Не остановился по требованию дпс и скрылся. Что будет, если не остановиться по требованию инспектора? Существуют и более радикальные способы остановки
Наверно нет такого автомобилиста, которого хоть раз не остановил бы инспектор ГИБДД. Это происходит по разным причинам, от откровенного нарушения правил, до возможных мероприятий по поиску правонарушителей.
Но не все водители готовы остановиться по требованию, считая это излишним или даже неправомерным требованием.
Давайте разберемся, когда и как инспектор ГИБДД может остановить автомобиль и что ждет тех, кто не желает подчиниться таким требованиям.
○ Когда и как инспекторы ГИБДД могут останавливать ТС.
Первый вопрос, который интересует водителя, это по чьему требованию и на каком основании они должны остановиться. П. 2.4 ПДД отвечает на этот на этот вопрос:
- «2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.»
Под регулировщиком понимается не только сотрудник регулирующий движение на том или ином участке дороги, но и любой инспектор ДПС стоящий на посту. К этой же категории относятся и сотрудники ППС. Такой вывод можно сделать из определения «регулировщика» данного в п. 1.2 ПДД.
Инспектор, принявший решение остановить ТС, должен подать понятный водителю сигнал жестом или при помощи громкоговорителя и указать место остановки. Если машина не остановится, возможно ее преследование с применением специальных средств. Если этого окажется недостаточно будет передана информация постам ДПС, а они уже ограничат движение, выставив кордон, перекроют дорогу другими автомобилями. В крайнем случае, возможна стрельба из огнестрельного оружия.
Так почему могут остановить автомобиль? Самая распространенная причина – нарушение правил . Кроме того, иногда инспектору требуется срочная помощь, например, в качестве понятого, или в городе объявлены мероприятия по задержанию преступника с ориентировкой на машину, похожую на вашу.
По новым правилам остановка для обычной проверки документов возможна только на стационарных постах , но часто такие проверки устраивают на дорогах, ссылаясь на наличие ориентировок.
○ Наказания и штрафы: не остановился по требованию.
Ответственность за неостановку по требованию инспектора предусмотрена ч. 2. Ст. 12.25 КоАП:
- «Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.»
Штраф в 500- 800 р . не слишком велик, если не принимать в расчет возможные последствия погони. Если инспектор не станет преследовать нарушителя, то шанс его получить, минимален, разве, что по результатам видеофиксации вам придет письмо.
Но если инспектор пустится в погоню ситуация может развиться гораздо хуже. Вплоть до применения ч.1 т. 19.3 КоАП за неповиновение сотрудникам при исполнении. Потом в суде придется доказывать, что ст.12.5 КоАП частная по отношению к ней и должна применяться в данном случае, но инспекторы расскажут, как вы не хотели выходить из машины и сопротивлялись.
○ Последствия и меры к задержанию.
Если вы не остановились по требованию уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, результат может быть разным. В первом варианте сотрудник просто проигнорирует ваше поведение. Обычно именно так поступают в отношении мототранспорты средств, что породило ошибочную уверенность водителей в том, что преследовать их нельзя. На самом деле инспекторы просто боятся, что в процессе преследования может произойти опасное ДТП с тяжелыми травмами для водителя мотоцикла, а потому преследуют только при откровенных нарушениях. Но такой вариант далеко не всегда срабатывает.
Гораздо чаще информация передается другим постам и вот уже они тоже дают сигнал остановиться. Скорее всего, второй уже пустится в погоню.
Если происходит серьезное нарушение, например, у инспектора появились сомнения в трезвости водителя, есть ориентировки на угнанный автомобиль или на задержание подозреваемых в иных преступлениях, то и первой неостановки будет достаточно для погони. Конечно, сначала инспектор громко предупредит об обязанности остановиться, а дальше может дойти даже до применения огнестрельного оружия в установленном порядке.
Стрелять будут стараться по колесам, у инспекторов нет желания отвечать за вред здоровью водителей, но могут причинить и другой ущерб машине. В дополнение скажем, что немало случаев применения силы к задержанным после погони водителям, зачастую это незаконно, но здоровья не прибавляет. Потому не стоит игнорировать законное требование инспектора остановиться. Проверка займет несколько минут, и вы спокойно поедете дальше.
Основной обязанностью сотрудников ГИБДД является обеспечение порядка на дороге и наказание тех участников дорожного движения, которые этот порядок нарушают. В связи с этим дорожный инспектор вправе останавливать водителей для проверки их документов или при подозрении, что они нарушают Правила дорожного движения. В случае неподчинения сотруднику ГИБДД в этом требовании водитель может быть наказан. Возможные меры и основания для их применения стоит рассмотреть более подробно.
Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД
Меры наказания для водителя, который не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, зависят от ситуации. Если игнорирование требований автоинспектора произошло ненамеренно (например, водитель не заметил сигнала или не мог остановиться по объективным причинам), чаще всего его ожидает только штраф .
Останавливать водителя имеет право не только инспектор ГИБДД, но и обычный полицейский и некоторые другие обозначенные в законе представители власти. Важным условием при этом является то, что они должны находиться при исполнении своих служебных обязанностей.
Размер штрафа также зависит от конкретного вида нарушения, а именно:
1. От 500 до 800 руб . Такой размер штрафа будет наложен на водителя, если он не остановится по требованию следующих лиц:
- сотрудника полиции;
- должностного лица федерального органа исполнительной власти, которое выполняет функции по осуществлению контроля и надзора в сфере транспорта (то есть сотрудника ГИБДД).
Данное наказание установлено ч. 2 ст. 12.25 Кодекса об административных нарушениях .
2. От 500 до 1000 руб . Этот штраф будет наложен в случае неподчинения:
- сотруднику полиции;
- военнослужащему;
- сотруднику органов уголовно-исполнительной системы.
В этом случае, кроме штрафа, к нарушителю могут применить наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток. Это установлено ч. 1 ст. 19.3 Кодекса об административных нарушениях.
Кроме угрозы наложения штрафа, автоинспектор имеет право преследовать водителя, который не остановился после специального сигнала и пытается скрыться, а также передавать данные о нем на другие посты ДПС. Принудительная остановка нарушителя может осуществляться такими способами:
- использование специально предназначенных для этих целей средств;
- применение огнестрельного оружия;
- заслон проезжей части патрульными или грузовыми машинами;
- введение временного ограничения или полного запрета движения на отдельных участках дороги.
Что касается огнестрельного оружия, то в ряде ситуаций сотрудник ГИБДД имеет право применять его, стреляя по покрышкам автомобиля нарушителя. Это может привести как к нанесению ущерба самому ТС, так и к возникновению угрозы для жизни водителя. Поэтому штраф является далеко не самым неприятным последствием неподчинения требованиям автоинспектора.
Когда отказ от остановки может быть обоснован
Неподчинение требованиям инспектора и отказ от остановки в некоторых случаях может быть вполне оправдан некоторыми внешними обстоятельствами. Вот пример нескольких ситуаций, при которых не стоит останавливаться даже после знака автоинспектора:
- Немедленная остановка по сигналу, поданному инспектором, может повлечь за собой опасность возникновения аварийной ситуации или нарушение Правил дорожного движения. Еще одним вариантом может быть ситуация, когда сигнал был подан слишком поздно или водитель вовремя не заметил его. В этом случае лучше не останавливаться и продолжить движение для ближайшего места, где остановка уже будет законодательно разрешена. После этого можно вернуться на пост автоинспектора и ответить на его вопросы. В такой ситуации водитель может даже избежать штрафа, если приведет объективные причины своих действий и обоснует их.
- Сигнал об остановке был подан на малоосвещенном участке дороги или лицом, не похожим на инспектора ГИБДД. В этом случае лучше перестраховаться, ведь даже возможное преследование или наложенный штраф не так опасны, как вероятность быть ограбленным мошенником, который выдает себя за автоинспектора.
ВАЖНО! Каждый водитель имеет право требовать от сотрудника ГИБДД предъявления документов, подтверждающих его принадлежность к правоохранительным органам.
Кроме этого, автоинспектор также должен соблюдать определенную процедуру правильного торможения водителя, которая состоит в следующем :
1. Сначала сотрудник ГИБДД должен выделить нужный ему автомобиль одним из таких способов:
- при помощи громкоговорящего устройства;
- жестами;
- при помощи полосатого жезла;
- с использованием световозвращателя красного цвета.
Помимо этого, автоинспектор также имеет право привлекать внимание участников дорожного движения свистком или другими специальными световыми или звуковыми сигналами.
2. Указать водителю место для остановки.
В случае нарушения сотрудником ГИБДД установленной процедуры торможения водитель имеет законное право не подчиняться ему и продолжать движение. Однако в этом случае ему нужно быть готовым получить постановление на уплату штрафа. В дальнейшем свою правоту придется отстаивать уже в суде, где понадобятся дополнительные доказательства его невиновности.
Время чтения: 3 минут
Участникам дорожного движения хорошо известно правило останавливаться по сигналу инспектора дорожной полиции В противном случае предусмотрено наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС. Однако бывает, что водитель не смог вовремя отреагировать на останавливающий знак и продолжил движение. Подобная ситуация может развиваться в нескольких вариантах.
Когда и как сотрудники ГИБДД имеют право остановить автомобиль
Перед выяснением ответа на вопрос, что будет, если убежать от ДПС в 2019 году, предлагается рассмотреть ситуации по регламенту остановки автомобиля. Согласно действующим правовым нормам, инспектор ГИБДД не должен останавливать автомобиль без необходимости. Другими словами, банальная проверка документов – не причина для остановки. Процедура по такому варианту возможна лишь в 2 случаях:
- документы проверяются стационарными постами ДПС;
- документы проверяются в рамках спецмероприятий.
Помимо этих двух случаев, Административным регламентом ГИБДД (п. 63) обозначены другие основания для остановки автомобиля. Основными являются:
- установленные признаки нарушения ПДД;
- имеющиеся свидетельства причастности транспортного средства (водителя или пассажиров) к совершенным ДТП, административным правонарушениям или преступлениям;
- наличие информации об использовании автомобиля в незаконных целях или о розыске транспортного средства;
- необходимость привлечения участников движения к выяснению обстоятельств ДТП;
- необходимость использовать транспортное средство сотрудниками ГИБДД или привлечения водителя по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.
Каждый водитель обязан знать описанные в Правилах дорожного движения сигналы регулировщика. В случае необходимости сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство одним из таких способов:
- используя громкоговорящее устройство;
- выделяя машину жестом и указывая место ее остановки;
- подавая жест рукой, полосатым жезлом, светоотражающим диском (возвращающим красный цвет);
- привлекая внимание водителя или других фигурантов дорожного движения свистком и специальными светозвуковыми сигналами.
Добропорядочный водитель, заметив один из подобных сигналов, должен понимать, что особых неприятностей встреча с сотрудниками ГИБДД не принесет. Поэтому его нормальная и естественная реакция – выполнение требований инспектора.
Что будет, если водитель уехал от ДПС? Скорее всего, ее сотрудниками будут приняты меры для задержания.
Меры по задержанию
Понятия «остановка» и «задержание» принципиально отличаются друг от друга по смыслу и по порядку применения.
Задержание – следующий этап после невыполнения требований инспектора остановиться.
Если водитель проигнорировал сигнал сотрудника ГИБДД и не остановился, то формально им совершено административное нарушение. В таком случае регламентирующие документы предоставляют право на задержание – кратковременное ограничение свободы для физического лица.
Главным основанием для такой меры становится необходимость более детального рассмотрения обстоятельств по административному правонарушению: инспектор имеет право и должен выяснить, почему водитель предпочел скрыться. По результатам задержания определяется, что будет, если скрылся от ДПС.
Меры по задержанию чаще всего сводятся к следующему:
- информация передается другим сотрудникам ГИБДД, которые используют различные способы для того, чтобы остановить транспортное средство;
- преследование автомобиля, водитель которого проигнорировал требование инспектора об остановке; эта процедура может начаться предупреждением по громкоговорителю и закончиться применением сотрудниками ГИБДД огнестрельного оружия.
Задержание (ограничение свободы) может длиться от 3 часов до 2 суток. Сроки исчисляются от момента доставки задержанного водителя в специальное учреждение или отведенное помещение. Оборудуются таковые в отделениях МВД. Если же водитель был задержан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то срок ограничения свободы исчисляется с момента вытрезвления.
Наказание
В случаях неостановки предусмотрено наказание за неподчинение сотрудникам ДПС. В таких случаях инспектор составляет стандартный протокол, которым подтверждается совершенное административное правонарушение. Тогда взыскание за игнорирование требований сотрудника инспекции может колебаться в пределах 500–800 руб.
Конкретная сумма штрафа зависит:
- от причин, по которым инспектор останавливал транспортное средство;
- объяснений водителя по поводу неостановки;
- дополнительно установленных обстоятельств.
Детализацию возможных денежных взысканий содержит . По ней можно сориентироваться в том, что будет, если «угнал» от ДПС. Окончательное право по выбору размера штрафа исключительно в указанных пределах остается за сотрудником ГИБДД.
Как избежать штрафа
Если дело дошло до того, что за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД оформлено постановление, можно воспользоваться правом на оспаривание. Продуктивнее всего строить доказательства, которые оправдывают водителя, на неоднозначности сигналов регулировщика. Защитные положения можно строить приблизительно так.
Количество дорожных нарушений растет пропорционально росту количества автомобилей. Правила дорожного движения постоянно ужесточаются, поэтому сотрудники ДПС все чаще останавливают и проверяют водителей.
Иногда водитель проявляет неповиновение сотруднику ДПС и не останавливается по его требованию. Чем грозит подобное неподчинение, мы и расскажем в данном материале. Вся информация представлена по состоянию на 2016 год.
Помните, что если вы будете в будущем оперировать теми или иными данными из этого материала, то всегда учитывайте их актуальность.
Например, если человек проявил неповиновение работнику ДПС и не остановился по его требованию, однако в дальнейшем был пойман, ему будет предъявлено обвинение , поскольку он совершил нарушение согласно действующим Правилам дорожного движения. Так, они гласят, что водитель обязан остановиться по требованию сотрудника ДПС в месте, на которое он укажет.
Ответственность за данный поступок водитель несет согласно законодательству. Она предполагает выплату штрафа в размере от 500 до 100 рублей. При этом право выбора размера штрафа остается за сотрудником ДПС.
Причины, по которой водители не останавливаются по требованию сотрудников дорожной службы, существуют разные:
- алкогольное опьянение;
- желание скрыться с места ДТП;
- желание быстро проехаться.
Крайне рекомендуется всем водителям прочесть те нормативные акты, которые содержат информацию о такого рода нарушениях и что им может грозить в случае неповиновения. Как вы помните, незнание законодательной базы не избавляет водителя от ответственности.
Согласно кодексу Российской Федерации, если водитель не останавливается по требованию сотрудника ГИБДД, то ему, помимо штрафа, может грозить административная ответственность, предполагающая арест сроком на 15 суток. Также человеку может грозить и уголовная ответственность, если он после остановки автомобиля прибегает к оскорблению сотрудника ДПС при исполнении. Наказание бывает двух видов:
- наложение штрафа до 40000 рублей;
- выполнение обязательных работ длительностью 360 часов (15 суток).
Возможные опасные последствия отказа водителя остановиться
Конечно же, если водитель не заметил, что его пытается остановить сотрудник ДПС, например, при совершении трудного маневра или тогда, когда сигнал был подан очень поздно, то никаких последствий для него не будет.
А вот совершенно другой случай, когда водитель намеренно не остановился по требованию , даже когда сотрудник ДПС подал сигнал вторично.
Если водитель не выполняет требование остановить свой автомобиль, то сотрудник ДПС автоматически получает право приступить к преследованию нарушителя. Также сотрудник имеет право на передачу информации другому наряду ДПС, который, в свою очередь, получает право остановить автомобиль нарушителя в принудительном порядке. Все это регламентируется соответствующей статьей в административном документе ГИБДД.
Также можно изучить федеральный закон , посвященный полиции, в нем говорится, что сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль, водитель которого хотел уехать, используя при этом следующее:
- специальные средства, разработанные для избегания встречи с сотрудниками ДПС;
- временной запрет движения на тех или иных дорожных отрезках;
- грузовые или патрульные транспортные средства, которые стоят на проезжей части с целью заслона;
- применение огнестрельного оружия.
Объективные причины не останавливаться по требованию сотрудника ДПС
Далеко не во всех случаях водитель, который не остановился по требованию работников ГИБДД, хотел сделать намеренное правонарушение.
Чаще всего это происходит в двух случаях:
- если водитель не остановился, поскольку соответствующее требование настигло его на плохо освещенном дорожном участке, или тогда, когда человек, призывающий его остановиться, не показался ему похожим на сотрудника ДПС. В таких случаях лучше заплатить штраф, чем стать жертвой мошенников. Помните, что сотрудник ДПС по требованию водителя должен показать ему свой нагрудный знак и удостоверения сотрудника дорожной службы;
- если он не остановился в указанном месте, поскольку такая остановка стала бы грубым нарушением правил дорожного движения. Лучшее решение – это требование остановить автомобиль в положенном месте. Если же сотрудник дорожной службы все равно продолжает выписывать штраф, то следует уточнить причину неподчинения.
Как работник ДПС обязан останавливать водителей
Когда речь заходит о процедуре неповиновения после требования остановить автомобиль, нужно дополнительно знать и о том, как должна выполняться процедура остановки
самим сотрудником ДПС. Данная процедура подробно расписана в документе, регламентирующем правила дорожного движения, которые водитель должен изучить прежде всего.
Для того чтобы водитель остановил автомобиль, сотрудник ДПС должен выделить его специальным жестом или посредством громкоговорящего устройства. Потом он обязан указать место остановки по требованию. Чтобы достичь максимальной четкости сигнала, можно для указания использовать не только руку, но также специальный жезл, или же красный световозвращатель. Помимо этого, чтобы привлечь внимание водителя и прочих участников дорожного движения, сотрудник дорожной службы может использовать свисток или же другие сигналы.
Можно ли обжаловать постановление сотрудника ГИБДД?
Водитель имеет полное право на обжалование штрафа или другого наказания в более высоко стоящем органе ГИБДД или же в суде. В первом случае процедура обжалования не столь хлопотная и затратная в плане сборов требуемых документов, но она при этом более сложная в отношении доказательства невиновности. Дело в том, что интересы ведомства могут так или иначе оказывать влияние на то или иное решение.
Если водитель желает оспорить имеющееся постановление касательно себя, он должен аргументировать свое положение теми или иными статьями или нормативными документами.
Так, основанием оправдания может быть соответствующий пункт Административного регламента, который был принят в МВД в соответствии с приказом министра Внутренних Дел. Положения данного документа гласят, что регулирующие сигналы должны подаваться четко и максимально понятно для водителей транспортных средств.
В данном случае они могут объяснить свой отказ останавливаться по требованию сотрудника ДПС такими тезисами:
![](https://i2.wp.com/avtourist.express/wp-content/uploads/2016/11/prava-sotrudnika-dps.jpg)
Но нужно знать, что все это, несмотря на наличие презумпции невиновности, водитель, который оспаривает постановление , будет все доказывать самостоятельно посредством показаний свидетелей или записей на регистраторе.
Всем известно, что количество автомобилей на дорогах значительно выше, нежели количество сотрудников ДПС. Соответственно, вероятность того, что для проверки остановят именно ваш автомобиль, не слишком высока, особенно если вы при этом не нарушали никаких правил.
И если вы увидели, что вас желают остановить, то не стоит беспокоиться. Лучше остановитесь и выслушайте, что от вас хотят. Если вы ничего не совершали, то такая встреча не обернется для вас ничем плохим.
Как известно, инспекторы ГИБДД имеют право останавливать автомобили как на стационарных постах, так и вне их. Но что если водитель, к примеру, не заметил или не понял сигнал инспектора, означающий требование об остановке, или побоялся останавливаться ночью на загородной трассе, не будучи уверенным, что перед ним настоящий инспектор, а не злоумышленник? Предусмотрено ли наказание за это нарушение, и каково оно?
Как подается сигнал об остановке автомобиля?
С огласно пункту 6.11 ПДД, «требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство» . Увидев сигнал об остановке, «водитель должен остановиться в указанном ему месте».
Административный регламент ГИБДД, кроме того, дополняет, что сигнал об остановке может подаваться «при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство», а «в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности)». Кроме того, «при подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства».
Резюмируя все вышесказанное, инспектор подает сигнал об остановке рукой, жезлом или диском либо с помощью громкоговорителя, а также должен указать место для остановки машины .
Что будет, если не остановиться по требованию инспектора?
Если проехать мимо инспектора, подавшего сигнал об остановке, вариантов развития событий может быть два. Административный регламент ГИБДД в этом случае предусматривает меры либо по передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников, либо по преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства. То есть, водителя либо остановят на следующем посту ГИБДД, либо догонят на патрульном автомобиле с включенными светозвуковыми сигналами и потребуют остановиться через громкоговоритель .
Невыполнение требования инспектора об остановке наказывается штрафом согласно части 2 статьи 12.25 КоАП РФ: «невыполнение законного требования сотрудника полиции , должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей ».
Обратите внимание: действия водителя, не остановившегося по сигналу инспектора, а затем остановленного принудительно, нельзя трактовать как «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» из части 1 статьи 19.3 КоАП, за которое предусмотрен либо штраф, либо административный арест на срок до 15 суток. Если водитель остановился после повторного требования и после остановки выполняет все законные требования инспектора, к нему может быть применено наказание исключительно в виде штрафа согласно вышеуказанной части 2 статьи 12.25.
Что будет, если не остановиться и на следующем посту или по сигналу инспектора, преследующего водителя на патрульном автомобиле?
В случае, если водитель не останавливается после повторного требования об остановке, инспектор ГИБДД, действуя в рамках административного регламента, имеет право на принудительную остановку с применением спецсредств, вплоть до перекрытия дороги патрульными или грузовыми автомобилями и применения огнестрельного оружия, если водитель «отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан» (часть 3 статьи 23 закона «О полиции»). Так что не стоит пытаться скрыться от погони, полагая, что это поможет избежать наказания.