Заполнение обратной стороны европротокола при дтп. Европротокол это и есть бланк извещения о ДТП
Автомобилисты редко оформляют дорожно-транспортные происшествия без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?
«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:
- В столкновении участвовало только два автомобиля.
- Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
- Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
- Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
- Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.
Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.
Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:
- Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием.
- Прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.
Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.
К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с «Правилами ОСАГО» придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.
Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.
Оформление и использование Европротокола
Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:
- Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
- Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
- Указываются знаки и светофоры, разметка.
- Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
- Отмечаются направления движения автомобилей.
При этом желательно использовать типовые схемы . Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.
- После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
- Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
- Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
- Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.
При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.
Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате. Наглядная схема действий при «Европротоколе» размещена на профильной странице интернет-портала Российского союза автостраховщиков (РСА).
Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в 15-дневный срок. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.
Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение пяти рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых пятнадцати дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.
«За» и «против»
«Против»
В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются:
- Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
- Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
- Неполный перечень внешних повреждений авто.
- Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).
Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:
- Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
- При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.
«За»
Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами:
- Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
- Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.
Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».
Обойтись без полиции
«Европротокол» – полезный инструмент по своей задумке. Но недостаточная степень его нормативной проработки, к сожалению, не позволяет популяризировать схему. Кроме того, практика применения «упрощёнки» вводит свои коррективы. На этом фоне самостоятельное оформление ДТП объективно сопряжено с определёнными рисками. Сложность системы становится причиной ошибок.
В то же время доля отказов в возмещении ущерба по «Европротоколу» из-за ошибок в оформлении колеблется в пределах одного-пяти процентов от общего числа обращений. А значит, в подавляющем большинстве случаев участники ДТП вполне справляются с задачей. Данная статистика является дополнительным аргументом в пользу «упрощёнки».
Европротокол или извещение о дорожно-транспортном происшествии – это документ, который позволяет водителям автомобилей, попавшим в ДТП, оформить его быстро, самостоятельно, не привлекая сотрудников ГИБДД и не создавая многочасовые пробки на дорогах. А в итоге ещё и получить денежную компенсацию по страховому полису в своей страховой компании.
Оформление Европротокола в зависимости от типа страхового полиса:
По действующему законодательству Российской Федерации вы имеете право получить выплаты или ремонт автомобиля по любому страховому полису, будь то ОСАГО или КАСКО.
В каких случаях можно оформить Европротокол в 2019 году?
Европротокол можно оформить на месте происшествия если:
- Столкновение произошло между двумя автомобилями. Но необходимо знать, что машина с прицепом будет числиться, как две машины. Следовательно, если в аварии участвует более двух автомобилей либо один из них был с прицепом, то заключение Европротокола невозможно. Если в ДТП попали три и более машины, то вы обязаны вызвать сотрудников ГИБДД. В противном случае, когда вы придете в страховую компанию с Европротоколом, где будет указано, что в аварии участвовало более двух машин, вам будет отказано в его принятии.
- В результате аварии урон понесли, только транспортные средства и нет пострадавших (пассажиры, водители, пешеходы).
- Между участниками происшествия нет разногласий об обстоятельствах столкновение. Заключение Европротокола было обоюдным и добровольным решением.
- Ущерб пострадавшей стороне не должен превышать 100 тысяч рублей .
Если хотя бы одно из условий заключения Европротокола было нарушено, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Если вы этого не сделали и оформили ДТП Европротоколом, то ваша страховая компания откажет вам в выплатах.
Где взять бланк Европротокола?
Если же вы всё-таки попали в ДТП и решили оформить его самостоятельно, то возникает вопрос: А где взять бланк Европротокола? Данный бланк вы можете совершенно бесплатно получить в своей страховой компании. Также возможно, что бланк Европротокола у вас уже имеется. Чаще всего страховые компании при продаже страхового полиса вкладывают в него один экземпляр бланка.
Можно ли самостоятельно распечатать Европротокол?
Если же вы не хотите идти в страховую компанию Вы можете скачать шаблон Европротокола в Интернете. Но учтите, что к бланку, скаченному из Интернета, страховая компания может выдвинуть ряд претензий или вовсе отказать в его принятии.
Европротокол, который будет написан рукой на чистом листе бумаге, не является официальным доказательством случившегося ДТП.
Правила оформления Европротокола при ДТП в 2019 году
Европротокол, как и любой другой документ, должен быть заполнен грамотно и в соответствии со строгой инструкцией.
Читайте также подробную инструкцию о том, как вести себя водителю и какие действия предпринять, чтобы не получить отказ в страховой выплате.
Последовательность действий водителей после ДТП
- во-первых, нужно удостовериться, что никто из водителей, пассажиров или пешеходов не пострадал при ДТП;
- во-вторых, необходимо убедиться, что в результате столкновения пострадали только две машины, и другое окружающее имущество не было задето;
- в-третьих, не отгонять машины с места происшествия до окончания оформления ДТП, при этом выставив аварийный знак;
- в-четвертых, необходимо осмотреть повреждения каждого автомобиля и примерно оценить ущерб;
- в-пятых, убедиться, что у обоих водителей есть страховой полис КАСКО или ОСАГО;
- в-шестых, сделать чёткие и качественные фотографии местоположения аварии так, чтобы была видна окружающая местность, сфотографировать общим и крупным планам места повреждения автомобилей с номерами, следы торможения, обломки деталей и снять показания со свидетелей.
Как правильно заполнить Европротокол при ДТП?
Заполнять бланк необходимо:
- синей шариковой ручкой, крупными печатными буквами и разборчивым почерком;
- грамотно, лаконично, избегая употребления жаргона заполнить каждый пункт бланка;
- стараться избегать помарок и исправлений. Если исправления были допущены, то они заверяются подписями каждой сторон.
Если после подписания извещения о ДТП в них были внесены изменения, они должны быть удостоверены подписями обоих сторон.
На что обратить внимание при заполнении бланка Европротокола?
В бланке Европротокола отведено специальное место, где необходимо нарисовать схему ДТП с наиболее точным указанием всех нюансов происшествия.
В схеме должно быть указано:
- Расположение автомобилей после столкновения.
- Направление движения каждого автомобиля.
- Особенности географической местности.
- Наличие знаков, светофоров и разметки на дороге.
- Адрес происшествия.
- Наличие повреждения дорожного покрытия, если это стало причиной ДТП.
Не стоит забывать, что Европротокол – это добровольное и обоюдное решение каждого водителя. И если вы видите, что второй водитель не идёт с вами на контакт или отказывается в заполнении извещения о ДТП, или находится в алкогольном, наркотическом, токсическом опьянении немедленно вызывайте сотрудников ГИБДД.
Максимальная выплата по Европротоколу при ДТП в 2019 году
На данный момент времени максимальный размер ущерба, который может быть выплачен страховой компанией при ДТП, не может превышать 100 тысяч рублей. В отдельных случаях, если вы проживаете в Москве, Санкт-Петербурге или в прилегающих областях — максимальная выплата может достичь 400 тысяч рублей. НО! Это возможно, только если у обоих водителей установлено спутниковое оборудование, которое позволит отследить точное местоположение ДТП.
Изменения в законодательстве!
Если авария произошла раньше, чем вступили в силу изменения ФЗ «об ОСАГО» об увеличении размера ущерба, то максимальный разрешённый размер ущерба будет считаться 50 тысяч рублей. Если ДТП произошло после 1 июня 2018 года, то максимальный размер ущерба будет увеличен в 2 раза, то есть он будет равен 100 тысячам рублей.
В чем заключается опасность при оформлении ДТП Европротоколом?
При грамотном заполнении бланка, учёте всех условий его заключения опасности при оформлении ДТП Европротоколом не возникнет. Также важно прийти в страховую компанию за денежной компенсацией по протоколу в установленный срок. Если эти условия были нарушены, то страховая компания откажет вам в выплате.
Сроки обращения за страховой выплатой
После того как вы попали в ДТП и оформили его Европротоколом у вас есть пять календарных дней, чтобы обратиться в свою страховую компанию. Если вы не успеете по срокам, ваш Европротокол не примут и откажут в выплате.
Заключение
Подводя итоги, Европротокол можно с уверенностью назвать самым быстрым, простым и удобным способом оформления ДТП. Как и у любой вещи, у Европротокола имеются свои плюсы и минусы.
Плюсы Европротокола
- Оформление мелких ДТП самостоятельно.
- Не нужно вызывать полицию.
- Получение денежной компенсации в страховой компании.
- Разрешённый размер ущерба автомобилям до пятидесяти тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года повысится до ста тысяч рублей.
Минусы Европротокола
- Оформление ДТП по Европротоколу возможно только в строго определённых случаях.
- Необходимо согласие второго водителя. Иногда достичь этого бывает очень трудно и приходится вызывать сотрудников ГИБДД.
- Срок обращения в страховую компанию за выплатами составляет всего лишь пять календарных дней.
В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.
Зачем и когда составляется
Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:
- экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
- предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
- удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
- уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
- европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.
Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.
Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :
- участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
- нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
- произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
- нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
- не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
- ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.
Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.
Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.
На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:
- не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
- многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
- неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».
Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.
Перед составлением
ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:
- прекратить движение;
- установить знак аварийной остановки;
- зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.
Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:
- общая обстановка аварии;
- взаиморасположение автомобилей;
- поврежденные части машин;
- части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
- следы торможения;
- государственные знаки автомобилей;
- при возможности лица участников ДТП.
Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.
При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.
Как правильно заполнить бланк
Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:
- правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
- проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
- указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
- сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
- составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
- не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
- указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
- описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
- отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
- в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
- соблюдать следующее:
- все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
- использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
- не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
- если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
- в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.
Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.
Введение новой формы протокола, фиксирующего обстоятельства дорожно-транспортного происшествия согласно европейским стандартам без обязательного вызова сотрудников ГИБДД, позволило участникам столкновения самостоятельно регулировать отношения, возникающие в результате ДТП. С каждым днем документ европейского образца используется все чаще, поэтому знать, как оформить европротокол при ДТП и что нужно делать после его составления, чтобы добиться от страховщика причитающейся выплаты, просто необходимо.
Обратите внимание! Относительно применения европротокола законодателем установлены определенные ограничения, его оформление допускается только в предусмотренных законом случаях.
Ознакомиться с условиями оформления документа? требованиями к его форме, вы сможете в представленном материале. Помимо этого, статья содержит алгоритм действий, которые следует выполнить после столкновения и его соответствующей фиксации. Помните, если составлен с нарушениями или не содержит необходимый объем информации, вполне может отказаться от возмещения убытков. Тогда без судебного обжалования действий страховщика не обойтись, а это потребует не только финансовых вложений (оплата госпошлины, ), но и эмоционального напряжения.
Оформление протокола без вызова сотрудников ГИБДД
Переломным моментом в дорожно-транспортных отношениях стало начало июля 2015 года. Именно с этого момента участники движения получили уникальную возможность фиксировать обстоятельства аварии для дальнейшего предоставления данной информации в страховую компанию, не вызывая при этом сотрудников ГИБДД. Нововведение позволило экономить время (дожидаться прибытия стражей закона больше не требуется), договариваться о покрытии убытков, если их размер превышает страховую сумму, самостоятельно, без привлечения третьих лиц.
Преимущества европротокола
- отсутствие необходимости в вызове соответствующих служб;
- наличие возможности сэкономить время, не создавать преград, препятствующих проезду других авто.
Однако не все так просто, как может показаться с первого взгляда. Составление европротокола разрешено при определенных условиях, ознакомиться с перечнем которых вы можете далее.
Когда необходимо составлять протокол по европейскому образцу
- в результате столкновения пострадало не более двух транспортных средств. Если дело касается ДТП с пострадавшими, решить вопрос без вызова госорганов не удастся;
- последствия аварии не связаны с причинением вреда жизни, здоровью людей, причем как участвовавших в наезде, так и посторонних пешеходов;
- восстановительный ремонт требуется только тем машинам, владельцы (водители) которых являются участниками происшествия;
- транспортные средства сторон застрахованы, о чем свидетельствует наличие у них действительного ;
- между сторонами нет дополнительных споров, касающихся компенсации ущерба. Если же величина нанесенного вреда значительно превышает сумму страховки, лучше вызвать сотрудников ГИБДД, истребовать разницу по европротоколу будет довольно проблематично;
- обе стороны согласны с вариантом составления протокола без вызова представителей госорганов. При этом каждый участник ДТП должен осознавать, что по еврпротоколу пострадавшая в результате столкновения сторона получит страховую выплату, не превышающую 50 000 рублей;
- вопрос, кто является виновником аварии, а кто пострадавшим, решен мирным путем. При наличии спорной ситуации лучше вызвать ГИБДД, чтобы потом отстаивать свои права в суде.
Образец Европротокола
Пункты 1 – 8, а так же средняя графа документа заполняются совместными усилиями. Пункты 9 – 15 заполняются собственниками транспортных средств самостоятельно. В двух местах на лицевой стороне (пункты 18 и 15) ставятся подписи водителей.
Как заполнить европротокол при ДТП правильно
Лицевая сторона протокола
В соответствии с законодательными требованиями лицевая сторона должна содержать следующие сведения:
- данные относительно наименования дороги, где произошло столкновение, а также локализации места аварии;
- точная дата, время происшествия;
- сколько транспортных средств пострадало в аварии. Их может быть не более двух, в противном случае потребуется вызвать сотрудников ГИБДД;
- есть ли пострадавшие от ДТП. При наличии последних также потребуется привлечение госорганов;
- подтверждение факта отсутствия представителей дорожно-патрульных служб при фиксации событий. Для этого необходимо в соответствующей графе прописать слово «нет»;
- контактные данные и адреса свидетелей. Возможно, их показания вам понадобятся в будущем, поэтому получить такую информацию не помешает;
- марка и модель транспортных средств, пострадавших от столкновения. Помимо этого, следует указать другие реквизиты, содержащие в техпаспорте авто;
- полное имя каждого участника аварии (их может быть не более 2), контактные данные, данные о фактическом месте проживания и о месте регистрации;
- сведения о владельцах ТС. В некоторых случаях водитель авто не является одновременно и его собственником, поэтому данная информация достаточно актуальна;
- наименование страховщика, реквизиты страхового полиса;
- сведения о месте первого удара при столкновении. При этом вам предоставляется возможность выбрать, каким транспортным средством вы управляли в это время;
- перечисление явных повреждений, возникших в результате аварии. Данному пункту протокола следует уделить максимум внимания, поскольку выпустив некоторые факты, касающиеся порчи автодеталей, добиться их восстановления в будущем будет очень сложно;
- дополнительные сведения, подтверждающие изложенный в протоколе материал (показания свидетелей, запись видеорегистратора);
- обстоятельства происшествия, его предполагаемая причина, перечень основных маневров, совершенных участниками ДТП во время аварии;
- подписи участников автокатастрофы. Отсутствие подписей сторон/ одной стороны, как и неправильно составленное извещение, является основанием для признания всего документа недействительным.
Особое внимание следует уделить составлению схематического рисунка. В нем должно быть отображено следующее:
- края дорог с наименованием улиц;
- в каком направлении двигались ТС;
- расположение авто после аварии;
- транспортные знаки и другие опознавательные метки, имеющие отношение к делу.
Оборотная сторона
Какие данные нужно зафиксировать на оборотной стороне:
- обстоятельства происшествия, его причина;
- кто был за рулем ТС, законный владелец или другое лицо. К примеру, участником столкновения вполне может быть водитель служебного транспорта, который, по сути, не производит компенсации причиненного ущерба;
- наличие или отсутствие повреждений имущественного характера;
- пребывает ли поврежденный автомобиль на ходу после происшествия или же для его транспортировки необходимо привлечение специальной техники;
- примечания, имеющие отношение к делу.
Обратите внимание! Заполнять европротокол следует разборчиво, не допуская грубых ошибок.
Когда европротокол не составляется
Заполнение бланка протокола европейского образца не требуется/не допускается:
- не требуется, если участником ДТП выступает только одно ТС, совершившее наезд на какое-либо препятствие. При этом ни один человек в сложившейся ситуации не пострадал, ни материально, ни физически, ни морально;
- не допускается, если в аварии пострадали люди. В такой ситуации привлечение стражей закона обязательно.
Действия участников аварии после фиксации происшествия
После фиксации вышеперечисленных данных следует выполнить некоторые действия.
Важно! По возможности сфотографируйте место происшествия, состояние ТС после аварии. Хотя это не является обязательным требованием страховой компании, отсутствие которого препятствует получению компенсации, наличие таких материалов увеличит шансы на покрытие ущерба страховщиком. Случаи, когда последний отказывается от по причине невыполнения условий договора, также имеют место.
Как правильно провести фото или видеосъемку
- сделайте фото мест повреждения. Из фотографий должно быть видно, что это именно то ТС, которое пострадало от ДТП, а не другое. Изображение должно быть четким и не расплывчатым;
- зафиксируйте особенности дорожной разметки, имеющиеся рядом знаки и прочие обстоятельства, имеющие отношение к делу (погодные условия, состояние дороги);
- сфотографируйте элементы деталей авто, отлетевшие во время аварии, а также тормозной путь машины.
Срок подачи документов страховщику для получения компенсации
Чтобы добиться покрытия расходов на восстановительный ремонт, нужно обратиться с заполненным бланком европротокола в компанию страховщика. Сделать это следует не позднее, чем через пять дней с момента столкновения.
Обратите внимание! Проводить ремонт авто не рекомендуется в течение 15 дней с момента аварии, если представитель страховой компании еще не осмотрел его. В противном случае страховщик может отказать в выплате компенсации, что будет вполне законно.
Вместе с протоколом в страховую компанию следует подать:
- соответствующее заявление с просьбой компенсировать убытки;
- материалы фото/видеосъемки;
- заявление, свидетельствующее о том, что представленные медиаданные не были подвержены корректировке.
Нововведение имеет ряд преимуществ, позволяющих не только сэкономить время и усилия, но и не создавать препятствий другим участникам движения. Однако не следует забывать, что его применение допустимо только в случаях несущественных повреждений ТС, а также при условии отсутствия человеческих жертв.
Приложение к статье
Видео поможет правильно оформить европротокол при ДТП
Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.
Содержание статьи:
Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.
Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.
Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.
Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
- проверить себя на травмы;
- убедиться в благополучии спутников;
- расставить аварийные знаки;
- оказать посильную помощь пострадавшим;
- побеседовать со второй стороной;
- зафиксировать все аспекты аварии.
В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.
Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.
Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.
Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".
Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.
Заполнение протокола
После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.
Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:
- место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
- дату и время;
- количество участников ДТП (не более 2-х);
- «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
- «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
- «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
- данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
- «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
- информацию об обеих машинах и их собственниках;
- данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
- место первого удара указываете стрелкой;
- список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
- предполагаемая степень вины обеих сторон;
- подробности, описывающие момент ДТП;
- детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
- собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
- обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
- данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
- в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
- наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.
Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.
Кто поможет в составлении бумаг
Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.
Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.
Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.
С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.
Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.
Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».
Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).
Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.
Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.
Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
- Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
- Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
- С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.
Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.
Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.
Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.
Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.
Видео о том, как оформить европротокол без ошибок: