Последние новости об актуальной информации о зарплатах госслужащих. Зарплаты чиновников в россии
В зависимости от ведомства доходы серьёзно разнятся (см. таблицу). Безусловно, в сравнении со средней зарплатой по стране (36,7 тыс. руб. - за 2016 г.) зарплаты чиновников впечатляют. С другой стороны, не стоит забывать, что речь идёт о работниках федеральных госорганов, большинство из них находятся в Москве, а в столице размер средней зарплаты - 87,1 тыс. руб. В 46 федеральных министерствах, службах и агентствах (68,7% от общего числа) заработки ниже, чем в среднем по столице.
Всего в федеральных гос-органах 38 тыс. гражданских служащих. Самое представительное ведомство - МИД, 3233 человека. На втором месте - Минобороны, 2865 человек. На третьем месте - Минэкономразвития, 1790 человек. Меньше всего гражданских служащих в Следственном комитете - 10 человек. Самая большая недоукомплектованность в Спецстрое, Верховном и Конституционном судах. Практически не требуются кадры в Росгидромете и ЦИК.
Чиновников на региональном уровне работает намного больше: 682 тыс. человек в федеральных госорганах и госорганах субъектов РФ и 307 тыс. чел. - на должностях муниципальной службы. А вот зарплаты у них гораздо ниже. По итогам 9 месяцев 2016 г. у гражданских служащих средний заработок составил 41,7 тыс. руб., у муниципальных служащих - 36,9 тыс. руб. «У меня зарплата 30 тыс. руб. и не поднималась уже лет 5. А вот обязанностей только прибавляется, - рассказала «АиФ» Ирина, госслужащая из Архангельской области. - Очень обидно слышать, когда люди говорят, что чиновники деньги лопатой гребут и по 100 тыс. получают».
«На мой взгляд, три самых сложных вида труда - труд педагога, научного работника и труд в сфере управления, - считает Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни. - Люди, занимающие эти должности, должны зарабатывать достойно. Их зар-плата должна быть не меньше бюджета среднего достатка, 7-11 прожиточных минимумов. То есть минимально 80 тыс. руб., а лучше в полтора раза больше, потому что надо учитывать ещё хотя бы одного иждивенца - ребёнка. Получается, госслужащие ближе всего к этой планке. И это хорошо. Плохо то, что разрыв между зарплатами чиновников и средней зарплатой по стране настолько велик. Проблема не в том, что госслужащие много зарабатывают, а в том, что остальные - мало. Средняя величина социально приемлемого бюджета по стране (в расчёте на одного работающего) - 55 тыс. руб. (это 5 прожиточных минимумов), а средняя зарплата в полтора раза меньше этого показателя. Поэтому до тех пор, пока государство не доведёт средний заработок до этой цифры, чиновники тоже могли бы ужаться: сократить свои доходы в эти самые полтора раза. Тогда бы у населения не возникало вопросов к их заработной плате».
Ведомство |
Размер средней зарплаты (руб.) |
На сколько зарплата |
Аппарат Правительства |
||
Администрация Президента |
||
Счётная палата |
||
Совет Федерации (без учёта сенаторов) |
||
Госдума (без учёта депутатов) |
||
Министерство иностранных дел |
||
Министерство финансов |
||
Управделами Президента |
||
Федеральная налоговая служба |
||
Спецстрой |
||
Минвостокразвития |
||
Минэкономразвития |
||
Центральная избирательная комиссия |
||
Росреестр |
||
Министерство по делам Северного Кавказа |
||
Министерство юстиции |
||
Министерство здравоохранения |
||
Россельхознадзор |
||
Министерство обороны |
||
Министерство образования и науки |
||
Министерство спорта |
||
Министерство труда и соцзащиты |
||
Министерство сельского хозяйства |
||
Министерство природных ресурсов |
||
Федеральная антимонопольная служба |
||
Генпрокуратура |
||
Министерство связи |
||
Росздравнадзор |
||
Минпромторг |
||
Росалкогольрегулирование |
||
Министерство энергетики |
||
Росфинмониторинг |
||
Рослесхоз |
||
Федеральная таможенная служба |
||
Министерство строительства и ЖКХ |
||
Министерство культуры |
||
Министерство транспорта |
||
Росрыболовство |
||
Аппарат уполномоченного по правам человека |
||
Служба судебных приставов |
||
Роскомнадзор |
||
Росгидромет |
||
Рособрнадзор |
||
Росимущество |
||
Росавиация |
||
Росавтодор |
||
Росрезерв |
||
Ростуризм |
||
Росмолодёжь |
||
Следственный комитет |
||
Федеральное агентство по недропользованию |
||
Федеральное агентство по делам |
1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
5. К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.
За прошедший год повышение зарплат госслужащим России на федеральном уровне составило 0,2%. При этом численность их не изменялась с конца 2015 года и составляет 39 700 человек. По данным объема штата сотрудников и повышению зарплаты госслужащим последние новости опубликовал Росстат. Представленные данные свидетельствуют, что в государственных органах ежемесячная зарплата в начале 2016 года составляла 111 300 рублей.
Конечно, усредненные показатели зачастую не соответствуют реалиям, и даже последнее повышение зарплаты госслужащим в большинстве ведомств не позволило повысить выплаты до декларируемого уровня. Более половины, а точнее 56,9% служащих из 41 федеральной службы в Москве, включая министерства и агентства, получают среднюю зарплату в 78 600 рублей. Например,
- средний показатель Росрезерва – 56 000,
- Росимущества – 60 100,
- Росавиации – 60 500,
- а министерства ЖКХ – 67 900 рублей.
Зарплаты федеральных госслужащих
На высокий средний показатель повлияли такие ведомства, как Счетная палата с зарплатой в 187 600 рублей, Федерального казначейства – 165 700, министерства иностранных дел со средней зарплатой в 148 200, и финансов в 130 900 рублей. Также средняя зарплата в 120 700 рублей зарегистрирована в Спецстрое. Правительственный аппарат получает 231 700 рублей, аппарат администрации президента – 217 100, Совет Федерации – 173 900, а Госдума – 136 900 рублей.
Если не рассматривать наиболее высокооплачиваемые должности Совета федерации, Госдумы и аппаратов правительства и администрации президента, то можно сказать что повышение зарплаты госслужащим в 2016 подняло средний уровень на 3,7%, позволив достичь показателя средней зарплаты в 79 900 рублей. В то же время, перечисленные сотрудники стали получать меньше на 13,9%. При этом увеличение зарплаты госслужащим привело к повышению штата сотрудников гражданской службы. По данным Росстата, состоянию на конец первого полугодия 2016 года вакансии укомплектованы на 87%, в сравнении с 84,2% на лето 2015.
Повышение зарплаты госслужащим
На то, станет ли повышение зарплаты госслужащим на сравнительно низкооплачиваемых должностях эффективным инструментом для дальнейшей их мотивации, влияют сразу несколько фактором. Например, недавно Владимир Путин утвердил закон об увеличении пенсионного возраста работников государственных служб – с 60 до 65 лет мужчинам и с 55 до 63 лет женщинам. В соответствии с реформами, минимальный стаж для получения пенсии к 2027 году будет увеличен с 15 лет до 20. При этом существенное повышение зарплаты федеральным госслужащим в ближайшие годы не предвидится.
Индексация зарплат госслужащих
Как и в 2015 году, индексация зарплаты госслужащим в 2016 не проводилась. Поправки о заморозке окладов государственных служащих, судей и военных подписал Владимир Путин в конце прошедшего года. Также индексация зарплат госслужащих, последние новости о заморозке которой изложены в указе Президента, не будет производиться из-за приостановки положений 24 соответствующих законов. Решение было принято с учетом неблагоприятной экономической ситуации. С другой стороны, Дмитрий Медведев в 2016 году подписал распоряжение о сокращении штата госслужащих на 10% от общей численности, за счет оптимизации мест в центральных аппаратах и территориальных министерствах.
Возможно Вас заинтересуют.
Чиновники и прочий государственный люд с надеждой и тревогой ожидают 2018 года, ведь именно в этом году планируется изменение их заработной платы. А это касается почти третьей части трудоспособного населения нашей страны, более 30 миллионов человек.Правительство РФ планирует проведение реформ, касающихся оплаты труда госслужащих. Но система увеличения зарплаты не так проста, как хотелось бы гражданам, находящимся на службе у государства. Рассмотрим, каким именно способом будет проводиться реформирование.
Официальные источники о предстоящем повышении
Последние новости относительно повышения зарплаты госслужащим в 2018 году в России зачастую противоречат друг другу. Средства массовой информации не дают единого толкования Указа Президента от 11.08.2016г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Попробуем проследить красную нить данного документа и спрогнозировать, будет ли увеличен размер заработной платы российских госслужащих.
В Указе буквально прописано: «…завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных служащих, а также структуры их денежного содержания». Указ однозначно информирует о том, что прямого подъема зарплаты в определенном процентном соотношении не предвидится. Планируется увеличить роль фактора материальной мотивации работников. Разработать систему стимулирующих мер поручено Министерству труда РФ.
После издания Указа, в СМИ развернулись дискуссии о том, «кому на Руси станет жить хорошо» и даже назывались точные цифры увеличения заработка – 38 %. Ажиотаж по поводу повышения зарплат не оставил равнодушным правительство РФ: 8 ноября 2016 года кабинетом министров было сделано заявление о некорректности трактовки СМИ Указа Президента № 403. В данном заявлении правительство недвусмысленно дало понять, что 38 % — это общее суммарное увеличение оклада госслужащих за несколько лет, начиная с 2012 года.
До 2015 года оклады в среднем увеличились на 10 %. В 2015 данный показатель был заморожен. И, по мнению правительства, вряд ли даже в суммарном исчислении достигнет планки 38 % на начало 2019 года.
Средства массовой информации предполагают, что повышение денежного содержания российских госслужащих будет ничем иным, как индексацией заработка на величину инфляционного коэффициента. Официально же данная информация не подтверждается, напротив, Министерство финансов в октябре 2016 года внесло предложение об отмене регулярного пересчета заработка бюджетников, а Госдума приняла это предложение и продлила мораторий на индексацию до начала следующего года.
Таким образом, зарплата госслужащих в России в 2018 году будет зависеть от наполнения государственного бюджета и решения о прекращении моратория.
Методика дифференцированного подхода
В процессе выполнения положений, прописанных в 403 Указе Президента, чиновники планируют усовершенствовать систему материального стимулирования федеральных служащих путем внедрения во взаимоотношения государства и сотрудника «эффективного контракта». В чем же суть данного новшества?
Рассмотрим нововведения, планируемые Министерством труда:
- разделение заработной платы работника на 2 условные части: оклад (должностной и за классность) и премиальную составляющую. Повысят, при наличии возможности, лишь оклад, прочие выплаты будут оставаться на прежнем уровне;
- внесение в трудовой договор ряда обязанностей, которые должен выполнять служащий за определенное время, для получения оклада в полном размере и дополнительных выплат;
- определение критериев, которым должны соответствовать результаты работы госслужащего.
Стоит обратить внимание, что при введении перечисленных новшеств работник будет получать зарплату либо в полном объеме, либо в урезанном. Размер выплат будет находиться в прямой зависимости от выполнения прописанных в контракте показателей. Для каждого вида деятельности разработают свой перечень оценки эффективности труда.
Откуда дровишки?
Финансирование увеличения окладов, даже самое незначительное, должно иметь свои источники. Их изысканием занимается Минфин РФ. Одним из источников финансирования стимулирования материальной заинтересованности служащих являются кадровые сокращения. Так, например, уменьшение количества госслужащих в 2012 — 2013 годах на 20 % позволило бюджету сэкономить около 18 млрд. рублей. Причем сокращения в этот раз коснулись в основном служащих высшего звена.
Половина сбереженных финансов была направлена на улучшение материальной мотивации государственных служащих. Планируется, что подобная практика будет осуществляться и дальше путем перераспределения функций и аннулирования их дублирования.
За прошедшие годы на повышение зарплат было потрачено 200 млрд. рублей из казны государства и 900 млрд. поступило из субъектов РФ.
Кроме сокращения численности, существует и другой источник финансирования – это налоги. Повышение налогов, в частности – налога на добавленную стоимость с 18 до 22 %, и уменьшение страховых выплат с 32 до 22 %, позволит федеральным бюджетным организациям сэкономить средства и направить их на увеличение зарплат. Если говорить о денежном эквиваленте – это около 230 млрд. рублей в год.
Сколько же денег платят чиновникам? Росстат дал ответ на этот вопрос: за первое полугодие 2015 года средняя зарплата госслужащих составила 96.5 тыс. рублей, увеличившись на 4.9% по сравнению с 2014 годом. Для сравнения: недавно Центр изучения общественного мнения выяснил, какая зарплата в месяц может считаться минимальной по представлениям жителей Российской Федерации. Оказалось — 22 755 рублей. В настоящий момент величина реально установленного прожиточного минимума составляет 7 161 рубль.
Сюда входят такие организации, как налоговая служба, служба судебных приставов, служба внешней разведки, служба по надзору в сфере здравоохранения, образования и науки и прочие, осуществляющие регулирование и предоставляющие услуги. Платят им меньше всего – средняя зарплата в этих ведомствах насчитывает 76.1 тыс. рублей , что ниже чем среднемосковская зарплата. Сотрудники некоторых федеральных агентств, например, Агентства по техническому регулированию и Следственного комитета РФ получают еще меньше – 47 тыс. рублей . А самую маленькую зарплату в 38 тыс. рублей получают служащие агентства по делам СНГ.
9. Чиновники исполнительной власти
Они получают уже больше – 84.1 тыс. рублей в месяц , при этом их зарплаты увеличились на 1.8% по сравнению с прошлым годом.
8. Органы судебной власти
Сотрудники судебной системы, генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и территориальных прокуратур получают по 106.2 тыс. руб . ежемесячно, что больше на 3.3% чем в 2014 году.
7. Государственная дума
450 депутатов нижней палаты Федерального собрания получают в среднем 113 тыс. рублей в месяц. Доходы их увеличились на 26.5%.
В 2015 году 170 чиновников верхней палаты получают в среднем 139 тыс. рублей , что на 19.9% больше, чем в прошлом году.
5. Министерство иностранных дел
Сотрудники МИДа пережили беспрецедентный рост зарплат – по сравнению с 2014 годом они увеличились на 84.5%! В среднем их доходы составляют теперь 139.8 тыс. рублей в месяц.
4. Конституционный суд
Сотрудники его проверяют на соответствие Конституции РФ, законы, договора между органами государственной власти, нормативные акты и прочее и получают за это в среднем 153 тыс. рублей ежемесячно.
3. Счетная палата
Работники этого учреждения входят в топ-3 чиновников с наибольшими зарплатами. Они контролируют расходы и доходы федерального бюджета и внебюджетных фондов, надзирают за банковской системой, следят за состоянием государственного долга, использованием кредитных ресурсов государством и прочее – и получают за это 180 тыс. рублей , что на 69.3% больше, чем в 2014 году.
2. Аппарат правительства
И тут неожиданно наблюдается спад вместо уже привычного роста. Сотрудники аппарата правительства, который осуществляет контроль над выполнением органами власти принятых в правительстве решений, получают 194.8 тыс. рублей в месяц, что на 7.8% меньше, чем в прошлом году.
1. Администрация президента
Возглавили список чиновников с самыми большими зарплатами 2015 года сотрудники администрации российского президента. Зарплата их пережила небольшое снижение – на 2.1% — но по-прежнему осталась самой высокой среди чиновников: 226.2 тыс. рублей в месяц .