Предмет и задачи курса отечественной истории. Предмет, методы и источники изучения отечественной истории
Предметом изучения
Объектом изучения
1)
2) практическо-политическая
3) мировоззренческая
4) воспитательная
Крымская война 1853 – 1856гг.: причины, ход, итоги.
Причины Крымской войны.
Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.
Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.
Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции
Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.
Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.
Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.
Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.
Функции исторического знания:
1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;
2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.
Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.
Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.
Основные этапы развития Российского государства
Функции исторической науки
Формационный и цивилизационный подходы к развитию истории
Предмет и методы исторической науки
Лекция 1
Тема : Теория и методология исторической науки
Основные вопросы:
4. Основные источники по «Истории Отечества». Вспомогательные исторические дисциплины
История (греч. historia) - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно. Таково первоначальное значение интересующего нас термина. С течением времени содержание этого понятия расширилось. Изучение основ современного состояния исторической науки - составная часть гуманитарного образования студентов. Ее предметом является упорядоченное изучение деятельности и действий людей, всей совокупности отношений в человеческом обществе. «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
Корни исторических знаний уходят в глубокую древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых представителей научного знания - Геродота (481 - 425 гг. до н.э.), изложившего в своем труде «История» не только собранные им сведения об историческом прошлом различных народов, но и географическую, этнографическую, политическую информацию об Ойкумене (совокупности областей Земли, заселенных, по представлениям древних эллинов, людьми). Но Геродот лишь механически описал все, что было ему известно; его книгу нельзя назвать критической, в которой сопоставлялись бы источники информации, рассматривались различные точки зрения на то или иное событие. Лишь с течением времени сформировалась специальная отрасль исторической науки -источниковедение , занимающаяся классификацией и изучением различных видов исторических источников. Именно на основе их всестороннего изучения мы можем судить о тех или иных сторонах развития человеческого общества.
История как наука многогранна. Она включает :
1. Изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история);
2. Исследование отдельных стран, регионов, континентов (история Европы, история Азии и Африки и т.д.);
3. Изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);
4. Отрасль знания, находящуюся на стыке нескольких дисциплин -философию истории, которая призвана выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии человеческого общества. В советское время, при господстве марксистского понимания исторического процесса, существовала однозначная трактовка различных событий и явлений, на Западе же философии истории в ХХ веке уделялось особое внимание. Многие труды зарубежных мыслителей в этой области стали теперь общедоступными.
Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы исследования истории.
1. Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение.
2. Субъективно-идеалистический метод. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе тем взаимодействием, которое имеется между личностью и народными массами, между полководцем и воинами, между руководителем и подчиненными и т.д. Если личность может выразить потребности общества, стать во главе общественного прогресса, тогда она вносит созидательный вклад в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо известны. Бесспорно также и то, что абсолютизация роли личности, его воли будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли народных масс.
3. Диалектико-материалистический метод. Краеугольным камнем диалектического материализма является учение о материальной природе мира, согласно которому в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.
В настоящее время основными принципами в изучении истории являются принципы всесторонности (объективности) и историзма.
Рассмотрение истории с позиций всесторонности (объективности) означает прежде всего:
1) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития;
2) опору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы;
3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним. Принцип историзма предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.
2. Предмет и функции отечественной истории как науки.
История (рассказ о прошедшем, об узнанном) - рассматривается в двух видах:
1. Как процесс развития природы и общества.
2. Как система наук, изучающая прошлое природы и человечества.
Античность – историю воспринимали как художественный рассказ о достопамятных событиях.
Средневековье – историю определяли, как наставницу жизни. История выполняла функцию назидания и руководителя простым людям.
Новое время – с развитием западноевропейской философии история выполняет роль «прислужницы» философии.
Только в начале XIX в. история становится самостоятельной наукой и понимается как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.
Ключевский дает определение предмета истории: с одной стороны «это выработка человека», с другой предмет истории это (законы развития человеческого общества) «природа и действие исторических сил».
Функции истории:
1. Познавательная – исходит из познания исторического процесса, как социальной отрасли научного сознания, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций общественного развития.
2. Практически – политическая – состоит в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического осмысления факторов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
3. Мировоззренческая – история дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.
4. Воспитательная – изучение ОИ воспитывает у народа нравственность,
Формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических правителей по результатам их дел.
2. Методы и принципы исторического исследования. Подходы к изучению прошлого.
Научное изучение прошлого обеспечивается общими методологическими принципами.
Принципы – как базовое знание.
Важнейшими методологическими принципами являются принцип историзма и объективности.
Принцип историзма включает в себя:
1. Исторические явления рассматриваются в процессе их эволюционного развития.
2.Этот принцип предполагает изучение конкретной эпохи.
3. Предполагает рассмотрение более общих явлений и процессов происходящих параллельно исследуемым.
Второй принцип это принцип объективности – предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанных под схемы.
Методы . К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные (сравнительный, статистический, логический), собственно-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историческое описание), специальные методы, заимствованные из других наук (социологический, метод математического анализа).
Подходы к изучению прошлого:
1. Формационный подход – было принято рассматривать исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Главное внимание уделялось классовой борьбе.
2. Цивилизационный подход – главное типологической единицей истории считается цивилизация. Это сообщество людей, общественно основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющими устойчивые особые черты в культуре, социально-экономической организации, политической сфере и т.д. При цивилизационом подходе главным звеном, явлением рассмотрением в историческом процессе является человек с его мировоззрениями, характером, менталитетом. Этот подход имеет сравнительный характер.
3. Источники и историография отечественной науки.
Исторические источники понимают совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества.
Классификация групп исторических источников:
1.вещественные
2. письменные
4. кино-фотодокументы
5. искусственные
Особенности письменных источников:
1. Письменность возникла гораздо позже, чем человек
2. Письменный источник очень субъективен (летописи, мемуары, худ. литература)
Вещественные источники:
1. Археологические находки, любой материальный предмет прошлого
2. Вещественные источники менее информативны
Устные источники: былины, сказания. Эффект «глухого телефона»
Кино-фотодокументов очень мало.
Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина. Наука, занимающаяся анализом, классификацией. Крупнейшая наука в ряду вспомогательных дисциплин.
Геральдика – наука о гербах.
Метрология (историческая) – наука, изучающая разные меры длин S, V, веса в истории.
Ономастика – наука, изучающая имена собственные.
Нумизматика – изучает историю денег, чеканки, денежные обращения.
Сфрагистика – изучение печатей.
Хронология (историческая) – системы летоисчисления.
Этимология – наука, изучающая происхождение слова или термина.
Историография – история исторической науки.
Задача состоит в то, что она должна описать и проанализировать взгляды, идеи, концепции историков, а так же поиск закономерностей в развитии исторической науки.
Этапы развития исторической науки:
1. Древнерусский
Провиденционализм (предвидение, предначертание)
Летопись (хронограф)
2. Среднерусский (средневековье), жизнеописание, провиденционализм.
3. XVIII-XIX в. Новое время
4. XIX-начало XX в. Многократность, полекаузальный подход (много, причина)
4. Восточные славяне в догосударственный период.
Происхождение славян:
Принадлежит индоевропейской семье народов, расселившихся на территории Евразии от Индии до Западной Европы, во 2-ом тысячелетии до Н.Э. собственно славяне вышли на историческую арену в VI-VIII в. Н.Э. существуют две концепции происхождения славян:
1. Автохонтная – славяне исконное население восточно-европейской равнины
2. Миграционная – славяне переселились на восточно-европейскую равнину из «дунайская концепция» или «прибалтийская концепция».
Занятие славян: Восточные славяне занимали огромную территорию от Карпатских гор до берегов Балтики, от Западной Двины до верхов Волги и Оки (огромные лесные массивы, крупные речные системы, равнина).
Основные занятия: охота, бортничество, звероловство, подсечное земледелие.
Подсечная система земледелия и колонизации (освоение, перемещение новых территорий).
Речные системы: реки являлись главным средством сообщения, по рекам проходили важнейшие торговые пути (из Варяг в Греки).
В XI-IX в. Н.Э. у восточных славян начинаются сложные социально-экономические процессы: прежде всего распад родовой общины, появление городов, письменности, и усложнение социальной структуры общества. Настоящей «революцией» стало открытие технологии выплавки и обработки железа. К XVIII в. У славян можно было наблюдать трехпольную систему наряду с железными орудиями труда, приводит к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство. Это первый шаг на пути к распаду родовой общины и превращении ее в соседскую.
Культура и верование восточных славян:
Верования славян были языческие, славяне поклонялись силам природы. Верования восточных славян не превратились в религию. Некоторые праздники действуют и сегодня (масленица, Иван Купала). С разложением рядовой общины стало необходимым появление новой религии.
5. Образование Киевской Руси: экономические и политические предпосылки, роль варяжского фактора.
В IX веке было образовано государство Киевская Русь . Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Киевскую Русь считают раннефеодальным государством – феодальные отношения в этот период только зарождаются, формируются два основных класса: феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Основную массу населения составляли крестьяне.
Можно выделить следующие категории зависимых крестьян:
1) холопы – рабы;
2) закупы – крестьяне, взявшие ссуду и до возвращения долга, работающие на своих кредиторов;
3) рядовичи – крестьяне, работающие по договору;
4) смерды – крестьяне, вышедшие из общин под власть князя, а также переселенные на земли князя, представители освобожденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить оброк и участвовать в военных походах.
Также существовали независимые крестьяне , которые вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.
Класс феодалов составляли: великий князь, представители старшей дружины князя, бояре, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.
Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси назывался «Правда Русская». Создана в 1072 году. С 1068 по 1072 разработано новое законодательство под названием «Правда Ярославичей». Это законодательство дополнило старую «Русскую правду», которая не отвечала требованиям развития общества. Кровную месть заменили штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране.
Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое Русью в период княжения Владимира I. Монастыри и церковь были крупными землевладельцами, собиравшие огромные подати с живших на церковных землях крестьян.
Хозяйство Киевской Руси имело преимущественно натуральный характер, главной отраслью являлось земледелие. К XII веку появились более совершенные орудия труда (плуг, бороны), начинают применять трехполье.
Московский государственный университет приборостроения и информатики
Отечественная история
Конспект лекций
Москва, 2011
УДК 94 (100) «654»
Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., доц., к.и.н. Гусарова М.Н., к.и.н. доц. Захаров В.Ю.
Отечественная история. Конспект лекций. 3-е издание. М.: МГУПИ, 2011, 149 с.
© Бодрова Е.В., 2011.
© Гусарова М.Н., 2011.
© Захаров В.Ю., 2011
© Московский государственный
университет приборостроения
и информатики 2011.
Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития.. 5
1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 5
2. Общая периодизация всемирной истории. 10
3. Проблема места и роли России в мировой истории. 11
Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья (IX-XIII вв.) 17
1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 17
2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь. 29
3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 33
Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия 35
2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 35
3. Причины и последствия опричнины. 35
1. Становление Московского централизованного государства. 35
1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных. 38
2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 38
3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.) 40
Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.. 42
1. Возникновение капиталистического уклада. 42
2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 44
3. Московское государство в годы правления первых Романовых. 47
Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 59
1. «Петровская революция» и ее значение. 59
2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения. 66
3.Просвещенный абсолютизм в России. 69
Внешняя политика России в XVIII веке. 72
Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России.. 75
1.Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития 75
2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?. 79
3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I 81
4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. 83
5. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. 87
6. Внешняя политика России в XIX веке. 93
Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века.. 97
1. Начало капиталистической индустриализации её особенности. 97
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 98
3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции. 100
4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма. 102
Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 103
1. Причины революции. 103
2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии. 104
3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства. 104
Тема 9. Советская Россия: практика выживания.. 107
1. Первые преобразования Советской власти. 107
2. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия 108
3. Советское государство. Модели социалистического строительства. 110
Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.. 116
1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века. 116
2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы 117
3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. 120
4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг. 124
5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса. 125
6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 126
Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.. 128
1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса 128
2. НТР ее социально-экономические последствия. 129
3. НТР: СССР и современная Россия. 131
4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.) 132
5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985) 134
6. Перестройка (1985 –1991) 135
7. Распад СССР. 136
Тема 12. Современная Россия.. 138
1. Последствия распада СССР. 138
2.Причины смены общественной модели. 138
3. Складывание новой политической системы.. 143
4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации. 144
Заключение к курсу.. 148
Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития
План
1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.
2. Общая периодизация всемирной истории
3. Проблема места и роли России в мировой истории.
Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография
Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.
«История существует сама по себе, и ей безразлично, одобряем мы ее или не одобряем ».
Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.
Выделяются следующие функции исторического знания:
1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;
2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Принципы научного исследования истории:
1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.
3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.