Деятельность как способ существования социального. Деятельность как способ существования людей
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА |
Рубрика (тематическая категория) | Культура |
Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере ᴇᴦο существования. В процессе деятельности происходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от животных человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связанные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех её этапов. В связи с этим выделяют такую разновидность деятельности, как мыслительную.
Субъектом деятельности , т.е. тем, кто се осуществляет, являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект , в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины - посуду, из кирпичей - дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.
Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человеческой деятельности.
Субъект, объект и орудие деятельности представляют и совокупности её структуру . Деятельность не должна быть полноценной без какого-либо элемента её структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата ʼʼголыми рукамиʼʼ - необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.
Деятельность имеет целенаправленный характер.
Размещено на реф.рф
Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель
-
это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель должна быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В тоже самое время, цель должна быть реальной. Можно поставить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпадать с реальными условиями окружающею мира и возможностями самого человека. Вне всяких сомнений, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Однако часто бывает, что одною желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средствами
могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкретные действия человека на пути к поставленной цели. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскаватор.
Размещено на реф.рф
Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА" 2015, 2017-2018.
В процессе своей жизни человек всегда действует. Он изучает окружающий мир, создает условия для своего существования, учится новому. Попробуем найти ответ на этот вопрос и кратко изучим тему 10 класса «Деятельность - способ существования человека».
Деятельность человека
И люди, и животные постоянно действуют, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт :
- Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
- Направлена на получение результата, продукта деятельности;
- В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир;
- Человек постоянно контактирует с другими людьми.
Потребность
Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:
- естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
- социальные (труд, творчество, общение);
- духовные (познание мира, самовыражение).
Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.
Деятельность человека имеет спланированный характер.
- цель
Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть.
- средства
Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.
- результат
Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Мотив
Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.
Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.
Виды деятельности
Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы :
- по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
- по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
- по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
- по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
- по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
- по степени оригинальности и внедрению нового: шаблонная и творческая.
Личность и деятельность
В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:
- игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр);
- учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность);
- труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага)
На всех этих этапах происходит также общение - непременный атрибут человеческой жизни.
Конспект урока по обществознанию 10 класс
подготовила Османова Леся Петровна
Тема урока: Деятельность – способ существования людей
Цель:
- образовательная: дать представление о деятельности человека и ее многообразии;
- развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;
- воспитательная: воспитание ответственности и долга и уважения к человеку.
Тип урока : комбинированный.
Х о д у р о к а
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
В чем состоит сущность мировоззрения?
Почему мировоззрение нередко называют стрежнем духовного мира личности?
Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
III . Изучение нового материала.
Класс делится на группы.
З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какой-либо работы (копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок, вбивать гвозди и т. д.).
– Что вы делали?
– Зачем вы это делали?
– Можем ли мы жить и ничего не делать?
– Осознаем ли мы то, что делаем?
– Отличается ли деятельность человека от «деятельности» животных?
– Присуща ли деятельность животным?
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.
Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Структура деятельности
З а д а н и е.Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.
З а д а н и е. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.
Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы, – культуру.
– Что является мотивом деятельности человека?
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.
З а д а н и е. Назовите известные вам потребности. Прочитав текст с. 47, объясните приведенные в учебнике виды потребностей. Выпишите их.
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
З а д а н и е. Заполнить таблицу:
деятельность
мотив деятельности
Учащиеся записывают свои потребности, определяют, что они будут делать для их осуществления и каков у них побудительный мотив.
Потребность удовлетворяется через благо.
Благо – некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.
З а д а н и е. Приведите примеры, какие блага вы знаете.
Потребности у людей в основе своей схожи, но вот набор благ, удовлетворяющих ту или иную потребность, различен. Он обусловлен как особенностями самой личности, так и спецификой тех общественных отношений, в которые она вступает.
З а д а н и е. Запишите все свои потребности и набор благ, которые удовлетворят эту потребность.
Блага, призванные удовлетворить мои потребности
Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.
Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека оказывают интересы.
Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.
– Как интересы влияют на взаимодействие людей в обществе?
Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая категория, как ценность.
Ценность – это свойство того или иного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным интересам.
– Какие бывают ценности? (духовные и материальные, индивидуальные и коллективные).
В систему ценностей человека и общества входят представления о добре, благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.
Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.
II. Закрепление изученного.
1) Как связаны деятельность и целеполагание?
2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?
3) каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?
4) Что побуждает человека к деятельности?
5) Каковы основные виды потребностей?
6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?
7) Что такое благо? Как связаны потребности и блага?
8) В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?
Домашнее задание: § 5 Документ с.53 вопросы и задания к документу 1-3 с.54
Говоря о деятельности человека, следует подчеркнуть, что именно этот процесс постоянно меняет мир и позволяет создавать людям то, чего изначально не было в природе.
Деятельность как способ существования
Только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающим миром. Деятельность настолько многогранный процесс, что любую занятость человека можно назвать этим словом.
Именно деятельность позволяет человеку создавать все необходимые условия для существования, постоянно познавать окружающий мир, удовлетворять духовные потребности и развиваться во многих направлениях. Деятельности присущи определенные черты.
Это - продуктивность, сознательность, общественный и преобразующий характер. Как раз эти черты отличают человека от животного, и в этом отличие человеческой деятельности от животного поведения.
Деятельность человека носит ярко выраженный сознательный характер. Человек способен выдвигать цели и может предвидеть результат своего труда.
Человек нацелен на получение определенного результата, в этом и заключается продуктивность .
Преображающий характер деятельности заключается в том, что она меняет мир, в котором живут люди, она способствует совершенствованию предметов, которые нас окружают и нас самих.
Мотивация деятельности
Мотивом считается побудительная причина деятельности. И одна и та же деятельность может выполняться совершенно по разным мотивам.
Но человеком зачастую движет не один мотив, а целая система мотивов и их многогранное сочетание.
В мотивации деятельности человека проявляются его убеждения, интересы, потребности и идеалы. И именно мотивация придает деятельности смысловое наполнение.
Многообразие деятельности
Выделяют различные виды человеческой деятельности, так как деятельность может исходить из совершенно разных оснований. Поэтому и существует несколько видов классификации многообразия деятельности.
Деятельность может быть духовной или практической, в зависимости от отношения человека к окружающему его миру. С изменением сознания связана духовная деятельность, а практическая - преображает материальные объекты нашего мира.
Еще одна классификация: реакционная и прогрессивная деятельность. В данном случае, деятельность человека связана с развитием человечества и ходом истории. Выделяют созидательные или разрушительные виды деятельности - они тоже относятся к общественному прогрессу и истории.
Также есть законная и незаконная деятельность человека, аморальная и моральная. Эти виды возникли по причине формирования определенных социальных норм и общекультурных ценностей.
Социальные формы объединения людей тоже внесли свои поправки в виды деятельности. Существует массовая, коллективная и индивидуальная деятельность. Существует еще множество классификаций видов человеческой деятельности: инновационная, творческая, шаблонная, изобретательская, монотонная и так далее.