Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе. Требования к организации урока
Урок - это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем “педагогическое произведение”.
Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.
А помните ли вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить внимание на:
· содержание урока;
· методику проведения урока;
· работу и поведение учащихся на уроке;
· домашнее задание, полученное учащимися.
Как же подготовиться к уроку, соответствующему современным требованиям?
Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
Возможные подходы к уроку:
· личностно ориентированный;
· деятельностный;
· системный;
· инновационны-творческий.
При оценке урока учитываются:
· требования обязательного минимума содержания образования;
· самооценка возможностей учителя;
· диагностика индивидуальных возможностей и потребностей ученика.
Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Само построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.
Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие требования:
· семинар;
· объяснение нового материала;
· Четкость дидактической цели.
· Соответствие учебного материала урока учебной программе.
· структуру и организацию урока;
· цели урока;
От определения целей урока зависит его организация, объем содержания, выбор методов и средств обучения и воспитания учащихся. Обычно в процессе одного урока решается несколько дидактических задач, их решение и является целью занятия. Одна из этих задач может быть доминирующей и может влиять на ход урока.
· Единство образовательных, воспитательных, развивающих целей урока.Обучая, воспитывая и развивая школьников, учитель технологии должен осуществлять индивидуальный подход к каждому из них. Планируя урок, преподаватель должен определить главные воспитательные задачи, заранее предвидеть эмоциональное восприятие учебного материала, предусматривать индивидуальный подход в решении воспитательных задач.
· Правильный подбор учебного материала.
Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.
В основу подбора материала, как и в основу всего учебного процесса, должен быть положен принцип «от простого к сложному». Это учитывается при планировании уроков, при организации изучения школьниками тем и разделов учебной программы.
Целесообразный подбор методов обучения. К использованию методов обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала. Поскольку основным этапом занятия в учебных мастерских является самостоятельная практическая работа учащихся, выбор методов и средств обучения всецело подчиняется цели успешного ее проведения. Учитель должен ознакомить школьников с практической работой, настроить их на определение последовательности выполнения трудовых операций, помочь выбрать знания, необходимые для ее выполнения, контролировать формирование у ребят новых умений и навыков.
· Использование различных организационных форм работы учащихся на уроке.
Организация работы в мастерских, должна с одной стороны, давать учащимся отчетливое представление об организации труда на современных промышленных предприятиях, а с другой – способствовать усвоению школьниками знаний, формированию у них трудовых умений и навыков.
· Организационная четкость урока.
Каждый урок должен быть четко организован и методически продуман. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.
Для обеспечения четкой организации урока следует при планировании предусматривать необходимость правильной организации труда школьников, заботиться о полной оснащенности учебной мастерской образцами наглядных пособий, необходимыми инструментами и приспособлениями, исправным оборудованием.
На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.
· Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии.
· Соблюдение правил безопасности в работе учащихся.
Соблюдение правил безопасности труда входит в число основных требований к уроку. Учитель, во-первых, требует от учащихся соблюдение этих правил и, во- вторых, устраняет все факторы, которые могут привести к нарушению, следит за исправностью оборудования и приспособлений.
Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал. Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.
Структура урока может быть такова:
1. Тема урока.
2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.
Формы:
· лекция;
· лабораторно - практическое занятие и т. д.
Методы:
· словесные;
· наглядные;
· практические;
· репродуктивные;
· эвристические;
· проблемно-поисковые;
· исследовательские и др.
Средства:
· оборудование для проведения эксперимента;
· дидактический материал;
· карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;
· компьютер и т. п.
5. Контроль качества знаний и их корректировка.
· Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы.
· Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний.
· Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.
6. Самоанализ урока и постановка новых целей.
· Общая структура урока.
· Реализация основной дидактической цели урока.
· Развитие учащихся в процессе обучения.
· Воспитание в процессе урока.
· Соблюдение основных принципов дидактики.
· Выбор методов обучения.
· Работа учителя на уроке.
· Работа учеников на уроке.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся.
Типы уроков технологии.
Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)
Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.
Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.
Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.
Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.
На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.
Практические уроки чаще всего организуются на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и требований дизайн-спецификации – детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.
Разрабатывая структуру урока, учителю необходимо продумать форму организации деятельности детей.
На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др. ...
Знание многообразия методов и приемов ведения уроков помогают учителю трудового обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников. Хочется остановиться на некоторых из них. Наиболее приемлемым считаю метод инструктажа.
Инструктаж – это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения трудового задания.
Ценность устного инструктажа заключается во-первых, в его краткости, а во-вторых, в насыщенности его определенным содержанием, которое раскрывало бы перед учащимися сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывало бы наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.
В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.
Вводный инструктаж на уроке трудового обучения предназначается для демонстрации учителем конкретных трудовых приемов для всей группы школьников. Поэтому рабочее место учителя должно быть на возвышении, оснащено экраном, необходимым оборудованием, классной доской, стеллажами для наглядных пособий.
Лично показывая приемы работы, учитель требует от учащихся строгого выполнения всех технических требований, предъявляемых к изделиям, соблюдения правил техники безопасности, объясняет, как надо пользоваться чертежами и технической документацией, приучает связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указывает на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждает их появление.
Во всех случаях, проводя вводный инструктаж, учитель должен стремиться создавать проблемные ситуации, побуждающие учащихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.
Одна из задач вводного инструктажа проверка того, достаточны ли знания школьников для выполнения практических упражнений. Если обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется.
Вводный инструктаж, даже проведенный наилучшим образом, еще не гарантирует правильного выполнения школьниками трудового задания. Поэтому за вводным инструктажем обычно следует текущий инструктаж.
Текущий инструктаж дается в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте школьника и позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п.
Текущий инструктаж проводится обычно во время обхода рабочих мест. Наблюдая за работой школьников, учитель при необходимости тут же дает дополнительные объяснения, показывает приемы работы, корректирует действия школьников, побуждает их к самостоятельным действиям, предупреждает или исправляет допускаемые ими ошибки.
Перед окончанием урока учитель должен проверить работу каждого школьника, установить процент выполнения или нормы выработки и дать оценку его работы. К анализу выполненных работ привлекаются сами школьники, что повышает их ответственность и самостоятельность.
Затем учитель приступает к заключительному инструктажу. Материалом для заключительного инструктажа служат и наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное). Если кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе.
Учитель отмечает, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.
Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. В наши дни именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии.
Формирование проектной деятельности учащихся даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения
в процесс самообучения, позволяет каждому ученику почувствовать свою компетентность в изучаемых в жизненно необходимых, важных вопросах.
Невозможно вести уроки без использования мультимедийного комплекса, компьютера. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. Сегодня выявлено шесть основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии.
1. Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога. Наличие обратной связи позволяет в некоторых случаях передать отдельные функции педагога машине и обеспечить необходимый объем внимания для каждого учащегося, что особенно важно в условиях дефицита учебного времени.
2. Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.
3. Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности. Работая с компьютером, учащийся может увидеть, а затем и проанализировать те или иные процессы или явления, которые стали следствием принятых им решений. Например, первоначально неправильно выбранный масштаб поделки, неудачное цветовое сочетание, неверная последовательность действий при выполнении практической работы и т. д.
4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени. Существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и умелом его использовании
5. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Электронные книги, мультимедийные энциклопедии открывают доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) прктически не реализуема.
6. Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями. Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.
Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и накапливания опыта поколений и это помогает восходить на более высокие уровни не только обучения и воспитания учащихся, но и самообразования.
Современные требования
к организации и проведению учебного занятия
Из цикла: «В помощь
преподавателю и мастеру
производственного обучения»
Составитель: ,
УО ГГПК
Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при подготовке к проведению различного вида учебных занятий. В данном издании рассматриваются вопросы дидактических и психологических требований к занятиям, методы и способы организации познавательной деятельности учащихся. Для педагогов предложена методика анализа занятия с позиции личностно-ориентированного образования.
Предлагаемый материал может быть использован в работе преподавателями и мастерами производственного обучения для организации и проведения занятий, соответствующих современным требованиям образовательного стандарта.
DIV_ADBLOCK185">
· определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованием учебной программы и целями занятия, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах;
· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
· реализация на занятии всех дидактических принципов;
· создание условий успешного учения учащихся.
2. Психологические требования к занятию
Психологическая цель занятия:
· проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретной учебной дисциплины и конкретного занятия;
· учет в целевой установке занятия психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
· предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль занятия
1) Определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения:
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов педагога, учебника, пособия и т. д.) и в процессе самостоятельного поиска;
· выполнение педагогом и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает);
· учет контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.).
2) Особенности самоорганизации педагога:
· подготовиться к занятию и главное – осознание психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению;
· рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему предстоящему, педагогическая находчивость и др.);
· педагогический такт (случаи проявления);
· психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт или др.).
Организация познавательной деятельности учащихся
1) Определение мер для обеспечения условий для продуктивной работы мышления и воображения:
· планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
· использование установок в форме убеждения, внушения ;
· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для восприятия новых (индивидуальный опрос, беседа, тесты по повторению).
2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
· определение уровня сформированности знаний и умений учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. п.);
· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации деятельности мышления и воображения учащихся;
· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и «лишними» данными, организация поисковой, исследовательской работы на занятии и др.);
· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного, к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3) Закрепление результатов работы:
· формирование навыков путем решения задач;
· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
· отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
· возможные группы учащихся по уровню обученности, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на занятии.
Учет индивидуальных особенностей учащихся:
4. Требования к технике проведения занятия:
· занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
· темп и ритм занятия должны быть оптимальными, действия педагога и учащихся завершенными;
· необходим полный контакт во взаимодействии педагога и учащихся на занятии, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
· доминировать должна атмосфера доброжелатель-ности и активного творческого труда;
· по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
· обеспечить соблюдение единого орфографического режима учебного заведения;
· педагог должен обеспечить активное учение каждого учащегося.
2. Формы организации деятельности учащихся на занятии | Недостатки | Фронтальная (групповая) | Форма нацелена на некоего абстрактного учащегося, т. е. на «среднего» учащегося (учащиеся с низкими учебными возможностями не успевают, а сильные учащиеся нуждаются в более сложных заданиях). |
Достоинства | Способствует установлению доверительных отношений и общения между педагогом и учащимися; Воспитывает чувство коллективизма; Позволяет учить учащихся рассуждать; Формирует устойчивые познавательные интересы; Педагог получает возможность излагать материал всей группе и свободно влиять на весь коллектив. |
||
В ходе объяснения нового материала. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда многие сделали одну и ту же ошибку, и преподаватель (мастер) останавливает работу для проведения повторного объяснения всем. Во время подведения итогов в конце занятий. |
|||
Особенности, признаки | Преподаватель (мастер) работает сразу со всей группой. Учебная цель и задачи для всех общие. Работают по принципу «каждый за себя». Одни внимательно слушают, другие отвлекаются. Одни отвечают на вопросы, другие не слышат ни вопросов, ни ответов. Одни выполняют упражнения быстро и качественно, другие не успевают, третьи быстро и некачественно. |
||
Недостатки | Индивидуальная | Форма несколько ограничивает общение между учащимися, их стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. | |
Достоинства | Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели; Позволяет вырабатывать необходимые умения и навыки, опыт познавательной деятельности; Способствует формированию у учащихся потребности в самообразовании. | ||
В каком случае выбираем форму | В ходе самостоятельной работы учащихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого. | ||
Особенности, признаки | Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно в индивидуальном темпе, каждый на своем месте. | ||
Недостатки | Парная | Учащиеся не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале. | |
Достоинства | Способствует установлению доверительных отношений и формированию умения сотрудничать при выполнении общего дела; Способствует воспитанию взаимоконтроля и взаимопомощи . | ||
В каком случае выбираем форму | В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая практическая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время подведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. | ||
Особенности, признаки | Преподаватель (мастер) организует выполнение работы парами: сильный – слабый учащийся или два равных по успеваемости. | ||
Недостатки | Коллективная (бригада, звено) | Трудности при комплектовании групп и организации работы в них; В группах учащиеся не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. | |
Достоинства | Способствует воспитанию у учащихся активности и самостоятельности; Способствует формированию умения сотрудничать с другими при выполнении общего дела; Способствует формированию социальных качеств личности. | ||
В каком случае выбираем форму | Во время формирования новых заданий могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений. В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации и разделения труда. Во время подведения итогов может быть организована деловая игра , когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня. | ||
Особенности, признаки | Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Контроль частично осуществляется членами коллектива, хотя ведущая роль остается за преподавателем (мастером). | ||
3. Методика анализа занятия с позиции
личностно-ориентированного образования
1. Подготовка педагога к занятию:
· Какую роль педагог отводит занятию в личностном развитии учащихся.
· Задачи занятия, их связь с задачами образовательной области дисциплины и темы.
· Проводилась ли диагностика личностного развития обученности, воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач занятия и определение его содержания.
· Какая индивидуальная работа проектировалась педагогом на занятии.
· Как педагог оценивает результаты работы отдельных учащихся на занятии (в чем продвинулись на занятии сильные, слабые учащиеся).
2. Организация занятия
· Какие задачи были поставлены на занятии педагогом перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу занятия, как педагог выяснил степень понимания учащимися задач предстоящей работы.
· Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужен интерес, возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.
· Как учащиеся участвовали в организации занятия, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль и оценка. Какие роли выполняются учащимися на занятии. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.
· Какова организационная структура занятия, можно ли выделить этапы занятия на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.
· Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного на занятии.
· Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.
· Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание занятия.
· Какими способами личностного развития овладели учащиеся: умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самоконтроля и самодисциплины; умением самопознания, рефлексии и др.
· В чем состоял развивающий характер содержания обучения на занятии.
· Имели ли место дифференциация и интеграция содержания.
4. Технология обучения:
· Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.
· Какими методиками педагог приводил учащихся в состояние активности.
· Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к педагогу, друг к другу, к учебнику.
· Какими средствами и способами педагог осуществлял поддержку учащихся на занятии. Была ли индивидуальная поддержка.
· Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся.
· Как предупреждались затруднения учащихся и устанавливалась обратная связь.
· Какие из современных технологий обучения использовал преподаватель.
· Каков эффект технологий, использованных преподавателем.
5. Экология занятия:
· Состояние здоровья учащихся группы, его учет на занятии.
· Какое настроение было у учащихся. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли учащиеся.
· Достаточно ли были загружены учащиеся и пережили ли они радостное чувство успеха.
· Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота педагога и учащихся – с каким настроением ушли с занятия педагог и учащиеся.
6. Педагогическая культура и профессионализм педагога на занятии:
· Проявлялись ли в поведении и общении педагога с учащимися любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.
· Понимает ли педагог психологию учащихся, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки педагога были педагогически целесообразны и справедливы.
· Хорошими ли профессиональными знаниями владеет преподаватель, может ли выстроить свою систему доказательств и умеет ли увлечь своей дисциплиной учащихся.
· Были ли на занятии педагогические находки, вдохновение педагога, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный почерк.
· Умеет ли педагог гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.
· Не проявляет ли педагог раздражительности и недовольства учащимися, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.
· Как педагог относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учащихся. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.
7. Общая оценка занятия как элемента системы личностно-ориентированного образования:
· Занятие было хорошо подготовлено (или нехорошо подготовлено) для решения задач развития учащихся. Обеспечило (не обеспечило) учащихся в продвижении и усвоении знаний.
· Занятие полностью отвечало (не отвечало) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к учащемуся.
· Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами занятия, его соавторами и проявили ли свои субъектные свойства, активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.
· Преподаватель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал (не сочетал) фронтальную работу группы с индивидуальной работой. Поощрял (не поощрял) индивидуальные достижения.
· Общая атмосфера и образовательная среда занятия способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.
Анкета
Преподаватель глазами учащегося:
Позволяют ли занятия приобрести необходимые знания и умения по дисциплине. Последовательны ли и логичны занятия. Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций. Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории. Вызывают ли занятия интерес к изучаемой дисциплине. Стимулируют ли занятия активную и творческую работу.
Оценка личности педагога:
Уверенно ли держится педагог перед аудиторией. Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения. Считается ли с мнением учащихся. Требователен ли. Объективен ли в оценке знаний и умений. Корректен ли и практичен.
4. Педагогический анализ занятий теоретического обучения | Причины недостатков | Другие причины | |||||
подго-товился | |||||||
Не имеет возмож- ности | |||||||
Знает, но не умеет | |||||||
Не знает как | |||||||
Организация занятия: нерациональная структура; неправильно определено время на элементы занятия (подчеркнуть). | Методы и методические приемы активизации учащихся не применяются; применяются недостаточно (подчеркнуть). | Контроль знаний учащихся: не проводится; не применяются фронтальные формы; проводится формально (подчеркнуть). | Самостоятельная работа учащихся по ходу изучения материала: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть). |
||||
Причины недостатков | Другие причины | ||||||
подго-товился | |||||||
Не имеет возмож- ности | |||||||
Знает, но не умеет | |||||||
Не знает как | |||||||
Типичные недостатки при проведении занятия | Самостоятельная работа по закреплению знаний: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть). | Наглядные пособия: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть). | Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть). | Не осуществляются межпредметные связи. | Не отражаются современные достижения науки и техники. | ||
Причины недостатков | Другие причины | ||||||
подго-товился | |||||||
Не имеет возмож- ности | |||||||
Знает, но не умеет | |||||||
Не знает как | |||||||
Типичные недостатки при проведении занятия | Использование воспитательных возможностей материала занятия: не используются; используются недостаточно (подчеркнуть). | Закрепление материала занятия: не проводится; носит формальный характер (подчеркнуть). | Домашние задания: не выдаются; выдаются формально без инструктажа; не содержат элементов творческой работы учащихся (подчеркнуть). | Педагогическая техника преподавателя: слабо владеет техникой речи; нарушения педагогического такта; нет установившегося стиля в работе (подчеркнуть). | Другие недостатки занятия. | ||
Литература
1. Дереклева завуча. – М., «ВАКО», 2008.
2. Журнал «Завуч». № 7, 2005.
3. Ильин к современному уроку. – Мн., РИПО, 2005.
4. Онищук в современной школе. – М., Просвещение, 1981.
5. Педагогический анализ урока: пособие. / . – 2008.
6. Скакун и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам. – М., «Высшая школа», 1984.
7. Хуртова профессионального обучения педагогов. – Волгоград, «Учитель», 2008.
8. Яночкина -методическая литература для педагогических работников учреждений ПТО и ССО. – Мн., РИПО, 2007.
; г. Гродно, УО ГГПК, методический кабинет
Молодым учителям бывает трудно справиться с потоком документации. Я думаю, что моя разработка кому-нибудь поможет.
Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям. Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование. Как правильно и просто это сделать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Подготовка учителя к работе
Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям.
Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование.
Основными документами при планировании служат учебный план школы и программа.
Приступая к составлению плана работы, учитель, исходя из учебного плана, в соответствии с данным количеством часов, распределяет программный материал по четвертям учебного года и приступает к составлению календарно-тематического планирования.
В отношении порядка изучения тем и примерного числа часов на каждую тему учитель руководствуется программой. Однако ему предоставляется право делать перестановку в изучении отдельн6ых вопросов в пределах темы.
При тематическом планировании учебной работы материал каждой темы или небольшого раздела программы распределяется по урокам.
Т Е М А
/ I этап / II этап / III этап /
I этап – Водно-эмоциональный – создать мотив, вызвать интерес. Сказать какие знания, умения, навыки получат учащиеся и какой будет контроль. (1 урок).
II этап – Операционно-познавательный – выстраивание общей технологии темы (моделирование и планирование темы). Цель – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков.
Каждый урок – определить цель – зная конечный результат.
Зная цель – определить содержание каждого урока.
III этап – Оценить работу свою и учащихся.
Определяют тему каждого урока, виды практических работ, материал для повторения и закрепления знаний, самостоятельную работу учащихся, контрольные работы по теме.
Какой-либо обязательной единой формы календарно-тематического плана нет, однако целесообразно выделить следующие графы.
1. Номер учебного занятия по теме.
2. Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.).
3. Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).
4. Основные методы проведения занятий.
5. Межпредметные связи (осуществляются на уроке).
6. Упражнения учащихся под руководством учителя.
7. Самостоятельная работа учащихся на уроке.
8. Демонстрации.
9. Домашнее задание.
План урока
Завершающее звено в планировании работы учителя – планирование каждого предстоящего урока. Работа над планом или конспектом урока позволяет четко представлять все элементы урока и его содержание.
План урока избавляет учителя от необходимости удерживать в памяти все детали урока и их смысловую и хронологическую последовательность, разгружая этим внимание учителя и переключая его на наблюдение за работой класса.
Каждый учитель пишет план так, как ему удобно для урока. Однако в плане должны быть отражены следующие вопросы, без которых он утрачивает свое значение:
- Тема и задачи урока.
- Построение урока.
- Последовательность и методы изучения нового материала.
- Упражнения.
- Домашнее задание.
- Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке.
План урока не догма. Он не должен сковывать учителя на уроке. Вполне допустимы некоторые отступления от плана. Нет необходимости ежегодно переписывать планы уроков. Если план урока не требует основательной переработки, достаточно внести в него нужные изменения и дополнения.
Начинающим учителям необходимо писать конспект урока.
Требования к проведению урока
Несмотря на многообразие типов урока, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
1. Учитель должен сформулировать тему и цель урока.
2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
4. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
5. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.
6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:
1. Определение целей урока.
2. Уточнение типа урока.
3. Уточнение вида урока.
4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
5. Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения.
Остановимся на «Целях урока».
Многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить цели урока и в их постановке испытывают значительные трудности.
Пример: «Рассказать учащимся о видах конденсаторов…»
«Познакомить со свойствами пластмасс…»
Это нельзя считать целями урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.
Дидактические:
3 основные дидактические задачи:
1. Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…)
2. Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях.
3. Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).
Воспитательные:
Предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать?
В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке.
- Воспитание патриотизма.
- Воспитание интернационализма.
- Воспитание гуманности.
- Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду.
- Воспитание положительного отношения к знаниям.
- Воспитание дисциплинированности.
- Воспитание эстетических взглядов.
- Воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии).
Воспитательную цель можно написать общую в перспективном плане и не писать каждую в плане урока.
Развивающие:
Предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.
- Формировать у учащихся осуществлять основные мыслительные операции.
- Выделение главного.
- Сравнение.
- Анализ.
- Конкретизация.
- Абстрагирование и т.д.
Структура урока
Существует 9 этапов (возможных) традиционного урока. Любой этап должен быть целесообразен.
1 этап – Организационный (чем короче, тем лучше).
Цель – Концентрация внимания.
2 этап – Проверка домашнего задания.
Цель – Не проверка кто сделал, а кто нет, а выявление пробелов и их устранение.
3 этап – Глубокий контроль знаний.
Цель – Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.
4 этап – Создание мотивации (без этой темы «нет дальнейшей жизни»).
Цель – Подготовить учащихся к усвоению нового материала.
5 этап – Объяснение нового материала.
Цель – Усвоение знаний.
6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала.
7 этап – Закрепление новых знаний.
Цель – Закрепить в память учащихся те знания и имения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
8 этап – Домашнее задание.
4 условия : - до звонка
При полном внимании
Каждый должен знать, что сделать
Каждый должен знать, как это сделать.
При написании плана на доске – установка на «все сделать» и домашнего задания не будет.
9 этап – Подведение итогов урока.
Анализ плана урока, объявление оценок, ответы на вопросы учащихся.
Материал каждой темы распределяется по урокам ТЕМА I этап II этап III этап Вводно-эмоциональный Операционно-познавательный Оценивающий
Календарно-тематический план Номер учебного занятия по теме Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.) Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Основные методы проведения занятий Межпредметные связи Упражнения учащихся под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся на уроке Демонстрации Домашнее задание
План урока Тема и задачи урока Построение урока Последовательность и методы изучения нового материала Упражнения Домашнее задание Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке
Требования к проведению урока Учитель должен сформулировать тему и цель урока. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил Определение целей урока Уточнение типа урока Уточнение вида урока Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения
Цели урока Дидактические Воспитательные Развивающие
Основные дидактические задачи: - Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…) - Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях. - Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).
Воспитательные - воспитание патриотизма - воспитание гуманности - воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду - воспитание положительного отношения к знаниям - воспитание дисциплинированности - воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии)
Развивающие Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции Выделение главного Сравнение Анализ Конкретизация Абстрагирование и т.д.
Структура урока 1 этап – Организационный 2 этап – Проверка домашнего задания 3 этап – Глубокий контроль знаний 4 этап – Создание мотивации 5 этап – Объяснение нового материала 6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала 7 этап – Закрепление новых знаний 8 этап – Домашнее задание 9 этап – Подведение итогов урока
Требования к организации урока (занятия).
1. Первое, с чего нужно начать урок – зажечь доминанту – очаг активного внимания, добиться чтобы у ребенка возник интерес к уроку, возник рефлекс «Что такое?».
2. Продолжительность одного вида умственного труда (чтения, письма, счета, объяснение нового материала и др.) в каждой возрастной группе не должна превышать длительности активного внимания. Особенно это относится к дошкольникам и учащимся I-IV классов. Структура урока (продолжительность этапов, частей его) должна соответствовать динамике умственной работоспособности в течение урока (период врабатываемости, оптимум работоспособности, время появления первой фазы утомления, после которой необходимо менять вид умственного труда).
Продолжительность счета для учащихся 1 класса не должна превышать 5-7 мин, письма - 10 мин, чтения - 15 мин.
3. Учитель должен уметь во время переключить активное внимание детей, включить в работу другую группу нервных центров. Особое место при смене вида деятельности во время урока занимают физкультминутки, которые предоставляю учащимся возможность отдохнуть от умственной работы, переключиться на другой вид деятельности. Проводить их необходимо на всех уроках в течение 1,5-2 минут в виде небольшого комплекса - трех, четырех простых физических упражнений, повторяющихся четыре, пять раз. Физкультминутки целесообразно проводить на 20-25 минуте урока или два раза (в начальных классах) в течение одного урока (на 15 и 30 мин).
4. Урок должен проходить эмоционально, не монотонно, с положительными эмоциями (чтобы не вызвать охранительного торможения) и обязательно на чувственном восприятии, т.е. с использованием наглядных пособий, чтобы были задействованы все анализаторы. Особенно это важно для младших школьников при организации урока необходимо использовать наглядные пособия, раздаточный материал, постановку опытов, так как у них первая сигнальная система преобладает над второй и поэтому необходимо рассчитывать в первую очередь на чувственное восприятие предмета.
5. Непосредственное отношение к психогигиене имеет ряд положений учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, из которых вытекает, что:
а) количество новой информации, поступающей в большие полушария, должно соответствовать функциональным и возрастным возможностям школьников;
б) количество информации должно уменьшаться к концу каждого урока, к концу учебного дня, учебной четверти и учебного года.
Если первое положение в основном учитывается педагогами при составлении учебных программ, продолжительности урока, учебного дня, учебной четверти и учебного года, то второе практически не учитывается. Количество информации в последние минуты урока не меньше, чем в начале урока, в конце учебного дня не меньше, чем в начале его, и в конце учебной недели не меньше, чем в начале ее.
6. Отсюда особое значение приобретает правильное составление расписания уроков .
К расписанию уроков предъявляется ряд требований. Прежде всего количество уроков в неделю по каждой учебной дисциплине в каждом классе должно строго соответствовать учебному плану.
Другим основным валеологическим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели.
Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается с 9 до 11 ч у младших школьников и с 8 до 12 ч у старших школьников. Затем начинается снижение работоспособности. В 15-17 ч у младших школьников и в 16-18 ч у старших школьников наблюдается второй, относительно меньший, подъем работоспособности, который по продуктивности значительно уступает первому.
У младших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч 30 мин, а заканчиваться в 12ч. У старших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч, а заканчиваться в 13 ч. У младших школьников умственная работоспособность увеличивается от 1-го ко 2-му уроку, а у старших от 1-го к 3-му уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). Начиная с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока у старших, работоспособность начинает снижаться, но остается еще выше, чем была на 1-м уроке. На 4-м уроке у младших школьников и на 5-м уроке у старших школьников умственная работоспособность уже ниже, чем была на 1-м уроке. Если вводится 5-й урок у младших школьников, а 6-й урок у старших, то на этих уроках работоспособность снижается на 50 % по сравнению с 1-м уроком. 6-е уроки у младших школьников и 7-е уроки у старших школьников педагогически неэффективны, так как к этому времени развивается третья фаза утомления.
Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % (период врабатывания), во вторник (105 %) и среду (109 %) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работоспособность начинает снижаться (96 %), в пятницу она еще ниже (95 %) и в субботу самая низкая (94 %).
В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки, т.е. требующие абстрактного внимания (математика, физика, иностранный язык, русский язык, контрольные работы) ставить в период наибольшей работоспособности, т. е. 1- 2-ми у младших школьников и 1-3-ми у старших школьников.
К моменту начала снижения работоспособности, т. е. 3-ми уроками у младших школьников и 4-ми уроками у старших (или предпоследними) надо ставить труд, физкультуру, ИЗО, музыку и другие уроки не связанные с интенсивным умственным трудом (уроки качественно иной деятельности).
Последними уроками надо ставить уроки, не требующие большого умственного напряжения (природоведение, биология, история, география и др.). Однако нельзя ставить все уроки по данной дисциплине последними. Если у младших школьников 5 уроков, а у старших 6 уроков, то лучше после 3-го урока у младших школьников и 4-го урока у старших школьников проводить час здоровья (с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин) на открытом воздухе.
В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. (Раньше, как исключение, разрешалось сдваивать урока труда. Это было связано с дефицитом преподавателей труда.) Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скапливались уроки, /требующие много времени для выполнения домашних заданий. На выходные и праздничные дни запрещено давать домашние задания, поэтому на понедельник надо ставить уроки, не требующие подготовки дома.
В соответствии с недельной динамикой умственной работоспособности в четверг надо делать "разгрузочный" день с уменьшенным объемом учебной нагрузки, с экскурсиями, и прогулками.
7. Наряду с расписанием уроков имеет большое значение и организация перемен с введением подвижных игр.
Подвижные игры на переменах способствуют повышению умственной работоспособности на следующих уроках. Игры должны организовываться переменах, незанятых завтраком или переодеванием детей (урок физкультуры, экскурсия и т. п.). Если позволяет погода, то лучше их проводить на открытом воздухе и отдельно с каждым классом. За 10-15-минутную перемену дети могут поиграть в 2-3 игры.
Школьники начальных классов нуждаются в руководстве играми. Руководитель должен вносить поправки, устранять конфликты, подбадривать, следить за правилами игры. Учащиеся старших классов играют самостоятельно.
Следует поощрять самостоятельно возникающие игры. В этих случаях, как правило, не требуется прямого руководства, но наблюдение обязательно. При организации самостоятельных игр надо использовать не приказную, а товарищескую форму общения в виде совета: "В какую игру будем играть?",. "Давайте поиграем в...", "Знаете ли вы игру..." и.т. п.
Как бы правильно не был организован урок и правильно составлено, расписание уроков, как бы не отвечал учебный процесс валеологическим требованиям охраны нервной системы школьника, учебная нагрузка неизбежно представляет определенные трудности, в преодолении которых и происходит умственное развитие учащихся. Умственная работа всегда должна доводиться до утомления. Важно только, чтобы утомление не переходило допустимые пределы и не превращалось в переутомление. Отсюда огромная роль принадлежит отдыху. Правильная организация отдыха не менее важна, чем организация учебной деятельности.
Пояснительная записка
Изучение дисциплины «Методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» требует от студентов овладения навыками проведения уроков, экскурсий, внеурочной и домашней работы по изучению окружающего мира. Это осуществляется в период прохождения педагогической практики.
Цель педпрактики: формирование специальной компетентности бакалавров педагогики применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования в профессиональной деятельности.
В процессе педагогической практике у студентов формируются следующие профессиональные компетенции :
· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
· В период прохождения педагогической практики будущие учителя должны научиться:
· осуществлять отбор содержания материала по темам программы в соответствии с ФГОС НОО;
· выбирать и разрабатывать структурную форму проведения занятий, организовывать педагогическое сотрудничество на уроке;
· грамотно использовать методы и методические приемы обучения, помогающие осознанному усвоению детьми естественнонаучных представлений и понятий, формированию практических умений;
· использовать ИКТ для проведения занятий по «Окружающему миру»;
· осуществлять экологическое образование младших школьников;
Должны овладеть:
· навыками работы с программами, учебниками и учебными пособиями по предмету «Окружающий мир»;
· навыками составления календарно-тематических планов в соответствии с содержанием ФГОС НОО и учебных программ по предмету;
· навыками составления конспектов, технологической карты урока и проведения занятий по «Окружающему миру» в начальной школе;
· навыками проведения уроков и экскурсий по предмету «Окружающий мир»
· навыками организации внеурочных форм естественнонаучной деятельности младших школьников;
В данном пособии даются рекомендации студентам по организации учебного процесса с использованием различных форм, методов и средств обучения младших школьников предмету «Окружающий мир». Приводятся примеры уроков, экскурсий и внеурочной работы, критерии оценивания учебных достижений учащихся.
Формы организации обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»
Можно выделить следующие формы организации обучения в начальной школе: урок; экскурсия; внеурочная работа; домашняя работа; внеклассная работа. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт требует организации проектной деятельности школьников.
Методические требования к подготовке и проведению урока по предмету «Окружающий мир»
Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.
Главные требования к современному уроку:
1. Общая дидактическая целенаправленность урока. Часто учитель недооценивает специальное продумывание цели урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку целей (планируемых результатов) урока, помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. На современном уроке познавательная задача формулируется совместно с обучающимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.
2. Достаточная материальная оснащенность . Вреден как недостаток, так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.
3. Концентрация внимания на главном , существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала. Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и задачи (или план) урока.
4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций . Учитель, следуя замыслу урока, должен быть готов быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.
5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы на уроке. Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.
6. Оптимальный психологический режим на уроке. Для этого нужно поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.
7. Экономия и рациональное использование времени на уроке. Учителю следует правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.
8. Восстановление делового равновесия при его нарушении. В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.
9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление и совершенствование знаний учащихся. Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.
10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала. Любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа, и встраивать новые понятия в эту систему, формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание .
Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспективные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс «Окружающий мир» не может быть логичным и целенаправленным.
Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков:
1) вводные; 2) предметные; 3) комбинированные; 4) обобщающие.
Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.
Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.
Основные дидактические цели таких уроков следующие:
1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.
2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.
3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.
4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.
Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:
1) организация класса;
2) постановка учебных задач;
3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;
4) актуализация имеющихся знаний;
5) формирование новых представлений и понятий;
6) отработка приемов работы с учебником;
7) домашнее задание;
8) итог урока.
Примервводного урока по теме «Что такое природа» (программа «Окружающий мир» 3 кл. 1 ч. А.А. Плешакова) см. в приложении 2.1
Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.
Цели предметного урока:
1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.
2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.
Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.
Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:
1) организация класса;
2) определение темы и постановка учебных задач;
3) актуализация опорных знаний;
4) проведение практической работы;
5) закрепление;
6) домашнее задание;
7) итог урока.
Пример предметного урока на тему: «Какие бывают почвы»(программа А.А.Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.2
Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:
1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал.
2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.
3. Развивать практические умения.
4. Закрепить полученные знания и умения.
На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.
Пример комбинированного урока на тему: «Водоем – природное сообщество»(программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.3
Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.
Цели обобщающего урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей.
2. Отработать полученные умения и навыки.
3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.
4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями.
Традиционная структура такого урока следующая:
1) организация класса;
2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме;
3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;
4) использование знаний и умений в новой учебной ситуации;
5) обобщающая беседа;
6) итог урока.
Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них рекомендуется организовывать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся. При организации уроков последнего типа учитель должен помнить, что для обобщения материала необходимо выделить в нем главное; охарактеризовать ведущие понятия; сравнить их между собой; установить причинно-следственные связи; найти общие закономерности; сформулировать выводы.
Пример обобщающего урока по теме «Полезные ископаемые своего края» (программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.4
Характеристика уроков естествознания будет неполной, если мы не остановимся подробнее на особенностях их структуры в различных образовательных системах.