Система федеральных органов исполнительной власти в РФ: общая характеристика. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти: система и структура, их общая характеристика Характеристика видов федеральных органов исполнительной в
Судебная система РФ.
Правительство РФ.
Федеральное Собрание РФ.
Президент РФ.
Общая характеристика органов государственной власти.
Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства - это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.
Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.
Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.
Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.
Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссий, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.
Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.
2 . Президент Российской Федерации
Пост Президента в Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом 17 марта 1991 г. 12 июня 1991 г. состоялись первые всеобщие президентские выборы, на которых Президентом РФ сроком на пять лет был избран Б. Н. Ельцин. Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Закона РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 г. действие данного Закона было прекращено.
В настоящее время порядок избрания Президента РФ закреплен в Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации.
Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добровольным.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ.
В случае если Совет Федерации не назначает выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией.
При прекращении Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения сроков Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий.
Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд.
Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципальных образований (не более 3000 избирателей на избирательный участок).
Выдвигать кандидата на пост Президента России могут политические партии, избирательные блоки, а также граждане в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей.
В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента РФ количество подписей сокращается на половину.
Определение результатов выборов производится по мажоритарной системе абсолютного большинства. Избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей.
В случае если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ через 21 день назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность Президент приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ:
Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Полномочия Президента РФ очень обширны, особенно они проявляются во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами РФ.
Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ:
Выступает как непременный участник законодательного процесса;
Имеет право назначать выборы Государственной Думы;
Обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием, кроме федеральных конституционных законов;
Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
Распускает Государственную Думу, но не имеет права распустить Совет Федерации.
Роспуск Государственной Думы возможен в случаях:
Трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства;
Двукратного выражения недоверия Правительству в течение трех месяцев;
Отказа Государственной Думы в доверии Правительству. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
В течение года после ее избрания;
С момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
В период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
В течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Президент и Правительство. Президент РФ:
Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
Принимает решение об отставке Правительства;
По предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министерств;
Назначает Председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении;
Имеет право отменить постановление Правительства.
Президент и судебная власть. Президент РФ:
Представляет Совету Федерации для назначения на должности судей: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;
Самостоятельно назначает судей других федеральных судов;
Вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ;
Не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов.
Отношения с субъектами РФ. Президент РФ назначает полномочных представителей в федеральных округах. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. Российская Федерация поделена на семь федеральных округов:
Центральный федеральный округ (центр - г. Москва) объединил 18 субъектов РФ;
Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) - 11; Южный (г. Ростов-на-Дону) - 13; Приволжский (г. Нижний Новгород) - 15; Уральский (г. Екатеринбург) - 6;
Сибирский (г. Новосибирск) - 16;
Дальневосточный (г, Хабаровск) - 10.
Полномочные представители не входят в органы государственной власти субъектов РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ.
Президент РФ имеет право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам.
Конституция РФ относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.
В области кадровой политики:
Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
Формирует Администрацию Президента;
Назначает и освобождает полномочных представителей Президента.
В области обороны:
Утверждает военную доктрину Российской Федерации;
Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение снезамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Государственной Думе;
Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
В области внешней политики:
Ведет переговоры и подписывает международные договоры
Назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации иностранных государствах и международных организациях;
Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
Подписывает ратификационные грамоты;
Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент влияет на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, он в течение 30 дней представляет новую кандидатуру.
К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, осуществление помилования.
Президент выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Указ - это нормативный правовой акт, предусматривающий правила поведения и относящийся к определенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций.
Распоряжение - это акт индивидуального организационного характера.
Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:
Его отставки;
Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
Отрешения от должности.
Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья в Конституции РФ не предусмотрено никаких процедур отставки.
Процедура отрешения Президента от должности носит сложный характер.
Во-первых, Президент может быть отрешен при совершении тяжкого преступления. При этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем 1/3 депутатов Государственной Думы (150 депутатов), и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами). Решение Государственной Думы овыдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).
Во-вторых, решение об отрешении Президента от должности выносит другая палата парламента - Совет Федерации 2/3 голосов от общего числа членов (119 голосов).
В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, то обвинение против Президента считаете отклоненным.
Таким образом, в отрешении от должности Президента участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика. Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ О системе федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации федеральные комиссии России федеральные службы России российские агентства федеральные надзоры России а также Управление делами Президента РФ....
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
81. Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика.
Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти». В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Федеральные органы исполнительной власти могут быть разделены на две группы:
1) федеральные органы исполнительной власти, подведомственные непосредственно
Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. К ним, в частности, относятся Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки Российской Федерации и некоторые другие;
2) федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ.
Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных
Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах
исполнительной власти - Правительством РФ.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
5211. | Федеральные органы государственной власти и их полномочия | 48.83 KB | |
Объектом исследования курсовой работы является система федеральных органов власти в Российской Федерации. Предметом исследования – полномочия и функции, опыт взаимодействия федеральных органов государственной власти в Российской Федерации. | |||
958. | Федеральные органы государственной власти и управления России | 40.44 KB | |
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Система органов государственной власти в современной России. Федеральные органы государственной власти и управления России. Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти. | |||
4336. | ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 8.72 KB | |
Статус Правительства его состав структура порядок формирования и компетенция а также отношения с другими государственными органами определяется Конституцией РФ федеральным конституционным законом федеральными законами нормативными указами Президента. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации его заместители федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации как отмечалось ранее назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя... | |||
1348. | Органы законодательной и исполнительной власти. Полномочия в соответствии с законодательством | 21.4 KB | |
Участниками бюджетного процесса обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне являются: Президент Российской Федерации; Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство; органы осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата Российской Федерации; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы.... | |||
19629. | Федеральные округа как субъекты влияния и центры власти в российских регионах | 27.75 KB | |
Следует начать с констатации того что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Исходя из основ конституционного строя современной России можно сказать что федеральные округа пока не вписываются в рамки сложившегося федерального законодательства так как их статус отдельно не определен законом а их образование связано лишь с Указом Президента при утверждении института полномочных представителей Президента России. В связи с этим можно... | |||
2600. | ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ | 22.68 KB | |
Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. | |||
17940. | Правоотношения органов исполнительной власти | 18.68 KB | |
Предмет любой отрасли права отвечает на вопрос: какие общественные отношения регулирует данная отрасль права. Вопрос о предмете той или иной отрасли права считается сложным и как правило вызывает дискуссии в юридической литературе. Это объясняется тем что различные отрасли права тесно взаимодействуют друг с другом переплетаются в процессе регулирования общественных отношений. | |||
2923. | Ш. Л. Монтескьё о законодательной, исполнительной и судебной власти | 8.76 KB | |
Шарль Луи де Лабрен граф де Монтескье 1689-1755 принадлежал к аристократическому роду родился в замке в Бордо в наследство получил пост президента парламента в Бордо от своего дяди. Монтескье автор знаменитого романа Персидские письма который 13 раз переиздавался при его жизни менее знаменитого труда Размышления о причинах величия и падения римлян но самый главный его труд плод 20-летнего труда О духе законов | |||
20531. | Структура федеральных органов исполнительной власти РФ | 36.92 KB | |
Любое государство, являясь способом организации общества, обладает таким фундаментальным признаком как государственная власть. Она представляет собой управленческую основу государства, т.е. некий способ руководства обществом. Данное руководство осуществляется при помощи органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Их эффективность функционирования на основе законов определяет на сколько «сильным» является государство. | |||
721. | Органы государственной власти | 44.13 KB | |
Рассматриваемая тема - «Виды государственных органов» - важна и актуальна. Современное особое внимание к данной теме вызвано, потребностями существующей в нашей стране практики и особенно перспективами развития современного государства. А это, в свою очередь, требует самого пристального внимания. |
Сущность функционирования страны, в конечном счете, сводится к тому, какие органы исполнительной власти в ней наличествуют. Поэтому важно четко себе представлять, чем они являются, какой структурой и какими полномочиями обладают.
Понятие и структура органов исполнительной власти
Обращаясь к определению, которое предоставляют ученые-конституционалисты, можно сказать, что под рассматриваемыми органами следует понимать те, которые в силу возложенных на них обязанностей осуществляют администрирование государственных дел и обеспечивают эффективное внедрение законодательства в существующую жизнь народа.
Органы исполнительной власти формируются в зависимости от того, какие цели перед ними были поставлены. А потому важно понимать основные направления их деятельности, которыми предстают:
- создание и поддержание таких условий деятельности общества и любых его членов, при которых были бы соблюдены все положения законодательства, в особенности конституционных актов страны;
- обеспечение максимального уровня безопасности общества, проживающего на территории страны, как при внутренней, так и при внешней угрозе. При этом характер угрозы (от другого государства или от природных и/или техногенных факторов) значения не имеет;
- формирование такого уровня развития страны, при котором каждой составляющей ее единице будет гарантировано наличие благополучных условий развития.
Для достижения данных целей правоведами и политологами была выработана определенная структура органов исполнительной власти:
- высший уровень - представлен правительством и президентом. Если правительство всегда входит в указанную категорию, то включение в нее президента характерно лишь для президентской и полупрезидентской республики;
- второй уровень - министерства, государственные комитеты и ведомства;
- третий - федеральные правительства (справедливо лишь для федераций);
- четвертый уровень - местное самоуправление, куда включают мэрии, администрации, департаменты.
Исполнительная власть в России
Говоря о субъектном составе в РФ, следует помнить о том, что она представляет собой федерацию. И, соответственно, все органы исполнительной власти делятся на две категории - общегосударственные и федеральные.
К первому виду согласно действующей Конституции следует причислять, в первую очередь, правительство. Круг его полномочий достаточно широк. И связано это положение с тем, что в компетенцию данного органа входит общее руководство всеми федеральными округами. Кроме того, следует помнить, что оно также обязано внедрять все существующее законодательство, разрабатывать проекты законопроектов по различным направлениям общественной жизни, а также осуществлять внешнюю политику страны.
Исполнительная власть в России на общегосударственном уровне также представлена В их компетенцию входит регулирование определенной области общественных отношений на общегосударственном уровне.
Третьим представителем общегосударственного уровня исполнительной власти является Государственный комитет, который осуществляет координирование деятельности между двумя и более министерствами. Наравне с ними функционируют и федеральные комиссии.
Четвертый орган - федеральные службы, имеющие строго очерченную сферу деятельности, как правило, ограничивающуюся специальными актами.
На уровне выделяют следующие органы исполнительной власти:
- органы республик - они формируются в зависимости от типа указанной формы правления;
- органы территориальных субъектов - как правило, представлены администрацией территориальных делений.
Таким образом, структура исполнительной власти в России сложна и многоступенчата, что объясняется спецификой административно-территориальной формы.
Единая государственная власть делится на три ветви : законодательная, исполнительная, судебная. Все эти ветви власти самостоятельны , но они самостоятельны только в пределах тех функций и полномочий, которыми эти ветви власти наделены. Вернее надо было бы говорить об относительной самостоятельности , т.к. "они произрастают из единого древа государственной власти". Эти ветви государственной власти взаимосвязаны. Законодательная власть активно воздействует на исполнительную власть, в свою очередь исполнительная власть взаимодействует с законодательной. Судебная власть активно воздействует на исполнительную, отменяя в соответствующих случаях нормативные акты. Таким образом, вывод: абсолютной самостоятельности ветвей власти (исполнительной власти, в том числе) не может быть и эти власти активно взаимодействуют, не подменяя друг друга.
Исполнительная власть как ветвь власти.
Исполнительная власть имеет свое субъектное выражение, т.е для реализации в жизнь этой исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти .
Эти органы исполнительной власти наделены юридически властными полномочиями, потому что они выражают государственно-правовой интерес. Если нет полномочий, то органы не смогли бы руководить различными сферами жизни человека и общества.
Исполнительная деятельность это подзаконная деятельность, т.е. они действуют во исполнении закона, претворять их в жизнь.
Исполнительная власть - политико-правовая категория. Нужно, чтоб бы была организована исполнительная власть, нужна форма. А государственная власть есть организационно-правовая категория.
Государственная власть понятие более широкое, чем исполнительная власть. Именно в рамках государственной власти функционирует исполнительная власть, в лице органов исполнительной власти.
Характеристика исполнительной власти:
1) Исполнительная власть в Российской Федерации представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны;
2) Исполнительная власть самостоятельна , но только в функциональнокомпетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственновластных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;
3) исполнительная власть - это непременный атрибут государственновластного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственноправовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований;
4) как и любое другое проявление властных полномочий, у исполнительной власти в Российской Федерации есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение ; право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что исполнительная власть реализуется в отношении к различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственноорганизованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера;
5) исполнительная власть в РФ, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности . Соответствующий вид такой деятельности не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть сущностное выражение таковой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, т.е. категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственновластной деятельности;
6) исполнительная власть выражается в особом виде государственной деятельности и по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество и назначение. Для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнение требований законодательства прежде всего в целях организации нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п.;
7) исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение . Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов , наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственновластном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти. Следовательно, исполнительная власть приобретает динамические качества через деятельность таких государственных органов, которые могут характеризоваться в качестве субъектов исполнительной власти. Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность. Из ст. 77 Конституции РФ вовсе не вытекает вывод о том, что единая система органов исполнительной власти и есть сама исполнительная власть. Она получает свое выражение в практической деятельности органов исполнительной власти;
8) исполнительная власть в Российской Федерации характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти : финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, уголовноисполнительные учреждения и др. (спорный вопрос , т.к. армия и милиция, фсб и др. подведомственны Президенту; которого, в свою очередь, к исполнительной власти относить некорректно);
9) в процессе реализации исполнительная власть выступает как организованный институт . Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, что, вопервых, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; вовторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.
Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.
Единая основа исполнение. Она в равной мере характеризует как исполнительнораспорядительную деятельность (т.е. государственное управление в его "старом" понимании), так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени категория политикоправовая, в то время как государственное управление организационноправовая.
Следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственновластных полномочий, реализуемых в процессе государственноуправленческой деятельности. В то же время государственное управление это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Последняя, по существу, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственной организации либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.
Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.
В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.
Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).
КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ.Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной власти (3).
Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.
Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.
Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.
Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
23. Структура Правительства РФ и его полномочия как высшего органа исполнительной власти.
Правительство России - высший федеральныйорган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
- обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации;
- в нарушение ст. 10 Конституции РФ управляет судебной властью (судьи назначаются).
24. Государственный Совет РФ и Совет Безопасности РФ: порядок формирования, структура, функции, задачи.
Сове́тбезопа́сностиРосси́йскойФедера́ции (Совбез России) - совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитетаРоссийской Федерации, её независимости и государственной целостности. Полномочия Совета и его секретаря был существенно расширены в соответствии с Указом N 590 президента Дмитрия Медведева от 6 мая2011 года.
Совет безопасности Российской Федерации разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политикиРоссийской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, а именно:
- рассматривает стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения;
- ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
Решения Совета безопасности принимаются на его заседании постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.
Государственный совет Российской Федерации - совещательный орган при президенте Российской Федерации, рассматривающий насущные вопросы жизни страны. Он не является органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями.