Московский государственный университет печати. Московский государственный университет печати Знак выделения прямой речи 7 букв
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала:
– Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
- Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
- Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
Лермонтов
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:
- «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» – воскликнул я невольно.
Лермонтов
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
«Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
– Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
- – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
- – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
– Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?
Лермонтов
– Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.
Чехов
– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
– Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
- – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
- «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».
Прямая речь может непосредственно включаться в авторское предложение в качестве его члена; такая чужая речь заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).
Прямая речь, принадлежащая разным лицам, выделяется кавычками отдельно; при расположении в подбор, без указания на то, кому принадлежат слова, реплики отделяются друг от друга тире: «Самовар - готов?» - «Нет еще...» - «Отчего? Там пришел кто-то». - «Авдотья Гавриловна» (М. Г.).
Если одна из реплик сопровождается авторскими словами, то следующая не отделяется тире: «Вы ведь вдова?» - спросил он тихо. «Третий год». - «Долго были замужем-то?» - «Год пять месяцев...» (М. Г.); «Вы слышите? - спросил мастер. «Шумит гроза...» - «Нет, это меня зовут, мне пора», - пояснил мастер и поднялся с постели. «Постойте! Еще одно слово» (Булг.).
Ср. также примеры на возможные комбинации при сочетании реплик и авторских слов (тире ставится при контактном расположении разных реплик; тире отсутствует, если реплики разводятся авторскими словами): «Петер, - сказала мать отцу уже после того, как я родился, - не горюй. Я забыла завязать нитку на прялке. Значит, сын принесет нам счастье». - «Я не знаю, что это такое», - сказал отец. «Я тоже хорошенько не знаю, - ответила мать, - но я думаю, что счастлив тот, кто доставляет счастье многим людям» (Пауст.); Когда я кончил бюст, Байрон мельком взглянул на него и сказал: «Вы сделали не меня, а благополучного человека. На вашем бюсте я не похож». - «Что же дурного, если человек счастлив?» - спросил я. «Торвальдсен, - сказал он, и лицо его побледнело от гнева, - счастье и благополучие так же различны, как мрамор и глина. Только глупцы или люди с низкой душой могут искать благополучия в наш век. Неужели на моем лице нет ни одной черты, говорящей о горечи, мужестве и страданиях мысли?» Я поклонился ему и ответил: «Вы правы. Мой резец мне изменил. Я радовался, глядя на вашу голову, а радость туманит глаза». - «Мы еще встретимся», - сказал Байрон, пожал мою руку и вышел (Пауст.).
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине или в конце). Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается с прописной или строчной буквы в зависимости от места расположения ее по отношению к авторским словам:
1) «...Если добро имеет причину - это уже не добро; если добро имеет следствие - то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», - писал Л.Н. Толстой в своих дневниках; «...Поэма перерастает в мои воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют, чтобы я с ними что-нибудь сделала», - замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме»; «...С былью она не считалась, создавая свою», - вспоминает А.И. Цветаева, упрекая Марину в своеволии, в искажении облика их общих знакомых ;
2) «Биография героини... записана в одной из моих записных книжек», - пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова ;
3) «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, - я же всегда считала, что это неверно...» - писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке ;
4) М. Цветаева пишет Рильке «...я не понимаю, когда говорят о французских, русских или прочих поэтах. Поэт может писать по-французски, но не быть французским поэтом. Смешно» .
Цитата, включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), а знаки препинания употребляются только те, которые диктуются самим строем предложения: Мысль Л.Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское содержание .
Если цитата не является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом: Ф. Искандер заметил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести...» . Ср.: Академик И.П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель; барство - самый опасный яд». - Академик И.П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель...». - Академик И.П. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель...»
Если в цитате имеется многоточие, а цитирующий сокращает ее, то многоточие, поставленное цитирующим, заключается в квадратные или угловые скобки: «Дошло ли описание его погребения... Немножко узнала о его смерти: умер утром, пишут - будто бы тихо <...>, будто не зная, что умирает (поверю!)», - писала М. Цветаева Б. Пастернаку о смерти Р.М. Рильке .
При цитировании может возникнуть потребность подчеркнуть отдельные слова цитаты, в таком случае цитирующий в скобках оговаривает данное выделение: (курсив наш . - Н. В.); (разрядка наша . - Ред.): «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами. - Н. В.) эмоции» (Ю. Лотман).
Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки: «Спасибо за любование Муром [сыном М. Цветаевой]. Лестно (сердцу)...» - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.; «Лестницу, наверное, читал? П<отому> ч<то> читала Ася. Достань у нее, исправь опечатки», - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г .
Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, выносится за скобки: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь» (Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. М., 1990. С. 431); восклицательный, вопросительный знаки и многоточие, заканчивающие цитату, сохраняются перед скобкой: «Взойдешь ли ты когда, Свобода, блеснет ли луч твой золотой?..» (Ф. Тютчев); «Останься пеной, Афродита, и, слово, в музыку вернись, и, сердце, сердца устыдись, с первоосновой жизни слито!» (О. Мандельштам).
Если в цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы - «лапочками» и «елочками»: ««Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости», - сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но все приготовляясь и приготовляясь двинуться вперед, к подлинному уважению» (В. Распутин).
245. Прочитайте предложение с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делаете четкую паузу, прямую речь выделите голосом, учитывая вид предложения. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? Составьте схемы предложений.
1. И сказала скалка. "Мне Фёдору жалко". А: "П".
2. И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?". А: П?".
3. И зарыдала корыто: "Увы, я разбито, разбито!". А: "П!".
4. И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу". А: "П"
(К. Чуковский)
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
246. Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора. Выпишите предложения с обращением.
Предложение с обращением: 1. "А ты что, кумушка, в дорогу?" - ей с возу Курица кричит. 3. "Стой, братцы, стой!" - кричит Мартышка. 4. "Ах ты, обжора! Ах, злодеи!" - тут Ваську Повар укоряет. 5. "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?" - говорит ей муравей. 7 "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - ей Мишка отвечал. 9. "Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал сурок.
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. Перед словами автора после прямой речи ставится запятая и тире. Если предложения в прямой речи вопросительные или восклицательные, то перед словами автора после прямой речи ставится тире.
"Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?" - Лисицу спрашивал Сурок.
Предложения с прямой речью. Прямая речь заключается в кавычки, стоит перед словами автора поэтому перед словами автора стоит тире. Предложение в прямой речи вопросительное, восклицательное, поэтому в конце стоит вопросительный знак. Слово "кумушка" - обращение, поэтому выделяется с запятыми. В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью перед словами автора?
1. "Что с вами приключилось, малыши?" - спросил Андрей.
2. "Пойдемте со мной, ребятки!" - предложил Андрей.
3. "Вы у меня в гостях, ребята", - произнес Андрей.
В первом предложении стоит вопросительный знак, во втором - восклицательный, а в третьем - точка.
1. Отец серьезно спросил: "Почему ты не сделал уроки?". 2. Мальчик воскликнул: "Ура!" . 3. Экскурсовод сообщил: "А сейчас мы проезжаем Красную площадь". 4. "Я не пойду с тобой", - возразил Александр. 5. "Куда ты так рано идёшь?" - удивилась девочка. 6. Учитель физкультуры скомандовал: "В шеренгу становись".
1. "Проводи нас, дедушка (обр.)", - мы попросили лесника. (Предложения с прямой речью, слова автора стоят после прямой речи). 2. "Ступайте, ребята (обр.), за мной!" - пригласил он. 3. Ребята ответили : "Мы готовы, Иван Ильич (обр.)". 4. Лесник предложил нам: "Ешьте, ребята (обр.), яблоки". 5. Дети поблагодарили : "Спасибо, дедушка (обр.), большое". 6. Лесник сказал: "Возьмите яблоки с собой в дорогу". 7. Нам вслед неслось : "Счастливого пути, приходите еще".
249. Перепишите отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замените маленькие буквы большими, где это необходимо.
1) " Здрав ствуй (здрави е), се стрица (сестры). Ч то ты кушае шь (кушать, 1 спр., 2-е л.)?"- спрашивает волк. 2) " Рыбу", - отвечает лисица. 3) " Дай мне, лисичка, хотьодну", - просит серый. 4) А рыженькая учит: " Т ы братец ступай на рекуи опусти хвост в проруб ь (руби ть)" . 5) Волк пошел на реку, опустил хвост в проруб ь (руби ть). Сидит и приговаривает: "Л овись, рыб ка (рыба ), и маленькая, и бо льшая (бо льше)". 6) " Так-то лиса учила меня рыбу ло вить (уло в)", - го ворит (го вор) волк. 7) " Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голо ва (голо вушка) разбита", - жалует ся (что делает?) лиса.
Просит - глагол, н.ф. - просить, 2 спр., в наст.вр., ед.ч., 3-е л.
250. Если вы вежливы, то, обращаясь к старшему или незнакомому человеку с вопросом или за объяснением, вы будете пользоваться словами прошу вас или скажите, пожалуйста; азрешите спросить; будьте любезны; будьте добры сказать . Составьте устно и запишите три предложения с прямой речью, употребляя эти слова.
Я попросил продавца: "Будьте любезны, покажите мне ту книгу". "Скажите, пожалуйста, где находится театр?" - спросил я у прохожего. "Будьте добры сказать, как проехать к зоопарку", - поинтересовался я у ребят.
Прямая речь, т.е. «чужая» речь, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, может быть оформлена двумя способами: с помощью абзацного выделения каждой новой реплики и в подбор, в строку.
Абзацное выделение свойственно диалогу, при сочетании реплик, принадлежащих разным лицам: Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, и они вышли на улицу .
Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?
Приехали.
Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту. Потом пойдем арестуем старика Любавина. Федя задумался.
Зачем это?
У меня, понимаешь, такая мысль: банда где-то недалеко, так? Узнает Макар, что отца взяли, и захочет освободить или отомстить. Он мстительный. А мы его встретим здесь. А? Что с ним, со стариком, сделается? Посидит. Отдохнет.
Можно, - согласился Федя.
Я быстро схожу (Шукш.).
При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка или другой знак препинания, фиксирующий конец предложения: Кармен отняла руки; неоконченный такт замер вопросительным звоном .
Я доиграю потом, - сказала она.
Когда ты будешь со мной (Грин).
Шацкий прошелся по комнате .
Духота, духота! - пробормотал он. - Здешние вечера вызывают астму (Пауст.);
В этот момент из-за балагана вышел Никон.
Змея! - крикнул Кузьма.
Вон!.. Вон она!
Змея стремительно доползла по выкошенной плешине к высокой траве (Шукш.);
Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила :
Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.
Почему? - спросил Чудик. - Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали...
В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал (Шукш.).
То же при единственной реплике: Подошел я. Поздоровались. Я ей про новоселье что-то говорю, а она мне в ответ :
Ох, уж это новоселье! Не новоселье, а слезы одни. Печку сложили - дым не в трубу, а в избу все норовит (Крут.);
Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал :
Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.);
Подойдешь к окну и скажешь :
Грунь! - и, сложив ладони трубкой возле губ, покажешь ей, что, мол, подудеть хочу (Крут.);
В сенцах Марья снова заплакала было, но я прикрикнул на нее :
Хватит! (Крут.).
Если прямая речь оформляется в подбор, то она заключается в кавычки. Реплики разных лиц оформляются отдельно; если нет слов автора, то между репликами ставится тире: Павел сделал вид, что удивился, потом сказал: «А чего мне совестно-то должно быть?» - «Старикам поддался», - «Я не поддался», - сказал Павел (Шукш.). Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в реплику включается еще одна чужая реплика:
О, жуткий глупец! (Бонд.).
Абзацное и безабзацное (с помощью кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцирование, если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя). Внешняя речь оформляется с помощью абзацного выделения , внутренняя - с помощью кавычек:
М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольники.
Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, - хотелось ей сказать. - Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.);
Айда за солью! - предложил Витька. - Далеко ли овраг перебежать. Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.
«Айда за солью, - думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. - Только не думай, что все так и получится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня не уйдешь».
Мы принесли соль и два куриных яйца.
Теперь давай ямку копать (Сол.);
А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:
Ну ладно, тогда пойдем.
«Вот я тебе покажу «пойдем!» - подумал я про себя (Сол.).
Кавычками (без абзацного членения) выделяется внутренняя прямая речь, не обращенная к собеседнику: «Это она зря», - смущенно подумал Кузьма, незаметно отступая назад. Ушел в балаган и оттуда стал слушать песни и перепляс. «Здорово дают... Молодцы. Но драка, оказывается, может завариться очень даже просто» (Шукш.); Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава, - красиво. Белели бабьи платочки. «Какая-то из них - Марья», - спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» - думал он (Шукш.).
Выделение с помощью кавычек свойственно прямой речи, включенной в другую прямую речь, в реплику другого лица: Дом Марье мы ставили «миром». Все братья собирались, месили раствор, мастерили опалубку. Павел Миронович не жалел цемента - не дом, а крепость!
Дед Андрей в таких случаях говорил: «Бог на помощь!» - сказал я, подходя к Виктору.
Спасибо...
Виктор замялся на миг... (Крут.);
Вообразите, сижу, - рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, - и входит кот. Черный, здоровый, как бегемот. Я, конечно, кричу ему «брысь!». Он - вон, а вместо него входит толстяк, тоже с какой-то кошачьей мордой, и говорит: «Это что же вы, гражданочка, посетителям «брысь» кричите?» (Булг.);
Я сказал, что лучше этого художника никто не писал. Тетушка возразила. Она, мол, за свою жизнь много разных икон видела! И в Питере была, и в Киевской Лавре, и в соборе Успенья... Оклады по пуду золотом видала, а тут - «лучше никто не писал!» (Крут.).
Для оформления прямой речи существуют и другие правила, связанные с учетом взаимоотношений прямой речи и слов автора:
1) если прямая речь стоит перед словами автора, то эти слова начинаются со строчной буквы и отделяются от прямой речи запятой и тире; при наличии после прямой речи вопросительного, восклицательного знаков или многоточия эти знаки сохраняются: «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич», - съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.); «А как же завтра?!» - Борис чуть не выкрикнул это вслух (Крут.); «Да проститься же надо было!..» - понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» - хотел иронически сказать Крымов (Бонд.); «Прелесть моя...» - начал нежно Коровьев (Булг.); «Ни в каком случае...» - начала Маргарита (Булг.);
2) если прямая речь стоит после слов автора, то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Сметанина вскочила, схватила меня за руку и крикнула: «Море горит!» (Пауст.); Римский пожимал плечами и шептал сам себе: «Но за что?!» (Булг.); Я ему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и все думал: «Марьюшка, Марья...» (Шукш.); Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.);
3) слова автора могут разрывать прямую речь; если на месте «разрыва» оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора, после этих слов ставятся точка и тире (вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы : «Э-э! - вдруг вспомнил он. - А этот-то, кому стеллажи-то делал... Он же говорил: что будет нужно, обращайтесь ко мне» (Шукш.); «Что небу-то до Матёры? - поправляла себя Дарья. - Это людское дело. Она у людей в руках, оне над ей распоряжаются» (Расп.); «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? - думал Кипренский. - Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.);
4) если на месте «разрыва» прямой речи должно быть многоточие, то оно сохраняется и после него употребляется тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением (вторая часть прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы): «Погоди... - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.); «Ну, хорошо... - говорил мастер, - ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!» (Булг.);
Возможны и такие комбинации: Мастер вздрогнул, а привыкшая уже к необыкновенному Маргарита вскричала: «Да это Азазелло! Ах, как это мило, как это хорошо! - и, шепнув мастеру: - Вот видишь, видишь, нас не оставляют!» - бросилась открывать (Булг.); «Какая красивая, - без зависти, но с грустью и с каким-то умилением проговорил Иван, - вишь ты, как у вас все хорошо вышло. А вот у меня не так, - тут он подумал и задумчиво прибавил: - А впрочем, может быть и так...» (Булг.);
6) если на месте «разрыва» не должно быть никакого знака препинания или должна быть запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора выделяются запятой и тире (вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы ): «Ты не можешь понять, - шепчу, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, - потому, что мы разные существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного бока, - Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, - как яблочко лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, - думал Семен, - а вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится. Но попробовать надо. И главное, поискать еще. Неужели в целом поле он был один?» (Сол.); «Молодая жена его, - пишет Иордан, - не желая видеть великого художника в столь неприглядном виде, часто не впускала его, и он ночевал под портиком своего дома» (Пауст.);
7) если на месте «разрыва» должна быть точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после этих слов - точка и тире (вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы ): «Их распустили до приговора, - сказал Дворник. - Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.); «Пришлось вас побеспокоить, Маргарита Николаевна и мастер, - заговорил Воланд после некоторого молчания. - Но вы не будете на меня в претензии» (Булг.);
8) если прямая речь оказывается внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие (прямая речь начинается с прописной буквы ). После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:
запятая ставится, если она была необходима в месте «разрыва» слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;
тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте «разрыва» слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» - и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.); или если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» - но промолчал (Ч.); Их нарочито веселые и однообразные возгласы при встрече: «Ба, Орест, да ты все таков же!» - смертельно надоели художнику (Пауст.); Высказала бы ему. А то... туда же, посочувствовала: «У вас доченька заболела?» - Незлой был человек Егор, но передразнивать умел так до обидного похоже... (Шукш.);
запятая и тире ставятся при наличии реплик, принадлежащих разным лицам: Проходя мимо, он крикнул: «Неунывай!» - «Постараюсь», - ответила я .
Цитаты, включенные в авторский текст, оформляются знаками препинания по правилам, соответствующим правилам пунктуации при сочетании прямой речи со словами автора. Цитата заключается в кавычки (т.е. включение цитаты в авторский текст сходно с сочетанием прямой речи и слов автора):
1) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Ю. Бондарев заметил: «Человек - это наделенная сознанием природа, медленно познающая самое себя»; Почаще вспоминайте слова Л.Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в полный рост»; У Л.Н. Толстого есть интересное сравнение: «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят - зажмуриваются» ;
2) «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки», - писал Р. Гамзатов; «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», - сказал К. Паустовский ;
3) «Чтобы что-нибудь создать, - писал Гёте, - надо чем-то быть»; «Если на Николу (19 декабря), - говорилось в книге, - день холодный и ясный - к хлебородному году» (Сол.);
4) Высказывание Паскаля: «Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост» - звучит афористично; Слова Пикассо: «Искусство - это эманация боли и печали» - имеют глубокий смысл .
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
С. Есенин
Ты не меня полюби, ты полюби мое!
Ф. Достоевский
Я живу с ощущением
расставания...
Инструкция
Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).
Итак, у вас уже есть -то начальная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно считать схемой. Однако, предположим, в вашем случае всё сложнее. У вас, например, предложение осложнённое, то есть, например, в нём есть деепричастный оборот. Такой оборот полностью подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,
Если у вас сложное предложение, то на схеме нужно будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть можно выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа - одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от другой никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними поместим знак препинания и союз, который их соединяет: , и .
Если же у вас сложное предложение, то вам придётся показать все взаимосвязи между частями, поскольку в таком предложении одна часть подчиняется другой. Та, которой подчиняются, - главная, та, которая подчиняется, - придаточная. Главная обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми: , (который...). Такая схема будет уместна для предложения, например: "Мы увидели дом, который построил Джек", и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.
При составлении схемы учитывайте требования вашего преподавателя, поскольку требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема - это как бы прелюдия к разбору предложения, поэтому чем больше вы напишете в схеме, тем больше сможете понять и потом сказать. Но не перегружайте схему: например, зачастую ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Можно отметить только грамматическую основу.
При передаче на письме требует особого пунктуационного оформления. Оно зависит от положения прямой речи и слов автора относительно друг друга.
Возможны следующие случаи:
«Хорошо, что ты зашла», - сказала соседка.
«Как я рада тебя видеть!» - сказала соседка.
«Зайдёшь завтра?» - спросила соседка.
Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».
Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!»
Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?»
Схемы:
р.а.: «П.р.».
р.а.: «П.р.!»
р.а.: «П.р.?»
«Хорошо, - сказала соседка, - что ты зашла».
«Оленька! - сказала соседка. - Как я рада тебя видеть!»
«Оленька, - спросила соседка, - зайдёшь завтра?»
Схемы:
«П.р., - р.а., - п.р.».
«П.р.! - р.а. - П.р.!»
«П.р., - р.а., - п.р.?»
Примечание:
Если первая часть прямой речи оканчивается точкой, вопросительным или восклицательным знаком, то вторая часть прямой речи начинается с прописной (большой) буквы.
Если первая часть прямой речи оканчивается на запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, многоточие, т.е. если предложение не завершено, то вторая часть начинается со строчной (маленькой) буквы.
Например:
«Париж - столица Франции, - поправил он младшую сестру. - А не Италии».
«Париж, - поправил он младшую сестру, - столица Франции, а не Италии».
Он сразу поправил младшую сестру: «Париж - столица Франции, а не Италии» - и вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.
Сказав: «До свидания!», он вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.
§2. Пунктуационное оформление диалога
Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек.
В начале реплик диалога ставится тире, например:
«Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:
Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения, и почему закрыты городские ворота?
- Гвардейцы не выпускают людей из города...
- Почему же их не выпускают?
- Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города...
Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.»
(Ю.Олеша, Три толстяка)
Отдельные реплики также могут быть оформлены с помощью тире:
«Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:
- Какая досада! Очки, конечно, разбились. Когда я смотрю без очков, я, вероятно, вижу так, как видит не близорукий человек, если надевает очки. Это очень неприятно.»
(Ю. Олеша, Три толстяка)
Примечание:
Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания. Пунктуация будет различаться в зависимости от взаимоположения прямой речи и речи автора. Но кавычки не нужны. Прямая речь отделяется с помощью тире.
1) Р.а.: - П.р. Например:
Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:
- Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок... (Ю. Олеша, Три толстяка)
2) - П.р., - р.а. Например:
- Караул! - кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами (Ю.Олеша, Три Толстяка).
3) Р.а.: - П.р.! - р.а. Например:
И вдруг гвардеец с разбитым носом сказал:
- Стой! - и поднял высоко факел (Ю.Олеша, Три Толстяка).
4) -П.р., - р.а. - П.р. Например:
- Перестаньте кричать! - рассердился он. - Разве можно так громко кричать! (Ю.Олеша, Три толстяка)
То есть логика оформления прямой речи и речи автора сохраняется, но не используются кавычки. Вместо них в начале прямой речи всякий раз ставится тире.
Вконтакте