Примерные фабулы административных правонарушений. Что относят к мелкому хулиганству? 20.1 состав правонарушения
Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ)
К мелкому хулиганству законодатель относит нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Под явным неуважением к обществу понимается открытое, очевидное для всех окружающих пренебрежительное отношение к общепризнанным нормам и правилам поведения.
Нецензурной бранью следует считать произнесение или воспроизведение иным образом слов, грубо интерпретирующих название полового акта или половых органов. Однако следует учитывать, что нс любое воспроизведение нецензурных слов охватывается составом ст. 20.1 КоАП РФ. Изготовление или распространение в СМИ продукции, содержащей нецензурную брань, квалифицируется по ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ.
Произнесение нецензурных слов образует состав правонарушения при наличии умышленной формы вины. Определяющим критерием в установлении мелкого хулиганства является хулиганский мотив. Мотивированное иным образом оскорбительное приставание к гражданам (навязчивые действия, унижающие честь и достоинство других лиц и нарушающие их спокойствие) может быть квалифицировано как оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ).
В поведении, сопровождающемся повреждением или уничтожением чужого имущества, также следует учитывать наличие хулиганского мотива. В противном случае деяние квалифицируется как уничтожение или повреждение чужого имущества, предусмотренное ст. 7.17 КоАП РФ.
Квалифицированным видом мелкого хулиганства является совершение тех же действий, сопряженных с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Такое поведение правонарушителя не требует дополнительной квалификации как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).
Субъектами состава мелкого хулиганства являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет.
Мелкое хулиганство относится к числу составов, имеющих двойную подведомственность: органам внутренних дел и судьям. Его пресечение имеет большое значение для профилактики более тяжких правонарушений, преступлений, в первую очередь против личности.
Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ)
Часть 1 данной статьи – потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, – имеет бланкетную форму. Для уяснения ее содержания необходимо обратиться к Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В п. 7 ст. 2 этого закона дано понятие алкогольной продукции , а в п. 3 ст. 16 приведен исчерпывающий перечень мест, в которых запрещено потребление (распитие) алкогольной продукции .
Согласно ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ административная ответственность наступает за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.
Часть 3 данной статьи в качестве квалифицирующего признака содержит указание на аналогичные действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Потребление алкогольной продукции, наркотиков и одурманивающих веществ предполагает совершение активных действий, формы которых могут быть самыми разными: употребление вовнутрь, инъекции, прием таблеток (смесей), вдыхание и т.п. Причем правонарушение считается оконченным не только в момент, когда спиртные напитки (их часть) уже распиты, а наркотики употреблены, но и с момента совершения действий, непосредственно направленных на приготовление к употреблению.
Для квалификации правонарушения не имеет значения, какой вид алкогольной продукции, наркотика, одурманивающего вещества употреблялся. Обязательным квалифицирующим критерием является место совершения правонарушения.
Субъект правонарушений в ч. 1 и 2 является общим, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. В ч. 3 субъект специальный – иностранный гражданин или лицо без гражданства. Субъективную сторону образуют умышленные действия виновного.
Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ)
Объект противоправного посягательства в данном составе
правонарушения – не только общественный порядок, но и здоровье и даже жизнь людей, которые появляются в общественных местах в состоянии сильного опьянения. Кроме конкретно названных в статье общественных мест – улиц, стадионов, скверов, парков, транспортных средств общего пользования, – общественными местами являются также дворы домов, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов, театры, кинотеатры, открытые эстрадные площадки, зоопарки, пляжи и т.п. Общественным местом могут стать и территории, которые в обычное время таковыми не являются, например лесная поляна на время отдыха граждан.
Нахождение в общественном месте в состоянии опьянения не образует оконченного правонарушения, достаточного для квалификации. Необходимо наличие поведения (внешнего вида) лица, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность. Это могут быть: утрата чувства стыда и элементарных навыков поведения в общественных местах, полная или в значительной степени утрата способности ориентироваться в окружающей обстановке, неспособность к самостоятельному передвижению.
Для привлечения нарушителя к ответственности не имеет значения ни вещество, вызвавшее опьянение (спиртной напиток, наркотик, одурманивающее вещество), ни место, где оно употреблялось (дома, на улице или в ресторане).
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Субъект правонарушения общий.
- Алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется па такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
- Не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания); на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения и остановочных пунктах его движения, автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, вокзалах, в аэропортах; в местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ и на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции также в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом).
Мелкое хулиганство , то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Объектом мелкого хулиганства является общественный порядок, на который посягает нарушитель. Данное деяние свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, окружающих его граждан, об игнорировании норм морали и нравственности, сложившихся в обществе.
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Таковыми являются действия, указанные в фабуле: нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений. Как мелкое хулиганство сложившаяся административная практика рассматривает также: битье стекол на остановках общественного транспорта, учинение малозаметных и быстро стирающихся нецензурных надписей на заборах, домах, в подъездах.
Признаком объективной стороны мелкого хулиганства является общественное место. Мелкое хулиганство совершается, как правило, при непосредственном присутствии граждан, поскольку именно в такой обстановке правонарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Между тем, следует иметь в виду, что для наличия состава мелкого хулиганства признак публичности совсем не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в тех случаях, когда конкретное лицо, например, ночью демонстративно нарушало покой спящих граждан (громко кричало, нецензурно ругалось или пело песни).
Хулиганством может быть нарушен общественный порядок во всех сферах жизнедеятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях, а также в любом месте нахождения людей: на улицах, в квартирах, общежитиях, транспорте и т.д.
Не являются мелким хулиганством действия лица, совершенные в жилом помещении (квартире, общежитии, доме), если они не нарушают спокойствие соседей (жалобы соседей отсутствуют). В тех случаях, когда правонарушитель в результате противоправных действий наносит побои, причиняет физическую боль, и это поведение основано на личных неприязненных отношениях, совершено в быту или на производстве в отношении членов семьи, родственников, знакомых, то действия такого лица должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ, исходя из последствий (ч.1 ст.115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью, ч.1 ст.116 УК РФ – нанесение побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль; ст.117 – истязание).
Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).
С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, как правило - прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Мотивы и цели мелкого хулиганства различны, в том числе удовлетворение своих потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.
Недопустима практика привлечения к ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки других правонарушений при отсутствии признаков самого мелкого хулиганства (например, имеются факты, когда за появление лица в общественном месте в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сотрудники ОВД оформляют два административных протокола - по ст. 20.21 КоАП РФ и ст. 20.1 КоАП РФ).
Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч. 1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью общественной опасности: оно совершается без применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «а»), а также при отсутствии мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивов ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б»).
Мелкое хулиганство следует отличать от акта вандализма, проявляющегося в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст. 214 УК РФ). Отграничение вандализма от мелкого хулиганства состоит в том, что при действиях, образующих состав вандализма, происходит нарушение норм общественной нравственности и эстетики, но нет нарушений общественного порядка, то есть соответствующих отношений между людьми, правил взаимного поведения и т.п., что характеризует объект мелкого хулиганства. Таким образом, при квалификации этих деяний следует различать, например, действия пассажира в вагоне электрички, просто разрезающего в присутствии граждан ножом обивку сиденья, и действия другого лица, громко выкрикивающего нецензурные выражения, либо поющего песни такого же характера.
Под осквернением зданий или иных сооружений следует понимать придание им или их частям вида, оскорбительного для общественной нравственности. К подобным действиям следует относить, прежде всего, размещение на зданиях или иных сооружениях надписей и рисунков непристойного, оскорбительного для граждан содержания. Такие надписи и рисунки должны быть выполнены стойким несмывающимся веществом.
В целях усиления охраны собственности и общественного порядка на территории Краснодарского края введены ограничения на продажу красок в аэрозольных упаковках: в специально отведенных местах, при наличии специального разрешения, запрет на продажу несовершеннолетним.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст. 20.1 КоАП РФ, характеризуется неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
Неповиновение может выражаться в отказе прекратить хулиганские действия, а также в активном противодействии лицам, пытающимся пресечь действия хулигана, вывести его из помещения и т.д. Например, лицо вырывается из рук задерживающих, хватается за различные предметы, чтобы помешать вывести его из помещения.
Если неповиновение законным требованиям было оказано лицом после окончания хулиганских действий, с целью избежать задержания, то все содеянное надлежит квалифицировать по ч.1 ст.ст. 20.1 и ч.1 ст.19.3 КоАП РФ. В том случае, если неповиновение сопряжено с угрозами или применением насилия в отношении представителя власти (например, с нанесением ударов, повреждением одежды и т.д.), то такие действия лица образуют состав преступления, предусмотренного ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
К представителям власти , исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся лица рядового и начальствующего состава милиции, состоящие на службе в кадрах органов МВД России; к иным лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка – граждане-члены народных дружин, военнослужащие – лица рядового, сержантского и офицерского состава внутренних войск, армии и флота. Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для пресечения нарушения общественного порядка.
О нахождении работника полиции или дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствовать установленная форма одежды, нагрудный знак, нарукавная повязка дружинника (иная атрибутика) или предъявление соответствующих удостоверений.
Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновным неповиновения независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать представителю власти или иному лицу выполнению обязанностей по охране общественного порядка или нет.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.1 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (ст.23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста – мировые судьи (ч.2 и 3 ст.23.1 КоАП РФ).
Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» № 608-КЗ от 23.07.2003г. к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относит: купание в запрещенных местах (ст.2.2 608-КЗ), приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества (ст.2.3 608-КЗ), бесконтрольное содержание скота и птицы (ст.2.4 608-КЗ), нарушение правил содержания собак и кошек (ст.2.5 608-КЗ).
Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ)
Объектом правонарушения является общественная безопасность, безопасность жизни и собственности в сфере производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Правила оборота оружия установлены Федеральным законом от 13 ноября 1996г. № 814 «Об оружии», а также регулируются Инструкцией «По организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999г. № 288.
Оружием признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оно подразделяется на огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое и газовое, а в зависимости от целей его использования – на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.
После вступления в законную силу Федерального закона № 162 от 8.12.2003г., которым внесены изменения в части 1 и 4 ст.222 УК РФ, из числа уголовно-наказуемых деяний исключено хранение огнестрельного гражданского гладкоствольного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, а также приобретение и ношение холодного и газового оружия. За указанные действия наступает административная ответственность в порядке статей 20.8 (нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему) и 20.12 КоАП РФ (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему).
Следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 45 миллиметра, оборот которого ФЗ «Об оружии» запрещен.
Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 - 223 УК РФ, - "за незаконные производство и оборот оружия". В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного части первой, выражается в нарушении правилпроизводства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, ответственность за перечисленные деяния несут должностные и юридические лица.
К правилам , за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона "Об оружии" (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
Объективная сторона части второй - грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Производство оружия, торговля им, коллекционирование и экспонирование оружия подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 9.1 Закона об оружии).
Грубым нарушением лицензионных требований являются:
1. Невыполнение лицензиатом требований, установленных подпунктами «а»-«г» пункта 4, пунктами 5 и 6 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
2. Невыполнение лицензиатом требований, установленных пунктом 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), повлекшие за собой последствия, предусмотренные частью 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Субъекты – должностные и юридические лица.
Субъективная сторона – вина в форме умысла.
Объективная сторона части третьей – нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются постановлением Правительства РФ от 05.09.2011г. № 731. Порядок проведения проверки определяется приказом МВД РФ от 27.04.2012 № 372.
Субъекты – должностные лица.
Субъективная сторона – вина в форме умысла.
Объективная сторона части четвертой - нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами.
По лицензии граждане России могут приобретать газовое оружие отечественного производства, огнестрельное отечественное бесствольное оружие или холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальным костюмом. Механические и аэрозольные распылители слезоточивых или раздражающих веществ и некоторые другие средства самообороны (например, пневматическое оружие) приобретаются без лицензии. Следовательно, предметом данного правонарушения не являются.
Хранение оружия и патронов к нему разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешение на хранение и ношение оружия.
Принадлежащее гражданам оружие должно храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах либо металлических ящиках.
Субъект – физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).
Субъективная сторона – вина в форме умысла.
Объективная сторона части пятой - Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.
Граждане могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии». Юридические лица и граждане осуществляют коллекционирование и экспонирование оружия на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РФ по согласованию с Министерством культуры РФ.
Субъекты – физические лица (вменяемые, достигшие 16 лет) и юридические лица.
Субъективная сторона – вина в форме умысла.
Объективная сторона части шестой – незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Огнестрельное оружие ограниченного поражения – короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку.
Если в соответствии с другими частями комментируемой статьи субъект ответственности - лицо, наделенное соответствующими полномочиями, связанными с оборотом оружия, либо осуществляющее эту деятельность в установленном порядке (в том числе по коллекционированию и экспонированию оружия, по выдаче свидетельств или медицинских заключений и др.), то в рассматриваемом случае субъект ответственности - лицо, незаконно осуществляющее определенные действия (физическое - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо или юридическое лицо).
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.
Протоколы о вышеуказанных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Дела о правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 6 ст. 20.8, рассматриваются судьями. Дела административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-5 ст. 20.8, рассматриваются судьями в тех случаях, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) передают его на рассмотрение судье для применения наказаний в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (ст. 23.1).
Защитить личную неприкосновенность каждого гражданина и его человеческое достоинство от противоправного поведения других индивидов призваны нормы закона, которыми установлена ответственность за хулиганство. Рассмотрим, в чем заключается состав этого правонарушения, какая статья за мелкое хулиганство грозит аморально ведущему себя лицу, чем хулиганские действия отличаются от других противозаконных деяний.
Согласно российскому законодательству мелкое хулиганство относится к административным проступкам, посягающим на общественную безопасность и общественный порядок. Они выписаны в 20-й главе Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Итак, разбираем ст. 20.1 КоАП РФ с комментариями.
Согласно ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство состоит в нарушении общественного порядка (далее - ОП):
выражающем очевидное неуважение к обществу, пренебрежение нормами, правилами и традициями поведения в ;
сопровождающемся бранью с использованием , оскорбительным приставанием к прохожим (зрителям, покупателям и др.);
сопряженном с повреждением либо уничтожением чужого личного имущества, не повлекшим причинение значительного материального ущерба.
Такие действия влекут либо денежное взыскание - административный штраф в сумме от 500 до 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.
Те же действия, сопровождаемые неповиновением законному требованию любого лица, занимающегося охраной ОП или пресекающего его нарушение (полицейского, дружинника и др.), влекут взыскание в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. либо админарест на тот же срок, но уже на основании 2-й части статьи «Мелкое хулиганство» КоАП РФ.
Важно: статьи «Мелкое хулиганство» Уголовного кодекса РФ не существует, поскольку уголовная ответственность в России предусмотрена только за хулиганство, не являющееся мелким.
Комментарии к статье
Объективная сторона противоправных действий мелкого хулигана:
неуважительное отношение к незнакомым либо малознакомым гражданам, выражаемое в общественном месте;
безнравственное поведение, противоречащее общепринятым моральным нормам;
совершение активных вредоносных поступков.
Так что согласно официальному комментарию мелкое хулиганство состоит в стремлении унизить и/или оскорбить незнакомого человека. В свою очередь оскорбительное приставание - это навязчивые дерзкие действия, наносящие моральный и легкий физический вред потерпевшему.
Субъективная сторона мелкого хулиганства - наличие в действиях правонарушителя прямого умысла. Он предвидит их вредоносные последствия и сознательно стремится унизить достоинство жертвы, посягая на ее личную неприкосновенность.
Закон предписывает отграничивать админпроступок, подлежащий наказанию по статье 20.1 часть 1 (либо ч. 2) КоАП РФ, от других административных и уголовных правонарушений.
Прежде всего нужно различать мелкое хулиганство и выписанное в ст 213 УК РФ уголовно наказуемое хулиганство. Состав преступления наличествует в грубом умышленном нарушении ОП, выражающем неуважение к обществу:
а) с использованием оружия либо предметов, применяемых в качестве оружия;
б) по мотивам идеологической, национальной, политической, расовой либо религиозной вражды или ненависти либо ненависти (вражды) в отношении некоей социальной группы;
в) на общественном транспорте - воздушном, железнодорожном, морском, ином.
Если из хулиганских побуждений совершено умышленное повреждение либо уничтожение личного имущества потерпевшего, повлекшее значительный материальный ущерб, действия правонарушителя квалифицируются по ч. 2 ст. 167 УК с санкцией до 5 лет принудительных работ либо лишения свободы.
Умышленная порча имущества в общественных местах, включая транспорт, или осквернение зданий / сооружений, совершенное из хулиганских побуждений, квалифицируется как вандализм (ст. 214 Уголовного кодекса) либо по совокупности 213-й и 214-й статей УК.
Судебная практика
Разграничивая уголовно наказуемое хулиганство и админправонарушение, влекущее арест либо штраф по КоАП ст 20.1 ч. 1 (ч. 2), органы принимают во внимание судебную практику, обобщенную в Постановлении № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.1991 г. (в ред. Постановлений Пленума ВС № 11 от 21.12.1993 г., № 10 от 25.10.1996 г.).
Этот документ:
закрепляет понятие «злостное хулиганство»;
разъясняет порядок квалификации сопротивления лицу, охраняющему ОП и/либо пресекающему хулиганские действия;
регламентирует отграничение хулиганства от других преступлений / правонарушений, направленных против личности;
предписывает судам рассматривать вопрос о признании состояния опьянения, в котором совершено хулиганство, отягчающим обстоятельством;
велит судьям не допускать привлечения к админответственности по КоАП за мелкое хулиганство лиц, совершивших похожие на него преступления ( , самоуправство, побои, нанесение легких телесных повреждений и др.) либо иные админпроступки (нарушение правил движения по дорогам и улицам, появление в состоянии опьянения в общественных местах и др.).
Важно: дела об административных правонарушениях, предусмотренных упомянутой статьей КоАП, рассматриваются должностными лицами системы МВД - от начальников территориальных подразделений до участковых инспекторов, - указанными в ст. 23.3 админкодекса. Но эти должностные лица наделены правом передавать админдела о мелком хулиганстве в мировые суды. И только в компетенции последних назначать правонарушителям наказание в виде админареста - полиция вправе только штрафовать.
Помимо того, что признаки преступления, а не админправонарушения могут быть выявлены мировым судом, за деятельностью полиции также осуществляется надзор и контроль, позволяющий отменить постановление о привлечении к админответственности за мелкое хулиганство с дальнейшим привлечением виновного лица за другое правонарушение.
Примеры
Приведем примеры мелкого хулиганства, юридически верно отграниченного от иных противозаконных деяний:
Граждане В. и К. посетили бар, где употребили два 300-граммовых графина водки, после чего отправились в находящийся рядом сквер. Там они начали приставать к гражданину Л., с которым не были знакомы, громко нецензурно выражаясь. Затем В. толкнул Л. За потерпевшего от хулиганов вступился проходивший мимо А., применив против В. прием рукопашного боя. Тогда К. схватил с земли массивную палку и ударил А. сзади, целясь по голове, но попал в плечо. А. скрутил обоих хулиганов, передал сотрудникам полиции и изложил все подробности инцидента, которые, кроме потерпевшего Л., подтвердила свидетель З. Гражданину В. пришлось отбыть админарест по 1-й части статьи за мелкое хулиганство, а по ч. 2 ст. 213 УК РФ был осужден только К., ибо он один совершил хулиганство с применением заменяющего оружие предмета и оказанием сопротивления лицу, пресекающему административное правонарушение. Попади К. палкой по голове А., не исключено, что пришлось бы ответить по совокупности ч. 2 ст. 213 и либо статьи УК о тяжких телесных повреждениях, либо о повреждениях средней тяжести.
Гражданин Е. на территории городского парка подошел к девушке, которую видел впервые. Услышав от нее решительный отказ продолжать разговор, сильно задевший его самолюбие, начал оскорблять незнакомку, затем схватил ее за плечо и разорвал блузку. Гражданка М. закричала, на помощь подоспели дружинники, которые препроводили правонарушителя в отделение полиции. Поскольку испорченная блузка оказалась незначительным ущербом личному имуществу потерпевшей, а оказать сопротивление дружинникам Е. не осмелился, на него был наложен штраф за админпроступок, предусмотренный 1-й частью ст. 20.1 КоАП.
Статья 158 КоАП РФ
До 1 июля 2002 года на территории России мелкое хулиганство являлось правонарушением, предусмотренным статьей 158 КоАП РСФСР.
Последняя редакция статьи «Мелкое хулиганство» админкодекса, утратившего силу по причине введения в действие КоАП РФ вместо КоАП РСФСР (согласно федеральному закону №196-ФЗ, подписанному президентом 30.12.2001), в отличие от действующей ст. 20.1:
устанавливала другой размер штрафа;
предусматривала «среднее» между штрафом и админарестом наказание - исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20 процентов заработка.
Статья админкодекса о мелком хулиганстве направлена на защиту личной неприкосновенности граждан и достоинства личности через поддержание ОП, при котором права и свободы человека гарантируются от нарушения противоправным поведением других лиц - такое Определение № 70-О дал 19 апреля 2001 года Конституционный Суд РФ. Предметом этого Определения КС послужила жалоба гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав статьей 158 КоАП РСФСР, оставленная без рассмотрения.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Информация об изменениях:
Статья 20.1 дополнена частью 3 с 29 марта 2019 г. - Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ
3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Информация об изменениях:
Статья 20.1 дополнена частью 4 с 29 марта 2019 г. - Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Информация об изменениях:
Статья 20.1 дополнена частью 5 с 29 марта 2019 г. - Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ
5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, -
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок.
Общий объект – совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами административного права.
Родовой объект – общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Видовой объект - в КоАП РФ видовой объект не выделяется.
Непосредственный объект – отношения в сфере общественного порядка.
Предмет – может отсутствовать, может быть в виде чужого имущества.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:
а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.
Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) | Хулиганство (ст. 213 УК) |
1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте. | 1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка. |
2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет. | 2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет. |
3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу. | 3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п. |
4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти... | 4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка. |
5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами. | 5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже. |
6. Налицо также уничтожение чужого имущества. | 6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества. |
7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия. | 7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия. |
Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.
Состав административного правонарушения – смешанный.
В случае нецензурной брани и оскорбительного приставания к гражданам – формальный, в случае уничтожения или повреждения чужого имущества – материальный.
Следовательно при квалификации мелкого хулиганства как повреждения или уничтожения чужого имущества обязательными или необходимыми признаками объективной стороны этого состава административного правонарушения будут являться вредные последствия (в виде повреждения или уничтожения собственности) и причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Субъект данного административного правонарушения общий (физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста привлечения к административной ответственности, т.е. 16 лет).
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).
Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:
1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;
2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);
3) административный арест - только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).
Квалификация нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также установленного порядка их организации и проведения (ст. 20.2. КоАП РФ).
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4настоящей статьи, -
2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -
3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -
4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6настоящей статьи, -
6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, является общественный порядок и общественная безопасность. При этом виновный нарушает правовые акты, посвященные порядку проведения митингов, собраний и т.д. (например, нормы главы 2 Закона о митингах о порядке уведомления органов исполнительной власти о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах). См. об этом также коммент. к ст. 5.38.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок организации (т.е. проведения, подготовки, оповещения о дате, о времени начала и окончания, о маршруте движения и т.п. мероприятий организационного характера) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Формы нарушения могут быть разнообразными: это и неуведомление госорганов о предстоящем митинге, и несвоевременное уведомление, и несообщение о цели собрания, о дате пикетирования и т.д. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий (например, сообщения госоргану недостоверных сведений о характере демонстрации), так и путем бездействия (например, несообщение о собрании, которое будет проведено).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 20.2 , состоит в организации либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 20.2 , состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекших создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 4 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшими причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 5 ст. 20.2., состоит в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействихя), предусмотренных частью 5 настоящей статьи, повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 7 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный организует (т.е. проводит всю работу по подготовке митинга, шествия и т.п.) и проводит несанкционированное (т.е. без разрешения, полученного своевременно и в установленном порядке от полномочного госоргана) собрание, демонстрацию и т.п. в непосредственной близости (у запретной зоны, у ворот зоны отчуждения и т.п.) от территории ядерной установки (например, АЭС), радиационного источника (например, месторождения природного урана), пункта хранения ядерных материалов (например, завода по переработке отработанного ядерного топлива) либо принимает активное участие - выступает на митинге, скандирует лозунги, раздает листовки участникам демонстрации и т.п. - в упомянутых акциях.
Объективная сторона данного административного правонарушения налицо в том случае, когда подобные действия осложнили (создали дополнительные нагрузки на персонал, препятствия к выполнению их функций и т.п.) выполнение персоналом указанных объектов их служебных обязанностей, создали угрозу безопасности населения и окружающей среде (например, из-за того, что может иметь место выброс радиации в атмосферу, заражение территории отходами ядерного топлива).
В целом состав административного правонарушения смешанный .
При этом налицо материальный состав в случаях, когда ответственность наступает, если имели место вредные последствия:
Повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),
Повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,
Затруднена работа персонала ядерной установки, создана угроза безопасности населения и окружающей среде.
В этих случаях необходимо устанавливать причинно-следственную связь между деянием и указанными в диспозиции статьи вредными последствиями.
Субъект административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, - специальный. Это граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет):
1) участники митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (по ч. 2 и 3 ст. 20.2);
2) организаторы этих мероприятий (по ч. 1и 2 ст. 20.2).
Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).
Ни мотивы, ни цели, ни иные побуждения виновного роли не играют: виновный в любом случае привлекается к административной ответственности.
Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.2, показывает, что:
1) по ч. 1 и 2 ст. 20.2 назначается только административный штраф (см. коммент.к ст. 3.5);
2) по ч. 3 ст. 20.2 - либо административный штраф, либо административный арест на срок до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.9);
3) и административный штраф, и административный арест назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).