Гонение на христиан в Римской империи: постулаты, вера, недовольство, политические и социальные причины, история и периоды гонений и преследований.
Почему Римская империя преследовала (до определенного момента) христиан?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3:12-13). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19).
Гонение на последователей Иисуса Христа начались с первых дней христианства. Начало положили слепые вожди иудейского народа, но позже на первенствующую Церковь обрушилась вся мощь Римского государства. Исследователи указывают главные причины преследований со стороны Рима: государственные, религиозные и нравственные.
1.Языческая идея государства предполагала всю полноту права власти распоряжаться общественной жизнью граждан, включая также и религиозную жизнь. Религия была частью государственного строя. Все римские императоры, начиная от Августа, имели титул Pontifex maximus (верховный жрец). Христианство признавало права государства во всех сферах жизни, кроме области веры. Это с афористической лаконичностью Иисус Христос сказал искушавшим Его: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). В сознании римлян высшей ценностью было государство. Христианство же провозгласило высшим благом Царствие Небесное. Римские власти считали существование христиан несовместимым с принципами универсального господства государственного начала во всех сферах жизни.
2. Религиозная политика римской власти отличалось терпимостью. Покоряя всё новые народы, Рим сохранял их культы и даже защищал их законодательно. Это было нетрудно в отношении язычества. Но даже официальная религия Израиля пользовалась покровительством. Такая политика Рима была направлена на достижение стабильности и прочности обширной империи. Согласно римскому праву все культы и верования покоренных народов были religiones licitae (дозволенные религии). Только христианству не нашлось места в этой религиозно-правовой системе. Оно оказалось вне закона. Положение усугублялось борьбой иудаизма с новозаветной религией. Римские власти, преследуя «незаконную» религию, как бы защищали права узаконенной им религии иудеев.
Римское государство преследовало христиан не только в силу вышеуказанных причин. Сам характер христианства с проповедью поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23) был глубоко чужд религии римлян. У христиан не было ни жертвоприношений, ни традиционных форм культа. Все это представлялось римской власти непонятным, неестественным и опасным. Это отношение нарастало по мере изумительных успехов христианства во всем Средиземноморье. Христиане были даже при императорском дворе. Св. апостол заканчивает Послание: Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома (Фил.4:22). Видные представители языческого мира в лице христианства не могли не почувствовать смертельную опасность, грозившую язычеству, потерявшему к этому времени жизненную силу.
3. Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф.5:1-3).
Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95-96 гг. (Домициан), 98-117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202 -211 гг. (Септимий Север), 250-252 гг. (Декий и Галл), 257-259 гг. (Валериан), 270-275 гг. (Аврелиан), 303-311 гг. (Диоклетиан), 311-313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313г.) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу.
От своего возникновения до легализации при Константине христианство не имело официального статуса в Римской империи. В первые два столетия христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи . Их считали членами некоего «секретного общества», которые общаются с помощью тайных знаков и избегают приличного общества, поэтому в начале против христиан имели место общественная враждебность и гнев толпы, а не официальные действия. Первая известная попытка сформулировать официальную позицию была предпринята императорским легатом в провинции Вифиния и Понт Плинием Младшим , который в своём письме Траяну сообщил о том, что он получил большое количество анонимных доносов на христиан, и просил совета, поскольку полагал дело серьёзным. Ответ императора, фактически - официальный документ, рескрипт , сводящийся к тому, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить , подтверждённый Адрианом в 125 году , задал направление имперской политики в отношении христиан на ближайшие десятилетия . Однако практическим следствием рескрипта Траяна было то, что выявленных, сознавшихся и неотрёкшихся христиан подвергали пыткам и казням, как это было в 177 году в Лионе и Вьене , когда вмешательство гражданских властей помешало толпе горожан вытащить христиан из их домов и забить до смерти. Обратившийся за решением императора проконсул получил от правившего в то время Марка Аврелия следующее решение - твёрдых в христианстве казнить, римских граждан мечом, прочих зверями , отступников отпустить .
Напротив имя факции должно давать тем, которые сговариваются ненавидеть людей добрых и честных, которые единогласно требуют крови людей невинных, прикрываясь для оправдания своей ненависти тем ложным мнением, что они, христиане, виновники всякого общественного бедствия, всякого народного несчастия Если Тибр вошел в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия; то тотчас кричат: христиан ко льву .
Для последователей традиционных римских культов христиане были слишком странны - не совсем варвары и не вполне римляне. Их религиозные практики являлись вызовом для традиционных устоев. Христиане отказывались отмечать народные праздники, участвовать в мероприятиях императорского культа и публично критиковали древние обычаи . Иустин Философ сообщает о муже-язычнике, донёсшем на жену-христианку , Тертуллиан о детях, лишённых наследства после обращения в христианство. Традиционная римская религия была неразрывно связана с римским обществом, а христиане отвергали и то, и другое. По мнению Тацита , этим они выказывали «ненависть к роду людскому» . Распространены были представления о христианах как о занимающихся чёрной магией (лат. maleficus ) для достижения своих целей, а также практикующих инцест и каннибализм .
Тем не менее, в первые два века христианской истории законов против христиан не принималось, а преследования проводились лишь по инициативе местных властей . Так было в 111 году в Вифинии-Понте при Плинии Младшем, в Смирне в 156 году - мученичество Поликарпа Смирнского , первое, о котором есть относительно достоверные сведения , Сцилле близ Карфагена в 180 году по приказу проконсула и т. д. Когда император Нерон казнил христиан после пожара 64 года , это было исключительно местным делом, не выходящим за границы Рима . Эти ранние преследования были хотя и жестокими, но спорадическими, короткими, локальными, не представлявшими угрозами для христианской общины в целом, но, тем не менее, глубоко повлиявшими на мироощущение ранних христиан .
К III веку ситуация изменилась. Императоры и региональные чиновники стали активно и по собственной инициативе преследовать христиан . Те, в свою очередь, тоже изменились, среди них появились состоятельные и знатные граждане империи. Ориген , писавший об этом в 248 году, отмечал, что «в настоящее время, при значительном количестве вступающих в христианство, можно указать людей богатых, даже несколько высокопоставленных мужей, женщин, известных своей изысканностью и благородством» . Одним из первых законов против христиан стал изданный в 202 году, как об этом сообщает «История августов », Септимием Севером указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство . После затишья, продолжавшегося до убийства императора Александра Севера , целью Максимина (235-238) стали христианские лидеры , Деций (249-251) требовал всеобщего и явного отправления языческих обрядов . Христиане упорствовали в своём нежелании приносить императору присягу , в результате чего их лидеры подвергались пыткам и казням, как, например, в случае с епископом Рима Фабианом и епископом Антиохии Вавилой . Страдали и простые верующие, как, например, Пионий из Смирны и множество других, замученных при Деции. .
Государство стояло на пороге социально-экономического кризиса. Раньше все внутренние трудности решались за счет более слабых соседей. Чтобы эксплуатировать труд других людей, нужно было захватывать пленных и превращать их в подневольных рабочих. Теперь же античное общество стало единым, а для захвата варварских территорий не хватало средств. Ситуация грозила застоем в производстве товаров. Рабовладельческий строй накладывал ограничение на дальнейшее развитие хозяйств, но собственники были не готовы отказаться от использования подневольного труда. Повысить производительность рабов было уже невозможно, распадались крупные землевладельческие хозяйства.
Все слои общества чувствовали безысходность, они чувствовали себя растерянными перед лицом таких глобальных трудностей. Люди стали искать поддержку в религии.
Безусловно, государство пыталось помочь своим гражданам. Правители стремились создать культ собственной личности, но сама искусственность этой веры и ее явная политическая направленность обрекали их усилия на провал. Изживавшей себя языческой веры также было недостаточно.
Хотелось бы отметить во введении (о гонении христиан в Римской империи будет рассказано далее), что христианство принесло с собой веру в сверхчеловека, который разделил бы с народом все его страдания. Однако впереди у религии были долгие три века тяжелой борьбы, которая завершилась для христианства не просто признанием его как дозволенной религии, а как официальной веры Римской империи.
Причины гонений христиан
Исследователи выделяют разные причины гонений на христиан в Римской империи. Чаще всего говорят о несовместимости мировоззрения христианства и традиций, принятых в римском обществе. Христиан считали оскорбителями величества и последователями запрещенной религии. Неприемлемыми казались собрания, проходившие тайно и после захода солнца, священные книги, в которых, по мнению римлян, были записаны секреты исцелений и изгнания демонов, некоторые обряды.
Православный историк В. В. Болотов выдвигает собственную версию, отмечая, что в Римской империи церковь всегда подчинялась императору, а сама религия была лишь частью государственного строя. Болотов приходит к выводу, что различие в постулатах христианской и языческой религии стало причиной их противоборства, но поскольку язычество не обладало организованной церковью, христианство нашло себе противника в лице целой Империи.
Какими видели христиан римские граждане?
Во многом причина непростого положения христиан в Римской империи крылась в предвзятом отношении к ним римских граждан. Враждебно настроены были все жители империи: от низших слоев до государственной элиты. Огромную роль в формировании взглядов на христиан в Римской империи сыграли разного рода предрассудки и клевета.
Чтобы понять всю глубину непонимания между христианами и римлянами, следует обратиться к трактату «Октавий» раннехристианского апологета, Минуция Феликса. В нем собеседник автора Цецилий повторяет традиционные обвинения в сторону христианства: противоречивость веры, отсутствие моральных устоев и угроза культуре Рима. Цецилий называет «двойным безумием» веру в перерождение души, а самих христиан – «немыми в обществе, говорливыми в своих убежищах».
Становление христианства
В первое время после смерти Иисуса Христа на территории государства почти не было христиан. Удивительно, но сама суть Римской империи помогла религии быстро распространиться. Хорошее качество дорог и строгое социальное разделение привели к тому, что уже во II веке почти в каждом римском городе была своя христианская община. Это было не случайно объединение, а настоящий союз: его участники помогали друг другу словом и делом, из общих денежных средств можно было получить пособие. Чаще всего первые христиане Римской империи собирались на молитву в тайных местах, например, пещерах и катакомбах. Вскоре оформились и традиционные символы христианства: лоза винограда, рыба, скрещенная монограмма из первых букв имени Христа.
Периодизация
Гонения на христиан в Римской империи продолжались с начала первого тысячелетия до издания Миланского эдикта в 313 году. В христианской традиции их принято исчислять десятью, основываясь на трактате ритора Лактанция «О смертях гонителей». Однако следует отметить, что такое деление условно: специально организованных гонений было меньше десяти, а количество случайных намного превышает десять.
Гонения христиан при Нероне
Преследований, которые проходили под руководством этого императора, поражают сознание своей неизмеримой жестокостью. Христиан зашивали в шкуры диких зверей и отдавали на растерзание собакам, одевали в пропитанную смолой одежду и поджигали, чтобы «неверные» освещали пиры Нерона. Но подобная безжалостность лишь укрепляла дух единства христиан.
Мученики Павел и Петр
12 июля (29 июня) христиане всего мира празднуют день Петра и Павла. День памяти святых апостолов, принявших смерть от руки Нерон, отмечался еще в Римской империи.
Павел и Петр занимались чтением проповедей, и хотя они всегда трудились вдали друг от друга, им было суждено умереть вместе. Император сильно недолюбливал «апостола язычников», и его ненависть стала лишь сильнее, когда он узнал, что во время своего первого ареста Павел обратил в свое веру многих придворных. В следующий раз Нерон усилил стражу. Правитель страстно желал убить Павла при первой же возможности, но на суде речь первоверховного апостола так сильно поразила его, что он решил отсрочить казнь.
Апостол Павел был гражданином Рима, поэтому его не подвергали пыткам. Казнь состоялась тайно. Император боялся, что своей мужественностью и непоколебимостью он обратит в христианство тех, кто это увидит. Однако даже сами палачи внимательно слушали слова Павла и были поражены стойкостью его духа.
В Священном Предании сказано, что апостол Петр вместе с Симоном Волхвом, который также был известен умением воскрешать мертвых, был приглашен женщиной на погребение ее сына. Чтобы раскрыть обман Симона, которого многие в городе считали Богом, Петр возвратил юношу к жизни.
Гнев Нерона обратился на Петра после того, как он обратил в христианство двух жен императора. Правитель приказал казнить первоверховного апостола. По просьбам верующих Петр решился покинуть Рим, чтобы избежать наказания, но ему явилось видение Господа, входившего во врата города. Ученик спросил Христа, куда тот направляется. «В Рим, чтобы вновь быть распятым», - последовал ответ, и Петр вернулся.
Поскольку апостол не был римским гражданином, его подвергли бичеванию и распяли на кресте. Перед смертью он вспомнил о своих грехах и посчитал себя недостойным принять ту же смерть, что и Господь его. По просьбе Петра палачи пригвоздили его вниз головой.
Гонения христиан при Домициане
При императоре Домициане был издан указ, согласно которому ни один христианин, представший перед судом, не будет помилован, если не отречется от своей веры. Порою его ненависть доходила до полного безрассудства: христиан обвиняли в случавшихся в стране пожарах, болезнях, землетрясениях. Государство платило деньги тем, кто готов был свидетельствовать против христиан в суде. Клевета и ложь сильно усугубили и без того непростое положение христиан в Римской империи. Гонения продолжались.
Гонения при Адриане
Во времена правления императора Адриана погибло около десяти тысяч христиан. От его руки погибла вся семья отважного римского военачальника, чистосердечного христианина, Евстахия, который отказался приносить жертву идолам в честь победы.
Братья Фаусин и Йовит с таким смиренным терпением переносили пытки, что язычник Калосериус изумленно сказал: «Как же велик христианский Бог!». Он был тотчас арестован и также предан пыткам.
Гонения при Марке Аврелии Антонине
Известный философ античности Марк Аврелий также был широко известен своей безжалостностью. По его инициативе было начато четвертое преследование христиан в Римской империи.
Ученик апостола Иоанна Поликарп, узнав, что его пришли арестовать римские солдаты, попытался скрыться, однако был вскоре найден. Епископ накормил своих пленителей и попросил их дать ему помолиться. Его усердие так поразило воинов, что они попросили у него прощения. Поликарпа приговорили к сожжению на торговой площади, прежде предложив ему отказаться от своей веры. Но Поликарп ответил: «Как могу я предать Моего Царя, никогда не изменявшего мне?». Подожженный хворост вспыхнул, но пламя не коснулось его тела. Тогда палач проткнул епископа мечом.
При императоре Марке Аврелии принял смерть и диакон из Вены Санктус. Его подвергли пыткам, положив на голое тело раскаленные пластины из меди, которые прожгли его плоть до костей.
Гонения при Септимии Севере
В первое десятилетие своего правления Септимий терпимо относился к последователям христианства и не боялся держать их при дворе. Но в 202 г., после Парфянского похода, он ужесточил религиозную политику Римского государства. В его жизнеописании сказано, что он запретил принятие христианской веры под угрозой страшных наказаний, хотя и позволял исповедовать христианскую религию в Римской империи тем, кто уже был обращен. Многие из жертв жестокого императора занимали высокое социальное положение, что сильно потрясло общество.
Именно к этому времени относится жертва Фелицитаты и Перпетуи, христианских мучениц. «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» - один из самых ранних документов подобного рода в истории христианства.
Перпетуя была молодой девушкой с грудным ребенком, происходила из знатной семьи. Фелицитата служила ей и на момент ареста была беременна. Вместе с ними в заключение попали Сатурнин и Секундул, а также раб Ревокат. Все они готовились принять христианство, что было запрещено законом того времени. Они были помещены под стражу, и вскоре к ним присоединился их наставник Сатур, не пожелавший скрываться.
В «Страстях» сказано, что Перпетуя тяжело переживала первые дни заключения, тревожась о свое младенце, но дьяконам удалось подкупить стражей и передать ей ребенка. После этого темница стала для нее подобна дворцу. Ее отец, язычник, и римский прокуратор пытались уговорить Перпетую отречься от Христа, но девушка была непреклонна.
Смерть забрала Секундула, когда он находился под стражей. Фелицитата боялась, что закон не позволит ей отдать душу во славу Христа, поскольку римское право запрещало казнить беременных. Но за несколько дней до казни она родила дочь, которую передали свободной христианке.
Заключенные вновь объявили себя христианами и были приговорены к смерти - растерзанию дикими животными; но звери не смогли убить их. Тогда мученики поприветствовали друг друга братским поцелуем и были обезглавлены.
Гонения при Максимине Фракийце
При императоре Марке Клодии Максимине жизнь христиан в Римской империи находилась под постоянной угрозой. В это время устраивались массовые казни, нередко в одной могиле приходилось хоронить до полусотни человек.
Римский епископ Понтиан за проповедь был сослан на рудники Сардинии, что в то время приравнивалось к смертному приговору. Его преемник Антер был убит через 40 дней после смерти Понтиана за оскорбление правительства.
Несмотря на то, что Максимин преследовал в основном священнослужителей, стоявших во главе Церкви, это не помешало ему казнить римского сенатора Паммача, его семью и еще 42 христиан. Их головы были вывешены на городских воротах для устрашения.
Гонения христиан при Деции
Не менее тяжелым временем для христианства стало правление императора Деция. Мотивы, подтолкнувшие его к такой жестокости, до сих пор остаются неясными. В некоторых источниках говорится, что причиной нового гонения на христиан в Римской империи (кратко о событиях тех времен речь идет в статье) стала ненависть по отношению к его предшественнику, христианскому императору Филиппу. По другим данным Децию Траяну не нравилось, что распространившееся по государству христианство затмило языческих богов.
Какими бы ни были истоки восьмого гонения на христиан, оно считается одним из самых жестоким. К прежним проблемам христиан в Римской империи прибавились новые: императором были изданы два эдикта, первый из которых был направлен против верховных священнослужителей, а второй приказывал проводить жертвоприношения на территории всей империи.
Новое законодательство должно было выполнить два дела сразу. Каждый римский гражданин был обязан пройти через языческий ритуал. Так любой человек, находившийся под подозрением, мог доказать, что обвинения в его сторону совершенно беспричинны. С помощью этой хитрости Деций не только обнаруживал христиан, которых тотчас приговаривали к смертной казни, но и пытался заставить их отказаться от своей веры.
Молодой человек Петр, известный своим умом и красотой, должен был принести жертву римской богине плотской любви Венере. Юноша отказался, заявив, что он удивлен, как можно поклоняться женщине, о беспутстве и низости которой говорится в самих римских писаниях. За это Петра растянули на дробильном колесе и пытали, а затем, когда у него не осталось ни единой целой кости, обезглавили.
Правитель Сицилии Квантин захотел заполучить девушку по имени Агафа, но она отказала ему. Тогда, воспользовавшись своей властью, он отдал ее в публичный дом. Однако Агафа, будучи истинной христианкой, осталась верна своим принципам. Разгневанный Квантин приказал пытать ее, хлестать кнутом, а затем положить на раскаленные угли вперемешку со стеклом. Агафа вынесла с достоинством все выпавшие на ее долю жестокости и позже умерла в тюрьме от ран.
Гонения христиан при Валериане
Первые годы правления императора были временем спокойствия для христиан в Римской империи. Некоторые даже считали, что Валериан настроен очень дружелюбно по отношению к ним. Но в 257 г. его мнение резко поменялось. Возможно, причина кроется во влиянии его друга Макрина, недолюбливавшего христианскую религию.
Сначала Публий Валериан приказал всем клерикалам принести жертву римским богам, за неповиновение их отправляли в ссылки. Правитель считал, что, действуя умеренно, он добьется большего результата в антихристианской политике, чем применением жестоких мер. Он надеялся, что христианские епископы отрекутся от своей веры, и вслед за ними это сделает и их паства.
В Золотой легенде, собрании христианских легенд и описаний жития святых, рассказывается, что императорские солдаты отрубили голову Стефану I прямо во время мессы, которую Папа Римский служил для своей пасты. По преданию его кровь еще долго не стиралась с папского трона. Его преемник, Папа Римский Сикст II, был казнен уже после выхода второго приказа, 6 августа 259 года, вместе с шестью своими диаконами.
Вскоре оказалось, что подобная политика неэффективна, и Валериан издает новый эдикт. Духовные лица подвергались казни за непослушание, знатных граждан и их семьи лишали имущества, а в случае неповиновения убивали.
Такой была судьба и двух прекрасных девушек, Руфины и Секунды. Они и их молодые люди были христианами. Когда начались гонения христиан в Римской империи, юноши побоялись потерять свое богатство и отреклись от веры. Они попытались уговорить и своих возлюбленных, но девушки оказались непреклонны. Их бывшие половинки не преминули написать на них донос, Руфина и Секунда были арестованы, а затем обезглавлены.
Гонения Диоклетиана и Галерия
Самое тяжелое испытание выпало на долю христиан Римской империи при Диоклетиане и его восточном соправителе Галерии. Последнее преследование затем получило название «Великого гонения».
Император стремился возродить угасавшую языческую религию. Реализацию своего замысла он начал в 303 году в восточной части страны. Рано утром солдаты ворвались в главную церковь христиан и сожгли все книги. Диоклетиан и его приемный сын Галерий пожелали лично видеть начало конца христианской веры, и содеянного показалось им мало. Здание было уничтожено до основания.
Следующим шагом стало издание указа, согласно которому христиане Никомедии должны были быть арестованы, а места их священнослужений – сожжены. Галерию хотелось больше крови, и он приказал поджечь дворец отца, обвинив во всем христиан. Пламя преследования охватило всю страну. В то время империя была разделена на две части – Галлию и Британию. В Британии, которая находилась во власти Констанция, второй указ не выполнялся.
В течение десяти лет христиане подвергались пыткам, обвинялись в несчастьях государства, болезнях, пожарах. В огне умирали целые семьи, многим на шею вешали камни и топили в море. Затем правители многих римских земель обратились к императору с просьбой остановиться, но было уже поздно. Христиан изувечили, многих лишили глаз, носа, ушей.
Миланский эдикт и его значение
Прекращение преследований датируется 313 г. нашей эры. Это важное изменение в положении христиан связано с созданием Миланского эдикта императорами Константином и Лицинием.
Этот документ стал продолжением Никомидийского эдикта, который был лишь шагом на пути к прекращению гонений на христиан в Римской империи. «Эдикт терпимости» был издан Галерием в 311 году. Хотя его и считают виновным в начале «Великого гонения», он все же признал, что преследования потерпели неудачу. Христианство не исчезло, а наоборот укрепило свои позиции.
Документ условно легализовал исповедование христианской религии на территории страны, но при этом христиане должны были молиться об императоре и Риме, они не получали обратно свои церкви и храмы.
Миланский эдикт лишал язычество роли государственной религии. Христианам была возвращена их собственность, которую они утратили в результате преследований. Закончился 300-летний период гонений христиан в Римской империи.
Страшные пытки во времена гонений христиан
Истории о том, как пытали христиан в Римской империи, вошли в жития многих святых. Хотя римская правовая система отдавала предпочтение приговору к распятию или съедению львами, в христианской истории можно встретить и более изощренные методы пыток.
Например, Святой Лаврентий посвятил свою жизнь заботе о нищих и надзору за имуществом церкви. Однажды римский префект захотел изъять денежные средства, которые хранил Лаврентий. Дьякон попросил три дня на сборы, и за это время раздал все бедным. Разгневанный римлянин приказал жестоко покарать непокорного священника. Над раскаленными углями была помещена металлическая решетка, на которую положили Лаврентия. Его тело медленно обугливалось, плоть шипела, но извинений перфект так и не дождался. Вместо этого он услышал следующие слова: «Вы испекли меня с одной стороны, так переверните же на другую и съешьте мое тело!».
Римский император Деций ненавидел христиан за их отказ поклоняться ему как божеству. Узнав, что его лучшие солдаты в тайне приняли христианскую веру, он попытался подкупить их и уговорить вернуться. В ответ солдаты покинули город и укрылись в пещере. Деций приказал замуровать убежище, и все семеро умерли от обезвоживания и голода.
Цецилия Римская с ранних лет исповедовала христианство. Родители выдали ее замуж за язычника, но девушка не стала сопротивляться, а лишь молилась о помощи Господа. Она смогла отговорить мужа от плотской любви и привела его в христианство. Они вместе помогали бедным по всему Риму. Префект Турций Алмахий приказал Цецилии и Валериану принести жертву языческим богам, и в ответ на отказ приговорил их к казни. Римское правосудие должно было свершить вдали от города. По дороге молодая пара смогла обратить в христианство нескольких солдат и их начальника Максима, который пригласил христиан домой и вместе со своей семьей принял веру. На следующий день, после казни Валериана, Максим рассказал, что видел восхождение души умершего к небесам, за что был забит насмерть плетьми. Несколько дней Цецилию держали в ванне с крутым кипятком, но дева-мученица выжила. Когда палач попытался отрубить ей голову, ему удалось нанести лишь смертельные раны. Святая Цецилия еще несколько дней оставалась жива, продолжая обращать людей к Господу.
Но одна из самых ужасных судеб выпала на долю Святого Виктора Мавра. Он тайно проповедовал в Милане, когда его пленили и, привязав к лошади, протащили по улицам. Толпа требовала отречения, но проповедник сохранил верность религии. За отказ его распяли, а затем бросили в тюрьму. Виктор обратил в христианство нескольких охранников, за что их вскоре казнил император Максимилиан. Самому проповеднику приказали принести жертву римскому богу. Вместо этого он с яростью набросился на алтарь. Непокоренный, он был брошен в каменную мельницу и измолот.
Гонение христиан в Римской империи. Заключение
В 379 году власть над государством перешла в руки императора Феодосия I, последнего правителя единой Римской империи. Было прекращено действие Миланского эдикта, согласно которому страна должна была хранить нейтралитет по отношению к религии. Это событие было как заключение в гонение христиан в Римской империи. 27 февраля 380 года Феодосий Великий провозгласил христианство единственной допустимой для римских граждан религией.
Так закончилось гонение христиан в Римской империи. 15 листов текста не может вместить всей важной информации о тех временах. Однако саму суть тех событий мы попытались изложить максимально доступно и подробно.
Великое гонение на христиан (303-313), начавшееся при императоре Диоклетиане и продолжившееся его наследниками, было последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи. В 303 году тетрархи Диоклетиан и Максимиан, Галерий и Констанций Хлор издали эдикт, отменяющий права христиан и требующий от них соблюдения традиционных римских религиозных практик. В дальнейшем были выпущены новые эдикты, направленные против священников, а также обязывавшие всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения.
Интенсивность гонений различалась в пределах империи - в Галлии и Британии, где выполнялся только первый эдикт, она была меньше, и более суровой в восточной части империи. Карательные законы постепенно отменялись, и считается, что Миланский эдикт, изданный Константином Великим и Лицинием в 313 году окончательно завершил этот период.
Христиане в первые века своего существования подвергались дискриминации в империи, первые императоры неохотно принимали законы по этому поводу. Только в 250-х годах, при императорах Деции и Валериане началось законодательное преследование христиан. Эдикты Деция не сохранились и об их смысле можно судить только по косвенной информации. Предполагается, что они были направлены против высшего духовенства и предписывали произвести всеобщее жертвоприношение. Первый эдикт Валериана, изданный в 257 году, предписывал клирикам совершить жертвоприношение римским богам, за отказ полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни было запрещено совершать богослужения и посещать места захоронений. К периоду действия первого эдикта относится мученичество папы Стефана I, казнённого в 257 году. В следующем году был принят более суровый закон, согласно которому духовных лиц за отказ повиноваться полагалось казнить, знатных мирян сенаторского и всаднического сословия - лишать достоинства и подвергать конфискации имущества, в случае упорства - казнить, их жен лишать имущества и ссылать, лиц, состоявших на императорской службе,- лишать имущества и осуждать на принудительные работы в дворцовых имениях. С приходом к власти Галлиена эти законы перестали исполняться.
Восшествие на престол в 284 году Диоклетиана не привело к мгновенному отказу от политики игнорирования христиан, однако в первые пятнадцать лет своего царствования Диоклетиан последовательно очищал армию от христиан, осуждал на смерть манихеев и окружал себя ярыми противниками христианства. Зимой 302 года Галерий посоветовал Диоклетиану начать всеобщее преследование христиан. Желая получить божественную поддержку этому начинанию, Диоклетиан обратился к оракулу Аполлона, и ответ последнего был интерпретирован как одобрение предложения Галерия. Первый эдикт, положивший начало Великому гонению, был издан 24 февраля 303 года.
Преследование не смогло предотвратить распространение христианства и становление его в качестве государственной религии империи. Хотя оно привело к смерти, по современным оценкам, от 3000 до 3500 человек, и пыткам, заключению, и изгнанию ещё большего количества людей, большинство христиан не пострадало. Другим следствием этих событий стало разделение церкви на тех, кто предпочёл принять выдвинутые требования, т. н. традиторы, и тех, кто сохранил чистоту веры. Некоторые из возникших в этот период учений, таких как донатисты в Северной Африке и мелетиане в Египте, просуществовали впоследствии длительное время. Возникший в результате «культ мучеников», преувеличивающий жестокость событий, подвергался критике начиная с эпохи Просвещения. Некоторые современные историки, например Дж. де Сент-Круа, также считают сведения христианских историков о событиях «Великого гонения» преувеличенными.
Предпосылки:
Гонения до Диоклетиана
От своего возникновения до легализации при Константине, христианство было незаконной религией для Римского государства. В первые два столетия своего существования христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи. Их считали членами некоего «секретного общества», члены которого общаются с помощью тайных кодов и избегают приличного общества, поэтому в начале против христиан имели место общественная враждебность и гнев толпы, а не официальные действия. Первая известная попытка сформулировать официальную позицию была предпринята императорским легатом в провинции Вифиния и Понт?! Плинием Младшим в своём письме Траяну сообщил о том, что он получил большое количество анонимных доносов на христиан, и просил совета, поскольку полагал дело серьёзным. Ответ императора, фактически - официальный документ, рескрипт, сводящийся к тому, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить, подтверждённый Адрианом в 125 году, задал направление имперской политики в отношении христиан на ближайшие десятилетия. Однако практическим следствием рескрипта Траяна было то, что выявленных, сознавшихся и неотрёкшихся христиан подвергали пыткам и казням, как это было в 177 году в Лионе и Вьене, когда вмешательство гражданских властей помешало толпе горожан вытащить христиан из их домов и забить до смерти. Обратившийся за решением императора проконсул получил от правившего в то время Марка Аврелия следующее решение - твёрдых в христианстве казнить, римских граждан мечом, прочих отправлять ad bestias, отступников отпустить.
Для последователей традиционных культов христиане были слишком странны - не совсем варвары и не вполне римляне. Их религиозные практики являлись вызовом для традиционных устоев. Христиане отказывались отмечать народные праздники, участвовать в мероприятиях императорского культа и публично критиковали древние обычаи. Иустин Философ сообщает о муже-язычнике, донёсшем на жену-христианку, Тертуллиан о детях, лишённых наследства после обращения в христианство. Традиционная римская религия была неразрывно связана с римским обществом, а христиане отвергали и то, и другое. По мнению Тацита, этим они выказывали «ненависть к роду людскому». Распространены были представления о христианах, как о занимающихся чёрной магией (лат. maleficus) для достижения своих целей, а также практикующих инцест и каннибализм.
Напротив имя факции должно давать тем, которые сговариваются ненавидеть людей добрых и честных, которые единогласно требуют крови людей невинных, прикрываясь для оправдания своей ненависти тем ложным мнением, что они, христиане, виновники всякого общественного бедствия, всякого народного несчастия Если Тибр вошел в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия; то тотчас кричат: христиан ко льву. - Тертуллиан, Апология, глава 40
Тем не менее, в первые два века христианской истории законов против христиан не принималось, и все имевшие место преследования проводились по инициативе местных властей. Так было в 111 году в Вифинии-Понте при Плинии Младшем, в Смирне в 156 году - мученичество Поликарпа Смирнского, первое, о котором есть относительно достоверные сведения, Сцилле близ Карфагена в 180 году по приказу проконсула и т. д. Когда император Нерон казнил христиан после пожара 64 года, это было исключительно местным делом, не выходящим за границы Рима. Эти ранние преследования были хотя и жестокими, но спорадическими, короткими, локальными, не представлявшими угрозами для христианской общины в целом, но, тем не менее, глубоко повлиявшими на воображение ранних христиан.
К III веку ситуация изменилась. Императоры и региональные чиновники стали активно и по собственной инициативе преследовать христиан. Те, в свою очередь, тоже изменились, среди них появились состоятельные и знатные граждане империи. Ориген, писавший об этом в 248 году, отмечал, что «в настоящее время, при значительном количестве вступающих в христианство, можно указать людей богатых, даже несколько высокопоставленных мужей, женщин, известных своей изысканностью и благородством». Одним из первых законов против христиан стал изданный в 202 году, как об этом сообщает «История августов», Септимием Севером указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство. После затишья, продолжавшегося до убийства императора Александра Севера, целью Максимина (235-238) стали христианские лидеры, Деций (249-251) требовал всеобщего и явного отправления языческих обрядов. Христиане упорствовали в своём нежелании приносить императору присягу, в результате чего их вожди подвергались пыткам и казням, как, например, в случае с епископом Рима Фабианом и епископом Антиохии Вавилой. Страдали и простые верующие, как, например, Пионий из Смирны и множество других, замученных при Деции.
Гонения при Деции стали тяжёлым ударом для церкви. В Карфагене и Александрии происходили массовые отречения, а в Смирне к этому призывал местный епископ Евктемон. Поскольку церковь была преимущественно городской, было несложно выявить и уничтожить её иерархию. Однако этого не произошло. В июне 251 года Деций пал в битве, не доведя этот процесс до конца. В течение последующих шести лет преследований не было, что дало возможность церкви восстановиться. В 253 году престол занял друг Деция, Валериан, в начале производивший на современников впечатление друга христиан, несмотря на то, что в 254 году был подвергнут пыткам и вскоре умер теолог Ориген. Однако в 257 году он издал эдикт, осуждавший христиан на изгнание и каторжные работы, а затем ещё один, устанавливающий для них в качестве наказания смертную казнь. Однако пленение и гибель императора в 260 году приостановили гонения, а сын и преемник Валериана, Галлиен (260-268), установил «мир всех церквей», продолжавшийся до правления Диоклетиана.
Гонения и идеология Тетрархии
Диоклетиан, провозглашённый императором 20 ноября 284 года, в религиозном отношении был консерватором и приверженцем традиционного римского культа, предпочитая, в отличие от Аврелиана (270-275), поклонение олимпийским богам. Более того, он стремился вдохнуть новую жизнь в древнюю религию. По словам панегириста, обращённым к Максимиану, «Ведь вы щедро одаряете их алтарями и статуями, храмами и приношениями, наконец, самими своими именами; вы украшаете их своими изображениями и делаете ещё более священными примером своего почитания. Именно теперь люди понимают, что значит могущество богов: ведь столь ревностно их почитаете вы.» Частью этого плана была масштабная строительная деятельность. Около четверти всех надписей, относящихся к реконструкции языческих храмов в Северной Африке за период с 276 по 395 год относятся к правлению Диоклетиана. Император отождествил себя с главой римского пантеона, Юпитером, в то время как его соправитель Максимиан связал своё имя с Геркулесом. Такая связь между божеством и императором помогала легитимизировать притязания последнего на высшую власть и прочнее связывала государственную власть с традиционным культом.
Благосклонностью Диоклетиана пользовались не только Юпитер и Геркулес, но и менее традиционные культы. Им были построены храмы Изиды и Сераписа в Риме, а также Непобедимого Солнца в Комо. При этом Диоклетиан поощрял скорее культы, чьи божества распространяли своё покровительство на всю империю, чем на отдельные провинции. В Африке он способствовал укреплению почитания Юпитера, Геркулеса, Аполлона, Меркурия, а также императорского культа. Сведения о динамике популярности местных божеств в рассматриваемый период противоречивы. С одной стороны, есть сведения об усилении почитания в конце III века местных божеств, например, пришедший из Паннонии культ Дунайского всадника. С другой, тысячелетиями пользовавшиеся почётом в южном Средиземноморье божества стали утрачивать любовь населения. Так, в Нумидии последняя известная надпись посвящённая Сатурну (Баал-Хаммону) датирована 272 годом, в Киренаике Аполлону - 287 годом, в Египте последняя иероглифическая надпись - 250 годом.
Подобно Августу и Траяну до него, Диоклетиан именовал себя «восстановителем». Он пытался убедить общество рассматривать его царствование и созданную им систему правления, то есть Тетрархию, как восстановление традиционных римских ценностей и, после беспорядков III века, возврат к «Золотому веку Рима». Как следствие, он стремился усилить существовавшую издавна римскую тягу к сохранению древних обычаев и имперское неприятие независимых сообществ. Необычны решительная позиция режима Диоклетиана и вера последнего в способность правительства вызывать существенные изменения в морали и обществе. Его предшественники стремились проводить более осторожную внутреннюю политику, предпочитая работать с существующими структурами, не занимаясь их капитальным ремонтом. Диоклетиан, в отличие от них, для достижения своих целей хотел реформировать каждый аспект общественной жизни. В его правление чеканка монет, налогообложение, архитектура, законодательство и история были радикально перестроены для приведения в соответствие с его авторитарной и традиционалистической идеологией. Реформирование «фабрики морали» империи - и устранение религиозных меньшинств - было просто одним из этапов этого процесса.
Нашей благочестивой и религиозной мысли представляется в высшей степени досточтимым и достойным вечного сохранения с благоговейным страхом всего того, что постановлено святого и целомудренного в римских законах. Ибо бессмертные боги как прежде были, так несомненно оставались бы и теперь благосклонными и содружественными римлянам, если бы все живущие под нашим скипетром проводили жизнь всегда благочестивую и честную. - Эдикт о браке, 295 год
В этой ситуации особое положение иудеев и христиан становилось особенно заметным. Однако иудеям удалось, за счёт древности своей веры, добиться толерантного к себе отношения империи. Они избежали гонений при Деции и не подвергались преследованиям при Тетрархии. Соответственно христиане, последовательно противопоставляющие себя иудеям, и чья вера воспринималась как новая и необычная, уже к этому времени не смешиваемая с иудаизмом, не заслужили такой терпимости.
Гонение не было единственным выходом рвения Тетрархии в сфере морали. В 295 году Диоклетиан (или его цезарь Галерий) издал в Дамаске эдикт, запрещавший близкородственные браки и провозглашавший превосходство римских законов над местными. Его преамбула постулировала, что долгом каждого императора является утверждение священных принципов римского права. Эти принципы, последовательно претворённые в жизнь, логически требовали от императоров добиваться единообразия и в вопросах религии.
Общественное мнение
В повседневной жизни
Христианские общины быстро росли во многих частях империи, особенно на Востоке, после того, как в 260 году Галлиен принёс церкви мир. Хотя данных, для того, чтобы произвести точные оценки количества христиан в этот период практически нет, некоторые исследователи предлагают свои варианты подсчётов. Так, К. Хопкинс исходя из предположения о постоянном ежегодном приросте христианского населения в 3,35 % предполагает, что с 1.1 миллиона в 250 году их число выросло до 6 миллионов в 300 году, что составляло 10 % населения империи. По версии Э. Гиббона, из современных исследователей поддержанной Р. Л. Фокс, их было меньше, от 4 до 5 %. Христиане также начали распространяться и в сельской местности, где их не было много раньше. Их церкви уже не были такими незаметными, как в I и II веках; в крупных городах по всей империи появлялись крупные храмы. В Никомидии церковь занимала холм перед императорским дворцом. Эти факты, вероятно, отражают не только количественный рост христиан в империи, но и их возросшее влияние. В тех частях империи, где христиане были особенно многочисленны, как в Северной Африке и Египте, местные божества утрачивали веру населения.
Неизвестно, насколько гонения поддерживала аристократия. После примирения Галлиена христиане заняли высокие посты в системе римской власти. Некоторые их них были назначен самим Диоклетианом, а его жена и дочь сочувствовали церкви. Многие жители империи готовы были принять мученическую смерть, а в провинциях императорские эдикты против христиан нарушались повсеместно. Даже о Констанции известно, что он нарушал запретительные установления. По сравнению с ранним периодом гонений низшие классы демонстрировали меньший энтузиазм и больше не верили столь популярным в I-II веках обвинениям. Возможно, как предполагает историк Т. Д. Барнс, существующая уже долгое время церковь стала частью их жизни.
Широко распространённые в тот период теургические верования являлись естественным врагом христианства. Вера в возможность связи с Божеством с целью получения ответа на свои бытовые проблемы посредством деймонов, воспринимаемых христианами как дьяволов, агентов Сатаны, делала эти учения несовместимыми. Отношения неоплатонизма и христианства были сложнее; известно об одном ученике школы Плотина, перешедшем в христианство.
Критика христианства
При этом, однако, в среде высшего имперского руководства были люди, идеологически отвергающие терпимость к христианам, такие как философ Порфирий Тирский и губернатор Вифинии Сосиан Гиерокл, возможно, являющийся анонимным автором двухтомного произведения против христиан, о котором сообщает Лактанций в «Divinae institutiones». Согласно Э. Р. Доддсу, их труды демонстрировали «союз языческих интеллектуалов с истеблишментом».
Краткие и пренебрежительные отзывы о написанных Гиероклом двух книгах против христиан сохранились у Евсевия Кесарийского и Лактанция. Можно сделать вывод, что он противопоставлял «верность и точность» суждений язычников «тупости христиан». По его мысли, если бы христиане применяли свои принципы последовательно, они должны были бы молиться Аполлонию Тианскому, а не Иисусу - чудеса Аполлония были гораздо более впечатляющими, а сам он никогда не имел наглости называть себя «богом». Писания, по его мнению, полны «лжи и противоречий», распространённые невежественными Петром и Павлом, тогда как о деяниях Аполлония сообщали люди образованные. В Divinae institutiones также упоминается некий автор антихристианского памфлета в трёх книгах, возможно, это был ученик неоплатоника Ямвлиха, написавший свой труд из угодливости к императорам. Аврелий Виктор и Лактанций сообщают о том, что Диоклетиан окружал себя жрецами-предсказателями (лат. scrutator rerum futurarum).
Наиболее крупным и эрудированным критиком христиан был философ-неоплатоник Порфирий. Аргументация Порфирия, опубликовавшего в 270-х годах сочинение против христиан, доказывающая абсурдность и несостоятельность христианских верований, была рассчитана не на уже обращённых христиан, а на тех, кто колебался в своём желании к ним присоединиться. Христианская символика ему чужда и он с ужасом цитирует фразу из Евангелия от Иоанна об употреблении в пищу плоти и крови; для него также очевидна невозможность чудес. С течением времени позиция Порфирия менялась, и если в своих ранних трудах он воздерживался от нападок на Иисуса, отзываясь о нём как о святом и скромном человеке, то 15-томное сочинение «Против христиан», созданное около 290 года, выражает его потрясения от стремительного распространения христианства. Судя по сохранившимся отрывкам и отзывам христианских авторов, в нём Порфирий провёл огромную работу по анализу Ветхого Завета, датировав, в частности, книгу пророка Даниила царствованием Антиоха Епифана, а книги Моисея периодом, отстоящим на 1180 лет от жизни пророка.
Критика язычества
В ответ на критику, христианские авторы не только опровергали фантастические слухи и рационалистические аргументы, но и сами выступали с резким осуждением античной культуры. Ещё в конце II века Афинагор Афинский утверждал, что статуи не боги, а всего лишь совокупность «земли, камня и тонкого искусства». В середине III века епископ Киприан Карфагенский осуждал жестокость цирковых зрелищ. На рубеже III-IV веков Арнобий осуждал безнравственность языческих богов и высмеивал поклонение их статуям. Эти полемические сочинения были адресованы язычникам, которые должны были понять преимущества и благородство новой веры по сравнению с разоблаченной старой.
Христианство в конце III века
В первые 19 лет царствования Диоклетиана (284-302 годы) отношение к христианству было вполне доброжелательным, и даже Евсевий Кесарийский, относившийся к императору негативно из-за гонений, считает его первоначальное отношение к Церкви в высшей степени выгодным для распространения христианства. Не только частные лица могли принадлежать к христианскому сообществу и открыто заявлять о своём вероисповедании, но даже императорские чиновники и военные пользовались подобной свободой. Любой христианин, не находящий противоречия в нахождении на императорской языческой службе, мог беспрепятственно продвигаться по карьерной лестнице. Известно множество свидетельств о христианах, занимавших государственные должности всех уровней, в провинциях и в армии. Христиане были даже в личной свите императора - «придворный юноша» Пётр, прославившийся впоследствии своим мученичеством, praepositus sacri cubiculi Лукиан, придворные Горгоний и Дорофей.
Инициатор: Диоклетиан или Галерий?
Евсевий, Лактанций и Константин (если предположить авторство последнего речи Oratio ad Coetum Sanctum) единогласно считают первопричиной гонений Галерия, как получившего от них наибольшую выгоду. Диоклетиан, при всём своём религиозном консерватизме, всё же был склонен к религиозной терпимости. Галерий, напротив, был убеждённый язычник. Согласно христианским источникам, он последовательно выступал за проведение гонений, стремясь использовать их в своих политических целях. Как подчинённый правитель, он всегда упоминался последним в правительственных документах. До конца войны с Персией у него даже не было собственного большого дворца. Лактанций утверждает, что Галерий стремился занять более высокое положение в государственной иерархии. Мать Галерия, Ромула, была настроена резко против христиан - будучи языческой жрицей в Дакии, она их ненавидела за то, что они не посещали устраиваемые ею празднества. Увеличив своё влияние после победы в войне, Галерий, возможно, желал загладить масштабными акциями своё унижение в Антиохии, когда ему пришлось бежать перед императорской колесницей, вместо того, чтобы ехать в ней.
Данная проблема была чётко сформулирована М. Гелцером: желал ли стареющий Диоклетиан завершить труды своей жизни по преобразованию римского мира устранением христианской церкви, или же грубый воин Галерий не нашёл лучшего способа в борьбе за власть с Диоклетианом? Последовавшая затем дискуссия не привела к получению однозначного ответа. В 1926 году попытку подвести итог предпринял К. Штаде, объявив причиной Диоклетиана, вопреки явным указаниям Лактанция. Дальнейшие исследования смогли добавить мало нового, и попытки выработать новую аргументацию, способную нейтрализовать свидетельство Лактанция, были мало продуктивны. Помимо традиционного противопоставления «сильный Диоктетиан/слабый Галерий» или наоборот, предпринимались усилия по исследования интеллектуального окружения Диоклетиана, которое либо могло лоббировать идею гонений, либо предоставить обоснование уже принятого решения.
Ранние гонения
Христиане в армии
По завершении войны с Персией Диоклетиан и Галерий отправились из Персии в сирийскую Антиохию. Лактанций сообщает, что прибыв в этот город, Диоклетиан принял участие в церемонии жертвоприношения и гадания с целью предсказания будущего. Гаруспики несколько раз безуспешно пытались прочитать знамения, после чего главный из них объявил, что причиной неудачи является влияние посторонних лиц. В то же время было замечено, что некоторые из христиан императорского окружения крестились во время мероприятия. Именно их объявили виновными в неудаче гадания. Взбешённый таким поворотом событий, Диоклетиан велел всем придворным принять участие в жертвоприношении. Также Диоклетиан и Галерий разослали письма военачальникам с требованием всем военнослужащим принести жертвы богам или покинуть армию. Поскольку Лактанций не сообщает о кровопролитиях в связи с этими событиями, христиане их императорского окружения их, вероятно, пережили.
Евсевий Кесарийский, современник этих событий, рассказывает похожую историю: командиры должны были предложить своим войскам выбор между жертвоприношением и разжалованием. Это были суровые - в случае отказа солдат терял возможность продолжения карьеры в армии, государственную пенсию и накопления - но не фатальные условия. Согласно Евсевию, чистка достигла поставленной цели, однако его изложение хода событий противоречиво, как и его оценка количества отступников. Евсевий также приписывает инициативу чистки Галерию, а не Диоклетиану.
Современный исследователь П. Дэвис предполагает, что Евсевий рассказывает о том же событии, что и Лактанций, однако основывался на слухах и не имел доступных последнему сведений о дискуссии, имевшей место в ходе императорского жертвоприношения. Поскольку чистке подверглась армия Галерия (свою Диоклетиан оставил в Египте для подавления беспорядков), именно его народная молва объявила инициатором. С другой стороны историк Д. Вудс полагает, что Евсевий и Лактанций рассказывают о двух совершенно разных событиях. Евсевий, по мнению Вудса, описывает начало чистки армии в Палестине, тогда как Лактанций повествует о событиях при дворе. Вудс утверждает, что соответствующее место хроники Евсевия было искажено в латинском переводе, и что Евсевий в оригинале указывал местом начало гонений крепость Беторис в современной Иордании.
Преследование манихеев
Первоначальные гонения продолжения не получили. Диоклетиан остался в Антиохии на следующие три года. Также он зимой 301 - 302 года посетил Египет, где совершил раздачу зерна в Александрии. В Египте несколько последователей пророка Мани были осуждены перед проконсулом Африки. 31 марта 302 года Диоклетиан, после консультации с проконсулом, приказал сжечь заживо предводителей манихеев вместе с их священными книгами. В истории Империи это был первый подобный случай. Некоторые из незнатных манихеев были казнены, знатные были сосланы в рудники Проконнеса (Мраморное море) или рудники Фено. Вся их собственность была конфискована в пользу императорской казны.
Тогда же, 31 марта 302 года, Диоклетиан в указе против манихеев обосновал суть своих претензий к манихеям - они представляли собой новую и ранее неслыханную секту, не могущую, в отличие от старых, пользоваться божественным покровительством. И если позволить им существовать, то они с течением времени отравят своим ядом всю империю.
Большинство исследователей считают преследования манихеев - приверженцев религии, зародившейся в Персии, обусловленными политическими причинами. Соответственно этому предлагаются различные датировки эдикта против манихеев, с 296 по 308 год. Версия о 302 годе впервые была обоснована Т. Моммзеном и поддержана Т. Д. Барнсом.
302-303 годы
Диоклетиан был в Антиохии в августе 302 года, когда началась следующая волна гонений. Поводом ля этого стало поведения диакона Романа, который прервал придворное жертвоприношение, громко осуждая происходящее.
Историография
Источники
Важнейшими источниками для периода Великого гонения являются сочинения современников событий - Евсевия Кесарийского и Лактанция. Восьмая книга «Церковной истории» рассказывает о событиях с 303 по 311 годы и содержит большое количество интересных подробностей о гонении, мучениках и положении христиан того времени, однако использование этого источника затрудняется тем, что при изложении событий историк не придерживался хронологического порядка. Другим недостатком является использование Евсевием во многих случаев слухов и сообщений сомнительной достоверности в качестве источника. Как следствие, данное произведение не позволяет составить ясную картину Гонения. Другим произведением того же автора, охватывающим тот же период, является «О палестинских мучениках». Задуманное Евсевием в продолжение восьмой книги «Церковной истории», это сочинение основано на личных наблюдениях автора, сделанных в Кесарии Палестинской. В данном случае хронология выдержана точно и достоверность изложения сомнений не вызывает. Поэтому, несмотря на пространственную ограниченность рамок повествования, оно является ценным источником. В памфлете Лактанция De mortibus persecutorum рассказывается обо всех гонителях христианства, но наиболее подробно автор останавливается на гонении Диоклетиана. Сочинение написано приблизительно в 314-315 году в Никомедии, в которой находилась резиденция Диоклетиана. Сочинение считается ценным источником, особенно по Никомедии, хотя содержащим субъективные оценки автора. Для других областей сведения Лактанция не так ценны.
Голова мраморной статуи Диоклетиана
Максимин, Цезарь из Палестины, Сирии и Египта с 305 до 312
Жан-Леон Жером Последняя молитва христианских мучеников (1883 г.)
Карта Римской империи времён Тетрархии, показывающая диоцезы и зоны, контролируемые тетрархами.
Константин Великий. Бронза. IV в. Рим.
Около 285 г. н. э. в Наиссусе, у цезаря Флавия Валерия Констанция I Хлора, римского наместника в Галлии, и его жены Елены Флавий родился сын Флавий Валерий Константин. Сам Констанций Хлор был человеком скромным, мягким и учтивым. В религиозном отношении он был монотеистом, поклонялся богу солнца Солу, который во времена Империи отождествлялся с восточными божествами, в особенности с персидским богом света Митрой - богом солнца, богом договора и согласия. Именно этому божеству он и посвятил свою семью. Елена по одним источникам, была христианкой (в окружении Констанция было много христиан, и он относился к ним очень доброжелательно), по другим - язычницей. В 293 г. Констанций и Елена вынуждены были развестись по политическим мотивам, но бывшая жена занимала по-прежнему почётное место при его дворе. Сына Констанций должен был с юных лет отправить ко двору императора Диоклетиана в Никомедию.
К тому времени Христианская Церковь играла уже очень большую роль в жизни Империи и христианами были миллионы людей - от рабов до высших чиновников государства. Много христиан было и при дворе в Никомедии. Однако в 303 г. Диоклетиан под влиянием своего зятя Галерия, грубого и суеверного язычника, решил уничтожить Христианскую Церковь. Начались самые страшные гонения на новую религию общеимперского характера. Тысячи и тысячи людей были зверски замучены за одну принадлежность к Церкви. Именно в этот момент юный Константин оказался в Никомедии и был свидетелем кровавой вакханалии убийств, вызвавшей в нём скорбь и сожаления. Воспитанный в обстановке веротерпимости, Константин не понимал политики Диоклетиана. Сам Константин продолжал чтить Митру-Солнце, и все его помыслы были направлены на то, чтобы укрепить своё положение в той сложной обстановке и найти дорогу к власти.
В 305 г. император Диоклетиан и его соправитель Максимиан Геруклий отказались от власти в пользу преемников. На востоке Империи власть перешла к Галерию, а на западе - к Констанцию Хлору и Максенцию. Констанций Хлор был уже тяжело болен и просил Галерия отпустить его сына Константина из Никомедии, но Галерий оттягивал решение, опасаясь соперника. Только через год Константину, наконец, удалось получить согласие Галерия на отъезд. Смертельно больной отец благословил сына и передал ему командование войсками в Галлии.
В 311 г. страдающий неизвестным недугом Галерий решил прекратить гонения на христиан. Видимо, он подозревал, что его болезнь - "месть бога христиан". Поэтому он позволил христианам "свободно собираться на свои сходки" и "возносить молитвы о безопасности императора". Через несколько недель Галерий умер; при его преемниках гонения на христиан возобновились, правда в меньших размерах.
Максенций и Лициний были двумя Августами, а Константин провозглашён сенатом Главным Августом. На следующий год на западе Империи началась война между Константином и Максенцием, поскольку Максенций претендовал на то, чтобы стать единоличным правителем. Лициний примкнул к Константину. Из 100-тысячного войска, расквартированного в Галлии и находящегося в распоряжении Константина, он смог выделить только четвёртую часть, а у Мак-сенция было 170 тыс. пехоты и 18 тыс. конницы. Поход Константина на Рим начинался, таким образом, в неблагоприятных для него условиях. Языческим богам были принесены жертвы, для того чтобы боги приоткрыли будущее, и их предсказания были плохими. Осенью 312 г. небольшая армия Константина подошла к Риму. Константин как бы бросал вызов вечному городу - всё было против него. Именно в это время религиозному цезарю стали являться видения, укрепившие его дух. Сначала он увидел во сне в восточной части неба огромный огненный крест. А вскоре ему явились ангелы, говорящие: "Константин, сим победишь". Вдохновлённый этим, цезарь приказал начертать на щитах солдат знак имени Христа. Дальнейшие события подтвердили видения императора.
Повелитель Рима Максенций не покидал города, получив предсказание оракула, что погибнет, если выйдет за ворота Рима. Войсками успешно командовали его полководцы, опираясь на огромный численный перевес. Роковым днём для Максенция стала годовщина получения им власти - 28 октября. Сражение вспыхнуло под стенами города, и солдаты Максенция имели явный перевес и лучшую стратегическую позицию, но события как бы подтверждают пословицу: "Кого Бог хочет наказать, того он лишает разума". Внезапно Максенций решил обратиться за советом к "Сивиллиным книгам" (сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий в Древнем Риме) и прочёл в них, что в этот день погибнет враг римлян. Воодушевлённый этим предсказанием, Максенций покинул город и появился на поле боя. При переходе Мульвинского моста возле Рима мост обрушился за спиной императора; войска Максенция охватила паника, они бросились бежать. Сдавленный толпой, император упал в Тибр и утонул. Даже язычники видели в неожиданной победе Константина чудо. Сам же он, конечно, не сомневался, что обязан своей победой Христу.
Именно с этого момента Константин стал считать себя христианином, однако крещения пока не принимал. Император понимал, что укрепление его власти неизбежно будет связано с поступками, противоречащими христианской нравственности, и поэтому не спешил. Быстрое принятие христианской веры могло не понравиться сторонникам языческой религии, которых было особенно много в армии. Таким образом, сложилась странная ситуация, когда во главе империи стоял христианин, формально не являющийся членом Церкви, потому что пришёл он к вере не через поиски истины, а как император (кесарь), ищущий Бога, защищающего и освящающего его власть. Это двусмысленное положение впоследствии стало источником многих проблем и противоречий, но пока, в начале своего правления, Константин, как и христиане, испытывал воодушевление. Отражением этого является Миланский эдикт о веротерпимости, составленный в 313 г. императором Запада Константином и императором Востока (преемником Галерия) Лицинием. Этот закон существенно отличался от указа Галерия 311 г., к тому же плохо исполнявшегося.
Миланский эдикт провозглашал веротерпимость: "Свободы в религии стеснять не должно, напротив, нужно предоставить право заботиться о Божественных предметах уму и сердцу каждого, по собственному его произволению". Это был очень смелый шаг, имевший огромное значение. Провозглашённая императором Константином религиозная свобода надолго осталась мечтой человечества. Сам же император впоследствии не раз изменял этому принципу. Эдикт предоставлял христианам право распространять своё учение и обращать других людей в свою веру. До сих пор это им было запрещено как "иудейской секте" (обращение в иудаизм по римским законам каралось смертью). Константин приказал вернуть христианам всё имущество, конфискованное во время преследований.
Хотя в период правления Константина провозглашённое им равноправие язычества и христианства соблюдалось (император разрешал родовой культ Флавиев и даже строительство храма "своему божеству"), все симпатии власти были на стороне новой религии, и Рим украсила статуя Константина с поднятой для крестного знамения правой рукой.
Император внимательно следил за тем, чтобы Христианская Церковь обладала всеми привилегиями, которыми пользовались языческие жрецы (например, освобождением от казённых повинностей). Более того, вскоре епископам дали право юрисдикции (ведения суда, судопроизводства) в гражданских делах, право отпускать рабов на свободу; тем самым христиане получили как бы свой собственный суд. Через 10 лет после принятия Миланского эдикта христианам было разрешено не участвовать в языческих празднествах. Таким образом, новое значение Церкви в жизни Империи получило юридическое закрепление почти во всех областях жизни.
Политическая жизнь Римской империи между тем шла своим чередом. В 313 г. Лициний и Константин остались единственными властителями Рима. Уже в 314 г. Константин и Лициний вступили в борьбу между собой; император-христианин победил в двух сражениях и добился присоединения к своим владениям почти всего Балканского полуострова, а ещё через 10 лет между двумя соперничающими владыками произошло решающее сражение. У Константина было 120 тыс. пехоты и конницы и 200 небольших судов, а у Лициния - 150 тыс. пехоты, 15 тыс. конницы и 350 больших трёхвёсельных галер. Тем не менее войско Лициния было разбито в сухопутном бою под Адрианополем, а сын Константина Крисп разгромил флот Лициния в Геллеспонте (Дарданеллах). После ещё одного поражения Лициний сдался в плен. Победитель обещал ему жизнь в обмен на отречение от власти. Однако драма на этом не закончилась. Лициний был выслан в Фессалоники и через год казнён. В 326 г. по приказу Константина был убит и его десятилетний сын, Лициний Младший, несмотря на то что его мать, Констанция, была сводной сестрой Константина.
Одновременно с этим император повелел убить и своего родного сына Криспа. Причины этого неизвестны. Одни современники считали, что сын участвовал в каком-то заговоре против отца, другие - что его оклеветала вторая жена императора, Фауста (Крисп был сыном Константина от первого брака), стремясь расчистить дорогу к власти для своих детей. Через несколько лет погибла и она, заподозренная императором в нарушении супружеской верности.
Несмотря на кровавые события во дворце, римляне любили Константина - он был сильным, красивым, вежливым, общительным, любил юмор и отлично владел собой. В детстве Константин не получил хорошего образования, но образованных людей уважал.
Внутренняя политика Константина заключалась в постепенном содействии превращению рабов в зависимых крестьян - колонов (одновременно с ростом зависимости и свободных крестьян), укреплении государственного аппарата и увеличении налогов, в широком предоставлении сенаторского звания богатым провинциалам - всё это усиливало его власть. Император распустил преторианскую гвардию, справедливо считая её источником внутригосударственных заговоров. К службе в армии широко привлекались варвары - скифы, германцы. При дворе было очень много франков, и Константин первым открыл варварам доступ к высшим должностям. Однако в Риме император чувствовал себя неуютно и в 330 г. основал новую столицу государства - Новый Рим - на месте торгового греческого города Византия, на европейском берегу пролива Босфор. Через некоторое время новая столица стала называться Константинополем. С годами Константин всё больше и больше тяготел к роскоши, и его двор в новой (восточной) столице был очень похож на двор восточного владыки. Император одевался в пёстрые шёлковые, расшитые золотом одежды, носил накладные волосы и ходил в золотых браслетах и ожерельях.
В целом 25-летнее правление Константина I проходило мирно, если не считать начавшейся именно при нём церковной смуты. Причиной этой смуты кроме религиозно-богословских споров было то, что взаимоотношения императорской власти (кесаря) и Церкви оставались невыясненными. Пока императором был язычник, христиане решительно защищали свою внутреннюю свободу от посягательств, но с победой императора-христианина (пусть пока и не принявшего крещения) ситуация принципиально менялась. По традиции, существовавшей в Римской империи, именно глава государства был верховным арбитром во всех, в том числе и религиозных, спорах.
Первым событием был раскол в Христианской Церкви Африки. Часть верующих были недовольны новым епископом, так как считали его связанным с теми, кто отрёкся от веры в период гонений при Диоклетиане. Они выбрали себе другого епископа - Доната (их стали называть до-натистами), отказались подчиняться церковным властям и обратились к суду кесаря. "Какое безумие требовать суда от человека, который сам ожидает суда Христова!" - воскликнул Константин. Действительно, ведь он даже не был крещён. Тем не менее, желая мира для Церкви, император согласился выступить в роли судьи. Выслушав обе стороны, он решил, что донатисты не правы, и тут же проявил свою власть: их вожди были отправлены в изгнание, а имущество Церкви донатистов конфисковано. Это вмешательство власти во внутрицерковный спор противоречило духу Миланского эдикта о веротерпимости, однако было воспринято всеми как совершенно естественное. Ни епископы, ни народ не возражали. Да и сами донатисты, жертвы гонений, не сомневались в том, что Константин имеет право разрешить этот спор, - они лишь требовали, чтобы гонения обрушились на их противников. Раскол породил взаимное озлобление, а гонения - фанатизм, и настоящий мир в Африканскую Церковь пришёл ещё очень не скоро. Ослабленная внутренними смутами, эта провинция через несколько десятилетий стала лёгкой добычей вандалов.
Но самый серьёзный раскол произошёл на востоке Империи в связи со спором с арианами. Ещё в 318 г. в Александрии возник спор между епископом Александром и его диаконом Арием о личности Христа. Очень быстро в этот спор оказались втянуты все восточные христиане. Когда в 324 г. Константин присоединил восточную часть Империи, он столкнулся с ситуацией, близкой к расколу, что не могло его не удручать, поскольку и как христианин, и как император он страстно желал церковного единства. "Верните мне мирные дни и спокойные ночи, чтобы я, наконец, нашёл утешение в чистом свете (т. е. - единой Церкви. - Прим. ред,)", - писал он. Для решения этого вопроса он созвал собор епископов, который состоялся в Никее в 325 г. (I Вселенский или Никейский собор 325 г.).
Прибывших 318 епископов Константин принял торжественно и с большим почётом в своём дворце. Многие епископы были жертвами гонений Диоклетиана и Галерия, и Константин со слезами на глазах смотрел на их увечья и шрамы. Протоколы I Вселенского собора не сохранились. Известно лишь, что он осудил Ария как еретика и торжественно провозгласил, что Христос единосущен Богу-Отцу. Собор проходил под председательством императора и решил ещё несколько вопросов, связанных с богослужением. В целом для всей империи это было, конечно, торжеством христианства.
В 326 г. мать Константина Елена совершила паломничество в Иерусалим, где был найден крест Иисуса Христа. По её инициативе крест подняли и медленно поворачивали на четыре стороны света, как бы посвящая Христу весь мир. Христианство победило. Но до мира было ещё очень далеко. Придворные епископы, и прежде всего Евсевий Кесарийский, были друзьями Ария. На соборе в Никее они согласились с его осуждением, видя настроения подавляющего большинства епископов, но потом пытались убедить императора в том, что Арий осуждён ошибочно. Константин (всё ещё не принявший крещения!), конечно, прислушивался к их мнению и поэтому вернул Ария из ссылки и предписал, вновь прибегнув к своей императорской власти, принять его обратно в лоно Церкви (этого не произошло, так как Арий умер по дороге в Египет). Всех непримиримых противников Ария и сторонников Никейского собора, и прежде всего нового александрийского епископа Афанасия, он отправил в ссылку. Это происходило в 330-335 гг.
Вмешательство Константина привело к тому, что арианский раскол растянулся почти на весь IV век и изжит был только в 381 г. на II Вселенском соборе (Константинопольский собор 381 г.), но это случилось уже после смерти императора. В 337 г. Константин почувствовал приближение смерти. Всю жизнь он мечтал креститься в водах Иордана, но политические дела мешали этому. Теперь, на смертном одре, больше откладывать было нельзя, и перед смертью его крестил всё тот же Евсевий Кесарийский. 22 мая 337 г. император Константин I скончался в Аквирионском дворце, близ Никомедии, оставив трёх наследников. Прах его погребён в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианина.
Значение Константина I Великого огромно. По сути с него началась новая эпоха и в жизни Христианской Церкви, и в истории человечества, получившая название "эпохи Константина", - период сложный и противоречивый. Константин первым из кесарей осознал всё величие и всю сложность сочетания христианской веры и политической власти, первым попытался осознать свою власть как христианское служение людям, но при этом неизбежно действовал в духе политических традиций и нравов своего времени. Константин дал Христианской Церкви свободу, выпустив её из подполья, и за это был назван равноапостольным, но однако он слишком часто выступал арбитром в церковных спорах, подчиняя тем самым Церковь государству. Именно Константин первым провозгласил высокие принципы веротерпимости и гуманизма, но не смог их претворить в жизнь. Начавшаяся дальше "тысячелетняя эпоха Константина" будет нести в себе все эти противоречия её основателя.