе, что в почве они содержатся в необходимом количестве для определенного вида растений. Но растению не хватает - бора, или, например, цинка. Рост растений в подобных условиях будет ощутимо подавлен или вообще невозможен. Если же теперь мы скорректируем его недостаток и добавим нужное количество такого элемента в виде удобрения, это приведет к увеличению урожая. Но если вносить любые химические соединения (например азот, фосфор или калий) и даже добиться того, чтобы все они находились в оптимальных количествах, а бор или цинк при этом будут оставаться отсутствующими - это не даст нам никакого эффекта и усилия будут напрасными. Потому, учитывая наш пример, тем меньшей дощечкой является не азот, фосфор, калий, а другой элемент, который лимитирует урожай. Неважно, что обеспеченность макроэлементами в 10 т кукурузы, если обеспеченность Zn остается на уровне 6 т. Мы понимаем, что скорее всего - это и будут 6 т урожая. Стоит отметить, что лимитирующий фактор - это не только недостаток, но и некоторый избыток. Это, например, явление антагонизма, когда одного элемента в избытке и он блокирует поступление другого в растение. Конечно, урожай можно получить почти при любых условиях, но каким тогда он будет? Этот вопрос лимитируют окружающие факторы. Так семена сахарной свеклы прорастают при 4-5 ℃, хотя всходы не дружные (минимум фактора). Дружные же всходы появляются при температуре 8-9 ℃, а наиболее интенсивно семена прорастают при температуре 20-25 ℃ (оптимум фактора). Если же температура повышается, то постепенно достигает того уровня, когда всходы не происходят (максимум фактора). Чтобы держать ситуацию с урожайностью под контролем, помните о Бочке Либиха и лимитирующих факторах. Что же касается других, не менее важных законов земледелия, мы расскажем вам о них в следующих выпусках HarvestDiаry! Ставьте этому видео лайк, подписывайтесь на канал, заходите на наш сайт HarvestDiary.com.ua Делитесь этим видео с друзьями и пускай с вами прибудет урожай! Па-па.
Биография
Первоначальное образование получил в дармштадтской гимназии. Университетское образование получил в Бонне и Эрлангене ( -).
Благодаря своим необыкновенным дарованиям Либих скоро стал главой научной школы. При поддержке правительства им была устроена первая в Германии образцовая лаборатория, которая более четверти столетия привлекала учёных всех стран.
Многие из русских учёных были учениками Либиха, как например А. Воскресенский , Н. Зинин , А. Ходнев , П. Ильенков , Н. Соколов , К. Шмидт . Либих великим герцогом гессенским произведён в бароны. С года состоял профессором в Мюнхенском университете, с года - президент академии наук и главный консерватор научных музеев государства.
Не менее известны его книги Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie («Органическая химия и её применения в физиологии и патологии») ( , третье изд. г.). Эти работы переведены на французский, английский, итальянский, венгерский и русский языки. Из других капитальных сочинений стоит указать на Theorie und Praxis in der Landwirtschaft (). Кроме большого числа научных работ, указанных ниже, Либих редактировал журнал «Анналы химии и фармацевтики», издаваемый им с 1832 года совместно с Гейгером, с 1851 года - с Велером и Коппом.
(Liebig Justus, 1803-1873) - немецкий химик, профессор (1824), член Петербургской академии наук (1830), президент Баварской академии наук (1860).
Учился в Боннском, затем в Эрлангенском ун-те. В 1822 г., не окончив ун-та, уехал во Францию, где изучал химию, физику, минералогию, зоологию у крупнейших ученых того времени. С 1824 г. проф. химии в Гессенском ун-те. В 1825 г. организовал первую в Германии научную хим. лабораторию, в к-рой работали и учились многие известные химики. С 1852 г. проф. Мюнхенского ун-та.
Основные открытия Ю. Либиха относятся к области органической химии. Открытое им в 1823 г. тождество солей гремучей и циановой к-т послужило основой для установления понятия «изомерия» (см. Изомерия). Совместная работа с Ф. Велером (1832), посвященная изучению масла горьких миндалей, сыграла большую роль в теории сложных радикалов (см.). В 1834 г. он закончил исследование строения эфира, алкоголя и их производных и выдвинул теорию, по к-рой указанные вещества относятся к соединениям радикала этила. Примерно за тот же период времени им получен ряд производных циана, а также хлорал, хлоралгидрат и хлороформ. Последние два вещества получили широкое применение в мед. практике. В работе о строении органических к-т, проведенной совместно с Дюма (J. В. Dumas), он распространил на органические к-ты положение о многоосновности к-т, выдвинутое англ. химиком Грэмом (Th. Graham). Ю. Либих улучшил метод органического анализа. Ему принадлежит разработка метода определения углерода, водорода, алкалоидов, а также метода определения молекулярного веса органических оснований посредством анализа их хлороплатинатов. Он усовершенствовал аппарат для сжигания органических соединений (печь Либиха).
В области неорганической химии им разработаны методы отделения никеля от кобальта и определения кислорода при помощи пирогаллола.
Работы более позднего периода посвящены гл. обр. биохимии животных и растений. В 1839 г. им опубликована хим. теория брожения (см.). В 1840 г. он выступил против господствовавшей тогда гумусовой теории, выдвигая теорию минерального питания растений. Считая, что при культивировании растений почва не может доставлять безгранично минеральные вещества, 10. Либих предлагал пополнять запасы этих веществ в почве путем искусственного ее удобрения. Работы Ю. Либиха по вопросам питания человека содержат классификацию пищевых веществ, указания о значении способа приготовления пищи, а также рецепт приготовления детского молочного супа и мясного экстракта.
Он открыл в составе мочи гиппуровую к-ту, креатинин и тирозин как продукт разложения казеина. Классическими считаются работы Ю. Либиха по экстрактивным веществам скелетной мускулатуры: им открыта в составе мышц инозиновая к-та, доказано накопление молочной к-ты в мышце при ее работе, установлено строение креатина, креатинина и саркозина.
Соч.: Anleitung zur Analyse organischer Korper, Braunschweig, 1837; Die Tier-chemie oder die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie, Braunschweig, 1842; Chemische Bri-efe, Heidelberg, 1844; Die Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie, Braunschweig, 1846 (рус. пер., М.-Л., 1936); Chemische Untersuchung iiber das Fleisch und seine Zubereitung zum Na-hrungsmittel, Heidelberg, 1847.
Библиогр.: Лебедянцев А. Юстус Либих, в кн.: Либих Ю. Химия в приложении к земледелию и физиол., пер. с нем., с. 29, М.-Л., 1936; Меншут-к и н Н. Очерк развития химических воззрений, с. 74 и др., Спб., 1888; III а р-в ин В. В. Юстус Либих М., 1925.
С. Е. Северин.
Юстус фон Либих (нем. Justus von Liebig; 12 мая 1803, Дармштадт - 18 апреля 1873, Мюнхен) - немецкий учёный, внёс значительный вклад в развитие органической химии, один из основателей агрохимии и создателей системы химического образования. Профессор Гисенского университета (с 1824) и Мюнхенского университета (с 1852). Президент Баварской академии наук (с 1860).
Биография
Первоначальное образование получил в дармштадтской гимназии. Университетское образование получил в Бонне и Эрлангене (1819-1822).
В 1822 году переехал в Париж, где благодаря своей научной работе, представленной Французской академии наук, стал известен Александру Гумбольдту, с помощью которого познакомился с Гей-Люссаком. Либих уже с 1824 года стал экстраординарным, а с 1826 года и ординарным профессором химии в Гессене.
Благодаря своим необыкновенным дарованиям Либих скоро стал главой научной школы. При поддержке правительства им была устроена первая в Германии образцовая лаборатория, которая более четверти столетия привлекала учёных всех стран.
Многие из русских учёных были учениками Либиха, как например А. Воскресенский, Н. Зинин, А. Ходнев, П. Ильенков, Н. Соколов, К. Шмидт. Либих великим герцогом гессенским произведён в бароны. С 1852 года состоял профессором в Мюнхенском университете, с 1860 года - президент академии наук и главный консерватор научных музеев государства.
В Дармштадте ему поставлен памятник в 1887 году; в Гессене в 1890 году и ещё ранее, в 1883 году, немецкое химическое общество воздвигло ему памятник на Максимилиановской площади в Мюнхене. Нельзя не удивляться разнообразию, многочисленности и плодотворности работ Либиха.
Изданная им в 1840 году (9 издание в 1876 году), «Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie» была, по справедливому выражению Гофмана, благодеянием для человечества. Его «Naturwissensch. Briefe ber die moderne Landwirtschaft» (Лейпциг, 1859 г.) не только интересны для химии, но и для остальных отраслей естествознания. В ней автор предлагает теорию минерального питания растений и дал рекомендации повышения урожайности путём внесения минеральных удобрений в почву.
Не менее известны его книги Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie («Органическая химия и её применения в физиологии и патологии») (1842, третье изд. 1846 г.). Эти работы переведены на французский, английский, итальянский, венгерский и русский языки. Из других капитальных сочинений стоит указать на Theorie und Praxis in der Landwirtschaft (1856). Кроме большого числа научных работ, указанных ниже, Либих редактировал журнал «Анналы химии и фармацевтики», издаваемый им с 1832 года совместно с Гейгером, с 1851 года - с Велером и Коппом.
Совместно с Поггендорфом им начато издание Handwrterbuch der Chemie («Карманный словарь по химии»), и кроме того им была обработана химическая часть в «Учебнике фармации» Гейгера, органическая часть которого вышла как самостоятельный «Учебник химии» (1839-1843). Научные работы Либиха также касаются всех отраслей этой науки.
Научный вклад
В технической и агрономической химии важны его исследования над цианистым калием в применении его к производству жёлтой кровяной соли и гальванопластике, работы об альдегидах при производстве уксусной кислоты, опыты над серебрением стекла для производства зеркал, над известковыми суперфосфатами в применении к земледелию.
В области аналитической химии заслуживают большого внимания работы, касающиеся метода отделения никеля от кобальта, метода определения кислорода воздуха при помощи пирогалловой кислоты, а также определение соли и мочевины в моче человека и хищных животных.
Главная заслуга Либиха несомненно, однако, принадлежит к области органической химии. Он усовершенствовал аппарат для сжигания органических соединений (печь Либиха) и улучшил метод анализа; исследовал почти все важнейшие органические кислоты; изучил продукты разложения спирта хлором, продукты окисления алкоголя и сверх того составные части жидкостей мяса. Либих открыл в аммелине и меламине первые могущие быть искусственно приготовленными углеродосодержащие основания, нашёл в моче сначала травоядных, а потом человека - гиппуровую кислоту, в жидкости мяса - креатинин и инозиновую кислоту и тирозин как продукт разложения казеина. Он отличил далее цинтонин - главную составную часть вещества мускулов - от кровяного фибрина. С Вёлером Либих предпринял исследование циановой и мочевой кислот, радикала бензойной кислоты и масла горьких миндалей.
Либих открыл один из фундаментальных законов экологии - закон ограничивающего фактора (известный также, как бочка Либиха).
Либих также известен и как оратор. Между речами, сказанными им как президентом академии, следует указать речь «О Фрэнсисе Бэконе Веруламском» (1863), «Индукция и дедукция» (1865), одна из позднейших - «Развитие идей естествознания».
Память
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Либиха кратеру на видимой стороне Луны.
В память о Либихе выпущены монеты: 10 марок ГДР (1978, к 175-летию со дня рождения); 10 евро (2003, Германия, к 200-летию со дня рождения). Обе монеты серебряные.
Сочинения
- Письма о химии, т. 1-2, СПБ, 1861;
- Химия в приложении к земледелию и физиологии, М. - Л., 1936.
Литература
- Красногоров В. Юстус Либих. - М.: Знание, 1980. - 144 с. - (Творцы науки и техники). (обл.)
- Энциклопедический словарь юного химика/ Сост. В.А, Крицман, В.В. Станцо. -М.: Педагогика, 1982.- С.10
- Мусабеков Ю.С. Юстус Либих. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.
- Гельман З.Е. Юстус Либих – выдающийся химик ХХ в. - Химия в школе, 1986, № 6, с. 13–15.
- Азимов А. Краткая история химии. М., 1983
- Hofmann, «The life-work of L. in experimental and philosophical Chemistry» (Лонд. 1876);
- Bischoff, «Ueber d. Einfluss J. L-s auf d. Entwickelung d. Physiologie»;
- Vogel, «J. L. als Begrnder d. Agrikulturchemie»;
- Erlenmeyer, "Ueber d. Einfluss L-s auf d. Entwickelung d. reinen Chemie;
- Partington J. R. A history of chemistry. - N. Y., 1964. - Vol. 4, L.. - P. 294.
Юстус Либих 7 , современник Фридриха Вёлера, родился 12 мая 1803 г. в семье торговца москательными товарами в Дармштадте. Некоторые из продававшихся в его лавке товаров, например краски, отец Либиха изготовлял в собственной небольшой лаборатории. В этой лаборатории и провел первые научные работы его сын. Не заинтересованный в обучении в гимназии, где главным образом изучались древние языки, юноша ушел оттуда до сдачи выпускных экзаменов. Отец помог сыну в 1820 г. поступить в недавно основанный Боннский университет для изучения химии. В Бонне Либих слушал лекции К. Кастнера , считавшегося в то время одним из самых выдающихся химиков. Его лекции отличались натурфилософским подходом, бессистемностью и оторванностью от практики. Кастнер позволил Либиху работать в своей лаборатории, что было особой привилегией. Когда в следующем году Кастнер был приглашен в Эрлангенский университет, вслед за ним последовал и Либих. Кастнер не только разрешил Либиху опубликовать результаты исследования гремучего серебра, но и написал предисловие к этой статье. В Эрлангене Либих стремился заполнить пробелы в своем так рано завершившемся гимназическом образовании. Прослушав лекции Шеллинга по философии, Либих скоро понял узость и бесперспективность романтической философии, приверженность к которой, по его собственным словам, стоила ему потери двух драгоценных лет. По предложению Кастнера Либиху стали выплачивать стипендию для поездки в Париж, где он изучал химию.
Несмотря на попытки короля Карла X повернуть историю вспять, Франция в экономическом развитии продвинулась гораздо дальше Германии и переживала период расцвета естественнонаучных исследований. Во Франции в то время жили такие замечательные естествоиспытатели, как Ж. Гей-Люссак, Л. Тенар, Ж. Ламарк, Д. Араго и Ж. Кювье , получавшие значительную поддержку от правительства. Учителями Либиха в Париже были Гей-Люссак, Тенар и П. Дюлонг , с которыми его вскоре связали крепкие узы дружбы. Однако решающее влияние на научное развитие Либиха оказало знакомство с Александром фон Гумбольдтом, который не только помог ему во время пребывания в Париже, но приложил немало усилий, чтобы Либих в 1824 г. в возрасте 21 года был назначен экстраординарным профессором в Гиссенский университет. Благодаря деятельности Либиха этот маленький провинциальный университет стал местом паломничества химиков из разных стран мира. Свою первую лабораторию в Гиссене Либих устроил в караульном помещении бывшей казармы. Большую часть оборудования он приобрел на собственные средства. Хотя Либих постоянно заботился о расширении лаборатории, новое здание для нее было построено лишь в 1839 г., и тогда количество рабочих мест увеличилось с девяти до двадцати двух, размещавшихся в двух залах. Либиховская лаборатория стала образцом почти для всех немецких университетов и высших учебных заведений. Метод обучения Либиха - выдвижение простых положений, дающих направления для их экспериментальной проверки,- придавал его преподаванию творческий характер и возбуждал у студентов стремление мыслить самостоятельно. Основным направлением собственных исследований Либиха в Гиссене было совершенствование органического элементного анализа.
С 1826 г. началась дружба и совместная работа Либиха с Вёлером. С Вёлером, Гей-Люссаком и Берцелиусом Либих состоял в постоянной научной переписке.
В 1838 г. Либих выступил с критикой низкого уровня развития химии в Австрии, указав прежде всего на отсталость и неспособность к творчеству преподавателей высшей школы в этой стране. Спустя два года Либих возложил ответственность на правительство Пруссии за пренебрежение уровнем исследований и преподавания химии в этой стране. Но по вине реакционного прусского правительства был потерян еще десяток лет, пока не была наконец создана современная лаборатория под руководством Бунзена в Бреслау. И лишь спустя четверть века после опубликования критической статьи Либиха первый ученик Либиха А. В. Гофман получил кафедру химии в Пруссии. Правительство Австрии, признавая заслуги Либиха в развитии химии и справедливость его критики, пригласило немецкого ученого в 1840 г. в Вену. Но Либих отклонил это приглашение, поскольку либерально настроенный ученый не хотел жить в условиях реакционного режима Меттерниха. Отклонил Либих и последовавшее в 1851 г. приглашение Гейдельбергского университета, так как он надеялся добиться улучшения материальной поддержки своей лаборатории в Гиссене. Когда его надежды не оправдались, Либих с горечью написал об этом своему бывшему ученику М. Петтенкоферу, который выхлопотал у короля Баварии Максимилиана II приглашение Либиху работать в Мюнхене. Плохое состояние здоровья не позволило Либиху проводить занятия со студентами в мюнхенской лаборатории. В столице Баварии Либих читал свои знаменитые публичные лекции и посвятил себя главным образом изучению физиологической химии, биохимии и агрохимии. Юстус фон Либих умер 18 апреля 1873 г. незадолго до семидесятилетия. При жизни он был удостоен многих почетных званий и отличий. В 1845 г. ему был пожалован титул барона, а в 1859 г. Либих был избран президентом Баварской академии наук.
Мировоззрение и политические взгляды Либиха отражали идеологию немецкой буржуазии. Как и многие его современники, будучи студентом, Либих участвовал в патриотическом движении. Став уже в юности преподавателем высшего учебного заведения, он выступал против реакционной политики прусского и австрийского правительств в области высшего образования. Но к революции 1848 г. он отнесся выжидательно. В идеях организованного пролетариата Либих не смог увидеть прообраз будущего общества.
В опубликованных впервые в 1844 г. "Химических письмах" Либих 8 защищал виталистические взгляды и выступал против материализма, хотя следует заметить, что его статьи были направлены лишь против "Круговорота жизни" Молешотта.
Вклад Либиха в развитие органической х.шии сравним лишь со значением работ Берцелиуса для неорганической химии. Как и Берцелиус, Либих усовершенствовал применявшиеся ранее аналитические методы и аппаратуру и разработал новые, что создало решающие предпосылки для развития органической химии в XIX в. Интерес Либиха к анализу органических соединений возник в первую очередь под влиянием Берцелиуса.
Уже Лавуазье исследовал органические вещества, окисляя их хлоратом калия или оксидом марганца (IV) и анализируя продукты сожжения. Гей-Люссак, Тенар и независимо от них Дёберейнер ввели в качестве окислителя оксид меди (II). В работах Берцелиуса продукты сгорания органических соединений поглощались хлоридом кальция и едким кали. Либих ввел в употребление специальные раздельные печи для анализа органических веществ при их сожжении, трубку для сжигания с оттянутым концом и усовершенствованные сосуды для абсорбции. Либих разработал метод определения азота отдельно от углерода и водорода. Этот способ в усовершенствованном Ж. Дюма виде применяется и в настоящее время.
В работе "О новом аппарате для анализа органических веществ и о составе некоторых органических веществ" Либих описал разработанный им способ органического элементного анализа 9 . Созданные им методы позволили проводить целые серии анализов в довольно короткое время. Либих первый сумел доказать аналитическим путем, что полученный им фульминат серебра (серебряная соль гремучей кислоты) и исследованный Вёлером цианат серебра, несмотря на значительную разницу их свойств, имеют одинаковый процентный состав. Это наблюдение, а также получение Вёлером мочевины из цианата аммония дали Берцелиусу повод назвать эти явления изомерией и рассматривать их как следствие возможного различия в расположении одинаковых атомов элементов. Быстрое накопление фактов изомерии привело к созданию структурной теории.
Первый шаг в этом направлении сделали Либих и Вёлер в работе, посвященной исследованию бензоила. В этом основополагающем исследовании было доказано, что в многочисленных продуктах превращения бензальдегида (горькоминдального масла) и его хлор- и бромпроизводных остается неизменной группировка атомов, которая ведет себя как элемент. Авторы назвали эту группировку атомов радикалом бензоилом. В этой же работе Вёлер и Либих развили метод постепенного химического превращения органических соединений, принципы которого на протяжении столетия с большим успехом применялись как для установления структуры, так и для синтеза многих новых веществ.
В этом направлении Либихом были проведены выдающиеся экспериментальные исследования органических соединений, таких, как производные этилового спирта - моноэтиловый эфир серной кислоты, ацетальдегид (этаналь), ацеталь (диэтилэтаналь), хлораль (трихлорэтаналь) и т. д.
Своими указывающими новые пути исследованиями амигдалина и мочевой кислоты Либих и Вёлер создали образец будущих методов работы в органической химии.
Либих надеялся, что сотрудничество с Дюма позволит развить положения теории радикалов, независимой от Берцелиуса. Но его ожидало глубокое разочарование. Дюма отказался от теории радикалов и выдвинул собственную теорию замещения. Не сумев справиться с потрясением, Либих отстранился от научной полемики о структурной теории.
В работе "О конституции органических кислот", опубликованной в 1838 г., Либих изложил основы созданной им теории кислот и высказал соображения об основности. Он определил кислоты как соединения, в которые входит водород, способный замещаться на металлы.
С 1840 г. Либих посвятил большую часть своих работ решению проблем, важных для практики, особенно для развития сельского хозяйства. Громадное значение имел его труд "Органическая химия в применении к сельскому хозяйству и физиологии" 10 , опубликованный в 1840 г. В середине XIX в. юнкера-помещики и богатые крестьяне начали внедрять капиталистические методы в немецкое сельское хозяйство, превращаясь в значительную экономическую силу в стране. Они стремились изыскать новые способы повышения доходов от сельского хозяйства, в том числе путем использования новых машин и применения химических удобрений. Интенсификация сельского хозяйства была обусловлена увеличением населения Германии и уходом крестьян в города для работы на промышленных предприятиях. Существовавшие до этого способы обработки земли не могли обеспечить потребности в продовольствии и кормах и должны были уступить место методам, основанным на достижениях науки. В выполнении этой задачи важную роль сыграли работы Либиха о питании растений.
Учение о питании растений и почвоведение находились тогда еще в начале своей разработки. Этим объясняется тот факт, что вначале исследовались не связанные друг с другом частные вопросы, а не вся проблема в целом. Уже до работ Либиха Альбрехт Таер выдвинул теорию гумуса, где, однако, вопрос о питании растений ставился односторонне. Другие исследователи, среди которых были К. Шпренгель и Либих, теорию Таера отклоняли в принципе. Лишь позднее была преодолена односторонность таких точек зрения. Только тогда были признаны представления о питании растений, учитывающие всестороннюю связь между растениями, почвой и другими факторами окружающей среды.
Большой заслугой Либиха в развитии агрохимии были исследование им химической стороны питания растений и последовательная пропаганда данных этих исследований и следствий из них. Результатом этой деятельности Либиха было введение в немецкое сельское хозяйство в начале второй половины XIX в. химических удобрений и создание предприятий по производству этих удобрений (суперфосфата, сульфата аммония).
На основании проведенных обстоятельных анализов образцов растений и почвы Либих пришел к выводу, что растения во время своего роста извлекают из земли минеральные вещества, которые естественно не возвращаются на поля. В этом Либих видел причину падения урожаев. Одновременно Либих вывел закон минимума, в соответствии с которым максимальный доход от сельского хозяйства зависит от того минимума питательных веществ, которые растение может взять из почвы.
Из этого следовало, что применение удобрений, включающих минеральные вещества, может повысить доход от земли. Вначале Либих предполагал, что растения поглощают двуокись углерода и азот из воздуха, а из земли - воду и питательные соли. Лишь позднее он понял, что большинство растений получают азот также из почвы - в виде растворимых в воде солей.
Будучи одним из наиболее выдающихся агрохимиков, Либих много сделал для решения продовольственной проблемы растущего населения страны. Проведенные Либихом агрохимические работы, результаты которых обеспечили значительное увеличение урожаев сельскохозяйственных культур, явились серьезным аргументом в борьбе против мальтузианства.
Публикация Либихом в 1842 г. труда "Органическая химия в ее применении к физиологии и патологии" ознаменовала начало его исследований в области физиологической химии. Он изучал химические основы обмена веществ и дыхания. Позднее, работая в Мюнхене, Либих заложил основы науки о питании.
Среди многочисленных литературных работ Либиха наибольшее значение имели издание журнала "Анналы химии", который теперь носит его имя 11 , публикация вместе с Вёлером и Поггендорфом справочника по чистой и прикладной химии, ежегодных обзоров достижений химии. К ним принадлежат также и "Химические письма" Либиха, выдержавшие после смерти автора шесть изданий и в 1913 г. включенные в избранные труды ученого. Своими "Химическими письмами", отличающимися исключительной ясностью изложения, Либих смог показать, как можно о химии писать одновременно и научно, и популярно.
Даже многочисленные небольшие работы Либиха оказывали значительное воздействие на развитие химии. Это особенно относится к критике Либихом состояния химии в Пруссии и Австрии, которая диктовалась желанием способствовать подъему химии в интересах страны и народа.
Методы преподавания Либиха оказали далеко идущее влияние на химическое образование. Либих считал, что студенты лишь в результате собственной практической работы могут познакомиться с методами и законами химии, и сделал лабораторные занятия основой изучения химии. Лаборатория Либиха в Гиссене стала примером для всех немецких университетов и высших школ, хотя до него еще в 1811 г. практическими работами студентов руководили И. Дёберейнер в Йене, И. Троммсдорф в Эрфурте и Ф. Штромейер в Гёттингене. Либих ввел в преподавание принцип постепенности в прохождении практикума, при котором студенты знакомились вначале с качественным, затем с количественным анализом, после этого с препаративными методами и затем лишь приступали к самостоятельным исследованиям.
Применяя новые методы обучения, Либих воспитал целое поколение химиков из разных стран мира, ставших его последователями. Наиболее выдающимися из учеников Либиха были А. В. Гофман, Кекуле, Петтенкофер, Копп, Фелинг, Фрезениус, Эрленмейер, Фольгард, Жерар, Вюрц, Гиббс, Плейфер, Зинин, Воскресенский.
Шел обычный урок в Дармштадтской гимназии. В классе стояла тишина. И вдруг над партой, за которой сидел Юстус Либих, взметнулось пламя. Можно представить, какая возникла паника! Виновнику такого «опыта» пришлось в скором времени покинуть гимназию. Отец отдал его в обучение к аптекарю. Но и на новом месте юный химик не прекращал экспериментов со взрывчатыми веществами: во время одного из них даже сорвало крышу с мансарды.
Либиха интересовали не только эксперименты: он с увлечением читал сочинения великих химиков и физиков прошлого - Василия Валентина, Г. Шталя, П. Макёра, Г. Кавендиша и других.
Краткая биография Юстуса фон Либиха
Родился Либих в 1803 г. в Дармштадте в семье аптекаря. Учился в Боннском и Эрлангенском университетах, затем уехал в Париж, где работал у прославленных химиков Л. Тенара и Ж. Гей-Люссака. В Германию Либих вернулся известным химиком. В 21 год он стал профессором Гиссенского университета. С 1860 г. Либих — президент Баварской Академии наук.