Социальное обеспечение детей сирот презентации. Презентация на тему "социальная работа и юридическая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « САНАТОРНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ» г. ТАРКО – САЛЕ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Программа
деятельности социальной службы
с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей
Слайд 2
МНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ» г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании НМС Директор МКООУ «СШИ»
Протокол №___ __________П.Ю.Грабельников
От «__» _________2010 г.
Программа
деятельности социальной
службы с детьми – сиротами
и детьми, оставшимися
без попечения родителей
Автор-составитель: Газизова
Рамзия Миргазияновна,
социальный педагог
Слайд 3
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы Программа деятельности социальной службы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Условное (краткое) наименование программы Программа
Инициатор постановки проблемы МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале
Основные разработчики программы Газизова Рамзия Миргазияновна, социальный педагог МКООУ «СШИ» г.Тарко-Сале
Сроки реализации 2010-2015 годы
Прогнозируемый результат: Социально адаптированная и здоровая личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.
Объект оказания помощи: Дети без опеки и попечительства;
Дети с проблемами в обучении;
Дети с личностными проблемами;
Дети, состоящие на учете ОпДН и КДН и ЗП;
Дети, оказавшиеся в кризисной жизненной ситуации.
Слайд 4
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовое обоснование -Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (в редакции 17.12.2009);
-Семейный кодекс РФ;
-Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
(в редакции от 13.10.2009);
-Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009);
-Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
-Конвенция о правах ребенка.
Литература
Н.А.Маньшина, Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка -2 издание Волгоград: Учитель 2008
И.Ю.Фоминичева, Социальный педагог в школе Выпуск 2 Волгоград: Учитель 2009
Л.Д.Баранова, Социальный педагог в школе Волгоград: Учитель 2009
И.В. Дубровина Психологическая служба образования - М, 1997.
Бодмаев Ю.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения у школьников.-М., 1997.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве
Конвенция о правах ребенка
Слайд 5
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Прогнозируемый результат
Актуальность
Проблемы
План мероприятий
Показатели оценки деятельности
Слайд 6
Актуальность
В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество - порядка 800 тыс. человек, 90 % из них - «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством.
Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции увеличения количества таких детей.
Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства.
Слайд 7
Проблемы
Произошедшая в России смена политического и экономического уклада выявила необходимость пересмотра ряда принципиальных начал, на которых ранее строилось регулирование отношений по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, претерпел изменения институт усыновления, появилась приемная семья, субъекты РФ получили возможность введения собственных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нововведения обусловили необходимость проведения комплексного самостоятельного исследования.
В качестве проблемной ситуации данной программы выступает противоречие, заключающееся в том, что распад нормативности, утрата социальных связей и навыков является их способом кризисной адаптации к условиям существующей социальной действительности. Поэтому социальная реабилитация несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей требует не только восстановления их нормальных социальных способностей и соответствующих возрасту видов деятельности, но также преобразование самого общества –как микро-, так и макро-среды, устранение факторов, ведущих к детской дезадаптации, безнадзорности и беспризорности.
Проблема: слабая изученность форм и методов защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 8
Цель:
Повышение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Поддержка и укрепление здоровья детей;
Обеспечение защиты и восстановления прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и их законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.
Обогащение общего развития ребенка с нарушениями слуха.
Осуществление коррекции аномального развития.
Повышение качества образовательной услуги.
Формирование привычки здорового образа жизни.
Задачи:
Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства.
Достижение качества образования, соответствующего государственному
образовательному стандарту.
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Слайд 9
9
Основные направления работы социального педагога
Развитие и поддержка родственных связей.
Контроль по выплате алиментов.
Оформление и перевод пенсий детям.
Получение паспортов и оформление гражданства.
Соблюдение прав детей на получение жилой площади.
Оформление временной регистрации.
Профориентационная работа.
Устройство в учебные заведения.
Слайд 10
10
ЗАДАЧА 1
Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Слайд 11
11
ЗАДАЧА 1
Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Учебный год Число воспитанников, получающих алименты (по факту) Количество запросов, направленных в службу судебных приставов Возбуждение уголовных дел
2010-11 2 6 2
2011-12 3 2 1
2012-13 4 - -
Выплата алиментов
Слайд 12
12
ЗАДАЧА 1
Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Учебный год Число воспитанников, получающих пособия (по факту) Пенсии по потере кормильцев Пенсии по инвалидности
2010-11 11 10 1
2011-12 10 10 0
2012-13 8 8 0
Выплата пенсий
Социальным педагогом осуществляется ежемесячный контроль зачислений денежных средств на сберегательные счета воспитанников.
Слайд 13
13
ЗАДАЧА 1
Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Учебный год Количество воспитанников, имеющих паспорта/
гражданство
(по факту) Количество воспитанников, получивших паспорта Количество воспитанников, получивших гражданство
2010-11 10/10 3 1
2011-12 7/7 1 3
2012-13 7/7 3 0
Получение паспортов и гражданства
Слайд 14
Временная регистрация
100%
100%
100%
2013
2011
2010
Всем воспитанникам гарантирована 100% временная
регистрация по месту пребывания
2012
100%
Слайд 15
15
Учебный год Общее количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Общее количество детей-сирот, имеющих право пользования жилыми помещениями, сохраненными за ними Общее количество детей-сирот, не имеющих право пользования жилыми помещениями, сохраненными за ними Общее количество детей-сирот, находящихся в списках на внеочередное получение жилья
2010-2011 22 13 9 3
2011-2012 18 11 7 5
2012-2013 18 11 7 4
Согласно ст.71 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.148 Семейного Кодекса РФ, постановления ЯНАО п519 от 08.07.2013года.
Право на получение жилой площади
Слайд 16
16
ЗАДАЧА 1
Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Слайд 17
17
Организационные мероприятия 2010-11 2011-12 2012-13
Ответственные
Разработка совместного плана работы с органами опеки и попечительства по устройству детей в приёмные семьи
Заместитель директора
Социальный педагог
Межведомственное взаимодействие
Заместитель директора Социальный педагог
Подготовка документов на получение паспортов и гражданством воспитанников, выплатой алиментов и пенсий
Социальный педагог
Постановка постановкой на временную регистрацию воспитанников
Социальный педагог
Подготовка пакета документов для внесения в список на получение внеочередного жилья
Социальный педагог
Профориентационная работа
Заместитель директора
Социальный педагог
Мероприятия по реализации задачи:
Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной защиты прав детства
Слайд 18
18
1. Воспитанники получающие алименты и пенсии %
(воспитанников)
100
100 100
2. Воспитанники имеющие гарантию на получение закреплённого и внеочередного жилья %
100
100 100
3. Доля выпускников, продолжающих обучение в учреждениях системы НПО и СПО % 100 100 100
ЗАДАЧА 1
Охрана прав и интересов воспитанников, обеспечение социальной защиты прав
детства, сопровождение и социальная адаптация воспитанников
Слайд 19
Основные направления работы по достижению качества образования
Успеваемость.
Количество выпускников, продолжающих обучение.
Повышение мотивации к обучению.
Контроль за всеобучем.
Отслеживание продолжения обучения выпускников.
Совершенствование работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации.
Оценка деятельности.
Слайд 20
20
ЗАДАЧА 2
Достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту
Успеваемость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляет 100%
Слайд 21
21
Количество выпускников, продолжающих обучение
Профориентационная работа ведётся социальным педагогом, психологом,классными руководителями,воспитателями школы-интерната.
ЗАДАЧА 2 Достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту
Слайд 22
Организационные мероприятия Сроки Сроки Сроки
Ответственные
Организационные мероприятия 2011 2012 2013
Ответственные
Организационные мероприятия I II III IV I II III IV I II III IV
Ответственные
Повышение мотивации к обучению.
Заместитель директора по УВР
Контроль за всеобучем
Заместитель директора по УВР
Отслеживание продолжения обучения выпускников
Заместитель директора по УВР
Совершенствование работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации.
Заместитель директора по УВР
Мероприятия по реализации задачи:
достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту
Слайд 23
23
ЗАДАЧА 2
Достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту
Показатели, используемые в оценке деятельности
№ п/п Показатели
деятельности Ед. изм. годы годы годы годы
№ п/п Показатели
деятельности Ед. изм. 2010 2011 2012 2013
1. Повышение качества обучения:
выполнение требований государственных образовательных стандартов выпускниками, ориентированных на средний городской уровень. % Городской уровень Городской уровень Городской уровень Городской уровень
2. Доля выпускников продолжающих обучение % 100 100 100 100
3. Доля детей-сирот, не завершивших основное общее образование % 0 0 0 0
4. Охват обучением детей –сирот
% охвата 100 100 100 100
Слайд 24
24
Основные направления работы по сохранению здоровья воспитанников
Определение физкультурной группы.
Диспансеризация.
Лечение.
Санитарно-просветительская работа.
Организация качественного питания.
Мониторинг здоровья.
Слайд 25
Физкультурная группа
Слайд 26
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
Слайд 27
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Лечение
Слайд 28
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Санитарно – просветительская работа.
%
Слайд 29
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
100%
100%
100%
100%
2012
2010
2011
2013
Для детей организованно качественное питание: завтрак, обед, полдник, ужин, сонник. Ежедневно дети получают сок, фрукты, овощи, лук, чеснок. За качеством питания и витаминизацией следит диетсестра. Питание организовано, согласно 14-ти дневному меню, утверждённому Роспотребнадзором, для детей школьного и дошкольного возраста. Прививается культура питания через беседы, плакаты, воспитательские часы.
Организация качественного питания
Слайд 30
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Внедрение и реализация
программ здоровья в ОУ
Доля детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в днях здоровья
Слайд 31
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организационные мероприятия Сроки Сроки Сроки Ответственные
Организационные мероприятия 2010-11
2011-12
2012-13 Ответственные
Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы МКООУ «СШИ» г. Тарко-Сале ● ● ● Руководители методических объединений
Организация мероприятий, направленных на увеличение охвата детей, занятых в секциях и кружках спортивно-оздоровительной направленности. ● ● ● Заместитель директора по ОП
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями СанПИН ● ● ● Медицинские работники
Участие в конкурсах и спортивных соревнованиях ● ● ● Заместители директора по ОП
Проведение летней оздоровительной кампании ● ● ● Директор школы,
Социальный педагог
Мониторинг здоровья, физического развития ● ● ● Мед. работник, воспитатели
Контроль за организацией питания ● ● ● Директор,
комиссия по питанию, диетсестра
Медицинское обеспечение безопасной жизнедеятельности в учреждении, профилактика вирусных заболеваний ● ● ● Медицинский работник
Слайд 32
Программа «Здоровье» принята в МКООУ «СШИ» г.Тарко-Сале
в 2010 году и рассчитана на 5 лет.
Программа согласована с главным врачом ГБУЗ ТС ЦРБ
по ЯНАО
Цель программы «Здоровье»:
Объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников.
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 33
Управленческие действия (мероприятия) Сроки Сроки Сроки
Ответственные
Управленческие действия (мероприятия) 2011 2012 2013
Ответственные
Совершенствование системы работы по повышению квалификации специалистов по вопросам воспитания и оздоровления детей. Администрация
2. Динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий (проведение мониторинга физического развития, здоровья, физической подготовленности, познавательной сферы детей). Администрация
3. Организация участия детей-сирот в городских и районных мероприятиях, способствующих формированию привычки здорового образа жизни. Администрация
4. Расширение видов оздоровительных услуг Администрация
5. Внедрение в практическую деятельность современных медико – психолого – педагогических технологий по формированию здорового образа жизни Администрация
Мероприятия по реализации задачи: формирование привычки здорового образа жизни
Слайд 34
№ п/п Показатели деятельности Ед. изм.
2011 2012 2013
1. Организация питания в соответствии с санитарными правилами %
(воспитанников)
100
100 100
2. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся в спортивных секциях % 75 80 85
ЗАДАЧА 3
Сохранение и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Показатели, используемые в оценке деятельности
Слайд 35
Администрация школы
воспитатели
опекуны
Отдел опеки и попечительства
Календарно-тематическое планирование
Почтовые сообщения
Нормативная документация
Отчётность
Ведение электронных дневников
Обновление и совершенствование
сайта
Комплексный подход к построению информационного
пространства МКООУ «СШИ» г.Тарко-Сале
МКООУ «СШИ»
ОГИБДД
Пуровского района
Отдел опеки и
попечительства
Предприятия и
организации
ГБУЗ ТС ЦРБ
по ЯНАО
Слайд 42
42
42
ЗАДАЧА 4
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Показатели, используемые в оценке деятельности
№ п/п Показатели
деятельности Ед. изм. годы годы годы
№ п/п Показатели
деятельности Ед. изм. 2010-11
2011-12
2012-13
1. Досуговая занятость:
Организация кружковой работы;
Доля детей-сирот, охваченных досуговой занятостью;
Занятость детей-сирот «группы риска»
Кол-во
%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
2. Воспитание потребности ЗОЖ % 100% 100% 100%
3. Взаимодействие с учреждениями города. Кол-во
10
8
12
4. Организация летнего оздоровительного отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. % 70% 70% 70%
5.
Количество случаев суицида, жестокого обращения с детьми Шт. 0 0 0
Слайд 43
Организационные мероприятия Сроки Сроки Сроки
Ответственные
Организационные мероприятия 2011- 2012 2013
Ответственные
Организационные мероприятия I II III IV I II III IV I II III IV
Ответственные
1.Составление плана работы по межведомственному взаимодействию с учреждениями культуры, молодежи, спорта, социальной защиты населения, ОВД Заместитель директора по ОП
2. Организация летнего оздоровительного отдыха, досуговой занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в каникулярное время
Заместитель директора по ОП
3.Обновление банка данных для учета занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дополнительным образованием Заместитель директора по ОП
4.Обобщение опыта работы педагогов с детьми, состоящими на разных видах учёта Заместитель директора по ОП
5. Организация и участие в мероприятиях с представителями различных ведомств и общественных организаций по проблемам воспитания подрастающего поколения
Заместитель директора по ОП
Заместитель директора по ОП
Мероприятия по реализации задачи:
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
«Защита населения» - Аварийно-спасательные работы. Урок ОБЖ 7 класс. Поиск и спасение людей в экстремальных природных ситуациях. Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС. Региональная эвакуация. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения населения. Права граждан РФ в области защиты от ЧС. Население оповещается об эвакуации с помощью сигналов.
«Проект защиты информации» - Учебно-методические материалы. Критерии оценки Примеры оценивания. Оценка и стандарты. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: информатика и ИКТ УЧАСТНИКИ: учащиеся 10 кл. Название проекта: Защита информации от вредоносных программ. ПРОГРАММА ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОЕКТА ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ. Планирование проекта.
«Защита от вредоносных программ» - Объект-носитель. Условия выбора антивирусного ПО для сервера. Демилитаризованная зона. Уровни защиты. Внутренняя защита. Программы-трояны. Защита уровня сети. Безопасность здания. Защита сети. Насколько ограничены права доступа сотрудников? Точки доступа к сети. Многоуровневая система защиты. Программы-черви.
«Защита прав потребителей» - Проценты = себестоимость услуги (в т.ч. затраты на ведение бухучета и иные траты) + прибыль. По статусу. Государственный орган для дачи заключения по делу ст. 47 ГПК РФ ч.3 ст. 40 Закона РФ № 2300-1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Статья 17.
«Средства индивидуальной защиты» - Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК). Респиратор. По назначению СИЗ подразделяют на общевойсковые и специальные. Снятие СИЗ проводят только по разрешению командира. Для снятия СИЗ подают команду «Средства защиты снять». Респираторы обладают высокой фильтрующей способностью по отношению к любым аэрозолям.
«Компьютерная защита» - Технические. Совершенствова-ние Законодательства Защита авторских прав Информирован-ность пользователей ПК. Популярность антивирусных программ на предприятиях г. Покачи (по критерию эффективности) : Систематизация и обобщение опыта работ по данной проблеме. Законы. Положения. Типы антивирусных программ (классификация).
Cлайд 1
Cлайд 2
Социальное сиротство Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребностиCлайд 3
Социальное сиротство Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первая группа - семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Вторая группа - семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.Cлайд 4
Социальное сиротство Социальное сиротство отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».Cлайд 5
Социальное сиротство Приоритеты деятельности Департамента семейной и молодежной политики в области недопущения социального сиротства и развития семейных форм устройства определены Городской программой «Год семьи в городе Москве».Cлайд 6
Социальное сиротство Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человекаCлайд 7
Социальное сиротство Правовые основы социальной защиты данной категории детей составляют 3 основных закона – Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. №17-ФЗ .Cлайд 8
Социальное сиротство Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировали абсолютное большинство существующих государств Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".Cлайд 9
Особенности социального сиротства: 1) постоянный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях; 3) увеличение числа социально неблагополучных семей; 4) отмена или сокращение социальных льгот; 5) резкое увеличение количества безнадзорных детей, ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних; 6) низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей.Аннотация Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими и прочее. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими и прочее. Ребёнок, признанный по закону социальной сиротой, нуждается в устройстве Ребёнок, признанный по закону социальной сиротой, нуждается в устройстве Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения можно разделить на 3 категории. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения можно разделить на 3 категории.
Содержание Семейная форма устройства Семейная форма устройства Семейная форма устройства Семейная форма устройства Государственная форма устройства Государственная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Об авторе Об авторе Об авторе Об авторе
Усыновление (удочерение) Является приоритетной формой устройства. Является приоритетной формой устройства. Производится судом. Ребёнок, обретая статус родного, получает все его права и обязанности. Производится судом. Ребёнок, обретая статус родного, получает все его права и обязанности. Допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение и только в их интересах. Допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение и только в их интересах.
Усыновление (удочерение) Усыновление детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представляется возможным передать этих детей в семьи граждан РФ. Усыновление детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представляется возможным передать этих детей в семьи граждан РФ. Усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
Опека и попечительство: Устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания, а также для защиты их прав и интересов Устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания, а также для защиты их прав и интересов Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Является наиболее распространённой формой устройства. Является наиболее распространённой формой устройства.
Опека и попечительство: Опекуны и попечители – представители интересов своего подопечного, могут обращаться в любую инстанцию для его защиты. Опекуны и попечители – представители интересов своего подопечного, могут обращаться в любую инстанцию для его защиты. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун вправе требовать по суду возврата своего опекаемого. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун вправе требовать по суду возврата своего опекаемого.
Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Дом ребёнка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям, оставшихся без попечения родителей и подкинутых в возрасте до 3 лет. Дом ребёнка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям, оставшихся без попечения родителей и подкинутых в возрасте до 3 лет.
Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечиваются содержанием дети от 3 до 18 лет, лишившиеся родительского попечения. Бывают двух типов – для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и школьного от 7 до 18 лет Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечиваются содержанием дети от 3 до 18 лет, лишившиеся родительского попечения. Бывают двух типов – для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и школьного от 7 до 18 лет
Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приюты – государственные специальные учреждения социальной защиты населения, новая форма помощи детям, оказавшихся в трудной ситуации. Учреждения временного пребывания ребёнка. Главная задача – оказание детям психолого-педагогической поддержки и определение дальнейшей судьбы ребенка. Приюты – государственные специальные учреждения социальной защиты населения, новая форма помощи детям, оказавшихся в трудной ситуации. Учреждения временного пребывания ребёнка. Главная задача – оказание детям психолого-педагогической поддержки и определение дальнейшей судьбы ребенка.
Государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Патронатное воспитание – форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатное воспитание – форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Cлайд 1
Cлайд 2
План лекции 1. Семейно-правовой статус ребенка: понятие, структура. 2. Неимущественные права ребенка в семье. 3. Имущественные права ребенка. 4. Семейно-правовая защита прав ребенка.Cлайд 3
Источники: международный уровень 1. Декларация прав ребенка: Декларация от 20 ноября 1959г. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Пакт от 16 декабря 1966 г. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах: Пакт от 16 декабря 1966 г. 4. О правах ребенка: Конвенция ООН от 20 ноября 1989г. 5. Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии: Протокол от 25 мая 2000 г. 6. Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах: Протокол от 25 мая 2000 г. 7. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в январе 1992 г. 8. О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях: Декларация от 3 декабря 1986// Резолюция ООН №41/85. 9. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: Правила от 29 ноября 1985 г.Cлайд 4
Источники: внутригосударственный уровень 1. Конституция Российской Федерации; 2. Семейный кодекс РФ; 3. Гражданский кодекс РФ; 4. Жилищный кодекс РФ; 5. Уголовный кодекс РФ (глава 20 – преступления против семьи и несовершеннолетних); 6. Кодекс об административных правонарушениях РФ; 7. Гражданско-процессуальный кодекс РФ; 8. Трудовой кодекс РФ;Cлайд 5
9. Федеральные законы: 1. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 2. Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 10. Федеральные подзаконные акты. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». 11. Законы Ивановской области. 1. Закон Ивановской области от 06.05.1997 N 9-ОЗ «О защите прав ребенка». 2. Закон Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области». 3. Закон Ивановской области от 09.01.2007 N 1-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ивановской области».Cлайд 6
Вопрос 1. Семейно-правовой статус ребенка: понятие, структура. «Статус» (лат.) - положение, состояние кого-либо, чего-либо. Семейно-правовой статус ребенка рассматривается как «совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности несовершеннолетнего, устанавливающих его правовое положение в обществе». Структуру правового статуса составляют правовые нормы, устанавливающие данный статус, правосубъектность, основные права и обязанности, законные интересы, юридическую ответственность несовершеннолетних. Специфика правового статуса несовершеннолетних отражается в особой нормативной базе, определяющей их правовое положение, в особенностях их правосубъектности, в наличии особых юридических принципов регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних, в существовании законодательно закрепленных прав и законных интересов несовершеннолетних, в наличии дополнительных гарантий их прав и свобод со стороны государства, в понижении уровня их ответственности за совершенные правонарушения. Важным элементом правового статуса несовершеннолетнего являются его права и законные интересы. Нормы главы 11 Семейного кодекса РФ, посвященные правам несовершеннолетних детей, являются новыми для российского законодательства. Семейный кодекс РФ предусматривает ряд основных личных неимущественных прав ребенка, а также регламентирует имущественные права ребенка. Никаких семейно-правовых обязанностей несовершеннолетнего ребенка законодательством не предусмотрено. Обязанности ребенка регулируются нормами морали и нравственности.Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Прежде всего, в семье ребенок получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная – передача ребенка на усыновление, а приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда ребенка невозможно устроить в семью, он передается в детские учреждения.Cлайд 10
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ) Ребенок имеет право на общение не только с родителями, но и с другими членами семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Это право должно быть реализовано также в случаях расторжения брака между родителями или признания брака недействительным. Под родственниками понимаются «лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка». Общение с родственниками создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. При возникновении экстремальных ситуаций, например, задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п., ребенок также имеет право на общение со своими родителями и родственниками. Так, в соответствии со ст. 423 Уголовно-процессуального кодекса РФ о задержании, заключении под стражу или продлении срока задержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.Cлайд 11
Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ) Обязанность по защите прав и законных интересов ребенка возлагается прежде всего на родителей (лиц, их заменяющих), а также органы опеки и попечительства, прокурора и суд. Ребенок может сам обратиться за защитой своих прав, например, в случаях злоупотребления родителями своими правами либо не исполнения своих обязанностей: с 14 лет ребенок может обратиться в суд, а до достижения 14 лет в органы опеки и попечительства. Однако многие дети даже не знают о существовании таких органов и чаще всего сообщают о своих проблемах родственникам, друзьям, учителям, воспитателям. В связи с этим, п.3 ст.56 Семейного кодекса РФ установлена обязанность должностных лиц организаций и других граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Большинство ученых, как, например, А.М. Нечаева, отмечают отсутствие реальных закрепленных в законе гарантий прав ребенка и, как следствие, правовую незащищенность несовершеннолетних. Поэтому встает вопрос о необходимости разработки механизма реализации действующего законодательства, защищающего права несовершеннолетних.Cлайд 12
Право ребенка выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы (Ст. 57 СК РФ) Закон не указывает минимальный возраст ребенка, начиная с которого он обладает этим правом. В ст. 12 Конвенции ООН говорится, что «взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствие с возрастом и зрелостью ребенка». Таким образом, ребенок вправе выражать в семье свое мнение с достижением достаточной степени развития для этого, что является сугубо индивидуальным для каждого ребенка. Ребенок, кроме того, обладает правом быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ст. 57 также прямо устанавливает случаи, когда орган опеки и попечительства или суд могут принять решение только с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет: - изменение имени и фамилии ребенка (ст. 59); - восстановление в родительских правах (ст.72); - усыновление ребенка (ст. 132); - изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка (ст. 134); - запись усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136); - изменение имени, отчества и фамилии ребенка, при отмене усыновления (ст.143); - установление опеки или попечительства (ст. 145). При этом лишь неспособность ребенка сформулировать свое мнение может рассматриваться как основание для ограничения права выразить его.Cлайд 13
Право ребенка на имя, отчество, фамилию (ст. 58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Возможна ситуация, когда отчество ребенку вообще не присваивается. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия – по фамилии матери. При этом родители вправе изменить ребенка имя и (или) фамилию. Это возможно только до достижения ребенком возраста 14 лет и на основании органа опеки и попечительства по совместному заявлению родителей ребенка. Причинами таких изменений могут быть: неблагозвучность, трудность произношения и т.д. В любом случае решение об изменении имени и (или) фамилии ребенка должно приниматься органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. По достижении 14 лет подросток вправе сам обратиться в орган ЗАГСа с просьбой о перемене имени, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени производиться органом ЗАГСа по месту жительства или по месту регистрации лица, желающего переменить фамилию, имя и (или) отчество.Cлайд 14
Cлайд 15
Вещные права несовершеннолетних В соответствие с ГК РФ несовершеннолетнему может принадлежать на праве собственности: 1) значительное имущество, включающее не только вещи и имущественные права, полученные ребенком в дар или по наследству, 2) имущественные права, перешедшие к нему на основании различных гражданско-правовых сделок, например, в ходе приватизации жилья, а также приобретенное на его собственные средства (заработок, доходы от ценных бумаг, от работы в подсобном или фермерском хозяйстве и т.д.).; несовершеннолетний, независимо от возраста, может выступать субъектом таких вещных прав как право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянным пользованием жилым помещением, сервитута. 3) Кроме того, несовершеннолетний может обладать правом требования, вытекающим из обязательственных отношений, а также быть обладателем исключительных прав. Владение, пользование и распоряжение таким имуществом связывается законодателем с определенным возрастом ребенка и регулируется нормами гражданского законодательства. Гражданское право вводит такое понятие как дееспособность – т. е. возможность или способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Совместное приобретение имущества родителями и детьми не влечет возникновения права общей совместной собственности. Их отношения регулируются нормами об общей долевой собственности. Дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга, однако если они проживают совместно, вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Cлайд 17