Силы и средства наблюдения и контроля. Основные задачи, силы и средства рсчс Силы и средства входящие в рсчс
Подумайте, кто и каким способом должен определять наличие радиационной или химической опасности.
Пост радиационного и химического наблюдения (пост РХС): задачи, состав, оснащение, действия дежурного наблюдателя.
Пост радиационного и химического наблюдения создаются на объектах хозяйственного комплекса для наблюдения за радиационным и химическим состоянием окружающей среды. Он является основным источником информации о радиационную и химическую обстановку для руководителей (начальников гражданской защиты) и начальников штабов ГЗ этих объектов.
Основные задачи поста наблюдения (ил. 33.1):
♦ своевременное обнаружение радиоактивного и химического заражения местности и воздуха;
♦ своевременное оповещение сигналом «Радиационная опасность» или «Химическая тревога»;
♦ наблюдение за направлением ветра и движением радиоактивного облака после аварии или облака химически опасных веществ;
♦ определение уровней радиации и вида химически опасных веществ (ХНР), которые попали в окружающую среду;
♦ установление наблюдения за районами, зараженными радиоактивными и ядовитыми веществами (РР и ОР);
♦ доклад о характере заражения руководителю предприятия, учреждения и организации (учебного заведения), на базе которого создан пост наблюдения.
Ил. 33.1. Выполнения задач должностными лицами поста радиационного и химического наблюдения
Пост радиационного и химического наблюдения устанавливается на территории объекта в непосредственной близости от пункта управления. Пост развертывается так, чтобы из него было хорошо видно весь определенный район наблюдения, не выделяясь на общем фоне. Необходимо иметь средства связи, с помощью которых передаются результаты наблюдения и проводится оповещение населения об опасности радиационного и химического заражения. Оборудование поста в инженерных сооружениях (противорадиационное укрытия, перекрытая траншея, щель) обеспечивает защиту его личного состава от возможного поражения.
Пост состоит из трех человек. Это - начальник поста - старший наблюдатель и двое дежурных наблюдателей.
Оснащение поста
1. Прибор радиационной разведки (уровень информации 0,05 мР/ч), например радиометр бета-, гамма-излучения «Припять», «Терра» (МКС-05) или «Поиск» (МКС - 07).
2. Специальные приборы химической разведки (переносные автоматические или ручные), например газосигнализатор ДОЗОР-С-М-5Н».
3. Прибор химической разведки - ВПХР.
4. Радиометр-рентгенометр ДП-5В или дозиметр-радиометр универсальный МКС-У (модернизированный рентгенометр ДП-5В).
5. Индивидуальный дозиметр - на каждое лицо из комплектов ДП-22В, ДП-24, ИД-1 или дозиметр гамма-излучения индивидуальный ДКГ-21, «Кадмий» (ДКС-02П).
6. Легкий защитный костюм Л-1 - на каждого.
7. Фильтрующий противогаз ЦП-7В - - на каждого. Респиратор Р-2 - на каждого.
8. Метеокомплект № 3 (там, где это определено табелем оснащения).
9. Секундомер.
10. Защитные очки.
11. Средства связи и оповещения (телефон, сирена, гонг).
Ил. 33.2. Приборы для оснащения поста РХС:
а - «Терра» (МКС-05); б -ДКГ-21; в - «Кадмий» (ДКС-02П); г - МКС-У (модернизированный рентгенометр ДП-5В); г- «Поиск» (МКС-07); д - «Припять»; е - «ДОЗОР-С-М-5Н»
Обязанности дежурного наблюдателя. Дежурный наблюдатель обязан:
♦ неотлучно находиться на посту, имея при себе приборы радиационной и химической разведки и индивидуальные средства защиты, в состоянии «наготове»;
♦ непрерывно вести наблюдение за обстановкой в районе объекта;
♦ за изменений в обстановке немедленно докладывать начальнику поста, при этом указывать, что, где и когда произошло;
♦ при обнаружении радиоактивного заражения надеть средства защиты и контролировать изменения уровней радиации через каждые 30 мин (при этом делать записи в журнале наблюдения);
♦ при подозрении по внешним признакам применения противником отравляющих веществ или бактериальных средств надеть средства защиты, доложить начальнику поста - старшему наблюдателю и определить тип этих веществ. По указанию начальника поста провести измерения приборами в других местах района расположения объекта и взять пробы для отправки на исследование в ближайшую лабораторию.
Следует знать внешние признаки использования противником химической и бактериальной оружия. Перечень внешних признаков использования противником химического оружия или террористического акта с применением этого оружия:
Разрывы авиационных химических бомб, снарядов, мин, ракет и других боеприпасов;
Появление швидкозникаючої облака или темной полосы за самолетом;
Наличие капель масла, пятен, брызг, лужиц на местности;
Зів"ялість растений или изменение их цвета;
Раздражение органов дыхания, зрения или появление постороннего запаха;
Снижение остроты зрения или потеря его;
Отклонение от нормы поведения своих товарищей или нарушения в них двигательных функций.
Перечень внешних признаков использования противником бактериальной оружия или террористического акта с применением этого оружия:
♦ наличие на местности остатков бомб, снарядов с поршневыми и другими устройствами для создания облака аэрозолей;
♦ наличие насекомых, клещей и грызунов в местах падения авиабомб и контейнеров;
♦ наличие на местности необыкновенного накопления насекомых и грызунов;
♦ глухие взрывы боеприпасов с образованием облака дыма или тумана; появление после этого на почве, растительности и других предметах жидкостей или порошкообразных веществ, которые не определяются приборами химической разведки.
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В составе сил и средств РСЧС входят:
· силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
· силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;
· силы и средства органов местного самоуправления;
· силы и средства организаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).
Вместе с тем специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.
Состав сил и средств РСЧС:
По принадлежности:
1.Силы и средства МЧС России:
· центральные части войск ГО и ЧС РФ;
· центральные формирования ППС России;
2.Силы и средства министерств и ведомств РФ:
· силы постоянной готовности.
3.Региональные силы и средства РСЧС:
· центральные части войск ГО и ЧС РФ (в регионах);
· региональные формирования ПСС России;
· другие региональные учреждения и организации МЧС России;
· ведомственные силы постоянной готовности в регионе.
4.Силы и средства субъектов РФ:
· силы постоянной готовности органов управления субъектов РФ;
· ведомственные силы постоянной готовности в области, крае;
· территориальные формирования ГО и ЧС.
5.Местные силы и средства РСЧС:
· силы постоянной готовности органов местного самоуправления;
· ведомственные силы постоянной готовности в городе, районе;
· местные формирования ГО и ЧС.
6.Силы, средства организаций (объектов):
· объектовые силы и формирования постоянной готовности;
· объектовые формирования повышенной готовности;
· объектовые формирования повседневной готовности.
7.Силы и средства МО, МВД и других силовых министерств и ведомств РФ:
· формирования и силы постоянной готовности (по планам взаимодействия).
8.Силы и средства общественных организаций (объединений) РФ:
Общественные формирования (аттестованные на выполнение работ в зоне ЧС).
По назначению:
Силы и средства наблюдения и контроля:
1.Силы и средства МЧС России:
· учреждения и организации СНЛК ГО и ЧС;
· другие учреждения и организации МЧС.
· ведомственные СНЛК за окр. средой, ПОО и прилегающими территориями;
· формирования ГоскомСЭН РФ;
· формирования ветеринарной службы Минсельхозпрода РФ;
· СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга РФ и Минсельхозпрома РФ;
· формирования геофизической службы Российской академии наук;
· формирования Росгидромета;
· силы Минатома РФ;
Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
1.Силы и средства МЧС России:
· части и учреждения войск ГО и ЧС РФ;
· формирования ПСС России;
· другие учреждения и организации МЧС.
2.Силы и средства министерств, ведомств и территорий РФ:
· ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические, иные формирования;
· формирования ГППС МВД России;
· формирования ВСМК;
· формирования ветслужбы и службы защиты животных Минсельхоза РФ;
· формирования Росгидромета;
· формирования пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота РФ;
· др. силы и формирования (в т.ч. МО, МВД).
3.Силы, средства организаций (объектов):
· объектовые, местные и территориальные (нештатные) формирования ГО и ЧС.
Условные обозначения:
СНЛК- система наблюдения и лабораторного контроля; ПОО- потенциально опасный объект; ГППС- государственная противопожарная служба; ВСМК- всероссийская служба медицины катастроф.
Приложение к разделу: силы и средства РСЧС
Силы и средства федерального уровня:
1.Военизированные части МЧС:
Механизированные полки (3 бат.):
I бат.- дорожная техника;
II бат.- грузоподъемная техника;
III бат.- понтонно-мостовой.
Механизированные бригады (4 б-на):
I бат.– спасательных работ;
II бат.- механизированный;
III бат. – противопожарный;
IV бат.- химической защиты.
2.Центральные аэро-мобильные отряды :
Примерная структура:
3 смены по 27 человек; время готовности к вылету дежурной смены - 15 минут, двух остальных - 3 часа; Техника: 2 транспортных самолета большой грузоподъемности; 3 вертолета; 37 грузовых и специальных автомобилей.
Место базирования в Центральном регионе – г.Жуковский.
Силы и средства регионального и территориального уровней :
1.Поисково-спасательные службы состоящие из поисково-спасательных отрядов.
Примерная структура поисково-спасательного отряда:
Начальник ПСО-1; зам. начальника ПСО-1; спасатели-25; водители-2; кладовщик-1.
Техника: вертолет, 2 грузовых автомобиля, средства малой механизации.
2.Центры спасения, включающие: поисково-спасательную службу субъекта РФ и механизированную бригаду.
Силы и средства территориального и объектового уровней:
Штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования
Примерная структура
Общая численность 196 человек.
1.Командир АСФ (1 человек).
2.Заместитель командира (1).
3.Штаб АСФ(4 человека):
· начальник штаба;
· радист;
· разведчик;
· химик-дозиметрист.
Группы АСФ состоящие из звеньев:
1.РХЗ (28 человек).
· обеззараживания местности (6 человек);
· санитарная обработка людей (3 человека);
· обеззараживание техники и сооружений (два по 6 человек);
· приготовление растворов (6 человека).
2.Аварийно-техническая (21 человек).
· теплосетей (5 человек);
· газовых сетей (5 человек);
· водопроводно-канализационное (5 человек);
· электро-техническое (5 человек).
3.Инженерная (21 человек).
· бульдозерное (4 человека);
· экскаваторное (4 человека);
· компрессорное (6 человек);
· крановое (6 человек).
4.Спасательная (37 человек).
· спасательные (три звена по 8 человек);
· газоспасательные (три звена по 4 человека).
5.Эвакуации людей (21 человек).
· транспортное (пять звеньев по 4 человека).
6.Эвакуации имущества (16 человек).
· транспортное (8 человек);
· краново-погрузочное(7человек).
7.Группа МТО (18 человек).
· вещевого снабжения (6 человек);
· ГСМ (6 человек);
· приготовления и раздачи пищи (5 человек).
8.Сандружина (24 человека).
· носилочные (12 по 2 человека).
9.Медпункт (4 человека).
· врач (1 человек);
· медсестра (фельдшер) (1 человек);
· санитар (1 человек);
· шофер-санитар (1 человек).
Укомплектованность техникой и имуществом:
1.Бульдозеров-3.
2.Экскаваторов-4.
3.Автокранов-3.
4.Компрессорных станций-2.
5.Электростанций силовых-2.
6.Грузовых автомобилей-10.
7.Автобусов-20.
8.Автоцистерн-3.
9.Поливомоечных машин-3.
10.Аварийно-ремонтных машин-4.
11.Авто топливозаправщик-1.
12.Трейлер-1.
13.Газосварочных аппаратов-5.
14.Электросварочных агрегатов-5.
Ориентировочные возможности команды за 10 часов работы:
1.Устройство проездов по завалу шириной 3-3,5 м -2-2,5 км;
2.Сплошная разборка разрушенных зданий с высотой завала 1-1,5 м – 100 м 2 ;
3.Откопка и вскрытие заваленных убежищ – 6-8 единиц;
4.Извлечение пострадавших людей из под завалов и убежищ – 500-800 человек;
5.возведение убежищ на 50 человек из лесоматериалов – 1-2;
6.Устройство в лесу заградительных полос с шириной 10 м – до 20 км;
7.Устройство каналов на торфяниках глубиной до 1,5 – 0,-0,8 км;
8.Оказание медицинской помощи пострадавшим – до 500 человек;
9.Отключение участков разрушенных систем 0 5-6 участков;
10.Дезактивация участков проездов шириной 8 м (асфальтовые покрытия) мойкой при расходе 1-2 л/м – до 8-10 км.
Сводная спасательная команда (территориальная) отличается от объектовой следующими показателями:
· количество личного состава – 198 человек;
· спасательная группа – 1;
· отсутствует служба пожаротушения;
· дополнительно введены группа эвакуации людей и группа эвакуации имущества, с учетом этого увеличено количество автотранспорта – автобусов -20, грузовых автомобилей -11;
· увеличено количество специальной техники: поливомоечных машин – 4, автоцистерн – 3, пескоразбрасыватель – 1.
Дополнительные возможности:
· дегазация (дезинфекция поливкой суспензий ДТС-ГК (расход 0,8 л/м) – до 32 км;
· эвакуация людей (на расстояние до 100 км) – 500 человек.
Глава 2. Режимы работы РСЧС
Основными задачами РСЧС являются:
- организация оповещения и информирование населения;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- оказание гуманитарной помощи;
- подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
- пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
- на силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
- подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
- контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
- службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
- ветеринарную службу;
- сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
- лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
- службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.
В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.
При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
Режимы функционирования РСЧС
Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.
57. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
§ региональный - территорию нескольких субъектов РФ;
§ территориальный - территорию субъектов РФ;
§ местный - территорию района (города, населенного пункта);
§ объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
§ координирующие органы;
§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
§ органы повседневного управления;
§ силы и средства;
§ резервы финансовых и материальных ресурсов;
§ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Региональный состав РСЧС включает регионы:
§ Центральный (Москва)
§ Северо-западный (Санкт-Петербург)
§ Южный (Ростов-на-Дону)
§ Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
§ Сибирский (Красноярск)
§ Дальневосточный (Хараровск)
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
§ режим повседневной деятельности
§ режим повышенной готовности
§ режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:
- Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Геофизическая служба Российской академии наук;
- Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
59 .Силы и средства рсчс ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Все силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля.
- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:
- Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
60. Основные задачи в области Гражданской обороны
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:
□ силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
□ силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;
□ силы и средства органов местного самоуправления;
□ силы и средства организаций.
Все эти силы подразделяются:
□ на силы и средства наблюдения и контроля;
□ силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят:
□ из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;
□ формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;
□ ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
□а служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
□ геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;
□ учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:
□ из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
□ формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
□ формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
□ военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
□ формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;
□ специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формировании, предназначенных для ликвидации ЧС;
□ аварийно-технических центровМинистерства РФ по атомной энергии;
□ служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
□ восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
□ аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее - силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
Контрольные вопросы по теме
(к зачету, экзамену)
1. Понятие чрезвычайная ситуация
2. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации
3. Назовите основные классификационные признаки ЧС
4. Какие ЧС относятся к локальным
5. Какие ЧС относятся к местным
6. Какие ЧС относятся к территориальным
7. Какие ЧС относятся к региональным и федеральным
8. Какие ЧС относятся к трансграничным
9. Какие 5 характерных стадий (фаз) можно выделить в развитии чрезвычайной ситуации любого вида.
10. Назовите основные причины аварий и катастроф
11. Какие основные поражающие факторы ЧС Вы знаете
12. Назовите два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах.
13. С какой целью для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, введена обязательная разработка декларации промышленной безопасности.
14. Что понимают под устойчивостью работы промышленного объекта в условиях ЧС
15. Что определяется на первом этапеисследования устойчивости элементов объекта в условиях ЧС
16. Что разрабатываютна втором этапеисследования по повышению устойчивости предприятия
17. Какие внешние факторы влияют на устойчивость промышленного объекта
18. Что понимается под прогнозированием аварий и катастроф
19. В чем заключается цель прогноза
20. Назовите широко используемые в настоящее время методы прогнозирования ЧС
21. На какие этапы подразделяется прогноз времени сильных землетрясений
22. Для чего предназначена Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС)
23. Назовите основные задачи РСЧС
24. Понятие «Авария»
25. Что понимается под ликвидацией чрезвычайных ситуаций
26. Что понимается под предупреждением чрезвычайных ситуаций
27. Что такое «зона чрезвычайной ситуации»
28. Из чего состоит РСЧС
29. Назовите Координирующие органы РСЧС
30. Из чего состоят силы и средства РСЧС
31. ЧС природного (естественного происхождения):
32. ЧС антропогенные:
33. Специфически опасные явления:
34. Социальные конфликты