Закон о регистрации маломерных судов года. Что нужно знать о правах на катер гимс? Как выглядит судовой билет нового образца
С 2017 года начали действовать обновленные правила регистрации маломерных судов. Чтобы избежать штрафов, каждому владельцу водного транспорта полезно будет ознакомиться с основными изменениями законодательства.
Какие лодки нужно регистрировать в ГИМС 2018
К числу маломерных относятся судна, чья длина не превышает 20 метров. Количество пассажирских мест на нем должно быть менее 12. Если на таком водном транспорте установлен двигатель мощностью менее 8 киловатт (10,8 л.с.), а сама лодка весит меньше 200 кг, то регистрация в ГИМС не нужна (стоит отметить, что масса высчитывается с учетом веса наиболее тяжелого мотора, рекомендованного производителем). В противном случае эта процедура обязательна.
Порядок регистрации в ГИМС 2018
Правила регистрации были изменены согласно приказам МЧС №339 и №340. Теперь процедура проводится по месту жительства владельца лодки (ранее это можно было сделать и по месту нахождения судна).
Регистрация начинается с момента обращения судовладельца (сделать это можно как лично, так и через Госуслуги). Запрос фиксируется в книге учета. После этого заявителю сообщают номер его запроса и дают информацию о дальнейших действиях.
Для принятия решения о регистрации, гражданин должен представить все необходимые документы. Госпошлина оплачивается до передачи бумаг (ее размер составляет 200 рублей), поэтому потребуется еще и квитанция об ее оплате.
По завершении процедуры, заявителю сообщается об успешной регистрации, либо об отказе. В первом случае лодке присваивается номер, а ее собственнику выдается судовой билет. Срок осуществления услуги составляет не более 3 дней. Если заявитель не явится в течение 30 дней со дня подачи запроса, процедура автоматически приостанавливается.
Правила ГИМС 2018: что изменилось?
Нынешние правила регистрации существенно отличаются от тех, что действовали ранее.
- На обоих бортах лодки должен быть нанесен номер. Согласно новым правилам, он состоит из 11 символов. Размеры цифр и букв остались прежними: не менее 15 см в высоту, 10 см в длину, а ширина линий – 10-15 мм.
- Теперь на судне в обязательном порядке должен присутствовать государственный флаг. Он располагается на мачте или флагштоке. Если такое расположение недоступно, то флаг наносится сразу за номером судна. В этом случае он должен иметь размеры не менее 300х200 мм.
- При наличии оснований для отказа в регистрации, срок предоставления услуги может быть увеличен до 30 дней.
- Начали действовать судовые билеты нового образца. Теперь информация располагается на листе А4. Выдается такой документ всем гражданам, обратившимся в ГИМС после 1 января 2017 года. Поэтому старые билеты тоже остаются действительными.
Оснащение маломерных судов
Мощность установленного на лодке не должна превышать максимально заявленную производителем. Судно должно быть оснащено ходовыми огнями, осветительными приборами и звуковой сигнализацией (это правило не действует, если мощность мотора составляет менее 22,1 киловатт (30 л.с.)). В темное время суток обязательно включение осветительных и ходовых огней.
Лодка не должна иметь серьезных неисправностей. При выходе на воду, судоводитель должен убедиться, что на борту присутствуют по числу пассажиров.
Необходимые документы для регистрации маломерного судна в ГИМС
Для регистрации потребуются следующие документы:
- Удостоверение личности.
- Подтверждение права собственности на лодку и двигатель к ней (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и т.д.).
- Для необходим сертификат.
- Технический паспорт судна и мотора к нему.
- Квитанция об уплате пошлины.
На месте будут сделаны копии необходимых документов, а оригиналы возвращены владельцу. При обращении потребуется написать заявление на регистрацию судна.
Получение прав на моторную лодку
Для получения прав на управление лодкой, необходимо пройти обучение (такие услуги предоставляют как частные организации, так и ГИМС). Длится оно около 1,5 месяцев и содержит как теоретическую, так и практическую части.
После окончания курса предстоит экзамен в ГИМС. Для допуска к нему, помимо соответствующего заявления, нужно предоставить копию документа об окончании обучения. Экзамен также состоит из двух частей. При сдаче теории, из 10 вопросов можно ошибиться с двумя. Пересдача допустима через 7 дней. После практического испытания, можно будет сдать документы на получение прав. Оформление длится 10 дней. В удостоверении указывается информация о типах судов, к которым есть допуск, а также о районе плавания. Действуют права 10 лет.
Штрафы ГИМС 2018
При остановке судна сотрудниками ГИМС, судоводитель должен предъявить судовой билет, документ, подтверждающий право собственности на лодку, а также права на ее управления. Если у водителя этих документов с собой не оказалось, штраф составит 100 рублей. При других нарушениях размер штрафов увеличится.
- От 300 до 500 рублей придется заплатить при нарушении правил плавания: превышение скорости, стоянка в неположенном месте, опасное маневрирование и т.д. (ст.11.7 КоАП РФ).
- Штраф в 500-1000 рублей грозит лицам, управлявшим судном при отсутствии регистрации или техосмотра на лодку; при наличии у нее неисправностей; при отсутствии номерных знаков; при нарушении правил пассажирооборота (ст.11.8 КоАП РФ).
- Штраф в 1000-1500 рублей полагается за управление судном без прав на это (ст.11.8 КоАП РФ).
Санкции грозят и при нарушении экологических норм. При повышенном уровне шума или вредных выбросов в атмосферу, полагается штраф в 500-1000 рублей.
Снятие лодки с учета
Согласно новым правилам, для того, чтобы снять лодку с учета, теперь требуется наличие веских оснований. Подтвердить необходимость данной процедуры может любой из следующих документов:
- Договор о продаже судна (при снятии с учета должны присутствовать обе стороны).
- Справка о том, что судовладелец сменил гражданство.
- Документ, подтверждающий гибель или утрату судна.
- Судебный акт.
Правила регистрации лодок и катеров в ГИМС 2017
Не за горами лето, и это значит, что пришло время готовить свои плавсредства к началу сезона. А для этого следует изучить новые правовые акты, регламентирующие порядок регистрации лодок и катеров, которые вступили в силу в начале 2017 г. Они значительно отличаются от предыдущих правил. Чтобы досконально разобраться в нюансах и тонкостях регистрации, следует для начала знать определение маломерного судна. Это плавсредство (катамаран, катер, байдарка, гидроцикл, гребная, моторная лодка, в том числе надувная, яхта и т.п.) длиной не больше 20 м, максимальное число пассажиров которого не превышает 12 человек. При этом, если такое судно используется для некоммерческой цели, его масса составляет свыше 200 кг, а мощность мотора превышает 10 л.с. то в обязательном порядке такая лодка проходит регистрацию в ГИМС.
Документы, которые нужны для регистрации маломерного судна
От момента подачи документов до получения судового билета обычно проходит 3 дня (в случае, если нет оснований для приостановки процедуры регистрации). В противном случае оформление может быть продлено до 30 дней. Для постановки плавсредства на учет нужно иметь при себе переченьдокументов для регистрации лодки в 2017 г, в который входит:
- Паспорт;
- Техпаспорт на лодку и мотор;
- Квитанция об оплате госпошлины;
- Документы, удостоверяющие право собственности на маломерное судно и мотор.
Правила регистрации лодок в ГИМС в 2017 г
Согласно Приказу МЧС РФ №339 и №340 от 24. 06 2016, для маломерных судов вводятся новые правила регистрации лодок. Остановимся подробнее на тех моментах, которые касаются непосредственно водномоторников.
1. Изменение формата судового билета
После регистрации лодки в ГИМС в 2017 гвладельцу выдают не книжку, а заполненный с обеих сторон судовой билет формата А-4 с водяными защитными знаками в виде фоновой сетки и волн, на котором указан статус и характеристики маломерного судна на русском и английском языках. На лицевой стороне посередине изображен логотип ГИМС МЧС РФ диаметром 8 см.
Новый судовой билет следует хранить дома в надежном месте, а на судне с собой можно возить копию, которая заверена в ГИМС (ее можно получить в инспекции прирегистрации надувной лодкивместе с оригиналом). Новые билеты выдаются, начиная с 1.01.2017 г. Водномоторники, которые зарегистрировали свои лодки до этого момента, остаются со старыми судовыми билетами и номерами.
2. Регистрация по месту проживания
Раньше регистрация права на лодку производилась либо по месту ее фактического пребывания и постоянной эксплуатации, либо по месту регистрации судовладельца. Теперь разрешен только последний вариант. Однако саму процедуру регистрации можно пройти в любом подразделении ГИМС МЧС России независимо от прописки.
3. Необходимость размещение флага РФ на мачте или флагштоке
В ходе регистрации лодки в 2017 гее владелец обязан прикрепить Государственный флаг РФ на мачту либо флагшток. Если конструкция лодки не предусматривает места для монтажа флага (например, в случаенадувных лодок, подлежащих регистрации), тогда изображение флага размерами 30х20 см следует нанести рядом с номером.
4. Увеличение числа знаков в регистрационном номере
В идентификационном номере лодки теперь стало на 4 цифры больше (11 вместо 7). При этом 2 первых разряда представлены буквами, 3-6 -порядковый номер, 7-9 — код страны RUS ,10 и 11 — код субъекта Российской федерации. Согласно правилам регистрации лодки в 2017 г, длина номера на лодке составляет 140 см.
5. Основание для снятия с учета
Чтобы снять маломерное судно с учета, кроме желания водномоторника требуется весомое основание. То есть, теперь такую уловку, как регистрация лодки в ГИМС только лишь с целью прохождения техосмотра и получения номеров и последующее снятие плавсредства с учета для того, чтобы не платить транспортный налог, будет провернуть намного сложнее. Ведь для этого потребуется оформить один из перечисленных ниже документов:
- Вступивший в силу судебный акт или документ, который подтверждает ликвидацию либо реорганизацию юридического лица, владеющего судном;
- Именная справка, подтверждающая прекращение гражданства РФ;
- Документально подтвержденная пропажа лодки, утрата ее качества либо конструктивная гибель;
- Договор обмена или купли/продажи в отношении лодки, заключенный в соответствии с законодательством, которое имеет силу в месте расположения судна на момент заключения сделки.
В последнем случае один из экземпляров договора предоставляется в ГИМС, а при снятии лодки с учета должно присутствовать лицо, к которому перешли права на плавсредство.
Управление маломерными судами
Говоря об особенностях регистрации маломерной лодки в России в 2017 г, нельзя не упомянуть и об ее управлении. Ведь это то, что интересует водномоторников не менее, чем бумажная волокита. Остановимся подробнее на особенностях управления при различных природных условиях.
Ход против течения
В этом случае (в отличие от движения по течению) моторная лодка демонстрирует хорошую управляемость, поскольку инерция реакции на действия румпеля или штурвала заметно понижается. Против течения лодку проще остановить. Намного хуже слушается руля судно, которое движется по течению. При увеличении скорости течения искажается и удлиняется кривая циркуляции. Швартовка и подход к причалу - наиболее удобный момент для остановки судна при движении против течения.
Управление лодкой на мелководье
Не представляет сложности в случае, если оно движется со скоростью не более 4-6 км/ч. При более быстром движении ходовой дифферент увеличивается, а на середине лодки уровень воды заметно понижается, а скорость движения воды под корпусом увеличивается. Таким образом, на мелководье лодку как будто «подсасывает» ко дну, что чревато повреждением винта или корпуса при проплыве неглубокого участка и увеличением рыскливости лодки.
И в заключении, согласно Правилам регистрации маломерных судов, владельцы лодок, которые весят свыше 200 кг и работают на мощном моторе более 10 л.с. обязаны зарегистрировать судно в ГИМС, прикрепить на него государственный флаг РФ (либо нанести на борт его изображение), а, в случае снятия с учета, предоставить документ, которые подтверждает в весомость оснований для этого.
Для новичков раскрою подроб
но: новый федеральный закон № 36.
Введено единое для всех ор
ганизаций определение, описыва
ющее маломерное судно (МС).
МС - это плавсредство длин
ной не более 20 метров с количест
вом людей на борту не более 12,
его классификация, освидетельст
вование и государственная регист
рация в реестре маломерных судов
осуществляется ГИМС МЧС России,
выдаётся судовой билет.
МС массой до 200 кг и мощно
стью двигателя до 8 кВт (10 л.с.)
не подлежат государственной
регистрации - на такие суда до
кументы о государственной ре
гистрации не выдаются, класси
фикация и освидетельствование
не производятся.
Пример: кладём лодку на весы
(или смотрим её паспорт), видим
200 кг - следовательно, это плав
средство не требует регистрации.
Рассматривается вес только лодки,
а не комплекта.
Формулировка про 200 кг веса
лодки очень удачна, под неё попа
дают все возможные конструкции
плавсредств.
Итак, если у вас:
- надувная транцевая лодка весом 200 кг;
- пластиковая лодка 200 кг;
- металлическая лодка 200 кг;
- разборная композитная лодка 200 кг;
- деревянная лодка 200 кг;
- надувные лодки типа «Турист3» весом 25 кг и грузоподъём ностью 300 кг;
- всяческие байдарки;
- парусные и гребные туристические катамараны;
- лодки с электромоторами.
и если вы собираетесь эксплуа
тировать вышеперечисленные
плавсредства с моторами не более
10 л.с., то данные комплекты не
подлежат регистрации и не требу
ют ежегодного техосмотра.
Несмотря на «ослабление гаек»,
ГИМС попрежнему будет контро
лировать все МС, поэтому, чтобы у
вас не произошло недоразумений
на воде, настоятельно вам советую
возить с собой на рыбалку копии
документов на лодку, мотор и ва
шего гражданского паспорта.
За нарушение «Правил плава
ния МС» штрафовать будут по
—прежнему.
Дальше читают те, кому мало
моторчика на 10 лошадок.
Если вы приобрели МС массой
до 200 кг, но решили установить на
него мотор мощностью 15 л.с., то
такой комплект уже подлежит ре
гистрации. Частенько говорят, что
его надо зарегистрировать в тече
ние 30 дней - иначе расстрел на
месте. Это пережитки прошлого,
никто вам в ГИМСе и слова плохого
не скажет, пришли через полгода
- и то хорошо. В Санкт-Петербур
ге отделение ГИМС по регистрации
лодок расположено на улице Пень
ковой, дом 6.
Рассмотрим покупку лодки и
мотора (новых) 31 декабря 2011 го
да (скидка в такой денёк неплохая,
наверное). Если попадёте в ГИМС
до 31 декабря 2012 года, то пройдё
те первичное освидетельствование
и получите талон техосмотра на
три года (опоздаете на день -
только на год). Если лодка новая, а
мотор из комиссионки (и наоборот,
соответственно), то техосмотр вы
даётся только на год.
Допустим, вы купили бывшую в
употреблении лодку и мотор в
конце сентября, зарегистрировали
её в октябре, тогда вы получаете
техосмотр на этот год (на самом де
ле до закрытия навигации в нояб
ре). Следовательно, весной перед
началом навигации вам лодку с мо
тором снова надо предоставлять в
ГИМС (ещё техосмотр можно сде
лать на Крестовском острове, Юж
ная дорога, д. 12).
В настоящее время даже новую
лодку и мотор (подлежащие регис
трации) необходимо везти в ин
спекцию на Пеньковую, дом 6 (бю
рократия отступает, но не сдаётся),
там есть такая большая площадка
под открытым небом. Приём счаст
ливчиков со свежеприобретённы
ми плавсредствами происходит с
понедельника по четверг, перерыв
с 13:00 до 14:00.
Лирическое отступление: если
вы гражданин России, то можете
зарегистрировать лодку в любом
отделении ГИМСа, т.е. вы, петер
буржец, может зарегистрировать её
на Камчатке, проходить ТО в При
озёрске, а рыбачить на Волге. Не
достатком данного метода является
то, что при снятии лодки с учёта
вам придётся ехать на Камчатку.
Зарегистрировать лодку без мо
тора можно, но мероприятие это по
сути бессмысленное, т.к., чтобы
вписать мотор в судовой билет, по
тратите ровно столько же времени.
Отдельно мотор зарегистрировать
нельзя.
Итак, заходите в комнату к ин
спекторам ГИМС и говорите: мол,
хочу как законопослушный граж
данин зарегистрироваться. Ин
спектор идёт с вами на смотровую
площадку, фотографирует шильды
лодки и мотора (накачивать плав
средство не надо), составляет акт
первичного технического освиде
тельствования, вернувшись к себе
в кабинет, потом выдаёт вам две
квитанции на оплату госпошлины
за регистрацию (1000 руб.) и судо
вой билет (100 руб.). Далее вы от
правляетесь в ближайшую сберкас
су на Чапаева, дом 2 (пешком 5 ми
нут от ГИМСа), которая работает
без перерыва. Оплачиваете и воз
вращаетесь к тому же инспектору.
После этого он начинает заполнять
учётную карточку судна. Вот
здесьто и понадобятся паспорта
лодки и мотора, по ним инспектор
определит дату продажи и изготов
ления, узнает её ширину и грузо
подъёмность, диаметр баллона (на
шильде лодки есть только длина,
максимальное колво пассажиров и
допустимая мощность мотора). Из
полученных данных он выводит
формулу класса и удаление от бе
рега. Если вы купили лодку в ко
миссионке, то паспорт на неё поте
рян в 99% случаев, поэтому сде
лайте заранее ксерокопию паспор
та аналогичной лодки. Если лодка
была ранее зарегистрирована, то
понадобится судовой билет преды
дущего владельца со штампом о
снятии с учёта.
Обычно вместе с вами это дела
ют человек пятьдесят, а если очень
не повезёт, то ещё больше. По зако
ну МС должно быть зарегистриро
вано в течение 3х дней, один мой
знакомый в прошлом году потратил
два дня на регистрацию.
Подсчи
тайте, сколько стоит ваш рабочий
день… и купите мотор до 10 л.с.
Нюансы 2013 года
Техосмотру подлежат только МС
с лодочными моторами > 10 л.с.
ТО стал бесплатным. Бумажный
вкладыш более не выдаётся, у вас
будет только штамп в судовом би
лете. Пункты ТО - см. выше.
МС с моторами < 10 л.с. подле
жат снятию с учёта. Некоторые то
варищи не хотят этого делать, мол,
судно останется без номеров. Ни
чего страшного не произойдёт,
ведь у вас на руках останется пога
шенный судовой билет.
Нормы снабжения МС сейчас
пересматриваются, так как возник
ла несостыковка в документах. Ес
ли ваше МС не подлежит регистра
ции, то соответственно нет судо
вого билета и необходимое просто
некуда вписать.
Глупость законов в России ком
пенсируется их неисполнением.
Частенько на базах проката
пластиковые лодки зарегистриро
ваны как гребные (хотя по сути
они моторногребные). Вешая свой
микромотор, вежливо общайтесь с
инспекторами, и тогда всё будет
хорошо!
Если лодка на базе заре гистрирована как моторная, то про блем нет. Можно взять и катер с мотором более 10 л.с., тогда понадобятся до веренность от базы и права. И главное, чтобы не испортить себе отдых и обеспечить безопас ность, обязательно надевайте спа сательные жилеты оранжевого цвета.
Влад Багров
Ключевые слова: документы на яхту , судовой билет маломерного судна , техпаспорт яхты, права ГИМС , техосмотр яхты, техническое освидетельствование маломерного судна
Согласно законодательству РФ, для управления маломерным судном необходимо иметь два документа:
- Удостоверение на право управления маломерным судном - выдается на физическое лицо
- Cудовой билет маломерного судна (СБМС) - выдается на судно
Как вы, наверное, догадались, если проводить аналогию с автомобилем, то эти документы соответствуют правам и техпаспорту. Только документооборот для автомобилей и автомобилистов регулирует ГИБДД, а для судов и яхтсменов (и водкомоторников) - ГИМС, Государственная Инспекция по Маломерным Судам .
Эта организация входит в структуру МЧС России, поэтому имеет свой раздел на сайте МЧС: ГИМС на сайте МЧС , где подробно изложены функции этой водной инспекции, её история, координаты территориальных органов ГИМС и пр. В общем, если вы еще только собираетесь стать владельцем и капитаном яхты или катера - готовьтесь к близкому знакомству с этой структурой.
Для получения прав ГИМС необходимо сдать экзамен, а перед этим соответственно, пройти курс обучения. Как видите, сплошная аналогия с ГИБДД и автомобильными делами.
Но на этом аналогия не заканчивается: после того, как вы станете полноправным капитаном маломерного судна, вашей яхте или катеру нужно будет проходить ежегодные техосмотры в ГИМС, отметки о которых будут заносится во второй документ вышеуказанного списка - в СБМС. Официально техосмотр судна называется: "ежегодное техническое освидетельствование на годность к плаванию маломерного судна ".
Судовой билет (СБМС) также выдается ГИМСом (территориальным органом), как правило, при покупке судна у первичного дилера (или при растаможке, если яхта импортная). Если судно самодельное - то СБМС выдается при первом техосмотре.
Теперь конкретно по нашей яхте.
Все документы на яхту у нас в полном порядке. СБМС предъявляется покупателю яхты как только разговор о покупке яхты примет предметный характер.