Коммерческий акт составляется на основании. Порядок составления коммерческих актов
Документ, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, отправителя, получателя при осуществлении перевозок грузов, железнодорожным транспортом
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
Несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе
Повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения
Обнаружение груза без документов, также документов без груза
Возвращение перевозчику похищенного груза
Непередача перевозчиком груза на ж/д путь необщего
Коммерческий акт составляется:
при выгрузке груза, в местах общего пользования - в день выгрузки
при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом
проверка груза проводиться в процессе выгрузки или сразу после нее;
в пути следования груза, - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
В коммерческом акте должны содержаться:
Точное и подробное описание состояния груза,
Описание обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза
Данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз
Наличие защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе.
Нарушения требований к погрузке или креплению груза если такое допущено
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.
Билет № 55
Порядок и сроки предъявления претензии к железной дороги
Претензии предъявляется в письменной форме. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования (как правило, оригиналы)
Право на предъявление претензии имеют:
грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель):
-) в случае утраты груза
-) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза,
-) в случае просрочки доставки груза, грузобагажа.
-) в случае задержки выдачи груза
-) в случае возврата провозной платы
-) в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров
-) в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих отправителям, получателям.
Претензии, возникшие в связи с перевозкой предъявляются к перевозчику
Претензии, возникшие при прямом смешанном сообщении, предъявляются к: перевозчику, если конечным пунктом является жд. станция; организации транспорта, которая обслуживает конечный пункт перевозки.
Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Билет № 56
Порядок и сроки предъявления исков к ж.Д
Основания для предъявления исков:
Полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию
Неполучения ответа на претензию после 30-дневного срока
Если получен ответ перевозчика на претензию до истечения такого срока
Иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностъ
Иски предъявляются -в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий
Коммерческим актом называется документ, удостоверяющий выявленные при перевозке утрату, порчу или повреждение груза, а также нарушение правил перевозок, которые могут служить основанием для возложения ответственности на виновного участника перевозки - перевозчика, отправителя, получателя груза.
Коммерческий акт составляется в случаях: повреждения или порчи груза; обнаружения груза без документов или документов без груза; хищения его или возвращения перевозчику похищенного груза; непризнания получателем груза своим; несоответствия груза его наименованию, массе или числу мест с данными, указанными в транспортных документах; разъединения партии груза из-за невозможности вместить его в вагон (кроме случаев перевалки массовых грузов, обезличенных при перевозке); проверки органами транспорта массы, объявленной отправителем по замеру или условной массе; вскрытия мест груза для проверки содержимого.
Акт составляют при выдаче груза или багажа получателю, передаче их смежному виду транспорта или немедленно при обнаружении обстоятельств, требующих составления акта (обнаружении груза без документов, хищении, разъединении партии груза и др.).
Обстоятельства, связанные с выполнением договора перевозки, но не требующие составления коммерческого акта, удостоверяются отметкой на обороте накладной и дорожной ведомости. Такие отметки ставят в случаях: недостачи массы, не превышающей норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов (с учетом изменения влажности, а по зерну насыпью - также и сорности); недостачи или излишка груза в технически исправном судне с неповрежденными пломбами отправителя (по хлебным грузам такие недостачу и излишек оформляют коммерческими актами); недостачи или излишка груза, прибывшего с проводником грузовладельца; когда расчеты по недостаче между перевозчиком и отправителем производятся по итогу за навигацию; излишка груза при выдаче получателю. Неприбытие груза в установленный срок удостоверяется отметкой на предъявленной получателем квитанции дорожной ведомости. Отметки делает уполномоченный для этой цели работник порта, а при выдаче груза непосредственно с судна в пункте, удаленном от порта, - капитан судна.
Для удостоверения других обстоятельств, относящихся к перевозкам, применяют акты общей формы, которые составляют в случаях: отказа в приеме груза на перевозку или несогласия порта с суммой объявленной ценности, указанной отправителем; проверки массы, меры или числа мест груза (кроме случаев, оформляемых коммерческими актами); утраты документов, приложенных к накладной, или оставления проводником сопровождаемого им груза; повреждения судна или контейнера при погрузке или выгрузке средствами отправителя (получателя) или повреждения судном причала необщего пользования; подачи под загрузку непригодного или незачищенного судна; во всех случаях, когда составление акта необходимо по обстоятельствам дела или предусмотрено правилами перевозок.
Коммерческий акт является основным документом, обосновывающим претензию или иск получателя к перевозчику за причиненный при перевозке ущерб грузу. Он служит основанием для удовлетворения или отклонения претензии перевозчиком, а также для принятия решения арбитражным судом. Правильно составленный коммерческий акт способствует своевременному и надлежащему расследованию обстоятельств утраты, порчи или повреждения груза, помогает выявить причины и виновников некачественной перевозки, принять меры для предупреждения таких случаев и служит одним из средств борьбы за сохранность грузов. Бланк коммерческого акта является документом строгой отчетности и имеет печатный номер.
Ответственными за составление коммерческих актов являются перевозчик или организация, осуществляющая выдачу груза получателю.
Если груз сдается получателю в пункте, где нет представителей перевозчика, коммерческий акт составляют капитан судна и получатель, затем направляют его перевозчику.
Акт подписывается всеми участвовавшими в его составлении и проверке груза. В случае хищения или наличия признаков иного преступления к участию в составлении коммерческого акта привлекаются представители охраны.
Коммерческий акт составляют в трех экземплярах, четко, без помарок и подчисток. Первый экземпляр передается перевозчику, второй - получателю по его требованию (или вместе с передаточной ведомостью передается другому виду транспорта), третий хранится в порту назначения груза.
Обстоятельства, вызвавшие составление акта, излагают с точным указанием всех фактических данных. Предположения, догадки, выводы или заключения составителей в акт не вносят. Обоснованное, объективное заключение может быть сделано только с учетом всех результатов расследования.
Для установления причин утраты, порчи или повреждения груза и принятия соответствующих мер по их устранению, при составлении коммерческого акта необходимо соблюдать определенные условия.
Если груз был опломбирован, в акте необходимо указать состояние пломб, а также техническое состояние грузовых помещений судна и, в частности, возможность доступа к грузу без снятия пломб; если пломба повреждена, указать характер повреждения.
При неисправности тары в акте следует точно и по возможности подробно указать характер этой неисправности, в частности цела ли контрольная проволока или лента, сохранилась ли машинная зашивка мешков, имелась ли возможность изъять груз из упаковки и др. Если ящики, кипы или другая тара были опломбированы, проверяют состояние пломб и соответствие оттисков на пломбах указанным в транспортных документах. Не разрешается в коммерческом акте повреждение тары или упаковки указывать в общих выражениях (тара неисправна, упаковка повреждена и др.). Такие записи не дают ясного представления о повреждении и не способствуют выяснению причин происшедшего.
Если утрата или повреждение груза явились следствием неудовлетворительного технического состояния судна, в акте необходимо указать не только выявленные неисправности судна, но по возможности и причины их возникновения.
При утрате леса из плота в акте должны быть подробно указаны обстоятельства, вызвавшие эту утрату, состояние сплотки и крепления плота, выполнение командой плота своих обязанностей.
Во всех случаях утраты, порчи или повреждения груза необходимо проверить, точно ли соблюдались правила перевозок данного груза, а если были нарушения, то указать, в чем они заключались.
При составлении коммерческого акта на недостачу груза, подверженного усушке и имеющего сертификат или качественное удостоверение, следует указать, кем и когда они составлены и их номер, проверить влажность груза и указать процент влажности при приеме на перевозку и выдаче груза получателю.
Если для выяснения причин недостачи массы или числа мест груза вскрывают тару, необходимо сравнить наличие с данными, указанными в фактуре, и установить: имеются ли пустоты в ящике; мог ли недостающий груз поместиться в этих пустых местах или они являются результатом несоразмерности тары помещенному грузу; имеются ли беспорядки в упаковке (если в ящике обнаружены посторонние предметы, в акте приводят их подробное описание); для проверки соответствия выявленной (при вскрытии тары) недостачи части груза с недостачей массы, взвесив отдельно количество груза, равное недостающему; если в фактуре указана масса груза нетто, после осмотра состояния тары взвесить груз без тары, имея в виду, что недостача могла быть следствием усушки тары.
При выяснении недостачи груза не следует ограничиваться проверкой только поврежденных мест. В отправке, состоящей из нескольких мест, недостающий груз может оказаться уложенным в исправные места.
Все выявленные при проверке обстоятельства фиксируют в акте. В тех случаях, когда недостача, порча или повреждение груза были обнаружены до выдачи груза получателю или передачи другому виду транспорта и на них был составлен коммерческий акт (в пункте перевалки или отправления), а в состоянии груза дополнительных изменений не произошло, новый коммерческий акт не составляют. На копии акта, приложенной к транспортным документам, ставят отметку, что между указанными в нем данными и фактическим наличием груза при выдаче разницы нет.
В тех случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта попутной станцией, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, коммерческий акт составляется на станции назначения по результатам выдачи груза.
Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.
Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то станция назначения обязана, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе "Ж" коммерческого акта попутной станции отметку следующего содержания:
"При проверке груза выданного …дата… разницы против настоящего акта не оказалось"
.
Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции или штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ и подписями лиц, указанных в пункте 1.11 настоящих Правил. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов, составленных на несохранные перевозки грузов. Порядковый регистрационный номер книги учета коммерческих актов, переносится в коммерческий акт и указывается под типографским номером этого акта, после чего выдается грузополучателю по его требованию. В случае выдачи грузополучателю коммерческого акта, составленного на попутной станции, его копия хранится в делах станции назначения.
В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции и данных проверки груза станцией назначения, составляется коммерческий акт. При этом, на станции назначения грузополучателю коммерческие акты, составленные попутными станциями не выдаются, кроме коммерческих актов, составленных попутными станциями, в которых зафиксированы факты несоблюдения установленных правил перевозок грузов грузоотправителем.
Если в пути следования или при выгрузке груза был составлен коммерческий акт и при этом, груз прибыл в вагоне с исправными ЗПУ грузоотправителя или исправной погрузкой на открытом подвижном составе , то есть из которого усматривается ответственность грузоотправителя, то станция назначения обязана выдать грузополучателю копию коммерческого акта попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного ею при выдаче груза. В этом случае станция назначения делает копии коммерческих актов попутных станций, которые хранятся в делах станции назначения.
Коммерческий акт – юридический документ, имеющий доказательное значение для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов. Он позволяет разграничить ответственность за утрату, порчу и повреждение груза. Коммерческий акт составляют на бланках (форма ГУ-22) с типографской нумерацией и регистрируют в книге учёта бланков строгой отчётности
Коммерческий акт должен удостоверять следующие обстоятельства:
Несоответствие наименования, массы или числа мест груза в натуре данным, которые значатся в документах;
Порчу и повреждение груза;
Разъединение груза и документов;
Возвращение дороге похищенного груза или багажа;
Несвоевременную подачу груза на подъездной путь станцией, т.е. если груз не подан в течение 24 ч после документального оформления выдачи в товарной конторе (составляется по требованию получателя).
При отклонении качества груза от нормы и массы от величины, указанной в накладной, составляется коммерческий акт (обязательно присутствие работника дороги, ответственного за перевозку скоропортящихся грузов).
В случае составления коммерческого акта на порчу груза начальник поезда обязан представить станции для проверки рабочий журнал, выдать заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания вагона в пути и представить начальнику станции выгрузки личное объяснение по обстоятельствам погрузки и перевозки груза. В коммерческом акте указывают фактическое качественное состояние и температуру продуктов, способ перевозки (охлаждение, отопление, утепление), состояние изотермических вагонов, температурный режим рефрижераторных вагонов, способ укладки груза (навалом, подвесом, шахматная, вертикальная и др.) и другие обстоятельства, могущие характеризовать причины порчи или изменения массы груза. Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки и виновности сторон, участвовавших в ней, вносить в акт не допускается. При неисправности составляют технический акт. К коммерческим прикладывают удостоверения о качестве или сертификаты, выданные при отправлении груза, выписку из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах, документы характеризующие порядок обслуживания груза в пути следования, и все другие документы на основании которых можно установить причины порчи груза.
В акт могут быть внесены в зависимости от обстоятельств сведения о вагонах, пломбах и отметках в накладной, массе, роде упаковки, количестве мест, указанных в документах и оказавшихся в действительности, описание фактов повреждения и порчи, заключения экспертизы, отметки станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.
В коммерческом акте должны содержаться:
Точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, дают точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;
Данные о том правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.
По своей структуре коммерческий акт состоит из семи разделов: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. При оформлении случаев несохранности перевозок скоропортящихся грузов в вагонах с машинным охлаждением в разделе "Д" акта должны быть указаны: способ погрузки груза; род и состояние тары; место размещения испорченного груза; исправен ли кузов вагона; соблюдение температурного режима; сведения о наличии следов порчи груза;
способ утепления вагона при перевозке в зимний период.
Отметка о проведенной экспертизе для определения причины несохранности груза и размеров причинённого ущерба делается в разделе "Е" акта. При несогласии с заключением эксперта начальник станции делает об этом оговорку с указанием мотивов.
В разделе «Ж» делается отметка станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.
По всем случаям несохранных перевозок, подлежащих оформлением коммерческим актом, начальник станции в тот же день по телеграфу даёт оперативное донесение. Порядок выдачи и адресования оперативных донесений при обнаружении фактов хищения, повреждения или недостачи мест либо массы груза, повреждения или утраты при пожарах и крушениях регламентирован инструкцией.
В случае неисправной перевозки скоропортящихся грузов к акту прилагают контрольные сведения на вагон, в котором осуществлялась перевозка.
Объективное изложение обстоятельств и наличие всех необходимых документов, позволяющих сделать правильное заключение о том, что послужило причиной порчи или утраты груза и какая из сторон (дорога, отправитель, получатель) ответственна за это.
Коммерческие акты составляют на каждую отправку по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемосдатчика на бланках установленной формы в трех экземплярах до выдачи груза получателю в день обнаружения неисправности или во всех случаях не позднее следующих суток. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его.
Подписывают коммерческий акт начальник станции или его заместитель и лица участвующие в проверке груза (заведующий грузовым двором, приемосдатчик), а также получатель, а при отсутствии получателя (для защиты его интересов) – не менее чем три лица (включая начальника станции или его заместителя).
Первый экземпляр акта направляют на расследование в службу контейнерных перевозок и коммерческой работы своей дороги, второй выдают получателю по его требованию в трехдневный срок, третий хранят на станции.
К первому экземпляру коммерческого акта об утрате, порче, повреждении и недостаче грузов прикладывают снятые с вагона пломбы (ЗПУ).
Если обнаружены течь, порча или подмочка груза при неисправном состоянии кузова вагона, то осмотрщик вагонов или вагонный мастер должен составить в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта акт о техническом состоянии вагона , копия которого остается на станции, а первый экземпляр прилагается к первому экземпляру коммерческого акта. Его подписывают представитель вагонного депо и дежурный по станции.
Кроме этого к коммерческому акту прилагают следующие документы:
Подлинный вагонный лист;
Копии коммерческого акта попутной станции;
Копии сертификатов и качественных удостоверений;
Копии фактур;
Копии счетов;
Копии актов экспертизы;
Выписку из рабочего журнала рефрижераторного подвижного состава;
Натурный лист поезда;
Копии оперативных донесений и др.
При разногласиях в оценке состояния груза грузополучатель или станция может потребовать проведение экспертизы в случае снижения качества или утраты груза, а также по другим причинам. Экспертиза скоропортящихся грузов должна проводится представителями бюро товарных экспертиз, инспекторами по качеству или ветеринарно-санитарного надзора с обязательным участием работника станции не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона в присутствии начальника станции, его заместителя или начальника грузового двора.
Эксперт определяет размеры убытка и причины порчи груза, на которые составлены коммерческие акты. В его заключении должно быть указано: качество груза до его порчи или повреждении, степень повреждения или порчи груза, на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие его порчи, пригодность для использования по прямому назначению, причину порчи и другие сведения. По результатам экспертизы составляется акт.
Рассмотрение коммерческих актов по международным перевозкам и пересылка этих актов иностранным железным дорогам проводятся службами контейнерных перевозок и коммерческой работы пограничных железных дорог. Составление коммерческих актов в этом случае, расследование по ним и хранение производиться в соответствии со Служебными инструкциями.
Коммерческий акт подтверждает обстоятельства, выступающие основанием для привлечения к имущественной ответственности. Этот документ используют службы доставки, пассажирские предприятия, почта и пр. Рассмотрим далее, в каких случаях составляется коммерческий акт.
Обстоятельства
Коммерческий акт, образец которого представлен в статье, удостоверяет:
- Несоответствие массы объектов, их наименования, количества мест сведениям, указанным в накладной.
- Порчу/повреждение предметов и вероятные причины ущерба.
- Обнаружение груза без сопроводительных документов и наоборот (бумаг без объектов).
- Возвращение похищенных ценностей.
- Непередачу груза на ж/д путь непубличного пользования на протяжении 24 ч. после оформления надлежащих документов (акт составляется по требованию получателя).
Сроки
Коммерческий акт составляется:
- В пути следования - в день выявления обстоятельств, которые должны быть оформлены надлежащим образом.
- При выгрузке в местах общего использования - в день выгрузки. При необходимости оформление документа производится при передаче материальных ценностей получателю.
- При выгрузке в местах необщего использования - в день выгрузки. Проверка при этом должна осуществляться в ходе или непосредственно после завершения процедуры.
Если оформить акт общей формы в указанные сроки не представляется возможным, это должно быть сделано в течение следующих 24 ч.
Приложения
В коммерческий акт общей формы вносятся данные на основании сопровождающих документов, книг перевески объектов на товарных и вагонных весах и прочих бумаг. При его оформлении на скоропортящиеся и продовольственные продукты к первому экземпляру должна прикладываться копия сертификата либо удостоверения качества. Последние заверяются на основании подлинника или подписью и печатью уполномоченного лица. Коммерческий акт о порче скоропортящихся и продовольственных товаров, находящихся в рефрижераторных секциях, автономных вагонах, контейнерах для эндокринного сырья, которые курсируют с обслуживающей бригадой, должен быть оформлен правильно.
К первому его экземпляру прилагают выписку из рабочего журнала о температурном режиме в пути. Она должна быть подписана руководителем этой группы и заверена уполномоченным лицом. При этом в документе указывается показатель температуры воздуха в контейнере, рефрижераторной секции, автономном вагоне перед снятием объектов с состава по данным приборов, установленных в них. Если бланк акта заполняется при доставке животных и объектов, подконтрольных подразделениям Госветнадзора, к его первому экземпляру должна прикладываться копия ветсвидетельства. При оформлении документа на подкарантинные товары к нему прилагается копия сертификата, подтверждающего отсутствие карантинных организмов.
Однородные объекты
Такие грузы могут перевозиться отдельными отправками насыпью или навалом. При их прибытии в течение одних календарных суток от отправителя к получателю в исправных вагонах, при отсутствии признаков утраты, обнаруженная недостача, которая превышает норму естественной убыли и значение максимального расхождения в результатах установления массы нетто, могут быть оформлены одним актом. Это же положение действует в отношении выявленных излишков, составляющих разницу между массой объектов, определенной на станциях отправления и назначения, с учетом предельного показателя расхождения. Недостаток либо излишнее количество груза, перевозимого навалом, наливом или насыпью с перегрузкой или перевалкой в пути, отправленных одним субъектом в адрес одного получателя и приехавший в исправных вагонах, определяются по итогам проверки полностью всей партии одновременно выданных товаров. При этом, как правило, оформляется один документ.
Организация перевозок на железнодорожном транспорте
По каждой отправке в документе должны содержаться следующие сведения:
- Номер и род вагона.
- Число запорно-пломбировочных устройств.
- Масса и количество мест груза, указанные в сопроводительных документах и оказавшиеся в наличии.
При взвешивании на вагонных весах, вписываются показатели:
- Брутто.
- Массы тары вагона (ее проверяют на весах или берут с трафарета).
- Нетто.
Данные о перевеске указываются в перечне, прилагаемом к коммерческому акту. Эти документы подписываются лицами, участвующими в передаче объектов и уполномоченными представителями доставщика.
Коммерческие акты на транспорте
Документы оформляются в трех экземплярах. Бланк акта должен быть заполнен без исправлений, помарок, подчисток. Сведения вносят печатными буквами с помощью машинки или компьютера. Коммерческий акт, оформленный на станции назначения, используется в следующей последовательности:
- По первому экземпляру проводится расследование обстоятельств, которые стали основанием для его оформления.
- Второй бланк выдается по требованию получателю.
- Третий экземпляр остается у доставщика и хранится в его делах.
Распределение заполненных документов на станции отправления или на попутном участке осуществляется так:
- Первый экземпляр использует доставщик для расследования обстоятельств.
- Второй бланк прикладывается к сопровождающему документу и следует до пункта назначения.
- Третий экземпляр остается в делах доставщика.
Отметки
Если коммерческий акт оформлен на попутном участке или станции отправления, в накладной на оборотной стороне делается соответствующая запись. В строке "отметки" указывается номер документа, дата и обстоятельства, в связи с которыми он заполнен. Запись об оформлении бумаги на станции назначения делается по требованию получателя.
Электронный тип документа
Жд перевозки могут осуществляться с использованием автоматизированной системы учета. В таких ситуациях документация оформляется в электронном виде. Порядок ее хранения и направления устанавливается субъектами, осуществляющими жд перевозки, в соответствии с соглашением об обмене данными и документацией в электронном виде. В накладную вносят отметки, предусмотренные в правилах оформления сопровождающих бумаг. К ней прикладывают электронный акт.
Нюансы
Если в накладной присутствует отметка об оформлении документа на попутной станции, а среди сопровождающих бумаг ее нет, лицо, доставляющее объекты, должно оформить акт снова. Коммерческий акт не составляется при выдаче груза, поступившего по адресу назначения, если он присутствует, и данные в нем не отличаются от фактического состояния и наличия материальных ценностей.
Разъяснения
Отсутствие коммерческого акта, оформленного на попутном пункте при выдаче груза, не является причиной его не признания. При этом не имеет значения, присутствует ли в накладной соответствующая отметка или нет. При необнаружении в ходе проверки на станции разницы между сведениями акта и фактическим состоянием и наличием груза в пункте назначения перевозчик, не составляя новый документ, должен сделать в имеющейся бумаге запись в разделе "Ж". Если выявлено несоответствие информации, оформляется другая бумага. На станции назначения получателю документ, заполненный на попутном участке, не выдается. Однако из этого правила есть исключение.
Если из документа следует ответственность субъекта, осуществляющего железнодорожные перевозки, он должен быть выдан получателю. В пути может быть оформлена бумага, удостоверяющая обстоятельства, за которые отвечает отправитель. В такой ситуации коммерческий акт, заполненный на попутном участке, должен быть представлен получателю. При этом не будет иметь значения, передан ли документ, оформленный на момент получения объектов на станции назначения. Копия бумаги, заполненной на попутном участке, хранится в делах лица, осуществляющего железнодорожные перевозки. При проведении экспертизы в разделе "Е" документа делается соответствующая запись.
Подписание
Коммерческий акт должен быть удостоверен получателем или его представителем (при наличии соответствующей доверенности), если он принимает участие в проверке доставки, а также перевозчиком. Документ должен быть зарегистрирован в книге учета. При проверке веса тары (вагона) уполномоченным представителем перевозчика, который не участвовал во взвешивании, в разделе "Д" акта должны указываться фамилии субъектов, в присутствии которых осуществлялось определение массы нетто и тары. Документ при этом подписывается представителем, участвующим в процедуре проверки. При одновременной выгрузке и выдаче груза получателю акт удостоверяется лицами, представляющими адресата и перевозчика. При освобождении вагонов в местах публичного пользования на площадки и в склады станций, если передача объектов производится после этого, документ подписывает только представитель доставщика. При выдаче груза с указанных участков при выявлении несоответствия данных в акте, который был составлен в процессе выгрузки, перевозчик оформляет новую бумагу.
Использование ЗПУ
Запорно-пломбировочные устройства:
Представление документа
По требованию получателя перевозчик должен выдать акт в трехдневный срок. Представление документа получателю осуществляется при предъявлении последним доверенности. Если получателем выступает физлицо, оно должен иметь при себе паспорт либо другой документ, подтверждающий его личность. При получении акта представитель получателя ставит свою подпись на оборотной стороне того экземпляра, который остается у перевозчика. При этом указываются номер и дата доверенности или документа, подтверждающего личность.
Отказ от оформления
Если перевозчик не составил акт или оформил его с нарушением требований, получатель должен направить ему заявление в письменном виде, если другая его форма не предусматривается в соглашении. Данное действие субъект обязан совершить в трехдневный срок, а в отношении скоропортящихся и продовольственных товаров - в течение суток с даты получения продукции. Перевозчику надлежит дать заявителю мотивированный ответ не позднее 3 суток или 1 дня (для особых видов груза). Представители получателя и доставляющей компании, принимающие участие в оформлении документа, должны его подписать. При наличии возражений они могут изложить их в акте.